Что посмотреть в нижнеудинске
Путешествуем в Нижнеудинск
Наверное, тем, у кого в списке направлений для путешествий основными значатся Байкал или страны Юго-Восточной Азии, это предложение покажется необычным. Но… путешествовать можно и в Нижнеудинск. Такая прогулка выходного дня, увлекательное и бюджетное мероприятие, доступное каждому активному иркутянину.
Нижнеудинск старше Иркутска — он основан в 1648 году. И этот город один из лидеров по количеству памятников, мемориалов и артобъектов. Обзор некоторых достопримечательностей и интересных исторических фактов представляем вниманию читателей.
«Поставлен городу сей знак в надежде на его бессмертье»
Один из главных символов Нижнеудинска — колоссальных размеров кварцитовый монолит: заостренная в верхней части глыба весом пять тонн. Он установлен на постамент и выглядит как огромный философский камень, который, кажется, может исполнять желания. По крайней мере, тех, кто рядом с ним назначает свидания.
Вокруг монолита — небольшой сквер, с площадки которого открывается захватывающий вид на долину. На камне размещены городской герб и надпись: «На рубеже веков, на острие тысячелетий, поставлен городу сей знак в надежде на его бессмертье». Это величественный памятник, посвященный мощи, богатству и красоте края, силе и трудолюбию людей. Он поставлен как будто в пику трудностям и «рубежа», и «острия».
Кризисы этих «рубежей» — и девяностых, и нулевых, и десятых — больнее били именно по маленьким городам. Но нижнеудинцы — оптимисты, они гордятся своей историей и верят в будущее.
Мох из бетика для прикормки оленей
Нижнеудинский краеведческий музей — один из крупнейших центров по изучению тофаларской культуры. Стоимость билета — 20 рублей, экскурсия — 50 рублей.
Тофы — современный российский малый народ, проживают в Тофаларии, труднодоступной местности Восточного Саяна. В старину их называли карагасами. Это тотемное самоназвание в переводе означает «черные гуси».
По разным данным, тофов на планете всего от 500 до 1000 человек. Загадка в том, что их численность не менялась с XVII века.
«Непременной принадлежностью карагаса была трубка, — рассказывает Нина Михайловна, потомственный нижнеудинец, сотрудник музея и гид, что называется, от Бога. — Курильщики были страшные. Даже дети малые! Только ходить научатся, уже трубку в зубы тянут».
Черная просмоленная трубка, передаваемая из поколения в поколение, — одна из примечательных деталей музейного экспоната тофаларской национальной одежды из оленьих шкур.
«А знаете, как раньше карагасы, которые были бедными и не могли купить соль, добывали ее, чтобы подкармливать оленей? Они подкладывали мох в бетик (люльку) к младенцу вроде подгузника. Малыш обильно увлажнял мох. Потом моча испарялась, а соль оставалась. Этот высушенный мох — лакомство для оленей».
Нижнеудинский аэропорт — единственный в мире, связанный с Тофаларией регулярным воздушным сообщением. Билет в Алыгджер, столицу тофов, на рейсовый Ми-8 обойдется в полторы тысячи рублей. Правда, заказывать билеты нужно как минимум за месяц.
Форпост православия
В Нижнеудинске один-единственный храм — Свято-Никольский, расположенный недалеко от вокзала. Он построен в 1908 году на месте расстрела рабочих железной дороги во время стачки 1905 года. Церковь со всех сторон зажата плотной застройкой многоэтажных домов и совершенно придавлена трубами котельной, которые исполински возвышаются над ней.
Есть еще и часовня. На окраине, отгороженная от города территориями военной части и инфекционной больницы. Раньше часовня относилась к воинскому лазарету. Потом в ней был больничный склад.
Обе церкви абсолютно теряются в городском пейзаже. Зато хорошо заметны кресты. Два из них — на правом берегу Уды, чуть ниже моста. Один крест означает место, где в XVII веке был возведен Удинский острог, а другой поставлен в основании фундамента будущего собора в честь святых Петра и Павла.
Еще два креста установлены на Вознесенской горе. Ближний — железный — крест виден из города с любой точки. Он как бы освящает Нижнеудинск. А дальний — деревянный — стоит на месте старой часовни, которую уничтожили в 1930-е годы. По местной легенде, священник, который присматривал за часовней, узнал заранее, что ее собираются разрушить. Всю драгоценную утварь он собрал и закопал. Говорят, что где-то неподалеку, на Вознесенке, но клад так и не нашли.
Кресты издревле ставили в землях, которые только-только обрели православие. Таким при взгляде со стороны выглядит Нижнеудинск.
«Я — Як-истребитель, мотор мой звенит, небо — моя обитель…»
Неожиданный памятник можно встретить в нижнеудинском городском парке. Это бюст Владимира Высоцкого. Работая над книгой «Черная свеча», советский бард вместе с Вадимом Тумановым (прототипом героя книги) объехал многие артели старателей в Иркутской области.
По пути к саянским золотодобытчикам Высоцкий дал в Нижнеудинске незапланированный концерт. В честь этого события спустя 50 лет в благодарные горожане установили этот памятник.
Монумент украшают цитаты из творчества Высоцкого. В том числе стихи одной из самых сильных советских песен — о погибшем в бою истребителе.
Вообще, нижнеудинцы любят авиацию. Несколько улиц в городе носят «летные» названия — Циолковского, Штурманская, Осоавиахимовская, Полины Осипенко и Вертолетный переулок.
Площадь местного аэропорта украшают три авиапамятника — самолет L-410, вертолеты Ми-4 и Ми-2. Все они — заслуженные ветераны местных воздушных линий. Рядом установлена высокая стела с винтом самолета — мемориал нижнеудинским авиаторам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Монумент работники авиаотряда установили на собственные средства.
Категорически запрещено
Доходчивые плакаты еще одна достопримечательность Нижнеудинска. Они настолько доходчивы, что понимать их надо ровно наоборот.
«Внимание! На этом берегу любой лошара может помыть свою машину (кстати, и на другом тоже)» — такая надпись встречает водителей на съезде на набережную Уды с улицы Сбитнева. Она звучит как призыв, но надежно отпугивает всех, кто не хочет прослыть тем, о ком написано.
Другой щит с предостережением: «Прыгать с моста в воду запрещено» — бросается в глаза всем пешеходам, преодолевающим удинский мост. Как бы авторы ни стремились к обратному, но предостережение стало ультимативным воззванием к действию для молодежи пубертатного возраста. Чему мы оказались свидетелями.
«Продадут меня эти союзнички. »
Известная фраза родилась в Нижнеудинске сто лет назад. И до сих пор не потеряла актуальности… Авторство ее принадлежит Александру Колчаку. На станции Нижнеудинск 4 января 1920 года адмирал подписал приказ об отказе от прав Верховного правителя России.
Это произошло под давлением командования союзническими войсками в Сибири. Оставшись без поддержки армии, практически не контролируя ситуацию, Колчак согласился отречься от власти в обмен на гарантии безопасности, предоставленные союзниками. В тот момент он и произнес фразу, ставшую пророческой…
10 января составы с чехословацкими легионерами, подчинявшимися союзническому командованию, вышли из Нижнеудинска в направлении Иркутска. Колчак ехал в одном из вагонов. В Иркутск составы прибыли 15 января. Здесь чехословаки в обмен на свободный проезд далее на восток выдали Колчака политцентру.
21 января политцентр отказался от власти в Иркутске в пользу злейших врагов адмирала — военно-революционного комитета. Судьба адмирала, преданного командованием союзников, была решена. Его расстреляли в Иркутске утром 7 февраля 1920 года.
Экономика поездки следующая. Билет на автобус от Иркутска до Нижнеудинска в один конец стоит тысячу рублей. В общем вагоне железнодорожного транспорта — еще дешевле. Плацкарт — около полутора тысяч. Гостиница обойдется начиная с 700 рублей на одного человека. В итоге — в пределах трех тысяч рублей.
Один день в Нижнеудинске
Мэр Нижнеудинска Архнгельский Александр Борисович
Вид на Нижнеудинск
Нижнеудинск, юбилей города
Мастер по бересте Владимир Антипенко, житель Нижнеудинска
На улицах Нижнеудинска
Вокзал и привокзальная площадь Нижнеудинска
И снова прошло несколько лет, прежде чем я попал в этот старинный сибирский город. Но в этот раз не проездом, а с остановкой на целый день. Всего на один день. Потому и рассказ о своих впечатлениях так и назвал «Один день в Нижнеудинске».
Приехал я сюда по приглашению мэра, Александра Архангельского. Собственно, звал он меня раньше, на юбилей города, но тогда не пустили дела. Да и в этот раз время было, что называется, впритык, но уж сильно хотелось продолжить тему юбилеев муниципальных образований рассказом об одном из самых старинных поселений Прибайкалья – нынче Нижнеудинску исполнилось 360 лет!
Проведя день в одной машине с Александром Борисовичем (он, занимаясь своими нелегкими административно-хозяйственными делами, прихватил с собой и меня), я получил возможность оперативно познакомиться с Нижнеудинском, с этим небольшим провинциальным городом в сердце Восточной Сибири.
Но во времена «перестройки» фабрика лишилась оборонного заказа, и прославленное предприятие, по сути, рухнуло. А несколько лет назад в основном здании фабрики случился пожар.
Сегодня фабрика постепенно возрождается, производит слюдяную бумагу, микалекс, слюдопласт коллекторный, нагревательные элементы, электрообогреватели. Но все же, по сравнению с прошлым, на ООО “Нижнеудинская слюдянитовая фабрика” трудится в десятки раз меньше горожан, и это не может не беспокоить местную власть. «Перестройка» похоронила и завод зданий контейнерного типа, на который город возлагал большие надежды. Каким бы спросом пользовалась его продукция сегодня, когда на территории Восточной Сибири реализуются масштабные проекты по добыче углеводородов!
Гора Вознесенка – популярное место для прогулок горожан. Сюда, к крестам (один из которых хорошо заметен с любой точки города) горожане поднимаются прямо снизу, от реки, несмотря на довольно крутой подъем.
Спустившись с горы, через мост мы выехали на главную улицу города – имени Ленина. Ровно две тысячи шагов длина этой улицы, именно на ней сосредоточены большинство городских учреждений, объектов культуры, например, киноконцертный зал «Саяны». Именно она и прилегающие к ней кварталы и Центральный парк стали ареной красочных событий, сопровождавших юбилей города. Как рассказывал мэр, как писали местные СМИ, праздник получился великолепным, разнообразные сюжеты и события были продуманы до мелочей и слились в одно яркое красочное событие, завершившееся праздничным салютом.
На внешнем облике Нижнеудинска сказываются окраины с их почти деревенскими уютным улицами. Много примет и времен социалистической индустриализации – деревянные двухэтажные многоквартирные дома микрорайона «Спутник», почерневшие за десятилетия своей нелегкой жизни, типовые административные здания, пятиэтажки. Все, как и в тысячах других провинциальных российских городах, но Нижнеудинску присущ свой особый колорит, создаваемый великолепным природным окружением. Здесь вполне можно было бы снимать такие фильмы как «Любовь и голуби» или «Прибайкальская кадриль», «Старший сын», «Деньги для Марии» и другие, отражающие жизнь провинциальной России времен социализма. Уходящей России. Но мэр настроен по-другому – облик города надо формировать заново, делая его одновременно и современным, и своеобразным.
– А сохранять надо только реальные памятники истории, и те уголки города, где еще сохранились приметы прошлого. Это застройка на острове между Удой и протокой Застрянкой, отдельные фрагменты старины по ул. Сбитнева, Ленина, Тургенева, – говорит мэр. На вопрос, где на это брать деньги, мэр ссылается на программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья», на то, что область рано или поздно выделит деньги и на реставрацию объектов исторического наследия. Но главная ставка – на экономическое возрождение Нижнеудинска, которое сопровождается если не строительным бумом, то заметным оживлением предпринимательской деятельности в этой сфере. Архангельский надеется также и на то, что в ближайшее время правительство примет серьезные решения по межбюджетным отношениям, и тогда Нижнеудинск получит возможность вкладывать в инфраструктуру, в строительство свои собственные деньги, а зарабатывает город немало. Вот только оставляют ему от заработанного всего 5%.
Хотя Нижнеудинск по праву считается одним из старейших поселений Иркутской области, надо сказать, что раньше здесь с историей не особо считались. В годы массовой застройки в 70-80-х гг. историческое лицо города было во многом утрачено, например – практически исчезла старинная часть Подгородной слободы (правда, что-то еще осталось на острове), да и новый мост через Уду практически лишил Нижнеудинск его исторического центра. Только кое-где сохранились фрагменты улиц, отражающие образ прошлого.
По дороге глаз цепляется не только за старину, но и за каждую новостройку, а таких в Нижнеудинске сегодня много. В первую очередь это объекты торговли и бытового обслуживания – именно там зарабатываются первые капиталы, которые затем вкладываются в лесозаготовку и лесопереработку, в создание других многочисленных малых предприятий уже производственного типа. Малый бизнес все громче заявляет о себе в Нижнеудинске, с каждым годом усиливая свое влияние и вклад в экономику города. Малый бизнес сегодня формирует правовую среду Нижнеудинска, идя в законодательную власть, в т.ч и в областную. Он участвует в благоустройстве города, помогает, в какой-то мере, решать коммунальные задачи, потому что знает – на те 5%, которые остаются в городском бюджете от всех налоговых поступлений (остальное забирает область) городская власть не может сделать все, что необходимо. Непросто, но формируется в городе государственно-частное партнерство.
Наша совместная с мэром работа по городу продолжается. Архангельский давно собирался на водозабор, и вот мы подъезжаем к зданию, выстроенному еще в конце позапрошлого века. Отсюда воду брали из Уды и подавали на вокзал для заправки паровозов. Улица, по которой шел водовод, так и называется до сих пор – Водопроводная. Здесь, на берегу Уды, видно, что эта река далеко не такая спокойная, как казалось сверху, с горы Вознесенка. Шивера напротив водозабора и сегодня-то камни перекатывает, а представляю, что здесь во время дождей. В 1996-м году Уда затопила половину Нижнеудинска, причинив городу огромный ущерб.
Убедившись, что на водозаборе все в порядке, мэр отправляется в локомотивное депо – узнать, какие там новости, да и с руководителем, Сергеем Геннадьевичем Еремеевым пообщаться – тем более что тот является еще и депутатом городской думы по 4-му округу.
Только вперед
Поговорив с Сергеем Геннадьевичем, мы отправились на экскурсию по депо, во время которой лишний раз убедились в том, что дела в империи под названием РЖД идут успешно: обновляются производство и основные фонды, стабильно растет зарплата, повышается квалификация работников, приобретается новое оборудование для ремонта техники и для переподготовки персонала.
В депо впечатляют чистота и порядок, и это там, где огромные электровозы марки ВЛ-85 разбираются до основания и затем собираются снова! А что такое ВЛ-85?! Это почти 300 тонн снаряженной массы, 45 метров длины, 12 осей и столько же двигателей суммарной мощностью 15700 лошадиных сил с тягой в 740000 ньютонов, развивающих скорость до 110 км/час! Это способность таскать самые длинные и тяжелые поезда в мире — до 6300 тонн!
Все это делает магистральный двухсекционный электровоз переменного тока ВЛ-85 самым мощным грузовым локомотивом в мире! Если к этому добавить, что на электровозе установлены антиблокировочная и противобуксовочная системы, автоматическое распределение нагрузки по осям, режим рекуперативного торможения, круиз-контроль, навигация, «антисон», «черный ящик» и другие стандартные опции, то станет понятным, что и предприятие, занимающееся ремонтом такой суперсложной техники, должно быть оснащено, оборудовано ремонтно-восстановительным оборудованием, что называется, «по полной программе». Так оно и есть – после реконструкции, завершившейся в 2004 году, Нижнеудинское локомотивное депо является одним из самых современных предприятий РЖД.
Труд машиниста на железной дороге становится все более и более интеллектуальным, невозможным без знания компьютера, с элементами программирования. Например, локомотивные бригады депо Нижнеудинск водят пассажирские поезда электровозами ЭП-1. Этот пассажирский локомотив нового поколения с микропроцессорной системой управления и диагностики. Три бортовых компьютера полностью автоматизируют работу машины. Соответственно требованиям к машинистам в новой железнодорожной технике предусмотрен и новый уровень комфорта для локомотивных бригад: кондиционер, климат-контроль, высокопрочные многослойные лобовые стекла с обогревом по типу реактивных самолетов, с нагревательной пленкой между слоями. Собственно, по условиям работы, по требованиям машинисты все ближе и ближе к пилотам магистральных авиалайнеров. А в новом грузовом электровозе «Ермак» кроме всего этого даже предусмотрены холодильник и биотуалеты!
Нижнеудинское локомотивное депо обслуживает электровозы, работающие на участке протяженностью 2581 км – от Мариинска до Карымской, поэтому можно представить себе важность этого предприятия не только для ВСЖД, но и в целом для экономики Прибайкалья!
От посещения Нижнеудинского локомотивного депо остались самые лучшие впечатления. Пока я снимал рабочие моменты, мэр успевал переговорить то с одним, то с другим, временам что-то записывая в записную книжку.
Пока Архангельский в очередной раз обсуждает с кем-то свои городские проблемы, я поднимаюсь на привокзальный виадук и успеваю сделать еще несколько снимков. Вот современное здание локомотивного депо (впрочем, современным оно стало после недавно проведенной реконструкции), а вот и сам вокзал, с которого для меня и начался Нижнеудинск. Сотни вагонов с углем, с техникой, с нефтью. Железная дорога делит город на две части и сегодня, из-за отсутствия автомобильного виадука, серьезно затрудняет сообщение между этими разными районами. И это тоже проблема, которая требует от местной власти срочного решения.
Привокзальная площадь
Железнодорожная тема на сегодня у нас еще не закрыта – нам необходимо посетить еще и вагоноремонтный завод, о котором я давно наслышан. Мы сворачиваем на одну из тех самых, почти деревенских, улиц. Скорость нашей «Волги» на грунтовке резко падает, и мэр вздыхает – в советском прошлом почти все улицы Нижнеудинска были заасфальтированы, даже эти, «деревенские». Дороги, как и отопление, коммуналка – главная проблема для мэрии города. Город смог за свой счет отремонтировать улицу Некрасова и улицу Кашика, много сделано в Заречной части города – по крайней мере нарезаны водоотводные канавы (что в дальнейшем предотвратит дорогу от разрушения), местами проведен ямочный ремонт. Планировалось, что постепенно, за два-три года будут приведены в порядок не только основные магистрали, но и второстепенные дороги, междомовые проезды и площадки.
В конце прошлого года депутаты городской Думы приняли решение № 87 и обратились в Думу Нижнеудинского муниципального района с просьбой передать транспортный налог в 2008 году в бюджет города с тем, чтобы продолжить дорожные работы. Но районная дума приняла другое решение. Отрицательное. тем самым вновь подтолкнув нижнеудинцев добиваться для Нижнеудинска статуса городского округа. То есть права самим распоряжаться деньгами, заработанными на территории своего города. Два года назад, в ходе реформы местного самоуправления, этот исторический город вдруг стал поселением. А у поселения совсем иной вектор развития.
Высокая репутация
Но вот уже и мощные корпуса вагонного депо. По сути, это скорее даже и не депо, а единый мощный завод. И сами нижнеудинцы зачастую называют его просто ВРЗ, то есть вагоноремонтный завод. В сети железных дорог России это депо самое крупное, а также, можно сказать, самое «продвинутое». Ведь почти каждый год сюда со всей страны (и даже из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга) приезжают на сетевые семинары по передаче и освоению передового опыта. А здесь действительно есть чему поучиться. В отличие от других депо, где практикуется только стационарный ремонт, здесь, в главном корпусе депо, успешно внедрен поточно-конвеерный метод. А во вспомогательном корпусе прошла «обкатку» уникальная линия уравнительного ремонта.
Депо образовано еще в 1934 году, а в 1999-м переведено на новые мощности, и теперь специализируется на деповском и капитальном ремонте цистерн. 1300 человек надежно связали свою жизнь со стенами теперь уже родного для них предприятия. Во многом благодаря бывшему начальнику ВСЖД Г.П.Комарову и начальнику вагонного хозяйства И.Д Козутенко в новые корпуса на западной окраине города вдохнули жизнь. В строительство вагоноремонтного завода был вложен миллиард (!) рублей. Главный корпус (вагоносборочный цех) занимает площадь почти в четырнадцать тысяч квадратных метров. В год депо поточно-конвеерным методом ремонтирует около 9 тысяч вагонов. Этого невозможно было бы достичь без автоматизации производства, без применения самых современных технологий. Например, ремонт роликовых подшипников с 2003 года осуществляется с использованием электронных приборов фирмы «РОБИКОН» Успешно внедрена и работает система ремонта подшипников и благодаря новейшему и совершенному оборудованию, выпуск продукции увеличен в два раза.
В колесном цехе находится единственный на ВСЖД автоматизированный комплекс «Пеленг-Автомат» для контроля колесных пар. Развивающиеся дефекты типа трещин обнаруживают с помощью метода акустической эмиссии. И таких примеров можно привести множество. Сложнейшее производство требует высококвалифицированных кадров. Инжнерный состав пополняется за счет выпускников Иркутского университета железнодорожного транспорта. Специалистов с рабочими специальностями стабильно поставляет нижнеудинский профессиональный лицей №7, с которым налажены тесные связи. И вообще, по признанию начальника депо Евгения Викторовича Механикова, кадрам уделяется самое пристальное внимание.
Нижнеудинское депо – необычное для Прибайкалья предприятие. Например, где еще, на каком другом производстве, заводе сегодня всерьез планируют для своих рабочих создать зимний сад? А здесь планируют, рассказал мне мэр. Он, как, оказалось, тоже раньше работал в этом депо, и тоже рассказывал о логике сложнейшего производственного процесса, о людях, работающих здесь, о спортзале, лучше которого он не знает даже в Иркутске. Кстати, спортзал доступен не только работающим здесь, не только железнодорожникам, но и остальным жителям города. Триста городских ребятишек занимаются под сводами этого прекрасно оборудованного спортивного храма. Именно здесь проходят все наиболее значимые спортивные соревнования, работают многочисленные секции. Спортивное движение среди деповчан получило мощный заряд в то недавнее время, когда депо руководил Е.В.Мальцев (сейчас он директор Восточно-Сибирской Дирекции по ремонту грузовых вагонов). Вот уже дважды именно нижнеудинский спортсмены из вагонного депо оказывались самыми сильнейшими в сетевых спартакиадах по всей России. В минувшем году они принимали вагонников всей страны у себя. Победа была более чем убедительной. А нынче поехали в город Краснодар и не оставили своим соперникам никаких шансов на победу. Так еще больше крепнет репутация депо, а вместе с ним известность и слава небольшого сибирского города.
Будний день Нижнеудинска-труженика плавно переходил в вечер. По улицам гуляла нарядная молодежь, радовали глаз молодые мамаши с колясками, и издалека был виден крест на горе Вознесенка. Конечно, этого дня не хватило на многое. Например, на то, чтобы посетить Нижнеудинский музейно-культурный центр с его ландшафтным садиком, художественную школу, или побывать на выступлениях студии эстрадного танца «Шарм», театра эстрадной песни «Маэстро», народного ансамбля «Талисман». Но этого дня хватило на то, чтобы Нижнеудинск стал для меня не просто точкой на карте Иркутской области, а местом, куда хотелось бы приехать еще.
Текст и фотографии:
Владимир Бережных