Что посмотреть в жодино
Жодино
Год основания: | 1643 |
---|---|
Основатель: | Богуслав Радзивилл |
Население: | 61,7 тыс чел |
Часовой пояс: | UTC+3 |
Телефонный код: | +375 1775 |
Почтовый индекс: | 222160 |
День города: | 7 марта |
От Москвы: | 650 км |
Город Жодино расположен в Смолевичском районе Минской области на трассе М1 между Минском и Борисовом в 50 км от столицы. В 1688 году упоминается как деревня Жодина Слобода. Название может пониматься как «слобода на речке Жода или Жодинь», существовавшей ранее. Название речки происходит от финно-угорского географического термина жуед, жуод — «низинное место в лесу». Местечко было основано на реке Плиса в 1643 году Богуславом Радзивиллом, изначально получило название Богуслав Поле.
В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой город вошел в состав Российской империи. Железная дорога была проложена в этих краях в 1866 году. В городе расположен Белорусский автомобильный завод, выпускающий мощные карьерные самосвалы «БелАЗ» грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн. В сентябре 2013 года представлена модель БелАЗ-75 710 грузоподъёмностью 450 тонн. На автозаводе работают 9 тыс. человек. Каждый шестой житель города задействован на производстве автомобиля-великана. Именно благодаря градообразующему предприятию, в городе особенно широко отмечают День автомобилестроителя.
Здесь находится 20 памятников истории и культуры, среди которых монумент «Матери-патриотки», братские могилы партизан и воинов Красной Армии, погибших в годы Великой Отечественной войны и др. В городе Жодино живут и работают многие известные белорусские художники и графики.
«Да-да, это там, где БЕЛАЗ!». Пять причин заглянуть в Жодино
А мы нашли еще несколько поводов для того, чтобы отправиться за полсотни километров от Минска.
Погрузиться в историю
Жодино воспринимается жителями Беларуси как современный город. На самом деле его история начинается с XVII века. Прошлое неразрывно связано с именем Богуслава Радзивилла. В романе Генрика Сенкевича «Потоп» его персонаж – одна из центральных фигур, правда, отрицательных.
Богуслав стал обладателем огромного количества земель, среди которых было и имение Смолевичи, которое лежало на торговом пути из Польши в Россию. Торговля расширялась, и магнат решил заложить на восточной окраине своего имения новый город, который бы мог улучшить сообщение между Смолевичами и Борисовом.
И вот — на месте непролазных дремучих лесов в 1643 году было основано поселение, первоначально получившие название в честь своего основателя – Багуслаў Поле. В центре был большой рынок, а от него уже во все стороны расходились улицы, одна из них выходила на Борисовский тракт.
Учитывая, что прозорливый Богуслав на 25 лет освободил местечко от налогов и податей, в Багуслаў Поле стали приезжать многочисленные купцы, ремесленники, мастеровые. Согласно описи имения Смолевичи от 1665 года, здесь насчитывалось 97 дворов.
В 1688 году местечко упоминается как деревня Жодина Слобода. Возможно, название произошло от речки Жода или Жодинь, протекавшей здесь ранее. Название речки происходит от финно-угорского географического термина жуед, жуод — «низинное место в лесу». В 1781 году в местечке 230 жителей, 41 двор, корчма. Впервые в инвентаре оно упоминается под новым названием – Жодин.
Чтобы туристы смогли более детально погрузиться в историю, в городе в миниатюре реконструировали несколько домиков, мельницу, колодец.
Перед воротами стоит деревянный сруб с надписью: «365 год таму назад на злучыне Плісы і Жодзінкі Багуславам Радзівілам заснавана мястэчка Багуслаў Поле, якое паклала пачатак гораду Жодзіна. Ва ушанаванне той даўняй падзеі устаноўлены гэты памятны знак».
Почувствовать себя лилипутом рядом с огромными машинами
Возможность побывать на БЕЛАЗе благодаря организованному Национальным пресс-центром однодневному пресс-туру для СМИ и депутатов Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, упустить было никак нельзя, учитывая, что на этом предприятии раньше бывать не приходилось.
Сначала нам показали полигон, на котором всяческие манипуляции совершают так называемые «беспилотники» — машины, которыми управляет один человек, сидящий за пультом дистанционного управления. Нам даже разрешили посидеть за главным «рулем». Эта интеллектуальная модель называется БЕЛАЗ-7513R. Это означает, что техника оснащена роботизированной системой, которая позволяет избежать присутствия человека в водительской кабине. Нам показали, как огромный самосвал бережно объезжает препятствия, то есть может детально сканировать местность, несмотря на погодные условия. Главная цель создания таких «умных» машин — убрать человека из карьера, который является опасной зоной. И что интересно — управлять машиной можно из любой точки мира. В общем, прекрасная аттракция. Одновременно узнаем, что за всю историю предприятия здесь разработано более 550 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 450 тонн, выпущено свыше 150 тысяч единиц этих огромных машин, география поставок которых насчитывает около 80 стран мира.
С производственными цехами нас познакомил первый заместитель генерального директора — главный инженер Олег Степук. Он рассказал, что сегодня на ОАО «БЕЛАЗ» идут работы по созданию машин на газовом топливе и электричестве.
Одну из новинок мы испытали сами, совершив тест-драйв на крупнейшем в мире карьерном самосвале грузоподъемностью 450 тонн. Такое было ощущение, что едешь на крыше дома!
Нам рассказали, что здесь, на открытых выставочных площадках туристы могут увидеть образцы выпускаемой специальной техники и карьерных самосвалов. Подарочный сертификат на проезд на 130-тонном самосвале дарят своим родным и близким на день рождения, к профессиональным праздникам и другим знаменательным событиям.
Мы побывали в музее предприятия, где представлены точные копии техники, которая выпускалась с первых дней работы завода и образцы современных машин.
Фотоэкспозиция рассказывает об этапах строительства и модернизации предприятия, о сегодняшней деятельности Белорусского автомобильного завода.
Территория предприятия настолько огромна, что на ней можно заблудиться, поэтому гости, как правило, передвигаются на специальном транспорте.
ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга
«БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» одной из первых в стране стала активно развивать производственный туризм. Этот процесс начался в июле 2015 года. Проект был анонсирован под общим слоганом «БЕЛАЗ — бренд Беларуси». Если в 2015 году завод посетило около 12 тысяч туристов, то в прошлом — уже 24,5 тысячи.
А за весь период — более 80 тысяч человек, из них – около 50 тысяч детей. Это граждане более чем 20 стран мира, среди которых Испания, Италия, Франция, Норвегия, США, Великобритания, Ливан, Иордания, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь и другие. Организаторы утверждают, что экскурсионные туры составлены таким образом, чтобы они носили не только познавательный и ознакомительный, но и профориентационный характер, в зависимости от состава группы и индивидуальных запросов посетителей. Каждый гость предприятия узнает и увидит здесь то, что его интересует.
Во время нашего пребывания к проходной предприятия то и дело подъезжали автобусы со школьниками. Для детей школьного возраста – это разнообразные акции и увлекательные викторины и творческие конкурсы, а также встречи с белазовским Дедом Морозом в дни новогодних каникул. Для молодежи и студентов – это погружение в работу конструкторского отдела и процесс создания и сборки техники на производстве, знакомство с современными высокоэффективными технологиями.
Сегодня на БЕЛАЗЕ внедряется новый инновационный проект промышленного туризма «От 365 до 4600 — С НАМИ ВЫ МОЖЕТЕ БОЛЬШЕ».
В рамках проекта все желающие могут посетить производственные цеха по расширенному маршруту, а также попробовать водить карьерный самосвал на динамическом тренажере и продегустировать гастрономические изыски традиционной белазовской кухни.
Продолжительность экскурсии составляет 1,5 – 2 часа.
До начала экскурсии или после ее завершения туристы и экскурсанты осматривают еще один объект – памятник первому самосвалу, выпущенному на БЕЛАЗе.
Увидеть настоящего «Волата»
Внимание всех посетителей БЕЛАЗА, как правило, привлекает оригинальная скульптура, которая находится прямо напротив проходной. Эта монументальная композиция стала еще одной достопримечательностью города. Называется она «Волат».
Мощный гигант, который над своей головой держит огромный камень, первоначально стоял на территории завода. Автор композиции — белорусский художник Владимир Каноник.
Затем на предприятии решили, что такая оригинальная скульптура должна стать достоянием города – и монумент перенесли на перекресток напротив проходной.
В основу идеи положена притча о богатыре, которого боги послали в помощь людям, чтобы тот поднимал и двигал камни, слишком тяжелые для людей.
«Волат» символизирует карьерный самосвал «БЕЛАЗ», способный перемещать десятки и сотни тонн каменной породы. Занесенный над головой «Волата» валун скульпторы оформили разноцветными стеклами. А внутри камня установили диодную подсветку. Таким образом, скульптура является еще и декоративным фонарем.
Поклониться матери-патриотке Анастасии Куприяновой
Последняя война оставила незаживающие раны в душах и сердцах многих жителей Беларуси. Но для матерей, потерявших своих сыновей, эти раны стали особенно тяжелыми. Так произошло и с жительницей Жодино Анастасией Фоминичной Куприяновой, которая проводила на фронт пятерых сыновей и никого из них не дождалась обратно.
В Жодино есть два туристических объекта, связанных с ее жизнью. Это —деревянный домик, выкрашенный в желтый цвет с ухоженным двориком — дом-музей Анастасии Фоминичны.
Но гости города больше знакомы с другим объектом: монументом в честь матери-патриотки. Он был открыт в 1975 году (скульпторы А. Заспицкий, И. Миско, Н. Рыженков, архитектор О. Трофимчук).
Памятник является собирательным образом, символом подвига женщин в годы Второй мировой войны. За прошедшие годы монумент стал центральным местом проведения городских торжеств и общественных акций. Жодинцы традиционно приходят сюда на День Победы, День независимости, во время свадеб и школьных выпускных.
Композиция выполнена из бронзы и состоит из двух частей: фигуры матери, которая смотрит вслед уходящим сыновьям. Монументальные скульптуры поставлены на низкие постаменты. Расположен памятник рядом с оживленной автомагистралью Минск–Москва.
Сфотографироваться в «Сквере семейного благополучия»
В каждом городе Беларуси – большом или маленьком – достаточно разнообразных скверов и сквериков. Но вряд ли я ошибусь, если скажу, что «Сквер семейного благополучия» в Жодино – единственный в своем роде. Это прекрасное место для прогулок и фотосессий. Находится сквер рядом с ЗАГСом, Дворцом культуры БелАЗа и городским парком.
Торжественное открытие сквера прошло в 2013 году и было приурочено ко Дню города и Дню машиностроителей.
Жодино
1 января 1919 г. Жодино вошло в состав БССР, а к 1926 г. в деревне уже было 193 двора, действовала церковь, работали 2 начальные школы, клуб-читальня, 2 кузницы, 2 столярные мастерские, мельница, 2 магазина. Во время Второй мировой войны с 29 июня 1941 до 2 июля 1944 г. Жодино находилось под немецкой оккупацией. В 1958 г. произошло объединение поселений Смолевичской ГРЭС, завода дорожных и мелиоративных машин и соседних деревень Заречье и Крушынки в городской поселок Жодино.
Новый этап активного развития Жодино связан с созданием в 1958 году Белорусского автомобильного завода (БелАЗ), вскоре также была открыта швейно-трикотажная фабрика «Свiтанак». Вторым рождением города принято считать 7 марта 1963 года, когда Жодино получило статус города областного подчинения. 22 сентября 1998 года был утвержден городской герб.
Не смотря на относительно недолгую историю Жодино, жителям города есть чем гордиться, а туристам есть что посмотреть. Самым старым строением города является православная часовня, построенная в 1864 г. Особый интерес для туристов представляет комплекс «Багуслаў Поле», в котором воссоздан быт средневековой деревни. На территории комплекса имеются водяная мельница и старое белорусское подворья с деревянными домиками, скульптурами и колодцем.
Символом и главной достопримечательностью города является завод БЕЛАЗ. Открытие предприятия дало мощный импульс для развития Жодино. Сегодня это уникальный в СНГ завод, на котором производятся большегрузные самосвалы. Самый большой БЕЛАЗ грузоподъемностью 450 тонн занесен в Книгу рекордов Гиннеса. В последнее воскресенье сентября в честь Дня машиностроителя на БЕЛАЗЕ проводится День открытых дверей. Здесь можно увидеть машины-гиганты и байкер-шоу, сфотографироваться в колесе и посидеть в кабине водителя. Другим известным по всей Беларуси предприятием Жодино является трикотажная фабрика «Свiтанак», продукция которой пользуется популярностью как и в самой республике, так и за ее пределами.
Символом одновременно героической и трагической истории города в годы Великой Отечественной войны является монумент в честь советской матери-патриотки. В памятнике воплощена драматическая судьба матери-патриотки А. Ф. Куприяновой — матери пятерых сыновей, каждый из которых погиб на фронтах Великой Отечественной войны.
Около парка в Жодино находится единственное неоготическое строение – католический костел Богоматери Фатимской. Всего в 500 метрах от костела находится православная церковь иконы Божией Матери Избавительницы.
Также Жодино является площадкой для ежегодного фестиваля «Молодежь России и Беларуси – в XXI веке вместе».
Не получилось: история самого неудачного советского города страны
Широкие зеленые проспекты, масштабные архитектурные ансамбли с высотными акцентами, полноценная общественная инфраструктура, позволявшая человеку труда скрасить свободное от него время и украшенная суровыми произведениями монументально-декоративного искусства, — и все это непременно в тени очередного индустриального гиганта, а лучше нескольких, исправно коптящих мирное небо, внося свой вклад в социалистическое будущее огромной страны. Такими мы привыкли представлять города, выросшие после 1917 года в чистом поле рядом с какой-нибудь богом забытой деревней. Среди подобных населенных пунктов есть примеры, вошедшие в учебники архитектуры XX века, а есть и такие, про существование которых специалисты предпочитают не вспоминать. Почему Жодино, чье градообразующее предприятие не имело себе равных во всем Советском Союзе, оказался провалом наших градостроителей? Onliner.by продолжает цикл о новых советских городах страны рассказом о родине автомобилей-гигантов.
Местные краеведы, представители власти и просто жители — патриоты малой родины гордо рапортуют о 373-летней (на текущий момент) истории своего города. Мол, в 1643 году по прихоти ясновельможного князя Богуслава Радзивилла на окраине его имения Смолевичи у тракта, соединявшего Минск и Борисов, был заложен новый городок, в честь владельца получивший название Богуслав Поле. Это действительно случилось в районе современного Жодино, и три черных охотничьих рожка с радзивилловского фамильного герба «Трубы» на городской геральдике выглядят определенно лучше скучных паровозов или шестеренок, однако во всем этом есть некий элемент лукавства. Да, разумные формы жизни появились на берегах реки Плисы как минимум в 1643-м, привычный топоним впервые упомянут в 1688-м, но Жодино — целиком и полностью новый город, дитя советской индустриализации, которой он и должен быть благодарен за то, что не остался обычным поселком с деревянными хатами и удобствами во дворе.
К началу 1940-х в Жодино было 250 домов, две начальные школы, фельдшерский пункт, кузница, пожарное депо. Это был рядовой населенный пункт, которому, впрочем, очень повезло с расположением, определившим всю его будущую судьбу. В XIX веке рядом с ним прошла железная дорога, а в поселке появилась своя станция. В 1930-е старый тракт между Минском и Борисовом стал частью скоростного по тогдашним меркам шоссе, связывавшего Москву с западными границами СССР. Все это вместе с близостью к столице БССР стало решающим фактором в решении сделать Жодино энергетическим центром региона.
Жодино
Описание
Жодино – город с 60-тысячным населением, располагающийся в 40 километрах на север от Минска. Выбравшие отдых в Беларуси найдут в Жодино и интересные достопримечательности, и противоречивые предания, и необычные музеи.
Историю, откуда появилось название города, передает легенда. Во время войны 1812 года, когда наполеоновские войска бежали из Москвы и проходили через современные жодинские земли, французский генерал дэ Жодине отпустил на свободу пленных русских солдат, которые назвали поселение в честь французского генерала. Но вся романтичность этой истории разбивается, сталкиваясь с реальными историческими фактами. В 1643 году князь Богуслав Радзивилл основал на месте впадения реки Жодинки в Плису селение и назвал его Богуслав Поле. С годами название заменили на более простое, созвучное с названием реки, – Жодина, или Жодина Слобода.
Городок рос очень медленно, и только построенная в 1871 году железная дорога Москва-Брест дала толчок к его развитию – оживилась торговля, начала развиваться промышленность. Но своему современному облику Жодино обязан в первую очередь размещением здесь завода БелАЗа, производящего большегрузные карьерные самосвалы.
Самым древним строением в городе является православная часовня в Жодино. Построена она была после подавления восстания Кастуся Калиновского в 1864 году. Одна из самых главных достопримечательностей города – своеобразное местечко «Багуслаў Поле» в Жодино, где на большой зеленой поляне размещены деревянные домики, мельница и колодец, выглядящие как в старину. Кроме того здесь же есть и несколько интересных скульптур, вырезанных из дерева.
Особенное внимание туристов привлекает дендропарк в Жодино, расположенный в центре города. Особенность его заключается в том, что уже на протяжении 50 лет здесь растут кустарники и деревья, нехарактерные для наших широт. Не так давно в городе появилось сразу несколько храмов: костёл Богоматери Фатимской, православная церковь Богородицы «Избавительницы», церковь Святого Петра и Павла.
В городе много памятников. Кроме традиционного памятника Ленину, есть здесь памятник Первому карьерному самосвалу. Нельзя обойти вниманием памятник «Матери-патриотке» в Жодино, посвящённый А.Ф.Куприяновой и её пятерым сыновьям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В Доме-музее А.Ф.Куприяновой турист сможет увидеть личные вещи героев войны, узнать о военных действиях на Жодинщине.
Один из самых необычных музеев Белоруссии – музей Белорусского Автомобильного Завода в Жодино. Посетитель узнает, как производятся огромные самосвалы, а также увидит первые модели.
Посещение города, стоящего на двух реках, запомнится надолго. Экскурсии в Жодино и знакомство с прошлым и настоящим этого славного места не оставит никого равнодушным.