Что послужило причиной перехода к рыночной экономике в россии
19. Причины перехода России к рыночной экономике
19. Причины перехода России к рыночной экономике
Россия после длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. начала переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса.
Так как существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы.
Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР.
Объективными причинами перехода России к рыночной модели экономики были:
1) тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой;
2) существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, а также ориентации на принятие решений государством, т. е. необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства;
3) перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК). Одновременно с этим было снижено значение легкой промышленности, а также отраслей, которые непосредственным образом обеспечивают качество жизни населения;
4) отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики. Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Была определена общая цель – переход экономики России в состояние эффективной рыночной системы с сохранением социальных функций государства.
Модель рыночной экономики должна была основываться на:
1) эффективном государственном аппарате, способном обеспечить активный экономический рост, с признанием и защитой права частной собственности;
2) активной системе минимальных социальных гарантий населению со стороны государства;
3) конкурентоспособной национальной экономике;
4) создании условий для формирования и существования института частной собственности;
5) формировании и поддержании конкурентной среды внутри национальной экономики, в качестве основного способа активных темпов экономического роста.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5. Роль денег в рыночной экономике
5. Роль денег в рыночной экономике На протяжении всей истории человечества роль денег в экономике возрастала, в сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а так-же способность людей к труду приобретают денежную форму. Таким образом, на современном этапе
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БАНКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БАНКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Банки представляют собой особый вид предпринимательства, связанный с движением ссудных капиталов, их мобилизаций и распределением. Основными функциями банков, исполняемыми в рыночном хозяйстве, являются посредничество
43. Сущность ценных бумаг. Их роль в рыночной экономике
43. Сущность ценных бумаг. Их роль в рыночной экономике Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или
15. Роль денег в рыночной экономике
15. Роль денег в рыночной экономике Роль денег в рыночной экономике значительно повышается и существенно отличается от роли в условиях административно-командной экономики.При переходе от административно-командной к рыночной модели экономики изменились формы
94. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике
94. Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) относится к числу основных форм бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Он дает представление о финансовых результатах хозяйственной
ЛЕКЦИЯ № 13. Кредит и его роль в рыночной экономике
ЛЕКЦИЯ № 13. Кредит и его роль в рыночной экономике Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет
Глава 5 Кто в выигрыше от перехода россии к рыночной экономике
Глава 5 Кто в выигрыше от перехода россии к рыночной экономике После падения Берлинской стены в 1989 году и особенно после распада Советского Союза в декабре 1991-го в политических дискуссиях на Западе одной из самых обсуждаемых тем стал так называемый «мирный дивиденд».
7. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике
7. Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.Поэтому сущность социальной политики государства заключается в
1.1. Роль и значение цены в рыночной экономике
1.1. Роль и значение цены в рыночной экономике В директивно управляемой (планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор, инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлись объектом планирования и
6.6. Доходы в рыночной экономике
6.6. Доходы в рыночной экономике Целью любого предпринимателя является получение дохода. Основными формами доходов в рыночной экономике являются:– прибыль (доход от капитала);– процент (доход от ссуды);– земельная рента (доход с земли);– заработная плата (доход от
2.4. Роль институтов развития в осуществлении перехода к инновационной экономике
2.4. Роль институтов развития в осуществлении перехода к инновационной экономике Эффективность инновационного процесса в значительной мере зависит от результативности функционирования непосредственно связанных с ним институтов: во-первых, политико-правовых,
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Роль малого бизнеса в рыночной экономике Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в
Место и роль конкуренции в рыночной экономике
Место и роль конкуренции в рыночной экономике Конкуренция – важнейший фактор и средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса при помощи маркетинговых исследований доводит пожелания клиентов до производителей услуг, а через них – и до
39. Принципы формирования доходов в рыночной экономике
39. Принципы формирования доходов в рыночной экономике Принципы формирования и распределения доходов могут носить как экономический, так и социально-этический аспект.В экономическом плане общим принципом формирования доходов в мире принято считать распределение по
Раздел 2. Особенности современного этапа развития экономики
Цель данной темы – раскрыть основы теории переходной экономики и практику экономических реформ в России.
Оглавление
2.2.1. Объективная необходимость трансформации российской экономики
Еще в древности заметили противоречия товарно-денежных отношений, негативные последствия их функционирования (дифференциация производителей, несправедливость распределения благ, кризисы, безработица, инфляция). Отсюда постоянно велись поиски идеального справедливого строя.
В результате Октябрьской революции в СССР была поставлена задача построить справедливое коммунистическое общество. В ходе эволюции, связанной прежде всего с политическими и военными проблемами, была сформирована командно-административная система хозяйствования. Она позволила России решить ряд крупных задач:
В итоге Россия вышла на первые места по объемам промышленного производства (в частности, его уровень составлял 80 % от уровня США). Из аграрно-индустриальной Россия превратилась в индустриально-аграрную страну, играла одну из ведущих ролей в мире.
Однако успехи были достигнуты ценой огромных затрат и потерь: отсталость легкой и пищевой промышленности, низкое качество основной массы товаров, высокая материало- и энергоемкость продукции; вечный дефицит, очереди, чрезвычайно низкий уровень жизни крестьянства. Отсутствовали стимулы к эффективному использованию ресурсов, к научно-техническому прогрессу.
Основой экономической системы была общенародная (а на деле – государственная) собственность на средства производства. Результаты производства присваивались государством и распределялись централизованно, без учета затрат, интересов и потребностей непосредственных производителей.
Предприятия, которые работали в таких условиях, не имели никакой самостоятельности. Темпы экономического роста снижались, и к началу 1990-х гг. экономический рост прекратился.
Очевидной для всех стала необходимость рыночной трансформации экономики.
2.2.2. Основы теории переходной экономики
Любая экономическая система не является застывшей. Развиваются производительные силы, ускоряется НТП, что требует изменения экономических отношений, изменяется роль государства в регулировании экономических процессов.
Периоды перехода на качественно новую ступень в рамках одной экономической системы или ломки старой и строительства новой социально-экономической системы называют периодами трансформации. А экономику таких периодов характеризуют как переходную. При этом изменение экономической системы может носить как эволюционный, так и революционный характер.
Основные тенденции в эволюции экономических систем, зародившиеся в ХХ в., наиболее ярко проявились в экономике индустриально развитых стран к началу XXI в. К ним относят:
Существует два основных подхода к понятию социально устойчивого общества: узколиберальный и социальный.
Согласно узколиберальному подходу основным средством экономического роста выступает конкуренция. Роль государства оправдана только в пределах смягчения недостатков рыночной экономики. Рынок, выполняя функцию оценки вклада каждого экономического субъекта в развитие экономики, определяет меру удовлетворения его потребностей. В системах такого типа наблюдается гипертрофированное развитие частных форм социального обеспечения, значительная дифференциация доходов, существенные различия в стартовых условиях формирования будущих поколений для различных социальных групп населения. Однако в таких экономических системах, как показала жизнь, очень велика вероятность социальных конфликтов.
К началу XXI в. практический опыт функционирования экономических систем показал, что узколиберальный подход к социально-экономическим отношениям большинство стран переросло. В результате сформировались особые социальные национальные модели обеспечения устойчивости общества. Это северо-европейская модель (наиболее ярко проявившая себя в Швеции), модель социального рыночного хозяйства ФРГ, японская модель. Даже американская модель экономической системы, считающаяся образцом либерального варианта, имеет довольно развитую систему социальной гарантированности.
Ряд требований материального и гуманного характера, выдвинутый идеологами коммунизма, привел к реализации модели экономической системы, построенной на централизации управления производством и распределением всех ресурсов в соответствии с государственным планом.
Эта модель была апробирована в СССР, Монголии, странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Вьетнаме, Китае, Северной Корее, на Кубе. И если вначале она казалась устойчивой и справедливой, то в дальнейшем потеряла перспективы развития. Так, в 50-е гг. темпы роста экономики составляли 10 % в год, в 60-е – 7 %, в 70-е – 5 %, в 80-е – 2 %, а в 90-е – экономический рост прекратился.
Преодолеть присущую системе централизованного планирования низкую эффективность не удалось, и страны отказались от нее. Начался революционный процесс трансформации экономических систем в этих странах.
Переход к системе, имеющей в своей основе рыночные отношения, предполагает:
В упрощенном виде выбор методов трансформации сводится к двум вариантам. Первый – т. н. «шоковая терапия» – предполагает проведение максимального числа радикальных мероприятий в кратчайшие сроки.
Такая модель была реализована в Польше, в восточной части Германии и других странах ЦВЕ. Опыт показал, что действительно ряд изменений может произойти очень быстро. Однако глубинные изменения быстро произойти не могут. Приватизация может быть завершена в сжатые сроки, но ее последствия придется корректировать не одно десятилетие. Десятилетия требуют и формирование правовых институтов, финансовой системы рыночного типа, изменения организационной структуры, психологии.
Второй вариант основан на частичных преобразованиях и их поэтапном углублении – получил название «градуализм». По такому пути пошел Китай. Ограничения снимались первоначально в сельском хозяйстве и других отраслях, находящихся в состоянии кризиса, а затем позитивный опыт распространялся на другие сферы экономики по мере формирования необходимых элементов институциональной структуры. Предполагается сосуществование рыночных и плановых механизмов хозяйствования. При этом доля продукции, выпускаемая частными и негосударственными предприятиями, растет.
Несмотря на просчеты и ошибки, страна к началу XXI в. вышла на совершенно новые рубежи развития.
Какой вариант должна выбрать Россия? – Очевидно – свой, собственный. Ни «западный», ни «восточно-азиатский» вариант не являются для России панацеей.
Любая модель развития национальной экономики не только представляет собой своеобразное сочетание внутренних и внешних факторов, определяемых национальными или геополитическими особенностями, но и имеет специфику, относящуюся к различным историческим этапам и связанную с базовыми условиями на каждом из них.
Поэтому в процессе любых реформ ключевой вопрос – это вопрос о соответствии выбранной модели экономического развития и адекватных ей институтов национальным традиционным формам, выработанным на протяжении столетий. Модель хозяйственного развития зависит от таких факторов, как среда обитания, демографические условия, государственный строй, геополитика и передаваемые генетически природные задатки народа, которые в совокупности с культурой определяют экономический менталитет нации. Определяющим институтом служат отношения собственности. Именно они предопределяют тип экономического поведения.
2.2.3. Итоги экономических реформ в России
Анализируя итоги реформ, прежде всего можно выделить ряд позитивных моментов:
Итак, внешние атрибуты рыночной экономики созданы. В то же время проявились и негативные процессы.
Можно выделить два этапа реформ. 1-й – состоял в демонтаже планово-распределительной системы и во введении ключевых институтов рыночной экономики: свободных цен, частной собственности, открытой экономики, рыночного курса рубля. Преобразования, однако, шли с многочисленными несообразностями. Энтузиазм сменился разочарованием. К тому же этот период был разрушительной фазой структурной перестройки экономики». В итоге произошло следующее:
– беспорядочное распределение собственности и власти с концентрацией их на одном полюсе при росте бедности на другом. Появились т. н. олигархи, способные лоббировать свои корыстные интересы во властных структурах в ущерб другим группам;
– преступность, включая экономическую организованную преступность и т. н.«силовое предпринимательство» – услуги по обеспечению безопасности богатых, выбиванию долгов, захвату собственности;
– коррупция в чудовищных размерах. Образовался симбиоз бизнеса и власти, но не с целью процветания общества, а лишь для собственного обогащения и подавления конкуренции;
– разгул теневой экономики.
Добавим, за достигнутые результаты заплачена непомерно высокая социально-экономическая цена, обескровившая народное хозяйство. Прежде всего – это падение производства, начавшееся в 1990 г. и продолжавшееся почти все годы реформ. Уровень ВВП в 1999 г. составил 47 % 1991 г., объем капиталовложений – около 30 %. Если ВВП на душу населения в конце 80-х гг. составлял около 7 тыс. долл. (31 % США), то в 1997 г. – чуть более 4 тыс. (
Экономике нанесен колоссальный экономический и социальный ущерб в пользу скорейшего обогащения олигархов, что выразилось в форсированной приватизации наиболее перспективных объектов государственной собственности либо просто бесплатно, либо за символическую цену; в отсутствии эффективного валютного контроля, что привело к перекачиванию валютной выручки за рубеж и на многие десятки млрд долларов сократило воспроизводственный потенциал российской экономики; в отказе от госмонополии на продажу спиртного, что привело к резкому сокращению госбюджета; в бесконтрольности за расходованием бюджетных средств, которые «прокручивают» уполномоченные правительством банки.
В целом к негативным моментам необходимо добавить и следующее:
2.2.4. Пути дальнейшего развития реформ
Каковы же пути дальнейшего движения? Очевидно одно: реформы необходимо продолжить, назад пути нет. Но можно ли считать, что переходный период в стране закончен?
Внешние атрибуты рыночной экономики у нас созданы. Россия получила статус страны с рыночной экономикой. Однако рыночная модель – это не самоцель, а средство повышения благосостояния населения и укрепления демократических принципов во всех звеньях человеческой деятельности. Если бы экономический успех зависел только от того, что народное хозяйство развивается по рыночным законам, то сегодня практически все человечество находилось бы в состоянии социального и экономического расцвета. По официальным данным международных экономических организаций, из 6 млрд человек, населяющих нашу планету, 5,8 – в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения. Однако, по классификации МВФ, к числу передовых отнесено всего 29 стран, остальные – это развивающийся мир и страны с переходной экономикой. Огромное число людей продолжают жить в ужасающей бедности, и разрыв между бедными и богатыми странами продолжает возрастать.
Стоит отметить, что в переходный период главным у идеологов перестройки является принцип – любой ценой сделать события необратимыми. В такой ситуации оценка самих трансформационных процессов и их результатов приобретает подчиненный характер. В России с самого начала движущими факторами переходного периода оказались внеэкономические. Экономическая эффективность принималась во внимание преимущественно сквозь призму частного интереса лиц, оказавшихся организаторами приватизационных и других переходных процессов.
В связи с этим, прежде всего необходимо четко выразить позицию государственной власти по существенной корректировке курса реформ, включая признание допущенных ошибок, объективный анализ их причин. Необходимо отказаться от идеологического отождествления государственного регулирования с тоталитарной системой.
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм. Но сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддерживая конкуренцию, борясь с монополией, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и прозрачность фондового рынка, и адекватная степень открытости национальной экономики, и расширение производства общественных благ. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества.
Поэтому, когда речь идет о рыночной модели экономики, то и в теории, и на практике в настоящее время имеется в виду модель смешанной экономики.
Если иметь в виду российскую специфику, то следует, прежде всего остановить внимание на том, что Россия – страна, обладающая огромной территорией, которая покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в экономический оборот, создание громадного потенциала было достигнуто в период существования СССР. Таким образом, не с чистого листа Россия начала переход на рыночные принципы, а опираясь на единый народнохозяйственный комплекс, включавший соответствущую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закрепленной за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории страны. А это в свою очередь невозможно без учета территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую неподвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей. Снять такие противоречия можно путем гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов. Одномоментная ориентация только на частные интересы неизбежно угрожает целостности страны, создает предпосылки для нарастания противоречий между регионами, способствует появлению признаков рыночной дезинтеграции.
Итак, рыночное строительство может разворачиваться как создание не чисто рыночной модели, а модели смешанной экономики, что отвечает реалиям XXI в., когда во всех развитых странах фактически функционирует смешанная экономика на прочной рыночной основе. Таким образом, глобальная задача – синергия рынка и государства. Требуется выработать такую программу реформ, которая содействовала бы одновременному развитию и рыночных, и государственных институтов.
Следующая проблема – это необходимость создания национальной модели демократических институтов. В настоящее время они существуют либо в зачаточном, либо в формальном виде. Более того, рыночный практицизм и нигилизм, построенные на частном интересе, пронизали все институты государства. С одной стороны, государственный аппарат и чиновники всех уровней стали частью предпринимательской сферы, а с другой – наиболее успешен тот бизнес, который либо уже питается государственными ресурсами, либо имеет своих лоббистов в различных ветвях государственной власти. Уния крупного бизнеса и чиновников превратилась в главный тормоз дальнейших преобразований и строительства демократического общества в стране. Общество теряет перспективу, т. к. без контроля со стороны демократических институтов рыночная мотивация из метода повышения благосостояния всего народа превращается в самоцель, выгодную лишь избранной части общества. Без решительного поворота к демократическому контролю за деятельностью государства сложившиеся тенденции в экономике не изменить. А без контроля и поддержки демократических институтов государство не может стать ведущим звеном рыночной системы.
На такой базе можно реализовать и главные экономико-политические задачи: обеспечение ускорения темпов экономического роста и ликвидацию бедности.
Для этого необходимо концентрировать усилия на развитие реального сектора экономики. А это в свою очередь требует выбора приоритетов экономического развития, тех узловых моментов, которые бы выступили мультипликатором движения вперед.
Страна держится в основном за счет того потенциала, который был создан до 1991 г. Однако более чем десятилетняя эксплуатация этого потенциала не формирует новых заделов. Даже в общих чертах пока не просматривается новый воспроизводственный процесс, наличие которого свидетельствовало бы о создании собственной базы для экономического роста на рыночных принципах.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать некоторые выводы.
Отсутствие единой программы реформирования России, неясность целей и последовательности действий, борьба кардинально различных экономических взглядов, не позволяющая выработать четкую теоретическую базу преобразований, не гарантируют успеха и впредь. В сложившейся политической, экономической, экологической и социальной ситуации существуют тенденции, прямо противоположные целям и задачам социально устойчивого развития.
Вместе с тем Россия обладает большим количеством заповедных и огромным потенциалом неосвоенных территорий, где сохраняется биоразнообразие и дикая природа. Эти территории России имеют большое значение для общего экологического баланса планеты. Поэтому путь для устойчивого развития России в сохранении и консервации этих территорий. Необходимо также восстановление таких уникальных экосистем, как экосистемы восточно-сибирской тайги, Байкала, Камчатки, западно-сибирской южной тундры. Именно на этих территориях сохраняются большие запасы энергетических и сырьевых ресурсов, что необходимо для нормального существования будущих поколений.
В целом для России социально устойчивое развитие предполагает поступательное движение страны по стратегической траектории, обеспечивающей достижение прогрессивной системы общественных целей – смену приоритетов общественного развития в направлении обеспечения эффективного развития и сохранения природного и трудового потенциала; развитие человека как активного участника эволюции и экономической, и экологической систем, совершенствование качественных параметров жизнедеятельности, создание необходимых условий для более полной реализации его творческого и духовных начал.
Выводы
1. В результате Октябрьской революции в СССР была сформирована командно-административная система хозяйствования. Она позволила России решить ряд крупных задач. Россия вышла на первые места по объемам промышленного производства. Из аграрно-индустриальной она превратилась в индустриально-аграрную страну, играла одну из ведущих ролей в мире.
2. Однако успехи были достигнуты ценой огромных затрат и потерь: отсталость легкой и пищевой промышленности, низкое качество основной массы товаров, высокая материало- и энергоемкость продукции; вечный дефицит, очереди, чрезвычайно низкий уровень жизни крестьянства. Отсутствовали стимулы к эффективному использованию ресурсов, к научно-техническому прогрессу. Темпы экономического роста снижались, и к началу 1990-х гг. экономический рост прекратился. Очевидной для всех стала необходимость рыночной трансформации экономики.
3. Основные тенденции в эволюции экономических систем, зародившиеся в ХХ в., наиболее ярко проявились в экономике индустриально развитых стран к началу XXI в. К ним относят: признание уникальной роли рыночных отношений как способа эффективного распределения ограниченных ресурсов и в то же время тенденцию к государственному регулированию экономических процессов; тенденцию к открытости экономики и в то же время – защите национальной промышленности и сельского хозяйства; тенденцию к формированию социально устойчивого общества.
4. Существует два основных подхода к понятию социально устойчивого общества: узколиберальный и социальный. Согласно узколиберальному подходу основным средством экономического роста выступает конкуренция. Роль государства оправдана только в пределах смягчения недостатков рыночной экономики. К началу XXI в. практический опыт функционирования экономичеких систем показал, что узколиберальный подход к социально-экономическим отношениям большинство стран переросло. В результате сформировались особые социальные национальные модели обеспечения устойчивости общества.
5. Ряд требований материального и гуманного характера, выдвинутый идеологами коммунизма, привел к реализации модели экономической системы, построенной на централизации управления производством и распределением всех ресурсов в соответствии с государственным планом. Однако преодолеть присущую системе централизованного планирования низкую эффективность не удалось, и страны отказались от нее. Начался революционный процесс трансформации экономических систем в этих странах.
6. Переход к системе, имеющей в своей основе рыночные отношения, предполагает: трансформацию отношений собственности; либерализацию цен; формирование конкурентной среды и процесс демонополизации экономики; трансформацию социально-трудовых отношений, формирование рынка труда; формирование рынков капитала и земли; формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционного процесса; становление современной кредитной и банковской системы; реформирование финансовой системы; формирование денежного и валютного рынка; грамотную внешнеэкономическую политику, предполагающую как расширение открытости экономики, так и обеспечение экономической безопасности страны.
7. В упрощенном виде выбор методов трансформации сводится к двум вариантам. Первый – т. н. «шоковая терапия» – предполагает проведение максимального числа радикальных мероприятий в кратчайшие сроки. Второй вариант основан на частичных преобразованиях и их поэтапном углублении – получил название «градуализм».
8. В процессе любых реформ ключевой вопрос – это вопрос о соответствии выбранной модели экономического развития и адекватных ей институтов национальным традиционным формам, выработанным на протяжении столетий. Модель хозяйственного развития зависит от таких факторов, как среда обитания, демографические условия, государственный строй, геополитика и передаваемые генетически природные задатки народа, которые в совокупности с культурой определяют экономический менталитет нации. Определяющим институтом служат отношения собственности.
9. Анализируя итоги реформ, прежде всего можно выделить ряд позитивных моментов: преодолены тотальное огосударствление экономики и монопольная роль государства, функционируют предприятия различных форм собственности, частный сектор стал преобладающим; создается инфраструктура рыночной экономики; обозначились достижения в области финансовой стабилизации; происходит экономический рост; изменяется структура производства, в основном приспосабливаясь к структуре платежеспособного спроса; происходят постепенные сдвиги в ментальности народа в пользу признания ценностей рыночных форм хозяйствования.
10. В то же время проявились и негативные процессы: беспорядочное распределение собственности и власти с концентрацией их на одном полюсе при росте бедности на другом; колоссальный рост преступности, включая экономическую организованную преступность; разгул теневой экономики, коррупция в чудовищных размерах; падение производства, начавшееся в 1990 г. и продолжавшееся почти все годы реформ; отрыв реального сектора экономики от финансового, который спекулятивно работает на самого себя, почти ничего не отдавая стране; резкое неконтролируемое открытие национальной экономики без необходимой защиты национального производства.
11. Основные направления дальнейшего развития реформ таковы. Глобальная задача – синергия рынка и государства. В краткосрочной перспективе нет для экономики России иного выхода, чем продолжать экспорт сырьевых ресурсов. Следует продолжать и в определенной мере поддерживать развитие тех отраслей, где у страны имеются определенные перспективы. Одновременно разрабатывать и поэтапно осуществлять «стратегию прорыва» в целях обеспечения долговременных тенденций экономического роста. Развивать и другие секторы, которые включены в логику постиндустриального развития общества, но в определенной мере выходят за рамки собственно экономики. Однако их развитие является составным моментом социально устойчивого развития общества, в частности: развитие образования и здравоохранения.
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Переходная экономика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. П. Павловой. – СПб.: МБИ, 2004. – С. 9-37.
2. Теория переходной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М., 2001.
3. Переходная экономика. Аспекты, российские проблемы, мировой опыт / Под ред. В. А. Мартынова. – М., 2005.