Что посмотреть на итурупе
Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп
В прошлом году, во время посещения Сахалина возникло желание продолжить изучение этого края — восточного рубежа нашей страны. В этом году я воспользовался услугами того же сахалинского туроператора и посетил остров Итуруп. Это самый большой населенный и вообще самый большой из островов Курильской гряды. Население составляет примерно 7000 человек, включая военных. Административный центр — город Курильск. Есть поселки: Рейдово (самый крупный), Китовое, Рыбаки, Буревестник, военные части. На острове двадцать два вулкана, из семь — активные. Два вулкана-Богдан Хмельницкий и Чирип находятся в непосредственной близости от поселений Курильск и Рейдово. Между ними находится аэропорт Ясный, через который идет сообщение с Южно-Сахалинском. Выполняется один рейс в день. Могут быть задержки и отмены, как получилось и у меня. При хорошей погоде прямо из аэропорта открывается великолепный вид на Богдана Хмельницкого (вулкан).
Между Курильском и Рейдово очень хорошая асфальтированная дорога, но за их пределами это достижение цивилизации кончается и далее только по грунтовкам. Качество ряда из них оставляет желать лучшего. Хотя реконструкция дорог сейчас продолжается.
На острове обжита фактически только центральная часть. Север и юг острова малодоступны. Куда-то можно добраться только морем. Раньше на острове было порядка 150 поселений, особенно во времена японского правления с 1875 по 1945 год. Япония, как известно и сейчас оспаривает принадлежность южных Курил в том числе и Итурупа. Интересно, если попытаться посмотреть в мобильном погоду на острове, то название его Гугл выдает как Эторофу. То есть японское название. А японцы считают остров и жителей своими подданными — жителями префектуры Хоккайдо, субпрефектуры Немуро. Курильчанам по рассказам местных отказывают в визе в Японию и предлагают приезжать по безвизовому обмену (свои ведь!). Об этом нам рассказала сотрудник местного музея.
Большая часть острова покрыта лесами. Кроме того очень много рек. Все они нерестовые.
Между деревьями очень часто встречаются заросли местного бамбука. Пробиться через него нереально, поэтому походы по «диким» местам острова могут быть очень затруднены. В северной и центральной частях острова у деревьев преобладает «ветровая» форма кроны. Особенно это заметно у каменной березы и лиственницы.
Недалеко от Курильска есть «мертвое озеро». Из-за высокого содержания в воде сероводорода жизни там нет.
Все туристические поездки по острову осуществляются исключительно на джипах. На обычных легковых проехать по грунтовкам будет нереально. Остров очень гористый и, как я уже писал на нем много действующих вулканов. Один из них — вулкан Баранского (фотоальбом здесь). Он доступен для посещения. Местные фирмы организуют треккинги к его кратеру. Ниже на фото вершина вулкана Баранского. В первый день, практически сразу по прилету, нас ждала экскурсия на это вулкан.
Мы к кратеру не поднимались, и наша поездка включала в себя посещение грязевых и минеральных источников на склонах вулкана.
На удивление в этот день была очень жаркая погода. Доходило до +30. А тут еще вокруг все парит! Было немного тяжко, но вся группа героически держалась. Во время экскурсии по грязевым источникам на четко предупредили, чтобы были крайне осторожны и руки в грязь не совали. Реален очень сильный ожог, так как её температура может доходить до +200 градусов. На выходе каждому вручили по коробочке вулканической грязи. Как маска для лица работает замечательно. Шикарный очищающий эффект.
Остров — кладезь даровой геотермальной энергии. В свое время на острове была построена и функционировала геотермальная станция. Практически дармовая электроэнергия! Но, вот что от неё осталось….
Жуткий пример бесхозяйственности! Сейчас на острове дизель-электростанции. Стоимость электроэнергии зашкаливает! Вроде бы достигнута договоренность о возрождении ГеоТЭС. Новая станция будет носить название «Океанская».
После прогулки по тропинкам через заросли бамбука подошли к речке Кипящей и красивейшим голубым озерам.
Если бы не было бы жары, то все было-бы шикарно. Но, жара под +30 плюс парящие озера и ручьи создали эффект русской парной. Было немного тяжко конечно. Ребята гиды здесь подготовили небольшой сюрприз. Устроили показательную варку яиц в источнике.
Это шоу, конечно, часто организуют в подобных местах, но далее к отварным яйцам начали «искать соль и чем запить». В кавычках, потому что в качестве соли вытащили банку красной икры, а запивали шампанским. Скажем так, оригинальный пикник. Тяжеловато было по жаре подниматься наверх к дороге, где стояли машины. Но как говориться все преодолеем! Дальнейший путь был к горячим источникам, где нам было предложено искупаться. Народ не весь согласился, так как в такую жару прыгать в горячую воду еще тв тема. Но часть группы и я пошли. К сожалению там фото я не сделал. На этом комплексе идет небольшая стройка, все окультуривают и делают небольшой туристический комплекс. Что хочу заметить, хоть вода и довольно горячая, но после купания на фоне той жары себя чувствуешь очень даже неплохо. Вода, кстати, имеет слабокислую реакцию. Источники сероводородные, но сильного запаха не ощущается, тем более к нему быстро привыкаешь. По дороге назад нам встретилась лисичка. Говорят они часто выходят к дороге. Её немного подманили, и удалось сделать несколько фото. Ребята сказали, что и медведя так можно встретить.
На этом первый день на Итурупе закончился. После ужина, по отзывам народа из группы все как убитые спали… Вообще огромный плюс поездки в том, что питание было по схеме «полный пансион». Это хорошо, что не нужно думать о том, где поесть. А кормили надо сказать отменно. Порции огромные! Рыбка и морепродукты конечно присутствовали. Кто хотел взбодриться горячительным — проблем не было. Единственное — цена. К примеру, бокал сухого белого вина (Чили) — 550 рублей. Водка 50 мл — 200 рублей, ну и т. п.
Второй день был посвящен поездке на тихоокеанское побережье в бухту Касатка (фотоальбом здесь). Дорога туда заняла довольно приличное время, где-то часа три с половиной. Но это из-за остановок в интересных местах по дороге. У нас было правило: туда едем с максимальными остановками по маршруту. Фото-стоп в красивых местах, а уже обратно без них. Это, на мой взгляд, весьма разумно. Первая остановка бала на смотровой площадке и Куйбышевского залива. Это еще побережье Охотского моря. У залива есть хорошая обзорная площадка. Ниже на фото как раз вид оттуда на залив.
Холмы покрыты травой, среди нее много цветов.
Рядом с Куйбышевским заливом посетили место, где предположительно было японское кладбище. На это указывает знак, установленный японцами.
По дороге к заливу Касатка мы проехали местный «нулевой» километр. Неподалеку у развилки где пошла дорога к воинской части есть что — то вроде мемориала. Стоит старая военная техника и столб с указателями расстояний до городов. Города почти все российские и, предполагается что это расстояния от место службы до родных городов. Но, интересный момент! На столбе самый нижний указатель указывает направление и расстояние до Майами. Кто здесь служил из Флориды и причем тут расстояние до Майами осталось загадкой, которую не смогли объяснить даже местные.
Вот увеличенный фрагмент фото с указателем.
Далее путь к заливу Касатка шел вдоль озера Благодатное. По словам местных оно сильно загрязнено, так как много нефтепродуктов сливают военные. На берегу озера есть интересные скалы с осыпями. Они построены из рыхлого ракушечника, который интенсивно разрушается.
Выехав к побережью залива Касатка мы попали на песчаный пляж. Песок как водится в зонах вулканизма цветом от серого до черного. Пляж называют «Зеркальным». Это потому, что когда на линии прибоя уходит вода песок остается покрытый тончайшей водной пленкой, которая выглядит как настоящее зеркало.
По линии отлива можно проехать довольно далеко. Примерно на середине зеркального пляжа находится местная достопримечательность — выброшенное на берег судно.
В этом районе в годы войны существовали пристани и аэродром. Военный аэродром есть и сейчас. Отсюда с Итурупа началась атака на Перл-Харбор. Вообще история залива Касатка имеет и трагические страницы. Подземные сооружения строили ведь не сами японцы. Они руководили, командовали. Собственно строительство велось руками пленных корейцев. По окончании строительства примерно 1500 пленных корейцев погрузили на баржу и затопили в центре залива. Этот, да и другие подобные эпизоды осложняют отношения между Японией и Кореей. По возвращению с берегов залива нас ждало посещение комплекса горячих источников «Ванночки». Они, как утверждает аннотация состава воды, размещенная в комплексе, содержит небольшое количество радона. Кстати посещение всех источников для приезжих стоит 1000 рублей в час. Для местных — 200 рублей.
На следующий день планировался поход на лодках к Белым скалам (фотоальбом здесь). Из-за погоды поход на лодках не состоялся, и до скал добирались на машинах по берегу. Они находятся на побережье залива Простор, принадлежащего Охотскому морю. Белые скалы — потрясающее творение природы. Они протянулись на 28 километров вдоль побережья. Скалы, состоящие из мягкой светлой пемзы образованной после извержения вулкана, поражают своей красотой. Особенное очарование этому месту придаёт изумрудная зелень, которая обрамляет верхушки скал. Пемза претерпевает сильную эрозию под воздействием штормов Охотского моря, дождей и многочисленных малых рек и ручьев, которые формируют причудливые формы скал. Песок прибрежной полосы смешанный: в основном — белый кварцевый. К нему добавляется черный титаномагнетитовый. В итоге от их смешения образуется серый цвет.
На обратном пути наша группа посетила двор школы поселка Рейдово. Казалось — бы, чего там смотреть, но возле этой школы находится в определенном смысле уникальный памятник В. И. Ленину — «Ленин в ушанке». По рассказам местных его везли в Магадан, но что-то сорвалось, и он остался на Итурупе.
Завершился день посещением термального комплекса «Жаркие воды». Состав воды сложный, но она считается серной. Содержание в ней сульфидов и сероводорода довольно высокое.
На следующий день мы должны были попрощаться с Итурупом, но погода внесла свои коррективы. Рейс отменили. Он был перенесен на следующий день, но, по словам местных без стопроцентной гарантии. Вообще, посещая Курилы нужно всегда предвидеть резкие изменения погоды и иметь определённую фору по времени возвращения домой. Нельзя плотно стыковать рейсы прилета с Курил (или прихода судна) в Южно — Сахалинск и далее домой. Задержки могут быть вплоть до недели. Нас, правда, задержали только на день. Но фирма молодцы! Авиакомпания «Аврора» оплатила пребывание в гостинице, а туроператор — питание и небольшую дополнительную программу. Так что с утра мы посетили лавовое плато Янкито (посещение входило в программу тура) (фотоальбом здесь), затем уже вне программы тот, кто хотел, посетил комплекс «Ванночки», а после обеда было организовано посещение местного краеведческого музея. Краеведческий музей небольшой, но интересный. Небольшая экспозиция посвящена растительному и животному миру Итурупа. Второй раздел — история заселения и освоения острова коренными жителями — айнами, затем русскими поселенцами и японцами. Третий раздел — история освобождения Курил в 1945 году и современность.
В завершении рассказа несколько фотографий морских ворот Итурупа. Это порт, расположенный в поселке Китовый. Они практически сливаются с городм Курильск.
Сюда приходят грузовые и пассажирские суда.
Свой рассказ об Итурупе я составил исключительно на своих впечатлениях и рассказах ребят-гидов. Поэтому может быть что-то не совпадет с Википедией и какими-то другими источниками. То есть рассказы местных я предпочел официальым источникам. Вообще местные гиды — обычные местные мужики, для которых это в каком-то смысле хобби и приработок. В свободное от основной работы время они возят туристов и конечно рассказывают о своем острове. Кстати слушать их, как мне показалось, интереснее чем некоторых профессиональных гидов с которыми когда-либо сталкивался. Инфраструктура и отели конечно не совсем дотягивают до даже сахалинского уровня. Но, думаю что с ростом потока туристов все изменится. Фото отеля я не сохранил, но номера очень приличные. Неплохая обстановка, душ, туалет.
Как я уже сказал, особых расходов на острове не было, но при планировании поездки туда нужно учитывать что это направление далеко не бюджетное. Но при этом вы получите колоссальный заряд энергии и эмоций. Впечатлений от Курил точно хватит надолго.
Там, где начинается русская земля… Завершение путешествия на Итуруп
Пришло время завершать наше путешествие по Итурупу. Сегодня мы должны перебраться поближе к аэропорту Буревестник, расположенному на побережье Тихого океана: завтра нам предстоит перелет в Южно-Сахалинск, а потом и по домам. В лагере как-то непривычно тихо — все собираются, мысленно представляя себя уже дома. Юра молча наблюдает за нами, сидя в сторонке, помогая при необходимости утрамбовывать имущество в рюкзаки, баулы, чемоданы… Я удивляюсь его словам о том, чтобы мы далеко не убирали теплую и непромокаемую одежду — сейчас стоит такая теплая и солнечная погода, которой Итуруп нас баловал совсем не часто. «Наверное, реабилитируется, чтобы у нас осталось приятное послевкусие от всего того, что он нам преподнес и продемонстрировал», — подумала я.
В кабине машины я уютно расположилась, расслабилась, полагая, что все — приключения закончились, и впереди только дорога домой. Наивная! Буквально через полчаса пути в небесной канцелярии, по все видимости, произошла смена дежурства — погода кардинально изменилась: поднялся штормовой ветер, опустился густой туман, началась морось, и резко похолодало. Когда в стороне от дороги в зарослях травы появлялись «танчики», и мы останавливались, чтобы взглянуть на них, я даже не дергалась: ни за что не вылезу из теплого уюта машины в эту промозглую сырость. Я думала, что танки уже давным-давно в землю вросли и сейчас представляют собой ржавое железо. Так просто для подтверждения самого факта существования «танчика» нажала на кнопку спуска затвора камеры (снимок сквозь окно машины):
Зато наши мужчины оттянулись по полной программе: они облазали все танки, которые нам попались по пути, возвращаясь каждый раз мокрыми по уши. Оказалось, что танки практически, «на ходу». Юра говорит — у них сняты двигатели и нет снарядов, а стволы направлены в сторону океана.
Фото Сергея Петрова
Справочно:
В 2016 г. на островах Итуруп и Кунашир Минобороны разместило береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал». За год до этого там установили ЗРК «Тор-М2У» для несения боевого дежурства. В ноябре 2017 г. российские власти решили создать на Курильских островах военно-морскую базу.
Дорога почти не видна из-за тумана. Да я не особо и интересовалась ею — у меня внутри будто бы что-то свернулось, закончилось, я перестала реагировать на происходящее вокруг, наверное, просто домой захотелось — под горячий душ, а потом надеть ночнушку и бухнуться на кровать, под одеялко. Но до дома еще так далеко!
На ночевку мы планировали остановиться (опять же в палатках!) у Чертовой скалы в заливе Касатка в 5–6 км от пос. Буревестник. Но штормовой океан, сильный ветер и дождь напугали даже самых бывалых и закаленных туристов. Мы поехали в поселок, чтобы попытаться пристроиться под надежную крышу. Нам не просто повезло, нам КРУПНО повезло — нас приютила администрация поселка в своем сельсовете, выделила комнату, в которой мы тут же начали бурханить на завтрашнюю погоду, и в наше пользование отдала все коридоры. И пусть спать пришлось на полу, но, Боже мой, какое это счастье — быть под крышей!
Фото Александра Шуникова
Я вечером спросила Юру, как ему удалось уговорить нас пустить на ночевку в административное здание? А он отвечает, что здесь такая трудная жизнь, что люди готовы помочь всем, кто нуждается в помощи.
Что-то нас ждет завтра? Вчерашние и сегодняшние рейсы в Южно-Сахалинск были отменены из-за тумана. А у нас на послезавтра билеты в Москву, поэтому завтра надо непременно улететь с Итурупа…
Залив Касатка известен тем, что здесь в 1960 году во время тайфуна оторвало от пирса и унесло в открытый океан военную баржу-танковоз с четырьмя моряками на борту, которых в дальнейшем назвали четверкой отважных — Асхатом Зиганшиным, Анатолием Крючковским, Филиппом Поплавским и Иваном Федотовым. 49 дней они дрейфовали в открытом море безо всякой еды и боролись за свою жизнь, заглушая голод зубной пастой, мылом, кожаными ремнями и кирзовыми сапогами. Их обнаружил за тысячу миль от Итурупа американский авианосец «Кирсардж», спас и доставил в Сан-Франциско.
Перелет в Южно-Сахалинск
Утро не принесло облегчения — опять туман, обильная, как и всегда, роса с искрящимися бусинками капель:
Но когда взошло солнце, туман рассеялся, и погода стала подавать реальные надежды на то, что нам сегодня есть шанс выбраться с Итурупа. В ожидании информации — вылетел ли борт из Южно-Сахалинска — мы попытались погулять в окрестностях поселка. Вот на горизонте виден вулкан Буревестник, на котором до сих пор сохранились снежники. Закругленная вершина вулкана возвышается над всем горным хребтом Богатырь.
А реки… какие здесь чУдные названия к — Высокотравная, Хвойная, Быстрая, Тихая, Плавная, Попрыгунья… Само собой, не искупаться в Хвойной реке никак нельзя!
Но сильно разгуливать нам не пришлось — на берегу ближайшего же ручья чуть ли нос к носу столкнулись с мишкой. Разошлись с ним, правда, по добру, но осадочек остался. Так и ошивались рядом со зданием аэропорта…
И все же пришло известие, что в Южно-Сахалинске началась регистрация на рейс на Итуруп, а это означает, что должен быть и обратный рейс в Южно-Сахалинск. Но сможем ли мы улететь на этом борту? Ведь первоочередными будут пассажиры, которые не улетели ранее отмененными рейсами. Билеты на самолет продают только по его прибытии в аэропорт Итурупа. Мы тут же перебрались в здание аэропорта, чтобы у окошка кассы быть первыми.
Слава Богу, все завершилось благополучно — мы улетели на замечательном бразильском BOMBARDIER DHC 8–300 вместимостью 50 человек.
Было интересно наблюдать в иллюминатор, как в стороне остается остров Итуруп, который иногда благоволил-таки нам с погодой. Попрощалась с нами красавица Атсонупури, скала Лев из залива Львиная пасть, куда мы, к сожалению, не добрались.
Несколько слов заслуживает аэропорт Буревестник: как и положено по инструкции, нас всех «пропустили» через рамку металлоискателя, которая, увы, не работала. Все колюще-режущие предметы мы сложили в чей-то гермомешок, сдали служащему аэропорта, который самолично отнес его на борт самолета, а в Южно-Сахалинске нам выдали его обратно. Свой багаж до самолета мы несли сами.
Полтора часа лета — и мы в Южно — Сахалинске. Вот и все: с последним днем лета закончилось и наше путешествие. Мы увидели потрясающую красоту острова, со своими таинствами и загадками, со своей жизненной правдой, порой жесткой и жестокой. Но, как мне кажется, мы только заглянули в этот мир в чуть приоткрытую щелочку.
Полезные советы
Немного справочной информации:
Курильск — город, районный центр на о. Итуруп. В Курильске имеются морской порт, рыбозавод по воспроизводству горбуши, сейсмическая станция, метеостанция, станция предупреждения о появлении цунами, краеведческий музей.
Герб Курильского района:
— две волны означают воды Тихого океана и Охотского моря, омывающие Курильские острова,
— в синей бездне сокрыта твердость, упорство и истинная сила, символизирующая неумолимое течение времени,
— рыбы — основной промысел местного населения.
Курильские острова относятся к зоне чрезвычайно высокой сейсмичности. По данным Юнеско они входят в число пяти регионов мира, где наблюдается наибольшее количество видов природных катастроф. Извержения вулканов на Курилах происходят с частотой в среднем один раз в пять лет.
Наиболее разрушительное цунами на Курилах за последние 100 лет было в 1952 году в г. Северо-Курильске, когда подводное землетрясение 05 ноября вызвало цунами катастрофической силы — высота волны на отдельных участках побережья достигала 20 метров. Это цунами практически уничтожило город Северо-Курильск и многие прибрежные поселки на Северных Курилах.
Цунами приходят сравнительно редко, но их губительные последствия заставляют принимать необходимые меры предосторожности при проектировании и строительстве вблизи берега различных сооружений.
Цунами — японский термин, означающий «большая волна в гавани».