Что посмотреть в гостилицах
Усадьба Гостилицы. Ленинградская область
Состояние их крайне печальное
Это надо смотреть весной, как мы, или осенью. Когда деревья без листьев, и тоже кажутся поэтому мертвыми. Тогда ощущение общего умирания будет особенно сильным
В советское время здесь был совхоз, это как-то спасало постройки от разрушения. Сейчас, похоже, хозяев нет совсем. И все стало стремительно распадаться. Вероятно, люди тоже к этому приложили руку.
Это здание подлатано, и в нем какие-то признаки жизни.
Есть стекла, трубы, вентилятор. Раз не украдено все, значит кто-то тут бывает, наверно что-то хранят внутри. Хотя и его состояние назвать хорошим трудно. Но если забросят, то придут вандалы, чтоб выдрать с корнем все железное, разрушая при этом стены, а потом ветер и перепады температур доделают остальное
Не было никаких причин, чтоб эти добротные исторические постройки разрушались. Они могли стоять еще много лет, радуя глаза путешественников. И использоваться по назначению. Но не при этой власти, и не в этом состоянии страны.
Вдали показались руины дворца. Но мы к ним пойдем позже
А пока, бросив на них взгляд издалека, пойдем изучать остальные части усадьбы, где жили такие люди, как Миних, Разумовские, Потемкин, Врангель, Сименс.
Из всего исторического наследия прилично выглядит лишь Троицкая церковь, построенная в 1755-1764 годы, когда усадьбой владел фаворит императрицы Елизаветы Петровны Алексей Разумовский, а распоряжался ею его брат Кирилл, позже унаследовавший Гостилицы.
Раньше она была такой же обшарпанной, как храм в Дятлицах, но потом ее реставрировали. Гостилицы крупное поселение, прихожан тут много, и денег на восстановление тоже было больше
Храм был закрыт, но появилась откуда-то смотрительница, увидев нашу группу, и открыла его специально для нас
От нее мы узнали очень интересные подробности. Оказывается, роспись в храме была восстановлена на деньги представителей рода Сименсов. Тех самых, что основали всемирно известную фирму, делающую различную электронику. Основателем был Вернер фон Сименс, а его брат Карл отправился открывать представительство фирмы в России. Позже Карл фон Сименс и сам стал главой фирмы. Так вот, Карл Сименс владел усадьбой Гостилицы в конце 19 века, а после его смерти, и до революции, владела Гостилицами его дочь. В память о родовом имении их потомки выделили деньги на восстановление храма.
Много раз слышал истории, как иностранцы у нас восстанавливали памятники истории и культуры. А пропагандисты на телевидении постоянно поливают Европу грязью, сами не выделив из своих огромных зарплат на это дело ни копейки
Смотрительница сначала рассказывала нам про историю церкви, про текущую жизнь прихода
Тут бронзовая табличка напоминает о Сименсах, участвовавших в восстановлении храма
Служительница тем временем закончила рассказ про храм, и стала нас призывать воцерковляться.
«Ходите в храм, ходите! Сначала понемногу, привыкайте, потом побольше. Участвуйте в жизни церкви, живите во Христе. Без Христа жизни нет.. Все погрязли в компьютерах своих поломанных, в грехе. «
Речь ее была довольно сумбурной, прыгала с темы на тему, видимо ей давно хотелось выговориться, прочитать кому-то проповедь. А тут нашлась аудитория. В деревенский говор время от времени она вставляла выражения вроде «объективная реальность», но связать их с остальным текстом не могла, и они повисали загадочно в воздухе
По ходу своего выступления бабуля распалялась все больше и больше, сама себя заведя. В какой-то момент она перескочила на близкую мне тему
«Духовно развивайтесь. И тело развивайте! В здоровом теле здоровый дух! Занимайтесь физическими упражнениями! А то вот один ходит бодро, а другой хилый, сутулый, слабый. Надо заниматься!»
Окончательно разойдясь от своего выступления, она яростно топала ногой, чтоб усилить эффект своих слов, и размахивала книгой. Поблагодарив ее за все ценные советы. мы поспешили покинуть храм
Фото церкви напоследок
Перед храмом можно увидеть пруд, который сделали еще в начале 18 века, при Минихе. Пруд образовался путем запруживания речки плотиной. Благодаря Миниху, тут есть водоем с чистой водой, где можно купаться и ловить рыбу
Рядом с плотиной, над которой проходит дорога, развалины двух старинных построек. Это остатки водяной мельницы, которую построили при Минихе. Вода,падая с плотины вниз, вращала механизмы мельницы, и ее энергия не пропадала зря, а давала крестьянам муку.
Позже на месте мельницы появилась небольшая гидроэлектростанция. И еще в 19 веке здесь было электричество.
Так что перед нами исторический памятник, построенный примерно в 1730-е годы, когда Россией правила Анна Иоанновна, а Миних руководил российской армией. И был первым полководцем России, кто взял Крым, разбив Крымское ханство и Османскую Империю
Но Миних важен для нашей истории не только тем, что был полководцем. И как раз история усадьбы это показывает. Он был в первую очередь талантливым инженером. Именно по этой причине Петр Первый привез его из Европы. Миних, как и многие другие иностранцы, внес огромный вклад в инженерно-техническое развитие Российской Империи
При Минихе появился канал в Кронштадте, ставший сухим доком. В нем могли ремонтировать морские корабли, что было очень нужно для недавно появившегося российского флота. А еще мы ему благодарны за появление Староладожского канала, прорытого вдоль берега Ладожского озера. Это спасло тысячи кораблей от гибели в ладожских штормах, потому что теперь они могли безопасно плыть по каналу параллельно береговой линии. Стоит отметить и то, что Миних какое-то время был губернатором Петербурга, и именно благодаря ему Анна Иоанновна вернула в Петербург столицу, переехавшую при Петре Втором в Москву
Ниже плотины уже нет широкого пруда, а просто течет маленькая речушка, скорее даже ручеек
Через ручеек перекинут старинный горбатый мост. В усадьбе их два, но второй мы видели лишь издалека, и не пошли к нему по причине глубокого снега
На мостике все участники нашей группы поспешили сделать себе фото на память
Стены из известняка, как у настоящей
Руины часовни, включенной в ограду крепости
У крепости были и башни. Все, как у настоящего средневекового укрепления
Часовня, вид с другой стороны.
Сохранившаяся башня крепости
Про Александра Потемкина, а также его жену из рода Голицыных, следует сказать одну важную вещь. При них большие средства выделялись на образование сельских детей. Было построено пять школ для деревенских мальчиков, а для девочек были курсы, где их учили ремеслам. Как видим, они умели не только выкидывать деньги на такие капризы, но и приносить пользу простым людям
Идем дальше по течению реки. И видим еще один пруд. Этот пруд появился уже после Миниха, при Разумовских
В реку впадают многочисленные родники, они и создают напор, с которым река устремляется вниз
В Российской Империи умели создавать красоту.
Идем обратно по другому берегу реки. В склоне оврага видны многочисленные родники, питающие реку. Вот один из них
А дворец, судя по разваинам, был великолепен.
Построили его уже при Разумовских, потому что при Минихе была лишь скромная постройка
Пока строили новый дворец, гостей поселяли во временные постройки. Так чуть не погибла будущая императрица Екатерина Вторая, которая в такой временной постройке ночевала с мужем и охраной. Ночью дом стал рушиться. Солдаты, ночевавшие на первом этаже, погибли, а со второго успел выпрыгнуть Петр Третий, прежде чем обвалилась лестница. Оставшихся там Екатерину с ее фрейлиной ловили из окна гвардейцы, подставляя руки. Едва они вылезли из развалин, как рухнула оставшаяся часть. Чудом будущая великая императрица не погибла в Гостилицах в ту ночь.
Позже был достроен великолепный дворец, в традициях того золотого века, эпохи расцвета России
Теперь через дыры в стене изнутри можно видеть церковь
Позже дворец был перестроен по моде середины 19 века, в английском стиле. Если побродить по развалинам дворца, можно видеть разную кладку, разные слои, следы переделок. То-есть, новые стены и окна делались поверх старых. Современный вид дворец приобрел при Потемкине
До революции тут были водопровод, в котором вода качалась паровыми машинами, электричество, богатое хозяйство
Был сильный ветер, и во время его порывов иногда падали сверху кусочки кирпичей. Дворец постепенно разрушается..
