Что послужило причиной перехода к классовому обществу
Что послужило причиной перехода к классовому обществу
Меновые операции оказались в руках тех, кто стоял в оглаве первобытных общин, — старейшин родов, племенных вождей. Они первоначально выступали от имени общин, но постепенно стали присваивать себе часть общинного достояния и превращать ее в продукты обмена в целях личного обогащения. Одним и первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности явился скот. Затем частной собственностью становятся орудия производства, различного рода домашняя утварь, украшения.
Формирование частной собственности явилось тем объективным процессом, который привел к разложению первобытно общественного строя. Это выразилось прежде всего в распаде родовой общины, происходит хозяйственное обособление отдельных семей, которые начинают вести индивидуальное хозяйство и превращают орудия труда в частную собственность. Такие семьи расселяются не только ан территории, занимаемой их прежней родовой общиной, но и на территории других родов. Тем самым родовые общины превращаются в сельские (соседские) общины, члены которых уже не связаны родственными узами и владеют в качестве частной собственности приусадебными земельными участками надворными постройками, скотом, сельскохозяйственным инвентарем. В общинной же собственности сохранились пахотная земля, леса, луга, пастбища, водоемы. Однако и пашня вскоре также стала в результате периодических переделов превращаться в частную собственность.
Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности на средства производства не могла не вести к имущественному и социальному неравенству людей. Появились более богатые и менее зажиточные члены общин. Так возникли контуры будущего классового общества, элементы немногочисленного эксплуататорского класса (верхушка общества) и эксплуатируемого класса — всей остальной массы трудового народа. Появление классов означало гибель первобытнообщинного строя
Переход от первобытного к классовому обществу.
Глава 2. История человечества до капитализма в свете концепции трех типов отношений управления и собственности.
Первобытное общество.
Соответствующие изменения происходили и с появлением отношений управления распределением и потреблением охотничьей добычи и собранных растений (а также всего прочего, что собирают), заменявших собою отношения протоуправления аналогичными видами деятельности в стадах наших предков-обезьян и обезьянолюдей. Ю. И. Семенов так характеризует новые отношения:
“. пища была полной собственностью стада. Все члены стада имели на нее равные права, каждый мог взять долю, но так, чтобы это не лишило других членов стада возможности получить свою долю. Взяв кусок, он не мог им распоряжаться, он мог его только съесть. Взятый кусок до самого конца оставался собственностью стада. Никакой другой формы собственности, кроме коллективной, на той стадии развития не существовало. Личная собственность полностью отсутствовала.
При обилии пищи доля каждого зависела лишь от его потребностей. При скудости продукта соотношение долей членов стада определялось соотношением их реальных потребностей в пище. Для характеристики такого рода отношений термин “дележ” не подходит. Скорее всего можно было бы говорить о разборе. Ни один член стада не получал свою долю от кого-то. Он ее просто брал, с тем чтобы тут же съесть. Распределение было неотделимо от потребления. Все то, что не было потреблено, оставалось собственностью коллектива.
Немало примеров разборных отношений дает нам этнография. И во всех известных случаях они выступают как самые архаические из существующих.
. добычей первобытного человеческого стада было все добытое его членами без малейшего исключения” [592, с. 109-110].
Картину, нарисованную Семеновым, неплохо дополняет своими обобщениями А. М. Румянцев [569, с. 138-140; 568, с. 184-186]. Мы приведем здесь лишь один из его выводов:
“. речь идет о получении каждым равнодостаточной доли для сохранения его жизни как члена сообщества и возобновления целостности последнего” [569, с. 139; 568, с. 185].
Как видим, такое положение дел сильно отличалось от предыдущего, когда наиболее сильные обезьянолюди могли забирать какую им угодно было долю добычи, а самые слабые могли погибнуть от голода (см. книгу Семенова; да и не только Семенов, но и целый ряд других авторов приводят данные, говорящие о том, что наши обезьяноподобные предки начали заботиться о слабейших, старых и больных членах своих сообществ лишь на относительно поздней стадии своего развития).
Ответ: преобладают все-таки коллективные отношения – поскольку, во-первых, они связаны с охотой и собирательством (основными видами первобытного производства) и в силу этого являются основными, структурообразующими элементами в системе первобытных отношений, а во-вторых, охота и собирательство занимали у первобытных людей в среднем больше рабочего времени, чем производство орудий труда [569, с. 121-122; 568, с. 160-161].
Пусть читатели не обращают внимания на то, что все сказанное выше о первобытных семейных отношениях подано в форме умозрительного логического вывода. Это всего лишь прием, облегчающий систематическое изложение: на самом деле вышесказанное представляло собой просто обобщение фактических данных истории, археологии и этнографии. Эти данные (см. цитированную выше и прочую литературу о первобытном обществе) неопровержимо свидетельствуют о том, что до того, как первобытное общество начало разлагаться, мужчины, женщины и дети находились в общественной собственности – то есть в собственности у самих себя, но не взятых по отдельности, а объединенных в единого субъекта с единой волей, каковым являлось первобытное общество.
§ 3. Переход от первобытнообщинного к классовому обществу
Производственные отношения первобытного общества, способствовавшие до определенного времени росту его производительных сил, в дальнейшем стали тормозить развитие хозяйственной деятельности людей.
Меновые операции оказались в руках тех, кто стоял в оглаве первобытных общин, — старейшин родов, племенных вождей. Они первоначально выступали от имени общин, но постепенно стали присваивать себе часть общинного достояния и превращать ее в продукты обмена в целях личного обогащения. Одним и первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности явился скот. Затем частной собственностью становятся орудия производства, различного рода домашняя утварь, украшения.
Формирование частной собственности явилось тем объективным процессом, который привел к разложению первобытно общественного строя. Это выразилось прежде всего в распаде родовой общины, происходит хозяйственное обособление отдельных семей, которые начинают вести индивидуальное хозяйство и превращают орудия труда в частную собственность.
Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности на средства производства не могла не вести к имущественному и социальному неравенству людей. Появились более богатые и менее зажиточные члены общин. Так возникли контуры будущего классового общества, элементы немногочисленного эксплуататорского класса (верхушка общества) и эксплуатируемого класса — всей остальной массы трудового народа. Появление классов означало гибель первобытнообщинного строя.
Механизм перехода от классового общества к бесклассовому обществу
ПРОЛЕТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ
Как теперь известно читателям, общество прошло в своем развитии два периода: бесклассовый период истории и классовый период истории! В бесклассовом периоде истории в обществах не было государств, в классовом периоде истории существовали государства. С появлением первых государств, в обществах сразу появились классы, и общества стали классовыми. С момента появления первых государств, начался классовый период истории, который продолжается до наших дней. Следовательно, основой классовых обществ всех формаций классового периода истории являются государства – демократические республики, республики и монархии! Это не сложно понять, но россияне за период 80 лет не смогли понять эту простую истину.
В бесклассовый период истории, в обществах не было государств, поэтому и не было классов. В классовом периоде истории, в рабовладельческий период существовали республики и монархии, в феодальный период существовали монархии, в капиталистический период существовали, и существуют до наших дней, республики и монархии. Таким образом, основой классовых обществ являются государства – демократические республики, республики и монархии.
Что должен был сделать пролетариат с пролетарским государством в революции?
Здесь четко выражена позиция великих вождей по отношению к пролетарскому государству. Новая власть не должна вмешиваться в общественные отношения. Именно это и определяет социализм. Сталин все сделал наоборот. Он узурпировал власть, создал тоталитарное государство, что не соответствует марксистско-ленинскому учению. Такими мерами построить социализм невозможно. Так что И. Сталин не мог строить социализм.
Из представленного выражения можно понять, что К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин никогда не предлагали пролетариату строить социализм с помощью пролетарского государства, потому что пролетарское государство, как и любое государство, наделено Природой зверской мощью, которая неизбежно поработит огромные массы и превратит их в рабов. И, наконец, потому, что пролетарское государство – государство! Оно наделено Природой способностью порождать классы и вызывать великие потрясения и бедствия с гибелью огромного количества людей, и еще потому, что Природа не наделила пролетарское государство способностью строить социализм и коммунизм. И вообще все формы государств Природа не наделила способностью строить как социализм, так и любое процветающее общество! Вот почему одни недалекие и абсолютно безграмотные лица до 1990 года строили, строили социализм, но не смогли построить, а после 1991 года другие точно такие же хлопцы строят вот уже двадцать лет процветающий капитализм с помощью государства, но ничего не получается и не получится. Но они как строили социализм до упора, до распада СССР, теперь сроят капитализм тоже до упора, или до полного развала России.
«Буржуазное государство не «отмирает» по Энгельсу, а «уничтожается» пролетариатом в революции. Отмирает после этой революции пролетарское государство, или полугосударство».
В.И. Ленин соч., т. 33, стр. 18
Эта фраза выражает практически все учение великих вождей о переходе от классового общества к бесклассовому обществу! Буржуазное государство уничтожается полностью и заменяется пролетарским государством, которое нужно пролетариату до определенного исторического момента как орудие подавления свергнутых господствующих классов. Пролетариат может использовать пролетарское государство, пока оно находится в эмбриональном состоянии, и ни в коем случае нельзя позволить ему вылупиться ему из яйца. И чтобы не пропустить момент качественного изменения пролетарского государства, после которого дракон вылупится из яйца и неизбежно станет орудием подавления и угнетения огромных масс, надо не допустить полное становление государства и на ступени полугосударства сделать его отмирающим.
Здесь мы видим, что пролетарское государство на ступени полугосударства должно отмирать. Оно, по Марксу, не должно даже установиться полностью. Это говорит о том, что пролетариат не должен был допустить развитие пролетарского государства, потому что естественное развитие его не ведет в социализм! Здесь сказано ясно все о пролетарском государстве. Позиция великого учения ясна, поэтому не требуются комментарии.
«В «Коммунистическом Манифесте» подведены общие итоги истории, заставляющие видеть в государстве орган классового господства и приводящие к необходимому заключению, что пролетариат не может свергнуть буржуазии, не завоевав сначала политической власти, не получив политического господства, не превратив государства в «организованный как господствующий класс, пролетариат», и что это пролетарское государство сей же час после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно»
В.И. Ленин соч., т. 33, стр. 28-29
Здесь тоже четко и ясно выражена позиция марксистско-ленинского учения по вопросу о пролетарском государстве. Комментарии здесь тоже не требуются. Только следует отметить момент, до которого должен был допустить пролетариат существование пролетарского государства. Так как оно необходимо пролетариату только для подавления свергнутых господ, но не для строительства социализма, то с исчезновением представителей господствующих классов в обществе, пролетарское государство становится не нужным. Этот момент в обществе СССР наступил к 1930 году.
««Народным государством» анархисты кололи нам глаза более чем достаточно, хотя уже сочинения Маркса против Прудона, а затем и «Коммунистический Манифест» говорят прямо, что С ВВЕДЕНИЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВО САМО СОБОЮ РАСПУСКАЕТСЯ И ИСЧЕЗАЕТ»!
В.И. Ленин соч., т.33, стр. 64
Здесь можно видеть, что пролетарское государство и социализм не могут существовать в одном обществе! Пока будет существовать в обществе пролетарское государство, социализма в нем не может быть и сам он никогда не появится. Его на определенном этапе необходимо ВВЕСТИ сознательно, но при этом распустить пролетарское государство. Необходимо сделать пролетарское государство отмирающим! Таким образом, пока пролетарское государство будет существовать в обществе, никакого социализма в нем не может быть. Здесь следует сказать, что пролетарским государством его следует считать до момента исчезновения господствующих классов. После этого момента пролетарское государство превращается в обыкновенное государство. Оно порождает классы и становится орудием подавления и угнетения огромных масс! На опыте общества России за последние 80 лет истории мы можем видеть как Советская республика 1930 г. к 1990 году превратилось в буржуазное государство. На самом деле оно таковым стало в период правления Хрущева Н.
В представленном научном материале выявлена позиция марксистско-ленинского учения по отношению к пролетарскому государству и по вопросу перехода общества России от классового общества к бесклассовому обществу.
Из сказанного выше можно сделать вывод:
ДОКТРИНА СОЦИАЛИЗМА, по К. Марксу, Ф. Энгельсу и В.И. Ленину, заключается в том, что пролетарское государство сразу после его победы должно отмирать!
ДОКТРИНА СОЦИАЛИЗМА, по И. Сталину, заключается в том, что пролетарское государство должно превратиться в общенародное государство и с помощью его следует строить социализм!
Надо сказать, что в истории существовали только три формы государств: демократическая республика, республика и монархия. Больше никаких государств не было в истории, нет в наше время, и не может быть вообще. Все названия государств, которые предлагались вождями партий в разное время – народное государство, свободное народное государство, общенародное государство, правовое государство, демократическое государство – являются глупостью и не имеют предмета, которое обозначали бы эти названия. Любое название можно дать государству, но в любом случае это будет или демократическая республика, или республика, или монархия. Так что все эти названия и приставки к государствам ничего не значат. Что касается пролетарского государства, то такое государство может быть в виде силы вооруженных масс. И Советская республика может быть, но только очень короткое время. После определенного исторического момента она превращается в обыкновенное буржуазное государство в сопровождении великих потрясений и бедствий с гибелью огромного количества людей.
Троцкий не обладал знаниями материалистической философии, поэтому не мог объяснить, чем обернется для общества СССР это искажение. Он не знал, какой зверской мощью наделила Природа Советскую республику, как не знал, что Советская республика неизбежно превращается в буржуазное государство. Так определено законами Природы, и ни изменить, ни отменить это превращение никто не может. Безграмотные огромные массы тоже ничего не знали об государствах, поэтому не ожидали от него ничего плохого, как в настоящее время не ожидают ничего плохого безграмотные россияне от современного государства. А оно вышло в своем развитии на этап естественной гибели и законы Природы, а бедствия будут исходить уже не от устаревшего государства, а будут исходить от законов Природы, во власти которых уже находится общество России, готовят россиянам подарки, которые по зверству будут далеко превосходить те бедствия, которые недавно пришлось пережить их предкам. Но никто не желает в нашей стране не желает понять это заранее. Поймут тогда, когда уже ничего нельзя будет сделать. Государство есть, и развитие его продолжается по цепочке: этап расцвета => этап упадка => этап естественной гибели. И место его в этой цепочке – этап естественной гибели! К такому результату общество нашей страны пришло еще во время существования СССР. Факт распада этой великой и зверской империи говорит о том, что общество его вышло в своем развитии на этап естественной гибели. На этапах расцвета и упадка распада общественных систем в истории никогда не происходило. Реформаторы оставили республику в том виде, в каком она сформировалась в период правления Сталина. Следовательно, стихийное естественное развитие ее не прерывалось, и она продолжила движение по этапу естественной гибели. Это все равно, если тело человека продолжило развитие от 80 летнего возраста к 90 летнему возрасту.
Таким образом, Сталин не знал сам, что он делает. Делать государство отмирающим он не мог, потому что надо было ввести в обществе полную выборность и сменяемость все должностных лиц сверху и до низу. А это означало, что он скоро оказался бы в тюрьме за те преступления, которые совершил. Ему надо было, наоборот, отменить все выборы и остаться на главной должности до смерти. Это он и сделал. Новое государство и он не считал носителем зверства и варварства и могильщиком огромного количества людей, потому что сведений таких о государствах не было, особенно о Советской республике. Поэтому никто ничего не знал, чем наделила Природа все формы государств, в том числе и Советскую республику. Об этом знали только великие вожди – К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин!
«И в лучшем случае государство /пролетарское/ есть ЗЛО, которое по наследству предается пролетариату, одержавшему победу в борьбе за классовое господство; победивший пролетариат, как и Коммуна, вынужден будет немедленно отсечь худшие стороны этого ЗЛА, до тех пор пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, окажется в состоянии выкинуть вон весь этот хлам государственности».
В.И. Ленин соч., т. 33, стр.80 Курсив мой.
Как видим, великие вожди предупреждали, что все формы государств являются коварными и грозными явлениями, являются злом и шутить с ними, как и относиться к ним без ума и беспечно не следует. Таким же грозным и коварным явлением является и пролетарское государство, или Советская республика. Ее Природа наделила такой же в зверской мощью, какой наделила все демократические республики, республики и монархии. Россияне не поверили великим вождям и решили испытать действие республики на себе. Испытание оказалось успешным. Великие потрясения и бедствия с гибелью огромного количества людей, исковерканная жизнь 90% населения страны, крах СССР, исковерканная жизнь всего общества, и переход общества России к классовому обществу – вот тот результаты, которые определила зверская мощь государства. Но россияне ничего не поняли. Они абсолютно безграмотны, наивны и беспомощны и даже не подозревают, к каким великим потрясениям и бедствиям приведет последний выдох государства. Но пока государство развивается по цепочке: этап расцвета => этап упадка => этап естественной гибели. Зверскую мощь этапов расцвета и упадка россияне испытали, теперь остается испытать им зверскую мощь последнего этапа.
Так что у россиян самые главные и великие потрясения и бедствия еще впереди. Следует ученым историкам рассказать глупым россиянам, чем завершалась всегда в истории кончина государства. Это необходимо знать всем в настоящее время для того, чтобы сохранить и страну, и практически всех членов общества. Надо не допустить, чтобы общество России переступило границу, за которой оно окажется во власти катастрофы. Россия уже переступила эту черту, но пока ее спасает нефтегазовая отрасль. Если бы ее не было, то уже россияне на себе испытали бы катастрофу. Но надеяться на природные ресурсы не следует, потому что они не определяют общественный организм, или они не являются элементами его. А жить, или существовать на земле могут только общественные организмы, которые могут активно развиваться, но только не стихийным естественным развитием. Когда россияне начнут понимать суть природных процессов, существующих в обществе и определяющих его расцвет, упадок и гибель, об этом никто не знает. Хватит ли у них ума понять величие и разрушающую мощь их, сложно понять. Пока мы можем видеть беспечных россиян, считающих себя умнейшими людьми, и бедную нищую, убогую, и старую престарую Россию. Она является доказательством того, что такие люди могут все, которые обладают знаниями о великих и грозных объектах существующих в обществе и определяющих все, что в нем происходит. Именно такие лица могут преодолеть стихийные силы Природы, действующие в обществе, и могут привести общество к процветанию. А лица, которые не обладают знаниями, ничего не могут. Им остается носиться с этим «ничего не могут» пред передовыми странами мира и перед будущими поколениями народов не только нашей страны, но и народов всех стран мира, и показывать величие России. Ничего человеческого в этом нет, поэтому нормальные люди других стран видят все это и не желают иметь дело с Россией.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что послужило причиной перехода к классовому обществу
Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?
Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.
Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.
Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.
Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.
Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:
1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.
2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?
Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.
Вопрос 2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?
Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.
Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической — существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.
Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.
Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
Устройство российского общества
Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.
— Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.
— Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.
Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.
— национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.
— национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.
Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.
Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.
Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.
Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.
Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.
В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.
Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.
Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?
В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства — соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).
В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.
Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?
Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.
Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.
Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.
Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.
Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.
М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.
Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.
Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)
Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:
• Школа и научные организации.
• Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.
• Пресса, телевидение, радио.
Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Социальные интересы воплощаются в деятельности — её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.
Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.
Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.
Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.
Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?
Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?
Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.
Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?