Что после 9 класса институт или колледж
Колледж или университет: плюсы и минусы
Многие абитуриенты сталкиваются с выбором, куда поступать: в колледж, или в университет. Чтобы вам было проще принять решение, почитайте эту статью. Мы не скажем, что университет лучше колледжа, или наоборот, но постараемся рассказать о разнице между колледжем и вузом, а также поговорим о плюсах и минусах этих учебных заведений.
Присоединяйтесь к нам в телеграме и будьте в курсе актуальных студенческих новостей. А если хотите получить приятную скидку на наши услуги, обязательно зайдите на наш второй канал.
Колледж и вуз: разница
Обучение в вузе
В высшее учебное заведение (университет, институт, академия) можно поступать после окончания общего среднего образования, то есть после 11 классов школы. Обучение в бакалавриате длится 5 лет. Поступая в вуз, будьте готовы к тому, что вас ждет много теории, а полноценно работать по специальности можно будет только после окончания учебного заведения.
Кстати, о разнице между бакалавриатом и специалитетом читайте в нашей отдельной статье.
Обучение в колледже
В ссуз можно поступать как после 9, так и после 11 классов. Срок обучения здесь меньше, чем в университете: в колледже учатся от 2 до 4 лет. Образовательная программа направлена на практическое освоение выбранной профессии.
Плюсы и минусы обучения в колледже
Мы не агитируем поступать в колледж или вуз. Лишь хотим сказать, что вопреки распространенному мнению, учиться в колледже не стыдно. И вот почему:
Не нужно также думать, что в колледж поступить проще, чем в университет. Зачисление в колледжи ведется на основе среднего балла аттестата, и многие престижные ссузы выставляют достаточно высокие требования.
Какие же у коллежда есть минусы:
Плюсы и минусы обучения в вузе
К плюсам можно отнести:
Вуз или колледж: как выбрать, куда поступать
Что лучше: колледж или вуз? Однозначаного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от вашей мотивации и стремлений.
При выборе учебного заведения, абитуриенту нужно определиться со своими желаниями и возможностями. Например, если вы чувствуете, что не сможете достаточно хорошо сдать ЕГЭ, есть смысл выбрать колледж. Также ссуз подойдет тем, кто хочет поскорее начать работать.
Обучения в вузе больше подходит тем, кто тянется к науке и фундаментальным знаниям. В любом случае, если у вас есть мотивация к учебе, вы сможете продуктивно учиться в любом заведении.
Кстати, поступить в колледж или вуз никогда не поздно, максимальный возраст приема граждан в российские учебные заведения составляет 35 лет.
Не важно, какое образование вы получаете: среднее, высшее или постдипломное. Профессиональный сервис помощи учащимся готов посодействовать в решении любых проблем с учебой.
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Где дальше учиться — в колледже или вузе?
Куда поступать после школы, в колледж или вуз? Это нелёгкий вопрос для любого школьника. Часто абитуриенты не могут сделать осознанный выбор, так как не знают, как поступить в вуз после колледжа, если им захочется получить высшее. И ещё хорошо, если вы знаете, в какой сфере хотите работать. Намного сложнее, если у вас нет никаких предпочтений.
Плюсы и минусы обучения в колледже
У любого учебного заведения есть свои плюсы. Колледжи часто не рассматривают всерьёз, и очень зря: получение средне-специального образования может дать очень многое.
Минусы учёбы в техникуме, разумеется, тоже есть. Так как растёт популярность средне-специального образования, конкурс на бюджет всё больше с каждым годом. Впрочем, бюджетных мест в техникумах куда больше, чем в университетах. Если вы думаете, поступать ли в вуз после колледжа, будьте готовы к сдаче вступительных экзаменов в университете. С учётом одновременных выпускных экзаменов в мае и июне это может быть непросто. А у молодых людей после окончания колледжа больше не будет освобождения от армии, даже если они захотят поступить в вуз.
Особенности обучения в вузе
В вуз может поступить любой человек после 11 классов школы. Общий конкурс идёт по баллам ЕГЭ без учёта олимпиад. Можно поступить и на внебюджетной основе: в таком случае результаты экзаменов совершенно не важны. Вуз — это подходящий для вас выбор, если:
В вузе вас научат не только вашей специальности. Из университета вы выйдете дисциплинированным и ответственным специалистом, с умением обучаться самостоятельно и находить общий язык с людьми. Здесь к вам будут относиться как ко взрослому человеку, которому придётся самостоятельно решать все свои дела. Именно поэтому работодатели часто смотрят именно на наличие диплома, а не на его специальность.
Что же всё-таки выбрать: колледж или вуз?
Подытожим: в вуз стоит идти, если вас интересует сложная специальность, которую не получить в колледже, или если вам для продвижения по карьерной лестнице необходим диплом. В техникум стоит поступать, если вы хотите поскорее отучиться и начать работать, или если не хотите терять времени на классическое высшее образование и два лишних года школы.
Не забывайте, что выбор не делается раз и навсегда. Сомневаетесь, можно ли в вуз после колледжа? Можно, и даже немного проще! Зачтётся часть предметов, не нужно сдавать ЕГЭ, да и со специальностью в вузе вы уже точно не ошибётесь. Часто организуют профильные колледжи при вузах, где можно получить средне-специальное образование, а потом, если хочется, поступить в этот же университет. Колледж после вуза тоже доступен каждому студенту. Любую ступень образования можно получить один раз бесплатно. Если вы пошли в университет после школы, то можете получить дополнительную специальность в колледже на бюджетной основе (если пройдёте по общему конкурсу). Вечерние группы в колледжах набирают, чаще всего, из взрослых людей с «вышкой» и работой, которые захотели сменить сферу деятельности.
Высшее образование стало очень популярным в конце прошлого века, но это не значит, что всем обязательно нужно получить заветный диплом. Если вы уверены, что ваша карьерная лестница зависит от высшего образования (или просто от наличия диплома) — то готовьтесь к поступлению в университет. Но, если вы не знаете точно, кем хотите стать, или не хотите тратить много времени на учёбу, или мечтаете о рабочей полезной профессии — колледж будет отличным выбором. В конце концов, вы сможете отучиться и в вузе, и в колледже, чтобы точно не упустить никаких возможностей.
Куда поступать: в вуз или колледж? Рассматриваем каждый из вариантов
Есть мнение, что вуз — это престижно, а колледж — всего лишь план Б на случай, если ты вдруг пролетишь по баллам на бюджет. Либо вариант для отстающих. Но не будем рубить с плеча, а разберёмся, в чём заключаются «плюсы» и «минусы» каждого из вариантов. Мы сравнили специфику обучения в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях и выделили несколько отличий между вузом и колледжем.
После какого класса можно поступать?
В колледж берут как после 9, так и 11 класса. А вот вуз примет выпускников с общим средним, средним специальным и профессионально-техническим образованием. Срок обучения в колледже около трёх лет, в вузе — 4−6. И то без учёта магистратуры. Хочешь пораньше зарабатывать свой хлеб — поступай в колледж. Если пойдёшь после 9 класса, программу 10 и 11 всё равно придётся изучать.
Какие экзамены сдавать в колледж и вуз?
Где учиться дешевле?
Для сравнения год обучения по специальности «Правоведение» в Юридическом колледже БГУ обойдётся в 1672 BYN, а в самом БГУ по этой же специальности — 2851 BYN. Оплату в вузе, конечно, можно понизить, но для этого придётся приложить немалые усилия. А после колледжа поступить на заочную сокращённую форму в вуз и платить за обучение почти на половину меньше, не так уж и плохо.
На что направлено обучение?
Обучение в вузе направлено на усвоение большого количества теоретических знаний, необходимых для овладения профессией. Уровень среднего специального и профессионально-технического образования предполагает формирование практических навыков по специальности. Следовательно, квалификация преподавателей в колледже несколько другого рода, но это никак не говорит о низком качестве преподавания.
Где лучше материально-техническая база?
Всё зависит от финансового благополучия учебного заведения. Порой в одном и том же вузе оснащение факультетов очень сильно разнится между собой. Обеспечить колледж необходимой «начинкой» легче, но не всегда.
Есть ли разница в стипендии?
Минимальная стипендия в колледже — 52 BYN, в вузе — 62 BYN. Разница есть, но не такая большая.
Карьера и заработок?
Молодой специалист без опыта работы зарабатывает немного, и нет разницы, какой у него диплом: о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Получив необходимый практический опыт и став конкурентоспособным на рынке труда, ты сможешь корректировать свой дальнейший заработок, прокачивая профессиональные качества. Для карьерного роста высшее образование необходимо. Заметь, не просто диплом, а образование.
Расставляй приоритеты и делай выбор. Нет единственного верного пути — есть твой. До сих пор не определился с тем, куда хочешь поступать, — не спеши поддаваться общему течению и нести документы в вуз. Не исключено, что после обучения в высшем учебном заведении тебе не захочется работать по специальности. Представь, как жаль будет годы учёбы и, возможно, потраченные деньги. Обучение в колледже — способ познать выбранную профессию изнутри и определиться, готов ли связать с ней свою жизнь. В этом поможет производственная практика, после прохождения которой велика вероятность получить приглашение на работу. Соотнеси все «за» и «против» со своими желаниями и возможностями — и правильный выбор сделан.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Поступать в вуз или идти в колледж?
Поступление
Прием без экзаменов по среднему баллу аттестата. На некоторые специальности надо сдать профессиональный экзамен.
Прием по результатам 3-4 ЕГЭ, иногда требуется сдать дополнительный экзамен.
Специализация
В программе обучения в основном общепрофессиональные и специальные дисциплины. До 50% учебного плана занимают практические занятия и практика.
Больше дисциплин для общего развития.
Выбор профессий
Не все профессии можно получить в колледже. Например, здесь нет специальностей в области психологии, лингвистики, истории, филологии. Тем не менее, профессии парикмахера, косметолога, автомеханика, флориста можно освоить только в колледже.
Вузы предлагают более широкий список профессий и программ обучения.
Срок обучения
После 9 класса — 2-4 года, после 11 класса — 1-3 года. Начинаешь зарабатывать раньше.
После 11 классов — 4-6 лет. Начинаешь зарабатывать позже.
Стоимость обучения
В среднем 73 тыс. рублей в год на очном отделении.
В среднем 160 тыс. рублей в год на очном отделении.
Трудоустройство
Большинство колледжей гарантирует своим выпускникам 100% трудоустройство в компании-партнеры.
Вуз — Не гарантируется
В каждом вузе работает центр карьеры или отдел трудоустройства. Они налаживают связи с компаниями, проводят ярмарки вакансий и дни карьеры, организуют мастер-классы по поиску работы. Тем не менее, трудоустройство не гарантируется.
Престиж
Есть мнение, что в колледж идут не самые успешные.
Высшее образование иметь престижно.
Перспективы
Доступ к ряду должностей для выпускников колледжей закрыт. Выпускники колледжей поступают в вузы без результатов ЕГЭ и получают высшее образование по ускоренной программе.
Работодатели часто отдают предпочтение специалистам с высшим образованием.
В каких случаях лучше выбрать колледж:
Подросток закончил 9 класс и по тем или иным причинам больше не хочет учиться в школе.
Подросток закончил 11 класс и плохо сдал ЕГЭ. Можно пропустить год, сдать ЕГЭ повторно, а можно, не теряя времени, поступить в колледж и получить профессию.
Подросток выбрал направление, которого нет в вузах: парикмахерское дело, косметология и визаж, управление дронами, флористика, кинология, сестринское дело, воспитатель детского сада и т.д.
Подросток не уверен в своем выборе и хочет попробовать, подойдет ли ему профессия, например, медика.
Есть необходимость сэкономить на обучении — поступить в колледж, а после его окончания поступить в вуз на бюджет или платно, но уже имея возможность работать по специальности.
Подросток мечтает попасть в определенный вуз, не смог туда поступить, но при вузе есть колледж. Например, Московский финансовый колледж Финансового университета при Правительстве РФ, Колледж приборостроения и информационных технологий МИРЭА. В этом случае колледж может быть первой ступенькой к выбранному вузу.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.