Что пониже было города саратова
Что пониже было города саратова
УБИЙСТВО ГУБЕРНАТОРА
Что повыше было города Царицына,
Что пониже было города Саратова,
Протекала, пролегала мать Камышенка-река;
За собой она вела круты красны берега,
Круты красны берега и зеленые луга;
Она устьицем впадала в Волгу-матушку реку.
Что по той ли было матушке Камышенке-реке,
Как плывут тут, выплывают есаульные стружки:
На стружках сидят гребцы, всё бурлаки-молодцы,
Всё бурлаки-молодцы, всё заволгски удальцы,
Хорошо, братцы, молодцы переряжены сидят:
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Однорядочны кафтаны, все камкой подложены,
Коноватные бешметы в одну нитку строчены,
Все тафтяные рубашки галуном обложены,
На них штаники суконны по-старинну скроены,
Что желтой сафьян сапожки, всё щильцом каблучки.
Они веслами гребут, сами песенки поют,
Становилися стружечки среди Волги к островку,
Они ждали, поджидали губернатора к себе,
Губернатора к себе астраханского еще.
Ах! Что взговорят молодцы, бурлаки-удальцы:
«Еще что-то на воде у нас белеется!»
Забелелися тут флаги губернаторские:
Кого ждали, пожидали, того ляд и несет.
Астраханской губернатор догадается:
«Ах вы гой еси, бурлаки, люди вольные,
Вы берите золотой казны, что надобно,
Вы берите цветно платье губернаторское,
Вы берите все диковинки заморские,
Вы берите ли вещицы астраханские!»
Ax! Что взговорят молодцы, люди вольные:
«Нам не дорога твоя ли золота казна,
Нам не дорого цветно платье губернаторское,
Нам не дороги диковинки заморские,
Нам не дороги вещицы астраханские,
Дорога нам буйная твоя головушка!»
Как срубили с губернатора буйну голову,
Они бросили головку в Волгу-матушку реку,
И что сами молодцы насмеялися ему:
«Ты добре ли губернатор к нам строгой был;
Ах! Ты бил ли нас, губил, много в ссылку посылал,
Ах! Ты жен наших, детей на воротах расстрелял».
Исторические песни. Баллады. Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. М.: Современник, 1986
ПРОМЕЖ БЫЛО КАЗАНЬЮ, ПРОМЕЖ АСТРАХАНЬЮ
Записана в XVIII в. Сборник Кирши Данилова. Изд. Государственной Публичной библиотеки, под ред. П. Н. Шеффера, СПб., 1901, стр. 135—136 („Князя Репина»). В нотный текст внесены редакторские правки, вызванные нечеткостью нотной графики источника. Изменена ритмическая организация в соответствии с произведенной подтекстовкой, введены дополнительные лиги. Тональность „ре минор» установлена по манере записи других, не имеющих ключевых знаков напевов минорного наклонения, сборника Кирши Данилова. Приводим запись напева по подлиннику.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956
ЧТО ПОНИЖЕ БЫЛО ГОРОДА САРАТОВА
Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
Протекала река-матушка Камышинка,
Что вела-то за собою берега круты,
Круты, красные берега, луга зелёные,
Она устьицем впадала в Волгу-матушку.
Как по той-ли реке — матушке Камышинке,
Выплывают ли стружочки есаульские,
На стружочках тех сидят гребцы бурлацкие,
Все бурлаки, все молодчики заволжские,
Хорошо все удальцы были наряжены:
На них шапочки собольи, верхи бархатны,
На камке у них кафтаны однорядочны,
Канаватные бешметы в нитку строчены,
Галуном рубашки шелковым обложены,
Сапоги на всех молодцах сафьяновы;
Они вёслами гребли, да пели песенки,
К островочку среди Волги становилися:
Они ждали-поджидали губернатора,
Губернатора ли ждали астраханского,
Как возговорят бурлаки тут удалые:
„Еще что-то на воде у нас белеется?
