Что посмотреть в чалтыре
Что попробовать и куда сходить в армянском селе Чалтырь?
Мясниковский район — один из самых необычных в Ростовской области. Его посещение должно быть обязательным пунктом в любом визите на донскую землю, утверждает корреспондент «АиФ-Ростов» Светлана Ломакина.
Здесь на небольшой территории сосредоточено множество удивительных достопримечательностей — от развалин древнейшего античного города Танаис до объектов, связанных с историей донских армян.
Мясниковский район. Фото: rostov.aif.ru
В районном центре — селе Чалтырь — есть древние и современные памятники, музей, кинотеатр и даже театр, которому вот-вот исполнится 110 лет. Поэтому в Чалтырь имеет смысл приехать на выходных за хлебом и зрелищами, что и сделала Светлана Ломакина. Она побывала на армянской свадьбе, поела пирожков с лебедой и, конечно, с людьми поговорила.
По переписи 2010 года 56,1 % населения Мясниковского района составляют этнические армяне. Это единственный в России район, где армяне составляют более половины населения. Административный центр — село Чалтырь, которое иногда называют шашлычной столицей региона (так много здесь кафе и ресторанов, готовящих традиционную армянскую кухню).
Армяне появились на Дону и заселили этот район в конце XVIII века. 14 ноября 1779 года Екатерина II приняла Указ, по которому выселила христианское население Крыма в Приазовье. Греков отправили в район нынешнего Мариуполя, а армян переселили «в округу крепости святого Димитрия Ростовского». Переселенцы основали город Нахичевань (с 1928 года объединившийся в один город с Ростовом-на-Дону) и пять сел — Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай. Все эти села находятся на территории нынешнего Мясниковского района, образованного в 1926 году. Сам район был назван в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе известного большевистского деятеля, уроженца города Нор Нахичеван Александра Мясникова (Мясникяна).
«Старые традиции смешались с новыми»
В день приезда корреспондента «АиФ-Ростов» в Чалтыре было 15 свадеб. «Старые традиции смешались с новыми, армянские с казачьими и со всеми другими, что приходили на эту землю. К примеру, за каждой свадебной процессией шел живой ансамбль, который исполнял национальную музыку. Если свадьбы встречались друг с другом, пересекались, то на время объединялись и танцевали вместе — знакомились, а потом расходились», — пишет Светлана. Особенное ее внимание привлекло то, что во время шествия невесты и жениха по улицам вверх летели подушки. Красные, золотые, с кистями и без. На вопрос, зачем это делается, ей ответили: «Показываем всем, что есть приданое, наша невеста идет замуж не с пустыми руками. Потом эту подушку выкупят гости и отдадут молодым, это показывает, что скоро за подушку можно будет поторговаться». А следом последовало радушное приглашение тоже принять участие.
Свадьба в Чалтыре. Фото © Светлана Ломакина, rostov.aif.ru
«Лебеда для Чалтыря бренд»
В Чалтыре все — от маленьких девочек до старушек — умеют делать пирожки с лебедой, без которых не обходится ни один стол. Одна из мастериц Наталья Хаспекова рассказала, что раньше среди местных армян была традиция проведения выходных. В субботу днем женщины убирали дом, а в воскресенье — день теста. Огромный таз ставили в центр стола, женщины садились вокруг и лепили пирожки на неделю: с мясом, капустой, лебедой. Лебеда для Чалтыря бренд: ее ели раньше с кашей, добавляли в супы и начинки. И все толковые хозяйки заготавливали ее на зиму, рубили, укладывали в банки. С наступлением холодов банки открывали, лебеду смешивали с луком, яйцами, сливочным маслом.
Пельмешки хашх-берек и спрятанная семечка
Хашх-берек по вкусу очень напоминают сибирские пельмени, но защипываются иначе и размером с ноготок. Подаются хашх-берек с жареным луком и мацуном. И едят их по традиции из большого блюда (таза), сидя за круглым низким армянским столом всей семьей. Тонкость традиции в том, что в одном хашх-береке должна быть спрятана семечка и тот, кто найдет ее, станет самым удачливым и счастливым.
На что посмотреть и куда сходить
В Чалтыре есть уникальные исторические места. К примеру, храм святого Амбарцума, построенный в середине XIX века. Рядом с церковью можно увидеть хачкар. Он появился здесь в 1990 году и является копией хачкара 1279 года, находящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Надпись на пьедестале хачкара повествует, что установлен камень в память о жертвах Геноцида армян.
Храм святого Амбарцума ǁ dontourism.ru
В Чалтыре и окрестностях немало родников. Практически все облагорожены и поддерживаются в порядке. Самый известный — Мец-Чорвах (Большая криница/родник). История родника начинается еще с переселения армян на Дон. Как гласит легенда, караваны двигались из Крыма медленно, а впереди скакали разведчики, которые искали воду. И когда наконец-то нашли, и вода оказалась холодной и очень приятной на вкус, часть людей отказалась идти дальше, и стали обосновываться здесь. Так родился Чалтырь. Об источниках и историях можно послушать, заглянув в историко-этнографический музей Чалтыря.
Пшеница «чалтырка»
Во время переселения на Дон армяне привезли и свою пшеницу, она была на порядок крупнее и вкуснее местной. Пшеница хорошо принялась, быстро завоевала уважение и стала уходить на экспорт. В 1880 году в Москве на сельскохозяйственной выставке «чалтырка» получила высшую награду — золотую медаль, а в 1908-м была удостоена двух золотых медалей на Международной выставке в Милане (Италия). Пшеницу баржами закупали в Европу, особенно мука из нее ценилась в пекарнях Франции.
Однако во время Великой Отечественной войны сорт был полностью утерян. И только в 2005 году начальник контрольно-семенной инспекции района Капрел Джинибалаян узнал, что в Кубанском генетическом банке сохранились несколько семян. Но банк не раздаривал свои образцы. Тогда чалтырцы пошли другим путем. Решили доказать, что история пшеницы уникальна, что им без нее никак. Сотрудники местной библиотеки, селекционеры, администрация — включились все. В конце концов собрали доказательства того, что «чалтырку» изучал сам Николай Вавилов. Чалтырцы обратились во Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова и попросили в знак уважения к их предкам и сохранения сорта выделить семена легендарной «чалтырки». 17 марта 2006 года Кубанский генетический банк поделился семенами. «Чалтырка» вернулась на родную землю. И каждый год дает новый урожай.
Что посмотреть в чалтыре
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ОЧЕРК
(ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЯСНИКОВСКОМУ РАЙОНУ)
В теплые российские ладони
Малою крупицею осел,
Где светило озарилось в Доне,
На степной росистой полосе.
Родине служит – святей нет службы,
И питает нас одна река;
Ты – как ветвь, народ мой,
в древе дружбы
Шелестишь сквозь годы и века!
Х. Наирьян. Малая родина
с. Чалтырь
Самым крупным, как по площади, так и по количеству населения является село Чалтырь. Село Чалтырь – административный центр Мясниковского района. Выбор места для строительства Чалтыря определялся не только близостью к крепости Дмитрия Ростовского. Главным было то, что здесь пролегал северо-западный торговый путь – большой Бахмутский тракт – из приднепровских степей к устью Дона. Первые дома села были выстроены на излучине реки Чалтырь, соединившей самые большие армянские селения, Чалтырь и Крым.
В Чалтыре мы идем по улицам, проложенным двести лет назад. Как и другие армянские поселения, Чалтырь строился по единому плану. Геометрическая сетка пересекающихся под прямыми углами улиц и переулков повторяла архитектурно-планировочную структуру города Нахичевани. Особое значение в выборе места для будущего селения имел и родник. Он сохранился, и кажется, за двести лет не стал менее полноводным. Называют его Мец-Чорвах, то есть, Большой Родник.
Родник Мец-Чорвах и сегодня один из главных достопримечательностей нашего села – наши истоки, наша история. Родник тщательно благоустроен, культ воды у армян – многовековая традиция. В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы — каменные драконы, а особо почитаемая языческая богиня Нар – хранительница воды. Часть переселенцев-армян обосновалась возле родника, образовав село Чалтырь. Они обложили родник камнями и сделали колодец. Воду доставали ведрами при помощи веревки, в основном воду доставали женщины. В1936 г. ниже колодца построили бассейн, где вода текла по трубам, и люди брали воду уже при помощи кранов. подробнее
Одной из достопримечательностей с. Чалтырь является храм Сурб Амбарцум (святого Вознесения). Построен в середине XIX века (1862 – 1870 г.г.).
Он лучший по сохранности среди памятников культовой архитектуры Мясниковского района. Храм создан, несомненно, талантливым зодчим, в стиле классицизма. Его композиционная схема – четко выраженный крестово-купольный план. К центральному четверику, несущему восьмигранный барабан и низкий купол, примыкает алтарная апсида, четырех-ярусная колокольня, два четырехколонных портика с фронтами, выполненными в классических традициях.
В центре с. Чалтырь, в парке воздвигнут мемориал славы в честь погибших в Великой Отечественной войне земляков и воинов, павших при освобождении села. Автор – местный архитектор Дзреян В. Е., скульптор – Лебеденко А. А., инженер – Даглдиян Б. М. Проект памятника был подготовлен к 40-летию Победы в 1985 г. По Генеральному плану он должен был находиться на “Золотой горе“, но так как сооружение по эскизам получилось большое, решено было сделать его парковым сооружением. Строительство было начато в 1986 г., в мае 1987 г. состоялось открытие памятника, проект индивидуальный, аналогов нет. Материал – туф из Армении и мангышлакский камень из Новочеркасска. Деньги на строительство были собраны с предприятий, организаций, населения района.
В канун 50-летия Победы (1995 г.) в жизни района произошло знаменательное событие. Указом Президента России высокое звание Героя России (посмертно ) было присвоено Сурену Амбарцумовичу Тащияну. Спустя пятьдесят два года была восстановлена историческая справедливость и воздано по заслугам погибшему в 1943 г. в воздушном бою летчику-истребителю морской авиации Черноморского флота. Сегодня все в районе знают его имя, знают о подвиге летчика Тащияна С. А. В центральном парке с. Чалтырь на мемориале Славы установлен барельеф и мемориальная доска С. А. Тащияну. На счету С. А. Тащияна было 400 боевых вылетов, 187 воздушных боев, 11 сбитых вражеских самолетов. подробнее
Другая достопримечательность с. Чалтырь – музей. В с. Чалтырь создан и активно функционирует историко-этнографический музей. Идея открыть родилась в 1988 г. Трое друзей-энтузиастов, полные оптимизма, люди пенсионного возраста, взялись за это дело. По инициативе Закарян Р.Э. – тогдашнего секретаря РК ВЛКСМ, М. А. Пудеян, А. Х. Хурдаян и Г. Р. Люледжиян (первый директор музея), начали кропотливую работу по сбору материалов для музея. Помещения не было, и первое время для этой цели служил дом А. А. Попова. Односельчане, узнав об этом начинании, не остались в стороне. Коллекция музея стала быстро пополнятся. В 1992 г. музей получил помещение в РДК.
24 апреля 1992 г. состоялось торжественное открытие музея. Экспонаты в музее расположены в хронологическом порядке, немало экспонатов быта, одежды армян, много стендов, посвященных нашим видным землякам. Постоянно музей посещают учащиеся, а так же гости из Литвы, Армении, туристы из США, ФРГ, Шотландии, Франции и т. д.
Мокрый Чалтырь
История села Мокрый Чалтырь (Чалтур ): первым его заимщиком был казак Скородумовской станицы Филипп Иванов.
С 1783 г. казак Павловской станицы Петр Власов купил этот хутор у казака Александровской станицы Анастасия Регутинова и владел им 1788 г. По смерти Власова хутор этот был продан старшине Афанасию Болдыреву имевшему в смежности с ним хутор.
В 1869 – 1870 гг. строится железная дорога Таганрог-Ростов. Строили и обслуживали ее артели рабочих людей из России, но принимали участие и казаки. Работал на это “чугунке“ прапрадед из рода казаков-первооснователей хутора Хапры Гаврила Егорьев (погиб на строительстве железной дороги).
// Новочеркасский архив (Черешнева А.Н., библиотекарь фил. №11, приблизительно 1994 г.)
