Что понимают под загрязнением окружающей среды география 10 класс
Загрязнение и охрана окружающей среды
Урок 9. География 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Загрязнение и охрана окружающей среды»
Загрязнение и охрана окружающей среды
Загрязнение и охрана окружающей среды – очень важный вопрос, так как он входит в список глобальных проблем человечества. Рассмотрим более подробно, какие существуют виды загрязнения окружающей среды, и какие существуют пути решения главных природоохранных проблем.
Под загрязнением окружающей среды понимают такое нежелательное ее изменение в результате антропогенного вмешательства, которое приводит к поступлению различных вредных веществ и соединений. Главным источником загрязнения окружающей среды служит масса отходов, которая поступает туда в результате хозяйственной деятельности человека. К началу 21 века это количество составляло 300 млрд тонн.
Различают количественное и качественное загрязнение окружающей среды. Количественное загрязнение возникает в результате поступления в окружающую среду в гораздо большем количестве тех химических элементов, которые встречаются в природе в естественном состоянии. А качественное загрязнение – это загрязнение окружающей среды теми химическими веществами и соединениями, которых нет в природе в естественном состоянии. Как правило, это отходы промышленности.
Выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды: это загрязнение литосферы, загрязнение гидросферы и загрязнение атмосферы. Рассмотрим более подробно каждый вид загрязнения.
Виды загрязнения окружающей среды
Основным загрязнителем литосферы являются отходы. Они подразделяются на бытовые, промышленные, сельскохозяйственные отходы и шлам (илистый остаток, извлеченные из сточных вод). Из перечисленных видов отходов полностью утилизируются только сельскохозяйственные, остальные же либо просто складируются, либо сжигаются.
Твердые бытовые отходы (ТБО) – это совокупность твердых отходов, которые возникают в результате бытовой деятельности человека. По данным Всемирного банка около 3 млрд горожан за год производят 1,3 млрд тонн бытовых отходов, или 1 человек производит примерно 1 килограмм 200 грамм бытового мусора в день.
Общий объем твердых бытовых отходов
Мировыми лидерами по общему объему мусора являются США, Китай, Бразилия. К 2025 году позиции стран изменятся. На первое место выйдет Китай, за ним будут расположены США и Индия.
Более серьезные опасения вызывает загрязнение литосферы промышленными отходами. К промышленным отходам относят продукты, предметы, материалы, изделия, которые получились в результате промышленного производства. При этом в таких отходах всегда содержатся вещества, которые способны оказывать токсическое воздействие как на почву, так и на живые организмы. Неблагоприятное влияние на окружающую среду оказывает и горно-добывающая промышленность. В результате добычи полезных ископаемых шахтным и открытым путем происходит разрушение почвенного покрова, появление так называемых бэдлэндов – дурных земель. В настоящее время они занимают уже 1% площади всей суши.
Загрязнение гидросферы происходит благодаря работе промышленных предприятий, транспорта, сельского и коммунального хозяйства. Главным источником загрязнения вод в промышленности являются сточные воды. Их общий годовой объем достигает 3 тыс. км³. Для того, чтобы нейтрализовать такие воды, их необходимо разбавить чистой водой в объеме 10 тыс. км³. Поэтому эта причина является главной в вопросе обострения проблемы пресной воды на Земле.
Многие реки мира в настоящее время сильно загрязнены не только сточными водами, но и бытовыми отходами. Так самой грязной рекой в мире является река Читарум в Индонезии, на острове Ява. Она расположена рядом со столицей страны и собирает в себе отходы девятимиллионного города. Теперь собирать в ней отходы гораздо выгоднее, чем ловить рыбу. Но загрязнёнными являются не только реки, но и многие моря, и даже некоторые части океана. Самым загрязненным морем является Средиземное море. Оно содержит в себе более 1950 предметов отходов. Интересно, что в 1 литре средиземной воды содержится от 9 до 11 грамм нефтепродуктов, тяжелые металлы и различные нечистоты. Этот пример показывает, что воды гидросферы загрязняются не только бытовым мусором, т.е физическим способом, но и химическим, так как в воду попадают различные химические вещества и соединения, например, в ходе нефтедобычи или аварий на нефтетанкерах и нефтевышках, расположенных в океане. Совсем недавно одна из таких аварий произошла в Мексиканском заливе, 20 апреля 2010 года, когда взорвалась нефтяная платформа. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 км побережья, погибло более 6800 животных. Кроме нефтяного загрязнения, источником загрязнения вод Мирового океана является радиоактивное загрязнение, так как некоторые страны мира захоранивают на океаническом дне радиоактивные отходы.
К сожалению, загрязнение окружающей среды достигло такого размера, что необходимо предпринимать срочные меры по ее сохранению. В настоящее время существует три основных пути решения природоохранных проблем. Первый путь заключается в создании очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, в переработке мусора, а также в строительстве дымовых труб высотой свыше 300 метров. Это необходимо для уменьшения концентрации загрязняющих веществ над данной территорией, однако такие способы не в полной мере обеспечивают полное очищение литосферы, гидросферы и атмосферы. Второй путь заключается в применении новых, так называемых «чистых» природоохранных технологий. Конечно же, такой путь требует огромных финансовых затрат, которые непосильны многим странам мира, но именно он позволяет не только уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, но и вовсе предупредить ее загрязнение. Третий путь заключается в продуманном расположении так называемых «грязных» производств, таких как нефтехимия, металлургия и так далее.
Пути решения природоохранных проблем
Презентация по географии » Загрязнение окружающей среды» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Загрязнение окружающей среды МБОУ «СОШ кп.Горные Ключи» учитель географии Ощепкова Е.В.
«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» народная пословица
Экологические проблемы мира
Виды загрязнения окружающей среды: Биологическое – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности. Физическое – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие. Химическое – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов. Механическое – загрязнение биосферы мусором.
§ 19 читать, новости СМИ Подготовить сообщения о путях решения экологических проблем
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-107630
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Загрязнение окружающей среды (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сценарий проблемно-эвристического урока
Автор: Игошина Светлана Николаевна
Образовательное учреждение: МОБУ СОШ № 48, г Оренбурга
· Тема: Загрязнение окружающей среды
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная
Методы и технологии: частично-поисковый, проблемный, «мозговой штурм», дискуссия.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
(Если есть возможность можно использовать ноутбуки, цветной принтер, тогда дополнительную информацию дети ищут самостоятельно)
Цель: ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы
— формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах;
— создание условий для формирования умений проектной деятельности учащихся по географии и экологии.
— развитие умений работы с различными источниками информации;
— совершенствование умений работы со статистическим материалом;
— установление взаимосвязи между общими географическими закономерностями и изменением природы под воздействием человека;
— владение основными приемами устной речи, давать развернутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль;
— определение своей роли в классе в соответствии с поставленной целью и в группе;
— умение анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов, слушая собеседника;
— определение наиболее рациональных путей выполнения работы, проводить сравнения, применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач и давать оценку собственной работе и работе товарищей.
— способствование повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую, личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям;
— способствование формированию и развитию экологических, эстетических качеств личности учащихся.
Называть положительные и отрицательные стороны глобального воздействия человека на природу; называть источники загрязнения.
Устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Универсальные учебные действия:
— Способствование формированию и развитию познавательного интереса учащихся к географической науке;
— способствование развитию речи учащихся;
— способствование овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся;
— способствование формированию и развитию самостоятельности учащихся;
— способствование формированию понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.
Предметные результаты обучения:
— Выявление и установление взаимосвязи между географическими закономерностями и антропогенным воздействием на природу;
— знание основных правил работы на уроке;
— раскрытие причин изменений природной среды;
— выяснение последствий этих изменений.
Метапредметные результаты обучения:
— умение организовывать свою деятельность индивидуальную и в коллективе;
— умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
— высказывать суждения, подтверждая их фактами.
— умение общаться и взаимодействовать друг с другом;
— умение договариваться; оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
1. Организационный этап (1 мин)
Класс заранее делится на 4 группы.
На столах лежат листы ватмана, фломастеры, тематические картинки для оформления проекта, материал для защиты будущего проекта, название оболочек Земли (Литосфера, Атмосфера, Биосфера, Гидросфера), название проектов, над которыми предстоит работать. Листы с критериями общей оценки. Разного цвета листы-анкеты для рефлексии. На столе учителя корзинка для анкет «Корзинка мнений».
На доске фотовыставка «Жалобная книга планеты Земля» (фото сделаны детьми к уроку)
Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку
Насколько удобно и комфортно вам будет работать сегодня, вы оставите свое мнение на предложенных листах, которые заполните в конце урока, они у вас на столах.
Розовые «Мне понравилось:…», зеленые «Мне не все понравилось:…»,
желтые «Мне не понравилось…». Их вы заполните и положите в «Корзинку мнений» в конце урока, подписывать их не нужно
2. Актуализация. Эвристическая беседа (3 мин)
И наш урок мне хотелось бы начать с фраз (Слайд 1)
«Самое прекрасное в природе – это отсутствие человека» канадский поэт Блисс Карман
«Природа – это не храм, а мастерская, и человек в ней работник» Базаров, из произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Как вы понимаете их?
В ходе обмена мнениями, выясняем то, что человек загрязняет природу… загрязняет окружающую среду.
Верно, сегодня мы поговорим с вами о загрязнении окружающей среды. Это и есть Тема нашего урока. (Слайд 2 )
Об охране природы мы поговорим на следующем уроке.
3. Целеполагание и мотивация (1 мин)
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
— Познакомиться с проблемами загрязнения окружающей среды;
— источниками загрязнения географических оболочек.
— выяснить, стоит ли с ними бороться.
Для изучения нового материала мы будем использовать различные виды работы, удобные для того, чтобы получить более полное представление об антропогенном воздействии человека на природу.
4. Изучение нового материала (3 мин)
Поскольку планета Земля у нас большая, сфер много, с целью экономии времени мы разделились на команды
Мы работаем по плану: (Слайд 3)
Необходимо сформулировать цель проекта, определить задачи проекта, оформить его, на предложенном ватмане, подготовиться к защите.
Для каждой оболочки Земли предложена своя проблема для обсуждения: (Слайд 4)
Биосфера. Нужна ли регуляция численности населения Земли?
Гидросфера Мировой океан – «Колыбель жизни на Земле» или гигантская «мусорная свалка»?
Атмосфера Возможно, ли построить бизнес на продаже чистого воздуха?
Литосфера Одноразовые вещи – это плюс или минус?
Аргументируйте плюсы и минусы данной предложенной проблемы.
По истечении времени выступает команда экспертов, остальные – это обыватели, могут задать вопрос, или предложить что-то свое для решения проблемы. Все необходимые материалы лежат у вас на столах. Вы должны будете распределиться, кто у вас будет выбирать материал, кто будет оформлять плакат, кто будет готовить выступление.
От правильного распределения ролей, зависит работоспособность в группе.
Работа над проектом занимает 10 минут, защита 3-4 минуты.
После чего мы проводим самооценку и оценку работы в группе, листы у вас в папках.
Работа в группах над проектами (10 мин)
1. Биосфера. Нужна ли регуляция численности населения Земли?
2. Гидросфера Мировой океан – «Колыбель жизни на Земле» или гигантская «мусорная свалка»?
3. Атмосфера Возможно, ли построить бизнес на продаже чистого воздуха?
4. Литосфера Одноразовые вещи – это плюс или минус?
Используя дополнительный материал, знания, свой опыт, творческие способности учащиеся оформляют проекты, готовят его защиту.
Выступление учащихся-экспертов, дополнение остальных команд – защита проектов.
Надеюсь – эти проекты вам помогут в дальнейшем изучении темы « Охрана окружающей среды»
5. Организация самооценки и оценка работы в группе ( 4 мин)
Мы переходим, к такому этапу как самооценка и оценка в группе, достаем листы из папки и заполняем, вычисляем средний балл.
Оценка «4» количество баллов 34 – 39
Оценка «3» количество баллов 25 – 33
Не забудьте оставить свое мнение о настроении, комфорте, полученных знаниях на листах определенного цвета.
На слайде презентации есть предложения вам в помощь. (Слайд 5)
Таким образом, посмотрите на фотовыставку «Жалобная книга планеты Земля» что мы можем сказать увеличение численности населения влияет на окружающую природу?
Продукты деятельности человека, тоже влияют на окружающую среду.
Поэтому, «Человечество может развиваться при любой численности, главное, чтобы это было природосообразно» Сегодня мы с вами ученики, а завтра работники, хозяйки, поэтому хочется вспомнить поговорку: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
Домашнее задание п. 19
7. Подведение итогов (3 мин)
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 1 часть, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
Класс: 10
Презентация к уроку
Цели:
Оборудование: политическая карта мира, карта «Природные ресурсы мира», атласы, учебники, дополнительная литература, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводное слово учителя
Человечество вступило в 21 век, полный тревог не только за свое будущее, но и за само существование на Земле. Все настойчивее звучат голоса общественности, специалистов, политиков, призывающих прекратить загрязнение и уничтожение природы, поскольку жизненные ресурсы Земли близятся к своему пределу. Процессы самовосстановления в природе не в состоянии справиться с постоянно возрастающей нагрузкой, которую оказывает на нее человек. Наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь природе человек. Только человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте… «Одно из двух: или люди сделают так, что планета станет менее загрязненной, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей»
Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего урока «Загрязнение и охрана окружающей среды». «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»,-говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.
III. Этап усвоения нового материала:
Учитель: загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
Вопросы: Как вы думаете, что является главным источником загрязнения окружающей среды? Какие виды загрязнения вы знаете?
Учитель: различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.) Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)
Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили сообща, работая в группах и заполним таблицу.
Оболочки Земли
Источники загрязнения оболочки
Последствия загрязнения
Пути решения проблем
Атмосфера
Литосфера
Гидросфера
Сообщения учащихся:
Меры по борьбе с загрязнением атмосферы: 1.Сокращение самых вредных выбросов, то есть повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти. 2.Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии. Загрязнение атмосферы – глобальная проблема, и решение ее может быть осуществлено только международными усилиями.
Вопросы I группы классу:
Сообщения учащихся
II группа «Литосфера»: Литосфера загрязняется в первую очередь твердыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности. Твердые отходы, как правило, сжигают, захоранивают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсмен по объему мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн га. Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объему находится США, а на втором – Россия.Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах. Часто отходы служат вторичным сырьем, например, для производства строительных материалов.Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками, применяют рекультивацию.
Пути решения проблемы загрязнения литосферы: 1.Уменьшение материалоемкости производства. 2.Переработка отходов. 3.Рекультивация земель.
Вопросы II группы классу:
Сообщения учащихся
III группа «Гидросфера»: Огромную отрицательную роль играет антропогенное загрязнение вод суши. Главными источниками загрязнения являются промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Сельское хозяйство, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоемы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озера большое количество отходов и нефтепродуктов. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое. К физическому загрязнению относят загрязнение твердыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве. Такое загрязнение не создает опасности для живых организмов, но затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.Химическое загрязнение вызывает попадание в водоемы кислот, щелочей, тяжелых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов.Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства городов. Во многих районах загрязнение превышает возможности самоочищения водоемов. В сточные канавы превратились реки Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо и многие реки России и стран СНГ. Для спасения водоемов необходимы меры очистки – механической, биологической и физико-химической. Любая очистка не дает 100% результата, поэтому для вторичного использования вод, необходимо разбавлять очищенные воды чистыми русловыми водами. При этом на единицу объема обычно требуется 10-12-кратное разбавление, а иногда и в 100-кратном объеме. В будущем необходимо основное внимание уделить мерам по предупреждению загрязнения вод. Для этого используются новые методы: оборотные системы водоснабжения, малоотходные и безотходные технологии. В России только 2/3 стоков подвергаются очистке. На многих реках ПДК загрязнений привышена в 10, а иногда в 100 раз. Наиболее загрязнен бассейн реки Волги. Источниками загрязнения вод Мирового океана являются: нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твердых и жидких коммунально-бытовых отходов. 70% загрязнений связано с наземными источниками: большие города, промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Наиболее загрязненные моря: Средиземное, Северное, Красное, Желтое, Мексиканский и Персидский заливы. Наиболее опасно нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Больше всего нефтью загрязнен Атлантический океан. Движение поверхностных водв Океане приводит к распространению загрязнений на большие расстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.
Вопросы III группы классу:
Учитель: Рябята, нельзя сказать, что человечество только засоряет свое «гнездо». Оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению. Первый путь заключаетсяв создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и др.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Но он требует огромных расходов, непосильных для многих стран.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
– Какие отрасли промышленности относятся к числу «грязных»?
Для того, чтобы прекратить рост загрязнения окружающей среды, большинство экономически развитых стран мира стало проводить экологическую политику. Были приняты строгие природоохранные законы, разработаны долгосрочные программы улучшения окружающей среды, введены системы штрафов, созданы специальные министерства и другие государственные органы. Во многих странах появились партии «зеленых», возникли различные общественные организации.
— Какие вы знаете организации, выступающие в защиту окружающей среды?
— Назовите страны, где выделено наибольшее число объектов Всемирного наследия; Сколько их в России?
И тем не менее каждый из нас, граждан 21 века, должен всегда помнить о заключении, к которому пришли на Конференции «Рио-92»: «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда».