Что пообещал подарить терек каспию
Лермонтов. Дары Терека
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привёз тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьётся черною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С тёмно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик её туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Тёмно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный –
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Образ Каспия в этом стихотворении – это символический образ Бога, который принимает души людей и оценивает их деятельность на земле. Больше всех Каспию понравилась молодая казачка, потому что она жила любя и умерла из-за любви. Меньше Каспию понравился кабардинец удалой, потому что воевать и убивать себе подобных – не велика честь для мужчины. И меньше всего понравилась Каспию разрушительная деятельность людей (разорил родной Дарьял), потому что во всех исторических эпохах есть много хорошего, и только сохраняя это хорошее, можно построить новое, более совершенное.
В связи с этим очень актуальны слова Владислава Дворжецкого, написанные ещё в 1977 г. в письме к родным:
– Пишу из Кирова (Вятки)! Город насчитывает 600 лет, а ничем не отличается от большого барака. Произошло, вероятно, как в песне: «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем и т.д.» Старое разрушали с большим знанием дела, но как ничем были, так и остались – разрушать – не строить!
Об этой же деятельности людей, которые мчатся бурной исторической рекой и считают, что своими «подвигами» заслужили награду Свыше, рассказывает и Лермонтов в стихотворении «Дары Терека».
На фото – картина М. Врубеля «Азраил». Азраил – это Ангел Смерти, который помогает душе человека перейти из одного мира в другой. Врубелевский Азраил – это образ Бога-Каспия, который предстал перед человеком во всей своей красе – «И старик во блеске власти встал, могучий, как гроза. »
Стихотворение и анализ «Дары Терека»
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он упрямо сдвинул брови,
Обагрила знойной крови
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Он взыграл, веселья полный,-
Принял с ропотом любви.
Краткое содержание
Р. Судковский. Терек. Дарьяльское ущелье. 1885
Между громадных утёсов воет мощная река Терек, она кажется дикой. Но, попав в степь, Терек мгновенно изменяется: из неуправляемого и безудержного потока воды он превращается в ласковую и спокойную реку. Терек всеми силами стремится к Каспийскому морю, прося его расступиться и дать ему приют.
Терек повествует о том, что родился он у подножия горы Казбек, что его вскормили облака, что он всегда противился человеческой воле. В дар любимому Каспийскому морю Терек из глубин Дарьяльского ущелья пригнал огромные валуны. Но гордый Каспий крепко спит и не слышит речей Терека, который, несмотря ни на что, продолжает уговаривать «старца».
Он сообщает ему, что принёс, помимо валунов, ещё и другой «гостинец» – тело молодого кабардинца, погибшего на поле битвы. Юноша облачён в драгоценную кольчугу и налокотники со строками из Корана. Но старый Каспий не реагирует на слова Терека, продолжая спать.
История создания
Длительная служба на Северном Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц в жизни Лермонтова: поэт, обладая отважным характером, планировал снискать себе славу на военном поприще. Он не только совершенствовался в искусстве верховой езды и стрельбы, но и жадно постигал богатую культуру народов Кавказа, их обряды.
Особый интерес у Лермонтова вызывал местный фольклор, дававший ему богатую пищу для раздумий. Немало повестей, рассказов и стихов, пронизанных духом свободы, появилось из-под пера автора, вдохновлённого легендами и преданиями. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека». Лермонтов написал его в 1839 г., во время второй ссылки на Кавказ. Именно там он увидел буйство горной реки во всей её первозданной красоте.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности перед нами элегия. В ней воспеваются красоты природы, буйство красок, мощь водных стихий. Также в произведении заметны черты фольклорной народной песни – это, прежде всего, тройное обращение одного действующего лица к другому и соответствующая лексика.
Произведение относится к литературному направлению «романтизм»: автор описывает Терек и Каспий, наделяя их человеческими чертами. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.
Композиция
Композиционное «здание» условно можно разделить на две части:
Сюжетное построение основано на антитезе буйного молодого Терека и спокойного мудрого Каспийского моря.
Образы и символы
В произведении представлены два ключевых образа, на взаимоотношении и противопоставлении которых строится весь сюжет:
Также большую смысловую нагрузку в произведении принимает на себя ещё один образ:
Темы и настроение
Тема произведения – красота и мощная сила природной стихии. Лермонтов всем сердцем восторгался и любил природу Кавказа, так как существенную часть своей короткой жизни провёл в этих суровых местах. Река Терек, занявшая место главного персонажа произведения, очеловечена автором настолько, что мы воспринимает её живым мыслящим существом.