с. Крым
Память о прошлом – интересный памятник архитектуры, церковь Сурб Аменапркич (святого Спасителя). Церковь построена на средства и с участием жителей с. Крым в конце XIX – начале ХХ века. По архитектурному стилю – это интересный памятник конца XIX века, единственный на юге России. Обилие окон делало здание светлым и нарядным внутри. Арочные проемы, колонки наличников, круглые окна, рельефные кресты фасадов колокольни, напоминающие древние хачкары, сложный орнамент кованых оконных решеток – фон красных кирпичных стен усиливал их декоративность. От неминуемой утраты этого уникального здания буквально спас к-з им. Лукашина. В 1982 г. началась реставрация церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения.
В центре села Крым стоит величественный мемориал – пантеон Славы. Монумент воздвигнут на средства колхоза им. Лукашина. Торжественно открыт 9 мая 1970 г. Инициаторами увековечения памяти односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, выступили коллективы учащихся и учителей местной школы. Ими были собраны материалы о павших воинах Советской Армии – личные документы, письма, фотографии, данные о званиях, военных частях, наградах, местах гибели. Проделана была огромная поисковая работа. Монумент строился пять лет, с 1965 г. Монумент состоит из скульптурной группы и полукруглого здания пантеона из розового туфа. Внутри пантеона фотографии павших героев-земляков на эмалевых пластинках – всего 365. Проект памятника был утвержден художественным советом Ростовского отделения художественного фонда РСФСР. Автор проекта скульптор Джлаухян А. Х., архитекторы Голяпин Г. и Кузнецов Л. Перед памятником установлен вечный огонь. С момента открытия Монумента и по настоящее время здесь побывали десятки тысяч посетителей, в том числе туристы из 42 стран мира.
с. Большие Салы
Село Большие Салы освящено памятью А. П. Чехова. У писателя есть рассказ “Красавицы“. Это – рассказ-воспоминание о том, как гимназистом он ехал с дедушкой из Большой Крепки в г. Ростов н/Дону. По пути они остановились покормить лошадей в Больших Салах “у знакомого дедушке богатого армянина“. После этой поездки появился рассказ о юной девушке-армянке, о ее необыкновенной красоте. Село славится не только этим.
В центре с. Б. Салы расположена церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Храм был построен в 1867 г. по проекту известного архитектора Муратова. Любопытна сама история храма. Церковь была построена на средства семьи Чебонянов. Сюда приходил великий армянский поэт Аветик Исаакян, приезжавший к своему однокашнику по Эчмиадзину, учителю Нор-Аревяну. Героиня известного рассказа А. П. Чехова “Красавицы“ – Марта венчалась в этой церкви, здесь же крестились и венчались местные жители. В 50-е годы церковь была закрыта. Служба в церкви возобновилась в 1995 г., по воскресеньям и праздникам здесь проходят богослужения, приезжает священник из г. Ростов н/Д. Но, церковь очень нуждается в реставрации. Сейчас идет сбор средств на реставрацию церкви.
Война не обошла стороной с. Б-Салы. История боев за Дон полна примеров мужества и самоотверженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Много на Дону и в нашем районе памятников в честь защитников Отечества. Одним из них является памятник на Артиллерийском кургане в с. Б-Салы.
Он установлен на кургане, где совершили свой бессмертный подвиг артиллеристы батареи С. А. Оганяна. На железобетонном постаменте установлена 76-мм противотанковая пушка. Перед памятником – четыре пилона, на которых перечислены воинские соединения и части, участвовавшие в боях за Ростов. Памятник открыт 8 мая 1972 г. Автор памятника – архитектор Э. Калайджан. Ценою жизни батарея С. Оганова сокрушила гитлеровские танки и сдержала их. Герои похоронены в братской могиле в центре с. Большие Салы. подробнее
В местном СДК висит памятная доска с фамилиями жителей села, погибших в годы войны.