Он напоминает нам о былом великолепии Российской Империи, о том, как процветали когда-то эти земли.
О Кирилле Разумовском, который был Гетманом Украины, и учеником знаменитого математика Леонарда Эйлера. И о том, что в России жили такие люди, как Карл Сименс, что лучшие ученые и предприниматели мира предпочитали жить в России, а сейчас такое даже сложно себе представить
Мы вспоминаем, глядя на остатки былой роскоши, что знать предпочитала иметь усадьбы в селах под Петербургом, а не покупать себе недвижимость в Европе, как делает главный пропагандист России Владимир Соловьев, а с ним и остальные представители властных «элит».
Эти две очаровательные девушки приехали в Петербург из Крыма. Теперь изучают с нами историю нашей страны
Автор пьет чай на развалинах дворца
Эти руины также напоминают нам о том, сколько зла и разрушений несет любая война
Наверху уже вовсю растут деревья. Их видно через окна
Остатки былого великолепия
Место, где бывали императрица Елизавета, императрица Екатерина Вторая, а также множество виднейших государственных деятелей нашей страны.
Покидаем руины дворца, смотрим на него издалека. Отсюда видно весь его масштаб
Проходим мимо развалин конюшен. Несколько лет назад они были целыми. Но в прошлом году тут был пожар. И остались лишь мрачные развалины
Идем мимо них к автобусной остановке. Из Гостилиц идет прямая маршрутка до Петербурга, стоит всего 100 рублей, по времени ехать час. Туда и направляемся, а попутно бросаем взгляд на последнюю усадебную постройку
Внутри видны каменные поилки для скота
Усадьба ГОСТИЛИЦЫ
Пару лет назад в очередной визит в Санкт – Петербург, мне показали это интересное место, теперь при каждом визите в Питер я бываю тут.
Графские развалины – усадьба Гостилицы.
В 1743 г. Гостилицы становятся одним из пригородных мест отдыха семейства Разумовских, привлекших для строительства усадебного дома, парковых служб и павильонов видных петербургских архитекторов, среди которых был и Б. Ф. Растрелли. В это время были построены усадебный дом, кавалерские корпуса и Катальная горка.
Проданное в 1824 г. А. М. Потемкину имение Гостилицы продолжает разрастаться и перестраиваться. Последний строительный этап в Гостилицах связан с именем Ф. Е. Врангеля, владевшего ими до 1896 г.
В годы Великой Отечественной войны здания усадьбы Гостилицы сильно пострадали, особенно усадебный дом, но сохранились многие постройки.
Усадебный дом в Гостилицах.
Построенный при Б. К. Минихе усадебный дом был значительно перестроен при Разумовских. Отличительной особенностью каменного двухэтажного здания 80-х годов XVIII в. является сложный план с многочисленными объемами башен и ризалитов. Кроме смотровой башни, в южном крыле здания сохранились две восьмигранные башни, фланкирующие широкое крыльцо-галерею в северном торце. Центральная часть фасада, обращенного к реке, выделена полуротондой.
Существует предположение, что в перестройке дворца принимал участие известный архитектор А. И. Штакеншнейдер, но своими объемами и сложностью обработки фасадов он напоминает также дворец Потемкина в Островках на Неве, построенный выдающимся архитектором И. Е. Сатаровым.
В годы Великой Отечественной войны дом был разрушен. От него сохранилась двухэтажная коробка, расположенная в 200 м от реки.
Южный кавалерский корпус в Гостилицах.
Двухэтажный кирпичный Кавалерский корпус к югу от усадебного дома построен в 60-х годах XVIII в. одновременно с двумя другими, образующими курдонер (парадный двор). Он примыкает к одноэтажному флигелю, представляя трапециевидную планировку. Простенки между окнами декорированы плоскими пилястрами дорического ордера.
Западный фасад корпуса украшен высоким фронтоном криволинейного очертания с круглым окном.
Общая композиция обработки фасадов характерна для русской архитектуры эпохи раннего классицизма.
В настоящее время здание используется для хозяйственных нужд.
Северный кавалерский корпус в Гостилицах.
Корпус этот, построенный в начале XIX в., был предназначен для размещения гостей. Высказывалось предположение, что он сооружен с использованием ранее существовавшей постройки XVIII столетия. Это одноэтажное здание обращено главным фасадом в сторону дороги. Единственными элементами декоративного убранства его являются надоконные фронтоны и сандрики. Западный фасад корпуса украшают две дорические полуколонны по сторонам дверного проема.
Юго-восточный кавалерский корпус в Гостилицах.
Здание это построено в 60-х годах XVIII в. симметрично с северным и как бы образует пропилеи парадного двора. Автор постройки неизвестен.
Одноэтажный кирпичный корпус со сложным трапециевидным планом перекрыт четырехскатной кровлей с круглыми чердачными окнами в деревянном резном обрамлении. Фасады юго-восточного корпуса весьма скромны. Окна обрамлены простыми наличниками, а углы декорированы рустом; на торцевом южном фасаде сохранились круглые барочные окна.
Оранжерейный флигель.
Оранжерейный флигель — это каменная одноэтажная постройка с окнами, имеющими циркульное завершение.
Из-за неровности местности южная часть флигеля, обращенная к дворцу, — одноэтажная, а северная имеет два этажа.
Южный фасад флигеля разбит плоскими лопатками, окна расположены в неглубоких полукруглых нишах. Другие фасады лишены убранства.
Троицкая церковь в Гостилицах.
Троицкая церковь построена на средства последнего гетмана Украины К. Г. Разумовского неизвестным архитектором и датируется 1764 г. В 40-х годах XIX столетия она была перестроена. Овальная в плане с прямоугольными апсидами и трапезной церковь увенчана массивным восьмигранным куполом. Южный и северный входы фланкируются двумя двухколонными портиками дорического ордера с высокими треугольными фронтонами.
Фасады церкви обработаны крупным рустом и прорезаны десятью большими окнами. Свет в интерьер проникает также сквозь круглые окна барабана купола. Изящных пропорций колокольня с полуциркульными проемами звона и декоративными окнами в куполе своими очертаниями как бы повторяет собственно церковь.
Дом священника.
Небольшая каменная постройка — дом священника — входит в состав ансамбля в Гостилицах, и представляет собой типичное сооружение начала XIX в. Оба фасада дома выделены портиками из четырех полуколонн. Окна декорированы наличниками, на торцевых его стенах по сторонам входных дверей размещены неглубокие полуциркульные ниши. В настоящее время дом используется под жилье.
Парк Гостилицы.
Парк усадьбы Гостилицы занимает 60 гектаров. Умело используя перепады рельефа, неизвестные архитекторы, инженеры и народные мастера создали в ложбине систему из четырех живописных каскадов, вода в которые поступала из неглубокой речки.
Сохранились очень красивые каменные горбатые мостики, перекинутые через высохшее русло реки.
В Гостилицком парке среди деревьев местных пород имеются групповые посадки клена, лип и ясеня. Встречаются здесь отдельные экземпляры сибирского кедра, высаженного при Потемкине, когда из регулярного, скромного усадебного парк превратили в пейзажный английского типа.
Чайный павильон.
Одной из наиболее ранних построек ансамбля, восходящих к середине XVIII в., является Чайный павильон в парке. Здание, возведенное на высоком обрывистом берегу, приписывается творчеству Б. Ф. Растрелли. Чайный павильон представляет собой прямоугольную одноэтажную постройку под двускатной кровлей. На восточном и западном фасадах его устроены два фронтона, вход подчеркнуто выделен фланкирующими окнами с дорическими полуколоннами. Мотив этот присущ и другим зданиям Гостилицкого ансамбля.
В середине XIX в. Чайный павильон подвергся существенным перестройкам, однако основные его пропорции сохранились. В настоящее время здание Чайного павильона используется под хозяйственные нужды.
Служебные здания.
Хозяйственный комплекс сформировался в 30—40-х годах XIX столетия и состоит из двухэтажных жилых домов и одноэтажных служебных корпусов. Все постройки каменные, они декорированы характерными деталями классицистического убранства — пилястрами, полуколоннами, нарядными кронштейнами. Внутреннюю планировку эти сооружения не сохранили.
Усадебно-парковый комплекс в Гостилицах — один из самых значительных, но малоизученных архитектурных ансамблей в Ленинградской области. Большая часть сохранившихся его построек уже используется, но еще предстоят значительные работы по восстановлению всего ансамбля.