Стихотворение передаёт целую палитру настроений – это и восхищение красотой природы, и могущество главных героев, и сопереживание страшным «дарам», и радость от единения Терека с Каспием.
Основная идея
Основная идея произведения – мысль о том, как важно учиться понимать и ценить окружающую природу. Всё то, что сначала кажется неосуществимым, однажды перестаёт быть таковым: Терек и Каспий смогли объединить свои воды воедино.
Средства выразительности
В стихотворении Лермонтовым используются следующие средства выразительности:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Дары Терека»
Михаил Юрьевич Лермонтов
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привёз тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется чёрною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик её туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный —
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Служба на Кавказе стала одной из наиболее ярких страниц жизни Михаила Лермонтова, который рассчитывал снискать себе славу на военном поприще. Однако поэт не только совершенствовал свое искусство в стрельбе и верховой езде, но и с увлечением постигал культуру кавказских народов, учил их язык, знакомился с традициями и обрядами. Особенно интересовал Лермонтова местный фольклор, который давал поэту богатую пищу для размышлений. На основе легенд и преданий впоследствии рождались не только повести и рассказы, но и стихи, пронизанные духом свободы и непокорности. Одним из таких произведений является стихотворение «Дары Терека», написанное в 1840 году, когда поэт второй раз попал на Кавказ и смог во всей красе увидеть буйство горной реки. Однако поразило Лермонтова не это, а то, как в казацких степях Терек становится покорным и спокойным. И лишь страшные дары в виде тел своих жертв он время от времени выбрасывает на берег, словно бы напоминая, что внешняя покорность – иллюзия, обман.
Это стихотворение построено таким образом, что повествование ведется от имени реки, которую Лермонтов превращает в одушевленное существо со своим характером, мыслями и чувствами. Терек обращается к одинокому старцу, который олицетворяет собой Каспийское море, и предлагает ему свои роскошные дары – молодого кабардинца в золотой кольчуге и юную казачку, ставшую жертвой злого чеченца. Монолог буйного Терека основан на старинных казацких легендах и преданиях, в нем много образности и лиричности. Это обращение к Каспию по своей размеренности напоминает балладу, однако старец «дремлет и молчит», совершенно не собираясь принимать речные дары.
И тогда бурный Терек рассказывает ему историю красавицы-казачки, о которой проливают слезы родные. Лишь один человек не горюет о погибшей, и это – ее жених, «казачина гребенской». Пытаясь отомстить за любимую он отправляется в стан врага, где очень скоро «на кинжал чечена злого сложит голову свою». Именно эта романтическая история любви произвела впечатление на старика-Каспия, который на своем веку видел много подношений и принял в свои объятия тысячи погибших людей. На сей раз он тоже «во блеске власти встал, могучий как гроза» и накрыл волной тела новых юных жертв, отдавая дань их молодости и красоте. «Набегающие волны» кроткого и ласкового Терека, который еще недавно бушевал среди горных круч, он «принял с ропотом любви», как дед обнимает не в меру расшалившегося внука, просящего у него прощение.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Содержание сайта
14.06.2019
Лермонтов М. «Дары Терека»
Читать анализ других стихотворений Лермонтова:
«На севере диком»
«Бородино»
Главные герои стихотворения «Дары Терека» и их характеристика
Чему учит стихотворение «Дары Терека»
Стихотворение учит любить природу, восхищаться необузданной стихией, любоваться спокойной красотой. Учит тому, что все проходит, и ничто не остается постоянным. Учит принимать жизнь такой, как она есть.
Отзыв на стихотворение «Дары Терека»
Это очень красивое, но вместе с тем драматическое стихотворение. Автор описывает буйства Терека в ущелье, в горах, и показывает его совсем иным на равнине, ласковым, льстивым, способным на уговоры. Это двуличие Терека производит неприятное впечатление, но точно передает особенности реки, сперва быстрой, горной, потом медленной, равнинной.
Много видит на своем пути Терек и приносит Каспию страшные дары. И волны седого моря принимают все, давая мертвым последнее упокоение.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Дары Терека»
Эпитеты: Дик и Злобен, Знойной крови, Чуб заветный, Буйный Терек, Лик туманный
Метафоры: Буре плач подобен, Слезы брызгами летят, Стадо валунов, В блеске власти.
Олицетворения: Терек воет, Приветливо ласкаясь, Старец море, Грудью облаков, Каспий дремлет, Волнуется Терек.
Сравнения: Голова как снег бела, могучий как гроза.
Читать стихотворение «Дары Терека»
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он упрямо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный,-
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Дары Терека (Стихотворение 1839 г.)
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов, им на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять ласкаясь Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И волнуясь буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой
Колыхаяся всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный, –
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.