Что послужило прообразом театра
История возникновения театра и сцены
Давайте погрузимся в историю и вспомним, с чего все начиналось.
Рассмотрим эволюцию сцены, вспомним, какой она была в Древнем мире, какой в Средних веках и какой стала сейчас.
Что использовали в качестве декораций в античное время и как был устроен первый театральный занавес в Древнем Риме.
Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены. С делением на арьерсцену и авансцену.
А под конец обсудим возможности современных сцен и посмотрим видео, в котором продемонстрирована мощь современной механики сцены.
Возникновение сцены в Древние века
Колыбелью сцены принято считать Древнюю Грецию. Процитируем викидедию: «театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень».
Но мало кто знает, что и фараоны в Древнем Египте были не прочь посмотреть представления.
Но почему тогда начало театральной деятельности приписывают именно Афинам, а точнее – театру Диониса?
Потому что там сцена появилась именно как специально подготовленная площадка, с местами для зрителей и актеров.
Что касается даты возникновения, то здесь мнения разнятся. Где-то сказано, что это V век до н.э., а где-то – VI век до н.э.
Так или иначе, было это очень давно.
На фестивали, посвященные богу Дионису, приходило более 15 тысяч зрителей.
Всего лишь за 100 лет театральное искусство получило серьезное развитие.
Оно развивалось так быстро, что спустя всего лишь 1 век, в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров.
По началу представления устраивали на холмах.
Вверху были зрители, а внизу – выступающие: актеры, спортсмены, поэты и т. д. Но вскоре греки научились строить трибуны из дерева, а позже – из камня (примерно IV век до н.э.)
Афины стали центром развития культурной жизни. Вслед за культурой развивалась и наука.
Театр Диониса
Отдельно упомянем про один из первых театров в Афинах. Про театр Диониса. Он получил свое название в честь храма, напротив которого был построен. Он основан в VI веке до н. э., после чего не раз перестраивался.
В нем менялось буквально все:
Вначале выступления в театре проходили дважды в год — во время Малых и Великих Дионисий.
Диониссии — одно из основных празднеств в Древней Греции в честь бога Диониса.
И это были не просто выступления. Это были театральные состязания. А в Римскую эпоху (I век до н. э.) там проводились цирковые представления и гладиаторские бои.
В это время были заложены основные принципы театральной архитектуры.
Как оформлялись античные спектакли
Для оформления использовались простейшие декорации – плоские щиты, обозначающие место действия.
А вот с механикой сцены и костюмами для актеров все гораздо интереснее.
Например, в античных спектаклях предавали большое значение инструментам для перемещения действующих лиц и их превращений.
А стоимость костюмов была просто огромной.
Не будем забывать и о таких предметах оформления, как колесница, на которой появлялся Агамемнон в трагедии Эсхила «Агамемнон». Все это тоже стоило внушительных средств.
Конструкция сцены в Древней Греции
А теперь вспомним, из каких элементов состояла сцена в Древней Греции.
Было 4 основных элемента:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Орхестра.
Это площадка для выступления хора, актеров и музыкантов.
Изначально она было круглой, позже стала полукруглой. В ее центре стоял жертвенник в честь бога Диониса, и перед каждым представлением на нём в жертву приносили свинью (как правило).
Именно орхестра дала название коллективу музыкантов – «Оркестр», и месту, в котором они находятся – оркестровой яме.
Скена.
Знаете что такое гримерка? Так вот скена – это то же самое. Сначала скены были в виде палаток, а уже потом стали капитальными постройками.
Из скены актеры выходили на проскений.
Проскений.
Это площадка, на которой выступали актеры. Здесь же были первые несложные декорации, в качестве которых были плоские расписные щиты – пинаки.
Театрон.
Или трибуны. Так когда-то называли места для зрителей.
Римский театр
Переняв греческие традиции и мастерство, римский театр вносит своё видение в конструкцию театральной сцены.
Поначалу римские театры были похожи на современные сборно-разборные сцены. Только возводились они не из алюминиевых ферм, само собой, а из дерева.
Но позже римляне построили и каменные театры.
Вот 3 знаменитых римских театра:
* данные о вместительности в разных источниках отличаются.
Римляне, в отличие от греков, строили театры на плоских площадках, не используя искусственные неровности в виде холмов.
Но римская публика, как мы с вами знаем, требовала хлеба и зрелищ. И не просто зрелищ, а чего-то необычного, изощренного.
Поэтому появились представления с дикими зверями, гладиаторские бои и т. д.
Представления были масштабными. В них могли участвовать более 10.000 человек, представляете, каким вместительным должен быть театрон (места для зрителей)?
Именно поэтому Колизей такой большой и вмещал в себя 50.000 зрителей. А построили его в 1 веке нашей эры.
Средневековье и влияние Церкви на культуру
Со временем театр пришел в упадок. Вместо драмы и комедии зрители смотрели на жонглеров, танцовщиков и гимнастов. А на смену поэтам и музыкантам пришел цирк.
В то же самое время активно развивалось христианство, а вместе с ним и Церковь, которая взяла под контроль все сферы жизнедеятельности.
Запретили гладиаторские бои, а комедии и трагедии, пользующиеся популярностью в античные времена, были вытеснены цирковыми и светскими представлениями.
Выступления были перенесены в храмы и соборы, но потом актеры все же начали проводить выступления на улицах и площадях.
Возрождение театра и развитие механики сцены
Примерно в начале XV века все начало меняться.
В это время возобновился интерес к античной культуре, к её спектаклям и произведениям.
Снова начали рассуждать об устройстве театральной сцены. Архитекторы обращались к трудам Витрувия – римского архитектора.
Именно он, еще в I веке до н.э. сформулировал основы архитектуры, где целый раздел своего труда посвятил устройству сцены.
Активно начала развиваться механика сцены. Если в Древнем Риме занавес, поднимающийся вверх из щели внизу сцены, был достижением, то в эпоху Возрождения декорации начали сменяться с помощью технических приспособлений.
Были созданы теларии – треугольные поворотные призмы, вращающиеся на валу.
Сегодняшняя сцена обрела свой вид именно тогда – в эпоху Возрождения. Такие понятия, как «планшет сцены», «арьерсцена», «авансцена» возникли примерно в XV веке..
Появились левые и правые карманы для быстрой смены декораций. Были разработаны поворотные круги.
Все это позволило вывести театральное искусство на новый уровень.
Наше время
Нашим временем будем считать последние 200 лет, когда появилось электричество. Именно оно сыграло огромную роль в механике сцены.
Если до его появления все механизмы приводились в действие с помощью ручной силы, то с электричеством все изменилось.
О том, какая механика сцены существует сегодня, мы подробно писали в нашей статье «Выбираем и покупаем механику сцены».
Не будем забывать и про освещение. До появления электричества, сцены освещались с помощью свечей. А так как свечи из воска были очень дорогие, использовали другие – сальные. Они жутко коптили и капали вниз на публику и актеров раскаленным салом. В связи с этим профессия новая возникла – люстровщик. Это человек, который ловил растаявшее сало с помощью специальных приспособлений. Мы писали об этом в этой статье.
Ну а для понимания возможностей современной механики сцены прикрепляем небольшое видео:
(длительность 6 минут, смотреть с 3-й минуты)
Подведем итог
Мы рассмотрели историю возникновения сцены с античных времен по сегодняшний день.
Приятно осознавать, что современные технологии сцены – далеко не предел. И впереди нас ждут еще более интересные открытия и достижения в сфере искусства и культуры.
«Переполняет чувство гордости»: как в России зарождалось театральное искусство и появился первый театр
Представление «Юдифи» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 года в присутствии царя Алексея Михайловича
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Слово «театр» не сразу пришло в словарь русского языка. Сначала было слово «позорище». Нет, ничего смешного в этом нет: если вспомнить общеславянский корень «зор» — зоркий, взор. То есть позорище — это то, на что смотрят. На сербском это так до сих пор и называется.
Как и во всем мире, в России театр «низов» и «верхов» развивался параллельно. Народ смеялся над ярмарочными представлениями зачастую пошловатого Петрушки, в то время как аристократия смотрела мистерии о святых и грешниках. В общем, так было по сути по всей Европе.
При Алексее Михайловиче в 1672 году был основан первый придворный театр (не общедоступный, но только придворный) европейского типа. До этого времени были одни только скоморохи, выступавшие своего рода стендап-комиками на злобу дня. Как таковой театр не разрешали закостеневшая традиция и мораль. Но царь Алексей Михайлович понимал, что России уже нельзя быть сильно в стороне от всей остальной Европы. Поэтому он стал настраивать культурную жизнь двора сразу и резко на зарубежный манер.
В 1672 году Алексей Михайлович приказал полковнику фон Стадену «приговаривать» в Курляндии (то есть в Прибалтике) в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить». Пока Стаден ездил по этому поручению, родился Петр Алексеевич — будущий царь Петр I.
Играли немцы из Немецкой слободы. Играли для царя, и поэтому только когда царь хотел и мог — организовывался спектакль. Со смертью Алексея Михайловича этот придворный театр был закрыт.
Петр Первый построил через полвека на Красной площади в Москве «Комедиальную храмину», где антрепренер Яган Куншт (опять-таки немец) организовал первую в России антрепризу — на сцене «храмины» играли итальянские, французские и немецкие труппы. Кунштом была организована русская драматическая труппа, которая в 1704 году сыграла первый спектакль на русском языке, но по-прежнему это представление носило больше ярмарочный характер, а спектаклем считались показы иностранных трупп. Однако все это были только придворные спектакли, не общедоступные.
Общедоступному театру только предстояло появиться в нашей стране, и человека, который должен был посвятить ему свою жизнь, звали Федор Волков. Он был купцом. Точнее, сыном купца. Жил в городе Ярославле, и там его поразили и затянули в драматическое искусство народные игрища, показы школьных драм и любительских кружков.
Он поехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (другими словами, получил лучшее образование), отдал брату все купеческое дело и организовал в родном Ярославле в амбаре своего отчима первый публичный театральный показ спектакля. Да, это был тоже любительский показ. В ролях — цирюльник, писчики, мещане, дьякон. Но это был уже общедоступный театр. Для всех. И при этом созданный русскими людьми и на русском языке.
Фото: Public Domain / Wikimedia
Елизавета Петровна, императрица культурная и образованная, узнав про эти показы, «указать соизволили: ярославских купцов Федора Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги».
Актеры приезжают. Их определяют в Шляхетский корпус «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». Только после четырех лет подобного образования уже ставшие профессиональными актеры стали первым составом Русского для представления трагедий и комедий театра. Теперь он называется Александринский. Будете в Петербурге — обязательно сходите. Здание, разумеется, не то. Но это тот самый Императорский русский театр.
Когда я думаю об этой истории, вообще, об истории того, как возник русский театр, как русский провинциальный театр своим тщанием и трудом стал поводом гордости, — меня самого переполняют чувства гордости. Вообще, в истории русской культуры таких поводов предостаточно. И это не позорно — говорить о себе и своей культуре. И вспоминать бы о ней почаще.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Что послужило прообразом театра
Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр – таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь.…Посетив театр, ты, как будто бы, встаёшь на новую, более высокую энергетическую ступень, и какое-то время на ней находишься. А потом снова идёшь в театр, окунаешься в этот мир, заведомо зная, что это всё придумано,…но так здорово!
Попробуй, отгадай вопросы викторины и окунись в волшебный мир театра.
Что означает слово «театр»?
В переводе с греческого «зрелище»
В переводе с латинского «вид»
В переводе с древнеегипетского «соревнование»
В какой стране в конце третьего тысячелетия до н.э. устраивалась театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе?
В Индии
В Греции
В Древнем Египте
Что послужило прообразом театра?
Охота на животных
Обрядовые игры
Природные явления
В какой стране родилось высокое искусство театра, на основе которого возник европейский театр?
В Древней Греции
В Древнем Риме
Во Франции
В каком веке появился балет?
В XVI-XVII веках
В середине XIX века
В середине XVIII века
Какие виды театров для детей вы знаете?
Когда появился первый в России царский театр, и при каком царе?
В 1695 году при царе Петре 1.
В 1803 году при царе Александре 1.
В 1672 году при царе Алексее Михайловиче.
Когда на русской сцене был поставлен первый балет.
В 1675 году в придворном (царском) театре на сюжет мифа об Орфее.
В 1803 году в придворном (царском) театре на сюжет мифа об Орфее.
В 1676 году в придворном (царском) театре на сюжет мифа об Орфее.
Кто такая Анна Павлова?
Прима театра музыкальной комедии
Выдающаяся балерина
Оперная дива
Кто автор комедий: «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка»?
А.А.Шаховский
А.Ф.Мерзляков
Екатерина II
Какой театр был создан в 1898 году К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко?
Московский Художественный театр
Большой театр
Театр комедии
Как в наши дни называется Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова?
Санкт-Петербургский академический театр им.Ленсовета
Мариинский театр
Театр Европы
Какой театр из ныне действующих является старейшим театром в России?
Московский театр на Арбатской площади
Большой каменный театр Санкт-Петербурга
Ярославский академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова
Кто был архитектором Эрмитажного театра, построенном по решению Екатерины II?
Джакомо Кваренги
Солари Пьетро Антонио
Трезини Доменико Андреа
История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты
От Masterweb
История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось, как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику.
Теперь театр, несомненно, нечто большее, чем шествие поющих мужчин в козлиных шкурах по городу. Он стал высоким искусством, способом отдыха высшего общества, местом культурного просвещения. История возникновения театра – это увлекательный процесс развития, не прекращающийся и по сей день. Ее мы и поведаем читателю в нашей статье. Много интересных фактов вы также найдете в представленном материале. Итак, начнем.
Начало
В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.
А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.
В греческом театре не было крыши, зрители и актеры находились, фактически, на улице. Размеры античных театров были огромны, они вмещали от 17 до 44 тысяч человек. Сначала для усадки зрителей использовались деревянные помосты, затем под театр приспосабливали естественные каменные склоны. И только потом, в IV веке до н. э., был построен каменный театр.
Вам наверняка интересно будет знать, что правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.
История древнего театра имеет одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов.
Интересным является тот факт, что Ливий Андроник, древнеримский драматург, стал отцом первой в мире «фонограммы». Он остался без голоса, но вышел из положения, найдя мальчика, говорившего за него.
Некоторые термины античного театра
Многие определения, используемые в древних театрах, сохранились до настоящего времени. Небольшой словарь терминов античного времени представлен вашему вниманию ниже:
Примечательным фактом является то, что именно в Риме впервые была произнесена фраза «Финита ла комедиа».
Куклы в театральном мире
История кукольного театра зарождается еще в Египте, где для исполнения ритуальный действий жрецы использовали куклу бога Осириса. В начале кукольный театр был именно обрядово-ритуальным, сейчас же религиозный оттенок сошел на нет. Известные обрядово-ритуальные кукольные театры существуют во многих странах: Японии («Бунраку»), Индонезии («Ваянг»), Каталонии («Эль Пасторес»), Беларуси («Батлейка») и других.
В истории театра кукол в Америке выделяется созданный в 1962 г. театр под названием «Хлеб и кукла». Он отличается гигантскими куклами из папье-маше, очевидным политическим оттенком, а также угощением вкусным хлебом на входе. Такое взаимодействие актеров и зрителей символично: театральное искусство должно быть так близко к народу, как это возможно.
Куклы бывают разными как по размерам, так и по виду. Есть пальчиковые и перчаточные, тростевые и планшетные, марионетки и куклы-великаны. Быть актером кукольного театра не так просто, ведь нужно суметь оживить неодушевленный предмет, наделить его характером и голосом.
Характерной особенностью любого кукольного театра является высмеивание чего-либо, наличие морали, воспитательного элемента у сценок. Какого бы возраста ни был зритель кукольного театра, он найдет там не только то, над чем посмеяться, но и то, над чем сможет задуматься. Часто героями в театре кукол становятся непривлекательные, даже уродливые персонажи, например, французский Полишинель с носом крючком.
Вам наверняка будет интересно знать то, что актеры – народ не всегда богатый. В истории кукольного театра Америки есть факты, что театралы могли посмотреть постановку в обмен на еду.
Драма
История драматического театра восходит к античным временам. Это один из видов искусства, вместе с театром кукол, пантомимы, оперой и балетом. Главная отличительная черта драматического театра – действия актера сочетаются с произнесенными им словами. Сценической речи уделяется в этой разновидности жанра особенное внимание. Основой драматического спектакля является пьеса. В процессе актерской игры возможна импровизация, действие может включать танец, пение. Спектакль строится на основе литературного произведения. Главным интерпретатором пьесы или сценария является режиссер.
Довольно примечателен тот факт, что у работников театра считается, что уронить сценарий – не к добру. Если эта неприятность произошла, надо обязательно на него сесть.
Возникновение отечественных театральных традиций
Историю театра в России разбивают на этапы:
Игрищный этап
Как и в Древнем Риме, история театра в России начиналась как не вполне серьезное занятие. Театральные представления назывались «потехами», а спектакли – «игрищами». Первое летописное упоминание о скоморохах относится к 1068 году. Стать таким развлекающим публику актером мог, фактически, любой человек. С точки зрения религии, деятельность скоморохов была постыдной. В летописях их называют слугами дьявола, а глумление, сатиру и ряженье – грехами. Острая сатира не приветствовалась церковью, однако, это никого особо не останавливало.
Искусством, угодным власти, скоморошество также не считалось, напротив, острые социальные темы сценок, высмеивание современных недостатков делали актеров опасными и вредными. Но народ любил наблюдать и смеяться над выступлениями скоморохов. Однако, следует понимать, что классический театр, каким мы знаем его теперь, вырос не из этих скоморошьих сценок, а независимо от них, даже, скорее, вопреки им.
Средний этап
Следующий этап истории русского театра – промежуточный между игрищным и зрелым. На данной фазе возникает придворный и школьный театры. В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного – учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс – публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.
Зрелый этап в истории театрального искусства
Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. 30 августа 1756 года был дан старт, а именно, открылся Императорский театр. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне.
Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли.
Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы. Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. А. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров.
А вы знали?
Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства.
Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление.
Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. И. Фонвизина, ставшая первой попыткой высмеять чиновников, дворян, типичных персонажей XVIII века. Стародума (положительного персонажа) первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.
В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень.
П. Н. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии – «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе.
Самый знаменитый театр Москвы
История Большого театра начинается с даты 28.03.1776 г. Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет. Назывался он сначала Петровским театром (в честь улицы, на которую выходил вход). В 1805 году здание полностью сгорает, архитектором Осипом Бове создается новый проект. В 1820 году начинается строительство, продолжающееся 5 лет.
Построенный театр стал больше, поэтому и получил такое название. Радовало это прекрасное, гармоничное, богатое здание жителей Москвы до 1853 года, когда случился второй пожар. На этот раз реконструкция была доверена архитектору Альберту Кавосу. Восстановлен театр был уже в 1856 году. Императорский Большой театр стал известен не только в России, но и в мире: здесь была великолепная акустика. В 1917 году после Революции, название было изменено на Государственный Большой театр. Убранство было дополнено советской символикой.
И напоследок еще один, не менее интересный факт. Фильмы, действие которых полностью или частично происходит в театре: «Бердмэн», «Горе-творец», «Ла-Ла Ленд», «Призрак оперы», «Бурлеск сказки», «Нокаут», «Натыкаясь на Бродвей», «Черный лебедь», «Кукловод», «Ужасно большое приключение», «Влюбленный Шекспир», «Убийство в маленьком городке», «Набережная Орфевр».
История театра (драматического и остальных жанров этого искусства) будет развиваться и дальше, так как интерес к нему остается неизменным уже более двух тысяч лет.