Тур выходного дня. Павловск: старинные особняки и Идеальный дуб
Пандемия рано или поздно завершится, поэтому лучше заранее подготовиться и выбрать интересные маршруты для путешествий. Каждую неделю в рубрике «Тур выходного дня» будем рассказывать о достопримечательностях, уникальных природных объектах и других красотах, которые находятся совсем недалеко от Воронежа.
Наш первый тур будет в Павловск. Это один из исторических городов Воронежской области, которому больше 300 лет. В небольшом Павловске находится 43 памятника архитектуры. Некоторые улицы города даже напоминает небольшой уголок Петербурга. А кроме архитектурных достопримечательностей ещё можно посмотреть уникальные природные места.
Как добраться
Доехать до Павловска можно на машине, от Воронежа расстояние 160 км, буквально пару часов езды. Также ходят автобусы до Павловска от автостанций практически каждый час. Билеты 493 рубля.
Что посмотреть
Особняк Одинцова (ул. 1 Мая, 20) – визитная карточка Павловска. Наикрасивейшее старинное здание 1895 года постройки когда-то принадлежало купцу Ивану Одинцову. Сейчас здесь Краеведческий музей. Хорошо сохранилось парадное крыльцо из ажурного чугунного литья.
Дом купца Одинцова. Фото с сайта autogear.ru
Бывшее реальное училище (ул. 1 Мая, 13) в стиле необарокко было построено в 1905 году. Училище состояло всего из двух классов. А с 1924 года и до сих пор в здании располагается Педагогический колледж.
Здание бывшего реального училища
Музей Российского флота (пр-т Революции, 14) открылся в 1996 году, находится в здании Центра детей и юношества. Музей знакомит посетителей с историей русского флота. В Павловске на верфях, организованных Петром I, строились лучшие корабли императорских флотилий. А ещё Павловск с водной тематикой связывает то, что миллионы лет назад здесь было море.
Экспонаты Музея Российского флота. Фото из группы музея в ВК
Преображенский собор (Покровская, 9), которому больше 240 лет, примечателен швейцарскими часами. Они на соборе появились в 1867 году и идут до сих пор.
Преображенский собор, фото с сайта roseparhia.ruДореволюционное фото Преображенского собора
Пещерные храмы. Недалеко от Павловска находится село Белогорье в Подгоренском районе. Здесь находится Воскресенский Белогорский мужской монастырь (хут. Кирпичи, ул. Александра Невского, д. 1), которому больше 220 лет. Монастырь примечателен пещерными храмами. Сами лабиринты относят примерно к IX веку, историки считают, что их обустроили хазары. Точная протяжённость пещер неизвестна. Пока восстановлено около километра пещерных ходов с внутренними храмами – Александра Невского (нижний) и Святого духа (верхний). А глубина отдельных частей пещер в храме достигает 50 метров! В пещерах холодно даже летом, не забудьте взять теплую одежду на экскурсию.
Один из тоннелей в пещерном храме, фото с сайта Воскресенского монастыря
Шипов лес (у села Воронцовка) – уникальный памятник природы. Это самая большая островная дубрава в Черноземье. Из вековых деревьев леса и строили корабли петровской флотилии. Своё название дубрава, кстати, и получила от английского слова «ship» – корабль. Сейчас самые «молодые» дубы в лесу не старше 150 лет. Особо охраняется могучий гигант Идеальный дуб, высота которого 37 метров, а диаметр 70 см. Шипов лес ещё известен Чернавскими родниками, которые прозвали «Семь колодцев». Шипова дубрава тянется от Павловска до Бутурлиновки, а у села Воронцовка есть охраняемый старинный парк с многовековыми дубами, березами и липами.
Где поесть
Кафе «Старый Город» (ул. К. Маркса, 23). Разнообразная, вкусная кухня и замечательная выпечка. Можно перекусить на свежем воздухе. Чек средний – от 300 р за человека.
