Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Третий этап развития педагогической психологии

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т. е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х — Л. Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации, в 70-е-80-е годы В. Оконь, М. М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что, в одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а, с другой — соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина и др. о проблемном характере мышления, его фазности, начале возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн). В 1957-1958 гг. появились первые публикации П. Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов — Н. Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, возникшая в 70-х годах в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А. К. Марковой, И. И. Ильясовым, Л. И. Айдаровой, В. В. Рубцовым и другими), а также в экспериментальной системе Л. В. Занкова.

В этот же период (40—50-е годы) С. Л. Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний, которое с разных позиций детально разрабатывалось Л. Б. Ительсоном, Е. Н. Кабановой-Меллер и др., а также в работах Н. А. Менчинской и Д. Н. Богоявленского в концепции экстериоризации знаний. Появившаяся в середине 70-х годов книга И. Лингарта «Процесс и структура человеческого учения» и книга И. И. Ильясова «Структура процесса учения» (1986) позволили сделать широкие обобщения в этой области.

Заслуживает внимания возникновение принципиально нового направления в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии Г. К. Лозанова (60—70-е годы этого столетия), основой которого является управление педагогом неосознаваемыми обучающимся его психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии. На этой основе разработан метод активизации резервных возможностей личности (Г. А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А. В. Петровский, Л. А. Карпенко).

Все многообразие этих теорий (подробнее они будут рассмотрены в гл. 2 этой части), однако, имело один общий момент — теоретическое обоснование наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества системы обучения — учения (ученой деятельности). Соответственно формировались определения направления обучения. В рамках этих направлений обучения выявились и общие его проблемы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и др.

В этот период формирование предпосылок перехода педагогической психологии на новую стадию своего развития с использованием информационно-вычислительно-компьютерной техники соотносится с решением глобальной проблемы — перехода человечества в XXI в. — век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека — свободного пользователя и созидателя новых информационных и вычислительных технологий обеспечивает ему свободу действий в новом постиндустриальном, информационном пространстве.

Таким образом, педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогике. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.

Вопросы для самопроверки

1. Какое влияние на становление и развитие педагогической психологии оказали основные направления развития психологии?

2. По какому из трех оснований структурной дифференциации психологии выделяется отрасль педагогической психологии и почему?

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

3. Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории?

4. В какой степени можно согласиться с утверждением, что «. современное обучение бихевиористично по методу и ассоциативно по природе»?

Обязательная литература

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А, В. Петровского М., 1981.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. М., 1996. Т. 1.

Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3. Гл. XX.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

Дополнительная литература

Каптерев П. Ф. Избр. соч. М., 1982.

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

Источник

Этапы развития педагогической психологии

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

Этапы развития педагогической психологии.

Основные понятия педагогической психологии.

Лекция 2

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (продолжение)

Основные понятия педагогической психологии.УЧЕНИЕ – собственные действия ученика направленные на развитие у него способностей, а также ЗУН (Немов Р.С.)

Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, определяется как УЧЕНИЕ. (Зимняя И.А.)

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

УСВОЕНИЕ – приобретение ЗУН.

НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения человеком ЗУН.

Виды научения: оперантное, викарное, вербальное, подражание, метод проб и ошибок.

ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ –самостоятельная, междисциплинарная отрасль знания, основанная на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.

Анализ становления и развития педагогической психологии помогает понять сущность и специфику предмета ее исследования.

Становление и развитие педагогической науки можно представить 3 этапами.

1 этап –с середины XVII до конца XIX вв. –общепедагогический (необходимо психологизировать педагогику). Связан с именами Я.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Иоганном Песталоцци, Адольфом Дистервегом, К.Д.Ушинским, П.Ф.Каптеревым.

1.связь развития, обучения и воспитания;

2.творческая активность ученика;

3.способности ребенка и их развитие;

4.роль личности учителя;

5.организация обучения и др.

2 этап –конец XIX –середина XX вв.педагогическая психология начинает оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь на результаты психологических и психофизических экспериментальных исследований. Пед.психология развивается одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии, созданием и разработкой конкретных педагогических систем (система Марии Монтессори, Вальдорфская школа). Разрабатываются собственно психологические проблемы, особенности запоминания, развития речи, развитие интеллекта, особенности выработки навыков (Бине А., Б.Анри, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже).

2 этап развития пед.психологии ознаменовался:

1выделением ПП в самостоятельную отрасль науки;

2. широким использованием тестовой психодиагностики;

3.распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ;

4. возникновением педологии;

5. попыткой научной рефлексии образовательного процесса.

3 этап –середина XIX в. по настоящее время –создание психологических теорий обучения. (т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии).

1954 –Б.Скиннер –идея программированного обучения;

Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Смотреть картинку Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Картинка про Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии. Фото Что послужило основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии

50-е годы – П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина –теория поэтапного формирования умственных действий;

60-е годы XX в. Л.Ланда –алгоритмизированное обучение;

В.Оконь, М.Махмутов –система проблемного обучения;

Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов – теория развивающего обучения, которая реализовалась в практике в развивающей системе Л.В.Занкова.

Источник

Этапы становления педагогической психологии.

И.А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии:

В отечественной педагогической психологии с 30-х гг. были развернуты исследования процессуальных аспектов обучения и развития:

1)взаимосвязи восприятия и мышления в познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн, С.Н. Шабалин);

2)соотношения памяти и мышления (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др.); 3)развития мышления и речи дошкольников и школьников (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.);

4)механизмов и этапов овладения понятиями (Ж.И. Шиф, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк и др.); 5)возникновения и развития познавательных интересов у детей (Н.Г. Морозова и др.).

1)психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению;

2)содержание и организация начального образования (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);

3)психологические причины неуспеваемости школьников (Н.А. Менчинская);

4)психолого-педагогические критерии эффективности обучения (И.С. Якиманская).

1)психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.), образовательным процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);

2)управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);

3)учебную мотивацию (А.К.Маркова, А.Б.Орлов и др.);

4)индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса;

5)сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.) и др.;

6)личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев и др.) и др.

Таким образом, на этом этапе развития педагогическая психология становится все более объемной.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Этапы становления педагогической психологии.

Этапы становления педагогической психологии.

Этапы становления педагогической психологии.

Источник

Третий этап развития педагогической психологии

(с 50-60 гг. – до настоящего времени)

Основанием для выделения третьего этапа служит создание целого ряда собственно психоло­гических теорий обучения, т. е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х Л. Н. Ланда сформулировал теорию его ал­горитмизации, в 70-е – 80-е годы В. Оконь, М. М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения, что, в одной стороны, продолжило разра­ботку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а, с другой – соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С. Л. Рубинштейна, А. М. Матюшкина и др. о про­блемном характере мышления, его фазности, начале возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П.П.Блонский, С. Л. Рубинштейн). В 1957-1958 гг. появились первые публикации П.Я.Гальперина и за­тем в начале 70-х годов – Н. Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, возникшая в 70-х годах в ра­ботах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова на основе об­щей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А. К. Марковой, И. И. Ильясовым, Л. И. Айдаровой, В. В. Рубцовым и другими), а также в экспериментальной системе Л. В. Занкова.

В этот же период (40-50-е годы) С. Л. Рубинштейн в “Основах психологии” дал развернутую характерис­тику учения как усвоения знаний, которое с разных позиций детально разрабатывалось Л. Б. Ительсоном, Е. Н. Кабановой-Меллер и др., а также в работах Н. А. Менчинской и Д. Н. Богоявленского в концеп­ции экстериоризации знаний. Появившаяся в середи­не 70-х годов книга И. Лингарта “Процесс и структу­ра человеческого учения” и книга И. И. Ильясова “Структура процесса учения” (1986) позволили сде­лать широкие обобщения в этой области.

Заслуживает внимания возникновение принципи­ально нового направления в педагогической психоло­гии – суггестопедии, суггестологии Г. К. Лозанова (60-70-е годы этого столетия), основой которого яв­ляется управление Педагогом неосознаваемыми обуча­ющимся его психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суг­гестии. На этой основе разработан метод активизации резервных возможностей личности (Г. А. Китайгородская), группового сплочения, групповой динамики в процессе такого обучения (А. В. Петровский, Л. А. Кар­пенко).

Все многообразие этих теорий, однако, имело один общий момент – теоретическое обоснование на­иболее адекватной, с точки зрения их авторов, требо­ваниям общества системы обучения – учения (ученой деятельности). Соответственно формировались оп­ределения направления обучения. В рамках этих на­правлений обучения выявились и общие его пробле­мы: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением зна­ний, развитие обучающегося как цель и др.

В этот период формирование предпосылок перехо­да педагогической психологии на новую стадию свое­го развития с использованием информационно-вычис­лительно-компьютерной техники соотносится с решением глобальной проблемы – перехода челове­чества в XXI в. – век Человека, век гуманитарной эпохи, где развитие человека – свободного пользова­теля и созидателя новых информационных и вычис­лительных технологий обеспечивает ему свободу дей­ствий в новом постиндустриальном, информационном пространстве.

Тема 1.3 Методологические основы и методы исследования педагогической психологии

План

1. Основные принципы и стратегии, используемые в педагогической психологии.

2. Классификация методов педагогической психологии.

3. Требования к исследованиям в области педагогической психологии. Этапы психологического исследования.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
Педагогическая психология прошла в своем развитии ряд логически связанных этапов:

Первый этап (общедидактический) – с середины XVII в. и до конца XIX в.
Второй этап (экспериментальный) – с конца XIX в. до начала 50х гг. XX в.
Третий этап (концептуальный) – с середины XX в. до настоящего времени.

Второй этап связан с периодом, когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий. Уже в 1903 г. Э. Торндайк выпускает свой вариант «Педагогической психологии». А в 1910 г. появляются знаменитая работа Г. Мюнстерберга «Психология и учитель» и «Психология воспитания» Г. Ле Бона.
Этот период характеризуется формированием особого психолого-педагогического направления – педологии (Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.П. Нечаев и др.), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик – О. Крисмент.
В 30е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био- и социогенеза, тестов и др.), результатом чего педология в России была разгромлена, многие ученые репрессированы [50].
Развитие педагогической психологии в России с начала XX в. прочно стало на научные основы. Утвердился статус этой науки как самостоятельной отрасли знания, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования в этой области заняли ведущее место в отечественной психологической и педагогической науке. Педагогическая психология стала составной частью содержания образования в педагогических учебных заведениях.
Второй этап, длившийся с конца XIX в. до начала 1950х гг., наиболее значим для становления науки, так как педагогическая психология аккумулирует достижения педагогической мысли предшествующих столетий, использует результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований, является теоретическим основанием для ра зра ботки педагогических систем (системы М. Монтессори, Вальдорфской школы).

Этот этап можно условно разделить на два периода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *