Что посмотреть в северной осетии самостоятельно на машине
Северная Осетия на машине за 5 дней (часть 2)
Утром погода нас порадовала – солнечно и тепло.
Спокойно позавтракав, ближе к 9 утра мы выдвинулись в сторону «Порога Неба» и водопада «Три сестры», в планах так же было посетить каскад «Жемчужный».
Но по утру у нас появилась одна проблемка – мы обгорели накануне 😊 Пришлось идти к соседям, благо был разбит еще и один лагерь, и клянчить крем от загара. Нам повезло и нам подарили пол тюбика, из которого мы мазались целый день!
До «Порога Неба» добрались быстро, указателей в достаточном количестве. Перед комплексом есть небольшая стоянка, где можно оставить машину. Стоимость стоянки 100р.
«Три сестры»
Указателей на водопад нет, пришлось спрашивать у охраны. Начало тропы находится в 15 метрах назад от парковки, в горку, потом надо взять левее, мимо домика и дальше уже не сворачивая. На трэке есть соответствующий участок.
Первое, куда вы попадаете – полянка с большим камнем и прекрасным видом на водопад, но лучше пройти дальше к реке, место очень красивое и река, и виды на водопад. Места очень живописные.
У нас была идея подняться к среднему водопаду, и мы искали место, где можно перейти реку. Была информация, что можно перейти, уйдя вправо по руслу, но дойдя до небольшого ущелья, поняли, что прохода нет. Возможно, в этой стороне можно перейти, но накануне были дожди и река была полноводная.
Встретили других туристов, одни из них сказали, что, по крайней мере, к левому водопаду можно попасть, пройдя через комплекс «Порог неба». Вроде бы там есть мостик через реку, а дальше по хребту и каменной насыпи. Вернувшись к машине, мы попытались туда пойти, но охрана комплекса нас не пустила, сославшись на то, что сейчас много постояльцев, и ведется контроль входящих … не получилось, так не получилось, выдвигаемся в сторону каскада «Жемчужного».
Каскад «Жемчужный»
Мы знали, что туда в основном люди ходят, но можно и проехать, дорога есть. За день до нас туда заезжали ребята багги и Тойте Сюрф, как нас сказали местные. Немного подумав, и прикинув время, мы решили туда поехать на машине…
Качество дороги – ниже среднего, но проехать можно на кроссовере. Вот только в последней трети, дороги, нервы начинают пошаливать. Ниже видео с подъема, особо «веселый» участок начинается с 2:20, это кому лень смотреть все видео. Позже погранцы нам говорили, что были преценденты, что машины улетали с обрыва. У каскада есть место для парковки.
Сам каскад симпатичный, но не более. В нашем рейтинге достопримечательностей он в конце списка.
От каскада идет пешая дорога в горы, и у водопада, точка сбора групп, выдвигающихся туда. Мы пообщались с группой скалолазов, которые туда шли. Говорят, там красивые скалы и места, НО, для прохода дальше каскада необходим пропуск в погран зону. На спуске мы встретили погран патруль, который подтвердил информацию. От них мы узнали, что в селе Дзинага находится служба, которая выдает разрешения на проход, но делать это надо заранее.
Спустившись в долину, мы приняли решение выдвигаться в сторону Владикавказа, который тоже хотели посмотреть.
Владикавказ
Сразу скажу, город очень понравился! Очень красивый, чистый, с прекрасными людьми!
Первое что поразило – чистота! В парках, на улицах, во дворах – везде убрано! Это обращает на себя внимание.
Нам повезло, и наши знакомые устроили обзорную экскурсию. Из того, что стоит посмотреть – Водный стадион, с прудом, где купаются местные и парк Мемориал Славы (эти два места находятся рядом, в южной части города, на проспекте Коста. Туда даже ходит трамвай.) Другое красивое место – Парк Культуры, который находится в самом центре города. Прекрасное место, где гуляет большое количество жителей города. Опять же, все чистенько, ухоженно – глаз радуется!
С парковкой там иногда проблемы – много машин, но около гостиницы Владикавказ, есть улица Нальчикская, на которой мы спокойно находили место и в парк шли через пешеходный мостик над Тереком.
Вокруг Парка Культуры можно найти ресторанчик на любой вкус, в другой день мы хорошо посидели на ул. Горького.
Фото, к сожалению, что-то мы не делали, но в интернете их достаточно!
Отдельно затрону вопрос безопасности и общения с местным населением (об этом меня часто спрашивают) – не знаю, как в других республиках Кавказа, но в Северной Осетии мы не испытывали никакого дискомфорта. Все очень вежливые, спокойные, никаких националистических или религиозных вопросов не стоит. Вечером выходя из дома, в магазин или просто прогуляться, было комфортно и спокойно.
В горах мы не раз останавливались и разговаривали с местными жителями – все очень приветливы, готовы подсказать и объяснить, как проехать или где найти, что необходимо. В общем, за эту сторону туризма можно быть абсолютно спокойными.
День третий
Поговорив накануне со знакомыми, план наметили следующий – горячие источники в селе Верхний Бирагзанг, святилище «Реком», канатная дорога в Цее, цейский ретранслятор (если найдем и хватит время), Зарамагское водохранилище, около которого планировали заночевать. По дороге туда нам советовали остановиться у Барбашово поле (официально Парк Защитников Отечества). В общем день обещал быть насыщенным.
Ну и конечно заехали купили спрей от загара, на это раз железобетонный!
Барбашово поле
Очень сильное место и сделано с душой!
Вообще в Северной Осетии очень трепетно относятся к подвигам предков. Практически в каждом селе можно встретить на домах надписи, что здесь жил такой-то герой. Все памятники войнам в идеальном порядке, все покрашено, подстрижено, вычищено. Это реально бросается в глаза по отношению к другим местам России, где я бывал. Люди не только на словах гордятся подвигами своих соотечественников! Не даром, в относительном количестве на душу населения, героев Советского Союза, в Северной Осетии, больше всего.
В общем, остановиться точно стоит и потратить 15 минут своего времени.
Небо, Терек, пироги: что посмотреть и попробовать в Северной Осетии
Идеи для поездок по стране — в проекте «РБК Стиль» «100 путешествий по России».
Осетия не самый избалованный вниманием туристов российский регион. Путешественники бывают тут или проездом (раньше тут останавливались по пути в Грузию), или в деловых поездках.
Город
Владикавказ, пожалуй, самый красивый город русского Кавказа. Здесь на каждом шагу история, но он в ней не увязает. Местные гордятся своим прошлым, но с удовольствием шутят над стереотипами о кавказцах. Главная звезда местного стенд-апа Тимур Каргинов уже давно звезда федерального ТВ и YouTube.
В студенческие годы Каргинов, как и большинство владикавказской молодежи, проводил кучу времени на проспекте Мира — главной прогулочной артерии города. Проспект начинается у аграрного университета и оканчивается через километр площадью Свободы. Отдельное развлечение на проспекте — трамвай, один из старейших в России (его запустили в 1904 году). Увы, прямо сейчас на нем не прокатиться: улица на реконструкции.
По обе стороны проспекта старинные дома. Большая их часть была построена в конце XIX — начале XX веков и, что удивительно, неплохо сохранилась. Отдельного упоминания заслуживают торговый дом Оганова (ныне художественный музей), на котором внимательный турист без труда отыщет с десяток масонских символов, здание гостиницы «Париж» на углу Горького и кинематограф «Гранд» в самом начале улицы.
Проникнуться историей можно в отеле «Империал», который работает с 1886 года. Внутри интерьеры в стиле «советский шик», местами евроремонт и вменяемые завтраки за 2-3 тыс. руб. в сутки.
С проспекта Мира стоит свернуть в парк Хетагурова, который сейчас тоже на частичной реконструкции. Старейший на Северном Кавказе парк — излюбленное место горожан для терренкура. Во время прогулки обратите внимание на деревянные павильоны и озеро с лебедями. Парк примыкает к Тереку. По другую сторону реки стоит гостиница «Владикавказ» и мечеть Мухтарова, построенная в начале XX века. Если отправиться вдоль Терека в обратную от мечети сторону, можно найти несколько приятных кафе на берегу реки и выйти к Северо-Осетинскому академическому театру. Здесь же расположено кафе «Фыдджынта» (пр. Коста, 178), где готовят образцовые осетинские пироги.
Еще один адрес обязательной программы — Центральный рынок. Сюда приезжают за натуральными сувенирами — сырами, горным медом и вкуснейшими фруктами и овощами.
Туристы
Мы едем в горы на экскурсионном микроавтобусе и допытываемся у местных, как же обстоят дела с туризмом в республике. На вопрос: «Зачем вообще туристы приезжают в Осетию?» — наш водитель Руслан отвечает: «От безысходности». Тяжело не согласиться.
Регион многие воспринимают как еще одну кавказскую республику, хаб на пути в Грузию или вообще российскую версию Грузии в условиях закрытых границ, максимум — одну из точек своей большой экскурсии по Кавказу. Как отдельную дестинацию — крайне редко.
По данным сервиса путешествий «Туту.ру», если сравнивать соседние Махачкалу, Владикавказ, Грозный и Нальчик, то почти 60% авиатрафика приходится на Дагестан. У региона есть узнаваемые туристические бренды — самый старый город России Дербент, село мастеров Кубачи, море наконец. Бренды Северной Осетии пока не так на слуху, отсюда и всего 20% авиатрафика. Однако, как отмечают эксперты, этой осенью поток авиапассажиров сюда вырос на четверть — есть шанс, что туристы ее распробуют.
В республике нет сетевых отелей, а уровень сервиса в гостиницах не всегда отвечает запросам путешественников. Ситуацию могло исправить появление во Владикавказе отеля DoubleTree сети Hilton — гостиница должна была открыться в 2019 году, однако этого не произошло. Сегодня сетевых отелей в Осетии нет.
На улицах туристов немного, но им не удивляются. Любимая шутка в местных заведениях звучит примерно так: «А вы откуда? Из Москвы? Привезли нам коронавирус?»
Пироги
Лучшие осетинские пироги ищите в горном селе Фазикау. Только имейте в виду: то, что доставляют на обед в московский офис, никакого отношения к осетинским пирогам не имеет. Их традиционно готовят с несколькими начинками: уалибах — с осетинским сыром, фыдджын — с мясом, картофджын — с картошкой и сыром, цахараджын — со свекольной ботвой и сыром. Всего традиционных рецептов около десяти. Остальные (с грибами, семгой и так далее) — изобретение уже наших дней.
Летняя кухня с видом на сад и деревенский туалет, стол с повидавшей виды клеенкой и дровяная печь. Хозяйка умелым движением раскатывает тесто, накладывает мясо, ставит на три минуты в духовку. Остается смазать пирог топленым домашним маслом. Предельно просто, но невероятно вкусно.
На стол пироги ставят стопкой по три — так принято. А еще разрезают на восемь частей — дважды крест-накрест. По традиции, делать это должен исключительно мужчина, а тарелку во время нарезки ни в коем случае нельзя поворачивать.
Село Фазикау расположено на пути от поселка Верхний Фиагдон с Аланским Успенским монастырем к «городу мертвых» Даргавсу. Мужской монастырь в Фиагдоне был основан в 2000 году и сегодня считается одним из главных духовных центров республики. На территории монастыря стоят две крупные сторожевые башни, построенные семьей Гусовых в XVIII веке. Впрочем, эти места, скорее, вызовут интерес у паломников, чего не скажешь о Даргавсе.
Так называемый город мертвых — это 97 фамильных склепов, первые захоронения в которых датируются XVII веком. Выглядят склепы как домики с крышами в виде пирамидки или конуса и небольшим окном.
Считается, что на рубеже XVIII и XIX веков, когда в этих краях бушевала чума, появилась традиция уходить доживать последние дни в некрополь, однако точных подтверждений этому нет. Помимо склепов в Даргавсе расположено несколько родовых башен.
Дальнейший наш путь проходит через Кармадонское ущелье. До 2002 года в его окрестностях любили отдыхать жители Владикавказа. В 2002 году по ущелью прошелся ледник Колка, полностью разрушив дороги и похоронив под собой 125 человек. Дорогу с тех времен восстановили, но жизнь в ущелье так и не вернулась. Сегодня сюда приезжают, чтобы оценить силу стихии — можно посмотреть на скалы, которые Колка буквально стесал, или горные туннели, до потолка заполненные смесью грязи и огромных камней, которые до схода лежали за десятки километров отсюда. На въезде в один из таких туннелей установлен знак в память о Сергее Бодрове-младшем, съемочной группе фильма «Связной» и артистах конного театра «Нарты». Вечером 20 сентября 2002 года ледник настиг группу на обратном пути во Владикавказ. Колка продвинулся на 20 км по ущелью буквально за несколько минут. Ученые оценили скорость лавины в 150-200 км/ч.
Воздух
Я приезжаю на аэродром Гизель за пару часов до этого диалога. Гизель — база владикавказского авиаклуба, работающего с 1934 года. Последние годы, как и многим подобным местам, дались авиаклубу непросто. Поддержки от государства никакой, вести коммерческую деятельность сложно, а требований и бумажек столько, что легче бросить. Но местные не бросают.
Екатерина Торопова, основатель туроператора Avia Events, который устраивает туры для авиагиков и простых любителей неба, говорит, что Гизель — уникальное место. «Ну где еще вы сможете слетать за вполне вменяемые деньги на АН-2 в горы? И просто вдоволь нагуляться в окружении летающих самолетов в сопровождении пилотов — тоже редкая возможность».
Действительно, в аэропорту нас встречают как старинных друзей. Угощают чаем, показывают и подробно рассказывают обо всей технике — вот тот самый АН-2, на котором можно слетать в горы, вот тут тренируются перед прыжками парашютисты, вот здесь самолеты-буксировщики, поднимающие в небо планеры. Тишину полета на самолете без двигателя нарушает лишь звук разрезаемого воздуха.
Полет на планере во Владикавказе стоит 4 тыс. руб. За эти деньги вы сможете попарить около 10-15 минут. Если хочется комплексного подхода — с экскурсией, знакомствами с летными составом, полетом в горы и чем угодно еще, то можно обратиться в Avia Events. Пятидневный авиатур в Осетию на «Туту Приключениях» стоит 37 800 руб. (без учета перелета до Владикавказа) и, конечно, не ограничивается только аэродромом — тут и горы, и город, и, конечно, пироги.
Я сижу первым, Аслан — позади. В учебных планерах все элементы управления дублируются, мне, по сути, можно сидеть, как в кинотеатре, и просто смотреть по сторонам. На спине у меня парашют на случай непредвиденных обстоятельств, под левой рукой пакет — на случай непредвиденного поведения организма. Щелчок и АН-2, который поднял нас в воздух, резко уходит вперед, спустя минуту Аслан предлагает мне немного порулить. Все просто: рычаг от себя — планер идет вниз, на себя — вверх. Влево или вправо его можно направить все те же рычагом и педалями. Мне немного страшно, но очень интересно.
— Готов? — Спрашивает меня Аслан.⠀
Я знаю, что он предлагает мне сделать мертвую петлю. К горлу подступает комок, но пути назад у меня уже нет.
— Конечно, — говорю я.⠀
Меня вдавливает в кресло, а после буквально вырывает из него. Горизонта нет, в стекле я вижу только землю, еще секунда, и вокруг одно небо, еще секунда, и мы выравниваемся.
Спустя пару минут садимся. Сотрудники аэропорта угощают спустившихся с небес туристов коньяком, осетинским пивом и хинкали. Немного трясутся руки, но это был тот самый незабываемый опыт, который я всегда ищу в путешествиях.
Северная Осетия на машине за 5 дней (часть 1)
Написать этот отчет я решил во время подготовки к путешествию, когда мы искали информацию, что стоит посмотреть в Северной Осетии, то постоянно находили описание только основных туристических достопримечательностей, все остальное приходилось собирать по крупицам из различных источников. И то, часть интересных мест нам подсказали уже местные ребята, во время общения на месте.
Итак, наш план был за 5 дней посмотреть Северную Осетию + 4 дня на дорогу из Подмосковья до Владикавказа и обратно. По итогу скажу, что мы не ошиблись в планировании и хорошо провели эти дни в прекрасных местах. Кто-то может сказать, что 5 дней для Северной Осетии много, но нам так не показалось.
Я так же выложил наши трэки, чтобы вы могли ими пользоваться при планировании своих путешествий.
На протяжении всей поездки мы пользовались приложением OsmAnd+ с загруженными картами Северной Осетии, очень рекомендую, прекрасное приложение и хорошие карты.
Дороги и выбор машины
Сразу стоит отметить про дороги в Северной Осетии – хорошая дорога до Владикавказа, не плохие дороги в равнинной части республики. В горах всего 2 дороги асфальтовые – дорога в Южную Осетию, которая пролегает через Цейское ущелье и Военно-грузинская дорога от Владикавказа до Верхнего Ларса и далее в Грузию. Еще идет прокладка асфальтовой дороги в Дигорском ущелье, но пока это только 60 км от Владикавказа, а самое интересное существенно дальше). Все остальные дороги – грунтовки разной степени разбитости. Дороги на вершины часто с крутыми подъемами и крупными камнями.
Я бы не рекомендовал ехать в Северную Осетию на легковой машине – будет жалко ее убивать там. Да, до основных туристических достопримечательностей вы доедете, но шаг в право, шаг в лево, уже будет больно.
Если у вас кроссовер, все становится существенно легче, вы сможете добраться практически везде, за исключением пары красивых мест, ну или чуть больше пройдете ногами, что тоже бывает полезно)))
Наша машина — Mercedes G300TD подготовленный для дальних экспедиций и хорошо себя чувствующий на разбитых грунтовках или в горах. По ходу повествования я буду отмечать места, куда на обычных кроссоверах ехать не стоит.
Сразу замечу, что если вы собрались лазить по горам на машине, то перед выездом проверьте систему охлаждения машины, очень много крутых и затяжных подъемов, где от машины требуется максимальная отдача, а также тормозную систему, она тоже будет испытывать серьезные нагрузки. Больше половины пути в горах мы ехали на пониженной передаче (машина спокойно катится до 40км/час + на спусках, можно тормозить двигателем, вися на выбранной передаче) и несколько раз приходилось блокировать межосевой дифференциал, на крутых подъемах, машина тяжелая, срывали покрытие дороги.
Изначальный план был первой части был – доехать по Дигорскому ущелью, с остановкой у Чертова моста, до водопадов «Три сесты» и пройти к каскаду Жемчужному, переночевать где-нибудь в том районе и выдвинуться в сторону сел Комунты, Галиат и замку Фрегат, с последующим возвращение во Владикавказ. Посмотреть Владикавказ тоже планировалось во второй день.
Итак, в 8 утра мы выехали из Владикавказа в сторону сел Ардона и Дигора и дальше к Чертовому мосту. Дорога асфальтовая, хорошая.
Единственное, за чем приходилось следить – коровы, которых здесь в невообразимом количестве пасется рядом с дорогами. А еще они любят выйти на проезжую часть и стоять чесаться. В общем слалом между коров у вас будет ежедневно, в различных частях республики.
Первая достопримечательность – Чертов мост. Очень красивое место, с бурной рекой и узким каньоном. Однозначно стоит остановиться.
Осенняя Осетия за 24 часа
Оговорюсь, что в Северной Осетии я фактически пробыл почти три дня, так что успеть мог гораздо больше. Но в пятницу я прилетел рано утром, и большую часть дня проспал, а вторую половину воскресенья прошла в аэропорту и в полете домой. Так что фактически на исследование Северной Осетии у меня была только суббота. Но обо всем по порядку.
Я прилетел во Владикавказ из Сочи авиакомпанией UTair — и это мог бы быть один из крутейших полетов в моей жизни, если бы, а) накануне я поспал и б) взял место у правого борта. Я не могу объяснить, почему взял у левого — но это была чудовищная ошибка. Пока соседи наслаждались видом Кавказа (а на небе было ни облачка и он весь просматривался просто великолепно), я наблюдал обычные равнины с хилыми холмиками. Это было нестерпимо обидно — ведь такое зрелище дается не всем, а только пассажирам турбовинтового ATR-72, не поднимающегося выше 6000 метров. Когда в иллюминаторе с другой стороны гордо проплыл Эльбрус, от обиды я немедленно заснул. Ну что, так появился еще один гештальт для закрытия.
ATR-72 в аэропорту Владикавказа.
Забронированное во Владикавказе жилье мне очень понравилось. Во-первых, там была кровать, для начала этого было достаточно. Другие достоинства открылись позднее. Оказалось, что объект со странным названием «ЛЛьва Толстого 46» — это старинный дом в центре города, и весь он в моем распоряжении. Когда-нибудь, когда Владикавказ станет модным и богатым, здесь будет оборудован шикарный лофт, а пока (и это неплохо!) это просто место, где можно переночевать за 1300 рублей в сутки.
Владикавказ, который явился мне уже на закате, не обманул ожиданий. А ожидал я прекрасной архитектуры, вида на горы, трамваев и мясной еды. Если говорить об архитектуре, то это один из самых интересных региональных центров России. Центр города состоит большей частью из двухэтажных домов конца XIX — начала XX века, много модерна и мягкой неоготики. Популярен красный кирпич и, насколько я понял, пескоструйная очистка.
Красный кирпич раз.
Красный кирпич два.
Красный кирпич три.
Красный кирпич четыре.
Красный кирпич пять. Лютеранская кирха и филармония.
Красный кирпич шесть. Архиерейский дом.
Да и современная архитектура местами на удивление хороша.
Современное здание на проспекте Мира.
Главная улица — проспект Мира — уже давно реконструируется и выглядит очень стильно (если не считать следов ремонта). Не в последнюю очередь из-за отсутствия безвкусных вывесок, которые уродуют параллельные улицы.
Гостиница «Империал» — исторически самая шикарная в городе.
Вид на горы прямо с проспекта Мира открывается блистательный — и даже не верится, что на Столовую вполне себе можно подняться без особой подготовки (занес в планы). По трамваям: они есть, но пути на улице Кирова и проспекте Мира ремонтируются, поэтому у вокзала трамвай заезжает на перекресток и возвращается на улицу Маркова задом наперед — такое я видел впервые.
Эта «Татра» в леопардовом окрасе едет задом!
А эта — в цветах осетинского флага — уже развернулась.
Ну и, наконец, о еде. Как всякий, впервые побывавший в Осетии, я радостно докладываю: здешние осетинские пироги — совсем не то, что московские. Осетинский фыдджын (или, по-простому, «фычик») полон мяса и бульона, в котором с наслаждением вымачиваешь тесто. Свой первый фычик я съел в кафе «Ирон Къабиц», которое хвалят за аутентичность, а последний — в заведении с подозрительным названием Shaurmania King. И он мне понравился больше — тесто было таким же вкусным и мяса было не меньше, но меньше было перца.
Аутентичный осетинский пирог с мясом
Вечером в пятницу я гулял по городу и раздумывал, как провести следующий день. Так сложилось, что эта поездка планировалась на четверых, но остался в итоге я один. Можно было истоптать весь Владикавказ, но обещали настолько хорошую погоду, что хотелось в далекие и неизведанные края. Поначалу я думал заказать экскурсию, но предлагаемые групповые не впечатляли, а индивидуальные были из расчета на четверых. Жизнь сама подталкивала меня к тому, чтобы взять в аренду машину. Во Владикавказе нет крупных прокатных фирм, но, почитав отзывы на Google Maps, решил обратиться в контору под названием rentAUTO — и не прогадал. Оказалось, что ее хозяин Роберт предоставляет ничуть не худший сервис (особенно впечатлили держатель и зарядка для телефона — то, чего никогда просто не выдаст ни Sixt, ни Avis, ни приснопамятный Hertz). Сутки аренды обошлись мне дешевле самой дешевой экскурсии (а вот если бы нас было четверо…).
В субботу я проснулся рано, был бодр и полон сил. Перед тем, как отправляться в путь, нужно было только позавтракать. И тут выяснилось, что в восемь тебя не накормят нигде, а в девять — только в KFC. Я доехал до него минут за пять и еще гулял по проспекту Мира в ожидании открытия и сетуя на то, что так рано проснулся. Как ни странно, еды от полковника Сандерса мне хватило на целый день. И это, пожалуй, главный плюс одиночного путешествия — не нужно сообразовываться с пищевыми потребностями и предпочтениями других людей.
Первой целью я избрал горнолыжный курорт Цей, как наиболее удаленный от Владикавказа point of interest. Вплоть до поворота на Цей в селении Бурон дорога качественная, а виды открывались такие, что я почти сразу забыл о том, во сколько это мне все это обходится.
Разогнавшись на радостях, я пролетел знаменитый памятник Уастырджи на Транскаме (впоследствии я взял за правило притормаживать, увидев скопление машин). К счастью, для разглядывания монумента можно остановиться и на противоположной стороне.
Памятник Уастырджи (1995)
На дорогах много живности: лошади, коровы, ослы и бараны. Бараны полностью оправдывают свое имя: если коровы, заметив машину боковым зрением, степенно, не теряя собственного достоинства, уступают дорогу, то эти прут на тебя сплошной лавиной. Некоторые даже пытаются заниматься сексом (безуспешно), как можно заметить на прилагаемом видео:
Когда я подъезжал к Цею, закралась нехорошая мысль: а открыта ли канатная дорога — главное, что меня интересовало — в такую рань? Оказалось, что открыта! Отдав 400 рублей наличными за поездку туда-обратно, я отправился наверх, к Цейскому леднику. Канатка производит впечатление довольно потрепанной, а периодические поскрипывания и похрустывания заставляли меня вжаться в кресло, но в конце концов я привык и обратно уже ехал на расслабоне.
Доехав до конечной, я вместе со всеми начал медленно пробираться к леднику. Не то, чтобы была очередь, просто продвижение вверх на высоте 2500 метров оказалось неожиданно тяжелым. И вот оно, главное разочарование: с высоты горы не так впечатляют — по крайней, мере не все. Ощущение, что ты своими ногами на высоте — оно, конечно, классное, но все же большое видится на расстоянии!
На верхней станции канатной дороги.
Приближаюсь к языку ледника.
Съехав вниз, я направился к следующему объекту — горной крепости Дзивгис. По дороге заехал к памятнику Уастырджи и полюбовался Кадаргаванским каньоном. До Дзаурикау я ехал по той же дороге, что утром, а затем свернул на Верхний Фиагдон. И здесь вновь почувствовал, как же круто ехать в сторону гор — а не от них.
Насколько необычен и великолепен вид вершин, настолько банален — равнин. Только вот в хозяйственном смысле толку от гор немного — и именно к равнинам издревле устремлен взор пресловутых «горцев», ставших таковыми не от хорошей жизни.
Визуально крепость почти сливается со скалой.
Дзивгисская крепость вырублена прямо в скале, можно войти внутрь и представить, каково было ее защитникам (нельзя сказать, что уютно). На осмотр я потратил минут 15 и двинул дальше, к селению Цмити.
И вот по дороге к Цмити начались массированные вау-эффекты. Сначала на пригорке показалась башня — как выяснилось впоследствии, башня Курта и Тага.
Ошалев от открывшегося вида, я затормозил и начал фотографировать все подряд. Но опомнился и двинул дальше. Большинство немагистральных дорог Северной Осетии — грунтовки и гравийки вполне приемлемого качества, но на пузотерке на них было бы довольно некомфортно, так что еще раз помянул добрым словом Роберта с его автопарком из новеньких Hyundai Creta, с одной из которых я почти сроднился за этот день.
Цмити меня потрясло. Самая раскрученная достопримечательность Северной Осетии — Даргавс, город мертвых. Цмити же, давно покинутое людьми, было когда-то городом живых. Впрочем, и здесь — наверху — есть несколько гробниц. Цмити — это место, в которое стоит приехать на несколько часов и бродить по горам, поднимаясь все выше и находя все новые постройки.
Дома и башни Цмити.
Сейчас, анализируя свой маршрут, я понимаю, что можно было свернуть в Нижнем Унале и добраться до Цмити по горной дороге через Аланский монастырь — самый высокогорный в России (но совсем молодой, основанный в 2000 году). Тогда пришлось бы сделать небольшой крюк до Дзивгиса — может быть, в следующий раз. Из Цмити я поехал на Мидаграбинские водопады. Для этого вернулся на трассу, по которой сюда приехал и после Верхнего Фиандона выехал на серпантин. Оказалось, что дорога идет мимо башни Курта и Тага, которую я видел снизу — это меня безмерно обрадовало. Я остановился на смотровой площадке и сбегал к башне.
У башни Курта и Тага.
Теперь уже началась плохая, в смысле — медленная — дорога. Средняя скорость — 20–30 км/ч — и из-за этого кажется, что преодолеваешь приличные расстояния. Но это иллюзия — сама Осетия очень маленькая и от одной достопримечательности до другой до неприличия близко, пусть даже и по серпантинам. На подъезде к водопадам она стала совсем медленной. За окном холодало — за несколько часов температура упала с 16 до 4 градусов тепла — и темнело: в этих широтах небесные силы выключают свет в районе шести, а руками человеческими освещено мало что. У меня оставалось около часа.
По дороге к водопадам.
У знака «место спешивания личного состава» я послушно спешился и пошел к водопадам. Идти нужно было по камням и вверх. Шум низвергающейся воды был слышен издалека, и вскоре я увидел и сам водопад, один из самых высоких в Европе (а, может, и самый). Он казался тонкой струйкой воды на фоне громады гор. Кивач или Янискоски в Карелии выглядят по сравнению с ним какими-то более живыми и даже веселыми. Если северная природа — сурова, то кавказская — какая-то, ну что ли, бескомпромиссная. Тут все очень и очень строго.
Оценив расстояние до водопада, я понял, что лучше добавить его в копилку незакрытых гештальтов. И был совершенно прав, потому что в Даргавсе, куда я все-таки приехал, у меня было ровно десять минут до тотального выключения света.
Даргавс за десять минут до небесного блэкаута.
Признаюсь, я не очень жалел об этом. Огромное кладбище на горе, где в полуоткрытых могилах тлеют кости, над которыми уже поработало время и хищные птицы, — не самый впечатляющий сюжет. Но, если бы не Цей, я смог бы пробыть здесь подольше.
Но вот чего действительно было жаль — это дороги через Кармадонское ущелье, которую я проехал в полной темноте. Лишь изредка на фоне неба справа вырисовывалась гора, и я понимал, что еду вдоль высоченной стены, догадываясь, что слева — пропасть. В сухую и ясную погоду дорога не представляет сложностей даже в темноте, но все же лучше ездить здесь в светлое время суток.
Да, о вождении в Северной Осетии. Это мой первый опыт на Северном Кавказе и все было, пожалуй, лучше того, чего я ожидал. Да, безумие на дорогах встречается, но никакого тотального обгона в три ряда не было. Что интересно, самые вопиющие случаи опасного вождения были с участием машин не с местными номерами, а с московскими, питерскими или армянскими. Кстати, армянские номера — вторые по частотности после юго-осетинских (а с ними на Транскаме каждый второй). Именно внедорожник с армянскими номерами начал обгон по встречке, когда я и ехавший передо мной водитель начали притормаживать, заметив впереди стадо коров. К счастью, все обошлось.
Езда по грунтовке над пропастью меня порядком утомила, и я с большой радостью приветствовал указатели на Кобан и Гизель. Видимо, в Даргавс из Владикавказа надо все-таки ехать через Кобан — в ту сторону уходило нормальное асфальтовое покрытие.
С приближением к Владикавказу все отчетливее давал о себе знать голод — в течение дня я питался исключительно водой из своей полулитровой фляги. А вот не хотелось! В буквальном смысле слова прокормил себя впечатлениями. Забил в навигатор ресторан «Мангал» как недорогой и вкусный, но, переступив порог, понял, что-то не то. На входе стоял метрдотель, а за столиками сидели благопристойные люди. Развернувшись, я направился в то самое заведение Shaurmania King и нисколько не пожалел.
Еще не было девяти вечера. В горах уже стояла глубокая ночь, а Владикавказ сиял огнями. Я вернул машину Роберту, заправив и помыв ее. Кстати, о мойке. Вы знаете, что в Осетии понимают под «каршерить»? Помыть машину системой Kärcher. Объяснить это можно при желании, но лучше просто принять.
На следующее утро я, наученный горьким опытом, отправился на завтрак к пол-десятого, но оказалось, что «Ирон Къабиц» работает с десяти. Когда я вернулся туда, совершив круг по городу, оказалось, что я упустил одну деталь: по воскресеньям заведение не работает вообще. Я все же нашел, где поесть, вернулся домой, собрал вещи и начал нагуливать круги по Владикавказу, благодаря чему у меня и есть дневные фото города. В процессе прогулки осенила гениальная идея: доехать до Беслана на электричке. Из Владикавказа уходит всего один пригородный поезд в день — на Минводы, и так складывалось, что он подходил для моего рейса в Москву. Это было не только интересно, но и выгодно. Если в пятницу я заплатил за такси из аэропорта во Владикавказ 460 рублей, то теперь — 27 за электричку и 110 за такси из Беслана.
Электричка на Минводы.
Побывать в Осетии и не посетить Беслан я не мог. Самое чудовищное преступление в истории современной России — это то, о чем хотелось бы забыть, но забывать нельзя. Я хорошо помню те страшные дни сентября 2004 года, когда хотелось выть от отчаяния и бессилия, и все же невозможно представить себе и малую части той боли, что пришлось пережить родным заложников. Но пусть вместо пафосных слов будет одна фотография.
Но Беслан — это не только место страшного теракта. Это еще и символ подъема и модернизации Кавказа в конце XIX — начале XX века. В те сентябрьские дни было не до упоминаний о том, что школа № 1 — она еще и историческая, первая в округе (массивное краснокирпичное здание было построено в 1889 году). Напав на нее, циничные нелюди атаковали современность, просвещение, цивилизацию.
Еще один памятник той эпохе в Беслане — железнодорожный вокзал, куда более впечатляющий, чем владикавказский.
Сегодня Беслан — это ухоженный город с просторными улицами, по которым ходят мамы с колясками. Жизнь продолжается. В двух шагах от школы можно лицезреть типично кавказский феномен коллективного расширения жилплощади. Выглядит это так:
Люди достраивают и надстраивают.
Рассматривал жилые дома и во Владикавказе. Очень часто люди утепляют балконы, соединяя их с жилым помещением. Получается микрокомната с кирпичными стенами и одним окном. Вообще тенденция закрыться от внешнего мира за неприступными стенами характерна для Кавказа, но есть и обратные примеры, когда делаются панорамные окна.
Разнообразие балконов Владикавказа.