Ресторан «Фенко – Холл» (пл. Мира, 10а). Здесь есть не только русская, но и европейская и итальянская кухня. По словам местных жителей: «Место на все случаи жизни». Чек средний – от 300 р за человека.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[
Guide
|
Путеводитель по сообществу
]
[
userinfo
|
livejournal userinfo
]
[
archive
|
journal archive
]
Павловск
[Nov. 3rd, 2015|02:05 pm]
Тоже довольно благоустроенный (чуть ли не половина улиц заасфальтировано):
Железнодорожная станция в Павловске тоже есть (Павловск-Воронежский), но она расположена у гранитных карьеров и предназначена исключительно для их обслуживания. Фактически, город вытянут на несколько километров от излучины Дона на западе до трассы «Дон» на восток и немного за неё, центр находится на западе, на левом берегу главной южнорусской реки. На пути в центр сначала попадаешь в те самые спальные районы:
Город относительно благоустроенный, асфальт неплохой, но на окраинах он добрался далеко не везде:
Как это обычно и бывает на юге, на улице много людей, и много детей:
При движении на город всё время держишься главной улицы, которая в спальных микрорайонах называется 40 лет Октября, становится улицей Горького:
Здесь полупериферия, частный сектор между окраиной и историческим центром:
Пыльновато, тротуары практически исчезают, но зато с юга подходит донской сосновый бор:
Потом улица Горького становится проспектом Революции, и уже виден центр города:
Западнее сразу начинается старый город:
Благоустройство и плитка лучше чем в Москве:
Почему в Павловске крупный и относительно хорошо сохранившийся исторический центр? Город был крупным и процветающим ещё в XVIII веке (до 10 тыс. чел. населения), железная дорога на Ростов прошла стороной (в результате город не был затронут индустриализацией ни до, ни после революции), военных действий в Павловске не было, крупная промышленность появилась в городе только сильно после войны, когда это уже не приводило к уничтожению исторического наследия. В принципе, эта закономерность верна почти для всех малых исторических городов страны.
И прекрасная деревянная каланча:
Есть, конечно, и здесь уродливые места, но немного:
За редким исключением всё в основном отреставрировано:
Я попал в город на 8 мая, поэтому всё было особенно ухоженно, а в этом парке можно было наблюдать неплохой такой срез горожан:
Перед этим они шли процессией по главной городской улице:
Приметы грядущего дня Победы на ней были как официальные:
Так и трогательные самодельные:
Завершу пост рекой Дон, омывающей Павловск с юго-запада:
Прямо из города можно по лестнице спуститься на пляж (пешком минут 5 из парка):
Явно когда-то начинали делать набережную, но денег и настойчивости чуть-чуть не хватило:
По пути обратно примерно тем же маршрутом мне попался суровый стоматологический кабинет:
Как-то так, спасибо за внимание. В целом, приятный и небезынтересный город, в российских масштабах ничего особенного, но в Черноземье один из наиболее сохранившихся исторических малых городов. Специально ехать едва ли имеет смысл, но по пути по трассе «Дон» на юг заехать однозначно стоит.
I Своим возникновением город обязан Петру I, решившему перенести воронежскую верфь на Дон. Здесь, в устье речки Осереди и была в 1709 году заложена крепость. Строили её пленные шведы из-под Полтавы, разместили в ней гарнизоны и местное население из временно потерянных азовских крепостей, заселили подмосковными служилыми людьми да купцами уроженцами казанскими. Добавьте сюда черкас Острогожского полка, живших здесь с 1685 года, и получится настоящий интернационал.
02 Ольгинская гимназия. 1898
II Город, как водится, неоднократно горел, затапливался полыми водами и опустошался моровой язвой. И отстраивался заново. После пожара 1793 года он потерял исконную слободскую планировку и обзавёлся регулярной, отвечавшей требованиям времени.
IV Поскольку Павловск стоял на большой столбовой дороге, через него проехало (вероятно, останавливаясь выпить-закусить-заночевать) много уважаемых людей: Пушкин, Рылеев, Жуковский, Лермонтов. А также побывали адмиралы Сенявин и Ушаков (последний служил в Павловске в чине лейтенанта). Из совсем уважаемых – Пётр I (имевший в городе императорский дворец, правда, деревянный) и Александр I.
07 Дом купца Одинцова
V Но интересен город не только этим. Старая его часть счастливо избегла нашествия хрущёвок и шедевров новорусского зодчества. Как застыла в недоумении по поводу октябрьского переворота, так и стоит с немым вопросом: что же вы делаете со страной, нехорошие люди?
VI Павловск оставляет стойкое впечатление настоящего города. Пусть маленького, пусть провинциального, но города. Каменные двухэтажные дома, тротуары, уличное освещение, качественное озеленение. И никакой необъятной лужи с гусями на центральной площади.
При этом, судя по старым фотографиям, так было и сто лет назад. Поглядеть на старый Павловск можно здесь: http://pavlovsk36.ru/album/180
11 Заводоуправление купца Меркулова
VII Почему так? Почему одни поселения, пусть даже и бОльшие по площади/населению, так и остаются по сути большими деревнями – с особенным бытом, поведением жителей, отношению к пространству. А другие, даже невеликие, тем не менее – города.
Можно, конечно, порассуждать о «городском образе жизни». Была такая популярная в 70-е годы архитектурно-социологическая теория. Но она совершенно не объясняет, откуда он берётся, этот городской образ жизни, этот тип мироустройства, этот способ поведения в среде. И, если он свойственен отдельным людям, как, скажем, пассионарность по Гумилёву, почему в одних случаях окружающие его принимают, поддерживают, развивают, а в других – уничтожают?
13 Реальное училище. 1906
VIII Кстати, об образе жизни. У того же Е.А. Болховитинова есть забавный рассказ о невезучем воришке.
«Пороховой магазин в крепости находился до 1778 года; но и оной в сем году Ноября под 27е с 800 пудов пороху сгорело от нечаянного зажжения караульнаго солдата, которой, будучи подговорён ворами украсть из магазина пороху и уйти в их общество, вздумал в ночное время осмотреть отдушную трубу, можно ли сквозь оную спуститься ему в погреб, и для того навязав на шест свечу, опустил оную в трубу для осмотрения места: по несчастию свеча упав в погреб, зажгла лежавшия прямо под трубою рогожи, что увидя он бежал с часов, и весь погреб вскоре взлетел на воздух с великим громом, от чего весь город потрясся».
IX Почему так получилось, что Павловск сохранил себя в редкой цельности и своеобразии? Я говорю сейчас, конечно же, только о старой части города. Новый, индустриальный город не самостоятелен (в пространственном отношении) и не симпатичен. А всему виной (впрочем, виной ли?) осторожность отцов города.
В 1871 году, когда началось строительство железной дороги Воронеж – Ростов, городское руководство воспротивилось её прокладке через город. Их логика понятна: будет ли барыш от железки – неизвестно, а нищеты да ворья поналезет несчётно. (Впрочем, пишут и о происках купцов-пароходчиков – им это было не выгодно).
18 Духовное училище. Год постройки 1884, достройка 1894
X А вот, например, в Колывани, когда начали изыскивать место для строительства моста через Обь на транссибирской магистрали, были совсем другие настроения. Купцы даже пытались подкупить Н.Г. Гарина-Михайловского, чтобы он провёл дорогу через Колывань. Понимали, что это сулит старинному купеческому селу. Но. Николай Георгиевич не стал вводить бюджет в лишние траты и выбрал оптимальное решение – в районе села Кривощёкова. Теперь здесь Новосибирск. А Колывань? Да так селом (ну, пгт) и осталась. 45 километров между Колыванью и Новосибирском, а какая разница в судьбе!
Администрация Павловского муниципального района Адрес: 396422, г. Павловск, проспект Революции, 8 Телефон: (47362) 2-23-73 Электронная почта: pavl@govvrn.ru Сайт: http://www.pavlovsk-region.ru/
Расположенный на юге Воронежской области в 164 километрах от Воронежа (по трассе), старинный русский город Павловск находится на левом берегу Дона, при впадении в него реки Осередь, и является административным центром Павловского муниципального района, который как самостоятельное административно-территориальное образование был создан 30 июля 1928 года.
Граничащий с Лискинским, Бутурлиновским, Воробьёвским, Подгоренским, Калачеевским, Россошанским и Верхнемамонским районами Воронежской области, Павловский муниципальный район относится к регионам с преобладающим агропромышленным сектором в экономике. Причем основным направлением сельскохозяйственного производства является растениеводство и животноводство. По землям Павловского района протекают река Дон и её притоки Битюг и Осередь, а так же имеется значительное количество прудов и озер. На территории Павловского района, составляющей 1 886 квадратных километров, по данным 2018 года, проживают 54 493 человека. При этом 45,62 процента населения района проживают в городе Павловск.
Павловск с высоты птичьего полета
Являющийся административным центром одноименного муниципального района и городского поселения, город Павловск в числе 7 городов Воронежской области (Бобров, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Новохоперск, Острогожск, Павловск) был включен в 1990 году в перечень исторических населённых пунктов России, утверждённый постановлениями коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета ВООПИиК.
Павловск — исторический город России
Однако в июле 2010 года совместным приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ тот перечень был сокращён более чем в 11 раз — с 478 до 41 поселения. Причем чиновниками, управляющими культурой и развитием регионов России по своим понятиям, из федерального списка вместе со всеми воронежскими историческими городами были вымараны такие значимые в плане истории населенные пункты, как Великий Новгород, Переславль-Залесский, Псков, Углич и даже Москва.
Павловск — исторический город России
При этом, как понимаете, все эти города не стали от этого менее значимыми и продолжают в глазах россиян и всего мирового сообщества оставаться большими и малыми историческими центрами России. А потому, оставив за чиновниками право решать на бумаге вопросы принадлежности того или иного поселения к историческим ценностям России, обратимся к реальной жизни, в которой Павловск был, есть и останется, пусть малым, но, безусловно, историческим городом нашей области и нашей страны.
Павловск — исторический город России
Как и вся территория современной Воронежской области, земли Павловского края были обитаемы со времен палеолита. А в середине I тысячелетия новой эры на берегах реки Дон, именовавшейся в древности Танаисом, а так же донских притоках возникли славянские поселения, о чем свидетельствуют многочисленные славянские городища IX-X веков, найденные археологами. Так в двух километрах от города Павловска находится Павловское городище — памятник истории, занимающий площадь около 15 гектаров.
Однако центральные и южные районы современного Воронежского края еще долго находились под контролем кочевых племен. Во время монголо-татарского нашествия в первой половине XIII века древнерусские поселения были разрушены, и воронежские земли на несколько столетий превратились в так называемое «дикое поле», по которому проходили главные татарские дороги (шляхи) — Ногайский и Кальмиусский.
В XV веке ряд районов Воронежского края до реки Хопёр, реки Ворона и устья реки Воронеж входил в состав Рязанского княжества, но русские поселения здесь были малочисленны. И только подчинение Рязанского княжества Московскому в 1521 году открыло возможности для начала русской колонизации этих территорий, которые располагались на левой стороне Дона, называемой ногайской стороной. И через земли Павловского края в те годы проходили пути вторжения крымских татар на русские земли. В связи с этими набегами перед Российским государством остро встал вопрос об охране южных границ. И в 1571 году на Диком поле была организована общегосударственная сторожевая служба, своего рода пограничные заставы. Одновременно с тем в середине XVII века началось создание Белгородской оборонной (засечной) черты, протянувшейся более чем на 500 километров и включившей в себя 25 городов-крепостей. В те времена на территории современной Воронежской области было построено несколько таких городов, одним из которых стал древний Воронеж, возведенный в 1586 году и ставший важным опорным пунктом на юге Русского государства.
Белгородская Засечная черта
Однако, зная о бесконечных набегах татар, русские люди боялись селиться далеко за Белгородской защитной чертой. Меж тем юрты и ухожьи (земли, сдаваемые в аренду во временное пользование за определенную сумму), имелись и на дальних окраинах Русского государства. Они располагались в основном возле лесов, по берегам рек и озер, где можно было заниматься пушным промыслом, рыболовством и бортничеством, то есть сбором меда диких пчел. На протяжении многих лет такие земли, сдаваемые в аренду, находились на территории современного Павловского района по реке Дон, Битюг и Осередь и эксплуатировались в течение почти всего XVII века. Арендаторами выступали представители различных групп населения, которые бывали здесь наездами, в основном летом, делая запасы продовольствия на зиму.
Откупное ухожье на реке Осередь
Начиная с 1640 года, на «вольные» земли на побережье Дона и впадающих в него с правой и с левой стороны рек стали массово переселяться польские и литовские украинцы (малороссы), именуемые «черкасами». Это свое название украинцы получили на новых землях потому, что самые первые переселенцы прибыли на территорию нынешней Воронежской области из Черкасского повета (уезда), расположенного за Днепром. С тех пор всех украинских переселенцев и стали называть в Воронежском крае «черкасами».
«Черкасы» (украинские казаки)
Образовав за пределами Белгородской черты людную Слободскую Украину, «черкасы» постепенно заселили южную часть современной Воронежской области и, тем самым во многом обезопасив Русь от набегов татар, стали одними из первых жителей будущих южных городов Воронежского края. Так еще до основания Павловска, на берегу Дона, там, где в него впадает река Осередь, в 1685 году возникло небольшое черкасское селение, которое получило название слобода Ширмовская, а ее жители, приписанные к Острогожскому Черкасскому полку, стали нести на территории пограничного края сторожевую и станичную службу.
Сторожевой казачий городок
Большой толчок к заселению земель Павловского края дало строительство русского регулярного военного флота, которое под эгидой Петра I развернулось на территории будущей Воронежской губернии в конце XVII — начале XVIII веков.
Строительство кораблей Азовской флотилии
Решение о переносе корабельной верфи из Воронежа в устье впадающей в Дон реки Осередь у Петра I вызрело еще во время первого похода под Азов, когда царь обратил свое особенное внимание на местность между Доном и Осередою и непроходимыми в то время болотами, самою природою как бы подготовленною для основания здесь крепости. Но реализация этого намерения Петра I была приостановлена победным взятием русскими войсками Азова, а затем возведением нескольких крепостей оборонительной линии под Таганрогом и начавшейся Северной войной со шведами. Однако, восстание казаков под предводительством атамана Кондратия Булавина, взявшего власть на Дону и грозившего самому Воронежу, заставило Петра I вернуться к былой идее и в 1708 году повелеть адмиралу Ф. М. Апраксину заложить на Осереде крепость.
Петр I на воронежской верфи
Но вследствие продолжающихся народных волнений на Дону указ не был в том году приведен в исполнение. И только в 1709 году, одержав победу в Полтавском сражении и убедившись окончательно в стратегической важности пункта на устье Осереды, Петр I повелел возобновить работы по дальнейшему устройству Осередской крепости. С этой целью из Коротояка и других городов были направлены сюда 3 тысячи пленных шведов, взятых под Полтавой. Их руками были сооружены земляные укрепления вокруг крепости. А затем на берегу, где Осередь впадала в Дон, осенью теми же шведами было начато строительство судоверфи.
План Новопавловской (Осередской) крепости 1725 года и вид на современный город Павловск — в районе впадение реки Осередь в Дон, где в XVIII веке располагались крепость и верфь
Строительство крепости, первоначально называвшейся по реке Осередской, шло быстро. В немалой степени тому способствовал личный присмотр царя, который несколько раз посещал Осереду. А вместе с возведением крепости так же быстро шло и строительство новой корабельной верфи, оборудование которой было перенесено из Воронежа. Еще в мае 1709 года Петром I было приказано обер-коменданту Воронежа С. А. Колычеву: «В Таврове никакого строения вновь не прибавлять, потому что верфь оттуда назначено перенести на Середу; строение же, сломанное в Воронеже, сплавлять на Середу».
Воронежская верфь в эпоху Петра I
По указам царя Петра I на Осередскую верфь были присланы тысячи плотников, лесорубов и подсобных работных людей с лошадьми и тележными передками для вывозки леса к месту строительства кораблей. И 1 мая 1711 года английский корабельный мастер Ричард Козенец (в России его звали Иван Козенцев) заложил на новой Осередской судоверфи 2 корабля, один фрегат и 10 провиантских судов.
Строительство кораблей Азовского флота в Петровскую эпоху
И в том же 1911 году, после неудачного Прутского похода, закончившегося подписанием мирного договора с турецким султаном, сюда переселились жители отданных Турции городов Азова и Таганрога, а также Павловской крепости на реке Миусе. Со значительным притоком гражданского населения (только одних купцов сюда переселилось более 500 человек) в городе, к северо-востоку от крепости, начали формироваться селитебные территории, или «форштадты», как они именуются в исторической литературе.
Новопавловская верфь: памятный знак на месте верфи и ее вид с реки (реконструкция)
О значении Осереды (будущего Павловска) для царя Петра I говорит уже то, что в 1713 году по высочайшему указу сюда перенесли Адмиралтейство, ранее размещавшееся в приворонежском городе Таврово. И вскоре Осерд сделался одним из самых известных городов Придонья. В те годы окончательно сложилась планировка Осередской крепости и вне-крепостных территорий, представлявших собой единое кораблестроительное предприятие с функциональными зонами и их взаимосвязями.
Судостроительная верфь в XVIII веке (старинная гравюра)
Помимо судоверфи здесь действовали три крупных завода — литейный, инженерный и пороховой. И здесь же находился государев путевой дворец, а за Доном по указанию царя были устроены государевы зверинец и ботанический сад, что однозначно говорит о приверженности Петра I к новому городу, который он хотел сделать не только сильной крепостью, но и крупным административно-торговым центром. По одним источникам в 1711 году, а по другим в 1914-ом или даже в 1715 году Осередская крепость в память о разрушенной перед сдачей туркам Павловской крепости и по воле Петра I была переименована в город Новопавловск. Однако это название не прижилось, и впоследствии город стал именоваться Павловском. В последние годы жизни Петра I все более и более беспокоил вопрос об охране и закреплении за Россией земель, завоеванных с такими трудностями и потерями. С этой целью в 1724 году им был составлен аншталт крепостей, в которые вошло 34 укрепленных пункта, разделенных на три разряда. И в список из 18 укрепленных городов, отнесенных к третьему разряду российских крепостей, таких как Брянск, Ново-Киев, Смоленск, Псков и Чернигов была вписана Ново-Павловская крепость, гарнизон которой составляли пять пехотных полков и артиллерийская команда.
Российские крепости третьего разряда — Смоленск и Чернигов
После смерти Петра I и завоевания северного Причерноморья слава Павловска тускнеет, он теряет своё стратегическое значение. Павловские судостроительные верфи и военные заводы остановили свою работу, и в 1737 году из бывшего города-крепости вывели все воинские части. А спустя два года, за ненадобностью был разобран путевой дворец Петра I. И к настоящему времени, благодаря пожарам, разлитию реки и моровой язве, от Павловска петровской эпохи не осталось никаких исторических следов, за исключением нескольких деревьев, якобы собственноручно посаженных Петром I.
Памятник Петру I — основателю города Павловск
После кончины основателя русского военного флота Петра I сведенное к минимуму, судостроение возобновилось с воцарением императрицы Екатерины II. В связи с тем, что мирный договор с Турцией был прерван, Екатерина II в конце ноября 1768 года приказала адмиралу Д.Н. Сенявину построить на Дону флотилию и с этой целью возобновить кораблестроение на территории Воронежской губернии — в Павловске, Таврове, на Икорце, а так же завести новую судоверфь в Новохоперске.
Бюст вице-адмирала Д.Н. Сенявина в Павловском музее военно-морского флота
При этом Адмиралтейств-коллегия предложила разработать новый тип парусно-гребных судов, способных, преодолев мелководные участки Дона, вести военные действия на Черном море. Размерами и конструкцией не походившие на ранее строившиеся военные корабли, эти суда получили название «новоизобретённых» и составили основное ядро образованной в 1773 году Черноморской эскадры Азовской флотилии.
Построенные на Новопавловской верфи, «новоизобретённые»корабли Азовского флота: двухмачтовый «Азов» и трехмачтовый корвет «Хотин»
В 1770 году на Новопавловской судоверфи было изготовлено около двух десятков небольших по размеру плоскодонных судов, приспособленных к гребле и под паруса, а так же два 16-пушечных корабля — двухмачтовый «Азов» и трехмачтовый корвет «Хотин», на котором 18 мая был поднят флаг вице-адмирала А. Н. Сенявина, что было актом, символизирующем возрождение русского флота на Азовском море.
Создатели Черноморского флота России: адмирал Н.Д. Сенявин, князь Г.А. Потемкин-Таврический и императрица Екатерина I
Позднее оба корабля, созданные на Новопавловской судоверфи, в составе новой Азовской флотилии впервые вышли в Черное море. Это историческое событие произошло 13 мая (2 мая ст.ст.) 1783 года, и ныне отмечается как день рождения Черноморского флота.
День рождения Черноморского флота: эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачёва входит в Ахтиарскую бухту
25 сентября 1779 года при учреждении Воронежского наместничества Павловск был возведен в статус уездного города наместничества, а затем и Воронежской губернии, воссозданной в 1796 году.
21 сентября 1781 года был высочайше утверждён герб Павловска, в дальнейшем послуживший основой для современного герба города, подлинное описание которого гласит: «Св. Апостол Павел в серебряном поле».
Герб города Павловска
А в 1786 году появился первый генеральный план города. Разработанный воронежскими землемерами С.П. Владыкиным и Е. А. фон Коловым, он был доработан в Санкт-Петербурге и утвержден императрицей Екатериной II.
Утвержденный Екатериной II, первый генеральный план города Павловск 1786 года
С того времени Павловск застраивался по плану, согласно которому город был разбит на 30 кварталов и имел 8 больших улиц и 5 малых. Геометрически правильные кварталы прямоугольной вытянутой формы ограничивали прямые улицы, идущие вдоль водораздела и перпендикулярно Дону. И эта историческая планировка старой части города сохранилась до настоящего времени, составляя историко-культурное наследие Павловска. Из всех районных центров Воронежской области Павловск по своему расположению, сосредоточенности и прямолинейности улиц уступает только Острогожску.
Современный Павловск: вид из космоса
К концу 1700-х годов заняв Крым, Россия окончательно закрепилась на побережье Черного моря от Азова до Бессарабии. Потому значение удаленной от побережья речной крепости с верфью упало почти до нуля. И в 1787 году из Павловска в города Азов и Таганрог были вывезены орудия и все остальное военное снаряжение, находившееся в крепости с петровских времен. После чего в 1795 году Павловская крепость была упразднена официально.
Павловск в XIX веке
К концу XIX века в городе насчитывалось 1070 домов, 4 церкви. Были открыты женская прогимназия, духовное и уездное училища. Действовали небольшие заводы (мыловаренные, маслобойные и т.п.). Основным занятием населения края были земледелие (в том числе выращивание арбузов) и торговля (в основном зерном, скотом, салом, лесом и др.).
Ярмарка в XIX веке
Материальным свидетельством той эпохи является каменный Преображенский собор, который начал строиться в 1780 году на месте деревянного соборного храма, сгоревшего в 1773 году. Одной из главных достопримечательностей нового Преображенского собора стала каменная колокольня, на которой висели колокола, вывезенные из Азова по приказу Петра I в Павловск, а так же установленные на ней башенные часы, которые и по сей день отбивают время.
Преображенский собор в XIX и XXI веке
В XIX веке через Павловск пролегала одна из важнейших российских дорог, ныне известная, как трасса М-4 «Дон», а в те годы именовавшаяся Воронежским трактом. Благодаря этому город Павловск посетили многие известные и выдающиеся люди России, путешествующие из Москвы на юг, и среди них: К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов. В 1816 году по дороге на Кавказ в Павловске останавливался император Александр I. В 1871 году параллельно Воронежскому тракту было начато строительство железной дороги из Воронежа в Ростов и далее на юг. Причем первоначальный её проект предусматривал размещение в Павловске железнодорожной станции. Однако руководство города воспротивилось этому, посчитав, что железная дорога нарушит покой и благочинность Павловска. Так город навсегда остался в стороне от железнодорожного сообщения. Недальновидность городских властей, воспротивившихся строительству железной дроги, замедлило рост поселения. Несмотря на это, в Павловске к началу XX века проживало более 7 тысяч человек, среди которых, помимо русских, было много украинцев, называемых тогда малороссами.
Павловск в конце XIX века
Из военной крепости город переродился в торгово-ремесленный центр со слаборазвитой промышленностью, которую представляли небольшие предприятия: мыловаренные, салосвечные, воскосвечные, шерстомойные, салотопенные, маслобойные, пивоваренные, винокуренные, кирпичные, горшечные и другие заводики, на которых работало от 3-х до 20-ти человек. При этом Павловская пристань была одной из крупнейших на Дону. На ней грузилось до 600 тысяч пудов грузов в год — хлеба, леса и прочих товаров.
Разгрузочно-погрузочные работы на пристани
Необходимость отправлять водным путем, как более дешевым, хлебные грузы возродила в Павловске производство по строительству и ремонту судов для хозяйственных потребностей. Там, где река Осередь впадает в Дон, расположились корпуса самого старого промышленного предприятия города — Павловского судостроительно-судоремонтного завода, который вплоть до середины XX века был самым крупным предприятием Павловска с наибольшим количеством рабочих в городе.
Павловский судоремонтный завод
11 февраля 1918 года в Павловске состоялся уездный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установивший в городе и уезде советскую власть. После чего с сентября 1918 по декабрь 1919 года Павловский край стал ареной боев Гражданской войны. В 1918 году, многократно переходя из рук в руки противоборствующих сторон, Павловск оказался на пути белоказачьих формирований генерала Краснова. В 1919 году город и уезд был захвачен белогвардейскиими частями деникинцев. И, наконец, с конца 1920 по 1921 год на территорий Павловского уезда развернулись бои с повстанческими отрядами во главе с жителем Старой Калитвы Иваном Колесниковым, выступившими против власти большевистских советов.
Памятники в Павловске: Жертвам гражданской войны и В.И. Ленину
12 мая 1924 года был упразднён Павловский уезд, территория которого вошла частично в состав Россошанского и Богучарского уездов, а 27 августа 1925 года Павловск стал сельским поселением. Однако уже 30 июля 1928 года Павловску был возвращён статус города, с центром Павловского района Россошанского округа, в новообразованной Центрально-Чернозёмной области, а с 13 июня 1934 года — Воронежской области.
Павловский район Воронежской области
Когда в июле 1942 года война подошла к берегам Дона, Павловск стал фронтовым городом и почти 7 месяцев, подвергаясь артиллерийским обстрелам, оставался на передней линии. При этом, по сравнению с другими городами области, застройка Павловска пострадала незначительно.
Памятный камень на берегу Дона возле Павловска
Военному лихолетью посвящена Площадь-мемориал, задуманная павловским художником В.И. Животягиным как символическое поле битвы, потерь и победы советского народа над фашизмом.
Мемориальный комплекс в Центральном парке Павловска
Неповторимое лицо современного Павловска представляет его историческая застройка, составляющая сегодня историко-культурный центр города, на территории которого находятся 43 памятника архитектуры, и 7 из них — федерального значения. Одним из старейших зданий Павловска является — прекрасный образец архитектуры конца XVIII века — церковь Казанской иконы Божьей Матери, которая была возведена на средства казанских купцов, переведенных в город по приказу Петра I после Полтавской битвы.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери
Построенное в стиле необарокко в 1905 году, одним из самых значительных и ярких памятников истории и архитектуры в Павловске общепризнанно является здание бывшего реального училища, где ныне размещается педагогический колледж.
Настоящей визитной карточкой Павловска стал бывший дом купца Одинцова, на первом этаже которого расположился Исторический музей. Это одно из самых красивых зданий города, которое удачно вписалось в архитектурный ансамбль окружающих его старинных зданий, создавая вместе с ними единый, цельный уголок уездного города прошлого века.
Бывший дом купца Одинцова (ныне Павловский краеведческий музей)
Возведенное по проекту знаменитого архитектора А. Ф. Щедрина и являющееся великолепным образцом эпохи классицизма, бывшее духовное уездное училище было основано в Павловске в первой половине XIX века. Сегодня комплекс Духовного училища, в котором размещается Павловский техникум, включает в себя 4 здания и церковь Трех святителей.
Бывшее духовное уездное училище (ныне Павловский техникум)
Одним из главных брендов Павловска и всего Павловского района признано считается крупнейший в Европе Павловский горно-обогатительный комбинат по добыче и переработке гранита. При этом история открытия и изучения павловских гранитов уходит в далекое прошлое и представляет собой целый ряд интересных событий и фактов. Открытое естествоиспытателем Н.С. Тарачковым в 1857 году, месторождение гранита под Павловском на Дону впервые привлекло к себе общественное внимание во время поиска материала для изготовления пьедестала под памятник Петру I в Воронеже. Так впервые в истории павловскому граниту было найдено практическое применение.
Первый воронежский памятник императору Петру Первому (торжественно открыт 30 августа 1860 года)
А в 1960 году после проведения полевых геологоразведочных работ было открыто Шкурлатовское месторождение гранита, являющееся одним из богатейших в Российской Федерации. На базе этих запасов гранита и был построен Павловский горно-обогатительный комбинат — самое крупное предприятие по добыче гранита в РСФСР и второе по величине в Советском Союзе, ныне реорганизованное в два предприятия ОАО «Павловск Промвзрыв» и ОАО «Павловск Неруд».
Павловский гранитный карьер
Визитной карточкой Павловского района считается Шипова Дубрава – начинающийся возле Павловска на правом берегу реки Осередь, огромный лесной массив, который представляет собой дубраву, массивным зелёным «островом» раскинувшуюся среди окружающей, ныне распаханной степи. По одной из версий получивший название от английского слова «ship» (корабль), Шипов лес ещё в 1709 году за превосходное качество строевой древесины был наречен Пётром I государевым корабельным лесом. А в наши дни 202 гектара наиболее сохранившихся дубрав объявлены памятником природы.