Что посмотреть в парке кусково
Музей-усадьба Шереметьевых Кусково: история, как добраться, что посмотреть
В Москве сохранилось несколько дворянских усадеб, и, безусловно, одной из самых красивых и интересных для посещения является усадьба «Кусково», которая почти 300 лет принадлежала древнему роду Шереметевых. Они владели домами в Москве и Санкт-Петербурге, усадьбами «Останкино», «Остафьево» и многими другими имениями, однако именно Кусково создавалось для развлечений: балов и роскошных приемов, поэтому каждый уголок усадьбы предназначен для того, чтобы радовать глаз.
Усадьба Кусково. Дворец
История усадьбы Кусково
Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково. А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому. На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).
При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.
План усадьбы Кусково. Источник: http://kuskovo.ru/
От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.
церковь Спаса Всемилостивого
Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.
Сейчас в глади воды Большого пруда отражается нежно-розовый дворец с парадным крыльцом. К главному входу ведут пандусы, которые были созданы для того, чтобы гости могли подъехать прямо к входу в дом. Венчают эти пандусы фигуры сфинксов.
Дворец в Кусково
Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.
Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.
Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.
Портрет Петра Борисовича Шереметева
Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.
Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.
Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.
Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.
Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.
Портрет калмыцкой девочки Аннушки
Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.
В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.
За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.
А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.
Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.
В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.
Парк усадьбы Кусково
Все элементы парка подчинены определенным правилам, его отличает геометрическая планировка, симметричность всех объектов, использование для украшений мраморных статуй и придание кустарникам и деревьям различных форм. В XVIII веке это был самый большой французский парк в России, в котором размещалось несколько павильонов.
Парк усадьбы Кусково
Парк усадьбы Кусково
Голландский домик
Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.
На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.
В голландском домике
В голландском домике
Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.
Грот в Кусково
В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.
Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.
При входе в павильон можно увидеть уникальное панно XVIII века «У фонтана», выполненное немецкими мастерами. Подобные картины в России можно увидеть еще в Калининграде.
Рядом с Гротом есть небольшой пруд, менажереи и Итальянский домик.
В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.
Павильон Эрмитаж
Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.
Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.
Оранжерея в Кусково
Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.
В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.
К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.
Как добраться до усадьбы Кусково:
Адрес: 111402, Москва, улица Юности, дом 2
Официальный сайт Кусково
Часы работы: Грот, Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Американская оранжерея, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея работают с 10.00 до 18.00 (пн, вт., и последняя среда месяца музей закрыт).
Усадьба Кусково в Москве: история создания и достопримечательности
Усадьба Кусково в Москве — уникальный памятник садово-парковой архитектуры XVIII века, который являлся летней увеселительной резиденцией графа Петра Шереметева. Это одна из немногих дворянских усадеб, сохранившихся в первозданном виде, даже интерьеры здесь подлинные.
До наших дней дошло более двадцати памятников архитектуры и садово-паркового искусства, среди которых главное здание — Дворец, павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Большая каменная оранжерея и многие другие достопримечательности. Сейчас на территории усадьбы находится музей-усадьба «Кусково».
Музей-усадьба Кусково на карте
Усадьба Кусково в Москве: история создания
Сайт: kuskovo.ru Адрес: Москва, улица Юности, дом 2. Часы работы: выходной: понедельник, вторник, последняя среда месяца — санитарный день. Стоимость входа в парк — 50 руб., в главный дворец — 250 руб., в Грот — 150 руб., есть комплексный и единый билеты.
Усадьба Кусково в Москве на протяжение нескольких столетий — с XVIII по XX век, принадлежала графской ветви Шереметевых. Строительство архитектурно-паркового ансамбля осуществлялось с 1740 по 1780 годы. Были построены дворец, «увеселительные заведения», огромный парк и несколько прудов. Большинство построек были спроектированы в раннем классицистическом стиле местными крепостными, Федором Аргуновым и Алексеем Мироновым. Несколько зданий было возведено под руководством инженера-строителя Карла Бланка.
В XVIII веке владения усадьбы протянулись на более, чем 300 гектаров, к ним относились обширные охотничьи угодья, рощи, поля и луга. В ближней части парка находился 300-метровый канал, который заканчивался каскадным фонтаном. В небольшом отдалении от Главного дворца поместья также располагался небольшой зверинец, в котором содержались зайцы, волки, лисы и олени.
История любви
Кусково связано с одной из самых романтичных историй любви между крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой) и графом Николаем Шереметевым — сыном и наследником Петра Шереметева, создателя великолепной усадьбы и одного из самых богатых людей в стране. Это настоящая история Золушки, удивительная для России.
Прасковья (Параша) Ковалева была дочерью крепостного кузнеца из Ярославской губернии. С 7 лет воспитывалась и жила в усадьбе Кусково, где обучались крепостные актеры театра Шереметева иностранными педагогами. Еще в детстве она начала петь в крепостном театре Кусково, получила образование, знала иностранные языки, играла на музыкальных инструментах, получила творческий псевдоним Жемчугова. Встреча с молодым графом произошла в театре, когда он вернулся из-за границы и активно занялся перестройкой театральных зданий.
Малиновая гостинная дворца
Прасковья была талантливой певицей, ей доверялись главные роли в опере, ее выступление произвело благоприятное впечатление на Екатерину II, посетившую новый театр в Кусково. Жемчуговой был подарен императрицей алмазный перстень.
Графу Николаю Шереметеву удалось получить разрешение на брак с Прасковьей не сразу. К тому времени она получила вольную, ей были сделаны поддельные документы, что она из рода польских шляхтичей Ковалевских. Графиня скончалась через три недели после рождения сына Дмитрия, в возрасте 34 лет. Ее здоровье давно было подорвано туберкулезом, из-за чего пришлось уйти со сцены.
Современное состояние усадьбы
После революционных событий 1917 года последний хозяин усадьбы Кусково, граф Сергей Дмитриевич Шереметев (внук Прасковьи Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева), передал все свое имущество в полное распоряжение большевиков — усадьбы в Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Странноприимный дом и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге. До своей смерти в декабре 1918 года Сергей Дмитриевич вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.
Усадьба была национализирована и получила статус Государственного музея-усадьбы «Кусково». 1 мая 1919 г. музей открыл свои двери для посетителей, и именно это решение советского правительства позволило уникальному усадебному комплексу вместе со всеми архитектурными и садово-парковыми памятниками остаться в целости и сохранности. Нетронутыми оказались и многочисленные художественные, библиотечные и архивные фонды поместья.
В 1932 году в музей был перевезен музей фарфора, созданный на основе национализированного в 1918 г. собрания русского фарфора Александра Морозова. В 1938 году два музейных комплекса были объединены в один, который на протяжении несколько десятилетий усиленно пополнялся новыми экспонатами. На сегодняшний день он включает в себя уже около 50 тысяч артефактов, регулярно организует собственные выставки, а также участвует в международных и межрегиональных выставочных проектах.
Кроме того, усадьба Кусково в Москве регулярно проводит театрально-зрелищные программы, приемы, народные гуляния, фестивали и концерты классической музыки с участием российских и зарубежных исполнителей. Здесь можно заказать торжественную регистрацию брака, покататься на лодке или конном экипаже, посетить музейные мастер-классы и экскурсии.
Достопримечательности усадьбы Кусково
Основной архитектурный облик поместья сложился примерно ко второй половине XVIII века, после чего имение практически не менялось, однако некоторые части комплекса не уцелели. Так, например, безвозвратно утеряны Китайская и Столбовая беседки, Дом уединения, где жила графская семья, Портретная галерея, Театр и другие постройки.
Сегодня на территории усадьбы Кусково находятся следующие здания: Главный дворец, церковь Всемилостивого Спаса с колокольней и Кухонный флигель образовывают ансамбль Почетного двора на берегу Большого пруда. Кроме них Большая каменная оранжерея, павильоны Грот и Эрмитаж, Итальянский, Швейцарский и Голландский домики.
Дворец
Деревянный дворец, окрашенный в нежно-розовый цвет (цвета утренней зари) — это композиционный центр усадьбы Кусково, который использовался для торжественных мероприятий. Он был построен в стиле раннего классицизма в 1769 — 1775 годах под руководством известного московского архитектора Карла Бланка. В XVIII веке его называли Большой дом. Южный главный фасад украшен тремя портиками с колоннами.
Парадный вход обращен к Большому пруду, его украшает центральный портик с шестью колоннами и парадной лестницей с двумя белокаменными пандусами — пологими спусками для въезда карет, на которых восседают гипсовые фигуры сфинксов. Несмотря на то, что дворец выполнен в традициях каменной архитектуры он построен из бревен и обшит тесом. Дворец одноэтажный, с антресолями и на высоком цоколе, в подвалах которого размещались винные погреба.
Танцевальный зал
Интерьеры дворца расположены анфиладой, когда двери всех комнат расположены на одной оси. Большой дом предназначался не для жилья, а для праздничных обедов, музыкальных концертов, балов и развлечений самых высокопоставленных гостей. Предназначение дворца — вызывать удивление и восхищение великолепием и роскошью убранства.
Столовая
Церковь Спаса Всемилостивого
Уникальный памятник архитектуры в стиле «аннинского барокко» строился с 1737 по 1739 годы и является самой ранней постройкой усадьбы. Здание представляет собой парадный белокаменный храм, декорированный скульптурами апостолов и увенчанный небольшим крестом, который удерживается благодаря фигуре ангела с раскинутыми крыльями. Главным украшением нынешнего убранства церкви является двухъярусное паникадило с восемнадцатью свечами, на которых изображены фигуры серафимов.
Спустя полвека к храму была пристроена деревянная колокольня, ставшая последней значительной постройкой в Кускове.
Кухонный флигель
Флигель появился между Главным дворцом и церковью в 1755 году, над его проектом работал крепостной архитектор Ф. Аргунов. В здании одновременно размещались русская и французская кухни, кондитерская, кофейная, скатертная и хлебная комнаты. Отдельный корпус для готовки избавлял владельцев усадьбы от кашеварской суеты и ароматов блюд, а пищу прислуга выносила через боковой выход на цокольном этаже и несла ее оттуда прямо в «Большой дом».
В 1756-1761 годах в Кусково появилось одна из самых причудливых архитектурных построек — Грот. Павильон в стиле рококо возводился под руководством одаренного Федора Аргунова, который хотел, чтобы здание олицетворяло собой одновременно две стихии: камень и воду.
Строение представляет собой домик из камня, декорированный скульптурами и львиными масками, а стены интерьеров украшены ракушками, вулканическими породами и цветным стеклом. Центральная комната расписана розовой и зеленой красками, северный кабинет разрисован в холодной гамме, а южный — в теплой.
Сейчас Грот является единственным павильоном в России, сохранивший уникальную «гротическую» отделку XVIII века.
Итальянский домик
Итальянский домик был сооружен в 1754-1755 годах при участии архитектора Ю.И. Кологривова, получившего итальянское образование и крепостного Аргунова.
Домик был нужен для проведения небольших приемов, а также для хранения произведений искусства и раритетов, что сделало его похожим на маленький музей. Часть коллекции сохранилась в павильоне и сегодня.
Швейцарский домик
Деревянное двухэтажное здание, появившееся на землях Кусково в 70-х годах XIX века, значительно отличается от других строений усадьбы. Стены нижнего этажа раскрашены «под кирпич», а верхний этаж украшен деревянной резьбой. Крыша домика декорирована ажурной резьбой, а ее опорой являются балконные колонны. Архитектор — Н. Л. Бенуа.
В начале XX века именно тут проживал последний хозяин поместья Сергей Шереметев. А в наши дни здесь располагается Дирекция музея-усадьбы Кусково.
Голландский домик
Небольшой садовый домик появился в Кусково в 1749 году. Это маленькое здание в аскетичном стиле, больше похожее на голландскую хижину XVII века.
Рядом с домиком разбиты садик и огород, создающие иллюзию улицы, расположенной на берегу реки. Посетители усадьбы могут посмотреть на строение лишь снаружи, вход внутрь запрещен.
Павильон Эрмитаж
Садовый павильон «Эрмитаж» был нужен графу Шереметеву для того, чтобы принимать самых близких друзей, с которыми необходимо было остаться наедине во время светских приемов или балов. На верхний этаж посетители усадьбы могли подняться с помощью специального подъемного механизма, а на нижнем этаже слуги подавали закуски и напитки на элегантном подъемном столике.
Кусковский «Эрмитаж» входит в число трех сохранившихся подобных парковых построек такого типа (петергофский, царскосельский). Он был возведен в 1765-1767 годах по проекту Карла Бланка, популярного в те годы московского архитектора.
Воздушный театр
Еще совсем недавно уникальным образцом единства архитектурно-паркового и театрального искусства являлся Воздушный театр имения, который сложился в 1760-х годах из сценической площадки и амфитеатра. При этом сцена театра находилась на холме, высота которого составляла около 1,5 метров и была окружена боскетами и стриженным барбарисом. Верхнюю часть сцены укрывали травяным ковром, а на время постановок ее закрывали настилом из дерева. Кулисами являлась еловая конструкция, которая не дошла до нашего времени.
Театр давал представления не только для почетных гостей, которые с комфортом располагались на трех скамейках амфитеатра. Посмотреть выступления можно было и простолюдинам, наблюдавших за актерами с парковых дорожек.
Большая каменная оранжерея
В парковом ансамбле Кусково самым значительным по величине павильоном является Большая каменная оранжерея, построенная в 1763 году архитектором Федором Аргуновым.
В то время она использовалась не только по своему прямому назначению: еще здесь проводились приемы гостей, музыкальные и танцевальные вечера. В выступающих боковых частях здания размещались игровые комнаты, а также комната садовника. Сейчас в оранжерее расположены экспозиции Государственного музея керамики.