Что посмотреть в каргополе архангельской области
На Русский Север! Часть 2. По Каргопольскому уезду и Ошевенской волости
Раннее утро на берегу озера Лача вселяло какие-то надежды на улучшение метеоусловий. Даже небольшие просветы в облаках появились.
Но, пока собирались, все вернулось на круги своя, и опять пошел мелкий нудный дождик.
Почти всю поездку мне не давал покоя один вопрос. Почему на Русском Севере сохранилось так много деревянных церквей и часовень? Стоило пересечь границу Архангельской области, как в каждом селе недалеко от дороги или на пригорке возвышались эти творения деревянного зодчества. Состояние их было различным — и сильно «уставшие» под грузом прожитых лет, и опоясанные строительными лесами в надежде на скорую реставрацию, и, сверкающие серебром осиновых лемехов на главках, возрожденные к новой жизни.
Вот и в село (как хочется избавиться от казенного понятия «куст деревень»!) Калитинка, что стояло на нашем пути от гостевого дома «Колокол» до Каргополя, заехали взглянуть на несколько часовень, без всякой надежды попасть внутрь. С первой часовней, Ильинской, так и получилось. Старенькая, 19 века простройки, с пострадавшими от пожара после грозы крестами.
Долго корил себя, что доверился своей памяти и не просмотрел с утра маршрут предстоящего дня… Эта неказистая с виду часовня могла подарить нам первое знакомство с «небесами» — росписью потолка внутри! Только вечером обнаружил свою оплошность, но — поезд уже ушел.
Казалось, со следующей часовней в этом селе, Крестовоздвиженской, повторится та же история. Снова замок, но вид посвежее — десять лет назад часовня была восстановлена участниками проекта «Общее дело».
О нем я расскажу ниже. Сфотографировали для памяти и собрались уже уезжать, как увидели, что к нам торопится женщина, взмахами руки призывающая остановиться. Оказалось — смотрительница, живущая неподалеку, увидела подъехавшие машины (мы были с соседями по гостинице) и поспешила с ключом, чтобы «люди зашли, посмотрели».
Часовня Флора и Лавра еще 5 лет назад была практически руинирована — упавшая на крышу часовни колокольня, завалившийся набок притвор, внутри слой химикатов — удобрений, оставшийся с колхозных времен, в человеческий рост… Огромную работу проделали «Общедельцы». Ныне часовня полностью восстановлена.
Вот и Каргополь. И сразу — море позитива, заставившего забыть о ненастной погоде. Вот такая, увеличенная в сотни раз, каргопольская игрушка встречает нас практически на въезде в город.
Появившееся хорошее настроение не смогли испортить ни ямы-воронки на многих улицах Каргополя, ни перекопанный асфальт у Соборной площади.
И эта траншея сделала нам день! Ну разве увидел бы на предложенном навигатором маршруте эти замечательные деревянные домики?
А как вам это старое название одной из улочек, от которого так и веет дореволюционной Россией?
Почтамтская. Сейчас назвали бы проще — какой-нибудь Почтовой. В поисках путей подъезда к Соборной площади почти уперлись во что-то, похожее на большую беседку, на берегу.
Полоскальня. На дворе 21 век, практически в каждой семье имеется стиральная машина, а жительницы Каргополя продолжают пользоваться этим сооружением предков. Видите, как здесь чисто?
Хотя, наверное, сейчас полоскальня — больше своеобразное «тусовочное» место. И постирать, и посудачить с кумушками, обсудить последние городские новости.
Поднявшись от «портомойни» вверх по небольшому склону мимо памятника П. П. Баранову — основателю первых русских поселений на Аляске,
оказываемся на Соборной площади, где единым ансамблем стоят три церкви. Иоанна Предтечи, Введенская, собор Рождества Христова и колокольня.
Наверху нас ждали два неожиданных сюрприза. Вначале на колоколах обнаружили клейма нашего Каменск-Уральского колокольного завода «Пятковъ и К».
Словами трудно передать те чувства, которые испытываешь, когда звонят колокола… Почему-то я всегда забываю и о функции «Видео» в фотоаппарате, и о лежащем в кармане смартфоне.
Спустившись вниз, пошли в собор Рождества Христова, где нас ждали шедевры древнерусских иконописцев. Этот храм, построенный в 1552–62 годах, считается последним, построенным на Севере во времена царствования Ивана Грозного. Хотя есть еще и Благовещенский собор в Сольвычегодске, строительство которого было закончено в год смерти Иоанна Васильевича.
В Рождественском соборе расположена коллекция расписных «небес» из пяти деревянных церквей и часовен Каргополья «Шестой день творения». «Небеса» в деревянных церквях Севера — это усеченная пирамида внутри свода купола. В центральном круге, как правило, изображена Троица. На гранях, ближе к вершине — серафимы. А ближе к основанию — архангелы и евангелисты. Центральную грань занимает Распятие. В некоторых храмах «небеса» были сюжетными, с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов. Такие росписи из разрушенных ныне церквей и часовень и собраны на первом этаже храма-музея.
На гранях «небес» из Никольской церкви в Ловзанге изображены Библейские сюжеты. Поражает мастерство работ. А ведь иконописец П. П. Булатов в конце 19 века «просто» перерисовал сюжеты с гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Но для копирования у русского художника-самородка были лишь черно-белые изображения с гравюр размером не больше почтовой открытки.
На гранях «неба» из Георгиевской часовни в деревне Низ тоже библейские сюжеты, но выполненные по-другому — в иконописном стиле, блоками в два яруса.
И третий вид «небес», выполненный в самой распространенной манере письма — с серафимами, архангелами, евангелистами. Ранее находились они в Рождественской церкви в Большой Шалге, возле которой мы были накануне.
Можно было бесконечно долго в одиночестве и тишине созерцать эти творения мастеров 18–19 веков. Но в зал зашла группа туристов. Хоть экскурсовод и старалась рассказывать шепотом, чтобы не потревожить безмолвие среди древних стен храма, молодежь разбрелась по залу, который сразу наполнился монотонным гулом тихих голосов…
На втором этаже собора-музея фотографировать запрещено. Большой резной иконостас с несколькими иконами и немного фрагментов «небес». Запрет на фото я обосновал той же причиной, по которой мне запретили фотографировать в фондохранилище Ирбитского мотозавода — «неважнецкое» состояние экспонатов.
После Соборной площади проехали на бывшую Торговую, где стоит еще один храмовый ансамбль. Действующая церковь Рождества Богородицы и закрытые Никольская и Благовещенская церкви.
Было у меня большое желание посетить музей, посвященный Русской Америке, первым правителем которой был П. П. Баранов, уроженец Каргополя. Экспозиция эта размещается в церкви Зосимы и Савватия.
Вот только разгулявшийся дождь заставил изменить планы. Впереди ждала неизвестная дорога по глухим уголкам Каргопольского уезда, и с предстоящим ночлегом тоже была полная неопределенность. Покидал Каргополь с надеждой, что когда-нибудь вернусь сюда. Город требует более полного погружения в его историю.
Следующей остановкой на маршруте была деревня Саунино (Кипрово). Опять эти двойные названия! Здесь, в церкви Иоанна Златоуста (1665 год постройки) сохранились «небеса», и она является одним из самых посещаемых туристами ввиду своего месторасположения — всего 7 километров от Каргополя по неплохой дороге.
Из отчетов в Интернете мне были известны координаты смотрительницы с ключами. Подъехали сразу к церкви с надеждой, что какая-нибудь группа из большого числа туристов, виденных в Каргополе, сейчас здесь на экскурсии. Увы — замок. Поехали на поиски в деревню, где гуляющие под дождем местные девчонки дали точный адрес. И когда казалось, что все, птица удачи поймана, в руках не осталось ни перышка из ее хвоста… Видимо, устав от постоянного наплыва путешественников-одиночек и поездок от дома к церкви, смотрительница сдала ключи в Каргопольский музей, в ведении которого находится церковь. Настроение стремительно падало к нулю и было от чего. Сначала — Туровец, где не уговорили открыть церковь с иконой Богоматери Одигитрии, после — нескончаемый дождь, выматывающий нервы, сейчас — эта неудача. Без особого энтузиазма продолжили путь… Забегая вперед, скажу, что на этом наши злоключения закончились. Дальше все шло, как по-маслу. И, больше того — посетили место, о котором не думал, и которое стало достойнейшим финалом знакомства с «небесами»!
Я уже упоминал об Ассоциации самых красивых деревень России. Подъехали к мостику через речку Чурьега.
Мост деревянный, под старину, но реконструирован с использованием современных материалов — деревянные быки-ледорезы обшиты стальным листом, под полотно моста заложены мощные швеллера. А на другом берегу проезжающих встречает вот такой стенд.
Ошевенский Погост. Хотя это снова «куст» деревень, куда входят Погост, Ширяиха, Низ и Большой Холуй. Только сильно неудобной соседкой возле такого-то стенда чувствует себя заброшенная часовня Николая Чудотворца.
Проезжаем чуть вперед по деревне и перед нами — Музей Ошевенской волости. Дома-корабли с лабазами, колодец-журавль, огороженная площадка для гульбищ, стоящий вдоль реки ряд банек.
Нескончаемый дождь заставил задуматься о ночлеге, чтобы не столько отдохнуть, сколько просушить одежду и обувь. Возвращаться в Каргополь? Вдруг с какой-то полочки кладовой памятивсплывает информация, когда-то мельком прочитанная в одном из отчетов. В Ширяихе есть гостевой дом, нигде не рекламируемый, но где могут приютить заблудших путников! В поисках хоть какого-то указателя проехали до деревни Низ, где посмотрели на Георгиевскую часовню, «небеса» из которой видели утром в музее, вернулись назад. Уже отчаявшись, остановился возле каменных купеческих домов, в одном из которых сейчас сельский магазинчик.
Да уж, такую вывеску сложно заметить! Девчонки тут же обзвонили своих односельчан и торжественно вручили мне номер телефона человека с ключами от этого Дома. Созвонились, и через 10 минут двери были открыты! Уже Ольга Александровна рассказала, как нам попасть в Богоявленскую церковь. Не выгружая вещей и взяв ключи, пока позволяло время, поехали на околицу села, в Александро-Ошевенский монастырь.
Монастырь этот основал в 1460-е годы преподобный Александр Ошевенский. За пять с лишним веков монастырь не раз подвергался различным бедам. И разоряли его, и неоднократно горели деревянные церкви, и монахи роптали. К началу 20 века в монастыре были каменные надвратная Никольская церковь, Успенский собор с колокольней и деревянная Покровская. В Санкт-Петербурге монастырь имел подворье с часовней Св. Пантелеймона. В 1922 году монастырь закрыли и он потихоньку превратился в руины. Возрождение монастыря началось в 2001 году.
И вот мы у древних стен. Конечно, следы запущенности видны, но в сравнении с фотографиями 15-летней давности — проделана огромная работа. Стены с башенками на большом участке восстановлены, на колокольне установлены колокола, идут работы в игуменском корпусе.
Приехав обратно к нашему временному пристанищу и начав его изучать, я просто обалдел — это было 100-процентное попадание в тематику и настрой нашего путешествия! Жилой дом постройки 19 века — двухэтажный дом-корабль. И сейчас подробно расскажу, что это такое. На первом этаже, где-то посередине боковой стены, входная дверь. В маленьких сенях лежат, стоят, висят различные нужные в хозяйстве вещи — деревянная соха, вилы-рогатины, хомут, серпы, на стоящей в углу кадушке лежат постиранные домотканые половики. Поднимаемся по лестнице наверх. Двери, а за ними оборудованные современные ванная и туалет. Еще одна дверь. Со щемящим душу скрипом открываю ее, и — та-там! — мы в жилом помещении. Длинный коридор вдоль стены, сбоку двери в комнаты. А там — деревянные диваны и кровати позапрошлого века, застеленные лоскутными одеялами. Немного портят вид современные обои на стенах, но это — мелочи. В красном углу — небольшая тумбочка-киот с иконами. А на стене в «нашей» комнате — тот самый гобелен с оленями. Ностальгия по давно ушедшему детству и прабабушкиному дому…
Наше одиночество длилось недолго — подъехала еще машина с тремя молодыми людьми. Так мы познакомились с участниками проекта «Общее дело». Цель этого проекта — «укрепление морально-нравственных ценностей и популяризация здорового образа жизни в российском обществе». Одно из направлений деятельности — восстановление забытых и заброшенных памятников деревянного зодчества. Ребята возвращались из Масельги, где немного подремонтировали древнюю часовню. Быстренько натаскали дров, затопили печь и в доме запахло живым. Было не до разговоров — все устали. Беседы отложили на завтра.
Наутро — да, были долгие разговоры в монастыре с отцом Феодосием. Были затронуты многие темы, в т. ч. и так заинтересовавшая меня тема реставрации. Оказывается, на объектах под охраной государства нельзя даже гвоздь забить — нужны проект, смета и проч. Соответственно, стоимость реставрации возрастает в десятки раз. И если находится благодетель, согласный за пару миллионов сделать ремонт, то 20 ему не потянуть. Так и стоят старинные шедевры архитектуры, опоясанные строительными лесами и, разрушаясь, ждут своего часа…
Потом все проехали к Богоявленской церкви, полюбовались ее «небесами». По просьбе отца Феодосия не стал фотографировать — побаивается он лихих людишек, выискивающих в сети фото шедевров и затем похищающих их. Попрощавшись со священнослужителем и получив от него благословение в дальний путь, мы отправились дальше.
Село Архангело (Шелоховское). Здесь стоят церковь Сретенья Господня постройки начала 19 века
и, старше ее на добрую сотню лет, церковь Михаила Архангела, одна из нескольких сохранившихся с кубоватым куполом.
Достопримечательности Каргополя
Интересные места Каргополя
Церковь Иоанна Предтечи
Эта самая высокая в городе церковь построена в 1740—1752 годах на месте деревянной приходской церкви на Соборной площади. С 1994 года находилась в составе Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1996 года передана Архангельской и Холмогорской епархии.
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела, расположенная в селе Шелоховская, примерно в 60-ти километрах от города Каргополь, Архангельская область, была построена из дерева в 1715 году силами прихожан на месте одноименного сгоревшего храма.
Церковь Михаила Архангела, расположенная в 200 метрах от берега реки Онега, представляет собой постройку формы куба, с традиционным пятиглавием на верху. Такой тип построек характерен именно для этой области. Службы в церкви,в настоящий момент, не проводятся. Сейчас приход Сретенского храма деревни Шелоховская планирует восстановление церкви.
Координаты: 61.90275200,39.08300400
А какие достопримечательности Каргополя вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Река Онега
Река Онега берет свое начало из озера Лаче, в пяти километрах от старинного русского города Каргополя. А впадает река в Онежский залив Белого моря. Длина Онеги составляет 416 километров.
В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Каргополе только по фотографиям.
Церковь Рождества Богородицы
Церковь на Старой торговой площади в 1678 году начали строить купцы братья Андрей и Климент Пометяевы и в честь их небесных покровителей были названы два придела церкви.
Воскресенская церковь
В Конце XVII века в северной части Каргополя, неподалёку от крепости, выстраивается одноэтажная летняя Воскресенская церковь.
В храме была чудотворная икона свт. Николая.
Благовещенская церковь
В Архангельской области, в городе Каргополь расположено белоснежное пятиглавое сооружение – это Благовещенская церковь. Она была возведена на Старой торговой площади в 1692 году зодчим Шахановым. Петр I вложил в строительство 100 рублей.
В каждом из трех прясел находится по 3 ряда окон. Это значит, что здание имеет 3 этажа, из которых 2 окна сверху принадлежат холодному помещению. Конфигурация оконных проемов неодинакова, как и рисунок наличников. На одном окне вырезан стрельчатый кокошник, на другом – трехлопастный, на третьем – глубокий перспективный проем в три валика.
К сожалению, внутри церковь менее прекрасна. Она долго была закрыта и продолжала разрушаться, но на сегодняшний день она постепенно реставрируется Каргопольским музеем.
Координаты: 61.50158300,38.93916700
Церковь Зосимы и Савватия
Начала строиться в южной части города в 1814 году иждивением петербургского купка, выходца из Каргополя, Степана Копосова. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря тому, что владела значительными лесными угодьями.
Освящена в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия в 1819 году.
А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Каргополя?
Введенская церковь
В 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи.
В 1933 году передан Каргопольскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. В настоящее время здесь располагается центральный выставочный зал музея.
Самые популярные достопримечательности в Каргополе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Каргополя на нашем сайте.
Каргополь
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
На берегах Онеги
Каргополь находится на юго-западе Архангельской области. Из всех городов региона он ближе всех к «большой земле». Тем не менее, Каргопольский район приравнен к районам Крайнего Севера. Город раскинулся на левом берегу реки Онега, неподалеку от озера Лача. Железная дорога обошла его стороной. Ближайшая станция Няндома находится в 80 километрах.
Через город проходит автомобильная дорога, связывающая его с Архангельском. Расстояние до региональной столицы – 493 километра, до Москвы – 830 километров, до Санкт-Петербурга – 640 километров. Наличие автодороги существенно повышает транспортную доступность Каргополя.
Территория района представляет собой слегка всхолмленную равнину. Гор здесь не найдешь. В своем время над ландшафтом изрядно поработал ледник, который все проутюжил и сгладил. А когда ушел, оставил после себя небольшие впадины. Они заполнились водой и превратились в озера. Часть водоемов со временем стали болотами. Недра западной части района сложены известняками и мергелями, поэтому в этих местах встречаются карстовые пустоты и воронки.
Онега является главной рекой района и украшением Каргополя. В черте города ее ширина достигает 300 метров. В центральном течении на южной окраине города имеется большой остров. На северо-восточной окраине в Онегу впадает река Шоршма. Глубина Онеги колеблется от двух до четырех метров. Скорость потока небольшая – за секунду он переносит 74 кубометра воды. Лед на реке появляется в конце октября, а исчезает в середине апреля.
В шести километрах южнее Каргополя раскинулось озеро Лача, в котором берет начало Онега. Этот участок реки судоходен. Сюда любят наведываться любители сплавов. Берега реки, как правило, высокие, поросшие лесом. Озеро Лача очень богато рыбой. На него приходится 30% всей озерной рыбы, которую вылавливают в Архангельской области. Главной промысловой рыбой считается лещ. Длина озера – 33 километра, ширина – 14 километров, средняя глубина – 1,6 метра.
Озеро Лача очень богато рыбой
Местный климат нельзя назвать райским. А иначе как бы район попал в перечень территорий Крайнего Севера. В советские времена за суровость климата местным жителям платили надбавку к зарплате. Влажность воздуха достигает 80%. Это связано с близостью Белого моря. Зима длинная. Средняя температура составляет минус 12 градусов. Однако случаются морозы до минус 43 градусов. Лето короткое прохладное. Средняя температура июля – плюс 17 градусов. Больше всего осадков выпадает в июле и августе.
Сквозь жернова времени
Окрестности Каргополя были заселены с доисторических времен. Возле города, на берегах рек и озер, археологи нашли более 50 древних стоянок. Люди облюбовали эти места еще 6 тысяч лет назад. Они ловили рыбу и охотились на птиц. В основном это были финно-угорские племена. Их застали здесь первые переселенцы из Великого Новгорода.
Впервые Каргополь упоминается в летописях в 1146 году. Эта дата считается годом основания города. Происхождение названия поселения до сих пор остается загадкой. Считается, что оно имеет финские корни и переводится как «Медвежья сторона». По другой версии, оно означает «Воронье поле». Так звучит на северных диалектах сочетание слов «ворона» и «поле».
Благовещенская (Торговая) площадь Каргополя на фотографии 1901 года
Новгородские колонисты обосновались на берегах Онеги в XII веке. Вскоре здесь появились первые монастыри. Через некоторое время поселение Карго Поле (так его название указано в древних документах) оказалось под властью Новгородской республики. Тогда вокруг города построили земляной вал. В 1487 году новгородцев подчинило Московское княжество, и земли вдоль Онеги получили статус Каргопольского уезда.
Ввиду удаленности города от Москвы, он стало местом ссылки. В Средние века сюда высылали плененных татарских ханов. Во времена Бориса Годунова на север отправили князя Андрея Шуйского. Здесь отбывала «срок» Агриппина Челядина, воспитательница Ивана Грозного. Позже в Каргополь сослали предводителя восстания Ивана Болотникова. Список можно продолжить.
В XVI веке Каргополь стал крупным торговым центром. Через него в Новгород и Москву шла соль и рыба из Поморья. Благодаря расположению московских правителей, здесь возникло что-то вроде свободной экономической зоны. Царским указом всех обязали покупать соль не у поморцев, а только у каргопольцев. Город обрел процветание.
Богатство приумножилось, когда в окрестностях открыли месторождение железа. Купцы повезли из города металл, а вместе с ним пушнину и лес. При Петре I Каргополь приписали к Ингерманландской губернии. При Екатерине II город пришлось полностью перестроить. Это случилось после страшного пожара, который уничтожил все поселение. В конце XIX века в городе насчитывалось более 300 жилых домов. Основой промышленности была выделка беличьего меха.
Центры православия
Сегодня Каргополь называют городом-музеем. На небольшой территории сосредоточено более двухсот памятников каменного зодчества и деревянной архитектуры. Украшением города являются действующие храмы и монастыри. С давних пор Каргополь слыл центром иконописи. Она отличалась так называемым Северным письмом. Его образцы можно увидеть в храмах и сейчас.
В ансамбль Соборной площади входят Христорождественский собор, колокольня, Введенская церковь и церковь Иоанна Предтечи. Самой старой постройкой является собор. Его возвели в середине XVI века. Главным достояние храма являются иконы XVI века. Во Введенской церкви в настоящее время размещается экспозиция историко-архитектурного и художественного музея. Церковь Иоанна Предтечи считается самой высокой в городе.
Второй православный центр города находится на Красноармейской площади. Здесь высятся три храма. Церковь Рождества Богородицы и Благовещенская церковь датируются XVII веком. Никольский храм построили в 1741 году. Среди интересных храмов следует также отметить Воскресенскую и Троицкую церкви. В церкви Зосимы и Савватия на Горке размещена вторая часть экспозиции исторического музея.
К северу от Каргополя расположено село Ошевенское. Оно известно Александро-Ошевенским монастырем. В 1460 году обитель основал христианский подвижник Александр Ошевенский. Монастырь включает Собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь, каменную ограду с башенками, монашеские корпуса. Паломники непременно идут к камню со следами, похожими на человеческие ступни. Считается, что это отпечатки ног преподобного Александра. Утверждают, что если встать на них босыми ногами, можно избавиться от болезней.
Наследие мастеров
В Каргополе и окрестных деревнях насчитывается около 20 памятников архитектуры. Большинство из них это церкви. Но есть и гражданские постройки. К таковым относится дом купца Вагера, построенный в начале XX века. Тогда это был единственный проживающий в городе иностранец – швед по национальности. Вагер не только был хозяином лесопилки, но и увлеченным этнографом. Он многое сделал для развития Каргополя.
Еще одним примечательным произведением архитектуры считается дом купца Вешнякова. Первый каменный жилой дом появился в Каргополе в конце XVIII века. Сейчас в нем размещается Центр народных ремесел «Берегиня». Здесь обучают плетению из бересты, ткачеству, изготовлению тряпичных кукол.
В Каргополе и окрестных деревнях насчитывается около 20 памятников архитектуры
Старинным городским брендом является каргопольская глиняная игрушка. В городе действует цех по изготовлению этих забавных вещиц. Необычное ремесло появилось в городе еще в XIX веке. Продукцию мастеров-надомников продают в местном сувенирном магазине. В ассортименте представлена и другая продукция каргопольских мастеров – половики, резьба по дереву, вышивка.
Музей мастеров Шевелевых расположен в деревянном доме, где раньше жили Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелевы. Они были уже пятым поколением в роду гончаров, которые специализировались на производстве керамических игрушек. В музее проходят выставки, действует мастерская. Кроме игрушек экспозиция включает керамическую посуду, обваренную в солодяге – так называли специальную мучную смесь.
Самые известные гончары жили в деревне Гринёво
Самые известные гончары жили в деревне Гринёво, что в 17 километрах от Каргополя. Здесь родилась Ульяна Бабкина, которая считается не только мастером, но и хранительницей старинного промысла. Она единственная изготавливала керамические игрушки, которые прозвали «бобками». Сейчас в ее доме создали мастерскую и выставку под открытым небом. Она называется «Бабкина поляна». На «поляне» есть все – от игрушек и скульптур до вкуснейших пирогов с чаем.
Музейный дворик
У каргопольского историко-архитектурного музея интересная история. На его воротах написано: «Музейный дворик». Он был образован в 1919 году. Основой экспозиции послужила коллекция мещанина Капитона Колпакова. Сейчас это визитная карточка города. В его состав входят не только старинные вещи и документы, но и целые здания – всего 11 построек в городе и окрестных деревнях. Во дворе музея организуют интерактивные программы. Каждый год проходит фестиваль «Хрустальные звоны».
Макет соляной варницы
В музее «Лядинские узоры» будто попадаешь в старый деревенский дом. Старинная одежда, кухонная утварь, бытовые вещи – все любовно собрано по каргопольским деревням. В музее можно узнать о том, как в старину обрабатывали лен, ткали, шили одежду. В экспозиции представлены образцы лоскутного шитья и вышивка. Для желающих организуют мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, нитяной мозаике и плетению кушаков.
С детьми обязательно стоит посетить сказочный эко-парк «Медвежий край». Он находится на берегу озера Лаче. Гостей встречает скульптура медведя с балалайкой. Забавные фигуры расставлены по всей территории парка. В самом центре находится избушка, в которой проживает целая семья медведей. В парке работает выставка чучел птиц и животных, сувенирный магазин и мастерская по изготовлению резных наличников. Зимой парк украшают многочисленные ледяные скульптуры.
Природные чудеса
А возле деревни Морщихинская, что на берегу живописного Лекшмозера, можно увидеть таинственный артефакт под названием «Николин камень». Его странность в том, что на плоской поверхности гигантского валуна находится углубление, в котором всегда есть вода даже в самое засушливое время года. Считается, что если промыть этой водой глаза, зрение станет острее. К камню никогда не зарастает народная тропа.
Так встречают гостей
Природной достопримечательностью считается исчезающая река Халуй. Представьте себе водный поток, который внезапно исчезает и появляется из-под земли только через полтора километра. Согласно легенде, загадочное явление образовалось по велению святого Александра Ошевенского. Он хотел в этом месте основать обитель, но местные жители прогнали его. Утверждают, что в ответ Александр сказал: «Будете жить у воды, но без воды».
Этнографическая лаборатория
Для туристов в Каргополе организуют несколько экскурсий. Тур «Вечерний Каргополь» позволяет познакомиться с городом в период Белых ночей. Программа «Лядинские узоры» дает возможность посетить село Лядины, где можно увидеть воротные колодцы, научиться печь пирожки из «неходелого теста» и «калитки». Гостям предлагают попробовать блюда деревенской кухни, попариться в бане, научиться мастерить лядинские куклы-обереги.
Как добраться
Добраться до Каргополя можно на автомобиле, автобусе и поезде. Из Москвы и Вологды на машине следует ехать до Вельска по федеральной трассе M8, а затем по дороге Р2 через Долматово и Няндому. Из Архангельска ведет трасса M8, потом следует свернуть на дорогу Р1 и ехать через Брин и Плесецк. Из Санкт-Петербурга есть два пути – через Вологду и Пудож.
Междугородное автобусное сообщение связывает Каргополь с Архангельском, Северодвинском и Няндомой. Поскольку железная дорога проходит в 80 километрах от города, билет на поезд следует покупать до станции Няндома. Через нее идут поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Котласа и Архангельска.