Что построил наполеон в париже
Наполеон-урбанист
Чтобы Париж отвечал будущему статусу «столицы Европы», Наполеон решил перепланировать центральную часть города и соорудить триумфальные арки и другие монументы в честь Великой армии и ее блестящих побед. Он не слишком доверял архитекторам Старого режима, которые, по его словам, «разорили Людовика XIV, поскольку великий король не умел считать деньги». Как человек военный, Наполеон отдавал предпочтение технике, а не искусству, и потому привлек к работам инженеров, специалистов по сооружению мостов и дорог.
Строительными площадками в Париже руководили одновременно губернатор дворца Дюрок (его потом сменил генерал-интендант Дарю), молодые зодчие Персье и Фонтен, назначенные главными архитекторами императорских дворцов, Совет по гражданскому строительству во главе с министром внутренних дел (в него входили видные архитекторы Броньяр и Шальгрен), а также Комиссия общественных работ, которую возглавлял инженер Брюйер.
Явное подражание монументальным сооружениям Древнего Рима неизбежно подталкивало зрителя к сравнению императора Наполеона с каким-нибудь Цезарем или Александром, а расположение обеих арок на одной оси, соединяющей зимнюю резиденцию короля (Лувр) с летней (Версаль), выдавало претензию Наполеона на то, чтобы числиться в списке верховных правителей Франции, а в будущем – и всей Европы. Недаром честолюбивый корсиканец хотел связать себя семейными узами с австрийским или испанским домом.
Тем же неоклассическим духом веет от колоннад церкви Мадлен, Бурбонского дворца, Биржи, Национального собрания. Впрочем, Наполеон не забывал и о новейших технических достижениях. Они были использованы при сооружении моста Искусств (чугунные конструкции инженера Дийона) и крытого зернового рынка (металлический купол архитектора Беланже).
В актив Наполеона-градостроителя можно занести и создание им обширных пространств в черте города, будь то площади ( реконструкция площади Согласия) или широкие магистрали (те, что лучами отходят от Триумфальной арки). По приказу Наполеона в толще средневековой застройки была пробита ось запад-восток (рю де Риволи).
24 декабря 1800 г. шуаны организовали покушение на первого консула, когда его карета проезжала по рю Сент-Никез. От мощного взрыва погибли два прохожих, Бонапарт чудом остался жив. По его приказу срочно начался снос перенаселенных кварталов возле двора Каррузель, а на левом берегу проложена широкая авеню де дe л’Обсерватуар, соединившая парижскую Обсерваторию с Люксембургским садом.
Однажды Наполеон обратился к своему министру Шапталю с вопросом: «Что бы я мог еще сделать для дорогого моему сердцу Парижа, чтобы он стал красивее?» Министр ответил: » Напоите город водой».
Не все свои проекты Наполеон смог осуществить. Причиной тому была нехватка средств, вызванная войнами.
Война с Англией была при Наполеоне практически постоянной, и это, конечно, сдерживало масштабы и темпы модернизации столицы.
После падения Наполеона крупное строительство в Париже практически прекратилось. При вернувшихся Бурбонах и при Луи-Филиппе город словно застыл. И только с приходом к власти Наполеона III и назначением Жоржа-Эжена Оссмана префектом департамента Сена Париж снова стал гигантской строительной площадкой.
Современный французский историк Паскаль Сир так завершил свою работу о градостроительной деятельности Наполеона:
«Несмотря на все реализованные им проекты, приходится с горечью констатировать, что ни одна парижская улица, авеню или площадь не носит имя Наполеона. К двухсотлетию его эпопеи, умножившей славу Франции, эта несправедливость должна быть исправлена. Весьма прискорбно, что Рим, Любляна и Варшава имеют площадь Наполеона, в Америке в его честь названы семь городов, а Париж отказал в такой чести одному из величайших людей мировой истории».
1855 год: масштабная перестройка Парижа.
Приход к власти Наполеона III
Выбранный президентом Французской республики в 1848 году, Наполеон III провозгласил себя императором французов в 1852 году после совершенного им государственного переворота. Наполеон побывал в Лондоне — финансовой столице мира тех времён, — где промышленная революция произошла несколько раньше, в XVII веке, и который обладал системой канализации и большими общественными парками, сооружёнными после Великого лондонского пожара 1666 года. После этой поездки император задумал превратить французскую столицу в современный город, отвечающий быстрым темпам развития населения и промышленности. Сам Наполеон III интересовался архитектурой и его часто можно было застать работающим над чертежами новых улиц Парижа.
В планы императора входили не только улучшение транспортного сообщения, системы здравоохранения Парижа и улучшение жилищных условий низшего класса, но и повышение своего авторитета среди парижан. Помимо этого широкие, хорошо обозреваемые авеню облегчали проведение военных парадов и усложняли перекрытие улиц баррикадами в случае очередной революции.
Для осуществления задуманного проекта Наполеон III в 1853 году назначил префектом департамента Сена барона Жоржа Эжена Османа, известного своей последовательностью и строгостью. Министр внутренних дел герцог Персиньи, представивший Османа Наполеону, заведовал финансовыми делами проекта, с помощью братьев Перье. Инженер Жан-Шарль Альфан совместно с садовником Барийе-Дешаном занимались обустройством парков и садов. Также над проектом работали другие архитекторы: Габриэль Давью над театрами на площади Шатле, Теодор Баллю над зданием мэрии, Виктор Бальтар над крытыми рынками в квартале Ле-Аль и Жак Хитторф над строительством Северного вокзала.
На Северный вокзал во времена СССР приходил поезд Москва—Париж, который затем надолго отменили (с 2011 г. движение восстановлено, но по другому маршруту — через Минск, Варшаву, Берлин, Ганновер, Франкфурт, Страсбург, Нанси. Российский поезд №23 Москва—Париж теперь приходит на Восточный вокзал).
История
Для проектирования нового здания президент компании Chemin de Fer du Nord, Джеймс Майер де Ротшильд нанял архитектора Жака-Иньяса Хитторфа. Строительство продолжалось с мая 1861 года по декабрь 1865 года года, но станция была открыта недостроенной в 1864 году.
Фасад вокзала выполнен в форме триумфальной арки. Здание каменное, крыша поддерживается чугунными конструкциями. Поддерживающие колонны с внешней стороны вокзала были отлиты во Англии, так как на тот момент ни одна другая страна мира не располагала литейными цехами такого размера. Фасад украшен скульптурами, символизирующими города, в которые ходили поезда компании. Восемь больших статуй (Лондон, Вена, Брюссель, Варшава, Амстердам, Франкфурт, Берлин, Кёльн) относятся к международному сообщению, двенадцать меньших, расположенных на фасаде ниже (Аррас, Лан, Лилль, Бове, Валансьен, Кале, Руан, Амьен, Дуэ, Дюнкерк, Камбре, Сен-Кантен) относятся к внутреннему сообщению, это города северо-западной Франции.
Для обеспечения движения транспорта Осман проложил широкие проспекты сквозь существующие кварталы. На месте запутанных узких улочек возникла геометрическая сеть широких, прямых и светлых авеню и бульваров. Ширина бульваров доходила до 30 м, что было удивительно для парижан.
С 1854 по 1858 год Наполеон III обладал наибольшей властью, чем не преминул воспользоваться Осман для «расчищения» центральной части Парижа: часть узких переулков и тупиков исчезли с карты города. С севера на юг протянулась сквозь город практически прямая ось от Севастопольского бульвара до бульвара Сан-Мишель. Рядом с Шатле северо-южную линию пересекает одна из длиннейших улиц Парижа — улица Риволи, продлённая Османом до улицы Сен-Антуан. Также были построены бульвары в западном и восточном направлениях. Вдоль проспектов были высажены каштаны, подчёркивающие симметричность обновлённого города.
Барон Осман продолжил работу над Большими бульварами, созданными во время правления Людовика XIV. Он не только расширил их, но и построил несколько новых осей, как например, бульвар Ришар-Ленуар и бульвар Осман.
Площадь Звезды приняла при бароне Османе свой окончательный вид — от нее лучами расходятся 12 проспектов, названных в честь маршалов Франции или в честь побед, одержанных французскими войсками.
Для обеспечения движения транспорта Осман проложил широкие проспекты сквозь существующие кварталы. На месте запутанных узких улочек возникла геометрическая сеть широких, прямых и светлых авеню и бульваров. Ширина бульваров доходила до 30 м, что было удивительно для парижан.
В 1845 году было окончено строительство новой городской стены, названной Тьерской, поместившей внутрь многие припарижские коммуны, такие как Монмартр, Пасси, Берси. 1 января 1860 года эти коммуны были официально присоединены к Парижу, а из новых территорий и старых 12 округов были образованы новые 20 округов.
Остров Сите
Старейшая часть Парижа, остров Сите, была практически полностью перекроена Османом. Были снесены все постройки между королевским дворцом (ныне комплекс Консьержери и Дворца правосудия) и собором Парижской Богоматери, а на их месте сооружены здания префектуры полиции и коммерческого трибунала. Старое здание госпиталя Отель-Дьё, ранее располагавшееся частично на острове и частично на левом берегу, было снесено и заменено на более вместительное (площадью 3 га) несколькими метрами дальше. Между новыми зданиями были проложены три прямые улицы, переходящие в мосты, соединяющие остров с обоими берегами Парижа.
Парки и сады
Вдохновлённый красотой и многообразием лондонских парков, Наполеон III нанял Альфана для сооружения зелёных насаждений в Париже. На западной и восточной границах Парижа были созданы «лёгкие» города — соответственно Булонский и Венсенский лес. В черте города расположились парки Бют-Шомон, Монсо и Монсури. Также в каждом квартале были разбиты скверы, а вдоль авеню высажены деревья.
Сергей Нечаев
Париж Наполеона Бонапарта. Путеводитель
© ООО «Издательство «Этерна», оформление, 2014
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Предисловие
Всевозможных путеводителей по Парижу издано очень много, и все они, как правило, предлагают общую информацию по городу в целом, то есть ориентированы на людей, впервые оказавшихся во французской столице. А если вы уже были в Париже несколько раз и, например, традиционные Эйфелева башня с Елисейскими Полями вам уже не так интересны? А если нет желания мотаться по городу с очередной шумной и похожей на послушное пастуху стадо экскурсией «для чайников»? А если есть время и хочется чего-то особенного, не столь хорошо известного?
Тогда предлагаемый путеводитель – это то, в чем вы нуждаетесь. Путеводитель «Париж Наполеона Бонапарта» поможет вам погулять по городу самостоятельно и, даже не зная французского языка, узнать много интересного, в том числе и про хорошо известные объекты типа Лувра или Триумфальной арки на площади Шарля де Голля.
Париж – это великий город, а Наполеон Бонапарт – это великий персонаж истории, причем не только французской. Наполеон впервые приехал в Париж, перейдя из Бриеннской в Парижскую военную школу, в октябре 1779 года, а в последний раз он находился в столице весной 1815 года. Поэтому можно сказать, что с некоторыми (порой весьма длительными) перерывами он жил в Париже более тридцати пяти лет своей потрясающе насыщенной событиями жизни.
Естественно, в современном Париже сохранилось немало мест, так или иначе связанных с жизнью Наполеона, а также его ближайших родственников и сподвижников (например, сохранившиеся здания, памятники, гробницы и т. д.). Немало мест не имеют прямого отношения к Наполеону, но носят имена, связанные с его историей (например, знаменитые «маршальские» бульвары, мосты и т. д.). В целом можно утверждать, что Париж – это своеобразный музей наполеоновской эпохи под открытым небом, для осмотра которого явно не хватит одного-двух дней свободного времени.
Перед автором данного путеводителя стояла проблема: как систематизировать огромный массив информации о Париже Наполеона Бонапарта, как сделать его компактным и более доступным для восприятия. Хронологический подход, то есть описание парижских памятников, зданий и улиц в том порядке, в каком они появлялись в жизни Наполеона, был сразу же отброшен. Париж – огромный город (его общая площадь составляет более ста квадратных километров), и трудно себе представить человека, который будет передвигаться из одного его конца в другой, следуя перемещениям главного героя этого путеводителя. Более логичным автору показался так называемый географический подход, то есть группировка по территориальному принципу. В самом деле, человеку, оказавшемуся в Париже, гораздо удобнее будет знакомиться с «наполеоновскими достопримечательностями» французской столицы, находящимися поблизости от того места, где находится он сам. Париж, как известно, административно делится на 20 муниципальных округов. Эти округа пронумерованы от центра города к периферии по спирали, и в плане это напоминает улитку, закрученную по часовой стрелке. Исторический центр города составляют округа с 1-го по 8-й, а округа с 12-го по 20-й имеют выход на границы города.
Таким образом, информация в настоящем путеводителе сгруппирована по округам. Это удобно еще и потому, что центральные округа относительно невелики по площади, но зато в них велика концентрация «наполеоновских достопримечательностей».
Некоторые объекты находятся на границах округов, и их привязка к тому или иному округу дается лишь условно, но это не имеет принципиального значения. Действительно, человеку, у которого, например, появилось желание посмотреть Триумфальную арку, совершенно не важно то, что авеню Фридланд находится в 8-м округе, а авеню Клебер – в 16-м. Все равно эти великолепные проспекты, названия которых имеют самое прямое отношение к наполеоновской истории, выходят на площадь Шарля де Голля, на которой стоит Триумфальная арка.
Итак, добро пожаловать в конец XVIII – начало XIX века, добро пожаловать в Париж Наполеона Бонапарта.
1-й округ Парижа
В Тюильри еще надо удержаться
Лувр (Louvre) – это не только всемирно известный музей, который ежегодно посещают более семи миллионов человек, но и место в Париже, неразрывно связанное с именем Наполеона.
Первоначально Лувр был крепостью, построенной в конце XII века по приказу короля Филиппа II Августа для защиты подступов к острову Сите, где тогда находился центр Парижа. Король Карл V сделал Лувр своей резиденцией. В XVI веке при короле Франциске I средневековые башни были снесены, и Лувр начал приобретать вид дворцового комплекса, частью которого стал дворец Тюильри.
Дворец Тюильри (Tuileries) первоначально строился архитектором Филибером Делормом. Новый дворец возник к западу от королевского дворца, и задумывался он как резиденция для королевы Екатерины Медичи – матери короля Карла IX. Он сооружался на месте старинных черепичных мастерских, располагавшихся на левом берегу Сены (отсюда и название – от французского слова «tuileries», которое переводится как «черепичные заводы»). Впоследствии дворец неоднократно перестраивался, а в 60-е годы XVII века перед ним под руководством Андре Ленотра, сына главного садовника при короле Людовике XIII, был разбит огромный сад. Но так уж получилось, что в 1674 году король Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль, находящийся в двадцати с лишним километрах от Парижа. В результате работы в Лувре были приостановлены, и многие помещения так и остались недостроенными. В середине XVIII века даже шла речь о сносе Лувра…
В 1789 году король Людовик XVI, вынужденный покинуть Версаль, вновь перенес королевскую резиденцию в Тюильри, но восставший народ захватил дворец и низверг монархию. В 1792–1795 годах в Тюильри уже заседали члены революционного Конвента.
Когда Наполеон в 1792 году приехал в Париж, он стал свидетелем бурных революционных событий того лета. Его отношение к свержению монархии было вполне определенным. Видя бессилие Людовика XVI, он воскликнул:
– Как можно было впустить этих каналий! Надо было смести их пушками!
Стоя тогда в толпе и глядя на штурм Тюильри, Наполеон не мог и подумать, что французский трон очищается именно для него. Аналогичным образом и стоявшие вокруг него люди, восторженными криками приветствовавшие рождение республики, не могли и предположить, что этот маленький худой офицерик в поношенном мундире очень скоро задушит эту самую республику и станет самодержавным императором.
А потом был государственный переворот 9–10 ноября 1799 года (18–19 брюмера VIII года), в результате которого Наполеон стал одним из трех консулов и обосновался во дворце Тюильри.
Историк Адольф Тьер по этому поводу пишет:
«Дворец Тюильри был зарезервирован за тремя консулами; Люксембургский дворец отдали под Сенат, Пале-Бурбон – под Законодательный корпус, а Пале-Рояль – под Трибунат. Чтобы сделать Тюильри пригодным для проживания, было выделено несколько сотен тысяч франков; а до окончания работ консулы жили в Малом Люксембургском дворце».
Вместе с Наполеоном в Тюильри собирался разместиться и третий консул Шарль-Франсуа Лебрен. Что касается второго консула Жана-Жака Режи де Камбасереса, то он отказался занимать место в бывшем королевском дворце.
Адольф Тьер отмечает интересный факт:
«Этот удивительно осторожный человек, возможно единственный в то время, кто не дал увлечь себя никаким иллюзиям, сказал своему коллеге Лебрену: “Селиться в Тюильри – это ошибка; это нам не подходит, и я туда не поеду. Генерал Бонапарт скоро захочет остаться там один, и нам надо будет думать, как оттуда выбраться. Уж лучше вообще туда не входить”. И он поселился в красивом доме на площади Каррузель, который он сохранял за собой все время, пока Наполеон сохранял свою империю».
Фрагмент картины Ж. Дюплесси-Берто «Штурм дворца Тюильри 10 августа 1792 года»
Дальновидный Камбасерес оказался прав: прошло совсем немного времени, и Наполеон стал единоличным пожизненным консулом, а потом был провозглашен императором французов. Какие-либо соседи во дворце ему были не нужны.
А пока же в качестве первого консула он без раздумий переехал во дворец Тюильри.
Чувства, переполнявшие при этом Наполеона, его хорошая знакомая Лора д’Абрантес описывает так:
«Я вспоминаю энтузиазм, царивший в Париже в тот день, когда он переезжал из Люксембургского дворца в Тюильри… Это обстоятельство имело для Бонапарта огромное значение… Тюильри. Эта королевская резиденция! Жилище Людовика XVI… этого несчастного короля, но такого доброго, такого прекрасного. Он даже плакал в день его смерти… Да, это событие для Наполеона было очень важно… Когда 30 плювиоза [1] он проснулся, его первыми словами были: “Сегодня мы будем спать в Тюильри!”…А потом, обнимая Жозефину, он радостно все повторял и повторял эти слова».
Говорят, что, войдя в свой новый кабинет, он хлопнул своего друга и секретаря Бурьенна по плечу и воскликнул:
– Попасть в Тюильри – это еще не все. Надо удержаться здесь! Обойдя новые апартаменты, он увидел множество изображений республиканских фригийских колпаков. Это вызвало его недовольство, и он приказал:
– Замажьте все это. Я не желаю глядеть на эту мерзость! Торжественный переезд первого консула и его семьи в Тюильри состоялся 19 февраля 1800 года (30 плювиоза VIII года). С этих пор дворец бессменно являлся основной резиденцией Наполеона. В этом дворце в 1810 году он женился на Марии-Луизе, там же годом позже у них родился сын.
Историк Фредерик Массон пишет:
«С флореаля XII года [2] по апрель 1814 года Тюильри служил официальной резиденцией императора приблизительно по три месяца в году. Это не значит, впрочем, что в эти месяцы он жил там безвыездно или ночевал каждую ночь. Наполеон не любил сидеть на одном месте».
В Тюильри, как и в других императорских резиденциях, часть дворца, которую занимал Наполеон, делилась на три рода помещений: на парадные, на внутренние покои императора и внутренние покои императрицы. Парадные помещения предназначались для пиршеств, торжественных церемоний и больших приемов. Ими редко пользовались. В так называемой Маршальской зале проводились концерты. Маршальская зала вела в Тронную залу, а та – в парадный кабинет императора. Оттуда шел ход в галерею Дианы, и здесь парадные помещения заканчивались.
За галереей Дианы находились покои императора. Они в свою очередь делились на почетные и внутренние (почетные состояли из залы Телохранителей, где постоянно дежурили пажи и один из капралов гвардии, и двух салонов; внутренние – из рабочего кабинета императора, передней, ванной, спальни, уборной и гардеробной).
Над этими покоями находились в виде антресоли другие, состоявшие из передней, рабочего кабинета, двух салонов, спальни, будуара и гардеробной. Они нередко назывались секретными, так как вход в них был только через внутренние покои.
Фредерик Массон с удивлением отмечает:
«Охрана не усиливалась и по ночам. Надо заметить, что в то время дворец отделялся от публичного сада одной террасой, очень не широкой и поднятой не более как на три-четыре ступени. Злонамеренный человек легко мог, в случае оплошности часового, влезть на стену и забраться в покои… Однако, несмотря на легкий доступ в Тюильри, ни в одном из заговоров, составлявшихся против Наполеона, не предполагалось произвести на него покушение в этом дворце, так как все были уверены в силе его охраны. Из сказанного видно, насколько ошибочно было это убеждение».
Отметим, что ныне дворец Тюильри не существует, большая его часть сгорела в 1871 году во время боев парижских коммунаров с версальцами и теперь на месте дворца находится сад – один из лучших в Париже.
Фрагмент картины И. Белланже «Парад наполеоновских войск у дворца Тюильри. 1810 год»
Историк Жорж Ленотр по этому поводу с сожалением замечает:
«Тюильри больше не существует, память о его внутреннем расположении исчезает с каждым днем, и, как бы ни казалось невероятным подобное утверждение, нигде нет подробных планов дворца».
Все самое ценное – в Лувр
Итак, Наполеон не только поселился в Тюильри, но и продолжил строительные работы в Лувре.
Крупнейшие архитекторы той эпохи Шарль Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен, работавшие вместе и вошедшие в число основоположников стиля ампир, значительно расширили площадь Лувра за счет новых пристроек.
Впервые Наполеон принял архитекторов в 1799 году, и тогда он доверил им переделку Мальмезонского дворца для своей жены Жозефины. С той поры им доставались многие самые престижные заказы; Фонтен к тому же с 1801 года занимал должность правительственного архитектора. Среди их произведений наиболее известна Триумфальная арка на площади Каррузель. Они также заново оформили Елисейский дворец, загородные дворцы в Сен-Клу, Фонтенбло и Компьене. Все эти декоративные ансамбли должны были придать наполеоновскому правлению антично-римское величие.
Кроме того, Наполеон значительно пополнил коллекцию картин Лувра.
К 1793 году в Лувре насчитывалось 500 картин и 155 других художественных предметов, большая часть из них происходила из королевских коллекций. Располагались они в основном в Большой галерее. Затем, уже в период Директории, было провозглашено, что Франция имеет суверенное право на произведения искусства из других стран, чтобы украшать «царство свободы». Первая партия захваченных французской армией художественных памятников поступила из Нидерландов в 1794 году. В 1796 году, после оккупации Италии французскими войсками под руководством Наполеона, из этой страны было вывезено все самое ценное из знаменитых коллекций Ватикана, виллы Боргезе, а также богатейших собраний Флоренции, Венеции и других городов. В Лувре тогда находились Аполлон Бельведерский, Лаокоон и прочие шедевры. Кроме того, во Францию шли многочисленные обозы с произведениями искусства из различных государств на территории Германии, из Австрии и других стран Европы, в которые под звуки «Марсельезы» входила французская армия.
Фрагмент работы Л.-Ш. О. Кудэ «Наполеон в Лувре в сопровождении архитекторов Персье и Фонтена»
В экспедиции Наполеона в Египет и Сирию приняли участие десятки археологов и ученых. Так, во Францию была отправлена большая партия памятников Древнего Египта, ставшая основой для образования нового отдела Лувра.
Лувр при Наполеоне был объявлен центральным художественным музеем Европы, он стал символом мирового господства и мощи его империи. Директором Лувра был назначен барон Доминик Виван-Денон, участвовавший в военных походах Наполеона. Он очень энергично проводил политику расширения коллекций. При нем собрание Лувра было впервые систематизировано по географическому и хронологическому принципу. Для того чтобы восполнить пробелы собрания музея, в 1811 он отправился в Италию и приобрел произведения Джотто, а также картины итальянских художников XV века. Это был один из первых примеров систематического пополнения коллекции в истории музейного дела.
Бюст Наполеона из коллекции Лувра. Севрская мануфактура, по модели А.-Д. Шодэ
Вряд ли Наполеон сам хорошо разбирался в искусстве, но, когда в Лувр привезли знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи, он был так восхищен ее таинственной улыбкой, что повесил картину у себя в опочивальне.
После падения империи Наполеона многие вывезенные им из других стран коллекции были возвращены, однако далеко не все. Так, например, почти половина захваченных в Италии картин так и осталась в Лувре.
«Адская машина». Покушение на улице Сен-Никез
Огромный интерес для увлеченных судьбою Наполеона представляет парижская улочка Сен-Никез (rue Saint-Nicaise), ибо здесь, на этой улочке, жизнь будущего императора могла оборваться, так толком и не начавшись.
В тот день, 24 декабря 1800 года, Наполеон (тогда он уже был первым консулом) вместе со своей женой Жозефиной собирался в Оперу, находившуюся тогда в том месте, где ныне расположена площадь Лувуа (place Louvois). Из дворца Тюильри, где жил первый консул, к Опере вела прямая улица Ришелье (rue de Richelieu), а чтобы попасть на улицу Ришелье, необходимо было проехать по ничем не приметной улочке Сен-Никез.
Наполеон всегда любил или делал вид, что любит оперу. Во всяком случае, он часто посещал представления, стараясь не пропускать ни одной премьеры. Вот и в этот вечер он договорился с Жозефиной, что они пойдут на спектакль, причем пойдут всей семьей, то есть вместе с ее детьми от первого брака Эженом и Гортензией.
В тот вечер должно было состояться первое исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира». В представлении должны были принять участие более двухсот первоклассных оркестрантов и лучших певцов, что обещало невиданный успех. За билеты брали двойную цену, но их все равно буквально рвали из рук.
Прекрасно зная, что жена обожает слишком долго готовиться к выходам в свет, Наполеон попросил Жозефину не заставлять себя ждать – все-таки у первого консула свободного времени было не так много. Все нужно было сделать заранее. Короче говоря, она должна была быть готова к семи тридцати вечера.
Как обычно, Жозефина копалась слишком долго и к назначенному сроку готова не была. В результате две консульские кареты на достаточно большом расстоянии друг от друга понеслись к зданию Оперы, когда уже было почти восемь часов. Когда они вылетели на узкую улочку Сен-Никез, вдруг раздался страшный грохот. Затем послышались крики, стоны, ржание лошадей. В густом дыму ничего нельзя было разглядеть…
Покушение на Наполеона на улице Сен-Никез. Литография XIX века
В следовавшей в нескольких десятках метров позади карете Жозефины от взрыва разлетелись стекла.
Камердинер Наполеона Констан Вери в своих «Мемуарах» пишет:
«Госпожа Бонапарт совсем не пострадала, но она испытала сильнейший испуг. Гортензия была легко ранена в лицо осколком оконного стекла, а госпожа Каролина Мюрат, бывшая на последних месяцах беременности, так напугана, что пришлось ее везти обратно в Тюильри».
– Это против Бонапарта! – закричала Жозефина.
Чтобы успокоить парализованных страхом женщин, Дюрок выскочил из кареты, а потом объявил, что произошел несчастный случай в одной из оружейных мастерских на улице Ришелье, но первый консул и сопровождавшие его не пострадали.
На самом деле это был вовсе не несчастный случай. Все пространство между двумя каретами было залито кровью и завалено телами убитых и раненых. О силе взрыва – а это явно был результат действия «адской машины» – красноречиво свидетельствовало и то, что, как потом выяснилось, было повреждено более сорока расположенных вблизи домов.
Все тот же камердинер Констан Вери вспоминает:
«Все оконные стекла в Тюильри были разбиты, и многие соседние дома разрушены. Сильно пострадали все дома на улице Сен-Никез и даже дома на улицах, примыкавших к ней».
Также выяснилось, что при взрыве погибло двадцать два человека (двенадцать охранников из консульской гвардии и десять случайных прохожих) и было ранено еще около шестидесяти. Карета Наполеона оказалась наполовину разбита. Сам он лишь чудом не был убит или жестоко искалечен.
Жермена де Сталь пишет:
«Вечером я беседовала с друзьями; внезапно раздался страшный шум, однако мы решили, что это стреляют на учениях, и спокойно продолжили разговор. Несколько часов спустя мы узнали, что на первого консула было совершено покушение и он едва не погиб от взрыва на пути в Оперу».
Ланн и Бессьер настаивали на том, чтобы возвратиться во дворец Тюильри.
– Нет, – твердо сказал Наполеон, – мы едем в Оперу!
Наполеон вошел в свою ложу с виду совершенно спокойный, так что публика в театре только через некоторое время узнала о происшедшем. Когда же в зале прошел слух о взрыве, публика устроила Наполеону бурную овацию. Тот сдержанно поклонился. Лицо его было бледным, а губы чуть заметно дрожали.
Но он недолго демонстрировал спокойствие. Показав перед публикой в течение нескольких минут, что никакая опасность не способна сбить его с намеченного пути, Наполеон поспешил в Тюильри, где уже собрались все значительные лица той эпохи, чтобы узнать, что случилось и чем все это кончится.
Стефан Цвейг по этому поводу пишет:
«С равнодушным, непроницаемым видом внемлет он нежным мелодиям старика Гайдна и с притворным спокойствием благодарит за шумные приветствия, в то время как сидящая рядом с ним Жозефина дрожит от нервного потрясения и не может скрыть слез. Но то, что это хладнокровие было лишь искусно разыгранной комедией, почувствовали все министры и государственные советники, как только он вернулся из Оперы в Тюильри».
Едва войдя в комнату, где находились собравшиеся, Наполеон расслабился и отдался на волю всей горячности своего характера. Громким голосом он закричал:
Позже, немного успокоившись, он сказал жене:
– Тебе, дорогая, здорово повезло. Они метили в меня, но вполне могли попасть в тебя.
Жозефина и Гортензия рыдали.
– Разве это жизнь? – воскликнула сквозь слезы мадам Бонапарт. – На сей раз твоим врагам не повезло, но в следующий раз счастье может им улыбнуться. Теперь только и будешь делать, что постоянно бояться убийц.
– Надо будет устроить головомойку министру полиции Фуше, – подумав, сказал Наполеон.
На твоем месте я не имела бы дел с этим человеком. Я его боюсь.
– Что ты хочешь? Могу ли я сейчас обойтись без него? Он такой ловкач: я из этого всегда смогу извлечь выгоду… И потом, будь спокойна, моя дорогая, это дело позволит мне пойти дальше. Они еще не знают…
И действительно, через четыре года Наполеон уже был императором французов.
Начавшееся немедленно следствие на первых порах ничего не выяснило, и никто не был арестован на месте взрыва. Наполеон, как мы уже знаем, был убежден, что и на этот раз покушение было организовано якобинцами.
Историки Эрнест Лависс и Альфред Рамбо пишут:
«Он приписал это преступление якобинцам, то есть тем республиканцам, которые остались верны республике. Прошло то время, когда он распинался перед ними, добиваясь их расположения, чтобы обеспечить успех плебисцита. Он ненавидел и боялся их больше какой-либо другой партии. Крики “вне закона”, которыми они его преследовали в день 19 брюмера, все еще звучали в его ушах. Он поспешил воспользоваться удобным случаем, чтобы избавиться от некоторых из них и запугать остальных».
Министру полиции Фуше он так и объявил: он уверен, что «адская машина» была подложена якобинцами. Намеки Фуше, что, возможно, заговор был другого происхождения, встретили лишь насмешку: конечно, бывший член Конвента, бывший «левый» якобинец теперь стремится выгородить своих прежних единомышленников.
– Это дело рук якобинцев! Только они одни желают моей смерти! Это же бандиты, среди них нет ни одного благородного человека.
Фуше молчал, и это все больше раздражало Наполеона.
– Вы, Фуше, наверное, чем-то слишком сильно заняты, раз не обращаете достаточно внимания на якобинцев.
Фуше спокойно возразил, что еще не выяснено, подготовлено ли это покушение якобинцами; он лично убежден, что в этом деле играют главную роль роялистские заговорщики и английские деньги. Но спокойный тон возражений Фуше еще сильнее озлобил первого консула:
Фуше не отступался от своих выводов:
– Это дело явно проплачено Лондоном, а англичане не стали бы платить деньги якобинцам. И вообще, какое отношение к взрыву имеют якобинцы? Разве это доказано?
– Фуше, я не нуждаюсь в ваших доводах. Мне нужна массовая депортация, чтобы очистить Францию от этих негодяев…
Фуше не мог прийти в себя от изумления.
– И вообще, вы надоели мне, Фуше, – продолжал кричать Наполеон. – Мне нужна полиция, а не юстиция!
Фуше осмелился еще раз высказать свои сомнения. Тут вспыльчивый корсиканец готов уже был наброситься на министра, но Жозефине пришлось вмешаться и взять супруга за руку. Наполеон, пытаясь вырваться, принялся перечислять все убийства и преступления якобинцев. Но чем больше горячился Первый консул, тем упорнее молчал Фуше. Ни один мускул не дрогнул на его непроницаемом лице, пока сыпались обвинения, пока братья Наполеона и придворные насмешливо перемигивались, глядя на министра полиции. С ледяным спокойствием он отверг все подозрения и невозмутимо покинул Тюильри.
Противница Наполеона Жермена де Сталь вспоминает:
«Список этих якобинцев составлялся самым беззаконным образом; государственные советники вписывали в него одни имена и вычеркивали другие, а сенаторы эти решения утверждали. Тех, кто не одобрял способ, каким был составлен этот список, убеждали, что в него вошли исключительно злодеи, повинные в страшных преступлениях».
Ей вторит секретарь Наполеона Бурьенн:
«Я с ужасом наблюдал, как первый консул устремляется по дороге произвола. Но кто мог перечить его воле?»