Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления

Лекция 1. Проблемы формирования нового экономического мышления

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления

Лекция 1. Проблемы формирования нового экономического мышления.

1. Понятие экономического мышления, типы.. 1

2. Проблема формирования компетентностей российского предпринимателя 3

3. Особенности экономического мышления работников наёмного труда 5

1. Понятие экономического мышления, типы

Происходящие в нашей стране преоб­разования в экономической действительности предполагают изменения в общественном сознании, экономическом мышлении. Переход к рынку, создание его инфраструктуры, разгосудар­ствление, приватизация и другие измене­ния во многих случаях вызывают негативное отношение со стороны различных групп и слоёв населения. Новые реалии часто не соответствуют сложившимся по­нятиям об экономике. Формирование же нового характера экономики происходит противоречиво, с большими социальными издержками и разрушением производи­тельных сил, и это препятствует нормаль­ному развитию и утверждению современ­ного рыночного мышления, деформирует его, придает ему извращенные, псевдоры­ночные формы.

Тип экономического мышления, являясь одной из важных характеристик субъектов производственных отношений, хозяйственных связей.

Определим понятие экономического мышления.

Экономическое мышление — это познание человеком, социальной группой, обществом в целом экономической дейст­вительности, сложившихся экономических отношений, осознания своего места в них, освоения норм рационального хозяйство­вания и поведения, прогнозирования хо­зяйственных событий, выработку соответ­ствующих образов целесообразной дея­тельности.

Современные исследователи подчёркивают важность того, что осмысление экономической действительности создает основу для осознанного и активного участия субъектов хозяйствования в экономическом процес­се, принятии решений.

Экономическое мышление определяется экономическими отношениями, экономической действительностью общества. Каковы эти отношения, основные формы собственности, их взаимозависимость, экономический строй общества – таково экономическое мышление. Один тип экономического мышление формируется в условиях централизованно управляемой, регламентируемой экономики, принципиально иной в рыночных условиях.

Определяется тип экономического мышления и национальными традициями, особенностями менталитета, «духом хо­зяйства».

Отражение, осознание экономическим мышлением экономической действительности осуществляется через познание, получение и усвоение знаний. Тип экономического мышления, в свою очередь, определяет и характер экономического сознания. Знания, являющиеся продуктом того или иного типа экономического мышления исследователя, становится элементом общественного сознания и психологии, и как таковые формируют мнения, позиции, ценностные ориентиры, мотивы, определяют характер и содержание убеждений, привычек, установок, существующих у людей в экономической деятельности.

Экономическое мышление через усвоение знаний и экономическую психологию формирует экономическое поведение. Тип этого мышления – часть экономической культуры общества, которая является способом организации, развития экономической деятельности. Данную взаимосвязь можно представить следующей схемой.

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияЧто послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления

2. Проблема формирования компетентностей российского предпринимателя

Экономическое мышление в нашей стране определяется его принадлежностью и к западному, и к восточному типам циви­лизаций и соответственно экономического мышления. Масштабность страны, местами небольшая плотность населения определяли необходимость централизации, установления сильной государственной власти. Тем более что обширность и бо­гатство земли определяли и такие особен­ности экономического менталитета, как недостаточные рачительность, эконом­ность, ритмичность, постоянство трудовых усилий.

Для России всегда был характерен, прежде всего, государственный тип эконо­мического мышления, связанный с тради­ционными явлениями общинности, государственного патернализма, ограниченностью инициативы, ощущением индивидом себя составной частью общества, не толь­ко зависимой, но и оберегаемой, а также неразвитостью правосознания, недовери­ем к закону, но предпочтением при этом в противовес бюрократизму нравственности, правды, добродетели, осуждением алчно­сти, чрезмерного богатства, высокой ценностью социального равенст­ва, справедливости в распределении благ.

В то же время России всегда были свойственны и черты рыночного типа эко­номического мышления. Развитие торговли, рынка, ремесел, хозяйственное освоение огромных пространств были невозможны без предприимчивости, самостоятельности; находчивости, инициативы, готовности к риску. История России – есть история развития, взаимодействия и противостояния государственного и рыночного типов экономического мышления.

Можно согласиться с исследователем Архиповым, который считает бесперспективным пе­ределывать, «ломать» менталитет, эконо­мическое мышление россиян. Да, можно и нужно развивать черты рыночного эко­номического мышления, которые всегда были свойственны россиянам, привносить новые, но не «ломая», а используя имею­щиеся позитивные особенности государст­венного экономического мышления. Здесь уместно вспомнить опыт Японии, Китая, стран Юго-Восточной Азии, где успех со­циально-экономических преобразований был достигнут в результате сочетания достижений современных рыночных мето­дов и экономического мышления с нацио­нальными традициями.

Попытки реформ конца 50-60 гг. не смогли внести существенных изменений в экономическую систему и соответственно в экономическое мышление. Оно всё больше приобретало бюрократические черты, крайних форм проявления достигают кон­серватизм и негибкость. Все это усилило необходимость радикальных изменений в экономической и политической системах. Они начались в 1985 году с провозглашением перестройки. Воссоздание кооперации в промышленности, в том числе в производ­стве товаров народного потребления и сфере услуг, развитие индивидуальной трудовой деятельности, арендных отноше­ний в сельском хозяйстве и промышленно­сти, строительстве, на транспорте, появ­ление предприятий с участием иностран­ного капитала, бирж, коммерческих банков способствовали формированию рыночных отношений и соответствующего им эконо­мического мышления. Однако вместе с этим в экономике стали нарастать и кри­зисные явления.

Противоречивость рыночных преобразований проявляется в кризисе экономики, спаде производства. Растет число безработных, увеличивается дифференциация дохо­дов.

Характер рыночных преобразований обусловливает и противоречивые измене­ния экономического мышления. С одной стороны, всё больше развиваются такие рыночные черты, как:

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияпредприимчивость,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышлениясамостоятельность и

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияинициатива,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияспособность действовать в условиях конкуренции.

В то же время экономическое мышле­ние приобретает негативные, псевдорыночные формы. Уменьшается значение ценностей связанных с трудовой деятельностью.

Распространяются такие негативные явления как:

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияигнорирование национальных интересов,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияпренебрежение к законам,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышлениякриминализация хозяйственной деятельности.

Свойственный российскому экономическому мышлению коллективизм постепенно оттесняется индивидуализмом, исключающим рациональное сочетание интересов личных, семьи и общества.

В связи со значительной трансформа­цией общественных структур, появлением новых социальных статусов, проявились особенности формирования экономического мышления по основным группам современного обще­ства — предпринимателям и работникам наёмного труда.

Утверждение рыночных отношений, их особенности во многом зависят от пред­принимателей. В современных условиях у российских предпринимателей постепенно формируется:

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияделовитость,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияорганизованность,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышлениятворческий подход,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияизобретатель­ность,

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышленияспособность предвидения в деловых отношениях.

Они становятся все более компетентными, информированными, при­обретают умение планировать, анализиро­вать свою деятельность, разбираться в людях, ориентироваться в своей деятель­ности на новые технологии бизнеса, улуч­шение качества.

Вместе с тем противоречивость пере­ходного периода способствует деформа­ции их экономического мышления, обу­словливает наличие нецивилизованных форм их хозяйственного поведения при первоначальном накоплении капитала. Их деятельность нередко имеет специфиче­ский характер временщичества: стремле­ние к быстрому обогащению, как правило, за счет перепродажи товаров, особенно сырья. Значительно распространены в предпринимательстве криминализация, стремление действовать, не считаясь с правом и законными интересами других людей, уклонение от налогов, чаще всего предпочтение отдается личному потребле­нию, а не увеличению вложений в расши­рение дела. Такое положение исследователи объясняют и проводимой государст­вом экономической политикой — высокими налогами, часто меняющимися условиями хозяйственной деятельности, неуверенно­стью предпринимателей в стабильности экономического и политического положе­ния в стране и т. п.

Поэтому очень большое значение имеет совершенствование этой политики, законодательства, усиление контроля государства, правоохранитель­ных органов. Но необходимо и целенаправленно формировать нравст­венные черты экономического мышления, возрождать лучшие традиции российского предпринимательства. Этому может спо­собствовать деятельность союзов, ассо­циаций деловых людей и средств массо­вой информации, которая должна созда­вать общественное мнение, осуждающее противозаконные, криминальные проявле­ния и поддерживающее конструктивное предпринимательство.

3. Особенности экономического мышления работников наёмного труда

Большое значение имеет формирова­ние современного экономического мышле­ния и у другой основной социальной груп­пы — работников наемного труда. Харак­терными чертами такого мышления яв­ляются и рыночные составляющие, и государственные (социальная ориенти­рованность, проявление патернализма), и социально-ориентированные (партнер­ство, цивилизованность, уважение норм нравственности, законности, компетент­ность и стремление к повышению ква­лификации и т. п.).

Представим в виде таблицы:

Особенности мышления работников наёмного труда

Источник

Статья «Формирование современного экономического мышления»

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Б.Ш.ТАСИМОВА, преподаватель предмета

«Основы рыночной экономики»

КГКП « Павлодарский колледж сферы обслуживания» города Павлодара

«Новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии»

Сегодня профессиональное обучение в колледжах динамично реагирует на спрос рынка труда, создавая принципиально новые подходы в подготовке квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда. Для реализации данной задачи разработана рабочая программа в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом технического и профессионального образования.

Программа предназначена для реализации требований к уровню подготовки и обязательному содержанию дисциплины «Экономика предприятия», «Основы рыночной экономики».