Жители с. Большие Салы чтут память своего прославленного земляка Лазаря Сергеевича Чапчахова, который родился в с. Б-Салы в 1911 г. 6 марта. Батальонный комиссар, летчик-истребитель, Герой Сов. Союза, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени Чапчахов Л. С. совершил 268 боевых вылетов, героически погиб в 1942 г. в бою с немецкими захватчиками. До войны он работал электриком на строительстве “Россельмаша“, окончил Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов, позже – курсы комиссаров при Харьковской военно-авиационной школе пилотов. Военный комиссар эскадрильи 38-го отдельного истребительного авиационного полка. Похоронен в пос. Крестцы Новгородской области. На территории з-да “Россельмаш“ установлен бюст, поставлена мемориальная доска в с. Большие Салы.
с. Султан Салы
Село Султан-Салы стоит на возвышенности в стороне от трассы, идущей от Чалтыря к Большим Салам. Перед поселком обширная низина, — переброшен мост через ручеек – ускользающее воспоминание о бывшей реке. Дорога сбегает к мосту и за ним ответвляя от себя пучки тропинок поднимается в село. На всем пути к селу от трассы главной высотной композицией является церковь Геворка, стоящая на окраине Султан-Салов.
Построенное в 60-х годах XIX века, это здание самое старое здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. Церковь Геворка – интересный памятник архитектуры, и хотя в основном хорошо сохранилась, состояние ее требует срочного вмешательства не только реставраторов, но и местных властей. Здание отличается богатством объемов: самый крупный, квадратный в плане зал перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном, шатровая колокольня со звонницей, прямоугольный низкий притор, крупное полукружие апсиды. Поверхность здания испещрена следами пулеметных и снарядных попаданий.
Рядом с храмом стоит здание бывшей приходской школы, построенное сразу же после окончания строительства храма. Все это требует реставрации.
На местном кладбище с. Султан-Салы похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в небе донской земли. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5, и в группе 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе С-Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Жители Султан Салов свято чтут память советских солдат, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. В цен-тре села установлен памятник воинам-освободителям.
с. Несветай
В шести километрах от Больших Салов в сторону Родионово-Несветайского района расположено село Несветай. Из всех поселков, основанных переселенцами с Крыма армян, Несветай явно не крымской топонимики. Рассказывают, что поселок был назван по имени украинского казака, спасшего холодной зимой семью армян, направлявшихся на Дон. Распахав эту землю и построив первую землянку, переселенцы назвали будущий поселок именем украинского казака Нецвета. Поселок небольшой, далекое прошлое прослеживается только в планировочной структуре улиц. Поэтому как чудо воспринимается сохранившийся на северной окраине его архитектурный памятник середины XIX века – церковь Карапета.
У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление ценнейшего памятника старины.
Велики людские потери мясниковцев в годы Великой оте-чественной войны. Только из этого маленького села не верну-лись с войны более пятидесяти уроженцев. Десятки воинов Со-ветской Армии отдали жизнь за его освобождение. В память об их подвиге в селе установлен памятник воинам-освободителям.
х. Недвиговка
Наш район в основном заселяют армяне. Но немало здесь проживает русских, а именно казаков. В 1931 г. в состав Мясниковского района были переданы Калининский и Недвиговский сельские советы с селами Калинин, Недвиговка и Сафьяновка, а в 1965 г. в состав района вошел и Петровский сельский совет с селами Петровка, Александровка, и 6 небольших хуторов. Как и др. села района, они имеют богатую историю. Особенно хутор Недвиговка.
Прежде всего, он славится тем, что недалеко от хутора расположен всемирно известный музей-заповедник “Танаис“.
Церковь находится на полпути у железной дороги Ростов – Таганрог, является одним из хорошо отреставрированных храмов области. Храм был построен в 1796 г., стены храма были каменные, а купола и колокольня деревянные. В 1905 г. было решено возвести новый храм, уже кирпичный в 10 метрах от старого. Строительство велось по проекту архитектора С. И. Васильева при настоятеле церкви протоиерее Василии Платонове. Строительные работы были завершены в 1914 г., а иконопись и орнаменты в 1917 г. Храм построен в русском стиле XVI в. Церковь крестообразная, великолепный образец краснокирпичной кладки, строгая пропорциональность куполов, ритмика сухариков по карнизу, графическая прорезь окон. Храм освящен в 1915 г. В 1937 г. церковь была закрыта, а настоятель церкви священник отец Иоанн Загравский был арестован и сослан, утварь и иконы были разграблены и уничтожены. В 1943 г. церковь Успения пресвятой Богородицы, опустошенная, без крестов и колоколов, вся израненная обрела свое второе рождение. Началось восстановление церкви, вместе с тем начались богослужения, а ее нынешний, наружный, а особенно внутренний вид свидетельствуют о многих трудах прихожан церкви. Богослужения ныне проводит протоиерей Петр Пневский.
В центре хутора установлен памятник погибшим одно-сельчанам и воинам-освободителям Советской Армии. Около ста уроженцев хутора не вернулись с фронтов Великой отечест-венной войны, почти столько же советских солдат отдали жизнь за его освобождение.
слобода Петровка
Другая русская церковь находится в с. Петровка. Петровский храм Божьей Матери “Живописный источник“, находящийся под эгидой Ростовской н/Д Епархии Русской Православной церкви, возрождается к жизни. Еще совсем недавно здесь, под священными сводами, располагалась мехмастерская. Все это сейчас убрано. Вера людская, многочисленные пожертвования, как от частных лиц, так и от предприятий, фирм г. Ростова н/Д возвращают храм к жизни. На собранные средства закуплены все необходимые для реставрации и реконструкции строительные материалы, в церковь будет проведено отопление. Рядом с церковью как много лет назад на своем прежнем месте, откроется часовня. Уже сейчас в церкви, пока полуразрушенной проводятся службы, народ собирается здесь на все православные праздники.
Слобода Петровская расположена на реке Тузлов, с одной стороны защищена холмами. Впервые сведения о ней появляются в 1846 г. По одной из версий слобода основана Петром Иловайским. Другая версия, такова, раньше это место называлось Крыничка, потому что здесь был родничок, пробивающейся из под земли в небольшом овражке. Один знахарь и обнаружил здесь икону Божьей матери. Родничок огородили деревянным срубом, и чуть выше была заложена церковь, и назвали эту церковь “Живописный источник“. Еще существует версия, что с. Петровка существует со времен Столыпина, и возник от фамилии или имени проживающего здесь помещика. Первый колхоз назывался “Пламя Социализма“ (1929 г.), интересный факт – в с. Петровка никто не пострадал от сталинских репрессий. С. Петровка до 1965 г. входило в состав то Никлиновского, то Б-Крепинского, то Родионово-Несветайского районов. С 1965 г. вошло в состав нашего района. Славится с. Петровское своим героическим прошлым. На ее территории шли бои в годы Гражданской войны и ВОВ. Народ не забыл подвиги погибших в боях за Петровку, здесь поставлены памятники Погибшим героям Гражданской и Великой Отечественной войн.
х. Чкалово
Есть в нашем районе небольшой хуторок Чкалово, с виду ничем не примечательный, но очень известный не только в нашем районе, но далеко за пределами области. Это связано с именем выдающегося, всемирно известного художника Мартироса Сергеевича Сарьяна.
“В Приазовской степи близ заросшей камышом речки Самбек, на невысоком холме отец мой вырыл колодец, построил домик из необожженного кирпича и покрыл его камышом. Наша семья жила в нем, как во дворце…“
Это строки из книги воспоминаний нашего знаменитого земляка, художника Мартироса Сарьяна “Моя жизнь“. Он родился в Нахичевани н/Д в 1880 г., но в 1883 г. семья выбралась из города и начала налаживать собственное хозяйство.
Усадьба его детства уцелела до наших дней и стоит в хуторе Чкалово нашего района. Здесь он прожил до 1887 г. До наших дней сохранился тот самый дом, и колодец, делать который отцу помогали все дети, даже самые младшие. Более того – несколько лет тому назад в этом доме открыли музей Сарьяна. Вот только судьба этого музея складывается далеко не просто. В начале 90-х годов заботами управляющего Александровским отделением с-за “Ростовский“ усадьба Сарьяна была восстановлена. Был отремонтирован домик, установили гранитную стелу с портретом художника, в мае 1992 г. открыли музей М. Сарьяна, где было несколько картин М. Сарьяна, а также ростовских и чалтырских художников. Здесь же в домике-музее расположена сельская библиотека. Дальнейшие планы были замечательными, собирались восстановить все как было – из сырца, под камышом, со всеми постройками, расчистить колодец, возродить сад. Но дальше слов дело не продвинулось. В данный момент состояние дома, как исторического памятника, неудовлетворительное. Все пришло в запустение, дом-музей уже несколько лет не отапливается. Но, пока еще не поздно вернуться к решению проблем.
х. Сафьяново
Если проехать на электропоезде из Ростова в Таганрог, то из окна вагона можно увидеть хутор Сафьяново в 20 км. от г. Ростова н/Д. Этот хутор расположен на высокой террасе над берегом реки Мертвый Донец. Он находится на месте древнего Сафьяновского поселения эпохи бронзы. Первые документальные сведения об образовании этого хутора относятся к 1740 г. Основатели хутора казаки в числе 11 семей бывшего Дмитриевского конного казачьего полка.
х. Ленинаван
Интересна история создания х. Ленинаван. В 1925 г. члены четырех сельхозобъединений из с. Чалтырь – СОЗ “Трудовик“, Машинное товарищество “Марс-поле“, молочная артель “Халмух-дера“ и СОЗ “Крестьянин“ переселились на жительство в район балки “Халмух-тарама“ – настоящее место хутора Ленинаван. Это были члены 17 больших семей. За лето-осень 1925 г. они построили дома на 3-4 семьи и перезимовали здесь первую зиму. Купили первый трактор “Фордзон“, получили большой урожай зерна. В 1926 г. стали прибывать новые семьи, и стало ясно, что это не временный поселок, это навсегда. В 1927 г. в маленьком частном домике возникла первая школа. Лишь в 1930 г. в центре хутора была построена школа для детей. В 1941 г. в ноябре здание школы было разрушено во время бомбежки. В 1956 г. открылась новая школа с современной планировкой. Х. Ленинаван славится своими людьми. В х. Ленинаван родился и жил известный армянский художник, замечательный человек, ученик великого Сарьяна, Сейран Хатламаджиян. С. О. Хатламаджиян оставил большое количество живописных произведений, часть которых хранится в Государственной Третьяковской галерее, картинной галерее Армении, работы этого художника экспонировались во Франции, США, Дании, Венгрии, ФРГ, Англии, Канаде и т. д.
х. Ленинакан
Х. Ленинакан имеет очень интересную историю. В 1922 г. члены СОЗов из с. Крым организовали первую трудовую коммуну на месте нынешнего х. Ленинакан. Коммуну возглавил Капрел Асватурович Атаманов, председатель Крымского с/совета. Вместе с ним переселились и несколько семей. Вначале коммунары имели 80 га земли, две лошади, три коровы, одну овцу, числились в ней 71 человек. Вскоре появился первый барак на 8 семей. Сколько было радости, когда в 1927 г. коммуна приобрела свой первый трактор “Фордзон“. Жизнь в коммуне была очень интересной, радостной, общий труд сплачивал людей. Помнят старожилы и первую хуторскую комсомольскую свадьбу. Коммуна из года в год крепла и росла, появились новые коровники, свинарник, два птичника, а также один жилой дом на 100 человек, да еще с клубом, школой, медпунктом, детским садом и столовой. Коммуна просуществовала до 1935 г., она была реорганизована в колхоз с одноименным названием “Труд“.
Отсталый ранее край, превратился в район сплошной грамотности, высокой культуры. За это время неузнаваемо изменился облик населенных пунктов, год из года поднимается материальное благосостояние труженников района. Газифицированы почти все населенные пункты. В районе работают различные промышленные предприятия, торговые точки. Райцентр застроен многоэтажными домами, благоустраиваются улицы. Вместе с ростом благосостояния растет и культура людей. В районе 16 клубных учреждений, ЦБС с 17 библиотеками, 16 школ, детская школа искусств, спортивная школа и т. д. Волею исторической судьбы небольшая частица армянского народа поселилась в донских степях еще давно, но лишь в 1926 г. получила возможность основать свой район в составе России, бок о бок, плечом к плечу армянский народ трудится рядом с русским народом в дружбе и согласии.
Составитель О. Д. Хачкинаян,
Редакция А. О. Кешешян, М. А. Явруян.
Компьютерный набор А. М. Акопян.
Фотографии А. Д. Мирукян.