Что посмотреть в завьялово новосибирской области
Завьялово (Искитимский район Новосибирской области)
Завьялово (Искитимский район Новосибирской области)
Завья́лово — село в Искитимском районе Новосибирской области. Завьялово входит в состав Быстровского сельского поселения.
Село расположено в 60 километрах к западу от города Искитим, в 10 километрах к юго-западу от села Быстровка, на границе Искитимского и Ордынского районов, на берегу реки Каракан, впадающей в 2 километрах от села в Новосибирское водохранилище. Река Каракан перед впадением в водохранилище образует Караканский залив. На другом берегу реки начинается Караканский бор — одно из популярных мест отдыха жителей Новосибирска. Через Каракан построен мост, для автомобильного транспорта доступен также брод на окраине села, выше по течению реки.
Содержание
Население
Население села — 1268 жителей (1996 год). [1] Завьялово занимает 14 место по численности населения среди всех населённых пунктов Искитимского района.
Транспорт
Село связано регулярным автобусным сообщением с Новосибирском и Искитимом.
Достопримечательности
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Завьялово (Искитимский район Новосибирской области)» в других словарях:
Искитимский район Новосибирской области — Искитимский район Герб Страна … Википедия
Тогучинский район Новосибирской области — Тогучинский район Герб … Википедия
Искитимский район — Герб Ф … Википедия
Завьялово (Новосибирская область) — У этого топонима есть и другие значения, см. Завьялово. Село Завьялово Страна РоссияРоссия … Википедия
Покровский монастырь (Завьялово) — Покровский монастырь в Завьялове мужской монастырь Русской православной церкви в Новосибирской епархии. Находится в селе Завьялово Искитимского района Новосибирской области. История Монастырь был основан 17 июля 1997 года при храме Покрова… … Википедия
Покровский мужской монастырь в Завьялово — Покровский монастырь в Завьялове православный мужской монастырь Русской Церкви в Новосибирской епархии. Находится в селе Завьялово Искитимского района Новосибирской области. История Монастырь был основан 17 июля 1997 года при храме Покрова… … Википедия
Покровский мужской монастырь в с. Завьялово — Покровский монастырь в Завьялове православный мужской монастырь Русской Церкви в Новосибирской епархии. Находится в селе Завьялово Искитимского района Новосибирской области. История Монастырь был основан 17 июля 1997 года при храме Покрова… … Википедия
Тогучинский район — Герб … Википедия
Новосибирск — Город Новосибирск Флаг … Википедия
Ново-Николаевск — Город Новосибирск Флаг Герб … Википедия
Озера в Завьялово
Курортная зона на озерах в Завьялово считается одной из лучших здравниц Алтайского края. По обеим сторонам поселка с юго-запада на северо-восток вытянулась полоса из более чем 100 озер. Наибольшей популярностью у отдыхающих пользуется уютная поляна, расположенная в 6,5 км от поселка и окруженная сразу тремя озерами — Соленым (Горьким), Щелочным и Пресным (Кривым). Каждое из них по-своему уникально и полезно для здоровья. Расстояние между водоемами не больше километра, так что выбирать, где отдохнуть — на соленом, щелочном или пресном берегу — не обязательно, можно побывать везде.
Местные легенды говорят об озерах как о месте с божественной силой: соленые воды все плохое забирают, мыльные очищают, а пресные силой наполняют. Официально курорт был признан лечебным в 1989 г., но сибиряки и туристы из других регионов приезжали сюда гораздо раньше. Такая концентрация полезных процедур в одном месте встречается крайне редко. Здесь можно найти уникальные солевые растворы, лечебные грязи, голубую глину и источники лечебно-столовой минеральной воды. Озера окружает сосновый бор, который туристы с радостью изучают на наличие грибов и ягод.
Озера Соленое и Щелочное входят в Завьяловский заказник, охраняющий территорию со множеством озер, богатую биологическими видами.
Свойства озер в Завьялово
Каждое из трех популярных озер, расположенных неподалеку от поселка Завьялово, по-своему уникально. Кто-то предпочитает солевые процедуры, кто-то приезжает сюда за глиной, а кто-то просто порыбачить.
Соленое
Это озеро называют Горькое (Завьяловское). Расположено оно в 6,5 км по дороге на северо-восток от пос. Завьялово. Купание в соленом водоеме по полезности сравнивают с израильскими курортами — рапа озера по своему составу и оздоровительным эффектам действительно сходна с рапой Мертвого моря. А голубая глина, за которой приезжает сюда прекрасная половина человечества, образовалась из остатков флоры и фауны еще в доледниковом периоде. Эксперты считают, что она способствует омоложению организма, имеет противовоспалительный эффект, а также благотворно влияет на нервную систему.
Дно пологое, но глубина наступает довольно быстро. Берег у озера скользкий и не самый приятный, так как состоит из черной грязи, которая также считается лечебной. Образуют эту грязь рачки Artemia, которые водятся здесь в изобилии. При жизни рачки накапливают в себе полезные химические элементы, такие железо, медь, марганец, свинец, серебро, а после отмирания вместе с водорослями образуют полезную грязь, которую используют в косметических и лечебных целях.
Концентрация соли в воде составляет 115 г/л. Такая высокая плотность позволяет лежать на глади воды и не тонуть. После купания в соленом озере рекомендуется смыть соль с кожи, потому что она может вызывать неприятное жжение и стягивать кожные покровы. Время купания в водоеме также необходимо ограничивать. При соблюдении рекомендаций соленое озеро поможет облегчить протекание таких заболеваний, как артрит, артроз, хондроз. А из нагретой иловой грязи медики советуют делать аппликации на суставы и даже позвоночник.
Щелочное
Озеро находится на километр дальше предыдущего. Минерализация рапы составляет более 40 г/л. А вода в нем относится к хлоридно-карбонатно-сульфатному типу. Вода на ощупь слегка мыльная. После купания в содовой воде кожа мягкая и нежная. Берег водоема пологий, что делает его комфортным для отдыха с детьми, хотя ближе к центру есть значительно глубокие места. Грязь и глина со дна Щелочного озера эффективны для восстановления здоровья кожных покровов и не только.
Пресное
Завершающим этапом оздоровления в трех озерах у большинства туристов считается купание в пресном озере, которое за его извилистые берега назвали Кривое. От Соленого его отделяет 1 км, но протяженность его большая. Здесь достаточно песчаных берегов, на которых можно позагорать и отдохнуть после целебного грязелечения и плавания в щелочной воде. Кроме того, это озеро рыбное. Как и на большинстве водоемов Алтайского края, здесь регулярно происходит зарыбление, поэтому на берегу можно встретить большое количество охотников на такие вкусные породы, как щука, амур, линь, карась, окунь, карп и толстолобик.
Базы отдыха и кемпинги
Регион постоянно развивается в туристическом направлении. Сейчас на Завьяловском курорте есть все необходимое для туристов всех видов: здесь можно остановиться с палаткой, снять недорогое жилье или поселиться в Vip-номерах местных здравниц.
Палаточный городок у Завьяловских озер насчитывает до двух тысяч мест. Однако за стоянку придётся заплатить около 400 руб., если вы прибыли на машине. Без машины место для палатки обойдется дешевле. Кемпинг оборудован как обычными бесплатными туалетами, так и более комфортными, но за небольшую стоимость. Также с душевыми: в городке есть бесплатные уличные души, вода в которых нагревается в течение дня на солнце. Поэтому к вечеру чаще всего вода в них холодная. Имеется платный душ, горячая вода в котором всегда в наличии. Расположен кемпинг между Соленым и Щелочным озерами.
На базе есть все для сравнительно комфортной жизни: кафе и магазин, лавки с сувенирами и фруктами. Местные жители часто привозят в лагерь горячую еду, свежие овощи и фрукты, выпечку.
На территории вокруг озер расположено множество баз отдыха, в которых можно арендовать жилье. Есть здесь туристско-оздоровительный комплекс «Сила Озер» с лечебными процедурами и детский лагерь отдыха «Спутник». Большинство домов отдыха расположены в с. Светлое возле озера Щелочное.
Некоторые из берегов оснащены надувными горками для детей, различными аттракционами, детскими площадками и даже небольшим аквапарком. Также можно арендовать катамаран, гидроцикл или лодку, а можно отправиться на экскурсию на квадроцикле или верхом на лошадях. На пресном озере также доступен прокат sup-бордов, катание на надувных ватрушках, бананах и прокат водных лыж. Для ценителей экстрима возможен полет на параплане.
На обоих берегах Соленого озера расположены грязелечебницы, также здесь можно заказать фитобочку, поспать на пчелах, арендовать баню и воспользоваться услугами массажистов. В кемпинге оборудованы зоны с бесплатным Wi-Fi. Мобильная связь работает бесперебойно.
Цены 2021 на озерах Завьялово
Стоимость проживания в гостевых домах и на базах отдыха различается в зависимости от сезона и уровня арендуемого жилья. Самые доступные цены в июне и в сентябре. В это время можно арендовать дом по цене от 500 руб./сутки за домик «Эконом» класса. Обычно в таком жилье есть пара кроватей, стол, розетки и постельные принадлежности. В августе аренда такого дома составит от 1000 руб./сутки, а в самый пик сезона от 1500 руб./сутки.
Домики с холодильником и чайником обойдутся от 750 руб./сутки в июне и сентябре, от 1200 руб./сутки в августе и от 2000 руб./сутки в высокий сезон. Цены на жилье классом «Люкс» и «Вип» в разгар сезона начинаются от 3000 руб./сутки. В стоимость проживания, чаще всего, уже включены пользование мангалами и стационарными навесами на территории базы отдыха, охрана и медицинское обслуживание при необходимости.
Погода
По заверениям местных тур-операторов, солнечных дней в Завьялово больше, чем в Крыму. Воздух в регионе чистый не только благодаря сосновым лесам — в округе нет ни одного промышленного предприятия. Из-за ветра на берегах водоемов практически нет комаров и других докучливых насекомых, однако в безветренные дни репеллент может пригодиться.
Туристический сезон на Завьяловских озерах длится с середины июня до конца июля. Наиболее теплые дни, как отмечают местные жители, бывают в июне. Но в теплое лето температура воды может быть комфортной для купания до середины августа.
Берег соленого озера в Завьялово на панорамах Google Maps
Как добраться
Ближайший к курорту аэропорт — Международный аэропорт Барнаула. Рейсы из Москвы практически ежедневные. Несколько раз в неделю прибывают самолеты из Санкт-Петербурга, Иркутска, Томска, Казани, Красноярска, Сургута, Сочи, Анапы и Симферополя. Ближайший железнодорожный вокзал — Ж/д вокзал Барнаула.
Завьяловские озера находятся примерно в 250 км к западу от Барнаула. Добраться до них можно с автостанции Барнаула, расположенной рядом с ж/д вокзалом. Автобусы отправляются около 10 раз в день. Кроме прямых рейсов до Завьялово есть транзитные рейсы на Благовещенку, Родино, Волчиху и т. д.
От самого Завьялово до зоны отдыха можно добраться на такси, стоянка которого расположена возле завьяловской автостанции.
Альтернативным ж/д маршрутом может быть проезд на поезде до станции Гилевка. Оттуда до курорта можно добраться на такси.
Завьяловские озёра на видео
Куда можно съездить и что посмотреть в майские выходные в Новосибирской области?
На недавней апрельской пресс-конференции губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал о своих любимых местах отдыха в регионе. Глава региона упомянул Маслянинский, Ордынский, Колыванский, Чановский районы области. Также он отмечал, что посещал Горный Алтай, Шерегеш, а также рассказал о том, что впервые за много лет принял участие в зимней рыбалке.
Замминистра промышленности, торговли и предпринимательства региона Максим Останин ранее также рассказывал «Континенту Сибирь», что предпочитает отдыхать в Новосибирской области — в частности в Тогучинском, Маслянинском и Краснозерском районах. «В нашей области много интересных мест, замечательная природа. Например, водопад в Карпыскаке. Пихтовый гребень еще мало раскручен, но нисколько, на мой взгляд, не уступает более известным горнолыжным объектам», – отмечал Максим Останин.
«Континент Сибирь» сделал обзор наиболее интересных мест Новосибирской области как для любителей познавательных экспедиций, так и для тех, кто предпочитает спокойный отдых на лоне природы.
Турбаза «Лукоморье» в Искитимском районе Новосибирской области. Автор фото: Анна Кривощёкова
Незабываемый Сузун
Поездка по районам области поможет на время забыть о бетонных «джунглях» и вдохнуть чистый сельский воздух. А что еще нужно для хорошего отдыха? Одним из направлений для путешествия вполне может стать Сузунский район.
Музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор» расположен в 180 км от города Новосибирска в старинном поселке Сузун. Именно здесь в 1764 году был построен Нижне-Сузунский медеплавильный завод и монетный двор, а с 1766 по 1782 гг. чеканилась «особливая» Сибирская монета.
На территории комплекса сохранилось здание заводского цеха Медеплавильного завода, где можно увидеть действующие модели станков для производства монеты XVIII-XIX вв. Также в состав музейно-туристического комплекса входит Музей сибирской народной иконы.
Навестив Сузун, нельзя не заехать в «Резиденцию Обинушки» – усадьбу конца 19 века, в которой воссоздан быт того времени. Усадьба расположена в деревне Поротниково, в 28 км от Сузуна.
Древняя Колывань
Для тех, кто мечтает ощутить атмосферу старинного купеческого города, местом туристического «паломничества» может стать Колывань. Она образовалась из Чаусского острога в 1713 году и сегодня имеет статус Исторического поселения России.
Покровский Александро-Невский женский монастырь в Колывани. Фото автора
Колывань по праву может составить конкуренцию соседнему Томску. Здесь до сих пор много деревянных и каменных купеческих особняков, домов ремесленников и крестьян, украшенных ажурной резьбой. Центр притяжения поселка – Собор Святой Живоначальной Троицы и храм Александра Невского, на территории которого находится действующий Покровский Александро-Невский женский монастырь.
Гуляя по Колывани, можно увидеть старинную почтово-телеграфную контору, городское училища для мальчиков и пожарное депо. Эти учреждения до сих пор функционируют, несмотря на то, что прошло уже полтора века.
Солнечная Ордынка
Ордынский район, пожалуй, можно назвать одним из самых увлекательных направлений для майского путешествия. Здесь есть что посмотреть как в самом Ордынске, так и в окрестных деревнях.
Солнечная Ордынка и река Обь. Фото автора
В райцентре можно остановиться в одной из гостиниц и погулять в сосновом лесу, расположенном прямо на территории поселка. Обязательно посетите центральный парк Ордынска со знаменитой аллеей исчезнувших деревень. Аллея составлена из 56 камней – по числу деревушек, стертых с карты района в период с 30-х по 80-е годы прошлого столетия.
Ордынск имеет очень удачное расположение у места впадения реки Орды в реку Обь. По уверениям местных, именно сейчас здесь самая отличная рыбалка.
Но побывав в Ордынском районе, нельзя не посетить и 300-летнее село Чингис. Здесь есть одна из старейших в области церквей – во имя Святых апостолов Петра и Павла, колодец-журавль с серебряной водой и месторождение цветной глины.
Если в процессе изучения Ордынского района вы захотите ещё сильнее углубиться в быт предков, то навестите село Спирино. К нему из Чингиса можно переправиться на пароме через Обь. Здесь находится уникальный исторический объект – столетняя печь для обжига извести. Она стоит недалеко от села, прямо в лесу – так жители Спирино защитили себя от вредного производства извести в начале XX века.
Но и это еще не все достопримечательные места Ордынки. Не доезжая до райцентра, у Ордынского шоссе, вблизи деревни Новый Шарап работает музей под открытым небом «Заволокинская деревня», созданный в память об известном гармонисте Геннадии Заволокине.
Живописный Каракан
Караканский бор – излюбленное место отдыха многих новосибирцев и гостей региона. Учитывая популярность этого природного парка, сюда регулярно привозят экскурсии из Новосибирска.
Караканский бор
Живописный Караканский бор раскинулся преимущественно вдоль правого берега Обского моря на территории нескольких районов Новосибирской области — Ордынского, Сузунского и Искитимского. Начинается бор от села Завьялово в Искитимском районе, примерно в 140 км от Новосибирска. Также переправиться до Каракана можно из Ордынска на пароме до Нижнекаменки.
На территории Караканского бора гостей готовы принять множество баз отдыха, отличающихся по ценовой категории и условиям проживания. Но если вы примете решение побывать в Каракане, не стоит забывать, что это уникальный лесной массив, многие растения и животные которого занесены в Красную книгу.
Горы, сплавы и водопады
Есть в Новосибирской области и своя маленькая «Швейцария». Это Салаирский кряж – платообразная горная возвышенность, которая граничит с горным Алтаем и, помимо Кемеровской области и Алтайского края, проходит по территории трех районов Новосибирской области — Искитимскому, Тогучинскому и Маслянинскому.
На Салаире находится самая высокая точка Новосибирской области — 502 метра над уровнем моря, есть скальные выходы, а кое-где встречаются даже пещеры. Наиболее крупные из известных пещер Салаирского кряжа – Егорьевская и Крохалевская — расположены в Маслянинском районе Новосибирской области.
Главная река Салаирского кряжа – Бердь. Здесь она довольно порожистая и подходит для сплава. Еще одна достопримечательность кряжа в Маслянинском районе – Суенгинский водопад на реке Суенга вблизи одноименного поселка.
От поселка Суенга можно проехать к селу Егорьевское, где расположен золотой прииск, чтобы посмотреть, как добывают золото и побывать в старинной усадьбе старателя.
Пожалуй, в пределах одной статьи не перечислить всех красот Маслянинского района. Поэтому упомянем лишь еще одну достопримечательность – впечатляющий мраморный карьер за селом Маслянино. Чтобы туда попасть, нужно выехать из села в сторону деревни Александровки и доехать до деревни Петени.
Отдых у озера
И всё же нет ничего более умиротворяющего, чем отдых у воды! В Барабинском районе Новосибирской области расположен самый большой и загадочный водоем в Западной Сибири — озеро Чаны. У северной части водоема находится Кирзинский государственный природный заказник.
Многих туристов водоем привлекает рыбалкой – здесь водятся около 16 разных видов рыб. Чаще всего встречается щука, окунь, судак, сазан, язь, карась. Озеро настолько популярно, что у него даже есть своя легенда о чудовище, живущем в его глубинах.
От Новосибирска до озера Чаны примерно 360 километров. Доехать можно как на личном транспорте, так и на поезде до станции Барабинск. Затем оттуда на рейсовом автобусе проехать в деревню Квашнино. На берегу озера Чаны к услугам отдыхающих работают турбазы.
Другое крупное озеро области — Сартлан — находится на границе Барабинского и Здвинского районов Новосибирской области, в 30 км к востоку от озера Чаны. Здесь также прекрасная рыбалка и отличные природные виды.
Озеро Карачи в Чановском районе
Отдых в санаториях Новосибирской области
В майские выходные можно прекрасно провести время во многих санаториях региона. Цены колеблются в зависимости от условий, а также от заказываемых лечебных услуг.
Санаторий «Восток», с. Мочище
Например, размещение в комфортабельных номерах санатория PARUS medical resort&spa в поселке Кудряшовский будет стоить от 4300 рублей в сутки, а в курорт-отеле «Сосновка» на берегу Обского моря в Бердске — от 4500 рублей. Санаторно-курортное лечение здесь оплачивается дополнительно.
Отдых в бердском санатории «Рассвет» обойдется чуть дешевле. 3400 рублей будет стоить проживание с питанием, 3800 – с дополнительным санаторно-курортным лечением.
Размещение в уже упомянутом выше санатории «Озеро Карачи» с лечением обойдется в 3900 рублей за человека в сутки, без лечения – 2800 рублей. А в более бюджетном санатории «Карасук» за двухместный номер с лечением возьмут 2200 рублей с человека, причем одинокого гостя здесь могут к кому-нибудь подселить. Проживание без лечения обойдется дешевле – в 1550 рублей в сутки.
Санаторий «Озеро Карачи»
Интересно что во многих санаториях Новосибирской области предлагают восстановительные программы после перенесенного «ковида», но требуют санаторно-курортную карту и справку о том, что вы две недели не были в контакте с больными коронавирусом.
Кешбэк за путешествия по области
Не стоит забывать, что, отдыхая в санаториях региона, вы можете воспользоваться государственной программой субсидирования поездок по России «Туристический кешбэк». Об этом напоминают сайты некоторых санаторно-курортных учреждений.
Программа «Туристический кешбэк» на данный момент действует до 15 июня и предлагает возврат стоимости отдыха 20% при оплате картой «Мир». Чтобы воспользоваться кешбэком, нужно купить путевку по России или оплатить проживание в гостинице у партнеров акции — туроператоров, отелей и туристических агрегаторов, ссылки на которые можно найти на сайте организации.
Отдых у «соседей»
Если отдых на территории Новосибирской области вас не привлёк, можно воспользоваться интересными предложениями на майские праздники в соседних регионах. Например, в Кемеровской области с 3 мая стартует первый «брендовый» тур, который организует министерство туризма и молодежной политики Кузбасса совместно с Ростуризмом. 4-дневный тур начнется с экскурсии по городу Кемерово с посещением угольных разрезов и исторического памятника с петроглифами. Продолжится путешествие в Новокузнецке, где туристы посетят дом-музей Достоевского. А закончится тур на знаменитом курорте в Шерегеше.
Шерегеш
Горячий туристический сезон в Горном Алтае начнется, по традиции, 1 мая на популярном ежегодном фестивале «Цветение маральника». Место действия фестиваля – база отдыха «Бирюзовая Катунь». Кстати, по информации Алтайской региональной ассоциации туризма, на майские выходные в регионе забронировано уже до 80% мест размещения. Поэтому, если вы выбираете Алтай, то стоит поторопиться.
Искитимская епархия
Новосибирской митрополии
Русской Православной Церкви
Правящий Архиерей
Анонсы
Информация
Музей на Святом источнике
Популярные статьи
Новосибирская митрополия
Архив новостей
« Декабрь 2021 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Новости епархии
Тайны Обского моря
Виктория БЕЗРУК, ученица 7 класса Завьяловской средней школы, Искитимского района.
В нашем старинном красивом селе Завьялово расположен православный детский лагерь во имя преподобного Серафима Саровского. Каждый, кто приезжает в лагерь, обращает внимание на надгробную плиту, которая стоит возле поклонного креста. На ней можно прочитать такую надпись:
«Идущий в храм Господа моего! Помолись о мне рабе Божием Аполосе, лежащем под сей плитой, помня, что и ты некогда будешь Здесь. Священник Аполос Павлов Киселев Род. 1853 г. октября 22. Умер 17 окт. 1888 г.»
Откуда взялась в лагере эта плита, я узнала от Михаила Михайловича Котлярова – местного жителя.
Больше всего в этой истории меня поразило то, что об это духовное сокровище люди вытирали ноги. Поразило их пренебрежительное отношение к прошлому, к святыням, к нашим предкам.
И получилось так, что через некоторое время мы вернулись к истории этой плиты.
Нам захотелось побольше узнать о священнике Аполосе Киселеве, о Тулинской церкви, в которой он, по-видимому, служил в 19 веке. К сожалению, прошло много времени, и нынешние престарелые местные жители не вспомнили даже и названия храма в их родном селе. Они были ещё совсем маленькие, когда храм был закрыт.
В наших поисках нам очень помог благочинный Южного округа Искитимской епархии священник Игорь Затолокин. Он дал нам столько интересных материалов, архивных документов, что история нашего края, нашей деревни, нашего храма, нашей школы открылась с новой, неизвестной для нас стороны. Повезло и в том, что житель нашего села М.М.Котляров очень хорошо знает и очень любит все эти родные для него места. Здесь он родился, вырос, знает каждую тропинку, просёлочную дорогу, историю края, жизнь односельчан.
Весной 2012 года группа детей Воскресной школы при Покровском мужском монастыре почти каждое воскресенье выезжала в места затопленных полвека назад сёл: Тула, Атаманово, Бороздино.
В эту весну Обское водохранилище отступило от берега особенно далеко и обширно открыло своё дно. Когда-то здесь жили и трудились люди, стояли дома, хозяйственные постройки, здесь были храмы, кладбища, школы.
В старой Туле мы бродили по песчаному дну моря, находили остатки жилищ, кованые гвозди, керосиновые лампы, детали и части сельскохозяйственных орудий, старинную деревенскую утварь, колеса от телег, разбитые чернильницы, портновские ножницы, коньки, обломки керамической посуды, мелкие монеты 19-20 вв.
Обское море открывало нам свои тайны и сокровища, показывало, как жили наши предки, какой у них был быт, орудия труда.
Вдруг мы увидели оголившиеся захоронения усопших в выдолбленных колодах с большими кусками бересты по бокам.
Это было старинное кладбище. Значит, где-то недалеко должен был стоять и храм. Ведь раньше вся жизнь человека от рождения до смерти была связана с храмом. Здесь крестили, венчали, причащали, соборовали, отпевали. Кладбища располагались недалеко от церкви [1].
И вот мы подошли к месту, где, по предположению Михаила Михайловича, раньше стоял храм. Груда камней, кое-где видны остатки фундамента, размытого морем, лежит железная решетка. Может, от входной двери? Увидели кусочки синего стекла. Может, от лампадки?
Михаил Михайлович рассказал нам, что дальше к морю было найдено еще одно захоронение. Там в 70-х годах прошлого века так же весной обнажилась могила, выложенная кирпичом, в которой на хорошо сохранившемся теле лежали крест и Евангелие. Как известно, православных священников хоронят с Евангелием и крестом. Так что, по всей очевидности, это были нетленные останки почившего священника. Считается, что сохранность тела – одно из свидетельств святости. Как жил на земле этот человек, нам неизвестно, и, наверное, это уже трудно установить. Но хочется верить, что жил в этом селе святой угодник Божий.
Мы подумали, что, может быть, именно в этом месте был похоронен священник Аполос Киселев, надгробная плита с могилы которого сейчас хранится в завьяловском православном лагере. Ведь он умер в возрасте 35 лет, а в могиле, по рассказам очевидцев, у человека были длинные черные волосы без седины.
Много тайн сокрыто на дне Обского моря. И нам очень захотелось хоть некоторые из них раскрыть. После экспедиций стали тщательно изучать материалы и документы, которые нам дал о. Игорь Затолокин. Мы хотели побольше узнать о Свято-Троицкой церкви в с. Тулинском, о священниках, там служивших.
В разное время в храме служили: священник Алексий Феодорович Сосунов с 1894 г., диакон Константин Михайлович Верещагин с 1913г., псаломщик Алексий Степанович Добронравов с 1909 г. [2].
В 1919-1920 гг. здесь несколько месяцев жил и служил священник Василий Васильевич Топорков.
Последним священником, служившим в этом храме, был Иннокентий Васильевич Архангельский, в 1937 году расстрелянный по приговору тройки УНКВД Запсибкрая.
Основные сведения о жизни о. Иннокентия Архангельского мы узнали из анкеты на служителя религиозного культа, составленной 17 июля 1930 года и анкеты арестованного, составленной 5 августа 1937 года:
В храме Святой Троицы с. Тулинского о. Иннокентий прослужил 13 лет – с 1924 по 1937 год. Это были трагические годы для православной церкви и верующих людей. Особенно деревенских. Исчезло слово «крестьяне», которое произошло от слова «христиане». Из крестьян люди превратились в колхозников, трудящихся, строителей коммунизма. И многие, чтобы сохранить себя и свою семью, вынуждены были скрывать свою веру, тайно венчаться и крестить своих детей, тайно молиться, тайно ходить в церковь, прятать иконы и священные книги.
Но были и такие христиане, которые открыто исповедовали свою веру, выступали против безбожного строя, против закрытия церквей. Такие были и в Тулинской церкви.
Вот сведения из книги Е.Ф Фурсовой «Календарные обряды»:
«Сохранились письма-обращения 1930, 1931 и 1934 гг. к начальнику Бердского районного административного отдела от церковно-приходского Совета Свято-Троицкой церкви с. Тулинского Бердского района Западно-Сибирского края с просьбами «в церковный праздник Богоявления после литургии в 12 часов совершить крестный ход из местного приходского храма на р. Обь для совершения молебна освещения воды» (ГАНО, ф.1418 –здесь и далее-,д. 1г, л. 39, 47, 55).
Предполагалось, что число участников обряда будет около 100-150 человек. На письме стоит резолюция, видимо, начальника административного отдела «Выписать разрешение», к которой прилагалась написанная на клочке бумаге записка следующего содержания: «Тулинской религиозной общине разрешено на водосвятие, так что вы должны проследить во всех политических отношениях» (д. 1г, л. 46)».
«…крестьянин с. Тулинского Чернавин Иван Степанович обратился в Бердский районный исполнительный комитет «совершить 10 Мая 1932 г. Тулинскому религиозному обществу крестный ход с иконами из местного храма на местное кладбище для панихиды». Если в предыдущие годы И.С. Чернавин исполнял обязанности «ответственного устроителя» крестных ходов, то в ответ на это обращение райисполком прислал отказ, мотивируя его тем, что этот активист «лишен избирательных прав» (д. 1г, л. 37).
Из этого можно сделать вывод, что от подобной активности христиан местные власти старались избавиться, что, по всей видимости, им вполне удавалось. С целью как можно скорее изменить традиционную праздничную обрядность и вытравить из памяти людей церковные обычаи были запрещены так горячо любимые народом колокольные звоны.
Сохранился документ, в котором верующие с. Тулинского высказывали протест Черепановскому райисполкому Западно-Сибирского края против лишения их права «производить церковный звон в колокола в дни религиозных праздников и перед Богослужением согласно указаниям церковного устава» (д. 1г, л. 53-54). Крестьяне в лице председателя церковного совета Поклоновой, старосты Гордоненко, председателя ревизионной комиссии Альхимович и членов общины жаловались на председателя сельсовета Хабарова, по распоряжению которого 4 марта 1934 г. был остановлен колокольный звон. По-видимому, формальным поводом для отказа тулинским верующим со стороны райисполкома послужила неуплата пошлины, так как в размашисто написанной резолюции значится: «В дело. Без рассмотрения, так как не оплачена пошлина 10 рублей» (д. 1г, л. 53).
«В 1930 году список членов Тулинского православного религиозного общества Свято-Троицкой церкви включал 366 чел.» (д.1г, л.13 об.). В списке люди разных возрастов и много «фамильных гнёзд» – Вихаревы, Гуляевы, Гусилетовы, Ершовы, Зеленцовы, Новиковы, Поклоновы, Хабаровы, Царевы, Чернавины и пр.
Заметим, что от людей требовалось определенное мужество, чтобы записаться в «черный» список членов общин в то время, когда государственные органы новой власти активно освобождались от всех тех, кто, по их мнению, мешал продвижению к коммунистическому обществу и когда в одночасье часть населения была «лишена голоса». Священники, псаломщики, монахи, миряне подвергались репрессиям, которые формулировались в документах как «лишение избирательных прав», «конфискация имущества и высылка» и т. д.[4.].
А часто таких людей просто расстреливали. В селе Тулинском такая участь постигла не только настоятеля Свято-Троицкой церкви Иннокентия Архангельского, но и нескольких мирян: церковного старосту Маслова Фёдора Дмитриевича, члена церковного совета Ноздрина Матвея Николаевича, члена церковной ревизионной комиссии Поклонову Христинью Степановну.
Поводом для такой жестокой расправы послужила попытка верующих людей сёл Завьялово и Тулы возобновить богослужения в Завьяловском Покровском храме.
Здесь обязательно нужно упомянуть о значительном событии, происшедшем в истории советской страны в 1936 году.
5 декабря 1936 г. была принята новая Сталинская конституция, декларирующая свободу совести всем гражданам страны. Текст этого документа о. Иннокентий зачитывал своим прихожанам в храме. Как будто очень радостное событие – можно не боясь и не прячась молиться Богу в храме и дома! Можно открывать ранее закрытые советской властью церкви!
И в 1937 г. жители сёл Завьялово и Тулы обратились с просьбой об открытии Завьяловского Покровского храма в Искитимский райисполком. Под заявлением стояло 145 подписей. Ждали положительного ответа. Но ответ был другой – Искитимским районным отделением НКВД сразу же было возбуждено Дело №51069 по статье 58-6-10-11 УК РСФСР, и 16 человек из 145 по этому Делу были приговорены к расстрелу.
Оказывается, верующие люди не так поняли Сталинскую конституцию, «истолковали в антисоветском и контрреволюционном духе и дескридитировали её». И за это их расстреляли. Страшный 1937 год. Одни в стране пели «…я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», другие задыхались, изнывали от непосильного труда и умирали в лагерях и в ссылках, а третьих расстреливали только потому, что они неугодны были советской власти. Расстреливали сотнями тысяч. А через 20-30 лет сказали о них: эти люди не были ни в чём виноваты!
1937 год не обошёл стороной и тулинскую землю. И о тех жителях Тулы, кто невинно пострадал, но стоял за веру до конца, хочется рассказать более подробно.
Вот сведения о них из материалов следственного дела:
«МАСЛОВ Федор Дмитриевич 1872 г. рождения, уроженец с. Ладыгина, Лукьяновского уезда, Ниже-Городской губернии, русский, до ареста проживал с. Тула, Искитимского р-на ЗСК, из крестьян, единоличник».
«НОЗДРИН Матвей Николаевич 1886 г. рождения, уроженец Грайворонского уезда, Курской губернии, до ареста проживал с. Тула, Искитимского р-на ЗСК, русский, работал сторожем Тулинской М.Т.С., из крестьян, зажиточный, одинокий, малограмотный, б/п., в 1931 г. арестовывался ОГПУ за покушение на убийство секретаря парт. ячейки в с. Тула, в армиях не служил».
«ПОКЛОНОВА Хрестинья Степановна 1889 г. рождения, уроженка и житель с. Тула, Искитимского р-на ЗСК, русская, из крестьян, одинокая, образование 3 класса с/школы, в прошлом манашка».
Среди документов, приложенных к делу, обратило на себя внимание «Удостоверение», выданное Христине Степановне в Свято-Троицкой церкви:
1936 года Марта 30 дня дано сие Церковным Советом Свято-Троицкой церкви села Тулинского, Искитимского района Зап.Сиб.Края (Московской Патриархии) члену Ревизионной Комиссии Тулинского Православного Религиозного Общества с. Тулинского гражданке Христине Степановне Поклоновой в том, что она состоит членом означенного Религиозного Общества и с 1924 года по сие время неотлучно была благотворительницей и украсительницей храма Божия. Во время общественных церковных богослужений постоянно принимала участие в церковном чтении и пении. С 11 сентября 1932 года состоит членом Ревизионной Комиссии Религиозного общества. В этой службе вела себя честно, трезво и в служебных отношениях по занимаемому ею званию была полезна и во всем всегда исправна».
Председатель Ревизионной Комиссии Г. Альхимович
Благочинный священник Иннокентий Архангельский
В чём же обвинялись Советской властью эти простые верующие люди, пожелавшие открыть храм и возобновить богослужения в нём?
«ПОКЛОНОВА Христинья Степановна она как манашка является активной сторонницей контр-революционной группы церковников в с. Тула. В к-р группу она завербована попом Архангельским, среди населения проводила к-р агитацию, направленную на дискредитацию Советской власти, втягивая в общину верующих и на истолкование Сталинской конституции в контрреволюционном духе».
«НОЗДРИН Матвей Николаевич, будучи завербованным в к-р группу церковников в с. Тула церковным старостой МАСЛОВЫМ и являясь активным участником этой к-р группы церковников, НОЗДРИН пролез в колхоз «Красная обь» Тулинского с/совета, где по указанию церковного старосты МАСЛОВА и попа АРХАНГЕЛЬСКОГО среди колхозников вел к-р агитацию направленную на развал колхоза и развал трудовой дисциплины среди колхозников. Сам по сговору с МАСЛОВЫМ сбежал из колхоза и оговаривал других колхозников на выход из колхоза».
«МАСЛОВ Ф.Д., являясь активным участником к-р. кулацкой группы церковников в с. Тула, где по заданию руководителя к-р. группы АРХАНГЕЛЬСКОГО вел активную разложенчески-подрывную работу в колхозе «Красная Обь», осуществлял связь между к-р. группами с. Тула и Искитим, вел активную антисоветскую агитацию против всех мероприятий проводимых на селе, лично сам завербовал в к-р. группу НОЗДРИНА»
А священнику Иннокентию Архангельскому были предьявлены следующие обвинения:
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ Инокентий Васильевич 1881 г. рождения, б/п, священник Тулинской церкви достаточно изобличается в том, что он, работая священником Тулинской церкви, одновременно стоял во главе к-р группы церковников сел Тула и Завьялово. Тулинской к-р группой руководил лично сам, в состав которой входили МАСЛОВ, НОЗДРИН и др., а Завьяловской к-р группой руководил через псаломщика кулака ГУРЬЕВА Г.Г. Как той, так и другой к-р группам АРХАНГЕЛЬСКИЙ давал установки проводить к-р агитацию по вербовке в общину верующих, при этом как одной из целей и методов к-р агитации было взято запугивание малосознательного населения скорым свержением сов. власти и расправой над всеми, кто не запишется в общину верующих и ряд других к-р клеветнических измышлений. Кроме этого, занимался дискредитацией Сталинской конституции и вели подготовку к срыву выборов в советы, подготовку своих депутатов в советы для к-р целей. Установки о к-р деятельности АРХАНГЕЛЬСКИЙ через личную связь получал от Искитимского попа ЮХТО И.И».
На допросах священник Иннокентий Архангельский вел себя очень мужественно, не отрицая того, что он действительно стремился к открытию церквей, к восстановлению богослужений, свободе вероисповедания. Вот отрывок из допроса:
«ВОПРОС: Скажите, когда вы в апреле месяце 1936 г. встречались с Искитимским попом Юхто, какие обсуждали вопросы о касательности группы церковников Искитимского р-на.
ОТВЕТ: Да, действительно, в апреле месяце 1936 года я находился в пос. Искитим в квартире Искитимского попа Юхто Иосифа Ивановича, и в этот момент мы с ним договорились об организации группы церковников в Искитимском районе, а именно: своей задачей поставили усилить работу среди актива церковных советов действующих церквей с таким расчетом, чтобы усилить религиозное влияние среди населения, втягивая его в общины верующих, и нащупать актив тех населенных пунктов, где имеются церкви, но они уже закрыты несколько лет тому назад, с тем расчетом, чтобы там организовать к-р группы для ведения к-р агитации за втягивание в общины верующих и открытие закрытых церквей. Для этой цели увязался с бывшим псаломщиком Завьяловской церкви Гурьевым Г.Г. и дал ему указание проводить работу в с. Завьялово, об организации группы, которая повела там работу за открытие закрытой там церкви. Это задание псаломщик Гурьев выполнил, нащупал актив верующих и через него проводил к-р работу».
Советская власть всячески пыталась показать, что закрытие церквей, уничтожение священников, монахов, активных верующих христиан совершалось по воле и инициативе самого народа. Но показательно то, что под такими «народными» заявлениями, просьбами, часто стояло гораздо меньше подписей, чем под заявлениями об открытии церквей. И по стилю видно, что они «спущены «сверху», заранее тщательно подготовлены и написаны. Видно это и по следующей «резолюции»:
Пленума Тулинского с/совета совместно с колхозниками и Советским активом 30 июля 1937 года. Мы, члены пленума Тулинского с/совета и сельский актив, заслушав сообщение тов. Щербакова о раскрытии органами НКВД контрреволюционной поповской банды в с. Тула. Эта подлая шайка врагов проводила свою гнусную контрреволюционную работу по разложению колхозов и ликвидации их. Они всемерно старались расшатывать дисциплину в колхозах и распространяли поповский религиозный дурман среди колхозников и колхозниц. Поповские кулацкие изверги рассылали своих пропагандистов с целью антисоветской пропаганды /Гурьев колхоз «Голос революции» и др./. Злейшие враги народа поп Архангельский, староста церковного совета Маслов, член церковного совета Ноздрин являются главарями контрреволюционной шайки, вредители диверсанты. Мы, все присутствующие на пленуме с/с, единодушно просим органы Советского правосудия судить этих кулацких изуитов вредителей диверсантов по всем строгостям Советского закона. Мы просим пролетарский суд применить высшую меру наказания – расстрел. Мы, все присутствующие, просим райисполком поставить вопрос перед вышестоящими Советскими организациями о закрытии церкви с. Тула как очага штаба классовых врагов. Одновременно мы не на словах, а на деле усилим классовую бдительность, будем беспощадно вырвать вражеские норы злейших шакалов и уничтожать их. Повышением классовой сознательности в отдельности каждого колхозника и колхозницы. Развернем по-большевистки стахановское движение. Употребив все силы, все знания на то, чтобы справится по-боевому с предстоящими политическо-хозяйственными задачами, уборочной кампанией. Нет и не будет пощады врагам народа, покушающимся на священный соц. строй нашей родины. Уничтожим как гадов человеческого общества кулацких извергов кровавого фашизма.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Гуненко Секретарь – Костоусов
Очень страшно держать в руках такую «резолюцию». Сколько в ней ненависти, злобы, осуждения! А ещё страшнее эти документы:
Священник Иннокентий Архангельский был расстрелян 2 сентября 1937 года в 2 часа ночи [5].
Где расстреляны и похоронены о. Иннокентий, Федор Дмитриевич Маслов, Матвей Николаевич Ноздрин, Христинья Степановна Поклонова, мы не смогли узнать. А дочь Иннокентия Архангельского узнала точную дату смерти своего отца только через полвека, в 1989 году.
Но тайное всегда становится явным.
Отец Иннокентий был реабилитирован в 1959 году. Реабилитирован – значит полностью оправдан. Значит, всё, что он делал, было правдой. Он был очень хорошим батюшкой. У него было много духовных чад, и самые преданные Богу пострадали вместе с ним. Тулинская Свято-Троицкая церковь была закрыта в 1937 году только после расстрела о. Иннокентия и самых активных прихожан. Они стояли до конца, они защищали веру, церковную жизнь.
Пока нам не удалось достоверно установить имя священника, нетленные останки которого покоились возле храма. Но мы узнали имена подвижников благочестия в последние годы существования храма, жизнь которых очень напоминает жития недавно канонизированных новомучеников и исповедников.
Когда для тебя открываются такие страницы истории твоего родного края, трудно жить беспечно, ни о чём не задумываясь. В чём смысл человеческой жизни? Как надо жить, к чему стремиться? Что такое история? Почему люди убивают друг друга? Почему быстро забывают своё прошлое? Мне кажется, если бы люди искали ответы на эти вопросы, стремились жить по Заповедям Божьим, жизнь была бы совсем другой. И другой была бы история.
Когда мы бегали весной по дну отошедшего от берегов Обского моря у устья реки Атаманихи, было странно представлять, что мы, может быть, бежим в прошлое, бежим по улицам ушедшей под воду деревни Атаманово, или, может быть, стоим у дверей Никольской церкви, которая была здесь построена сто лет назад и как многие другие церкви разрушена в 30–е годы 20 века.
Потом мы поднялись на берег и зашли в Часовню в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
1. Авдеев А. Древнерусские надгробия, Журнал Московской Патриархии, 2012, №8, с. 86.
2. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г.
4. Фурсова Е.Ф. Календарные обряды. Глава 9. Состояние народной праздничной культуры в 1920-1950-е годы.