Что посмотреть рядом с витебским вокзалом
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге — история, залы, режим работы, экскурсии 2021
Вокзалы
Краткое описание
Витебский вокзал – старейший железнодорожный терминал в Санкт-Петербурге и первый вокзал России. Рельсовая дорога, связавшая в 1837 году Царское Село и Санкт-Петербург, стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Именно для обслуживания этого участка было возведено деревянное здание вокзала, названного Царскосельским.
А если хотите увидеть еще и помещения, которые недоступны обычным посетителям вокзала: забраться на чердак и посетить бывшие великокняжеские покои — приходите ко мне на экскурсию. Экскурсия официальная и проводится при поддержке РЖД.
В 1852 году было воздвигнуто каменное здание по проекту К. А. Тона – оно просуществовало вплоть до начала ХХ века. Тот вокзал, который стоит на Загородном проспекте сегодня, был открыт в 1904 году.
Выполненное в стиле модерн по проекту известного архитектора С. А. Бржозовского, новое двухэтажное здание железнодорожного вокзала стало одной из первых построек в Санкт-Петербурге в этом стиле. Обилие металла и нетипичная группировка объемных элементов с учетом их предназначения и функциональности были чем-то новым для города. Куполообразная крыша, башня с часами и арочная крыша платформ – все это было необычно для того времени. При этом здание получилось настолько удобным и гармоничным, что его открытие вызвало бурную положительную оценку общественности.
За время существования у Витебского вокзала неоднократно менялось название. Изначально по названию дороги это был Царскосельский вокзал, в 1918 году стал Детскосельским в связи с переименованием царского села, а в 1935 вокзал стал Витебским по названию конечной точки маршрута.
Если вам понравится Витебский вокзал, то советуем вам организовать тур в Карелию из Санкт-Петербурга и посмотреть на ретропоезд «Рускеальский экспресс». Впечатляет.
История
После строительства железной дороги бюджета на возведение парадного здания вокзала не хватило. Этим объясняется постройка временной деревянной станции в 1837 году.
Строительство и реконструкция
Первоначально построенное, деревянное здание вокзала вскоре перестало справляться с пассажиропотоком, и уже через 12 лет после возведения возникла необходимость его перестройки.
Этапы реконструкции:
Витебский вокзал дважды менял свое название:
Паровоз «Проворный»
Первый паровоз, отправившийся в 1837 году с Витебского вокзала и открывший путь по Царскосельской железной дороге, стали именовать «Проворный». Одним из почетных пассажиров «Проворного» был император Николай I, а машинистом состава стал австрийский инженер Франц Герстнер, руководивший строительством дороги.
Паровоз проработал 20 лет, был списан в середине XIX века и не сохранился. Его полноразмерный макет изготовили к 150-летию железных дорог России в 1987 году и установили в специально выстроенном стеклянном павильоне Витебского вокзала.
Павильон демонтировали в 2017 году, а макет «Проворного» передали на станцию «Царскосельская», которая находится на участке детской железной дороги, протянувшемся от Купчино до города Пушкина. Макет паровоза планируют отреставрировать и затем отправить на новое место.
Архитектура
Витебский вокзал, в отличие от других железнодорожных терминалов, не имеет перед собой привокзальной площади — его главный фасад выходит на Загородный проспект.
Архитектура Витебского вокзала и технические возможности были новшеством для времени его постройки. Удивление вызывали лифты для пассажиров, багажная машина, электрическое освещение, а также в целом художественное архитектурное решение.
Здание вокзала построено в архитектурном стиле модерн. В его оформлении можно увидеть сочетание различных материалов. Особое значение здесь отдано металлу. Такие его качества, как ковкость и пластичность при одновременной несущей функции выражены в различных деталях, которые придают облику Витебского вокзала неповторимые черты:
На левом углу главного фасада возвышается башня с часами, над которыми рельефная фигура совы с раскрытыми крыльями. Полукруглый переход между главным и западным фасадом снаружи оформлен дорическими колоннами.
Во время строительства в здании вокзала были сооружены транспортеры и лифты. В настоящее время эти лифты не функционируют, что создает проблему: тяжелый багаж приходится вручную поднимать на второй этаж, туда, где расположены перроны.
