Что построено при сталине
Как сталин заводы строил
КАК СТАЛИН ЗАВОДЫ СТРОИЛ
С 1938-го по 1941-й в СССР было построено 40 электростанций, открыто 13 каменноугольных шахт, 8 нефтегазовых предприятий, 66 заводов черной металлургии, 14 цветной, 4 коксохимических, 9 механических и металлообрабатывающих, 137 машиностроительных, 25 электротехнических, 45 химических, 33 строительных материалов, 34 стекольных и целлюлозно-бумажных, 63 текстильных и швейных, 31 кожевенно-обувной, 20 пищевых, итого 542 крупных предприятиях.
Однако в указанном списке многие предприятия не были построены в указанный период либо вообще не при Сталине. Например, Алапаевский металлургический завод был основан в 1704-м, Алмазнянский металлургический завод построен он в 1898-м, Таганрогский металлургический завод основан в 1896-м, Белорецкий меткомбинат основан в 1762-м, Керченский металлургический комбинат основан в 1845-м т.д.
Челябинский металлургический к отрезку 1938-1941 гг. отношения не имеет, его начали строить в 1941-м, первая доменная печь заработала весной 1943 (44) г., Бакинский трубопрокатный (т.е. Сумгаитский трубопрокатный), строительство начато в 1947-м, первый трубопрокатный стан «140» запущен в 1952-м и т.д.
Из перечисленных в списке 66 заводов черной металлургии менее десятка построено в период 1938-1941 гг.
Электростанции строились не по воле Сталина, а по ленинскому плану ГОЭЛРО.
Утверждается, что за первые две пятилетки в стране было построено 6000 только крупных предприятий. В Википедии сообщается, что за две пятилетки Сталин построил 9000 предприятий.
Еще того же пошиба данные: В годы второй пятилетки (1933—1937 годы) введено в действие 2900 крупных государственных промышленных предприятий («Экономика СССР в 30-х годах» http://newsruss.ru/doc/index.php/-)
Экономист Катасонов, академик, перестроившийся из либералов в сталинисты, утверждает, что за 2,5 первых пятилетки было построено 8600 предприятий. «Глухие телефоны» довели слух до 2200 предприятий – цитирую буквально: «за два года первых пятилеток». Указывают также, что к середине 30-х сдано 8070 новых крупных предприятий. Так ли это?
В изданной в 70-х СССР для вузов «Истории советской индустриализации» указывалось до 1500 запланированных предприятий в I пятилетку и примерно столько же во вторую, т.е. в сумме 3000, но умалчивалось, сколько же было построено в конечном итоге.
Справочные данные показывают, что с 1927-го по 1930 гг. возведено лишь 323 предприятия плюс 518 в 1931-м = 841 крупных, средних и мелких. Число крупных и средних не указывается.
На самом деле такой статистики НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Если исходить из первых цифр, которые, как мы видели, сильно преувеличенных, то в СССР строилось по 180 заводов в год, т.е. за 10 лет число построенных заводов никак не могло быть больше 1800. За весь период правления Сталина, с 1925-го по 1953-й – 5220.
Допустим даже, что в первом списке половина заводов указана верно. Тогда в год при Сталине строили 180 : 2 = 90 заводов. Итого эффективность экономики СССР после Сталина возросла в 2,3 раза. Минимум!
Причем эти весьма приближенные оценки всё же соотносятся с действительностью: за 1951–1960 годы ВВП СССР вырос в 2,5 раза, причем объем промышленной продукции – более чем в 3 раза.
Но. Если расчет оказался недалек от истины, следовательно, верен обратный ход рассуждений: при Сталине действительно строили в среднем по 90 заводов в год. Итого за 29 лет правления Сталина построено лишь 2610 крупных и средних предприятий.
Хуже всего, что при росте количества заводов уровень жизни в городах и особенно в деревнях в первую пятилетку понизился по сравнению с периодом НЭП, а к концу 1930-х достиг лишь прежних показателей.
Разумеется, с нынешними российскими недееспособными бизнесменами-неумехами не сравнить, сравним с другими странами.
