Что поразило и испугало греков 4 класс
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 7 сентября 2020 г.
Что получила Русь в результате победы над греками для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 8.
4. Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками. Найдите информацию об этом в энциклопедии.
Поход князя Олега на Царьград закончился безоговорочной победой русичей. Князь Олег водрузил свой щит на воротах столицы Византии и заключил весьма выгодный для Руси договор.
По этому договору греки обязались выплатить участникам похода огромный выкуп, по 12 гривен на уключину, то есть на человека. Уключина представляла собой весло, с помощью которого воины управляли кораблем. А поскольку на время морского плавания каждый воин превращался в гребца, то и число уключин равнялось числу воинов на корабле. В среднем на каждом корабле их было около 40 человек, а по летописи кораблей у Олега было 2000.
Также в договоре оговаривалась возможность беспошлинной торговли русских купцов в Византии. Мало того, каждому купцу полагалось бесплатное проживание и содержание со стороны греков. Отдельно оговаривалась баня.
Помимо материальной выгоды, победа над греками принесла Руси и иные плюсы. Русь получила союзника, получила возможность приобщиться к обширным знаниям греков, их культурному наследию. Это оказало большое влияние на принятие впоследствии православной веры и, как следствие, на развитие на Руси иконописи, архитектуры, грамотности.
Победа над греками принесла большую материальную выгоду, способствовала развитию торговли, укрепила культурные связи между народами, подняла международный авторитет Руси.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 5 сентября 2020 г.
Ответы на вопросы учебника к летописи «И повесил Олег» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 8.
1. О каких важных событиях рассказывается в летописи?
В летописи рассказывается о походе Олега на Царьград и заключённом выгодном мире.
2. Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колеса? Что поразило и испугало греков?
Войско Олега было довольно большим. Оно состояло из 2 тысяч кораблей, на каждом из которых было по сорок человек.
Я думаю, что Олег приделал колеса к бокам кораблей, или соорудил платформы на колесах, на которые поставил корабли.
Греки испугались вида судов, плывущих по земле.
3. О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
Щит на вратах свидетельствовал не только о победе в сражении, но и о том, что отныне Царьград покорен Олегу и не пойдёт против Руси.
В летописи говорится о богатой дани и клятвах, которые принесли друг другу греки и русичи.
4. Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками.
Подробно о том, что получила Русь в результате этой победы, можно прочитать, перейдя по ссылке.
Слово Вещий означает мудрый, способный предугадывать события, видеть будущее.
Олег показал себя не просто талантливым военачальником, полководцем. Он думал о будущем для Руси, о том, что мир выгоднее войны, но для достижения мира нужно победить строптивых греков.
Олег выполнил свой план, привёл Русь к процветанию и получил прозвище Вещий.
6. Как ты думаешь, что ещё (кроме факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
Из этой летописи мы узнаём:
7. Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент рукописи? Почему?
Главным героем отрывка является князь Олег.
Его тема: поход на Царьград.
Заголовок, который мы можем дать отрывку, должен отражать тему отрывка или говорить о герое. Поэтому я бы предложила такие варианты: «Великий поход Олега», «Хитроумный Олег», «Взятие Царьграда».
Учим-Учим!
Учим учим всю жизнь!
О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда?
Вопрос. О каких важных событиях рассказывается в летописи?
Ответ: О походе князя Олега на Царъград.
Вопрос.Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
Ответ: Да. две тысячи кораблей по 40 человек- Греков поразили
и испугали корабли на колесах.
Вопрос.О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
Ответ: О победе. Отрывок из летописи— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека…
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.)
Вопрос.Что получила Русь в результате победы над греками?
Ответ: Мир с греками и большую дань.
Вопрос.Почему народ прозвал Олега Вещим?
Ответ: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.
Вопрос.Существовали ли на Руси города?
Ответ: На Руси существовали и другие города, кроне Киева: Чернигов, Любеч, Полоцк, Ростов.
Вопрос.Какой веры придерживались русичи?
Ответ: (Русичи придерживались ЯЗЫЧЕСКОЙ веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.)
Вопрос.Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?
Ответ: Как князь Олег греков победил. Победа над греками.
Велико ли было войско олега что поразило и испугало греков?
Поход на столицу Византии Константинополь (в русских летописях — Царьград) был осуществлен князем киевским и новгородским Олегом. Предположительно это произошло в 907 году. Вокруг этого легендарного похода много загадок. О нем подробно рассказывается в «Повести временных лет», но нет ни одного упоминания в византийских источниках.
В древнерусских летописях указывается совершенно нереальная для того времени численность русского войска. Говорится, что Олег приплыл на 2 тысячах кораблях, которое вмещало по 40 воинов. Среди них были представители не только восточнославянских племен (древляне, словене, радимичи и др.), но и выходцы из финно-угорских народов (чудь, меря), а также варяги. Таким образом, по летописным сведениям число приплывших в Византию воинов под командованием Олега составляло 80 тысяч. Историки не верят, что эта цифра имеет отношение к действительности.
В Первой Новгородской летописи говорится о 8 тысячах воинов, но, скорее всего, и эта численность завышена.
В описании русско-византийского похода вообще много легенд. Например, пишется, что Олег поставил свои корабли на колеса, которые поехали на Царьград. Греки так испугались, что стали просить о мире. При этом вынесли Олегу еду и вино, которые были отравлены. Он разгадал их коварный замысел и отказался от угощения.
В конечном итоге греки согласились на выплату огромной дани, а войско Олега уплыло назад, прибив на память о своем походе щит к воротам Царьграда.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс.
Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Яства – (устар.) еда, кушанье.
Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.
Паволоки– нарядные ткани, покрывала.
Узорочье – драгоценности, наряды.
Яства; гривна; паволоки; узорочье.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока:
Как создавались летописи?
При каждом монастыре был свой летописец.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.
Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.
В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:
– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.
Чуди – общее название польских племен у славян.
Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.
Узорочье — узор, украшение.
О.: О походе князя Олега на Царьград.
В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах
В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.
В.: Что получила Русь в результате победы над греками?
О.:Мир с греками, дань
В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?
О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.
В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.
В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?
О.: Как князь Олег греков победил.
В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
– От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!
И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.
– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
– Да увижу кости его.
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.
В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.
В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».
В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.
Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.
Разбор типового тренировочного задания:
1. Единичный / множественный выбор;
Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Разбор типового контрольного задания:
2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;
Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.
Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420