Царский павильон
На берегу Введенского канала, который впоследствии был засыпан, рядом с основным зданием вокзала был возведен царский павильон. К нему по отдельной ветке подходили поезда с членами императорской семьи.
Его архитектором также выступил Станислав Бржозовский. Скромное на первый взгляд, одноэтажное здание внутри оформлено в том же стиле модерн:
На стенах сохранились старинные часы и барометр. Внутри павильона сейчас проходят реставрационные работы, восстанавливается историческая обстановка.
Дебаркадеры
Во второй половине XIX века, когда началось строительство и бурное развитие железных дорог в России, появилась традиция сооружать над путями и платформами навесы из стекла и металла, которые стали называть дебаркадерами.
Есть подобное сооружение и на Витебском вокзале. Три пролета из легких металлических конструкций, детали которых соединены заклепками причудливой формы — в виде цветков розы.
Рельсовое полотно вокзала поднято на высоту пять метров, выход на платформы находится на втором этаже здания
Из восьми железнодорожных полотен дебаркадер покрывает первые четыре. Остальные четыре, предназначенные для поездов пригородного сообщения, электрифицированы и находятся под открытым небом.
Направления
С Витебского вокзала курсируют железнодорожные составы в различных направлениях:
Одна половина путей отдана под поезда пригородного значения:
Другая половина – для поездов дальнего следования в города России и сопредельных государств:
Расписание
Услуги вокзала
Для удобства пассажиров на Витебском вокзале организованы различные услуги:
Информационно-справочные. Справочная служба работает круглосуточно и расположена на втором этаже вокзала.
Электронный автомат самообслуживания — на первом этаже
Камеры хранения:
Оборудованные комнаты отдыха гостиничного типа — на третьем этаже вокзала:
Услуги носильщика:
Туалеты:
Другие услуги:
На территории вокзала доступен вход в интернет посредством бесплатного Wi-Fi-соединения.
Кроме этого организована доступная среда для людей с ограниченными возможностями, в рамках которой все услуги бесплатны:
Перед зданием вокзала, со стороны Загородного проспекта, действует платная автомобильная парковка: 100 рублей в час. Со стороны Винокурцевского проезда можно найти еще два места, где оставить автомобиль на сутки или на ночь.
Интерьер и залы
Отдельно стоит поговорить о помещениях Витебского вокзала: его внутреннее убранство не менее гармонично и роскошно, чем общий внешний вид. И это неудивительно – ведь когда-то именно отсюда отправлялись в путешествие члены царской семьи.
Современное здание Витебского вокзала – одно из самых красивых. В его залах и вестибюлях проводят фотосессии и снимают кинофильмы.
Главный вестибюль
Основное помещение вокзала – парадный вестибюль для пассажиров I и II класса с потолками 20-метровой высоты и витражными окнами. Простенки между ними оформлены лепными панно, окрашенными под цвет бронзы. На них можно увидеть бога Меркурия, который согласно античной мифологии покровительствовал торговле и путешествиям, женские головки в окружении растительных орнаментов.
Главным украшением вестибюля служит мраморная лестница, перила которой также оформлены коваными ажурными узорами. Центральный маршевый пролет заканчивается площадкой, на которой установлен бюст императора Николая I.
Далее марши лестницы поворачивают направо – в зал ожидания для пассажиров I, II класса и налево — в зал ожидания для пассажиров III класса.
Картинный зал
Поднимаясь по парадной лестнице на второй этаж, пассажиры первого класса попадали в предназначенный для них зал ожидания. Сейчас здесь устроен Картинный зал: его украшают панно, иллюстрирующие историю Царскосельской железной дороги.
На потолках в зале литые бронзовые люстры работы начала XX века, на стенах – бра из кованого железа с латунью.
Ресторан
Пространство Картинного зала при возведении здания вокзала было соединено с соседним залом, в котором располагался ресторан. Во все времена он был центром притяжения: здесь собирались представители богемы – поэты Серебряного века, писатели, художники.
В советское время арку, ведущую в ресторан, закрыли, а сам он пустовал с 2002 года и пришел в полное запустение. Сейчас в помещении ресторана почти завершились реставрационные работы.
Ресторан вновь соединили с Картинным залом. После открытия его атмосфера будет максимально приближена к эпохе начала XX века:
В ресторане сохранился уникальный дубовый буфет — прилавок с резьбой и мраморной столешницей, которую также восстановили. За его стойкой сидели известные люди своего времени: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Александр Блок.
Великокняжеские покои
На потолке здесь лепнина, в стене устроен камин, оформленный в изысканном стиле рококо. По обе стороны от камина расположены две двери, которые ведут непосредственно на перрон. Над дверями – живописные полотна с пейзажами Пушкина и Павловска. Сейчас в этом помещении находится кабинет начальника вокзала.
Световой зал
Находится на втором этаже. Отсюда пассажиры вокзала попадают непосредственно на платформу. Помещение покрывает застекленная сводчатая крыша, от этого пространство будто залито светом. В зале установлен бронзовый памятник Францу Герстнеру — австрийскому инженеру-строителю первой российской железной дороги.
В Световой зал с первого этажа ведет металлическая винтовая лестница с ажурными коваными перилами.
Где находится Витебский вокзал
Адрес
Витебский вокзал находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Его адрес: Загородный проспект, дом 52. Это единственный вокзал в Санкт-Петербурге, в который нет непосредственного входа из метро.
Метро
Наземный вестибюль станции метро «Пушкинская» расположен в 70 метрах от здания вокзала. Попасть на нее можно также по переходному коридору с пересадочной станции «Звенигородская» — Фрунзенско-Приморская линия.
Наземный транспорт
Рядом с вокзалом находятся остановки общественного транспорта «Витебский вокзал»:
Как добраться
Аэропорт «Пулково»
Добраться в аэропорт «Пулково» с Витебского вокзала можно на метро и маршрутном такси:
Такой же маршрут в обратную сторону, из аэропорта до Витебского вокзала, можно проделать, начиная от автобусной остановки «Метро Московская».
Маршрут между Витебским вокзалом и аэропортом обслуживают многочисленные службы такси. Стоимость поездки в зависимости от класса автомобиля составит от 450 до 1000 рублей.
Для заказа такси в аэропорту можно обратиться на стойку «Такси Пулково» — официального перевозчика аэропорта.
Весь путь от аэропорта до Витебского вокзала занимает около 60 минут в зависимости от дорожной обстановки.
Тайны Витебского вокзала
Существует красивая легенда, связанная со строительством Витебского вокзала. Говорят, что первый маршрут следования поезда доверили построить самому императору. А для удобства ему выдали линейку, по которой он и должен был отчертить отрезок пути. Однако она оказалась слишком короткой. И вот в процессе рисования плана у императора дрогнула рука, образовав в конце пути непонятный виток. Естественно, правитель России сообщил, что так было задумано, и приказал строить железную дорогу строго по намеченному плану.
Правда это или нет – так и осталось тайной Витебского вокзала, но если посмотреть на вышеописанный маршрут Царскосельской железной дороги, то непонятная загогулина в конце абсолютно прямой дороги сразу бросается в глаза.
Схема вокзала
Режим работы в 2021 году
Витебский вокзал работает каждый день круглосуточно
Кассовые залы
На первом этаже расположены кассы предварительной продажи билетов. Второй этаж главного здания занимают кассы дальнего следования и автоматы по продаже билетов. Пригородные кассы и выход к электричкам расположены в западном крыле вокзала.
Контактные телефоны
Мероприятия
Витебский вокзал является не просто железнодорожным терминалом: в его залах регулярно проходят различные культурные мероприятия северной столицы. В Картинном зале организуют ставшие традицией концерты классической музыки, тематические выставки из собраний музеев и частных коллекций.
Выставки
В октябре 2018 года в Картинном зале вокзала открылась выставка известного историка моды Александра Васильева — «Мода русского модерна». На ней представлены наряды и аксессуары эпохи Александра III и Николая II.
Место для проведения подобной выставки выбрано неслучайно: Витебский вокзал является архитектурным памятником эпохи модерна, исторические интерьеры вокзала создают и подчеркивают особую атмосферу того времени.
Фотосессии
Интерьеры Картинного зала и парадного вестибюля Витебского вокзала также как нельзя лучше подходят для организации тематических фотосессий. К тому же вокзал никогда не бывает переполнен, в некоторые часы возможно быть единственными гостями парадного зала. В атмосферных интерьерах вокзала любят устраивать фотосъемку молодожены. По предложениям фотографов свадебная фотосессия продолжительностью около часа стоит 1500 рублей.
Экскурсии на Витебский вокзал
Где заказать?
Сегодня одна из самых популярных экскурсий не только среди туристов, но и среди жителей города, называется Тайны Витебского вокзала. Вы можете заказать ее на tripster.ru
В ходе экскурсии узнают историю вокзала, увидят не только общественные залы, но и места, недоступные простым пассажирам:
Там же, на официальном сайте, вы можете ознакомиться с отзывами об экскурсии перед тем, как ее заказать. Все, кто когда-то побывал на ней, говорят о полнейшем погружении в атмосферу XIX века и необычайно интересном рассказе гида. Экскурсия, раскрывающая многие тайны вокзала, заставляет по-новому посмотреть на столь знакомое место и приятно провести время.
Кинофильмы
Здание Витебского вокзала является своеобразной готовой декорацией: он очень любим режиссерами, здесь неоднократно снимали сцены для различных кинематографических картин. Всего их около двухсот.
Вот только некоторые из них:
Интересные факты
Витебский вокзал: интересные факты
Витебский вокзал – красивейшее здание железнодорожного назначения в Санкт-Петербурге. Это не самый загруженный транспортный узел в городе.На дальние расстояния отсюда уезжают в Минск, Гомель, Брест, Кишинев, Киев, Калининград, Великие Луки и др. Из пригородных направлений наиболее популярны Царское Село и Павловск, до них можно добраться за полчаса.
Здание вокзала находится в центре города, на Загородном проспекте между Подъездным переулком и улицей Введенского канала, хотя канала не существует с конца 60 годов ХХ века, он был засыпан за ненадобностью.
История и архитектура
Витебский вокзал – первый железнодорожный вокзал в России, построен в 1837 году вместе с первой российской железной дорогой до Царского села. Но то удивительное здание, которое мы видим сейчас – третья по счету постройка. Ее возвели в 1900-1904 годы по проекту архитектора С.А. Бржозовского, интерьерами занимался С.И. Минаш.
Это одно из первых общественных пространств, выполненных в стиле модерн. Ассиметричное расположение архитектурных элементов не характерно для классического Петербурга. Слева узкая по главному северному фасаду часовая башня, от нее переход к парадному вестибюлю с металлическим куполом и ризалитом с огромным витражным арочным окном. И снаружи, и внутри здание обильно украшено коваными элементами. Козырьки над многочисленными входами выполнены по индивидуальным эскизам. Уникально расположение рельсовых путей на втором этаже, обусловленное рядом технических факторов времен строительства вокзала.
Выставки и достопримечательности
Здание витебского вокзала само по себе достойно посещения. Уникальные детали, потрясающие интерьеры, сохраненная историческая планировка – рассматривая все это великолепие, здесь можно провести целый день.
Основная доминанта вокзала – просторный главный вестибюль с парадной лестницей из белого мрамора. На ней установлен бюст Николая I, при котором была построена железная дорога.
На втором этаже в Картинном зале ожидания для пассажиров первого класса можно увидеть изображения истории строительства первой железной дороги в России. Здесь организуют музыкальные концерты. Отсюда есть проход к недавно отреставрированному залу ресторана с шикарной барной стойкой 1904 года.
В световом дворике можно увидеть изящную металлическую винтовую лестницу и памятник инженеру Францу фон Герстнеру, который занимался строительством Царскосельской железной дороги.
Уникален дебаркадер над платформами с ажурными металлическими перекрытиями, здесь всегда пахнет дымком из печки – неповторимый запах Витебского вокзала.
В фильме Эльдара Рязанова Витебский вокзал стал одним из героев. Можно увидеть, каким он был в советское время. Интересно, что фильм снимался также на Рижском вокзале в Москве, который был построен тем же архитектором С.А. Бржозовским.
С 17 октября по 29 декабря 2018 года в стенах вокзала организована выставка «Мода русского модерна». Здесь демонстрируются около 50 исторических костюмов предоставленных историком моды Александром Васильевым.
Недалеко от вокзала
Рядом с Витебским вокзалом находится масса интересных мест:
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
В воскресенье была неплохая погода, в отличие от дня сегодняшнего и я решил немного пройти по центру города. Маршрут выбрал такой, которым не ходил с 2014 года. От Витебского вокзала, через Фонтанку и площадь Ломоносова, к Невскому проспекту.
1. Загородный проспект в районе Витебского вокзала.
2. Театр юного зрителя, который всегда виден в перспективе улицы Гороховой, если смотреть со стороны Адмиралтейства.
4. Памятник Грибоедову и здание бывшей Военно-автомобильной школы. 1913 год.
5. Санкт-Петербургу от Урала в честь 300-летия.
6. В глубине Загородного проспекта солнце осветило колокольню собора Владимирской иконы. В этой части центра города каким-то чудом пока сохраняется трамвайная линия.
7. «Распутинский» квартал в конце улицы Гороховой. Именно в этом доме с небольшой башенкой и жил Григорий Ефимович до самого своего убийства.
9. Семёновская площадь у Фонтанки.
10. Противоположная сторона Фонтанки. Набережная пошла в сторону Московского проспекта и Обуховского моста.
11. Дом Евментьева с восьмиколонным портиком. 1790 год.
12. Семёновский мост, по которому над Фонтанкой проходит Гороховая.
13. Водные экскурсии уже работают в Питере на полную, несмотря на то, что по настоящему тёплая погода ещё не установилось. Листьев на деревьях в наших краях всё ещё нет, хотя на календаре конец апреля.
15. Народ заждался нстоящей весны и готовится встретить Пасху.
16. Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова. Здание построено в 1878 году.
17. Иду дальше по набережной Фонтанки.
18. Бывшие здания ссудной казны и сберегательной кассы. 1900 год.
19. Здание бывшего Министерства внутренних дел Российской империи. Середина 19 века. Это грозное ведомство размещалось тут с 1847 по 1917 год.
20. На открытых катерах довольно прохладно. Некоторые закутываются в одеяла и пледы.
21. Мост Ломоносова (бывший Чернышёв). 1780-е годы.
22. Бывший доходный дом М. П. Кудрявцевой на углу Ломоносова и Набережной Фонтанки.
1871-1872.
23. Вид в сторону Невского проспекта и Аничкового моста. Его не видно, он за поворотом Фонтанки.
24. Доходный дом Я. В. Змеева. Построен в 1896 году в стиле эклектика
25. Здание бывшего Главного казначейства. Центробанку России здание принадлежит и сейчас. 1915 год.
26. Отель «Росси». 1865 год, в 1901 году здание перестроено.
27. Вид на Фонтанку в западную сторону. Виден Троицкий собор.
28. Дом Г.Г. Елисеева. 1890 год.
29. Площадь Ломоносова.
30. Улица Зодчего Росси.
31. Памятник М.В.Ломоносову в Ломоносовском сквере.
32. В перспективе улицы Ломоносова виден угол Гостиного двора и купол Казанского собора.
33. «Улица Зодчено Росси соединяет две городские площади – Островского и Ломоносова. Вскоре после её появления императорским указом (редкое явление для того времени!) от 27 ноября 1832 года улице было присвоено название Новая Театральная, поскольку начиналась она от только что построенного Александринского театра. В 1849 году, будучи уже не очень новой, она стала просто Театральной. А 6 октября 1923 года улица получила современное название.»
34. На нацистской Украине за такой рисунок на автомобиле мгновенно повесили бы ярлык «сепаратиста», а бандеровские дикари возможно разбили бы машину
36. Здание городского кредитного общества. 1879 год.
37. Собственный доходный дом арх. Н. П. Басина. 1879 год. Живописный внешний вид выделяют этот дом среди прочих.
38. Комплекс зданий Российской национальной библиотеки, который одним крылом выход на Невский проспект.
39. Довольно красивый новодел 2008 года постройки. ООО «Газпром экспорт»
40. «Главный фасад Александринского театра венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси.»
41. Вид на закрытый Екатерининский сквер сзади.
42. Здание Александринского театра. 1832 год.