Что порождает бунт раскольникова

Бунт Родиона Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Чем порожден бунт героя в романе «Преступление и наказание»»

Раскольников находился в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение. Роман «Преступление и наказание» был написан Ф. М. Достоевским в 70-е годы XIX века. В это время писатель размышляет о нравственных последствиях повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, вызванного реформой 1961 года и последующим разгулом капиталистического хищничества. Достоевский воспринимает свою эпоху не просто как хаос, ломку, неустойчивость и переходность. Он видит в этом приближающуюся катастрофу. И поэтому писатель считает, что не случайно эта эпоха породила таких людей, как Раскольников. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. Главная мысль романа раскрывается как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, отвергающим эту теорию. Как же шел главный герой романа к этой теории? Герой Достоевского утверждает свое право пролить кровь «по совести», то есть исходя из своего личного убеждения. Писатель показывает, что это еще более страшно, чем «официальное разрешение кровь поливать», потому что открывает широкую дорогу для полного произвола.

Раскольников делит людей на подлецов и не подлецов, а практику их — на подлую и не подлую. Его волнуют различия бедности и богатства, счастья и несчастья, доли и обездоленности. Он перестал бояться каких бы то ни было преград и стеснять себя какими бы то ни было нормами — лишь бы не примириться с «гнусной», с неправедной действительностью, лишь бы не пройти по миру «подлецом».

Раскольников уже давно вынашивал в голове свою ужасную идею и свой ужасный замысел, но все это до поры до времени оставалось мрачной фантазией, не более того. Он уже встретился с Мармеладовым, уже сердце его пронзили вопли униженных и оскорбленных, а он еще ничего не решил. Но вот пришло письмо от матери. Он остался наедине с ним, он прочел наивную и жестокую по правде своей исповедь, и она поставила его на роковую черту: или смириться перед участью своих родных и перед законом, царствующим в мире, или попытаться что-то сделать для спасения своих близких и тем самым восстать против царствующей в мире закономерности. «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Давняя тоска, давние думы, терзавшие его, сконцентрировались в одном пункте. То, что месяц тому назад и даже еще вчера было только «мечтой», теоретическим предположением, стало в дверях и требовало под угрозой гибели самых близких людей, немедленного разрешения, немедленного действия.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком «необыкновенным». Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: «… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Мне кажется, что преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы — со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» — это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды — нищету, унижение, — остаются покорными и безответными. «Необыкновенные» люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб. Раскольников задавал себе вопрос: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь л и я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не «вошь» и не «тварь дрожащая». Такая философия не рождается на ровном месте.

После длительной внутренней борьбы и попыток самооправдания Раскольников, по совету Сони и Порфирия Петровича, решил отдать себя в руки полиции. Однако, отваживаясь на преступление, он не знал, что бояться ему следует вовсе не полиции, а самого себя. Собственный суд, тот ад, что поселился в его душе, — вот наказание, которое его настигло и которого он не ожидал. Достоевский на примере своего главного героя решает вопрос об отношении человека к другим людям. Философия Раскольникова и его преступление привели его к тому, что он как будто стал единомышленником Лужина, Свидригайлова, ростовщицы Алены Ивановны и всех тех «подлецов», против которых он восстал. Совесть, мучающая Раскольникова после убийства старухи-процентщицы, — то великое начало, которое объединяет его с человечеством. Оно живет в душе героя и не дает ему спокойно пожинать плоды своего преступления. Философия Раскольникова и его преступление обрекли его на страшное одиночество. Он добровольно исключил себя из мира тех людей, которых он любил и которым сострадал. Даже любовь и забота матери и сестры стали для него невыносимы.

Перелом наступил лишь тогда, когда он отказался от своих убеждений и принял убеждения Сони. И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его,постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Источник

Индивидуалистический бунт Раскольникова (Вариант: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»)

Истоки теории Раскольникова: просто о сложном

Герой знаменитого романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников придерживался теории, что в мире существуют два типа людей: первые приносят пользу обществу, а вторые — паразитируют его. Сущность теории в том, что по мнению главного героя нет ничего страшного, если представитель первой группы во благо человечества избавится, убьёт такого «паразита». И, как известно, ничем хорошим для героя Достоевского это не закончилось. Но давайте разберёмся, каковы были истоки теории Раскольникова и его бунта.

Социальные истоки теории Раскольникова

«Преступление и наказание» — это глубоко социальное произведение. И, чтобы понять социальные истоки теории его главного персонажа, нужно обратиться к событиям, происходящим в то время, когда автор писал свой роман.

Капиталистические реформы 1861 года в России привели к обнищанию простого народа и обогащению «верхушки». Ф.М. Достоевский глубоко переживал эту ситуацию и как бы предостерегал в своём романе, к чему может привести такое явное социальное неравенство. А, как показывает история, вело оно только к негативным последствиям: повсеместная преступность, воровство, массовый алкоголизм, пренебрежение нравственными устоями и не только.

Люди, извлекающие выгоду из появившихся капиталистических возможностей начали буквально паразитировать основу общества — простой народ. Сам Ф.М. Достоевский в своих записях писал о ситуации в обществе того времени следующее:

«Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения границы добра и зла»

Философские истоки теории раскольникова

Если социальные истоки теории — это внешние условия, общественное окружение, среда, реалии того времени, в котором происходит действие романа, то вся философия произведения — это чертоги души и личности персонажа.

Достоевский в образе своего героя

Преступный помысел Раскольникова содержит в себе сложные философские основы. Автор ставит во главу угла человеческий эгоизм и порицает это чувство. Раскольников — эгоист, хоть и сам не признаёт этого. Он считал, что его преступление имеет оправдание, потому что оно несёт пользу для общества. Но на самом деле главный герой противопоставил себя социуму, посчитал себя выше других людей, что значило для него то же, что и позволение вершить судьбы народа.

Не зря героя Ф.М. Достоевского часто сравнивают с шекспировским Гамлетом, который тоже хотел изменить мир. Но различия между этими героями существенные: герой Шекспира всё-таки ощущал себя частью этого мира, а Раскольников поднял против него бунт.

Это только некоторые аспекты основной идеи произведения — то, в чём мы можем видеть истоки теории Раскольникова: социальные и философские. Роман всемирно известного русского писателя Ф.М. Достоевского гораздо более многогранен и не ограничивается только этим набором тезисов.

У вас появились вопросы? В тексте допущена ошибка? Напишите об этом в комментарии под этим постом, можно даже анонимно. Авторы материалов всегда отвечают очень быстро!

Большой Бейсуг

Раскольников снимает квартиру в одном из домов, находящихся в бедном квартале Петербурга. Это «…крошечная клетушка, шагов в шесть длиной… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко».

После смерти его отца Родион Романович остается единственным мужчиной в семье, состоящей теперь из его матери и сестры Дуни. В такой ситуации он, разумеется, должен взять на себя заботу о семье.

У студента в то время было два основных источника доходов: стипендия и частные уроки. Стипендию Раскольников не получал, так как был исключен из университета. Он некоторое время давал уроки, «учил детей», но довольно скоро бросил это занятие — оно не приносило достаточно денег.

Родион оказался бы и вовсе без средств к существованию, если бы не его матушка. Она находила возможность посылать сыну деньги, несмотря на то что сама жила бедно.

Раскольников тяготится создавшимся положением. Его сильно развитое чувство порядочности не позволяет ему пользоваться средствами матери, которую он, наоборот, обязан обеспечить, и только крайняя нужда заставляет его делать это.

Убожество собственной жизни и жизни тех, кто ёго окружает, приводит молодого человека в болезненное состояние. Так подтверждаётся правило, обратное изречению Авиценны: «В здоровом теле — здоровый дух». Раскольников заболевает.

Автор уделяет огромное внимание психологии своих героев, поэтому читатель может во всех подробностях видеть, что происходит в душе Родиона Романовича. В нем говорит врожденная гордость бунтаря.

Он напряженно ищет выход из своих затруднений. И этот выход Раскольников находит в теории, созданной им в свое время и опубликованной в журнале в виде научной статьи.

Эта теория разделяла всех людей на «тварей дрожащих» и на «право имеющих». Раскольников признает за последними право на «кровь на совести», то есть на убийство или равновеликое злодеяние во имя высших целей. В конечном итоге цель «право имеющих» — помочь остальным людям, но они это делают, перешагивая через них и оставляя за собой кровавый след.

Родион Романович, со свойственным молодым людям апломбом, считает себя Наполеоном, «право имеющим». Но, как ученый, он’ должен подтвердить это на практике. Если он имеет право на совершение тягчайшего греха, он не понесет наказания от людей и его не будут преследовать муки совести.

Ему выпадает удачный случай. В трактире он слышит разговор студента и офицера, которые говорят о знакомой Родиону старухе-процентщице по имени Алена Ивановна. Он узнает о жестокости этой женщины к клиентам, о ее сестре, о ее богатстве.

Убив эту гадкую старуху, Раскольников разом достигает всех своих целей. Он обеспечивает семью деньгами, себя — возможностью продолжать обучение, и — самое главное — у него появился повод проверить свою теорию на практике.

Тем не менее убийство свершилось. Сие преступление перед Богом поистине огромно. Дело не в двух убитых женщинах. Их могло и не быть. Грех Раскольникова — в создании человеконенавистнической теории, которая, превращенная в догму, могла бы стать причиной уничтожения рода человеческого.

Убийство — лишь внешняя сторона его богопротивного поступка. Глубинный смысл преступления — бунт против государственной системы, загоняющей человека в такие условия, в каких не содержат и животных; против нищеты, низводящей человека до положения скота, против жестокости и безразличия людей к своим ближним. Но справедливость достигается совсем другим путем. Честным и чистым. Иначе человеческой личности грозит распад. История Раскольникова тому подтверждение.

Сочинение: Бунт Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(381 слово) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был создан в 1866 году, во время революционных реформ и значительных перемен, социального перелома в обществе. Людей захватывают принципиально новые идеи, хозяевами жизни оказываются дельцы-предприниматели, духовность отходит на второй план. Именно поэтому молодежь бунтует против сложившейся системы, и символом этой борьбы стал Родион Раскольников.

Раскольников – герой, всецело поглощенный идеей о сильной личности, о ее возможностях и мере дозволенности. Он не готов примириться с судьбой и плыть по течению, он может, хочет и меняет свою жизнь. Он жаждет быть свободным, пытается осознать, где начинаются и заканчиваются границы человека, которому все дозволено. Герой истинно и рьяно борется с мыслью о том, что и его удел — просто быть частью серой массы и существовать вот так, без цели и смысла.

Его теория о личности сильной, значимой, имеющей право вершить историю ломается, когда Раскольников сталкивается с реальностью. Одно дело просто думать, и другой вопрос – совершать и сталкиваться с последствиями поступков. Философские, нравственные вопросы в виде размышлений Раскольникова занимают львиную долю всего повествования, на первый план выходит не столько действо, сколько внутренняя борьба человека, который совершил тяжкое преступление. Мир устроен несправедливо, и Родион хочет бороться с этим – с невозможностью совершать свой выбор, с отсутствием перспективы счастливого существования. Как ни парадоксально, будучи сторонником теории «о людях, власть имеющих и людей обыкновенных», Раскольников хочет помочь бедным, убивая ради этой цели богатую старуху. Он хочет доказать в первую очередь самому себе, что он относится к той же категории людей, что и его кумир, Наполеон. Ради блага других, по его мнению, можно пожертвовать одной жизнью. Таким образом, преступление – это своеобразный протест против ненормальности, несправедливости устоявшегося общества. Это бунт против несовершенных устоев, не дающих возможность жить справедливо и честно. Раскольников – человек, который не может смириться с предопределенностью жизни. Но в своих размышлениях и помыслах Родион не учитывает так называемый «человеческий фактор», он забывает о том, что человек не просто часть социума, но личность, которой не чужды страх, совесть, стыд, эмоции. В итоге его бунт заканчивается раскаянием и взрослением.

Теория Раскольникова казалась логичной, но на практике все оказалось намного запутаннее, чем было в теории. Родион не справляется с тяжестью ноши, которую взял на себя. Это не значит, что он «тварь дрожащая», а говорит о том, что никто не вправе отнимать человеческую жизнь, будь то Наполеон, или же бедный студент, или другой человек, имеющий мнимую или реальную власть.

Автор: Анастасия Ретунская

В романе сталкиваются две основные идеологии: идеология индивидуализма, исключительной личности (прообраз фашизма) и христианская идеология. Первую в той или иной мере и форме вынашивают Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович в молодости, Раскольников, а вторую – Соня, к ней мучительно, через весь роман идёт и Раскольников.

На 1-й взгляд кажется, что идею бунта воплощает в романе Раскольников, а идею христианского смирения – Соня. Бунт Раскольникова обоснован его наполеоновской теорией, по которой немногим избранным позволено для высоких целей переступить даже через кровь, тогда как остальные – лишь послушны перед законом. «Вошь ли я как все или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?» — мучительно размышляет Раскольников.

Убийство старухи для него – проверка, но не теории, а себя, своей способности переступить, стать властелином для добрых дел. Цель героя – гуманная: избавить мир от кровососа и помочь близким, родным выбраться из нищеты, тем самым восстановив справедливость.

Но ещё до убийства, а тем более после него все логически выверенные построения рушатся. Его холодную теорию опровергают, в первую очередь, его же душа, совесть, человеческая натура, явившиеся в первом сне. В припадке полубезумия после убийства процентщицы он убивает добрую, детски-беззащитную сестру её Лизавету, которая в его сознании находится в одном ряду с Дуней, Соней, его собственным сердцем. Не зря впоследствии он сам назовёт себя «вошью эстетической», имея в виду то, что, возомнив себя властелином и убив, он не вынес этих убийств, душа его оказалась слишком красивой, нравственной.

Мучений Раскольникову добавляют так называемые «двойники» — герои, в чьих теориях или поступках в той или иной мере отражаются идеи и действия главного персонажа. Среди них законченный подлец Лужин, прошедший свой циничный путь властелина до конца, морально убивший немало людей; развратный и одновременно несчастный Свидригайлов, которого внутренняя борьба между вседозволенностью и собственной душой ведёт к самоуничтожению; вынашивавший в молодости подобную «теорийку» Порфирий Петрович, измучивший теперь Раскольникова на допросах своим пониманием и проницательностью.

Но главное наказание Раскольникова – Соня, которой герой открывается первой, уйдя в себя и прячась от всех остальных, даже от матери и Дуни. Соня – не только реальная героиня, но и своего рода символ совести, человечности самого Раскольникова, вторая сторона его сознания. Оба они переступили и оба жертвенники. Но он переступил, физически пожертвовав жизнями других, в итоге морально убив себя. А Соня, переступая нравственный закон, изначально жертвует собой ради спасения других и оказывается права, потому что действует не во имя зла или выгоды, а во имя добра, из сострадания и любви. Её смирение равносильно подлинному бунту, так как именно она, а не Раскольников в результате смогла что-то изменить к лучшему. Не зря в сцене признания Раскольникова Соне героиня выглядит намного сильнее и увереннее героя, что без труда подтверждает текстуальный анализ.

На каторге Раскольников проходит через отчуждение, ненависть окружающих и болезнь. А любящая Соня всем помогает, каторжники инстинктивно тянутся к ней. Её любовь и сострадание, дополненные христианской внутренней силой, спасают Раскольникова, очищая его душу от скверны, рождают и в нём ответную любовь, окончательно разрушающую холодную теорию. В финале романа великого путаника и святую грешницу «воскресила любовь». Соня стала не только главным наказанием Раскольникова, но и главным его спасителем.

Примерный план портретной характеристики героя

1. Общее представление о произведении и герое.

2. Характеристика фрагмента текста, в котором встречается портрет героя, с определением её текстового объёма, места, роли, значения.

3. Детальное аналитическое наблюдение над элементами портрета, рисующими психологический образ героя.

4. Сопоставление данного портрета с другими (если они есть в произведении).

5. раскрытие авторского отношения к персонажу через портретную характеристику.

Источник

Бунт Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Главная причина преступления

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».

Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Бунт Родиона Раскольникова

Второстепенные причины преступления

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

Сочинение на тему бунт и покаяние родиона раскольникова в романе преступление и наказание

Последствия преступления

Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон». Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление. Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него.

Источник

«Причины бунта Раскольникова: – бедность и бесправие героя»

Родион Раскольников — это главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж называет свое поведение «бунтом». Его преступление не было спонтанным. К деянию героя привело множество социальных и философских факторов.

Социальные причины преступления Раскольникова намного сильнее повлияли на героя, чем философские. Ведь под влиянием условий его жизни и сформировалась его философия.

Родион Раскольников — бывший студент, который не мог продолжить учебу, так как не имел возможности оплачивать обучение. Герой живет очень бедно. Он арендует маленькую комнату, которая похожа чем-то на гроб. Герой не всегда имеет материальную возможность оплачивать каждый месяц хозяйке жилье, поэтому она злится на Раскольникова. Настасья, служанка в доме, жалеет Раскольникова, поэтому часто приносит ему пищу, даже если хозяйка запрещает.

Раскольников не только сам страдает от нищеты. На такую жизнь обречены и его мать, и сестра. Раскольников не имеет постоянного места работы. Он перебивается с заказов, которые берет у своего друга Разумихина. Он, как и многие студенты, пользуется услугами старуха-процентщицы, закладывая различные ценности на определенный срок.

Эта печальная обстановка, в которой находится герой, и побуждает его размышлять о бедности и богатстве, а также вытекающих из этих явлений качеств. Персонаж был поражен несправедливостью этого мира, распределением благ и богатства, ресурсов. Он не понимал, почему должен жить в такой обстановке.

Герой написал статью о людях, которые делятся на обычных и обыкновенных. Согласно этой теории, общество делилось на выдающихся людей и на обыкновенных. Первые люди осуществляли государственные перевороты, вершили правосудие, устраивали революции и реформы, а вторые люди были лишь материалом для первых людей.

Раскольников использовал свою теорию для собственного успокоения. Он считал себя человеком необычайным. Эта мысль успокаивала его, давала ему стимул жить и двигаться дальше. Родион Раскольников решил, что если он человек необычайный, то может сам решить проблемы своей нищеты.

Выбор героя лег на старуху-процентщицу, которая была для него исчадием ада. Он совершил убийство, которое стоило ему многого.

Поступок Родиона Раскольникова был вызван условиями его жизни и философии, которая сформировалась у героя под влиянием социальной обстановки.

«Причины бунта Раскольникова: – бедность и бесправие героя»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.

Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством».

Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток — то есть на самое людное место — посылает его Соня.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Бунт Родиона Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него.

В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!…Вот цель!» — говорит Раскольников Соне Мармеладовой.

Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» — спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя.

Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям.

Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *