Что популярнее в россии чай или кофе
Кофе впервые обогнал чай по популярности в России
В 2019 году потребление россиянами всех возможных кофейных напитков (приготовленных из кофе в зернах, молотого и растворимого кофе, а также кофейных смесей) достигло 180 тыс. т, сообщил гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. При этом, по его словам, потребление чистого чая всех сортов без учета травяных смесей составило лишь 140 тыс. т. Таким образом, впервые кофе вышел в лидеры, резюмирует Чантурия. В предыдущие два года россияне за год употребляли примерно одинаковое количество чая и кофе — по 160 тыс. т.
Данные об импорте, которые РБК рассчитал на основе данных Федеральной таможенной службы, подтверждают численное превосходство кофе. В 2019 году Россия завезла 413,3 тыс. т основных видов кофе (таможенный код 0901; не учитывает растворимый) и 314,2 тыс. т всех возможных видов чая (код 0902). Кофе завозили в основном из Вьетнама, Бразилии и Италии, чай — из Индии, Шри-Ланки и Кении.
Таможня, указывает Чантурия, прежде всего учитывает поставки сырья, а «Росчайкофе» считает уже готовые продукты.
Исследовательская компания GfK, которая отслеживает покупки более 20 тыс. российских домохозяйств, также фиксирует, что покупки кофе в магазинах уже два года опережают покупки чая. В 2019 году для домашнего потребления российские семьи купили 110,8 тыс. т кофе и только 90,6 тыс. т чая. В 2018-м это были соответственно 104,7 тыс. и 92,3 тыс. т.
Чай или кофе? Что предпочитают пить россияне?
Утверждение, что Россия традиционно относится к «чайным странам», где этот напиток более популярен, чем кофе, было опровергнуто недавним социологическим опросом. Он проводился в августе 2021 года. И в нем приняли участие более 1500 человек по всей стране. По данным исследования, 64% регулярно пьют кофейные напитки, в то время как чай — 54%.
Россияне променяли чай на кофе
«СберМаркет» и компания «Май» сопоставили данные опроса с внутренней аналитикой продаж. Большинство граждан регулярно пьют кофе. А вот чай уступил бодрящему напитку. Среди людей, выбирающих кофе, наибольшей популярностью пользуется растворимый (46%) и молотый (39%). Еще 5% предпочитают кофе в капсулах. Любители чая чаще выбирают классический черный (65%) и зеленый (19%). Фруктовому и травяному отдают предпочтение 8% и 6% россиян соответственно. Реже всего у нас пьют матчу — японский зеленый чай, растертый в порошок, — его выбирает только 1%.
Где в России подешевели чай и кофе?
Снижение цен зафиксировано в последнюю неделю августа на список продуктов, среди которых и традиционный для России напиток. Чай, хлеб, яблоки, куриные яйца, морковь, мука пшеничная, вермишель и пшено подешевели в Нижегородской области. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области со ссылкой на Нижегородстат. Теперь один килограмм черного байхового чая в области стоит 946,81 вместо с 1 025,24 рублей.
Чего больше — кофе или сахара? Исследуем напиток «3 в 1»
Стоимость растворимого кофе за год снизилась в ряде регионов. Например, в Омской области – на 3,6%. Цена составляет 1 747,4 рублей за килограмм. В Кемеровской области стоимость продукта уменьшилась на 0,9%, в Тыве – на 0,4%. А вот лидерами роста цен стала Республика Алтай (стоимость килограмма растворимого кофе здесь возросла на 14,1%). За год этот показатель в Сибирском федеральном округе возрос на 1,3% и достиг 2,2 тысячи рублей. Самый дорогой растворимый кофе можно приобрести в Кемеровской области и Республике Алтай – 2 525,1 рублей и 2 463,4 рублей соответственно. С 2011 года стоимость продукта выросла в СФО на 84,9%, говорят аналитики на основе данных региональных органов статистики.
Почему детей не стоит кормить «детскими» сосисками?
Кофе изъяли из школьных столовых
А вот в школьных столовых Петербурга кофе перестанут подавать наряду с макаронами и блинами. Запретный список опубликовало петербургское управление Роспотребнадзора. Вместе с фастфудом школьники в новом учебном году больше не будут обедать макаронами с мясным фаршем, яичницей, холодными супами, блинчиками, паштетами, салом, грибами, колбасами и маргарином. Также под запрет попали все блюда, приготовленные дома, соусы – кетчуп и майонез, а также консервированные овощи и фрукты. Сладости, такие как торты и пирожные, навсегда исчезнут из школьного меню. Табу наложили на такие напитки, как газировки, энергетики, квас, кумыс и кофе. Родителям рекомендовали жаловаться в Роспотребнадзор, если детям в школьных столовых подадут что-то из «запрещенки».
Исследование показало процент любителей чая и кофе в России
Большинство россиян регулярно пьют кофе, а чай и другие напитки — реже. Такие данные следуют из исследования «СберМаркета» и производителя кофе «Май». Результаты имеются в распоряжении «Известий».
Большая часть (64%) опрошенных ответили, что регулярно пьют кофе, 54% — что часто пьют чай, а 27% — что любят лимонад и другие напитки. При этом те, кто пьет кофе, предпочитают либо растворимый, либо молотый. Лишь 5% опрошенных пьют капсульный кофе.
Те, кто пьет чай, чаще всего выбирают черный (65%), на втором месте — зеленый. Реже всего россияне пьют матчу (японский зеленый чай).
При этом подчеркивается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет и старше 55 лет чаще пьют чай, чем кофе. Это может быть обусловлено привычками и отсутствием необходимости в бодрящем кофе. Те, кому от 25 до 54 лет, скорее выберут кофе, чем чай.
41% респондентов отметили, что любят пить чай без сахара, но со сладкими десертами — в основном с пирожными или печеньем. 7% пьют чай с молоком.
Наиболее популярным кофе среди людей до 44 лет остается вариант с коровьим молоком, также часто россияне пьют соевый и кокосовый виды молока.
После 45 лет россияне предпочитают черный кофе — американо или эспрессо, а в кофейнях люди чаще выбирают капучино и американо (33 и 27%), латте и эспрессо — на третьем месте (по 17%).
30 июля было опубликовано исследование «СберМаркета», согласно которому пользователи из России чаще всего заказывают онлайн соки, нектары и газированные напитки. Так, сок есть в 17% заказов пользователей, нектары предпочитают 14% покупателей, а газировку — 8%.
Четвертое место по популярности занимает квас (6,4%), а пятое — вода с газом (5,9%). Реже всего покупатели кладут в корзину безалкогольное пиво и шампанское, а также холодный кофе.
В России стали пить больше кофе. А как же чай?
За последние несколько лет наша традиционно чайная страна медленно, но верно вышла на новый уровень в соотношении продаж «чай-кофе». И чай больше не занимает лидирующую позицию. Но это в тоннах и рублях, а как на самом деле?
Голая статистика
Довольно странно осознавать это, но против фактов не пойдешь: согласно данным участников рынка, в 2020 году общий объем потребления кофе может составить 145 тыс. тонн, а чая – 142 тыс. тонн. При этом прибыль от кофейных продаж в рублях достигнет примерно 200 млрд, в то время как доходы от чая не превысят 150 млрд.
Отправной точкой, когда чай окончательно утратил свое лидерство, стал даже не 2020, а 2019 год. Именно тогда кофе резко обогнал его по всем фронтам.
По словам гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, потребление россиянами всех возможных кофейных напитков (приготовленных из кофе в зернах, молотого и растворимого кофе, а также кофейных смесей) достигло 180 тыс. тонн, а потребление чистого чая всех сортов без учета травяных смесей составило лишь 140 тыс. тонн.
Такой перевес не случился внезапно: начиная с 2016 года общая сумма «кофейных» доходов уже превысила «чайные», хотя по объему продаж чай еще был впереди (кофе – 135 тыс. тонн и около 195 млрд. руб, чай – 160 тыс. тонн и около 160 млрд. руб).
Немножко анализа
Но все ли так просто? На самом деле не совсем.
Безусловно, россияне стали потреблять больше кофе, но при этом общее количество выпитых чашек чая все равно остается преобладающим. Это объясняется разницей в расходе двух продуктов: на одну чашку объемом 200 мл нужно в среднем всего 2 г заварки, а молотого и зернового кофе — около 7,5 г. В капсулах и того больше: около 10,6 г. Таким образом, пересчитывая весь приобретенный покупателями объем чая и кофе на отдельные чашки, мы можем увидеть, что чайных чашек все равно будет на 25% больше, чем кофейных.
При этом себестоимость одной чашки кофе приблизительно равна 5-20 рублей (5-10 – за обычный эспрессо, 15-20 – за кофе с добавками или капсульный), а стоимость средней чашки чая составляет 1,5-5 рублей. Таким образом, чай остается намного более доступным продуктом (если не брать в расчет продукцию премиум-класса).
А что если сравнить Россию с другими странами. По объемам продаж на данный момент мы входим в пятерку самых крупных мировых покупателей кофе, но если вспомнить про численность населения и поделить количество употребленного кофе на всех, то в сухом остатке получается не более 1.7 кг на человека в год. Для сравнения, в Финляндии это. 12 кг! На втором месте стоит Норвегия (около 10 кг), на третьем – Исландия (9 кг). Немцы «выпивают» около 6.5 кг в год на человека, итальянцы – 6 кг, французы – 5.5 кг. Россия, как видите, даже не вошла в топ-20 мирового потребления кофе.
Что дальше?
В настоящее время чай и кофе оказались примерно на равных условиях в России, считает Илья Гончаров. Спрос на кофе временно снизился из-за ситуации с карантинными мерами, повлекшей за собой закрытие кофеен. Спрос на чай (как более «домашний» напиток), напротив, возрос. К тому же, будучи более «элитным» и социальным напитком, чем чай, кофе оказывается зависим от экономической ситуации в стране – многим пострадавшим в связи с коронавирусным кризисом он становится не по карману.
Ведь чайная индустрия также не стоит на месте, отметил наш эксперт. Цены растут вместе с инфляцией, а на рынке чая наметилась заметная премиализация: покупатели все глубже погружаются в чайную культуру и все чаще выбирают дорогие сорта чая. Это не может не повлиять на годовую выручку.
А вы как думаете – сможет ли кофе в России обогнать чай по количеству выпитых чашек? Или все же наша страна утвердится в своем статусе чайной державы?
Сколько кофе пьют россияне
И как мы променяли чай на кофе
За последние десять лет продажи кофе выросли вдвое.
По итогам 2019 года этот напиток впервые обогнал по популярности чай. В этой статье расскажем, из каких стран к нам везут кофе, сколько чашек выпивает в день среднестатистический россиянин и как кофейни стали популярными.
Как устроен мировой рынок кофе
Кофе выращивают в 70 странах. Все они расположены в районе так называемого кофейного пояса — зоны по обе стороны от экватора, ограниченной тропиками Рака и Козерога. Но больше 70% мирового производства приходится на пять государств: Бразилия — 3,2 млн тонн в год, Вьетнам — 1,7 млн тонн, Колумбия — 840 тысяч тонн, Индонезия — 720 тысяч тонн, Эфиопия — 420 тысяч тонн. В целом ежегодно производится 9,4 млн тонн зерен — на 20 млрд долларов.
Развитие рынка кофе в 2019 году, отчет Международной организации кофе (англ. яз.) PDF, 7,3 МБ
Самый популярный сорт кофе — арабика. На него приходится примерно 70% мирового производства. Второй основной сорт — робуста, занимает около 30% рынка. Арабика требовательнее к почве и климату и растет в более высокогорных районах. Зерна арабики содержат 1,5% кофеина, робусты — почти 3%. Еще в арабике почти в два раза больше сахаров, а зерна могут иметь отчетливый фруктовый, шоколадный и ореховый привкус. Поэтому арабика пользуется большей популярностью и в среднем примерно на 30% дороже робусты. Правда, в пачке кофе не всегда будут зерна какого-то одного сорта, часто их смешивают.
Крупнейший потребитель кофе в мире — США, в 2019 году они импортировали 1,7 млн тонн зерен. На втором месте — Германия: 1,2 млн тонн. Россия занимает в этом списке 11 место: 217,8 тысячи тонн.
Правда, по данным консалтинговой компании Grand View Research, только 70% урожая потребляет пищевая промышленность. Остальное используют фармацевты и индустрия красоты. Косметологи применяют кофейные зерна для изготовления скрабов, помады, бальзамов для губ, кремов и лосьонов. Как отмечают исследователи, потребность обеих отраслей в таком сырье растет. Например, объемы использования кофе в фармацевтике в ближайшее время будут увеличиваться примерно на 10% ежегодно.
Если же говорить о том, жители какой страны больше всего пьют кофе, то лидерами будут европейцы. Среднестатистический житель Финляндии покупает 9,6 кг кофе в год, Норвегии — 7,2 кг, Голландии — 6,7 кг. Для сравнения, в Индии и Китае — всего 0,1 кг. В странах бывшего СССР этот показатель в среднем составляет около 1 кг: Беларусь — 0,6 кг, Россия — 1,2 кг, Украина — 1,4 кг.
Откуда берется кофе в России
Кофе в России не растет — его ввозят из-за границы. По данным Росстата, в 2019 году в страну импортировали 217,8 тысячи тонн кофе.
Обзор российского рынка кофе, РИА «Росбизнесконсалтинг», 2000 годDOC, 64 КБ
Большую часть зерна — 185,6 тысячи тонн — в 2019 году ввезли необжаренным. Те, кто торгует кофе, называют такое зерно «зеленка». Это сырье обрабатывают уже на российских предприятиях, после чего оно превращается в растворимый, молотый и зерновой кофе, который и получают покупатели.
Кофе уже в готовом виде, то есть переработанный и расфасованный по пачкам, составляет чуть меньше 15% импорта — 31,9 тысячи тонн. Из них 60% — кофе в зернах, 35% — молотый, остальное — капсулы для кофемашин.
Хотя крупнейший мировой поставщик кофе — Бразилия, основной импорт в нашу страну идет из Вьетнама. По данным Федеральной таможенной службы, в 2019 году оттуда ввезли почти 44% всех зерен — 82 тысячи тонн. Бразилия же оказалась только на втором месте: 42 тысячи тонн.
Сколько кофе пьют россияне
По данным ассоциации производителей «Росчайкофе», в 2019 году россияне купили 180 тысяч тонн кофе. Для сравнения, чая — 138,8 тысячи тонн. Еще потребители постепенно переходят с растворимого кофе на зерновой: в 2001 году соотношение их продаж составляло 69 к 31, а в 2019 — 45 к 55. То есть сегодня зернового кофе пьют больше, чем растворимого.
Обзор российского рынка кофе — статья «Лаборатории трендов» для журнала «Российский продовольственный рынок»
По оценкам директора по маркетингу компании Lavazza в Восточной Европе Марко Барбьери, которого цитирует в своем обзоре рынка кофе «Лаборатория трендов», 79% продаж в денежном выражении приходится на розницу, 13% — на общепит, остальное — на вендинговые автоматы. Большую часть продаваемого в России кофе выпивают дома.
Если считать, что объем потребления кофе в 2019 году в стране составил 180 тысяч тонн, то получится, что на одного россиянина приходится 1,2 кг. Но если взять только жителей старше 14 лет — таких 114 млн человек, — получится 1,6 кг кофе в год.
Распределение населения России по возрасту, РосстатXLS, 47,5 КБ
Пересчитать на количество чашек сложно, так как способов приготовления кофе много и везде требуется разное количество зерна. Например, для порции эспрессо в профессиональной кофемашине требуется 8 граммов кофе, а чтобы сварить крепкий кофе в джезве — три чайные ложки, около 18 граммов. Получается, что среднестатистический взрослый россиянин выпивает от 90 до 200 чашек в год — в зависимости от способа приготовления. Но это среднее значение: кто-то не пьет кофе вообще, а кому-то надо две-три порции в день.
Кофейни и культура кофе
Несмотря на то что общепит в 2019 году закупал всего 13% потребляемого в России кофе, этот сегмент рынка активно растет. Эксперты консалтинговой компании Knight Frank в 2019 году провели исследование рынка кофеен в российских городах-миллионниках. По состоянию на 2018 год они насчитали около 5 тысяч кофеен, а общий объем рынка оценили в 130 млрд рублей. Потенциал роста с учетом спроса — 1 трлн, то есть в 7,6 раза.
Россияне «не допивают» кофе на 1 трлн рублей, пресс-релиз Knight FrankPDF, 311 КБ
В экономических обзорах всплески популярности кофеен разделяют на три периода, которые называют волнами. О том, как их считать, есть разные мнения. В Knight Frank кофейные периоды в России делят так.
Первая волна — кафе, запущенные в период с 1998 по начало двухтысячных. Это, как правило, сетевые заведения, которые и сформировали в городах культуру потребления кофе в общепите. Например, такие крупные сети, как «Шоколадница», «Кофе-хауз» и Traveler’s coffee. Достижение первой волны — то, что горожане начали активно потреблять кофе вне дома.
Вторая волна — массовое появление сетей, ориентированных на продажу кофе с собой. Начало этого периода связывают с открытием точек «Старбакса» в России в 2007 году. Вслед за этим начали появляться российские сети, такие как «Кофеин» и Coffeeshop.
Третья волна началась, по мнению Knight Frank, примерно в 2018 году и продолжается сейчас. Потребители стали разбираться в кофе, заведения начали подстраиваться под этот спрос — готовить крафтовые напитки, совершенствовать технологии обжарки, закупать самую современную технику. В стране развиваются новые крупные сети, например «Даблби» и «Правда кофе», но также массово открываются небольшие авторские кофейни.
Если в 2018 году Knight Frank насчитал в миллионниках 5 тысяч кофеен, то к октябрю 2020 года их количество выросло почти в полтора раза — до 7,4 тысячи. Если верить данным «2ГИС», в Новосибирске количество кофеен за эти три года выросло в 1,7 раза, с 290 до 488 заведений. В Москве — в полтора раза, с 1,6 до 2,5 тысячи; в Воронеже — в два раза, с 73 до 158.
Среднестатистический посетитель кофейни
В октябре 2019 года исследовательская компания «Нильсен» и продавец онлайн-касс «Эвотор» составили портрет среднестатистического посетителя московской кофейни. В выборку попали только предприятия малого бизнеса из Москвы и Подмосковья — кофейни, которые не являются филиалами крупных сетей, и точки крупных брендов, работающие по франшизе.
Покупают в основном по утрам в рабочие дни: типичный посетитель приходит с 6 до 12 утра, на это время приходится половина продаж. Чаще всего берут кофе с собой, причем один: на чеки с одной позицией пришлось 66% продаж. В выходные продажи у заведений падают примерно в два раза.
Вреден ли кофе
Кофе принято демонизировать: считается, что он вреден людям с больным сердцем, провоцирует бессонницу и депрессию. Думаю, большинство таких мифов родилось из-за ложных причинно-следственных связей. Например, многие курильщики любят сочетать сигареты и кофе, а последующие проблемы со здоровьем статистики ошибочно приписывают последнему.
Если говорить о конкретных рекомендациях диетологов, то они звучат следующим образом: взрослым без вреда для здоровья можно потреблять 400 мг кофеина в сутки, беременным — не более 200 мг в сутки, детям и подросткам — 2,5 мг на килограмм веса в сутки. 400 мг кофеина — это 3—5 чашек. Впрочем, про вред больших доз с уверенностью говорить нельзя.
Скорость метаболизма кофеина определяется генетически, поэтому если от лишней чашки кофе в течение дня вам сложно уснуть до глубокой ночи, то впредь не превышайте свою норму. При этом, если пить кофе помногу и регулярно, со временем к нему вырабатывается толерантность. Но если сделать паузу в неделю-две — чувствительность к кофеину восстанавливается.
Благодаря «третьей волне» появилось очень много небольших локальных обжарщиков, у которых можно покупать восхитительного качества кофе и готовить любимым способом дома. Экономия по сравнению с кофейнями приличная.
Я уже несколько лет покупаю зёрна моего любимого обжарщика «Coffeewave», сейчас килограмм очень хорошей Бразилии средней обжарки стоит 1550 рублей. На одну чашку эспрессо/капучино я делаю закладку примерно 15 граммов. Получается, что из килограмма зёрен я могу сварить примерно 65 чашек кофе. Себестоимость одной чашки эспрессо — около 30 рублей (это я ещё учёл хорошую дорогую воду). Одной чашки капучино — примерно 45 рублей.
Evgeniy, а можете, пожалуйста, поподробнее о волнах и все такое? Всмысле, о точках, где берете и как оцениваете вкус?)
Мы вот с женой брали по совету Julius meihn(возможны ошибки😁) но не увидели разницы в гейзере между ним и жокеем зелёным))
Dan, попробуйте интернет сервисы типа tasty coffee. Там сорта реально по вкусу различаются в гейзерке по сравнению с магазинными. Из магазинных меня удивили кофе из икеи и старбаксовский в пачках. Оба очень необычные
Леонид, тести кофе крутой. Но старбаксовский из магазина шлак.
Evgeniy, спасибо, что подметили про дозу кофе. Меня тоже удивили цифры в статье: 8 г на кофемашину и 18 г на джезву (в реальности то, всё скорее всего наоборот).
Если говорить про себестоимость чашки дома, я бы еще добавила в себестоимость расходники, амортизацию оборудования, затраты на э/э, затраты на доставку, чтоб объективнее цифру получить.
Катя #Кофенация
Ekaterina, хэштеги в комментариях Т—Ж не работают 🙂
Ekaterina, причём тут электроэнергия, если человек варит в турке? Даже если использует кофемашину, то на порцию не более 50 коп вылезет.
Ekaterina, а какие для домашней рожковой кофеварки расходники? Декальцинатор, разве что. Стоимостью электричества при цене домашнего в 6,5₽/КВт-ч максимум можно пренебречь. Фактическую амортизацию считать имхо, такое себе (оно ж не на балансе), а с перспективами продажи/апгрейда может быть не очень предсказуемо.
Юрий, ну если дешевая кофеварка и нет кофемолки, то, конечно, считаем только зерно и воду + расходы на их доставку.
Ekaterina, почему нет? Я варю кофе в гейзере закладываю 9-11гр это на чашку 400гр капучино.
Дмитрий, выходит, что на средние 10 г зерна вы заливаете 150 г воды (если соблюдать пропорцию 1:15), на выходе получаете
130 г кофе и добавляете
250 г молока. Такой латте судя по пропорции, тогда надо считать еще в стоимости вашей чашки кофе затраты на молоко, если уж считаем порцию. Но часто кладут куда больше порцию кофе на моку.
Ekaterina, Ну конкретно я сливки использую. Они дольше хранятся а молоко не всегда есть дома. У меня получается 2 порции очень насыщеного мокка я доливаю воды и оставляю еще для сливок (70-80мл). Моя кружка моккачино или моккалате можно так сказать (сильно зависит от того сколько я налью сливок но обычно это 70-80гр)). Кофе я покупаю обычно Паулиг арабика или Паулиг президент когда свежее и со скидкой. Это около 200р упаковка ее хватает на 25 кружек. Кофеварка у меня гейзерная Биалетти ну она по сути вечная! Я даже прокладку ни разу не поменял в ней за 500 раз использования. так что грубо если считать то чашка 400мл моккачино такого вот обходится мне в 12р сливки, кофе 8р. Воду чайник кофеварку кофемолку я считать не буду они если не вечные то на тысячи кружек рассчитаны. Вода у меня хорошая из под крана даже идет. Очень свежая вкусная. 20р стоит моя кружка «моккачино» сделаная дома))) Если бы я пил чисто мокка без сливок то моя кружка бы стоила не больше 10р. Хоть упейся правда? Поэтому в том числе люди пьют больше кофе дома. При этом радует что наши люди эстеты и переходят на зерно! И я их понимаю). И обжарщики появились хорошие. Я уже покупаю пробую разных обжарщиков. И понимаю почему мне раньше не нравилось пить кофе в чистом виде.. А в моем любимом заведении кофе мне обходится например капучино большой в 150-210р в зависимости от выбранного сорта. В макдаке тоже кофе стоит недешево. Но это трудно сравнивать, общепит существует для отдыха и смены картинки. А на отдых я готов тратить деньги! Поэтому пусть кофе будет и дома и вне дома)) Кстати летом я кофе почти не пью. Вот еще интересная особенность моего кофепития. Я за лето в моменты похолодания, в жару в холодном виде или для десертов с мороженным выпил только небольшую упаковку кофе. Сей час даже несмотря на то что для конца октября крайне тепло у нас кофе идет просто на ура..