Что понимают под целью в учебном процессе на уроках технологии

Реферат. Целеполагание на уроке технологии в соответствии с ФГОС.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Целеполагание на уроке технологии в соответствии с ФГОС.

Учитель технологии школа № 297

Саморай Владимир Антонович

изучить требования ФГОС к формулированию целей урока технологии.

— построить таксономию учебных задач урока технологии («Технический труд») в соответствии с определенными ФГОС образовательными результатами.

Целеполагание или постановка учебных целей, является одним из наиболее важных и вместе с тем наименее сформированным компонентом в структуре деятельности учителя.

Выскажу предположение, что во многом неопределенность, расплывчатость и общий характер целей урока являются результатом слабых знаний учителями требований руководящих документов, и в частности ФГОС.

1. На оперативном уровне с позиций системно-деятельностного подхода:

— педагогическая цель урока прогнозирует усвоение определенного объема информации, способов познания и применения освоенной информации, а также формирование личного отношения к изучаемым явлениям, процессам.

Таким образом, под целью урока понимается предполагаемый (мысленный) результат педагогической деятельности учителя и учащихся:

— чему и на каком уровне должны научиться на уроке учащиеся?

— какие ценностные ориентации они должны приобрести?

ФГОС устанавливает требования к достижению:

личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм);

метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации);

предметных (приобретение знаний и умений по предмету «Технология») результатов образования [ 36 ].

2. В традиционном подходе с позиций системно-деятельностного подхода:

цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет и т.п.

— учащиеся воспринимают учебный материал в готовом виде, осмысливают его запоминают;

— учитель старается не давать учащимся знаний в «готовом виде», а учит их приобретать и использовать знания, способы действий.

В педагогике определены требования к целям обучения:

— ориентированность на результат деятельности учащихся (цели ставятся для учащихся, самими учащимися и, как правило, предполагают законченность процесса);

— реальность, достижимость (указывают на конкретные результаты обучения);

— инструментальность, технологичность (должны определять конкретные действия по их достижению);

— диагностичность (должны поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).

В.П. Беспалько формулирует дидактику целеполагания:

а) точное и определенное описание формируемого качества личности, которое можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности;

в) возможность измерения интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;

г) существование шкалы оценки качества, опирающейся на результат измерения [ 4 ].

На основе дидактики целей Б.Блум сформулировал таксономию учебно-познавательных целей продвижения обучающегося по уровням усвоения учебного материала, овладения способами действий с учётом сформированности личностных качеств.

Нами определена таксономия учебных целей при изучении учебного материала на уроках технологии «Технический труд», ученики 5-х – 8х классов. (см. Таблица 3).

Таксономия учебных целей при изучении учебного материала на уроках технологии

Таксономия учебных целей

Характеристика учебных целей

Примерное содержание изучаемого учебного материала по технологии

1. Знание – узнавание (различение, распознавание, соотнесение)

Учащийся распознает, различает (узнает, выделяет) отдельные факты, стороны, свойства, признаки изучаемого понятия, объекта или действия.

Изучаются задачи предмета; классификация и описание назначения, общего устройства и применения инструментов, станков; сведения об общей структуре производственного процесса, его составляющих (технологических процессах, операциях, переходах и др.)

У учащегося возникает целостный образ изучаемого понятия, объекта (действия). Он воспроизводит по памяти учебный материал: термины; конкретные факты; методы и процедуры, определения понятий, правила и приемы и т.п.

Учащийся достаточно глубоко понимает изучаемый материал (существенные признаки понятия, объекты, явления), может объяснить, интерпретировать изученный учебный материал, обосновать ответ, привести собственные примеры.

Изучаются: технико-технологические понятия; вопросы общей технологии изготовления изделий; свойства и способы получения материалов; компоненты технологического процесса; особенности конструкций оборудования, инструментов, приспособлений, процессов, явлений, функций и т. д.

4. Применение знаний (по образцу, алгоритму)

Учащийся применяет на практике полученные им теоретические знания (понятия): решает задачи с использованием усвоенных алгоритмов, обобщенных способов действий, умеет увязать изучаемый материал с практикой.

Изучаются: планирование технологических процессов; расчет режимов обработки, наладки инструментов. приспособлений; способы разборки, сборки, диагностики неисправностей, правила управления и обслуживания и т.д.

Учащийся может разложить учебный материал на составляющие, на основе различных признаков выделить его структурные компоненты; видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями

Изучаются: узловые, вопросы учебного материала; закономерности, процессов и их сущность; принципы устройства и работы машин, механизмов, приборов, инструментов, особенности их устройства и работы; теоретические основы технологических процессов и их сущность; принципиальные, кинематические, монтажные схемы; причины неисправностей различных технических устройств и способы их устранения

Учащийся умеет комбинировать элементы учебного материала; определить место каждого учебного элемента в общей системе знаний, предлагает план (алгоритм) проведения диагностики, эксперимента, использует знания из разных областей для решения производственных задач

Учащийся умеет оценивать значение того или иного учебного материала исходя из внутренних и внешних критериев качества

Изучаются: достоинства и недостатки изучаемых технических объектов (изделий, инструментов и оборудования), технологических процессов на основе всех предшествующих уровней знаний, принципов конструирования и построения технологических процессов

Предложенная в таблице таксономия учебных целей является условной, тем не менее, позволяет определить уровень усвоения учебного материала, и сформулировать диагностичные цели или задачи обучения, например:

1. На уровне узнавания:

— ознакомиться с назначением инструмента;

— закрепить первоначальные знания об основных этапах проектирования изделия.

2. На уровне представления:

— представлять способы планирования технологического процесса.

3. На уровне понимания:

— осмыслить (осознать) процесс работы сверлильного станка;

— усвоить понятие «технологическая машина.

4. На уровне применения знаний (умений):

-уметь определять технологию изготовления «детали типа ступенчатый вал;

— уметь применять технологические знания для расчета режимов резания на токарном станке.

5. На уровне мышления (анализа, синтеза, оценки):

— научиться анализировать (синтезировать) конструкцию объекта труда;

— научиться выполнять приемы аналитической (оценочной) деятельности в процессе изучения разных способов закрепления заготовки.

Существуют и другие подходы к определению целей учебного занятия. Так, в педагогической науке и практике широко используется методика В.П. Беспалько, который устанавливает 4 уровня усвоения знаний:

— ученический (действия с подсказкой);

— алгоритмический (действия по памяти, алгоритму);

— эвристический (домысливание информации);

— творческий (выполнение творческих заданий) [ 4 ].

Кроме целей, направленных на реализацию предметных и метапредметных результатов обучения на уроках технологии, необходимо также планировать цели по достижению личностных образовательных результатов.

Данные цели имеют воспитательную, развивающую направленность, характеризуются ценностными ориентациями учащихся, а именно:

-выражением желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

-осознанием необходимости общественно-полезного труда, норм и правил научной организации труда;

-проявлением познавательных интересов к изучаемой технике и технологиям;

-формированием определенных личностных качеств (аккуратности, трудолюбия, ответственности, культуры труда, самостоятельности, бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам);

-развитием психических процессов: воли, внимания, памяти, технико-технологического и экономического мышления, творческих способностей и др.

-самооценкой умственных и физических способностей, готовностью к предпринимательской деятельности;

— готовностью к рациональному ведению домашнего хозяйства;

— планированием образовательной и профессиональной карьеры;

— становлением самоопределения в сфере будущей профессиональной деятельности и др.

В отличие от образовательных, продиагностировать личностные результаты урока значительно сложнее. Вместе с тем, в психолого-педагогической науке и практике разработано достаточно большое количество различных методик выявления уровня сформированности тех или иных качеств личности, уровня развития различных психических процессов.

ФГОС также ориентирует учителя технологии на формирование у учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Поскольку учебные действия являются средством достижения образовательных результатов, то их следует отражать в задачах урока.

Исходя из приведенного выше анализа психолого-педагогической литературы по проблеме целеполагания, требований ФГОС, предлагаем следующий алгоритм целеполагания:

На третьем этапе по каждой учебной цели определяются задачи урока, ориентированные на выполнение учащимися учебных действий, предпочтительно УУД (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных), ведущие к достижению этой цели.

Рассмотрим это на примере конкретного урока по теме: «Технологическая операция «опиливание»

Цель урока: В процессе изучения технологической операции «Опиливание» достичь следующих образовательных результатов (Чему должны научиться учащиеся, чего достичь в результате урока):

уметь диагностировать результаты выполнения операции опиливания по принятым критериям и показателям (2 уровень овладения действием-первоначальное умение)

усвоить понятие процесса опиливания (Познавательная сфера – 3 уровень усвоения знаний – осмысление);

— уметь обосновать показатели качества промежуточных и конечных результатов выполнения операции опиливания (Трудовая сфера – 3 уровень осмысления)

Задачи урока позволяют достичь указанных выше учебных целей и определяют необходимые учебные действия, в том числе УУД:

— создать ориентировочную основу действий (Что и как делать?) при выполнении приемов опиливания плоской поверхности»;

— на основе анализа выполнения приема опиливания и состояния обработанной поверхности заготовки выявить и осознать показатели качества выполнения операции опиливания;

— выполнить упражнения и практическую работу по опиливанию плоской поверхности заготовки

определить и принять учебную цель (задачи) на урок;

— выполнить действия по контролю выполнения приемов и операции опиливания.

осуществить внешнеречевую деятельность при обсуждении приемов работы напильником и правил безопасной работы;

-осуществить коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, одноклассниками в группе.

выполнить самооценку результатов своей работы.

Следует отметить, что указанные выше цели рассматриваемого урока и соответственно – задачи, могут быть изменены, дополнены учителем по своему усмотрению.

Таким образом, предложенный нами вариант целеполагания позволяет во-первых, сформулировать учебные цели урока в соответствии с образовательными результатами, во вторых, указать необходимые учебные действия для достижения планируемых результатов, а это в свою очередь дает возможность осмысленно подойти к конструированию содержания, методов и средств обучения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методы обучения на уроках технологии

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Подготовила: Ширяева Анна Юрьевна

Учитель технологии ЦО №1444

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития. Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные – менее опытным и т.д. По мере развития человеческого общества опыт человечества становится все объемнее и многообразнее. Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом социального изучения. На определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта, который невозможно было освоить в ходе естественного существования. С этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал целенаправленным. Это явление получили название педагогический процесс.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие старшего и младшего. Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Педагогика – это наука изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом дисциплины «технология» является взаимодействие целей, содержания и процесса обучения.

Концепция технологического образования принятая за основу выдвигает следующие цели и задачи образовательной области «Технология»:

Повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный.

Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения.

Воспитывать учащегося как личность.

Привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений.

Умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу.

Определение целей урока.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определить цели и задачи, как всего раздела учебной программы так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе понимают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Формулируются три вида целей урока:

Многие ученые предлагали разные классификации методов обучения. Например, Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. М.Н. Скаткин разработал классификацию по уровню включения в продуктивную деятельность. Совершенно другой подход был использован Е.И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе, предложившими классифицировать по источникам получения знаний. Сложив многие классификации, ученые выделяют следующие методы:

3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения проблемы.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемные, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5. Исследовательский метод. Задачу, поставленную учителем учащиеся решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.

Для разработки уроков по технологии чаще используется метод объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения и репродуктивный метод.

Выбор формы организации деятельности учащихся.

Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельности школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть организована конкретная работа на данном занятии.

В настоящее время на уроках технологии установились три формы организации учащихся:

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых, важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Для урока практического обучения наиболее подходит звеньевая форма организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.) Состав группы постоянен. Учащиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь личными взглядами( дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем, чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления. Работой группы руководит бригадир, которого ученики выбирают самостоятельно и который меняется на каждом следующем уроке.

Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда.

Учебно-материальное оснащение урока.

Видные ученые-педагоги (Э.Д.Новожилов, В.М.Казакевич, А.Ф.Ктиторов) высказывают убеждение, что учитывая особенности подросткового возраста детей, с целью их физического и умственного развития ручной труд в школьных мастерских в определенной мере должен быть сохранен.

В процессе формирования технологических умений у школьников успех будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации труда и выбору объектов работы, педагогического анализа и воспитательно-образовательной ценности всей деятельности школьников в учебных мастерских.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совместными.

Одним из важнейших условий работы в школьных мастерских является обеспечение учебного процесса необходимыми инструментами (индивидуального и общего пользования), приспособлениями и средствами наглядности. В соответствии с нормами разработаны типовые «Перечни для учебно-производственных мастерских различных типов». Типовые перечни разработаны также для кабинетов технологии.

Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для обучения необходимыми инструментами и пособиями является предметом заботы учителя и руководителя учебного заведения.

Проведение организационной части урока.

Организационная часть урока очень важна, т.к. школьники должны настроиться на урок, на работу. Важно переключить внимание учащегося с предыдущего урока на следующий.

Организационная часть может занимать 3-4 мин.

а) контроль посещаемости ( перекличка)

б) проверка готовности к уроку

Проведение вводного инструктажа.

Водный инструктаж может составлять 5-7 мин. Здесь следует напомнить учащимся технику безопасности для конкретного урока, санитарно-гигиенические требования, культуру поведения в классе и в мастерских.

Формирование мотивации-5 мин.

Здесь важно заинтересовать ученика, рассказать, что после данного урока ученик сможет сам приготовить то или иное блюдо, сам сделать ту или иную вещь.

Для проведения любого урока очень важна мотивация ученика. Любой учащийся может спросить: « Зачем мне это нужно? Как мне это пригодится в жизни?» Задача учителя так заинтересовать школьника, чтобы он выполнял задание с интересом, с творческим подходом и увидел конечный результат своей работы. Будет ли приготовление какого-либо блюда, пошив изделия или выпиливание чего-либо из дерева.

Описание видов мотивов и оценка их влияния на познавательную деятельность учащихся.

Формирование содержательных мотивов учения является одним из важнейших событий в развитии школьника.

Учебный интерес представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой. Именно это переживание побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации (внутренняя мотивация).

Процесс решения учебных задач является мощным стимулом к развитию чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения.

Приемов мотивации может быть несколько:

1) сообщение учебных и развивающих целей урока;

2) показ значения новых знаний и умений для учащегося;

3) показ образцов качественно выполненной работы учителем или учениками;

4) показ привлекательности профессии;

Процесс формирования мотивации заключается в заинтересованности ребенка делать то или иное действие. В этом разделе можно продемонстрировать образцы качественно выполненной работы учителем или другими учениками. Возможно, рассказать, что другой класс выполнял эту же работу и как хорошо у них получилось.

При разработке методики проведения практических уроков используются и материальные и идеальные средства обучения (рассказ, работа с учебником, наглядные пособия).

Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.

Эта группа методов является наиболее крупной и проработанной. Некоторые методы при различной форме организации могут применяться для достижения различных задач обучения.

получения новых знаний;

выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;

закрепления изученного материала;

организации взаимодействия учащихся.

Приемы изложения (методы) бывают словесными и наглядными. К словесным методам относятся:

Этот метод наиболее распространенный в организации учебной деятельности. Рассказ- это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Чаще этот метод используется, когда в него вкраплены другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и т.д.

Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся ( выписывание основной мысли, конспектирование).

Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.

Методы беседы обладают рядом следующих достоинств:

активизирует деятельность учащихся;

развивает их память и речь;

помогает контролировать знания;

К наглядным методам относятся:

Это один из важнейших методов. Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы.

Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры и параллельно приобретает умение работать с книгой.

Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.

Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.

Этот метод представляет собой синтез словесных и наглядных приемов, связанных с демонстрацией кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр.

Описание процесса реализации межпредметных связей.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом. Практически любая тема курса «Технологии» позволяет выявить и реализовать межпредметные связи. Например, раздел кулинарии тесно переплетается с природоведением. При приготовлении салатов ученики вспоминают где, и при каких климатических условиях растут овощи или фрукты. При приготовлении различных каш ученики из курса природоведение знают, как растут рожь или пшеница и как потом получаются крупы. При приготовлении хлебобулочных изделий ученики также из курса природоведения знают, откуда берутся яйца или как получается мука. Так же кулинария тесно связана с физикой (нагревание и кипение воды, работа с духовым шкафом и с плитами).

Описание процесса реализации развивающих целей урока.

Развивающие цели предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Атмосфера занятия, совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

К развивающим целям можно отнести:

Развивать у школьников умение:

— применять имеющиеся знания на практике

Развивать у учащихся профессиональные интересы

Готовить школьников к сознательному выбору профессии

Развивающая цель должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Описание процесса реализации воспитательных целей урока.

Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные и личностные качества. На уроках технологии создаются наиболее благоприятные условия для трудового воспитания, развития общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать восприимчивость к новому, так же развивать экологическое мышление.

К воспитательным целям можно отнести:

формировать творческое начало

совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание

формировать осознанную потребность в труде

воспитывать инициативу и самостоятельность

В процессе разработки методики проведения уроков преследуется несколько воспитательных целей.

Во-первых, на уроках практического обучения ученики могут поэкспериментировать, проявить свое творческое начало, у ребят вырабатывается положительное отношение к труду и формируется инициатива и самостоятельность.

Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой учебной информации.

Отдельную группу составляют методы проверки знаний у школьников. Текущие наблюдения педагога позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать уровень необходимых знаний, умений и навыков.

При разработке методики проведения урока можно использовать устный контроль, т.е. попросить учеников (1-2 человека) рассказать последовательность выполнения конкретного задания. К остальным ученикам применим письменный контроль с тем же заданием. Здесь уместнее сделать тестовые задания. Тест предопределяет краткую, ясную формулировку задания.

Ряд ученых утверждают, что главное преимущество заданий в тестовой форме проявляется в четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля.

Список использованной литературы

Н.Н.Малюков, В.К.Устименко. Методические указания. Москва 2003г.

С.А.Смирнов. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия». Москва 1999г.

Г.И.Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательский центр «Академия». Москва 2002г.

В.М.Казакевич. А.В.Марченко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Издательство «Дрофа». Москва 2000г.

В.Д.Симоненко. Учебник «Технология» 6 класс. Издательство «Вентана-Граф» Москва 2000г.

Е.В.Якушина. Методические рекомендации. Издательство «Интерсигнал» Москва 1997г.

И.А.Белоусова. Организация питания в школе. Издательство «Учитель» 2007г.

А.Я.Лабзина. Обслуживающий труд. Издательство «Просвещение» 1982г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *