Что посмотреть в лиинахамари
Лиинахамари — новая Териберка? Невероятное место на севере России
Лето 2020-го подарило нашей редакции и читателям море новых открытий. Одним из таких все лето остается небольшой поселок Лиинахамари всего в 15 километрах от границы с Норвегией. Туда пока мало кто доезжает, хотя место само по себе невероятное.
Мы попросили фотографа Марию Горелову рассказать о Лиинахамари. Она была там и собирается еще. Обязательно посмотрите ее профиль в Инстаграме и тексты на «Яндекс.Дзене» — там гора необычных и малоизвестных мест нашей страны.
Лиинахамари — это 150 километров от Мурманска в сторону границы с Норвегией. Доехать до него можно примерно за два часа по абсолютно обычной асфальтированной дороге. Поселение вы найдете в живописном месте среди скал на берегу Баренцева моря. Чем же оно так примечательно? Где еще увидишь торчащий из скалы нос корабля, необычные бетонные кольца, которые вмурованы в сопки, остатки финской архитектуры и немецких укреплений, и все это — среди потрясающей северной природы, рядом с Печенгским заливом и Баренцевым морем.
Символ поселка — нос катера в скале. Это памятный знак морякам, он встретит вас при въезде в поселок. Дальше портрет Ленина на горе работы неизвестного автора, скорее всего, солдата срочной службы одной из военных частей.
Одно из самых притягательных мест в Лиинахамари — таинственные кольца в сопках рядом с поселком. Всего их четыре, и расположены они рядом друг с другом. Какие-то из них затоплены, какие-то возвышаются над водой. До всех колец легко доехать на машине, а вокруг можно найти еще немало военных сооружений.
После зимней войны 1939–1940 годов Лиинахамари отошел к Финляндии. Во время Великой Отечественной войны порт стал главной перевозочной базой никеля для военной промышленности Германии и одной из важнейших военно-морских баз немецкого ВМФ на побережье Баренцева моря в борьбе с советским Северным флотом. Порт и гавань Лиинахамари были превращены в мощный оборонительный район со множеством укреплений и дотов.
Оказывается, кольца — это артиллерийские позиции для корабельных орудий крупного калибра. Во «Вконтакте» можно найти частников, которые на катере провозят вдоль побережья и показывают многочисленные немецкие доты и укрепления в скалах.
В инстаграме я делала четыре поста о Лиинахамари и на все получила комментарии людей, родившихся, проведших детство, живших или служивших там. Они написаны с теплотой и любовью к поселку. Кажется, годы в Лиинахамари для многих были наполнены счастьем, а уезжали люди с огромном сожалением.
Вот, например, воспоминания одной из жительниц: «Я запомнила поселок самым красивым местом на свете. Мы лазили по пещерам, кольцам, ходили к озерам и бегали к причалам. Самые яркие северные сияния, самые добрые жители. Еще было здорово спускаться на санках с недостроенного камбуза через трамплины и прямо к школе. Самое лучшее детство».
А вот еще: «Там очень много было грибов, брусники, морошки, крабов ловили. Помню, один день их была полная ванна».
Сейчас в Лиинахамари осталось пять жилых пятиэтажных домов, в каждом по четыре подъезда. По одному подъезду в каждом доме нежилые: вход заколочен, стекла разбиты, кое-где рвутся на свободу шторы. В одном из домов, наоборот, все окна аккуратно забиты.
При этом я не почувствовала тоски. Жители занимаются своими делами, болтают на улицах, мамочки гуляют с колясками, бегают дети. Все как будто в порядке вещей.
Вообще российский Крайний Север — это вещь в себе. Манящий, таинственный и опасный. Именно о таком севере мы собрали большой материал: Знакомимся с российским Крайним Севером: как отправиться туда в путешествие
История Лиинахамари — это история морская: в советское время в поселке были размещены база 42-й бригады подводных лодок и дивизион малых ракетных кораблей. К 1980-м он становится мощной базой Северного флота СССР. В это время в поселке проживает около 3500 человек. Жилья всем не хватало, ютились по две семьи в одной квартире, некоторые жили в финских одноэтажных домах.
В те годы в гарнизоне Лиинахамари была развитая инфраструктура: холодная и горячая вода, отопление, телефонная связь, радиоузел, почта, несколько магазинов, ателье, пункт проката, сберкасса, библиотека, кафе, столовая, дом офицеров. Были музыкальная и пожарная команды, военные строители, гидроучасток, банно-прачечный комбинат, действовала поликлиника. В общем, полный набор для счастливой советской жизни.
Сейчас я увидела только один магазин и отделение «Почты России» на первом этаже жилого дома.
С развалом СССР поселок начал приходить в упадок. В 1995 году были расформированы бригады кораблей и подводных лодок, гарнизон Северного флота перестал существовать. Сейчас здесь стоянка только пограничных судов, база по разведению лосося и туристическая дайвинговая компания.
Хотите в Лиинахамари? Есть нюансы и советы
Пограничная зона, требуется пропуск. Заказывайте его через Госуслуги. Делают 15 дней, передают на КПП в Лиинахамари, хранится там год. Поэтому если вдруг загорелись идеей поехать, то закажите пропуск сразу же.
Расстояние и время примерно сопоставимо с поездкой в Териберку, но дорога дается легче. Правда, ситуация с заправками и кафе по дороге такая же. Полный бак + бутерброды — обязательно.
Сотовая связь — МТС и «Мегафон», есть на большей части поселка, в районе сопок связи практически нет, на трассе — местами.
Добраться до Лиинахамари можно не только на машине, но и автобусом. Сначала на 211-м или 212-м до Печенги, а там на автобусе до Лиинахамари № 117 или на такси. Но лучше уточнить все заранее на месте или у знакомых. Информация выше взята из открытых источников и уже могла устареть.
Ночевать в поселке негде, нет ни гостиниц, ни квартир на «Авито». Ближайшие места для ночлега — квартиры в Заполярном и Заозерске.
Загадочный заполярный Лиинахамари
Но не бывает ночи без дня,
Может сейчас ты слышишь меня.
1967 год, Музыка: Я. Френкель, слова: И. Шаферан
Где же находится этот таинственный Лиинахамари? Действительно за полярным кругом, в 150 км от Мурманска, и в 15 км от российско-норвежской границы. Соответственно относится к пограничной зоне, поэтому для въезда сюда, обязательно нужен пропуск.
Лиинахамари расположилось в очень крутом живописном месте, среди скал и Печенгского залива, фото автора
Пропуск я заказывала через сайт Госуслуги. Получение индивидуального пропуска для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону. В определённом разделе необходимо указать свои паспортные данные, данные на машину, время поездки. Услуга оказывается в течении 15 рабочих дней. По прошествии которых, нужно самим узнавать о готовности по указанному в ответном уведомлении телефонному номеру. Мой пропуск ждал меня на КПП Лиинахамари. Действителен он кстати 1 год, так что я вполне могу съездить еще один раз.
Символ поселка — нос катера в скале. Памятник погибшим при десанте в боях за освобождение Заполярья, фото автора
Едем дальше, на скале портрет Ленина. Кто его автор? Думаю кто то из военнослужащих, несших службу в местных военных частях.
Ленин на скале, фото автора
В 1980-х Лиинахамари был мощной базой Северного флота СССР. В советское время в Лиинахамари были размещены база 42-й бригады подводных лодок, дивизион малых ракетных кораблей. А еще, одна из крупнейших торпедно-технических баз. В это время в посёлке проживало около 3 500 человек. Жилья всем не хватало, некоторые жили с подселением: по две семьи в одной квартире, некоторые жили в финских одноэтажных домах.
поселок Лиинахамари, фото автора
поселок Лиинахамари, фото автора
Что посмотреть в Лиинахамари? Вокруг поселка, можно найти немало недостроенных сооружений, явно военной направленности. После зимней войны 1939-40 годов, Лиинахамари отошла к Финляндии.Во время ВОВ, порт был главной базой для перевозки никеля для военной промышленности Германии, а так же одной из важнейших военно-морских баз их ВМФ побережье Баренцева моря. Эта база играла важную роль в борьбе с советским Северным флотом. Порт и гавань Лиинахамари были превращены в мощный оборонительный район. Было построено очень много укреплений и ДОТов.
Военные укрепления, фото автора
Еще одним интересным местом в Лиинахамари являются таинственные круги в сопках рядом с поселком. Всего их четыре и расположены они рядом друг с другом. Какие-то из кругов затоплены, какие-то возвышаются над водой. Это артиллерийские позиции под корабельные орудия крупного калибра, но выглядят они как посадочные платформы для летающих тарелок.
Артиллерийские позиции под корабельные орудия крупного калибра, фото автора
В ВК можно найти частников, которые на катере провозят вдоль побережья и показывают многочисленные немецкие доты, укрепления в скалах.
Подытожу по Лиинахамари: Туда можно и нужно ехать. Разрешение на въезд с лёгкостью получаются на Госуслугах. В Лиинахамари есть все: офигенная северная природа, виды на сопки и Печенгский залив. Немецкие военные укрепления, остатки финской архитектуры, Ленин на скалах, подлодки на домах, рыбалка, и самое главное полное ощущение края земли.
Путеводитель по Кольскому (итоги за 5 лет поездок). Часть 4. Лиинахамари, старая немецкая дорога
Продолжаю публиковать отчет за 5 лет поездок.
В первой части Заброска Питер — Кольский
Во второй части Терский берег, водопад Маманя, пер. Геологов
В третьей части Хибины
Итак, въезжаем в Лиинахамари.
Во второй раз хотели порыбачить с лодки. Но очень много заморочек.
Либо путешествовать и отдыхать, либо целенаправленно рыбачить.
Мы больше путешественники.
Проезжаем до бухты Девкина Заводь.
Раньше пристань можно было проехать насквозь, свернуть в лес, около 2 км подниматься в гору и выезжали на площадку с шикарным обзором бухты.
Здесь же находятся разрушенные позиции немецкой 240-мм батареи.
Я побродил пешком и нашел 3 орудийных дворика и КП батареи.
КП в скале, сверху только амбразура, позиции наших на Среднем, как на ладони:
Широта 69°39′15″N (69.6543)
Долгота 31°23′4″E (31.384506)
Орудия (координаты не все, но найти их там не сложно)
Широта 69°39′3″N (69.650758)
Долгота 31°23′22″E (31.38941)
Широта 69°39′5″N (69.651311)
Долгота 31°23′6″E (31.385086)
Пешком прогулялся до берега моря. Измудохался, пока шел по скалам, но увидел вход в Печенгский залив.
Куда дошел пешком
Широта 69°41′36″N (69.693263)
Долгота 31°26′15″E (31.437525)
Однако сейчас проезд перекрыт фирмой «Русский лосось». Бравые охранники не пропускают. Теперь туда либо пешком, а может и объезд есть. Мы не нашли в 2014 году.
Еще в тех краях посещали живописную бухту и полуостров Немецкий
По дороге к бухте осмотрели недостроенную 300-мм немецкую батарею.
Нашли все четыре круга под орудия.
300-мм батарея
Широта 69°38′54″N (69.648325)
Долгота 31°20′19″E (31.33857)
Широта 69°39′9″N (69.652438)
Долгота 31°20′21″E (31.339055)
Широта 69°39′13″N (69.653528)
Долгота 31°20′25″E (31.340385)
Бухта
Широта 69°42′12″N (69.70341)
Долгота 31°22′55″E (31.381806)
Но чтобы до бухты добраться, нужно преодолеть Чертов спуск
Широта 69°41′39″N (69.694235)
Долгота 31°22′37″E (31.376984)
Мы с Патрулем были готовы, но с нами был Х-Трейл. Он бы не поднялся…
Видео не мое. На 4.30 Патрол поднимается
На п-ов Немецкий дороги нет. Видел я отчет, как два Рубикона туда проехали, но это не для всех.
Да и не одобряю я такие поездки по чистой тундре. Портим мы ее сильно колесами, да лебедками.
Короче, ходили пешком.
Широта 69°42′7″N (69.702048)
Долгота 31°24′28″E (31.407685)
Там стоит побродить целый день. Красиво и много интересного
Старая немецкая дорога
На эту дорогу ведет поворот от Печенги
Широта 69°32′25″N (69.54019)
Долгота 31°13′35″E (31.226485)
Вообще, не проехать по ней нельзя. По красоте пейзажей она может сравниться с Хибинами.
В солнечную погоду бескрайние просторы сопок с разноцветным мхом просто перехватывают дыхание
Брод на полигоне проходится в отлив.
Широта 69°33′17″N (69.554739)
Долгота 31°15′21″E (31.255777)
Далее едем и смотрим на красоты:
Разрушенный мост объезжаем
Широта 69°35′28″N (69.591212)
Долгота 31°41′18″E (31.688443)
Разбитая батарея (где-то здесь)
Широта 69°34′51″N (69.580918)
Долгота 31°48′44″E (31.812273)
Железный мост
Широта 69°34′57″N (69.58246)
Долгота 31°50′48″E (31.846758)
На развилке поворачиваем налево в сторону Большого Муста-Тунтури.
Это тупиковая дорога, она ведет к знаменитой высоте, где наши войска противостояли фашистам.
В детали углубляться не буду. Во многих справочниках можно прочесть.
Сама дорога весьма живописная. По пути несколько объездов разрушенных мостов
Брод (подводная дорога) — достаточно сложное препятствие.
Я на Х-Трейле не решился, хотя одного Икса знаю, который проехал
Широта 69°37′55″N (69.631882)
Долгота 31°47′58″E (31.799395)
На самой высоте можно молча побродить, осмотреть…
Тяжелое место. После спуска так и хочется рюмочку за наших выпить
Возвращаемся на развилку и забираем левее мимо «командного пункта»
Командный пункт
Широта 69°35′15″N (69.587487)
Долгота 31°52′37″E (31.876891)
Выезд на дорогу через перевал
Широта 69°33′59″N (69.566469)
Долгота 31°56′40″E (31.944485)
Ориентир — памятник с рулем.
Поворачиваем налево в сторону Среднего.
Обзор интересных мест на Среднем в следующей части.
Кольский 2013. Лиинахамари.
Утро началось с разносящейся из рации песни «море Лаптевых». Несмотря на пасмурную погоду за окном, настроение сразу поднялось, и мы пошли собираться. Быстренько умылись, покидали вещи, и пошли сдавать номер. Ник с Юлей уже ждали нас в холле. Через пару минут подтянулись и Ваня с Сашей. Всем очень хотелось позавтракать, и в поисках кафе мы поехали колесить по городу. В ранний час все кафе были закрыты, поэтому мы вернулись к гостинице. Там рядом есть небольшой супермаркет, где мы и решили скоротать время до открытия кафе, а заодно закупить недостающих продуктов. После этого уже пешком дошли до кафе и нормально позавтракали яичницей с беконом и свежим кофе, после чего попрыгали по машинам и устремились к одной из главных точек нашего путешествия, городку Лиинахамари и его окрестностям.
Кольский 2013. Лиинахамари.
Перед отъездом Гена немного поругал Гошу за плохое повдение, ну так, в целях профилактики.
И вот мы уже проезжаем Печенгу и держим курс в сторону Лиинахамари. На горизонте появляется КПП пограничников. Так как мы заезжаем в пограничную зону, предъявляем полученные ранее в Мурманске пропуски. Небольшая процедура оформления и нам открывают шлагбаум.
Трафик тут почти нулевой. В гордом одиночестве едем в сторону городка. Дорога немного хуже, но в целом очень даже ничего.
Первое что мы увидели подъезжая к городу, это нос торпедного катера, торчащий из скалы. Не удивляйтесь, это не глюки, это памятный знак морякам ОВРа (в/ч 10678).
Едем дальше, вот уже и знак «Лиинахамари». Городок производит удручающее впечатление. Опустевшие дома соседствуют с еще жилыми, но в основном почти все заброшено. Справа на сопке зорким взглядом за нами наблюдает батька Ленин. Судя по всему краска раньше была качественная, до сих пор как новый.
Проезжаем останки танковых ворот, штаб пограничников и сворачиваем направо на узкую дорожку, ведущую вдоль залива. Почти сразу упираемся в ворота и КПП. Раньше здесь была база подводных лодок, а ныне частная собственность, принадлежащая рыболовецкому колхозу. Кстати, там есть судно-гостиница, где можно остановиться на ночлег. Там часто любят останавливаться дайверы. На же, помимо всего этого, интересует памятник героям-подводникам, находящийся на территории порта.
Когда мы припарковались на стоянке около ворот, к нам вышел охранник. Это уже пожилой мужчина, давно живущий здесь. Долго с ним разговаривали на разные темы, он рассказал нам очень много всего интересного. Вот ради таких моментов общения мы и путешествуем по миру. Ни один Интернет или СМИ не расскажут вам столько интересного, сколько рассказал нам он. Потом он разрешил нам пройти на территорию и прогуляться, что мы и сделали.
Здания на территории восстанавливают, поговаривают что скоро там построят гостиницу. Мы же погуляв и посмотрев что хотели, пошли назад к машинам. Оттуда кстати видно старые топливные цистерны, находящиеся на другой стороне залива. Их использовали во время войны для заправки кораблей.
Дальше мы поехали в сторону причалов. По дороге заметили вот такую забавную штуку, это спасательная шлюпка закрытого типа.
Слева еще один памятник. Птичка севшая на голову очень органично вписалась в композицию. На соседнем причале притаился катер береговой охраны. Мы проехали чуть дальше, и увидели ещё одно судно, стоящее на ремонте. Во время отлива оно стоит на берегу и матрос его приводит в порядок и красит.
Дальше мы уже не поехали, там находится территория предприятия «Русский лосось». Если посмотреть на залив, то легко увидеть в воде сачки для разведения лосося. Кстати, Лиинахамарский лосось считается одним из лучших.
Ну а теперь нам надо вернуться немного назад, к штабу пограничников. К сожалению по рассказу охранника на КПП, музей, который был раньше в Лиинахамари сгорел, и часть уцелевшей экспозиции теперь находится на территории штаба.
Прежде чем войти на территорию, спрашиваем разрешения у пограничника, который стоял у открытого окна на втором этаже и задумчиво курил папироску. После этого вошли и подробно все рассмотрели. Тут в основном много различных видов мин и пушка, так же есть пограничный знак.
По заброшенному району городка проехали к его окраине, дальше дорога лежала на сопки, туда нам и надо.
Дальше мы поехали посмотреть на кольца недостроенных немцами батарей. Их четыре, все они в разной стадии строительства и все затоплены. По этому поводу есть множество различных теорий, так же как и об их предназначении, но об этом, если интересно, почитайте в сети. По дороге встретился небольшое помещение в скале, судя по всему его использовали в качестве склада.
А мы тем временем опять направляемся в сторону моря. Дорога узкая, разъехаться в случае встречки будет не просто, много камней.
А вот и та самая, известная в узких кругах, горка, которую называют «чертов спуск». На вид это довольно крутая каменистая лестница. Уклон довольно сильный. Спуск занял какое-то время, но под чутким руководством моего штурмана Гены все прошло четко и без проблем. Затем спустились остальные ребята.
Перед нами открылась красивейшая бухта, где мы и решили сделать наш лагерь. Потихоньку начался прилив, но мы успели погулять по пляжу.
Немного прикинув наше время, мы решили сходить на полуостров Немецкий сегодня. Дороги туда нет, есть только где-то небольшая тропа, но её искать мы не стали да и не факт что нашли бы. Просто пошли вдоль берега по скалам. Прогулка до острова заняла часа два, по скалам быстро не пойдешь. Виды просто шикарные, много времени тратили на фотографирование. Вокруг на скалах полно останков морских ежей и мелких крабов, видимо птички их сбрасывают, а потом едят.
И вот мы добрались до главной цели на полуострове Немецкий, двуствольной немецкой пушки. Под ней находятся 4 этажа различных помещений. Строение очень капитальное и производит серьезное впечатление. Рядом лежат останки спиленных стволов и брони, толщина невероятная.
Отсюда отлично видно полуостров Рыбачий. Кстати, оттуда в нашу сторону надвигались сильные грозовые тучи, поэтому мы решили поскорее двинуться назад.
На дорогу назад у нас ушло немного меньше времени, потому что мы пошли другим путем. По возвращении «пробег» получился около 6 км по скалам.
Ну а теперь можно спокойно приступить к обустройству лагеря и приготовлению еды. В этот момент заметили на горе, где начало «лестницы» свет фар. Через пару минут приехал Рэнж Ровер. Это оказались мужики с Питера, они приехали в Лиинахамари по нырять. Но поразило то, что их в этом Рэйнж Ровере было 7 или 8 человек, как влезли не знаю. Немного поболтали с нами, приняли по 100 грамм на заднем борту Рэйнжа, искупались и уехали. Вот такая забавная встреча. Ну а мы поужинали, посидели у костра за различными разговорами и удалились спать.
Утро было солнечным и прохладным. Я встал раньше всех и уже готовил кофе, когда начали просыпаться остальные. Дальше все как всегда, завтрак, сборы и в путь. Было немного жалко уезжать из этого необычного и уютного места. Дорога во вчерашнюю горку далась уже легко и через какое-то время мы выехали в Лиинахамари и притормозили на выезде из города чтобы накачать колеса.
Далее был КПП, проверка документов и дорога на Мурманск. В Мурманске, в конце моста через Кольский залив, уже в который год наблюдаем за странным минисветафором, может кто-нибудь знает для чего он нужен?
В Мурманске заехали на Статойл, где перекусили и заправились. Еще надо было заехать в местный Сплав, Ник хотел там что-то купить. Ну а после этого мы направились в сторону Хибин. Сегодня мы планировали доехать до озера Гольцового, где встать на днёвку.
По дороге быстренько проскочили мрачный Мончегорск, сфоткались у поворота на Лапландию и доехали До Кировска. Уже темнело. Спустив колеса поехали по ущелью в сторону базы КСС. Приехали туда уже в темноте, но задерживаться не стали и продолжили путь к озеру. Ну а затем 5-6 ночных бродов и мы уже мчим вдоль берега озера к месту стоянки. Все. Лагерь, ужин и спать, сил уже нет, все завтра.
Ну а что было дальше читайте в следующей части рассказа.
Более детально как всегда на страницах моего ЖЖ:
f1ander.livejournal.com/23389.html
Фото:
— Васильев Андрей
— Лебедев Геннадий
— Иванцова Александра