Суммарная стоимость национального богатства США выросла со 187 млрд. долл. в 1912-м до 350 млрд. долл. в 1922-м, почти вдвое, а к 1929 г. эта сумма достигла 450 млрд. долл. Национальный доход США возрос с 32 млрд. долл. в 1913-м до 89,7 млрд. долл. в 1927-м, за 3 пятилетки – втрое.
В СССР за 1-ю пятилетку вал промышленной продукции вырос на 102%, за 2-ю – на 120% («Планирование в СССР» http://proza.ru/2013/09/24/861).
То есть, промышленность США без всякого Сталина росла ТОЧНО С ТАКОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ, что и в СССР.
Авиастроение в СССР по объему ВСЕГДА было мизерным в сравнении со США. После войны Сталин сообщил: «… Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики».
В 1919-м с конвейеров американских заводов сошло более 7500 автомобилей, в 1932 году – более 24 000. В 1919 г. общее число легковых автомобилей составило 6,6 млн, грузовиков — 0,9 млн., в 1929-м общее число машин – 26,5 млн.
В 1938 году СССР выпустил 200 тыс. автомобилей. Но уже в 1940-м производство упало до 145 тыс. автомобилей.
В 1937 году ГАЗ произвел 135 000 автомобилей, в среднем по 3 автомобиля на одного работников. Это был большой рывок, в сравнении с 0.33 автомобиля на человека в 1932 году. Но Ford в депрессивный 1933 год имел производительность 8,7 автомобилей на сотрудника.
Постоянные простои сборочной линии приводили к тому, что сдельная зарплата на конвейере падала в 2 раза. Работать на сборочной линии стало невыгодно и туда шли худшие, что еще больше усугубляло проблему качества. В 1938-м с ГАЗа уволилось 17581 рабочий, а было нанято 20247. В итоге в 1938-39 годах начались бессмысленные расстрелы руководства завода. Назначили новых директоров, но ситуацию это не изменило.
Построенные в СССР заводы не могли выйти на проектные мощности, было много брака, купленное на золотые рубли уникальное оборудование быстро переломали. Строительство Нижнетагильского металлургического завода началось в 1931-м и продолжалось 6 лет. За это время 4 раза меняли проектные задания, надо было каждый раз менять всю документацию, в итоге чертежей и проектов было аннулировано на 12 млн р., оборудования на лом списали на 0,9 млр р. Сотни тонн брака производил Уралмаш. На медеэлектролитном заводе в Верхней Пышме брак достигал 60% всей продукции. На Верх-Исетском заводе катали сталь при пониженной температуре, что ускоряло процесс и плодило число ударников и передовиков. В Надеждинске (г. Серов) сгорел только что отстроенный цех по производству шамотного кирпича. Строительство заводов: химического машиностроения, Нижнетагильского металлургического, Ревдинского медеплавильного, алюминиевого в Каменске-Уральском было заморожено из-за безграмотного руководства, распыления средств и бесхозяйственности.
После строительства завода снабжение и сбыт налаживаются не сразу, но, к примеру, пермский электроприборный простаивал годами. Заказ мог прийти неожиданно, а рабочие – кто на охоте, кто на рыбалке, кто утонул и т.п. Потому рабочих обязали ежедневно приходить на работу. А чем заняться, если нет заказа? «Читайте Устав предприятия». Ну, сорок раз прочел, а дальше? Кто-то принес рабочему электроприборного сломанные часы. И пошло дело. С тех пор завод называют часовым, хотя часов никогда не производил. Некоторые думают – из-за секретности.
Противоположность реальности сталинистской пропаганде можно видеть по нижеследующим письмам.
Москвич
Как сталинская архитектура определила облик Москвы и осталась последним большим стилем
Современная Москва с ее имперскими пропорциями и широкими улицами была такой не всегда. Свой нынешний «столичный» образ наш город обрел в советское время во многом благодаря сталинским домам.
Противоречивая и во многом страшная эпоха в истории страны оставила после себя удивительные по своей красоте и качеству здания. «Сталинской» называют величественную, монументальную архитектуру, господствовавшую в СССР с середины 1930-х до середины 1950-х — в период безраздельного правления вождя. При всем своем разнообразии это классическая, «ордерная» архитектура, восходящая еще к Древней Греции и Риму, но уже в советском прочтении. Сооружения того периода — это гармоничный сплав нескольких видов искусств: архитектуры, скульптуры и живописи.
Внушительные в габаритах и богато украшенные, сталинские дома скрепляют облик столицы в единое целое — формируют характер, масштаб и цветовую гамму Москвы. Достаточно пройтись по главным улицам центра — Тверской, Земляному Валу или Садовому кольцу, чтобы убедиться в этом. Целые проспекты столицы выглядели бы иначе без преобразований и построек той эпохи.
Для одних сталинская архитектура — каменное напоминание о золотом веке России и державном могуществе, для других — воплощение кровавой тирании. Сегодня, когда полемика о роли Сталина в истории страны по-прежнему не утихла, особенно интересно пройтись по его столичному наследию.
Постконструктивизм: первые шаги к имперской архитектуре
После 15 лет гегемонии конструктивизма большевики во главе со Сталиным обратились к прямо противоположной русскому авангарду эстетике — дореволюционной. В живописи и скульптуре установился единственный одобряемый советским руководством стиль «соцреализм», синтез реалистического искусства XIX века и советской пропаганды. Вслед за другими видами искусства советская архитектура пошла по тому же пути.
Перемены происходили поэтапно. Для начала все индивидуальные архитекторы или мастерские оказались под запретом. Практику можно было продолжать только через новое, подконтрольное лишь правительству ведомство — Союз архитекторов. Смена стиля осуществлялась через поощрение «правильных», угодных власти проектов и осуждение «неправильных».
Знаковым событием стал международный конкурс на здание Дворца Советов на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя. По иронии судьбы самое крупное и важное сооружение сталинской эпохи никогда не было построено. Вопреки ожиданиям конструктивистов в финал конкурса проходили только проекты в классическом стиле. Это был сигнал начала изменений. Уже с 1932 года почти ни один проект в стиле чистого конструктивизма не утверждался на строительство.
Архитекторы не сразу перестроились из одного стиля в другой. То, что позже стали называть «сталинским» стилем, было продуктом многолетних проб и ошибок — попыток угадать предпочтения власти. Так постепенно конструктивизм мутировал в свою противоположность — неоклассическую имперскую архитектуру. А сам переходный стиль между двумя полюсами получил название «постконструктивизм». Ниже — подборка лучших построек в этом направлении.
Здание Госдумы, бывшее здание Совета труда и обороны
(1935, архитектор Аркадий Лангман)
Архитектор Лангман не случайно отметился одним из шедевров авангарда — стадионом «Динамо». Нынешнее здание Госдумы — классический гибрид двух эпох: строгая геометрия конструктивизма женится с имперской помпезностью. Декор пока строго сведен к минимуму, но стены уже парадно облицованы камнем. Постройка на Охотном Ряду, 1, открывает «парад» сталинских домов на Тверской улице. Прямо напротив него стоит другой бывший шедевр эпохи — гостиница «Москва» (ныне — Four Seasons). Увы, она была в безобразной форме перестроена в лужковскую эру, поэтому в этот список не попадает.
Библиотека им. Ленина
(1929–1958, архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх)
Сегодня это одна из самых больших библиотек в мире. В силу сложности проекта на строительство ушло почти 30 лет. Величественный и мрачный, после утверждения властями проект подвергся сильнейшему разносу из лагеря конструктивистов — в конце 1920-х их влияние еще было на пике. Тем не менее то, что утвержден был именно этот величественный вариант, говорило о грядущей смене эпох. Сегодня, особенно в летнее время, библиотека уже не выглядит так сурово: на памятник Достоевскому какают голуби, а вокруг него ежегодно разбивают великолепные временные сады.
Общежитие начсостава РККА
(1937, архитектор Илья Голосов)
Здание Наркомата обороны
(1934–1939, архитектор Лев Руднев)
Массивное здание, известное прежде всего своей богато декорированной башней, со всех четырех сторон украшенной рельефными изображениями звезды, самолетов и советской символики (серп и молот на фоне колосьев). На ее вершине — так же, как и на крыше основного объема — установлены декоративные обелиски. Главный вход оформлен по-авангардистски схематичным изображением танков.
Первая подстанция метрополитена
(1935, архитектор Даниил Фридман)
Фридман одним из первых прочувствовал, в каком стиле нужно будет проектировать дома. Пока в Москве еще только разрабатывались конструктивистские проекты, он добавил в свой торжественные колонны и горельефы со счастливыми советскими людьми. Само здание построили на месте одного из самых старых московских монастырей — Никитского (отсюда и название улицы). До наших дней сохранился лишь корпус келий — дом 10 по Большому Кисловскому переулку.
Станция метро «Кропоткинская»
(1935, архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг)
Главный зал станции должен был находиться в подземном вестибюле Дворца Советов, который так и не был построен. Станция выглядит светлой, просторной и аскетичной — качества, характерные для конструктивизма. В интерьере почти отсутствует имперская монументальность. Тем не менее некоторые приемы позаимствованы из колонных залов древнеегипетских храмов — едва ли не самых тоталитарных сооружений в истории. Оригинальность проекта была признана не только в стране, но и за границей — он был отмечен на Парижской и Брюссельской международных выставках 1937 и 1958 годов, причем на последней получил гран-при.
Станция метро «Театральная»
(1938, архитектор Иван Фомин)
Один из идеологов сталинского ампира, архитектор Фомин пошел в этом проекте на компромисс с собой. Он соединил классицизм с еще популярными конструктивистскими мотивами. Отличительная особенность этой станции — потолок с ромбовидными кессонами и позолоченными керамическими барельефами из майолики, изображающими музыкантов народов СССР.
В поисках большого стиля
Решив вопрос политического выживания, большевики стали железной рукой строить новую страну. Роль государства в жизни общества укреплялась с каждым днем. В то же время личные права и свободы граждан с нарастающей скоростью ограничивались. Чтобы закрепить свою роль, тоталитарному режиму требовался большой, монументальный стиль в архитектуре. Сталин довольно быстро увидел в зодчестве пропагандистский потенциал, лично курировал многие проекты и архитектурные конкурсы. Советские здания в его представлении должны были воплощать величие коммунистической мечты и государственного могущества. Русский авангард — прежний фаворит большевиков — никак не отвечал этой задаче. Он был слишком абстрактен и мало понятен простому человеку. На таком художественном языке власть не могла обращаться к народу.
Классика подходила для пропаганды гораздо лучше. Основанное на античной культуре, классическое искусство и архитектура 500 лет безраздельно господствовали в европейской цивилизации. Что же до пропаганды, то классика с этой целью справлялась уже столетиями — в церкви. Реалистические росписи в храмах были понятны и привычны народным массам. Сталинская архитектура настолько сильно ориентировалась на традиции прошлого, что иногда ее можно спутать с русским зодчеством XVIII–XIX веков. То же можно сказать и об обильном декоре. Часто он был выполнен мастерами, которые начинали еще при царе. Но классические и имперские мотивы были адаптированы как под новые технические возможности, так и под советскую символику. Двуглавые орлы на барельефах превратились в серп и молот, а древнегреческие боги — в рабочих и крестьян.
Как Москва стала Москвой
Через три года после поворотного конкурса на Дворец Советов состоялся следующий этап в истории сталинской архитектуры — перепланировка столицы. Сегодняшним обликом города мы обязаны «Генеральному плану реконструкции Москвы» 1935 года.
Купеческая Москва XIX века не соответствовала статусу многомиллионного имперского мегаполиса. Накопившиеся проблемы нарком Лазарь Каганович описал так: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы… С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».
Многое, что характеризует современную Москву — продукт того генплана: расширение центральных улиц до 30–40 метров, снос целых районов, включая Зарядье, высокая этажность жилых домов, пробивка кольцевых магистралей и новых прямых проспектов и многое другое. Чаще всего постройки этого периода стоят не по отдельности, а в рамках целых улиц и кварталов. В этот период планировкой городов централизованно руководила советская власть, поэтому решения принимались комплексно и масштабно. Строились прежде всего здания важного государственного и статусного назначения — театры, университеты, транспортные узлы и правительственные учреждения. Не менее массивным было и строительство жилья, но жилье это было не для всех. Хотя пропаганда представляла его как народное, квартиры предназначались в целом для советской элиты или ценных специалистов.
Довоенный период
Период с 1935-го до начала Великой Отечественной в 1941 году — это расцвет сталинской архитектуры периода победоносного большевизма. Центральным событием существовавшего всего 20 лет нового государства было его зарождение — Октябрьская революция. Поэтому пафос коммунистической мечты пронизывал всю художественную жизнь Красной империи. Архитектурные изыскания этого времени характеризуются максимальным интернационализмом. Советский Союз позиционировал себя в авангарде прогрессивного человечества, поэтому заимствование из всех мировых культур (прежде всего западных) было идеологически естественно. Сталин рассматривал победу революции как конец истории. СССР должен был стать воплощением всех лучших достижений мировой культуры. Иногда власть сообщала о своих пожеланиях еще более прямолинейно — постановлениями правительства о «необходимости изучения европейского наследия». Причем исторические стили делились на желательные и нежелательные. Среди последних была, например, готика — «из-за стремления форм к бесконечности».
Здание ВЦСПС
(1936, архитектор Александр Власов)
Архитектор успел намучиться с этим проектом — заказ возник в неудачный момент смены эпох. Изначально Власов разрабатывал конструктивистский проект, но неожиданно предпочтения советской власти изменились. Чиновники теперь желали видеть исключительно неоклассику. В попытках угодить архитектор перепробовал аж восемь вариантов постройки. Финальный был вдохновлен путешествием Власова к руинам Помпей. Здание ВЦСПС — необычайно легкое и лиричное для сталинской архитектуры. Оно вызывает мысли о южном итальянском городе у моря, а не о столице суровой Красной империи.
Дом на Моховой
(1935, архитектор Иван Жолтовский)
Дом на Моховой ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, его прозвали «гвоздем в гроб конструктивизма». Построенное в классическом стиле здание Жолтовский намеренно противопоставлял еще модному тогда авангарду. Он хотел на примере этого здания продемонстрировать художественные преимущества классики. По свидетельствам современников, Жолтовский говорил: «Я выступаю с классикой на Моховой, и если я провалюсь, то провалю принципы классики». Само здание напоминает постройки легендарного итальянского зодчего Возрождения Андреа Палладио, особо почитаемого Жолтовским.
Жилой дом Наркомата обороны
(1936–1946, архитектор Г. П. Воробьев)
Как и все самые красивые здания того периода, его возводили не для «простых смертных», а для элиты, в данном случае — военной. Особый контингент жителей учли еще на этапе проектирования — в доме множество удобных функций, не свойственных обычным домам тех лет постройки. Например, квартиры здесь огромные, а их окна выходят на обе стороны (то есть солнце попадает в каждое жилье всегда, с какой бы стороны ни светило), что для московских домов большая редкость. В изначальной планировке дома также были комнаты для прислуги и «черные» лестницы в подъездах.
Станция метро «Маяковская»
(1938, архитектор Алексей Душкин)
Столичный метрополитен сталинской эпохи по праву считается самым красивым в мире. «Маяковская» с ее интерьером, выполненным в нехарактерном для СССР стиле ар-деко, — одна из его жемчужин. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифленой сталью. Свод украшен размещенными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба».
Центральный театр Красной армии, ныне — театр Российской армии
(1940, архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев и Борис Бархин)
Одно из самых помпезных сооружений эпохи, похожее на храм несуществующей религии. Здание — яркий образчик классических веяний в архитектуре, о чем говорят нам осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир.