Что посмотреть по чуйскому тракту на машине
Путеводитель по достопримечательностям Алтая.
Что можно посмотреть вдоль Чуйского тракта, самостоятельному туристу на автомобиле.
377 км. Чуйского тракта: Алтай Полеводка.
Место где начинается Алтай! Именно под таким лозунгом, в этом прекрасном «Месте Силы Алтая» работает этнографический парк.
Стоимость входа в Этно Парк «Легенда» доступная каждому, тут же Вы сможете понежить хозяйских щенков Хаски, и пообщаться с Алтайским шаманом Артёмом Игнатенко.
388 км. Чуйского тракта: село Сростки.
Ещё одна достопримечательность данного места это конечно же Сросткинский базарчик.
Базарчик расположен вдоль Чуйского тракта, и именно тут продаются знаменитые «Сросткинские пирожки», рецепт которых является тайной и передаётся только по наследству.
428 км. Чуйского тракта: «Пилигрим»
На границе Алтайского края и республики Алтай туристов встречает скульптура «Пилигрим». Или по простому памятник туристу.
Мужчина экипированный тур. снаряжением с маленькой собачкой уже давно стал символом Алтая. Фотография в этом месте есть у всех, вы же не исключение?
Городок не большой, обычно туристы проезжают его мимо.
А посмотреть здесь вам нужно «Национальный музей им.Анохина» познакомьтесь с бытом и культурой Алтая. А так же увидите как хранится мумия «Принцессы Укока». Очень много информации посвящено Алтайскому художнику Григорию Чорос-Гуркину. Огромный зал флоры и фауны Алтая.
445 км. Чуйского тракта: Аэропорт г.Горно-Алтайск.
Именно сюда прилетает основная масса туристов из европейской части России.
Небольшой, но довольно уютный провинциальный аэровокзал в 2020 году будет принимать рейсы из Казани, Новосибирска, Москвы и Красноярска.
В 2020 году было открыто внутреннее авиасообщение между населёнными пунктами Усть Кокса, и Кош Агач.
⠀
455 км. Чуйского тракта: Пешеходный Айский мост.
Мост для любителей поглазеть на реку Катунь.
На одном берегу реки Алтайский край, на другом Республика Алтай.
Открывается шикарный вид на туркомплекс «Корона Алтая». Стоимость прохода в 2020 году составляет 50 руб. с человека.
464 км. Чуйского тракта: Черемшанский источник (Родник).
Очень популярное место у проезжающих туристов. Чистейшая питьевая вода, и традиция повязать веревочку на дерево.
464 км. Чуйского тракта: Мемориальный знак В.Я. Шишкову.
470 км. Чуйского тракта: Манжерок.
Рынок в Манжероке позволяет купить широкий ассортимент алтайских сувениров.
Есть возможность побывать на Катуни, и полюбоваться знаменитыми «манжерокскими» порогами и «Бочкой».
Основная масса сплавов по нижней Катуни проходит именно по этому маршруту
Посетить озеро Манжерокское, в 2018 году там был открыт новый оборудованный пляж и набережная.
Возьмите на прокат водный катамаран, полюбуйтесь водными лилиями. В озере манжерок растёт краснокнижный водный орех Чилим.
Прокатиться на новом подъёмнике гондольного типа на гору Синюха, запущенном в работу осенью 2019 году.
Посетить Дом музей «Перевёртыш» Устроить гонку в одном из самых больших «Байк Парков» за Уралом.
⠀
477 км. Чуйского тракта: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
Посетить все смотровые площадки в округе, художественную галерею, сходить на сплав, затариться мёдом на пасеке «Славы Медовухи».
Едем от Бирюзовой Катуни дальше в сторону Чемала. Вдоль трассы, по берегу Катуни, потянулись вереницы турбаз. Есть комфортные благоустроенные высокого ценового диапазона, есть и попроще.
485 км. Чуйского тракта: Туркомплекс «Царская охота».
Здесь можно перекусить, искупаться в открытом бассейне, потанцевать. Комплекс расположен на двух берегах Катуни, соединён подвесным мостом красного цвета.
Этот мост часто можно встретить на фото туристов отдыхающих на Алтае. По мосту можно перейти и отправится на Камышлинский водопад.
Камышлинский водопад. Находится на другом берегу реки. Добраться до него можно через мост на Царской охоте либо на лодке/рафте через реку Катунь.
492 км. Чуйского тракта: Село Барангол:
Тут можно сделать небольшую остановку чтобы перекусить. Дальше, ближе к селу Усть-Сема вас ждёт развилка: прямо дорога на Чемальский тракт и тур.кластер «Чемал». На право, через реку Катунь, дорога к сёлам Камлак и Черга.
499 км. Чуйского тракта: Катунские ванночки:
Через 500 м. после старого Усть-Семинского моста есть поворот с вывеской «Шишкулар» Катунские ванночки.
В больших и маленьких скальных углублениях остаётся речная вода, образуя небольшие водоемы где можно поплавать.
⠀
502 км. Чуйского тракта: Село Камлак.
510 км. Чуйского тракта: Зубровый питомник.
Посмотреть зубров на Алтае? Легко!
Огромные, сильные, могучие зубры разгуливают по территории питомника. Зимой зубры подходят к ограде и едят хлеб из ваших рук.
“Есть по Чуйскому тракту дорога…”
Авторитетнейший журнал National Geographic, который с 1888 года специализируется на статьях о природе, географии и культуре, внес трассу Р256 «Чуйский тракт» в ТОП-10 самых красивых автодорог мира. Среди густых горных хребтов и отрогов Горного Алтая очень мало мест для удобного прохода или проезда. Однажды найденный удачный маршрут не теряет своего значения тысячелетиями.
Древнейшие китайские летописи упоминают «Мунгальскую тропу» (ветка шелкового торгового пути), ведущую из Монголии в Западную Сибирь. Если взять современный Чуйский тракт, карта дороги практически совпадет со старинным вьючным переходом через горы. Благодаря давней истории тракт сам по себе стал редчайшей достопримечательностью со множеством археологических памятников и знаковых мест. В туристическом плане он не уступает «Дороге Больших Ворот» в Китае или «Великой океанской дороге» в Австралии.
Описание и интересные факты
За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.
Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.
Каменисто-извилистое русло все время вплотную прижато к обочине. Иногда оно убегает на юг, чтобы обогнуть очередной отрог или возвышенность, но неизменно возвращается обратно.
До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.
Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:
На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.
«Чуйский тракт»: карта с достопримечательностями на машине
Километраж Чуйского тракта с описанием достопримечательностей
Значительная часть дороги от Новосибирска до Бийска мало интересна туристам. Здесь нет значимых достопримечательностей. Окружающая природа представлена однообразными степными ландшафтами, которые иногда прерываются зеркалами рек, складками-валами и лесными массивами.
Настоящее знакомство с исторической трассой начинается от въезда на коммунальный мост через Бию в городе Бийске. Здесь расположен «Музей Чуйского тракта» с уникальными экспозициями, касающимися возведения, развития и эксплуатации дороги. В музейном фонде также можно увидеть оригинальный памятник «Кольке Снегиреву», погибшему герою известной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Сейчас у Белого Бома в Онгудайском районе установлена более габаритная памятная композиция. Старую просто выбросили, но неравнодушным краеведам удалось ее сохранить.
Прямо напротив входа в музей Чуйского тракта расположен исторический «0 километр», который сейчас соответствует 350-му км современной автомагистрали Р256 «Новосибирск – Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск – граница с Монголией».
Подробную информацию о километраже Чуйского тракта, достопримечательностях, населенных пунктах, дорожных развязках и т.д. смотрите ниже:
За Ташантой дорога Р256 «Чуйский тракт» прямой стрелой убегает к перевалу Дурбэт-Даба на хребте Сайцлюгэм (2481 м). Здесь на «крайнем» 964-м км трассы установлены пограничные столбы и небольшой обелиск как символ дружбы двух соседних стран. Далее начинается территория Монголии.
В заключение
Федеральная трасса Р256/М52 «Чуйский тракт» – удивительное место, которое позволяет воочию увидеть зелень равнин, мозаику предгорий, величие заснеженных хребтов, безжизненные «марсианские пейзажи» и темные от глубины речные каньоны. Дорога богата историей, усыпана археологическими достопримечательностями и памятниками природы – озерами, водопадами, источниками, пещерами.
Путешествовать вдоль Чуйского тракта лучше всего на автомобиле с высоким клиренсом для беспроблемного преодоления перевалов и съезда на грунтовые ответвления, например в урочище Кызыл-Чин или поселок Инегень. Чтобы свободно ориентироваться в пути, используйте подсказчик по километражу трассы и подробную карту «Чуйского тракта», которую всегда можно посмотреть на нашем сайте или купить по дороге в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске.
Чуйский тракт / Лучшие достопримечательности Алтая
Поездка на Алтай: Август 2017г.
Период маршрута от ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и до с. Акташ
Предисловие:
В двух видео-постах об Алтае я уже рассказывал, как мы выехали из г. Тюмень и поехали компанией из 4х человек на Mitsubishi Lancer в сторону Горно-Алтайска. Как мы снимали домики для ночевки, первый и второй день. На сколько условия проживания в разных местах за одну и ту же сумму 500р. с человека отличаются друг от друга. Так же показал первые достопримечательности Алтая которые мы можем встретить после с. Бийск. Два этих поста вы можете посмотреть по ссылки:
Ну и теперь вернемся к нашей третьей части путешествия по Алтаю.
Выехав с ОЭЗ «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ» и прихватив с собой медовухи с пасеки «Медом в ухо» мы двинулись до с. Акташ. Расстояние показало 313 км.
Так как очень сильно задержались в Особой Туристической Зоне, то выехали очень поздно.
Стало темнеть.
Первая достопримечательность которую мы заметили на своем пути — это Семинский перевал, мы даже не поняли как его «перевалили» Но эту возвышенность со стелой с правой стороны сложно назвать перевалом по тактильным ощущением, но он есть. Обычный перекресток дорог. Фото и видео делать не стали на этом рубеже, так как не поняли вообще достопримечательности, а во вторых было уже темно.
Следующее место в котором мы остановились покушать, это кафе «Шелковый путь» Ни сколько сама кафе приглянулась, сколько пейзажи которые расположены рядом:
Прям возле этой кафе протекает река Катунь,
а молодые Алтайские ребята ловили скорее всего Хариуса. Пейзаж на котором они уходили с уловом не мог не заставить меня сфотографировать их.
После вкусного ужина (хотя я не помню даже что мы ели) Проще тогда сказать, после «вкусной» фотосессии стало темнеть очень быстро. Нашем удивлением было это подъем на следующий перевал на первой передачи. Ночью, ориентируясь по знакам и в очень крутой подъем с резкими изгибами дороги во всех плоскостях мы приближались к перевалу: Чике-Таман. Вот тут мы не могли не остановиться. Правда было очень темно, но даже в темное время суток — здесь было прекрасно. Возвышенность, смотровая площадка и ветер обдувающий тебя.
Мы уже обессилившие, что постоянно за рулем и постоянно в движении с каждой минутой понимали, что до с. Акташ мы не доедем. Оставалось 128 км.
Этот перевал в отличие от Семинского нас впечатлил и мы все такие впечатленные и уставшие поехали дальше.
Дальше дорога была потрясающая, в окружении скал с левой и с правой стороны, это я видел по гугл картам. 🙂 мы доехали до с. Купчегень. Я начал уже смотреть в карте, где можно остановиться и переночевать не доезжая до с. Акташ. Тут моему взгляду на картах гугл попадается кордон «Кур-Кучу», который находится совсем недалеко от нас. Подъехав к малозаметному повороту налево, мы спустились с федеральной асфальтированной трассы на грунтовку и под звуки маленьких камешков ехали в темноту. Совсем скоро перед нами оказался шлагбаум. Мы вышли, подошли к кпп, сказали, что нам нужно переночевать, потом Алтайский мужчина показал нам рукой в сторону кордона и сказал идти искать женщину которая все оформляет. (Хочу отметить, что сервис на Алтае… Вообщем его нет! ) Мы вооружившись полудохлыми фонариками интегрированными в китайские телефоны и пошли в кромешную темноту. Найдя женщину, она нам показала Алтайское жилище Аил. (Мы прикололись с него, но в тот момент нам было абсолютно все равно где ночевать.) Мы купили у нее охапку дров за 100р. Заплатили 50р. за парковку авто и по 450р. с человека в пятизвездочном отеле, ой в пятиместном аиле.
Припарковавшись прям возле Аила на возвышенности, с очень сильным шумом Катуни внизу, мы решили по релаксировать. Точнее сказать, разожгли костер на улице (Хотя в Аиле мне кажется Алтайцы тоже разжигают костер) Этому способствует форма крыши с отверстием вверху. Откупорили медовуху и укутавшись в теплую одежду сидели и смаковали в этом, пока еще не изведанном нами месте, сладковатый напиток. Пока один из нас не поднял голову вверх. К большому сожалению мой фотоаппарат не смог запечатлеть эту красоту. Но поверьте мне на слово, такого ЗВЕЗДНОГО НЕБА я не видел никогда. Мы залипли минут на 5 в полной тишине и не шевелясь глядя вверх (может это медовуха на нас так подействовала) но это было сказачно красиво.
Утром, когда мы проснулись и вышли на улицу я понял — это лучшее место, в котором я когда либо находился. Ни Турция, ни Египет ни даже Таиланд мне не дал столько эмоций, сколько вид который я увидел выходя из Аила. Это осталось в моем сердце до сих пор. Я очень хочу туда попасть и сделаю это в этом году!
В Аиле в котором мы ночевали, были самые жуткие условия, хуже было только на Актру (об этом я расскажу в следующем посту) Укутавшись во всю одежду которая была: двое носков, термобелье, штаны по верх термобелья, флисовая кофта, пуховик и потом я залез в спальник и еще накинул на себя одеяло которое было в Аиле. И да, конечно же я спал в шапке! Было нереально холодно ночью, а живность которая там была: Жуки, пауки, а на утро я вообще увидел что на потолке улей с осами, тут конечно я обомлел.
Но когда мы на утро увидели, тот самый Аил, на фоне гор. Я сказал — он великолепен!
Спустившись вниз, мы увидели пороги от которых был такой шум всю ночь. Как потом оказалось у них даже есть название: Ильгуменские пороги на реке Катунь
На фото конечно же не передать и шум и масштаб, это лучше смотреть в в моем короткометражном фильме который я прикрепил в начале поста.
Новый день начался с потрясающей бодрости от увиденного. Позже когда мы умылись в ледяной реке Катуни, мы стали бодрее раз в 5 как минимум. При выезде из Кордона мы увидели впервые сусликов. Поле по которому мы ехали ночью в сторону кордона сплошь и рядом усыпано отверстиями в земле (норки сусликов) в которых постоянно то забегали, ты выбегали эти «бешеные» суслики. Ночью так как этого мы не видели, увидев их днем, проехать просто так мимо мы не смогли. Остановились и пошли смотреть на них. Стоило нам выйти из машины, как все поле опустело. Все разбежались по домам. Ладно думаем, едем на с. Акташ. к черту этих сусликов. А то это выглядело как в поговорке: «Ищи ветра в поле», только здесь: «Поймай суслика в степи»
Дальше в солнечный и теплый день, дорога показалась нам самой красочной. Именно в этот момент я и вспомнил о том, что Чуйский тракт, попал в ТОП Самых красивых автомобильных дорог мира по версии National Geographic. На фото опять же я ничего не запечатлел, а вот на видео можете посмотреть всю эту красоту.
Следующая достопримечательность была, это Ининский мост, он был так рядом, но мы почему то проехали мимо. Очень красивое место — рекомендую всем. В этом году у нас в планах 20 Августа съездить на Алтай подобным маршрутом и эта достопримечательность стоит у нас в списке! Кто желает присоединиться к нам пишите комментариях: «Я хочу с вами на Алтай» и я скину маршрут нашего следования.
Проехав немножко от этого моста мы встретили интересную достопримечательность: Ининские стеллы Балбалы.
Справа от дороги можно видеть ограду с тремя стелами — это древний культовый комплекс эпохи бронзы (III-II тысячелетии до н.э.). Высота самой крупной стелы — больше 4 метров (не врытой)
Очень интересная природная «инсталяция».
Сфоткались, отсняли немного видео и поехали дальше.
Следующая, опять же не далеко от предыдущей достопримечательности, была «Гора духов» и многим известное место, где происходит Слияние двух рек: Чуи и Катуни
Очень красивое зрелище, где с большой возвышенности ты наблюдаешь этот «природный коктейль» Бирюзовая река Катунь смешивается с серой и более мутной рекой Чуя.
В окружении плато, на которой мы находимся очень много не высоких деревьев с белыми ленточками. Реально напоминает место духов, опять же, вначале всего этого пути написано объявление, о том, что не нужно туристам повязывать все подряд на эти деревья, ибо этот ритуал должен осуществляться знающими людьми с определенными словами и действиями. Так же обратили внимание на камни расположенные друг на друга, вертикально. Нашли самую большую и сфоткали на фоне уже смешанных двух рек Катуни и Чуи:
Как позже в интернете я узнал, что называются такие скульптуры: LATZA («Латза»). Пирамида (или сооружение) из больших камней на перевалах, вершинах гор, святых местах или «местах силы» устанавливается с посвящением местным божествам. К таким сооружениям можно «добавлять» свой камень для исполнения своего желания, обращенного именно к конкретному божеству.
Следуем дальше и через определенное расстояние, с левой стороны наблюдаем много народу. Автобусы на парковке с огромным количеством туристов. Проехать мимо мы не могли.
Этой достопримечательностью оказались: Петроглифы в урочище Калбык-Таш. Наскальные рисунки.
Бом Калбак-Таш (Ялбак-Таш), с Алтайского «плоский камень» — археологический комплекс на 723 км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуя, в 10 км от места впадения ее в Катунь. Калбак-Таш — самая знаменитая писаница Горного Алтая, на плоских скалах бома собрана коллекция порядка 3000 наскальных изображений от эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) до древнетюркской эпохи (1000-700 лет до н.э.). Наскальные изображения показывают весь быт древних людей, начиная от мифологии и заканчивая насущными бытовыми проблемами.
Оставляем историю в покое и едем дальше. Проезжаем мимо (справа) Памятник водителям Чуйского тракта. Памятник посвящен Кольке Снигиреву, герую легендарной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога».
Движемся далее и останавливаемся у еще одной достопримечательности которая так же как и все, находятся прям возле дороги (метров 200-300 я не считаю далеко)
Эта достопримечательность Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
С Высотой падения воды 15 м.
Поднявшись в сланцах на гору и спустившись вниз, это было самым настоящим испытанием. Очень крутой подъем вверх, где лучше одеть трекинговую обувь, чтобы не буксовать. При спуске тоже будет комфортнее идти в кроссовках, нежели, когда у тебя стопа стремиться «выехать» вперед тапка. Но так как у меня обувь была в багажнике и доставать ее не хотелось в этот жаркий день, пришлось на свой страх и риск совершать «восхождение» к водопаду в сланцах.
Недалеко от этого водопада, есть еще Гора «Бегемот» и с таким же одноименным названием порог, только расположенный с другой стороны. Заезжать мы туда не стали, так как время нас поджимало и в этот день у нас в планах было оказаться на горе Актру.
Ну и последняя наша достопримечательность ждала нас в с. Акташ, точнее в 6 км. от нее. Эта красота требует такого длительного переезда, чтобы увидеть ее вблизи — это Гейзерное озеро.
Еще недавно, люди ходили по топкому болоту, чтобы найти эту достопримечательность, в окружении комаров, слепней и прочих насекомых. А сейчас, добрые люди сделали на этом неплохой бизнес: они построили дорогу от места парковки и до самого гейзерного озера, где по дощатой дорожке можно дойти минут за 5, в тех же сланцах до потрясающей в Алтае достопримечательности, заплатив где то 35р с человека.
В заключение хочу сказать, что название: ТОП ЛУЧШИХ МЕСТ АЛТАЯ — это по мнению какого то пацана. Я прекрасно понимаю, что есть много других прекрасных мест по Чуйскому тракту, а если взять Чемальский, то там тоже найдется с десяток крутых мест. Здесь я показываю вам достопримечательности, которые нам попались, двигаясь по Чуйскому тракту, начиная от Туристической зоны «Бирюзовая Катунь» и до с. Акташ. Если вы знаете красивые места на этом участке дороги, то смело скидывайте их в комментарии с пометкой где он находится и как называется. Очень будет познавательно увидеть, куда нам можно будет заскочить в следующий раз.
Еще раз хочу напомнить, что 20 Августа, 2018 года, мы собираем компанию желающих на своих авто отдохнуть на Алтае с посещением подобных мест. Мы не тур операторы и денег за это не берем. Вы сами рассчитываете свой бюджет поездки, а мы лишь показываем маршрут и объедением людей. Цель собраться вместе — это в первую очередь знакомство (нетворкинг) с разными людьми из разных городов, разных профессий, но объединяющих все одно — Путешествие!
Ведь после подобных знакомств, судьба любого человека может изменить полностью. Именно в таких долгих путешествиях и с разными, незнакомыми людьми происходит обмен ценной информацией, опытом, рождаются бизнес идеи и завязываются партнерство.
Место, в котором разные люди, разных профессий и статусов, могут «хлебать» уху из одной кастрюли и общаться на общую тему.