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявлять интерес каждого по уровню успешности различных видов учебной деятельности по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Было замечено, что практическая деятельность и опыт работы оказывают сильное влияние на индивидуальное саморазвитие учащихся. По моему мнению, знания наиболее качественны, если они приобретаются в процессе решения практических задач. Одновременно поиск решения практических задач актуализирует необходимость приобретения знаний, активизирует познавательную деятельность.

Учебные бизнес проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют задачи. Эти задачи подбираю таким образом, чтобы они были привлекательными и стимулировали повышение мотивации к проектной деятельности, т.е. выбор задания осуществляется непосредственно учащимися, исходя из потребностей, интересов, знаний и других факторов

Для успешного осуществления экономического образования в колледже создаётся методическое обеспечение, которое включает в себя:

Источник

научная статья по теме О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Социология

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 7-8, 2013

доктор экономических наук, профессор директор Института экономики Национальной академии наук Азербайджана (e-mail: aliyev@amea-iqtisadiyyat.org)

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Основываясь на традиционно известных экономических законах, сегодня трудно объяснить происходящие изменения в экономических процессах. Очевидно, что экономические отношения модифицируются и трансформируются. Автор делает вывод о необходимости изучения экономики в свете теории нечетких множеств. Пока же многие наши теоретические представления не адекватно отражают существующую реальность.

В статье отмечается, что в глобализирующейся мировой экономике происходит изменение критериев и ценностей, качество экономического роста. Представления об экономической эффективности, условиях динамичного и устойчивого развития, роли человека и другие научные категории должны значительно изменить свое традиционное содержание. Неизбежно появление нового толкования многих категорий в современном мире. Видимо, ныне формируется обоснование для разработки новой экономической теории.

Ключевые слова: новое экономическое мышление, модернизация экономической теории, глобализация, экономическая безопасность, национальные интересы.

Выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс назвал экономистов людьми, сделавшими цивилизацию возможной. Сегодня от экономистов требуется предпринять особые усилия для того, чтобы успешно выполнять свою миссию. Коренные изменения, произошедшие в последнее время в мировой экономике под влиянием глобализации, экономические процессы, не вмещающиеся в рамки существующих взглядов, обостряющиеся противоречия и трудности, сделали необходимым появление нового экономического мышления.

Об этом уже много писали, однако реального продвижения по этому пути почти не наблюдается. Но современная экономика требует для научного управления новых путей и подходов. К тому же она постепенно теряет национальные черты, глобализуется, в этом смысле превращается в обобществленную экономику. Многие видные политические деятели, известные экономисты неоднократно пытались раскрыть суть новых про-

цессов, найти механизмы их регулирования. Однако эти попытки даже в демократических странах остаются в значительной мере безуспешными. Экономический рост не переходит в новое качественное состояние. Даже если достигается определенный экономический рост, сложившиеся принципы управления не только остаются мало эффективными применительно к кризисному периоду, не отражают требований более масштабного экономического прогресса. Многие законы экономической науки, вроде недавно казавшиеся обоснованными и даже очевидными, ныне словно «исчезли», в связи с чем требуется новый подход. Видные политические деятели и экономисты все еще не могут дать достаточно обоснованную оценку состояния экономики и тем более ее перспектив. Различные прогнозы в большинстве своем не оправдываются.

Экономическая наука, в целом экономическое мышление, не дают достаточных знаний о том, как рационально использовать имеющиеся ресурсы, какими должны быть необходимые черты национальной экономики в условиях глобализации, как формировать благоприятное будущее. Поэтому очевидна необходимость появления нового типа экономического мышления. Человечество стоит перед новыми вызовами, в том числе с обострением экономических проблем. На современном этапе мирового экономического развития становится очевидным, что экономическую стратегию государств должны все больше определять социальные потребности и экологические требования. В Декларации Бакинского Международного гуманитарного форума, проведенного на тему «Гуманитарные аспекты экономических моделей развития», верно отмечено, что «из-за нашей неготовности и неумения жить в соответствии и гармонии с природой, мы стоим лицом к лицу с угрозой планетарного масштаба».

Возрастает актуальность исследований по новым направлениям и разработки ряда принципиально новых проблем, которые либо не решаются, либо при попытке решения которых страны заходят в тупик. К примеру, мультикультурализм, новые технологии, меняющие мир, конвергенция наук, проблемы биотехнологии и этики, модели модернизации экономики и другие.

