Что посмотреть для детей
Что посмотреть вместе с ребенком? Психолог составила подборку фильмов
Среди самых известных невыполнимых задач в этом мире — выиграть конкуренцию у «сына маминой подруги», не привезти пару лишних кило из отпуска в Грузии, щедрой на шкмерули и сациви, уговорить своего кота не ходить по клавиатуре — есть одна со звездочкой. Разумеется, речь о том, как выбрать кино и YouTube-видео для детей. Вместе с VOKA мы попросили семейного психолога Марину Василевскую составить подборку фильмов, которые не только развлекут ребенка, но и помогут прожить нечто очень важное. Но есть небольшое условие: рядом должны быть родители.
Марина Василевская — семейный психолог из Минска, психотерапевт, ведущая групп. Работает в гештальтподходе. Мама двоих детей, жена.
В нашей семье есть несколько киноритуалов. Первый возник, когда мы почти два месяца провели у моря, а потом подкрепился в пандемию. Суть вот в чем: каждый день и я, и муж готовим для детей два видео: одно познавательное, второе исключительно смешное, — а вечером смотрим, смакуем, обсуждаем. Второй ритуал — семейные кинопросмотры на большом экране, к которым мы тщательно готовимся и выбираем фильмы заранее. Это выручало нас во время пандемии, когда мы 24/7 были заперты в одной квартире вчетвером. Очень важно, конечно, выбрать такой фильм, чтобы его могла смотреть вся семья: и темпераментная девочка шести лет, и упрямый мальчик-десятилетка, и суровый папа, и мама-психолог (улыбается. — Прим. Onliner).
Я не разделяю гипертревожные родительские опасения в духе «Не дай бог ребенок посмотрит не тот фильм — все, на всю жизнь впитает неправильные ценности». На самом деле мальчик или девочка уже рождаются с некоей внутренней начинкой, которую вложила природа. Юнгианские психоаналитики называют это «архетипическим содержанием». Потому ребенок тяготеет к определенным сюжетам, идентифицируется с определенными героями. Внутреннюю суть не обманешь.
Не стоит уходить и в противоположную крайность — полное отсутствие границ и запретов. Да, плохое кино не сделает вашего ребенка другой личностью, но социальные тренды никто не отменял. Например, в СССР для девочек и мальчиков послание звучало как «Будь честным, отзывчивым, скромным». А какие тренды сегодня формирует TikTok? Безопасные ли? На уровне поведения дети, несомненно, копируют увиденное. Потому родители должны контролировать и сам контент, и стиль подачи информации. Видео — это отличный инструмент для связи ребенка и родителя, но только если взрослый играет активную роль, а не оставляет малыша одного с планшетом, который превращается в «няню».
В бесконечном море фильмов я выделила несколько групп, которые всегда будут важны детям. При этом учитывайте, что каждый ребенок идентифицируется с экранным персонажем своего пола и возраста.
1. Фильмы, которые показывают детям «изнанку» жизни
Да, может быть, это не самый ожидаемый выбор. Но, будем честны, мир не всегда справедлив, и в жизни любого человека, в том числе ребенка, случаются кризисы и переживания… Детство у кого-то может быть не таким благополучным. Бывают трагические события в жизни людей и целых стран. Подобные фильмы могут показать ребенку теневые стороны действительности.
«Жизнь Пи» (2012, режиссер Энг Ли)
Этот фильм стоит посмотреть как минимум из-за его прекрасной картинки. Пятнадцатилетний мальчик Пи остается единственным выжившим после кораблекрушения на лодке с животными. Когда смотришь это кино взрослыми глазами, становится понятно, что перед нами тонкая метафора взаимодействия людей в кризисной ситуации дефицита ресурсов, когда проявляется все самое темное в душе человека. Но ребенок не считывает эту метафору. Для детей все просто: мальчик и определенное количество животных, которые ведут себя по-разному. Это история о том, как Пи утрачивает свою семью. Кроме того, срабатывает контраст: благополучная жизнь Пи с родителями до кораблекрушения — и полное одиночество и необходимость спасать свою жизнь в океане. Фильм очень многослойный.
«Шахматист» (2019, режиссер Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль)
Одаренный и даже гениальный в шахматах мальчик живет со своим отцом в стране третьего мира. Из-за гонений они вынуждены бежать во Францию. Но все складывается не так благополучно. В ситуации сложного социального устройства, когда у главных героев нет документов, знания языка и они все время вынуждены менять место жительства, интересно наблюдать за метаморфозами отца и сына. Как быстро мальчик учится и помогает своему родителю. Как находит взаимопонимание с французскими сверстниками и пользуется их поддержкой. Как растапливает сердце своего нелюдимого, сурового тренера, которого играет Жерар Депардье. Как скучает по маме, фотографию которой чудом сумел сохранить — и это все, что у него осталось. Этот фильм — типичная история преодоления трудностей — снят по мотивам реальных событий и с большой достоверностью описывает судьбу бангладешского шахматиста Фахима Мохаммада, который в восьмилетнем возрасте вместе с отцом попал во Францию, чтобы затем стать мастером Международной шахматной федерации. Все это можно обсудить с ребенком, поговорить о том, как бывает «плохо» и как бывает «хорошо».
2. Научпоп, снятый как художественное кино
Фильмы производства BBC, National Geographic и Disneynature — одни из самых любимых в нашей семье. Оказывается, киностудия Disney еще с 2000-х годов снимает классное захватывающее кино о природе, которое смотрится на одном дыхании.
«Королевство обезьян» (2015, режиссеры Марк Линфилд, Аластер Фотергилл)
История малыша Кипа и его мамы Майи с существующим, но не живущим рядом папой (макаки не живут полноценными семьями). Процесс взросления детеныша происходит на фоне картинки о социальном устройстве стаи обезьян в дикой природе. Потом, когда им не хватает места и ресурсов, они мигрируют, проходят в том числе через города. Интересно смотреть, как обезьяны ведут себя в присутствии человека. В конце концов они находят себе приют на развалинах старинного храма. Закадровый голос все время остается рядом со зрителем, рассказывая действительно увлекательную историю. Это не занудный научпоп с нагромождением терминов. Перед нами история малыша Кипа, с которым мы ассоциируемся как с главным героем, и его приключений.
«Планета Земля» (2006, режиссер Аластер Фотергилл)
Еще один «природный блокбастер», которым можно прекрасно заменить бессмысленные ролики на YouTube. К созданию этого документального мини-сериала BBC приложил руку любимый мною сценарист Дэвид Аттенборо, автор «Голубой планеты». В 2016 вышло продолжение — «Планета Земля II». Там много серий на любой вкус: хотите — смотрите про дельфинов, хотите — про шимпанзе. В 2006 «Планета Земля» была самым дорогим документальным фильмом, туда было вложено неимоверное количество денег, и, соответственно, работа оператора действительно поражает. Для ребенка постарше это одновременно урок географии, биологии и астрономии. Малыши будут смотреть из-за картинки, а взрослые — потому что очень необычно, даже для искушенного взгляда.
3. Фильмы, которые укрепляют связь поколений
Советское кино, которое обязательно нужно смотреть несколькими поколениями — чем больше, тем лучше. Детям действительно интересно: а как это было, когда папа и мама были маленькими мальчиком и девочкой? Наша жизнь быстро меняется, и окружающий мир современного ребенка настолько не похож на условия взросления его родителей (и еще больше — бабушек и дедушек), что эта разница создает хорошее напряжение и любопытство. Конечно, если оставить малыша один на один с такого рода видео, ему будет скучно. Но вместе с родителями, когда они попутно объясняют, что происходит на экране и как это воспринималось ими маленькими, — другое дело!
Советские фильмы были очень незамысловатыми, описывали школьные будни, общение с одноклассниками или максимум ребятами из твоего двора, спорт да кружки… Но ничто не бывает интереснее для детей, чем такая рутина. «Да, сынок, так и было. Мы действительно не могли прийти в школу в какой-то другой одежде, кроме костюма или платья с фартуком. Каждый день гладили этот чертов галстук! Ты представляешь? Иначе подойдут двое дежурных и сделают замечание». Это воспринимается современными детьми как невероятные приключения: «Вау, маму прессовали за неглаженый галстук!»
«Приключения Электроника» (1979, режиссер Константин Бромберг)
Для читателей-миллениалов расскажу, в чем суть. По фотографии из журнала биороботу Электронику придали внешний вид реально существующего мальчика Сережи Сыроежкина, ученика московской школы. Получилось два одинаковых мальчика. И когда продвинутый робот Электроник понял, что очень похож на человека, но до конца им не является, то поставил себе задачу: стать человеком полностью. Он убегает от создателей и случайно натыкается на свой прототип — Сережу Сыроежкина. И тогда Сережа решает, что может очень классно устроиться: в свою жизнь вместо себя запустить биоробота. Электроник действительно ходит вместо Сыроежкина в школу, в спортивную секцию, но потом начинает и дружить с детьми вместо Сережи, взаимодействовать вместо него с мамой и папой, становится круглым отличником, суперспортсменом, любимцем всех детей, и родители не могут на него надышаться… Сыроежкин понимает, что на такой вариант развития событий он не согласен. Ему стоит определенных усилий вернуть свое положение.
«Гостья из будущего» (1985, режиссер Павел Арсенов)
Среднестатистический московский школьник обнаруживает машину времени, успевает смотаться на сто лет вперед, оставить там след и притянуть за собой последствия в виде космических пиратов и девочки Алисы Селезневой. В результате — такие же приключения в школе и в социальном кругу мальчика из восьмидесятых и гостьи из будущего.
4. Сказки
То, без чего не обходится ни одно детство. Сюжеты, которых не бывает в реальной жизни. В этом смысле мультфильмы Disney и Pixar, конечно, впереди планеты всей. Такие кино и мультики важны для детей, потому что поддерживают ощущение своих возможностей, расширяют горизонт веры в хорошее, в то, что психологи обычно со скепсисом называют «магическим мышлением» — и зря. В жизни человека, даже взрослого, должно быть место для сказки.
«Гарри Поттер» (2001—2011, режиссеры Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майкл Ньюэлл, Дэвид Йейтс)
Это сказка, которая воспринимается детьми как наиболее желанная. Раньше у киносоздателей были популярны фольклорные магические сюжеты о волшебных превращениях, необычных помощниках, злых и добрых существах. В «Гарри Поттере» сюжет модифицирован таким образом, что все это присутствует, но уже в современных реалиях. Теперь, чтобы стать волшебником, нужно окончить колледж — Хогвартс. Я по-хорошему влюблена в Джоан Роулинг, потому что она подарила мальчикам и девочкам настолько качественную вселенную для фантазии! Ведь у детей еще достаточно силен первичный нарциссизм — желание почувствовать свои способности выходящими за грани возможного. Ребенку действительно хочется ощущать себя более могущественным, чем это есть на самом деле, — возможно, потому, что быть на позиции младшего в семье не очень комфортно.
«Золотой компас» (2007, режиссер Крис Вайц)
Одна из классических современных сказок на новый лад. Привычный персонаж недоброй ведьмы-мачехи воплощен невероятно элегантной Николь Кидман, сосредоточение злых сил — таинственная организация Магистериум, а добрый помощник — импозантный Дэниэл Крэйг. В остальном это та же сказка, что и во все времена: девочка благодаря своей отваге и помощи верных друзей (людей и животных) побеждает зло.
5. Фильмы, в которых неблагополучный девиант становится на путь истины
Трудный подросток превращается в героя — традиционный сюжет. Именно об этом во все времена снимали детское кино. Ох уж эти воспитательные цели! В восьмидесятых были «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» или «Магия черная и белая». Хулиганы-двоечники благодаря происходящему в жизни или влиянию людей/животных менялись до неузнаваемости. Неизменный хеппи-энд: ребенок из тотально неблагополучного превращается в героя. Потом на примере таких картин хорошо объяснять детям, что в жизни бывает все: и успехи, и неудачи. Конечно, лучше выбирать фильмы не советского разлива, а европейские: они более экологичные, рождают оптимизм и надежду.
«Восточный ветер» (2013, режиссер Кати фон Гарнье)
Непослушную Мику отправляют на ферму к бабушке, которая держит лошадей. Девочка всем своим видом показывает недовольство и нежелание смиряться с правилами и требованиями к ней, а потом начинает дружить с необъезженным конем Оствиндом, и дедушка-тренер помогает ей овладеть искусством выездки. Мика начинает участвовать в соревнованиях. Поначалу она не выигрывает, потому что ей строят козни. Но в финале все равно случается хеппи-энд.
«Расправь крылья» (2019, режиссер Николя Ванье)
Муж и жена в разводе, и городской мальчик приезжает в отпуск к своему папе на ферму. Он ничего не хочет делать, умирает от скуки без интернета и видеоигр… А папа изучает перелетных птиц — диких гусей. Взрослый мужчина становится «мамой» этим птицам: надевает на себя костюм, издает определенные звуки, и птенцы к нему привыкают. Но потом мальчик вынужден заменить отца — и сам становится «матерью» птицам, полностью погружается в эту кухню и, естественно, забывает о том, что он жить не мог без интернета и телефона. Очень хороший, добрый, жизнеутверждающий фильм.
6. Дикий контент, который предпочитают дети
TikTok, YouTube-блогеры и вот это вот все. Подобный контент создать и выложить очень просто — входите, велкам, кто хочет. Возрастной ценз вроде как есть, но если умеешь вычитать и складывать, то легко обойдешь ботов, которые пытаются узнать возраст. Поэтому такие видео нужно контролировать взрослым критическим мышлением. Я позволяю своим детям смотреть YouTube, потому что для них это способ быть в сообществе, внутри целой субкультуры. Но в TikTok их не допускаю. Самое безобидное — подражая, дети могут набраться нецензурной лексики. А самое страшное — включаясь в определенные челленджи, которые предлагает TikTok, можно нанести вред своему здоровью и жизни.
Влад A4
В нашей семье дети смотрят ролики Влада Бумаги. Возможно, потому что он близкий, понятный — минчанин, мальчик из Серебрянки. Мы заметили его случайно в самый первый год, когда он начал выкладывать свои выпуски. Сын нашел. Тогда Влад был совершенно нераскрученный, обычный мальчик, снимающий на плохую камеру телефона какие-то совершенно примитивные видео о том, как делать дом в сугробе. Я обратила внимание на некоторую интеллигентность поведения, правильность речи. И со временем этот мальчик вырос в мастодонта YouTube с бриллиантовой кнопкой, невероятными гонорарами, очень дорогими машинами и днем рождения на весь стадион «Динамо»… Но нужно отдать ему должное, он по-прежнему не выходит за грани культурного поведения: принципиально не ругается матом и не употребляет алкоголь, придерживаясь этого как неких принципов. Его стиль не выходит за грань здравого смысла и основных моральных норм. Несмотря на все возможности и деньги, он не делает ничего такого, чего бы я, например, не хотела видеть в репертуаре поведения собственного ребенка. Эксцентричность, демонстративность и подростковый максимализм, конечно, ему свойственны. Но вместе с тем контент A4 поощряет детей на развитие собственной креативности.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
50 лучших детских фильмов всех времен
Как воспитать киномана? Для начала — приучить юного зрителя к качественному семейному кино. Time Out предлагает свою подборку из 50 лучших фильмов для детей и подростков вам в помощь.
Обычная девочка с типичной канзасской фермы мечтает о более увлекательной участи — и ее желание исполняется, когда неожиданный торнадо переносит ее (вместе с песиком по кличке Тотошка) в землю чудес, сверкающую всеми цветами «Техниколора».
Потрясший Америку еще до войны «Волшебник страны Оз» может сейчас смотреться анахронично — но не стоит этого бояться: когда малютка Элли начинает свое путешествие по стране Оз, безудержная игра воображения и дух приключений захватят даже самого скептически настроенного зрителя. Вперед, по дорожке из желтого кирпича!
Режиссер: Виктор Флеминг
В ролях: Джуди Гарленд, Фрэнк Морган, Рэй Болджер
Один из немногих фильмов сталинской эпохи, любовь зрителей к которым не стала слабее десятки лет спустя. И дело здесь не только в бессмертном тексте Шварца и гениальных Раневской с Гариным на экране. Корни «Золушки» лежат в абсурдистском и почти футуристском по духу кино 1920-х — лентах Козинцева и Трауберга, в экспериментах созданной ими знаменитой группы ФЭКС, где, к слову, училась и будущая Золушка — Янина Жеймо.
Режиссеры: Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
В ролях: Янина Жеймо, Алексей Консовский, Эраст Гарин, Фаина Раневская
Так что сказка сказкой, а ощущение подлинного чуда здесь создавал эффект от самих возможностей кино, которые почти в каждом кадре демонстрировала камера. Самый неочевидный, но вполне действенный способ взрастить в ребенке любовь к изобретательности на экране.
Условно взрослый фильм, который можно (и нужно) смотреть старшим детям. Шедевр итальянского неореализма разворачивается в разоренном, безработном послевоенном Риме. Витторио де Сика рассказывает историю отца, у которого крадут необходимый для заработка велосипед, и сына, помогающего ему в поисках сначала похитителей, а затем и нового велосипеда, который можно было бы украсть.
Режиссер: Витторио Де Сика
В ролях: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль
Ту правду, которую приходится узнать о родителе ребенку (ничего сверхъестественного: слабость, уязвимость, страх), рано или поздно предстоит осмыслить каждому сыну каждого отца мира. Лучше сделать это в кино, чем в реальной жизни.
Говоря о массовом голливудском кино рубежа 1950-х, часто употребляют выражение «Золотой век» — что ж, свой Золотой век был и у советских постановок для самых широких слоев народа (а какая целевая аудитория шире школьной?) По крайней мере, если судить по «Садко», хождение которого за три моря смотрится отечественным ответом американской фантастике того же десятилетия — с несколько наивными, но обаятельными чудесными существами и событиями, богатством декораций и неистребимой жаждой приключений.
Режиссер: Александр Птушко
В ролях: Сергей Столяров, Алла Ларионова, Нинель Мышкова
Неудивительно, что перемонтированного «Садко» в Америке вообще-то выпускали, причем для местного зрителя его переделывал молодой Фрэнсис Форд Коппола.
Французу Альберу Ламориссу не понадобилось даже часа экранного времени, чтобы снять один из самых пронзительных фильмов о том, каково быть ребенком — и в отличие от множества других режиссеров, одиночество своего юного героя он отменяет с помощью не инопланетянина, кита или робота, а всего лишь… воздушного шарика. По Ламориссу, детство — это большое приключение, и путешествие маленького Паскаля и его красного шара по Парижу смотрится как невинное паломничество ребенка в большой мир. Мир, в котором, как доказывает чудесный финал, еще есть место и магии, и подлинному чувству.
Режиссер: Альбер Ламорис
В ролях: Паскаль Ламорис, Жорж Селье, Владимир Попов
Феномен, который мы точно потеряли, — великая советская детская литература: книги Крапивина, Булычева и других писателей пытались в увлекательной форме воспитать детей хорошими людьми и часто оказывались прекрасным материалом для кино.
Так получилось, например, с повестью Виталия Губарева, которая повествует о попадании вредной школьницы Оли в такое зазеркалье, которое не снилось иной Алисе: деспотия лицемерия, наглая пропаганда, Анидаги и Абажи во власти.
Режиссер: Александр Роу
В ролях: Ольга Юкина, Татьяна Юкина, Татьяна Барышева, Анатолий Кубацкий
Александр Птушко прославился постановками сказок вполне традиционных, но была в его обширной фильмографии и одна, основанная на современном материале.
Пьеса Евгения Шварца оказалась тем редким образцом воспитательного кино (не тратить времени попусту маленький зритель может и не научится, но мысль как минимум усвоит), которое смотрится, как настоящий триллер — да еще и разворачивающийся в ностальгической, залитой солнцем оттепельной Москве.
Режиссер: Александр Птушко
В ролях: Олег Анофриев, Гриша Плоткин, Сергей Мартинсон, Евгений Соколов
Если хочется показать ребенку, как был устроен внутренний и социальный мир его советского сверстника, вариантов лучше, чем «Добро пожаловать», найдется немного. Обстоятельный баттл пионера-авантюриста Кости Иночкина и показательного контрол-фрика Дынина переполнен как культовыми, метко пойманными деталями быта летних лагерей, так и крылатыми фразами. Но не только — есть здесь и неожиданно лобовая сатира на устройство советского мира вообще, вплоть до издевки над хрущевским культом кукурузы и названия, которым можно было бы охарактеризовать деятельность любого учреждения в СССР от поликлиники до сберкассы.
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Виктор Косых, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг
Шумный, суетливый и беззастенчиво эксцентричный фильм Быкова по Чуковскому вполне может привить юному зрителю чувство к гротеску — лучшего образца которого в советском кино, чем эта нарочито условная фантазия, еще поискать.
Более того, если в 1960-х «Айболита» приняли в целом прохладно, то сейчас он выглядит поразительно современным — Быков не стесняется показывать саму съемочную группу, обнажает механику кино, а значит, может преподать урок правильного отношения к условности, к игре, к искусству, которого современному российскому обществу в последнее время явно не хватает.
Режиссер: Ролан Быков
В ролях: Олег Ефремов, Ролан Быков, Лидия Князева, Евгений Васильев, Алексей Смирнов