Что послужило основой возникновения физического воспитания в обществе
Что послужило основой возникновения физического воспитания в обществе
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жильё и в ходе этой необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей: силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, были более сильными и выносливыми. Это привело к пониманию людьми упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия), вне реального трудового процесса. Например: бросать дротик в изображение животного. Превращение трудовых действий в физические упражнения расширили сферу их воздействия на человека в плане всестороннего физического совершенствования.
Далее в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, то есть когда его готовят к жизни и труду предварительно.
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности предварительной подготовки человека к жизни послужили истоком появления физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным, спортивным играм и физическим упражнениям. Античная физическая культура достигла довольно высокой степени развития, о чём свидетельствует четкая, методически разработанная постановка военно-физической подготовки в Спарте, Афинах и других государствах-полисах. В это время возникают и пользуются большой популярностью Олимпийские, Пифейские и Немейские игры, которые стали оказывать влияние на межгосударственные отношения.
Феодальный строй создал свою систему физического воспитания. Наиболее четко, с выраженной военной направленностью проявилась система физического воспитания рыцарей и дворянского сословия.
Физическая культура. Тест для самопроверки. 1 вариант
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Результат физической подготовки
физическое развитие индивидуума
физическое воспитание
физическая подготовленность
физическое совершенство
2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях
физическая культура
физическая подготовка
физическое воспитание
физическое образование
3. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени
двигательная реакция
скоростные способности
скоростно-силовые способности
частота движений
4. Двигательные (физические) способности – это …
умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия
физические качества, присущие человеку
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность
5. Абсолютная сила – это:
максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела
способность человека преодолевать внешнее сопротивление
проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц
сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека
6. Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе
результаты научных исследований
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности
осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними
желание заниматься физическими упражнениями
7. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется …
простой двигательной реакцией
скоростью одиночного движения
скоростными способностями
быстротой движения
8. Основное специфическое средство физического воспитания
физические упражнения
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы
тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры
9. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …
повторный максимум (ПМ)
силовой индекс (СИ)
весосиловой показатель (ВСП)
объем силовой нагрузки
10. Физические упражнения – это …
такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков
виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма
такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств
11. Число движений в единицу времени характеризует …
темп движений
ритм движений
скоростную выносливость
сложную двигательную реакцию
12. Сила – это:
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»
способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)
способность человека проявлять большие мышечные усилия
13. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …
разрядные нормативы и требования по видам спорта
методики занятий физическими упражнениями
общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
научно обоснованные задачи и средства физического воспитания
комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению
перечень конкретных норм и требований
14. Показатели, характеризующие физическое развитие человека
показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств
показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов
уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков
уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков
15. Относительная сила – это сила, …
проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса
проявляемая одним человеком в сравнении с другим
приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы
проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением
16. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека
спортивная тренировка
специальная физическая подготовка
физическое совершенство
профессионально-прикладная физическая подготовка
17. Уровень развития двигательных способностей человека определяется …
тестами (контрольными упражнениями)
индивидуальными спортивными результатами
разрядными нормативами единой спортивной классификации
индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку
18. Под техникой физических упражнений понимают …
способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью
способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление
определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения
видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движения
19. Эффект физических упражнений определяется прежде всего …
их формой
их содержанием
темпом движения
длительностью их выполнения
20. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни
валеология
система физического воспитания
физическая культура
спорт
21. Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества
показатели телосложения
показатели здоровья
уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков
нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации
22. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …
скоростным индексом
абсолютным запасом скорости
коэффициентом проявления скоростных способностей
скоростной выносливостью
23. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает …
закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия
частоту движений в единицу времени
взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения
точность двигательного действия и его конечный результат
24. Физические качества – это …
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности
комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах
25. Понятие (термин) подчеркивающий прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности
физическая подготовка
физическое совершенство
физическая культура
физическое состояние
26. Основу двигательных способностей человека составляют …
психодинамические задатки
физические качества
двигательные умения
двигательные навыки
Тесты для контроля учителей физической культуры
Описание разработки
Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:
Результатом физической подготовки являются:
Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека, называется:
Укажите, какое понятие (термин) подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности:
К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:
Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе:
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат:
Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни, называется:
Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат:
Направленное формирование личности в процессе физического воспитания. Совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария, называется:
Определенные способы педагогического воздействия на занимающихся физической культурой и спортом или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей, называются:
Совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту по использованию воспитательного инструментария в профессиональной деятельности характеризует:
Основу методов воспитания составляют:
В отечественной педагогике главным методом воспитания являются:
В процессе воспитания при убеждении “делом” наиболее часто используются следующие приемы:
Помогите решить тест, очень срочно надо
Задание 1. Контрольный тест «Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта»
1.Вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:
1)Физическая культура
2)Физическая подготовка
3)Физическое воспитание
4)Физическое образование
2.Результатом физической подготовки, является:
1)Физическое развитие индивидуума
2)Физическое воспитание
3)Физическая подготовленность
4)Физическое совершенство
3.Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид спорта), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека, называется:
1)Спортивная тренировка
2)Специальная физическая подготовка
3)Физическое совершенство
4)Физическое развитие
4.Укажите, какое понятие подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности:
1)Физическая подготовка
2)Физическая культура
3)Физическое состояние
4)Физическое совершенство
5.Одними из показателей физически развитого человека являются:
1)Показатели телосложения, здоровья, уровня физических качеств
2)Уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков
3)Нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию
6.Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей, называется:
1)Физическое развитие
2)Воспитание физических качеств
3)Спорт
4)Физическая подготовленность
7.Собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы ей присущие, называется:
1)Физическое воспитание
2)Физическая культура
3)Спорт
4)Специальная физическая подготовка
8.Часть общей культуры человека, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых обществом, в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования ЗОЖ, называется:
1)Физическое воспитание
2)Общая физическая подготовка
3)Физическая культура
4)Физическое совершенство
9.Исторически обусловленный идеал физического развития человека и его физической подготовленности, оптимально соответствующий требованиям жизни, называется:
1)Физкультурная образованность
2)Физическое совершенство
3)Физическое развитие
4)Профессионально прикладная физическая культура
10. Укажите, что послужило источником возникновения физического воспитания в обществе:
1)Желание заниматься физическими упражнениями
2)Осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости движений)
3)Результаты научных исследований
11. Основным специфическим средством физического воспитания являются:
1)Физические упражнения
2)Оздоровительные силы природы
3)Гигиенические факторы
4)Тренажеры и тренажерные устройства, гири, штанги, гантели и пр.
12. Эффект физических упражнений определяется прежде всего:
1)Их формой
2)Их содержанием
3)Темпом движения
4)Длительностью их выполнения
13.Система движений и поз тела, организованная для решения конкретной двигательной задачи, называется:
1)Движение
2)Двигательное действие
3)Техника двигательного действия
4)Физическое упражнение
Задание 2. Ответьте на вопросы по теме «Олимпийские игры древности и современности»
1.Инициатор возрождения современных Олимпийских игр
2.Укажите год проведения I Олимпийских игр древности
3.Укажите год проведения I Олимпийских игр современности
4.Страна – прародительница Олимпийских игр
5.Причина возникновения Олимпийских игр
Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе.
2.1. Основные причины возникновения и развитияфизического воспитания.
Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания как общественного явления определялось бытием и сознанием народа, являлось целенаправленным.
Возникновение физического воспитания относится к самомураннему периоду в истории человеческого общества. Оно обусловлено взаимодействием объективных (характер, уровень производства и вызванные им потребности общества) и субъективных(сознание человека) факторов. Тысячелетиями человек «состязался» с животными в силе, выносливости, быстроте и ловкости. Успех в этом «состязании» мог быть достигнут только при условиихорошей физической подготовленности всего охотничьего коллектива. Метание копий, дротиков и т. п., т. е. использование орудийтруда, было специфической человеческой деятельностью, требовавшей длительной выучки для формирования качественно новыхдвигательных навыков. Однако потребности производства в физически подготовленных людях еще не могли привести к возникновению физического воспитания. Необходимо было, чтобы этипотребности привели человека к осознанию эффекта упражняемости, т. е. к пониманию им влияния предварительной физическойподготовки на эффективность владения орудиями труда, на процесс труда.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия)вне реального трудового процесса, например, бросать дротик визображение животного. Как только трудовые действия началиприменять вне реальных трудовых процессов, они превратились
в физические упражнения и тем самым обособились от этих процессов. Действия, на основе которых возникли физические упражнения, стали непосредственно влиять не на предмет труда, а начеловека. С помощью физических упражнений люди стали готовить себя к реальным действиям в трудовой практике. Повышаяуровень здоровья и физической подготовленности, физические упражнения опосредованно влияли и на производство материальныхблаг. Превращение трудовых действий в физические упражнениянеизмеримо расширило сферу их воздействия на человека, и впервую очередь в плане всестороннего физического совершенствования
Таким образом, объективно причиной возникновения физического воспитания явилась потребность в передаче накопленного
опыта в изготовлении и применении орудий труда.
В связи с тем, что ни одна из форм человеческой деятельностибиологически не наследуется, она может стать достоянием человека только путем упражнения, освоения многократным повторением. Но эффективность процесса освоения трудовых действийзависела от уровня духовного развития человека. Необходимобыло осознать, что передача и использование имевшегося опытаоснованы на механизмах социальных отношений. Понимание ролиобщения для сохранения приобретенных людьми знаний и навыков, и их совершенствования привело к возникновению целенаправленного процесса обучения и воспитания, в том числе физического воспитания.
Первоначально передача знаний происходила путем подражания. Дети перенимали у родителей и старших сородичей трудовые
действия, когда те охотились, ловили рыбу, собирали дикорастущие плоды и пр. Однако подражание еще не являлось тем процессом общения людей, которым характеризуется воспитание.
Воспитание появилось лишь тогда, когда люди осознанно стали
подвергать друг друга (других членов рода) продуманному воздействию с целью формирования их поведения в соответствии спотребностями семьи, общества.
Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание на первоначальном этапе развития было настолько тесно связано с трудовыми процессами, что фактически сливалось с ними. В дальнейшем более высокий уровень общественного бытия и сознания, увеличение долисвободного времени привели к разделению физического воспитания на утилитарное и собственно игровое.
Таким образом, в процессе созидательного труда, в процессесоздания второй природы — культуры, человек труда вышел из-поддействия законов чисто биологического развития и вступил в поледействия социальных законов. Для передачи накопленного социального опыта, и прежде всего опыта по изготовлению и применению орудий труда, человечеству понадобились принципиальноиные, надбиологические механизмы социального наследования:в противном случае каждому новому поколению людей вновь ивновь приходилось бы изобретать лук и стрелы, каменный топори колесо. Таким механизмом стало воспитание. Воспитание каксоциальное явление опиралось на врожденные механизмы передачи видового опыта, свойственные ребенку — подражание, игру.
Усложняющаяся культура, общественные отношения тем неменее не нейтральны по отношению к человеку,— они сами оказывают формирующее влияние на людей. Поэтому классики марксизма под воспитанием понимали не только специально организованные, но и стихийные воздействия общества на человека, егоучастие в общественной практике: человек не только воспитывается окружающей действительностью, но и коренным образомизменяет ее, и в процессе этого изменения действительности он изменяется сам. В этом смысле справедливо утверждение, чточеловека воспитывает весь окружающий мир.
Изменение экономического и политического уклада жизниобщества вело к изменению существующей системы физическоговоспитания или появлению принципиально новой системы. Изменялись цель и задачи системы физического воспитания, средства, принципы, методы и формы организации занятий физическими упражнениями, но как общественное явление физическое воспитание, однажды возникнув в жизни человека, становится вечной категорией. Изменение цели и задач системыфизического воспитания прежде всего сказывалось на специфическом средстве физического воспитания — физических упражнениях. Одни физические упражнения только видоизменялись,другие отмирали и на смену им приходили новые.
Обусловливалось это двумя причинами. Во-первых, на каждом этапе развитияусловий материальной жизни общество требовало от человекаопределенных двигательных качеств и навыков. Новые задачи порождали новые системы физических упражнений. Во-вторых,развитие науки о физическом воспитании позволяло глубже познавать закономерности двигательной деятельности человека и врезультате, с одной стороны, разрабатывать физические упражнения, ранее не встречавшиеся в жизни человека, а с другой — эффективные средства благотворного влияния на человека. С развитием физического воспитания увеличивалось разнообразие физических упражнений. Они заимствовалисьне только из трудовой деятельности, но и из военного дела, изритуальных плясок и искусства. С течением времени физическиеупражнения стали создаваться искусственно на основе познаниячеловеком возможностей движений своего организма.
3. Цель и задачи физического воспитания.
Под целью понимают конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество.
Целью физического воспитанияявляется оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
— оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
— укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
— многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.
К специальным образовательным задачам относят:
— формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
— формирование спортивных двигательных умений и навыков;
— приобретение базовых знаний научно-практического характера.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.
Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания: сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков; техники физических упражнений, ее значения и основ применения; укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.
Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из первостепенных значений.
К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.
Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.
Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.
Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.
Основные аспекты конкретизации задач.Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю спортивной тренировки, общей и профессионально-прикладной физической подготовки (рис. 2). Причем можно отметить два направления конкретизации задач (Л. П. Матвеев, 1989).
Во втором случае конкретизация задач осуществляется во временном аспекте, что означает соотнесение их со временем, необходимым и благоприятным для их решения.
При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростков заканчивается в 13-14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки. В сложнокоординированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.
Цель физического воспитания |
Задачи |
E udU1lwpOx+3zHIQPyBoby6TgmzysV4OnJWba3vmTukMoRYSwz1BBFUKbSenzigz6sW2Jo1dYZzBE 6UqpHd4j3DQyTZJXabDmuFBhS28V5dfDzSgoLy84PxdTJ4uvD73vdsfZPv1RajTsNwsQgfrwCP+3 37WCaQp/X+IPkKtfAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQDb4fbL7gAAAIUBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFr0LFu/AAAAFQEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAAHwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFfKhbrEAAAA2wAAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAABwIAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAAAwADALcAAAD4AgAAAAA= » strokeweight=»2.25pt»>
Конкретизация задач по профилирующимаспектам |
4 s7rkXMF+t/xIQDiPrLGyTApu5GAx73ZmmGp75Q1dtj4XAcIuRQWF93UqpcsKMugiWxMH72Qbgz7I Jpe6wWuAm0qO4ngiDZYcFgqs6aug7Hf7bxScjsuf9frOiTn/ue9DMrCjc2KV6vfazykIT61/h1/t lVYwHsPzS/gBcv4AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANvh9svuAAAAhQEAABMAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAWvQsW78AAAAVAQAACwAA AAAAAAAAAAAAAAAfAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAOcu1WsMAAADbAAAADwAA AAAAAAAAAAAAAAAHAgAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAADAAMAtwAAAPcCAAAAAA== » strokeweight=»3pt»>
Общепедагогические |
Специфические |
U XGr43a9eP0GEiGywcUwarhRguXh+mmNm3IV31OexFCmEQ4YaqhjbTMpQVGQxjF1LnLij8xZjgr6U xuMlhdtGviv1IS3WnBoqbOmnouKUd1ZDYVSn/F+//TpMY37ruzPL9Vnr0cvwPQMRaYj/4od7YzRM 0tj0Jf0AubgDAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANvh9svuAAAAhQEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAWvQsW78AAAAVAQAACwAAAAAA AAAAAAAAAAAfAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMZVVccAAAADbAAAADwAAAAAA AAAAAAAAAAAHAgAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAADAAMAtwAAAPQCAAAAAA== «>
Спортивный аспект (спортивная тренировка) |
Базовый аспект (базовое физическое воспитание) |
Профессионально- Прикладной аспект (профессионально-прикладная физическая подготовка) |
Рис. 2. Основные аспекты конкретизации задач в физическом воспитании.
Вышеуказанное позволяет говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач в системе образования и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т.п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).
Конкретность в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.
В сфере физического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основном отражает нормативы физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности»).
Кроме вышеуказанных способов конкретизации задач в физическом воспитании применяют и другие способы. Одним из них является постановка индивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых). Такая конкретизация частных задач чаще практикуется на отдельных занятиях или серии занятий. Они в основном затрагивают или обучение двигательным действиям, или воспитание физических качеств.
Другим способом конкретизации задач является перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых должен достичь занимающийся. Эти показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.
Каждый такой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостным показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание. Но взятые в совокупности эти «парциальные» показатели, если известны их взаимосвязи и закономерности изменения в процессе физического воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а также для объективного контроля за их реализацией.
Лекция № 2
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.