Существует опасность, что длительная нерешенность этих проблем создает условия для возникновения очень опасных долгосрочных и глобальных процессов, способность негативно влиять на будущее человеческого общества. Уже сегодня налицо не только отрицательное влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику большинства

Следует обратить внимание еще на один момент. В настоящее время решением общемировых экономических проблем занимаются страны, обладающие самой сильной экономикой и входящие в формат G-8 и G-20. Однако необходимо признать, что этот формат не полностью себя оправдывает. Недостаточность глобальных антикризисных мер привела к коррозии системы международных отношений. В свое время создание формата G-20 значительно расширило диапазон проведения коренных реформ в мировой экономике. Однако через четыре года после первого саммита стран «двадцатки», посвященного антикризисным мерам, стало очевидно, что мероприятия по борьбе с экономическим кризисом, инициированные им, явно недостаточны. На последнем Всемирном экономическом форуме, проведенном в Давосе, было признано, что необходимо сделать определенные изменения в самом капитализме, вернее, в его ан-ти-либеральной модификации.

Её суть кратко можно изложить так: все мы являемся «экипажем» корабля по имени Земля, который является нашим общим домом. Надежное обеспечение безопасности этого корабля является основной обязанностью и долгом его «экипажа», вне зависимости от того, являются они гражданами большого или маленького государства. Все мы должны осознать эту ответственность и бороться за достижение общей цели. В противном случае положение может ещё больше ухудшиться. Самым насущным и безотлагательным в настоящее время является решение таких задач, как обеспечение ядерной и экологической безопасности в мире, сохранение этнической и межрелигиозной толерантности, повышение прозрачности геополитических отношений, инновационное развитие и других.

Для формирования нового экономического мышления необходимо признать прежде всего следующее.

Во-первых, мировое сообщество переживает сейчас один из самых сложных периодов своей истории. Человеческое общество еще никогда не обладало таким большим потенциалом динамичного развития и в то же время никогда не было так близко от «самоуничтожения». Возникает парадоксальное противоречие между развитием и стабильностью, это требует комплексного решения глобальных проблем. Сегодня невозможно «просто» решать экономические проблемы, проблемы климатических изменений и т.д. Наряду с этим необходимо решать такие судьбоносные вопросы, как справедливое разрешение различных конфликтов, устранение ядерной угрозы, достижение толерантности в обществе, движение к социальной справедливости и т.д.

Во-вторых, в истории человечества коммуникации еще никогда не были развиты на столь глобальном уровне. Сегодня они наряду с тем, что способны «сузить» временной фактор, сократить расстояния, служат также устранению различных барьеров для развития. Этот потенциал должен быть использован во имя здравых и конструктивных целей, поддерживать условия для устойчивого развития и т.д.

В-третьих, сегодня независимо от формы государственного устройства, страны мира должны быть готовы жить в соответствии с новыми условиями. Эти формы необходимо адаптировать к новым условиям. Правда, это нелегкий процесс, требующий преодоления многих препятствий. Однако, несмотря на это, лишь такая адаптация государственного устройства позволит обществу развиваться прогрессивным эволюционным путем без политических и социальных потрясений.

В-четвертых, в XXI веке успешное глобальное мировое развитие зависит и от того, насколько справедливо устроен мир. Мировая экономика

в целом должна больше отвечать интересам прогресса всех народов, нужны новые возможности для оптимизации затрат на получение природных ресурсов, для урегулирования внешней задолженности, для диверсификации национальных экономик и т.д. Тогда будут устранены многие причины глобальных и страновых экономических и политических кризисов.

— путь развития, основанный не на революции, а на эволюции;

— справедливость, равенство и консенсус;

— глобальная толерантность, взаимность и др.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1 страница

Современное образование не может не включать в себя экономической сферы, если оно хочет быть на уровне задач общего просвещения человека. Если целью воспитания считается человек с твердыми нравственными устоями, то именно в силу этого нельзя оставлять вне поля зрения экономическую сторону жизни. (Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М.: Наука, ТОО «Ордынка». 1996. С. 377.).

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления

Построение в Российской Федерации социально ориентированной рыночной экономики невозможно без формирования у граждан нашей страны экономического мышления. В связи с этим особый интерес вызывает определение значения экономической теории в этом процессе.

Экономические знания предоставляет целый комплекс экономических наук, включающий в себя экономическую теорию, историко-экономические и конкретно-экономические науки, экономику особых экономических форм и организаций, а также информационно-аналитические науки.

В приведенном выше перечне экономических науках экономическая теория занимает особое место, так как является одной из важнейших фундаментальных наук.

Значение экономической теории определяется тем, что она предоставляет целостную систему экономических законов, закономерностей и категории, на основе которых функционирует современная рыночная экономика и которые определяют экономические отношения между людьми, в условиях ограниченности производственных и потребительских ресурсов.

В связи с этим экономическая теория призвана вооружать граждан нашей страны следующими познаниями.

Во-первых, знанием сущности, структуры и механизма функционирования современной рыночной экономики.

Во-вторых, пониманием происходящих в современной рыночной экономике экономических процессов.

В-третьих, умением разбираться в региональных особенностях развития современной рыночной экономики.

В-четвертых, компетентностью, в области путей и методов преодоления экономических проблем, связанных с функционированием современной рыночной экономики.

Таким образом, экономическая теория представляет собой способ или инструмент осмысления современной экономической действительности.

Однако знание экономической теории является обязательным, но недостаточным условием формирования экономического мышления, так как каждый гражданин должен не только знать, как функционирует современная рыночная экономика, но и уметь принимать обоснованные экономические решения.

В связи с этим практическая значимость экономической теории обязана состоять в том, что бы она являлась теоретической основой экономической политики государства и жизненной практики каждого гражданина нашей страны.

В области экономической политики экономическая теория должна предопределять варианты решения экономических проблем, а также служить обоснованием механизма действия этих вариантов.

Решение экономических проблем приводит к совершенствованию экономической системы, а соответственно к последующему развитию экономической теории.

В области жизненной практики экономическая теория должна приводить к предвидению становления позитивных и негативных тенденции развития современной рыночной экономике, а это предвидение обязательно должно приводить к принятию конкретных экономических решений и осуществление действий.

Таким образом, значение экономической теории в процессе формирования экономического мышления заключается в том, чтобы граждане нашей страны сочетали в себе профессиональную подготовку с компетентностью в области теории и практики современной рыночной экономике.

Лекция №1. Основные направления становления и развития экономической теории

«…экономические условия постоянно меняются, и каждое поколение по-своему представляет себе свои собственные проблемы», однако «…новые доктрины лишь дополняют старые, расширяют, развивают, иногда исправляют их, часто придают им иную тональность, по-новому расставляют акценты, но очень редко ниспровергают их». Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. Т. 1. М.: Изд. Прогресс, 1993, С.25.

Изучение особенностей функционирования российской экономики невозможно без рассмотрения основных направлений развития экономической теории, разработанных основоположниками политической экономии с конца XYII до начала XXI века. Знание этих теории позволяет полнее проанализировать связи прошлого экономического развития нашей страны с особенностями ее современного развития, а также перекинуть мосты от этих теорий к актуальным проблемам современности.

1. Экономические учения докапиталистического периода развития народного хозяйства

3.Основные направления развития экономической теории в XX веке.

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.18-19.

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. Коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.9-13.

3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.7-22.

4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.77-83.

1.Экономические учения докапиталистического периода развития народного хозяйства

В процессе трудовой деятельности у людей постоянно накапливаются знания и навыки по изготовлению продуктов и организации производства. Эти знания сохраняются и передаются из поколения в поколение в виде правил и обычаев.

Наглядным примером передачи знаний является христианское учение, в котором рассматриваются многие экономические проблемы. В частности признание труда необходимым и святым делом, социальная оценка продуктов труда, защита собственности, богатство и многое другое.

Однако постоянно изменяющаяся трудовая деятельность не могла постоянно опираться на свод правил и обычаев, а требовала создания целостного экономического учения.

Первое экономическое учение было создано древнегреческим ученым Аристотелем в IY веке до нашего летоисчисления (384-322 г. до н. э.) и оказало влияние на развитие экономических знаний в древнем мире и во времена средневековья.

В науке о ведении хозяйства Аристотель показал, что естественным источником приобретения благ является земледелие и ремесло, а различное количество благ у людей предопределяет необходимость их обмена, осуществляемого на основе полезности благ, а также роль денег в этом обмене.

В течение длительного периода времени это экономическое учение концентрировало в себе всю совокупность знаний о правилах организации и ведения хозяйства: сначала рабовладельческого «дома», а затем феодального поместья.

Образование централизованных государств привело к попыткам некоторых экономистов определить правила ведения не отдельного, а общенационального, государственного хозяйства. В связи с этим наука получила новое имя – политическая экономия. Это название было предложено французским экономистом Антуаном Монкретьеном, в вышедшем в 1615 году в «Трактате политическая экономия»

Таким образом, экономическая теория как наука о ведения народного хозяйства появилась задолго до формирования капиталистической системы производства и представляла собой свод правил и обычаев.

Экономическая теория как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла лишь в конце XYII века. Это время можно характеризовать как период становления капиталистической системы производства, связанный с углублением общественного разделения, зарождением мануфактурного производства, расширением внутреннего и внешнего рынка, интенсификацией денежного обращения.

Капиталистическая система производства того времени, хотя и основывалась на использовании ремесленной техники, обеспечивала значительный рост богатства, а соответственно усиливала экономическое и политическое господство буржуазии. В связи с этим капиталистическая система производства становится объектом специального изучения, с целью определения внутренних, объективных законов экономического развития.

В рамках этой цели исследования происходило становление и развитие экономической теории. От политической экономии богатства, через политическую экономию труда и экономическую теорию факторов производства, к политической экономии социального распределения.

Первым направлением экономической теории стала политическая экономия богатства, исследовавшая причины и источники богатства народов. Несмотря на то, что понимание богатства, в трудах ее представителей прошло длительный путь развития. От понимания богатства как изобилия золота и серебра, в трудах первых представителей этой школы меркантилистов (в переводе с французского – страсть к наживе), через преувеличение значения труда в сельском хозяйстве у физиократов, до признания труда истинным источником богатства у представителей английской классической школы политической экономии.

