Что понимают под цифровой трансформацией образования выберите один ответ
Цифровая трансформация современного образования
Цифровая трансформация – что это?
Фронтальное обучение всех
Персонализированное обучение каждого
Рутинные операции в ручном режиме
Заполнение отчетности вручную
Источник: национальныепроекты.рф
Что входит в цифровую трансформацию?
•Персонализация обучения
•Цифровая образовательная среда
•Оценивание по цифровому портфолио
•Принятие решений на основе данных •Переход на электронный документооборот
• в развитии цифровой экономики России
Цифровая образовательная среда
Принятие решений на основе данных
Трансформация методов обучения
•Смешанное обучение
•Обучение вне стен классной комнаты
•Мобильное обучение и BYOD
Обучение вне стен классной комнаты
Мобильное обучение и BYOD
Цифровые платформы учебного содержания
Трансформация системы управления
Создание системы управления образовательной организацией: переход к 2024 г. 100% образовательных организаций на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности.
Источник: Focus foundation
Использование технологий в управлении
•Кванториумы
Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение от 2 декабря 2021 г. № 3427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности министерства просвещения РФ до 2030 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.
Минпросвещения России вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказывает государственные услуге и управляет государственным имуществом в вышеперечисленных сферах.
Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
Как следует из документа, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год – 37,5%, 2023 год – 39,5%, 2024 год – 40,8%, 2030 год – 100%.
Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ).
Напомним, указом президента РФ в июле 2020 года были установлены национальные цели развития страны до 2030 года, одной из таких целей в документе указывается «Цифровая трансформация».
Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация»:
Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.
Задачами цифровой трансформации являются:
Целевые показатели в области цифровой трансформации образования на 2024 год
Цифровая трансформация образования: настоящее и будущее
Вопросы для обсуждения:
3. Какие из обсуждаемых и уже применяемых форм цифрового обучения, на Ваш взгляд, наиболее предпочтительны?
5. При обучении каким профессиям и специальностям цифровые средства уже используются широко и разносторонне?
6. Видите ли Вы какие-либо преимущества ( если да, то в чем) обучения с помощью виртуальной и дополненной реальности?
7. Как изменится реальное обучение и роль преподавателя?
Блинов В.И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения/ В.И.Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю.Есенина, И.С. Сергеев / Москва :Изд-во «Перо». 201., 71 с.
Диджитализация – процесс цифровой трансформации общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mentamore.com/socium/didzhitalizaciya.html
Николаев К. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя / Кирилл Николаев, Шекия Абдуллаева. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knigogid.ru/books/761049-intellektualnyy-insult/toread
Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации — Изд. дом ГУ-ВШЭ, М.: 2018. — 168 с.
Материалы к теме круглого стола
Цифровизация образования: вызов современности.
Автор: Ахмедьянова Лия Васильевна
Эссе Как изменится реальное обучение и роль преподавателя Порецкий Кирилл ПрИс-301п
Автор: Порецкий Кирилл Владимирович
Цифровизация образования: дар прогресса или комплексный ущерб
Автор: Черепанова Снежана Александровна
Какие из обсуждаемых и уже применяемых форм цифрового обучения, на Ваш взгляд, наиболее предпочтительны?
Автор: Литвинова Мария
Автор: Ляпустина Полина Анатольевна
Автор: Шишкин Михаил
Видите ли Вы какие-либо преимущества ( если да, то в чем) обучения с помощью виртуальной и дополненной реальности?
Автор: Дульцев Даниил Сергеевич
Как изменится реальное обучение и роль преподавателя?
Автор: Золотарев Василий Константинович
При обучении каким профессиям и специальностям цифровые средства уже используются широко и разносторонне?
Автор: Пшеничный Евгений
Видите ли Вы какие-либо преимущества ( если да, то в чем) обучения с помощью виртуальной и дополненной реальности?
Автор: Мясников Никита Юрьевич
МОЙ СОБСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЦИФРОВУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ.
Автор: Царилунга Анастасия Михайловна
Автор: Андрианова Валерия
Преимущества обучения с помощью виртуальной реальности
Автор: Полушина Арина
цифровая трансформация
Автор: Сухинина Ксения Александровна
Видите ли Вы какие-либо преимущества ( если да, то в чем) обучения с помощью виртуальной и дополненной реальности
Автор: Шуматбаев Максим Александрович
Цифровое образование и гаджетомания
Автор: Сергеева Дарья Юрьевна
Как изменится реальное обучение и роль преподавателя?
Автор: Хорольская Анастасия
Автор: Сидорова Анастасия Владимировна
кейс 3
Автор: Корюков Алексей
Автор: Котов Александр Евгеньевич
Общая и профессиональная педагогика
Автор: Мельников Денис
Автор: Рябова Алёна
Видите ли Вы какие-либо преимущества ( если да, то в чем) обучения с помощью виртуальной и дополненной реальности?
Автор: Куликов Станислав Алексеевич
Автор: Селиванова Надежда Александровна
Автор: Морковкин Илья
Автор: Назмутдинов Андрей Денисович
Автор: Власов Кирилл
Автор: Падеряков Алексей Викторович
Автор: Носков Евгений Александрович
При обучении каким профессиям и специальностям цифровые средства уже используются широко и разносторонне?
Автор: Мальцева Александра Владимировна
Как происходит цифровая трансформация образования
Почти в каждом классе современной школы можно найти интерактивную доску, многие учителя используют социальные сети и мессенджеры, чтобы оставаться на связи с учениками и задавать им домашку. Как ещё использовать технологии в образовании? Наш блогер Олеся Дворак перевела статью о том, как устроено цифровое образование.
Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизованы, но образовательные организации только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию.
Цифровизация школы всегда должна включать в себя создание новых, более эффективных процессов обучения и преподавания в области информационных технологий, которые делают возможными новые процессы, а не просто заменяют ручки или доски электронной версией. Технология всегда должна приносить пользу педагогике.
Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя студентам предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.
Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.
Роль цифровых инструментов в обучении и преподавании
1. Медиа
Информационные технологии действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные объекты, видеоклипы и онлайн-журналы.
2. Информационный ресурс
Поиск информации является ключевым предложением интернета и информационных технологий. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной библиотекой». Там много источников, которые можно найти через службы поиска и базы данных статей. Также в «Википедии», совместно созданной онлайн-энциклопедии, можно найти полезную информацию для преподавания и обучения.
3. Связь
Общение — одна из наиболее важных возможностей, которые обеспечиваются технологиями. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции. Учащиеся могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях. Диалог между учениками и репетиторами онлайн — ещё одна форма общения. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда.
4. Инструмент для создания контента
Информационно-коммуникационные технологии наиболее полезны, когда учащиеся используют их для создания собственного контента. Учащиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку и так далее на компьютерах или мобильных устройствах. Более продвинутая форма использования информационных технологий подразумевает, что учащиеся создают интерактивный контент и используют программы и алгоритмы в своих выходных данных.
5. Канал публикации
Интернет и социальные сети могут быть использованы для публикации совместных результатов учащихся или всей группы. Например, учащиеся могут создавать онлайн-журналы или публиковать собственные музыкальные фрагменты или видеоклипы. Публикация результатов учащихся часто имеет мотивирующий эффект — «работа проделана не только для того, чтобы учитель мог с ней ознакомиться».
6. Инструмент для разработки собственных концептуальных артефактов
Используя информационные технологии, учащиеся могут разрабатывать свои собственные концептуальные артефакты: концептуальные карты, диаграммы или графики. В этом случае ИТ выступают в качестве важного инструмента мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда учащиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы мышления.
7. Платформа для совместного создания знаний
Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения. Например, дискуссионные форумы. Принцип совместного создания знаний заключается в том, что совместное формирование информации — создание знаний — способствует лучшему обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии их можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.
8. Думающий спутник
В современном информационном обществе роль компьютера или информационно-коммуникационных технологий приближается к роли мыслящего партнёра. Хотя компьютеры ещё не способны думать самостоятельно, они могут поддержать мыслительные процессы учащихся, например задавая аналитические вопросы и размышления (или отражая мысли).
Цифровое обучение
Основная цель цифрового обучения не в технологии, а в том, что информационные технологии как метод делают возможным новое в обучении и преподавании. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые не могут быть реализованы на практике иначе. Цифровое обучение вводит несколько педагогически значимых методов работы для контактного и дистанционного обучения. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях.
Цифровое обучение может состоять, например, из онлайн-обучения и систематической работы с учебными заданиями
Задачи обучения определяют, как учащиеся наблюдают и обрабатывают информацию, как они учатся. Поэтому цель учебных заданий всегда состоит в том, чтобы узнать что-то новое, а не проверить то, что уже изучено. Ещё одним ключевым элементом цифрового обучения является создание знаний. Учащиеся объединяют и конструируют новые для себя знания, используя разные источники: веб-страницы, книги, журналы или личный опыт и наблюдения. Обучение — деятельность, в которой учащиеся создают новую информацию.
«Онлайн-образование — это просто инструмент. Как глиняные дощечки в незапамятные времена»
Создание знаний также может быть совместным. Цифровое обучение позволяет легко обсуждать и развивать идеи вместе с учителем и другими учениками. Поэтому важно публиковать идеи и результаты, находящиеся в процессе разработки, получать отзывы о них в ходе процесса и развивать их вместе. Если учащиеся получают обратную связь только в конце учебного процесса, они не смогут использовать её в процессе обучения.
Как разработать эффективный процесс цифрового обучения?
Преподаватели влияют на обучение в режиме онлайн с помощью техник, которые отличаются от тех, которые используются в контактном обучении. Поэтому цифровое обучение должно быть изучено и разработано в большей степени.
Разработка традиционного контактного обучения основывалась на деятельности учителя и учебного процесса, в то время как при разработке цифрового обучения отправной точкой должно быть проектирование процесса обучения учащегося. Чтобы понять, какие действия учителя и руководства, какие задачи будут способствовать процессу обучения, необходимо сначала разработать сам процесс обучения или понять, какая познавательная деятельность нужна ученику для изучения вопроса. Это можно считать сменой парадигмы в учебном дизайне.
Отправной точкой для разработки процесса цифрового обучения является определение цели обучения, а также предыдущие знания и компетенции учащихся. Понимание компетенции, знаний и навыков, приобретаемых в результате процесса обучения на основе предыдущей компетенции учащихся, даёт чёткую основу для построения процесса обучения. Ключевой проблемой при проектировании является признание того, что разные учащиеся учатся и достигают компетентности в соответствии с целями по-разному.
Как люди учатся? Обучение основано на процессе преподавания. Его различные элементы: учебная ситуация, учебные задачи, само преподавание, а также тьюторство и обратная связь — тесно связаны друг с другом и формируют единый временной континуум. В цифровом обучении учебные ситуации, как контактные, так и дистанционные, равномерно распределены. Процесс цифрового обучения определяется инструкциями и обратной связью в течение всего учебного процесса, на основе которого учащиеся развивают свою собственную компетентность.
Фото: Shutterstock (Syda Productions)
Статья «Цифровая трансформация в образование: вызовы современного общества
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества
МБОУ СОШ № 47 г. Белгорода
Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.
Нормативную базу применения цифровых технологий заложил Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии (ст.16).
Цифровые ресурсы прочно входят в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, то цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве.
Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Ричард Райли сказал: «Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами».
Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя. Согласно аналитическому отчету «Цифровая трансформация в России 2018. КМДА. Октябрь 2018» 42% респондентов важной компетенцией педагога посчитали понимание сути цифровой трансформации. Преподаватели должны знать/уметь:
Особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;
Возможности цифровой среды для преподавания;
Тенденции развития цифровой грамотности гражданина;
Основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;
Осознанно формировать персональную обучающую среду;
Выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;
Анализировать образовательные данные;
Применять технологии смешанного и адаптивного обучения.
T-shape люди (профессионалы нового уровня) должны уметь быстро учиться, синтезировать идеи из разных областей, иметь способность к адаптации.
Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на :
1.Совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;
2.Развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;
3.Опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
как преподаватели должны на это реагировать.
Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.
Документы, которые регулируют использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе.
Решение этого вопроса в наших руках. Мы сами определяем, как реагировать на вызовы, возникающие в процессе цифровой трансформации. Осознанное обращение к образовательным концепциям может оказаться очень полезным при ответе на многие вопросы, связанные с цифровизацией и медиатизацией и, наконец, поможет поразмышлять о многогранных аспектах работы учебной организации.
1 . КМК (Конференция министров культуры) (2017): Образование в цифровом мире.
2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».