Забелелися тут флаги губернаторски:
Кого ждали-поджидали, того ляд несет!».
Астраханский губернатор догадался тут:
„Ой, вы, гой еси, бурлаки, люди вольные!
Вы берите золотой казны, что надобно,
Вы берите цветно платье губернаторско,
Вы берите все диковинки заморские,
Вы берите все вещицы астраханские!».
Как возговорят удалы люди вольные:
„Как твоя не дорога нам золота казна;
Нам не дорого ни платье губернаторско,
Нам не дороги диковинки заморские,
Нам не дороги вещицы астраханские,
Дорога нам твоя буйная головушка!».
Буйну голову срубили с губернатора,
Они бросили голову в Волгу-матушку,
Сами молодцы ему тут насмехалися:
„Ты добре ведь, губернатор, к нам строгонёк был,
Ты ведь бил, ты губил нас, в ссылку ссылывал,
На воротах жен, детей наших расстреливал!».
Записана в первой половине XIX в. Русские народные песни, собранные и изданные для пения и фортепьяно Даниилом Кашиным. Книга II, Песни полупротяжные, М., 1834, стр. 71, № 18.
Инструментально-фразировочная лигатура заменена вокальной.
Еще есть такие ноты:
Что пониже было города Саратова
ЧТО ПОНИЖЕ БЫЛО ГОРОДА САРАТОВА
Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
Протекала река-матушка Камышинка,
Что вела-то за собою берега круты,
Круты, красные берега, луга зелёные,
Она устьицем впадала в Волгу-матушку.
Как по той-ли реке — матушке Камышинке,
Выплывают ли стружочки есаульские,
На стружочках тех сидят гребцы бурлацкие,
Все бурлаки, все молодчики заволжские,
Хорошо все удальцы были наряжены:
На них шапочки собольи, верхи бархатны,
На камке у них кафтаны однорядочны,
Канаватные бешметы в нитку строчены,
Галуном рубашки шелковым обложены,
Сапоги на всех молодцах сафьяновы;
Они вёслами гребли, да пели песенки,
К островочку среди Волги становилися:
Они ждали-поджидали губернатора,
Губернатора ли ждали астраханского,
Как возговорят бурлаки тут удалые:
„Еще что-то на воде у нас белеется?
Забелелися тут флаги губернаторски:
Кого ждали-поджидали, того ляд несет!».
Астраханский губернатор догадался тут:
„Ой, вы, гой еси, бурлаки, люди вольные!
Вы берите золотой казны, что надобно,
Вы берите цветно платье губернаторско,
Вы берите все диковинки заморские,
Вы берите все вещицы астраханские!».
Как возговорят удалы люди вольные:
„Как твоя не дорога нам золота казна;
Нам не дорого ни платье губернаторско,
Нам не дороги диковинки заморские,
Нам не дороги вещицы астраханские,
Дорога нам твоя буйная головушка!».
Буйну голову срубили с губернатора,
Они бросили голову в Волгу-матушку,
Сами молодцы ему тут насмехалися:
„Ты добре ведь, губернатор, к нам строгонёк был,
Ты ведь бил, ты губил нас, в ссылку ссылывал,
На воротах жен, детей наших расстреливал!».
Русская народная песня
Что пониже было города саратова
ACAD К М 1 А 19 3 5
Заставки — гравюры на дереве Л. И. Усачева Переплет и суперобложка по его же рисункам
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ XVII–XVIII вв.
В УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Разинщина явилась откликом на закрепощение крестьян в XVII веке; дальнейшее развитие крепостничества в XVIII веке вызывает пугачевщину. Хотя и то и другое движение отличается своей особой спецификой, но оба они выливаются в сходные формы. Это — активный протест против всей феодально-крепостнической системы, которая в России достигает наивысшего развития в XVIII веке. За период XVI–XVIII веков крестьянские революционные движения регулярно повторяются и в отдельных случаях колеблют до основания общественный порядок.
Энгельс, изучая историю крестьянской войны в Германии, пришел к выводу, что она должна многое объяснить во всем ходе новейшей истории Германии.
Изучение крестьянских восстаний феодально-крепостнической эпохи — разинщины и пугачевщины — также чрезвычайно важно для уяснения дальнейшей истории России. Устно-поэтические памятники, песни, рассказы, предания о разинщине и о пугачевщине являются ценнейшей, живой иллюстрацией и громадным дополнением к «чисто историческим» данным.
Оба крестьянских восстания разливаются могучим потоком, одно в продолжение четырех (1667–1671), другое— трех с лишним лет (1772–1775).
Основное ядро разинских отрядов сколачивается весною 1667 года и становится широко известным своими действиями. Разинцы плавают по Волге и Каспию, отбирают хлеб и товары у купцов, освобождают ссыльных и арестованных, проникают на Яик. Особую славу приобретают они походом в Персию, где за год разоряют Каспийское побережье до Баку, захватывают высланные против них персидские суда, богатую добычу и множество пленных. Военные успехи голытьбы признает и сама Москва. «Воровским казакам Стенке Разину оо товарищи» посылаются увещевательные милостивые грамоты, а после персидского похода торжественно прощаются все их вины и дается разрешение вернуться на Дон. Однако с самого начала действия разинцев классово ясны. Они искореняют воевод, бояр и богатых купцов, выпускают из тюрем колодников, в занятых городах вводят казацкое устройство, уничтожают документы и архивы прежней власти. Разин вербует себе помощников— Василия Уса, Сергея Кривого, Федора Шелудяка,
уже известных правительству своими «винами». Беглые крепостные, холопы, бедняцкое казачество, судовые рабочие, угнетенные народы Приволжья и Прикамья тысячами встают под знамена Разина. С весны 1670 года начинается победное продвижение восставших. Громадные районы охвачены возмущением. Царицын, Камышин, Астрахань, Саратов, Самара быстро взяты. Ведется осада Симбирска; поднимается население Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Казанской областей. В центре, почти под Москвой, и на севере — в Вологодском и Вятском крае — движение находит живой отклик.
С большими усилиями правительство борется с восставшими. Наконец Разин выдан властям и казнен. И лишь казнями и пытками десятков тысяч крестьян и казаков правительство побеждает мощное крестьянское восстание XYII века.
Но через сто лет с новой силой разгорается повстанческое движение среди крестьян.
«Блестящий век» Екатерины не раз омрачался крестьянскими восстаниями.
Главное богатство господствующего класса составляют крепостные. Крепостной труд создает изящные усадьбы с причудливо подстриженными парками, наполняет комнаты поместий изысканными вещицами, роскошной мебелью и фарфором. Напудренные парики, расшитый бархат камзолов, гремучие шелка робов, этикет чопорных поклонов — составляют внешнее обрамление жизни екатерининской знати. Между тем на окраинах, в далеком Заволжье, в занесенных снегом уметах, у степных костров, то там, то здесь шопотом передаются слухи, что Петр III, о смерти которого было объявлено правительством, — жив.
Пугачевщина вспыхивает в Уральских степях и быстро охватывает весь Урал, Поволжье и часть Сибири.
Крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов, народы, обобранные самодержавием, присоединяются к пугачевским отрядам. Бросают свои деревни, жгут усадьбы, расправляются с помещиками. Идут против укрепившихся порядков, за мужицкого царя, который освобождает от пошлин и налогов, «жалует» пашнями и рыбными ловлями, искореняет помещиков и заводчиков.
Восставшими легко взята вся оренбургская линия крепостей. Краевой центр Оренбург девятимесячной осадой доведен до отчаяния. «Бунт» загорается то там, то здесь. Взята Казань, Уральские заводы; Самара, Пенза, Тамбов, Саратов и окружающие районы охвачены восстанием. Правительство концентрирует все силы на подавление его, назначает громадные деньги за голову Пугачева. Наконец, предводитель, выданный властям, казнен (январь 1775 г.), замучены и почти все его помощники.
Однако волнения прекращаются далеко не раз. Лишь большими военными силами и искусной тактикой крупнейших полководцев было потушено это крестьянское движение.
Конечно, оценка движений Разина и Пугачева была далеко не одинаковая в различных социальных слоях. Правительственные круги изощрялись в придумывании для восставших уничижительных эпитетов. Царские грамоты не скупятся на самые сильные выражения. «А если тот вор и богоотступник, церквам божиим враг, скверный пес Стенька Разин сЪ товарищи на погибель свою смертную с Дону от вас ушел на Волгу, и наш великого государя указ в городы поволжские к боярам и воеводы нашим послан, велено ратным людям на них посылать и за такие их богомерзкие дела яко отступников побивать без пощады». Когда в Петербурге становится известно, что Пугачев захвачен, дворяне поздравляют друг
С гравюры неизвестного мастера Гос. Музей изобразительных искусств
друга. Придворный поэт Сумароков пишет: «Станс городу Симбирску»: 1
Москва и град Петров, и все российски грады, Российско воинство и алтари, и трон Стремятся, чтоб он был караем без пощады..
Характеристика Пугачева должна внушать… ужас:
Сей варвар не щадил ни возраста, ни пола,
Нес тако бешеный, что встретит, — то грызет: Подобно так на луг из блатистого дола Дракон шипя ползет…
Екатерина II в ответ на вопросы Вольтера старается изобразить все движение ничего не стоящим инцидентом, а самого Пугачева — жалким бродягой, которого можно ликвидировать очень быстро. В насмешку императрица называет своего соперника по трону «маркиз Пугачев».
Такова оценка движений в официальных кругах. Если же передовые умы дореволюционной России и проявляли интерес к Разину или Пугачеву, они встречали подозрительность, опасения, строгости цензуры. Пушкина привлекает Разин как яркая историческая фигура, по его выражению, — «единственное поэтическое лицо русской истории». Внимательно изучая пугачевщину, он, в «Капитанской дочке», гениально нарисовал образ Пугачева, как он ему представлялся на основе документов и непосредственных воспоминаний современников. Но в изучении истории Пугачева Пушкин почти первый. До конца 50-х годов и разинщина и пугачевщина остаются совершенно неизученными.
Поиск ответа
Вопрос № 308242 |
Ответ справочной службы русского языка
Слово город избыточно, лучше обойтись без него: в Москве и Казани (и так понятно, что это города). Если по каким-либо причинам без слова город обойтись нельзя, то корректно: в гг. Москве и Казани.
Ответ справочной службы русского языка
В каком предложении выделенное слово пишется слитно? 1) Дарья ТАК(ЖЕ), как и Наталья Петровна, родилась в Саратов е. 2) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего маршрута работают камеры видеонаблюдения. 3) (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада были сильно повреждены линии электропередачи. 4) Михаил сообразителен и схватывает любую информацию (НА) ЛЕТУ. 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Вокруг день за днём происходило ТО(ЖЕ) самое, и Денис (В)СКОРЕ заскучал в деревне. 2) (ПО)НАЧАЛУ работа в прачечной показалась мне нетрудной, но уже через (ПОЛ)ЧАСА пот лил с меня градом. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ первых суток плавания пассажиры (ПО)НЕМНОГУ стали привыкать друг к другу. 4) КОГДА(ТО) суда флотилии не раз заходили в порты Персии, ЧТО(БЫ) запастись водой и провизией.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! С какой буквы надо писать » Саратов ская Набережная»?
Ответ справочной службы русского языка
Оба слова пишутся с маленькой буквы: саратов ская набережная.
Здравствуйте, уважаемая Грамота! Подскажите как писать: предприниматели ждут проекты/ов по переработке. Подскажите какое правило здесь действует. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В подобных случаях винительный падеж существительного указывает на определенный предмет, а родительный – на предмет неопределенный. Ср.: жду поезд Саратов – Москва (определенный, прибывающий в такое-то время по расписанию) – жду поезда (одного из поездов); чаще существительные конкретные при глаголе ждать и других подобных употребляются в форме винительного падежа.
Как Вы видите, рекомендации не строгие, возможны оба варианта управления.
Ответ справочной службы русского языка
Ничего не изменилось. Верно: из города Москвы, Саратов а, Тюмени. Подробнее см. в «Горячих вопросах».
Ответ справочной службы русского языка
Двоеточие не требуется, пунктуация верна.
Запятая после номера дома нужна, это уточнение.
В последнее время часто в Интернете вижу заголовки «В Саратов е возбуждили дело по факту нападения» или «По факту ДТП возбуждили дело». Разве есть такой глагол в такой форме в русском языке?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите как разбирать имена собственные по составу (приставка, корень, суффикс, окончание)? Особенно интересует имена людей: Екатерина, Людмила, Светлана, Ольга, Дарья и т.д. Подлежат ли они вообще морфемному разбору? Спасибо. Юлия, г. Саратов
Ответ справочной службы русского языка
Морфемному разбору эти имена подлежат: в них можно выделить окончание и основу. Корень совпадает с основой, например: Екатерин-а, Людмил-а, Ольг-а.
Ответ справочной службы русского языка
В официальных составных названиях органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных и зрелищных заведений, обществ, политических партий и объединений с прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций. (См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 189-193).
Ответ справочной службы русского языка
Нет, это просторечное употребление. Правильно: из Москвы, из Турции, из Испании, из Саратов а.
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, каким правилом регулируется написание сочетаний типа «земля саратов ская», «московские улицы», «рижские дворики» и т.п. Почему названия городов в этом случае пишутся с маленькой буквы?
Заранее благодарна.
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательные, образованные от географических названий, пишутся с большой буквы, если они являются частью составных географических и административно-территориальных названий (напр.: Рижский залив, Саратов ская область ) или наименований организаций, учреждений (напр.: Московский государственный университет ). В остальных случаях такие прилагательные пишутся с маленькой буквы: земля саратов ская, московские улицы, рижские дворики.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в каких случаях слова Башмаковский, Пензенский, Саратов ский пишутся с маленькой буквы, а в каких с большой?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательные, образованные от географических названий, пишутся с большой буквы, если они являются частью составных географических и административно-территориальных названий (напр.: Саратов ская область ) или наименований организаций, учреждений (напр.: Саратов ский государственный университет ). В остальных случаях такие прилагательные пишутся с маленькой буквы, напр.: саратов ские улицы, саратов ский писатель.
Здравствуйте! Есть ли онлайн-словари (справочники), разъясняющие, как образовывать слова — производные от топонимов. Например, Одесса — Одесчина — одессит, Сарата — Саратщина. Но вот саратов ец или саратов чанин? Где можно подробнее прочесть об этом?
Ответ справочной службы русского языка
Есть очень хороший словарь: Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Русские названия жителей: Словарь-справочник. М., 2003. Это самый полный справочник по названиям жителей, но, насколько нам известно, его нет в электронном виде.
здравствуйте, как правильно: » никаких Саратов ов не хватит или никаких Саратов ых не хватит?»
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Что пониже было города саратова
«НА РЕЧКЕ КАМЫШИНКЕ»
Многоголосная казачья историческая песня «На речке Камышинке», представленная порождающей письменной структурой, способна, на наш взгляд, вновь и вновь воссоздавать песню как живую ценность.
«НА РЕЧКЕ КАМЫШИНКЕ»
И это неудивительно. Ведь «Камышинка» как океан в капле воды представляет великую донскую казачью традицию. В процессе впитывания «Камышинки» происходит выработка универсальных умений для исполнителя народной песни. Ибо «Камышинка» требует и мастерства, и культуры звука в широком смысле слова: определенного тембра, звуковедения, интонационной чистоты звучащего слова, вокальной позиции, песенной артикуляции, координации звукового взаимодействия в многоголосии, звука как активного физического процесса, дыхания в песенном потоке, навыков невербального мышления.
Наш метатекст реконструирован по полевым звукозаписям и публикациям (см. сб.: Исторические песни XIII-XVI вв. М.-Л., 1960). Он вобрал в себя варианты звукозаписей хоперских ансамблей Волгоградской обл. из станицы Усть-Бузулукской Алексеевского р-на (записи 1973-1983гг.), хутора Ильменевский станицы Федосеевской Кумылженского р-на (1972-1973гг.), а также московского фольклорного ансамбля при НИИ культуры с близкими по распевам вариантами вышеуказанных станиц (1983-1988гг.)
Обратим внимание на некоторые особенности данной публикации «Камышинки» в виде порождающей письменной структуры. Тональность нотации прозрачна и привлекательна для глаза «незамутненностыо» лишними нагромождениями письменных знаков и добавочных линий. Я попытался учесть готовность читателя к транспонированию музыкального текста, максимально облегчив работу по выбору удобной для него тональности.
С помощью пунктирных вертикальных линий, выполняющих функцию тактировки, выделены сегменты музыкально-поэтической строфы, существенные для понимания и восприятия слоговой музыкально-ритмической формы. Для живого исполнения такой ориентир вполне достаточен. Многомерность же ритмического пространства, теоретический анализ которого здесь не очень уместен, всегда внутренне ощущается каждым в процессе пения.
Если в порождающей структуре, несущей избыточную информацию, представлена полная картина возможного многоголосия, дано сведение родственных вариантов, записанных от разных певцов и т.п., то в качестве одного из примеров исполнения приводится трехголосный вариант песни, где демонстрируются начальная строфа и запев по второй строфе (как образец для всех последующих запевов). В данном варианте выписаны голоса по возможности не совпадающие с мелодическими линиями многоголосного круга. Здесь, в этом кругу, мы предоставляем музыкантам пространство для поиска своего решения, свободу выбора, разные «тропинки» для импровизации, ограничившись запретом «не ниже» и «не выше».
На самом деле внутреннее заполнение многоголосного пространства может быть крайне разнообразным и у разных исполнителей, и у одного из них в разных строфах. Важно лишь чувство меры, спасающее от многоголосного пресыщения. При этом допускаются перекрещивания голосов между нижними и верхними басами, возможны иные, нежели в нотации, голосовые линии в партии дисканта. И хотя конструктивно ведущими голосами являются басы, все «излучение» песни зависит от дисканта. Верхний подголосок парит в песне и над песней, как бы защищая ее своей мощью и красотой.
В нашей нотации почти не отражены моменты, связанные с дыханием певца. Здесь не может быть безусловных, строгих рекомендаций. Отметим только, что использование пауз в таком многоголосии, особенно у дисканта, принципиально значимо.
При внутрислоговых и межслоговых распевах смена и повторы гласных, не несущих смысловой нагрузки (а, э, е, о. ), регламентируется весьма свободно, как в басах, так и у дисканта.
Представленная здесь мужская многоголосная фактура обнаруживает свою универсальность, допуская участие женщин в пении воинских и лирических протяжных казачьих песен. Это могут быть низкие женские голоса («басы»), подголосок грудного регистра (дискант), в отдельных случаях даже тонкие женские голоса (дублировка «нижнего баса» на октаву вверх).
Всегда существует опасность неузнаваемо исказить подлинную народную песню неграмотной публикацией, авторской обработкой, плохим исполнением и т.п. Мы предлагаем такое оформление исследуемого материала, где текст может стать ключом, с помощью которого будут раскрыты тайны песенной традиции с надеждой на ее живое, вечное сохранение и продолжение.