Впервые капиталистическая система производства получила развитие в сфере внутренней и внешней торговли, а ее представителями стали купцы.

Купцы скупали произведенную ремесленниками продукцию и вывозили ее за границу, где этой продукции либо не было, либо затраты на ее изготовление были выше. Продавая продукцию, они требовали за нее золото или серебро, представлявшее в те времена универсальное платежное средство.

Отражая интересы купечества, меркантилисты поставили перед собой цель изучить источники достижения изобилия золота и серебра в стране.

Возможность достижения этой цели они видели в том, чтобы государство поощряло развитие мануфактур, производящих товары на экспорт, внешнюю торговлю, занимающуюся вывозом продукции, и запрещало вывоз золота и серебра из страны, а также ограничивало ввоз изделий из других стран, за которые необходимо было платить золотом или серебром. Отголоски этой теории можно найти и в настоящее время в организации таможенной политики многих государств, ограничивающих таможенными пошлинами ввоз многих товаров из-за границы и запрещающих вывоз иностранной валюты.

Наиболее известными представителями меркантилизма были в Италии – Габриэль Скаруффи, Антонио Сера, в Англии – Ульям Стафорд, Томас Мен, во Франции – Жан Батист Кольбер, в России – А. Ордын-Нащекин.

Накопление богатства потребовало активизировать поиски путей его наиболее прибыльного применения. Одним из таких направлений стал перевод капитала из оборота во внешней торговле в производство изделий. В связи с этим изменяется понимание источника богатства, вместо понимания богатства как изобилия золота и серебра, под богатством начинают понимать произведенные трудом изделия.

Развитие этой идеи отражает историю становления и развития классической буржуазной политической экономии.

В отличие от своих предшественников меркантилистов, представители классической буржуазной политической экономии перешли от описания поверхностных явлений к анализу внутренних закономерностей экономического развития.

Становление классической буржуазной политической экономии прошло через преувеличение роли сельскохозяйственного труда в создании дополнительной стоимости, считая, что только этот труд создает дополнительный продукт, а остальной труд только изменяет форму продукта.

Сторонники этой экономической теории получили название физиократы. Основоположниками этого направления считаются Жак Тюрго и Франсуа Кэне.

Критика теории физиократов привела к созданию классической английской политической экономии, считавшей, что богатство создается трудом во всех отраслях народного хозяйства. Основоположниками этой теории были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Основным достижением английской классической школы политической экономии стало создание трудовой теории стоимости, признававшей, что стоимость товара определяется затраченным на ее изготовление трудом.

Трудовая теория стоимости, созданная представителями английской классической школы политической экономии, получила дальнейшее развитие в трудах их ближайших последователей, занимавшихся ее уточнением и ее популяризацией.

Наиболее известными ближайшими последователями английской классической школы политической экономии были в Англии – Джон Стюарт Милль, во Франции – Жан Батист Сэй, в России – Николай Гаврилович Чернышевский.

Преподавание политической экономии в России началось в 1768 году, когда два молодых университетских воспитанника – И. А. Третьяков (из Твери) и С. Е. Десницкий (из Нежина) – направленные Ломоносовым в Глазговский университет, вернулись докторами права и стали профессорами юридического факультета Московского университета. Прослушав лекции А.Смита, они в свои лекции по юриспруденции включали политэкономическую проблематику, освящая ее в смитианском духе.

В 1803 году политическая экономия и статистика были утверждены в числе наук, которыми должна заниматься Академия наук. А в связи с изданием в 1802-1803 годах на русском языке четырехтомного «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита (и с ведением в оборот других переводных книг и учебников) политическая экономия вошла в уставы гимназий, лицеев и университетов, в том числе в программы учебных заведений Санкт-Петербурга: Учительской гимназии, Царскосельского лицея (где с ней, ознакомился А. С. Пушкин), Педагогического института и Главного педагогического института, преобразованного в 1819 году в университет.

Таким образом, представители политическая экономия богатства внесли значительный вклад в экономическую теорию и в распространение экономических знаний.

В начале второй половины XIX века представители экономической теории разделились на два основных направления, критиковавшие политическую экономию богатства за излишнее или недостаточное применение метода научных абстракций

Первое направление экономической теории получило развитие в трудах представителей социалистических и коммунистических теорий, в рамках исследования – политической экономии труда.

Основоположниками политической экономии труда являются Брей Д.Ф., Грей Л., Сисмонд де Сисмонди Ж., Лассаль Ф., Прудон П. Ж., Родбертус-Ягецов К. И., Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. и другие зарубежные и российские экономисты.

Представители политической экономии труда считали, что увеличение богатства не есть цель политической экономии, а только средство для достижения счастья всеми. В связи с этим предметом политической экономии труда стало изучение путей достижения материального благосостояния людей на основе открытия экономического закона движения современного общества.

Появление нового предмета исследования предопределило внесение изменений в метод исследования, прошедший путь развития от признания первыми критиками капитализма возможности использования метода научных абстракций, через уточнение этого метода представителями теории экономического социализма, до разработки основоположниками марксизма диалектического материализма как теоретической основы научного мировоззрения и как совокупности методов

В наиболее концентрированном виде политическая экономия труда получила развитие в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, в виде экономической теории марксизма. Основоположник этого направления, опираясь на трудовую теорию стоимости и разработанный ими методы диалектического материализма, осуществили попытку открыть законы становления, развития и гибели капиталистической системы производства.

По их мнению, основным экономическим законом капиталистической системы производства является стремление капиталистов максимизировать получение прибыли, источником которой является прибавочная стоимость. Прибавочная стоимость представляет собой неоплаченный труд наемного рабочего, которую получает капиталист как владелец средств производства.

Теория прибавочной стоимости является краеугольным камнем этого учения и является предметом критики различных направлений экономической теории.

Исследования пути достижения материального благосостояния они использовали диалектический материализм как единый методологический подход и как метод исследования.

Идеи основоположников марксизма в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В. И. Лениным, а также русскими и советскими экономистами.

Догматическое восприятие основных идей марксизма при осуществлении попытки построить социалистическое общество в отдельных странах оказало плохую услугу этому великому для своего времени учению.

Второе направление экономической теории получило развитие в трудах экономистов, проводивших исследования в области эффективности использования факторов производства, в рамках исследования – экономической теории факторов производства.

Основоположниками этого направления были Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Беем-Баверк, Джон Бейсик Кларк, Альфред Маршалл и др.

Представители этого направления рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достичь экономического равновесия на основе спроса и предложения продукции, а, следовательно, стремящуюся к оптимуму своего существования, то есть экономическому успеху.

В основе экономической теории факторов производства лежит теория предельной полезности, устанавливающая зависимость полезности вещи от ее количества.

Для осуществления исследования достижения экономического равновесия они использовали свой метод исследования – метод частичного равновесия.

Особое место в экономической теории занимает попытка русских экономистов начала XX века осуществить синтез достижений политической экономии труда (социальный характер экономики) и экономической теории факторов производства (их эффективное использование) и создать свою теорию социального распределения.

Основоположниками русского направления социальной теории распределения были М. И. Туган – Барановский, С. И. Солнцев и В. Я. Железнов.

Сущность социальной теории распределения заключается в том, что распределение созданного в стране дохода осуществляется на основе двух факторов: уровня производительности труда и силы рабочего класса.

Таким образом, на рубеже XX века в экономической теории сформировалось два основных направления: политическая экономия труда и экономическая теория факторов производства, которые оказали существенное развитие на современную экономическую теорию.

3.Современные направления развития экономической теории

Современными экономическими теориями принято считать теории, сформировавшиеся в начале XX века и существующие в настоящее время. Эти теории представляют собой широкое разнообразие взглядов на решение многих экономических проблем.

В основе всех экономических теории XX века лежит теория институционализма, которая появилась как реакция на понимание роли человека в экономической теории факторов производства.

Основоположниками этого направления считаются Торстейн Веблен, его ученик, специалист в области промышленных циклов У. Митчелл, теоретик, публицист и политический деятель Дж. Гелбрэйт, экономист и разработчик глобальных проблем экономики Я. Тирбенген, Дж. Найт и др.

По их мнению, поведение экономического субъекта (наемный работник, предприниматель, собственник, фирма, государство) в экономической системе определяется воздействием на него, как экономических структур, так и социально-культурной среды. В связи с этим они ввели в экономический оборот понятие институт.

Институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особым образом, знаний, которыми должны обладать все члены общества.

Институты, будучи производными, вторичными по отношению к экономическому базису, оказывают обратное воздействие на его развитие, активно влияют на экономический прогресс, ускоряя или замедляя его.

Это объясняется тем, что институты создают структуру стимулов общества и являются как формальными законами (конституция, законодательство, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). В связи с этим институты медленно приспосабливаются к изменениям в обществе.

Теория институционализма оказала большое влияние на экономическую и социальную политику многих государств. В частности, в области развития производства и социального законодательства.

В настоящее время теория институционализма нашла свое проявление в неоинституционализме.

Неоинституционализм представляет собой экономическую теорию, характеризующуюся отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку и его социальным проблемам.

Основная концепция этой теории в утверждении возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества и переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности человека.

Усиление процесса монополизации экономики, начавшееся в конце XIX века и получившее развитие в начале XX века, привело к становлению в тридцатые годы XX века трех основных экономических теории, вмешательства государства в экономику.

Представители этого направления считали, что изменение формы собственности с частной на общественную (государственную) позволит регулировать осуществление экономических процессов и обеспечит подъем материального благосостояния граждан страны.

В основу управления экономикой были положен принцип управления из единого центра, с помощью планов социально-экономического развития, которые были обязательны для выполнения.

Невозможность планировать производство и потребление всех товаров и незаинтересованность основной части населения страны в производстве высококачественной продукции привели к отставанию в экономическом развитии, а затем и к краху этой экономической системы.

Основоположник этого направления Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что в условиях высокого уровня монополизации экономика утратила механизм автоматического восстановления экономического равновесия. В связи с этим он перенес предмет исследования экономической теории из микроэкономики в область макроэкономики.

По его мнению, необходимо изучать народное хозяйство как единое целое и разрабатывать инструменты государственного вмешательства в экономику.

Экономическое равновесие в этой экономической системе достигается посредством обеспечения государством необходимого объема и структуры «эффективного спроса» и его составляющих – потребительского и инвестиционного спроса. Основными инструментами достижения «эффективного спроса» являются государственные закупки, общественные работы и др.

Рецепты управления экономикой, предложенные Дж. М. Кейнсом и его последователями, активно используются в экономической политике многих государств.

В настоящее время кейнсианство получило развитие в монетаризме. Основоположником этого направления был М. Фридмен.

Монетаризм это теория достижения экономического равновесия, в которой главенствующую роль играют денежные факторы.

Представители этого направления сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государственными органами (США – Федеральная резервная система) за сбалансированностью бюджета, денежной массой, эмиссией денег, а также сбережениями граждан.

Одним из результатов второй мировой войны стало усиление роли монополий и возрастание вмешательства государства в экономику Западной Европы и США. В связи с этим встал вопрос об ограничении их роли в экономике.

Экономическая теория, которая сформировала теорию ограничения роли государства и монополии в экономику, получила название экономического либерализма XX века.

Сторонники этой концепции исповедуют идею оптимального рыночного механизма, рассматривая его как совершенную саморегулирующуюся систему, позволяющую экономике наилучшим образом использовать все производственные факторы.

По их мнению, свободные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения/, являются надежным указателем развития экономики в направлении экономического равновесия, а свободная конкуренция выступает в качестве действенного механизма, принуждающего производителей совершенствовать производство, обновлять продукцию, повышать ее качество и снижать издержки.

Роль государства в этой теории сводится к ограничению деятельности монополий, поддержанию состояния свободной конкуренции, обеспечению устойчивости денег и создания условий для свободного ценообразования.

Основоположником этого направления стал замечательный немецкий экономист Л. Эрхард.

В настоящее время экономический либерализм нашел свое проявление в неолиберализме.

Согласно этой теории необходимо свести к минимуму вмешательство государства в экономику (принцип английской классической политической экономии – А. Смит), так как частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. В связи с этим необходимо обеспечить полную свободу предпринимательской деятельности.

Основоположниками этого направления были Л. Мизес и Ф. Хайек.

Таким образом, XX век характеризовался большим разнообразием взглядов на определение путей достижения экономического равновесия.

Лекция №2. Предмет и метод экономической теории

Без отчетливой концепции проблемы, которую доставляет теория, эмпирические исследования оказываются пустой тратой времени и денег. Хайек Ф. А. Общество свободных. Перевод А. Кустарева. Под ред. Ю. Колкера. Overseas Publications Interchange Ltd.London.1990. С.110.

Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Смотреть картинку Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Картинка про Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления. Фото Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления

Проведение успешных научных исследований в области экономической теории невозможно без четко определенного предмета, метода и теоретической основы каждой науки.

В связи с этим приступая к изучению экономической теории, мы должны познакомиться предметом, методом и теоретической основой двух основных направлений единой экономической теории.

1.Единство и различия двух основных подходов к изучению экономической теории.

2.Методы экономической теории. Экономические законы и категории.

3.Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими дисциплинами и экономической политикой.

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.12-35..

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. Коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.7-24.

3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.5-51.

4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С.5-8, 52-57.

1. Единство и различия двух основных подходов к изучению экономической теории.

Наличие двух основных направлений в развитии экономической теории предполагает и рассмотрение предмета науки с позиции неоклассической школы экономической теории (экономикс) и традиционной политической экономии.

Представители неоклассической школы экономической теории трактовали предмет науки следующим образом.

Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Они стремятся приобрести пищу, одежду, кров, множество товаров и услуг, которые ассоциируются с приличным и высоким уровнем жизни. Люди наделены определенными способностями и окружены множеством материальных благ: природных и произведенных. Вполне естественно стремление людей использовать имеющиеся природные и материальные ресурсы, рабочую силу, управленческие способности – для производства товаров и услуг, способных удовлетворять возрастающие потребности. Именно эту деятельность, осуществляемую в рамках организационного механизма, называют экономической системой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *