Что построили армяне в тбилиси

Угроза исчезновения культурно- религиозного многообразия Тбилиси

Георгий Векуа

Армяне атакуют Голливуд

Почему замалчивается факт армянского присутствия в Византии

«Лорд», «Фома», «Капиталист» и другие армянские джазмены Баку

Герман Стерлигов: Я буду жить на два хозяйства – в России и в Карабахе

Угроза исчезновения культурно- религиозного многообразия Тбилиси

Принять христианство, одновременно исповедуя ислам, невозможно

В Дагестане восстанавливают храм Святого Григориса

Гайк Казазян: Главное в исполнительстве – индивидуальность

Картина испанского художника подарена церкви Сурб Саргис в Сочи

Оценка политических рисков в регионе Южного Кавказа

Тбилиси, основанный, по грузинской легенде, в V веке н.э., за всю свою многовековую историю оставался городом с неоднородным в культурном и религиозном плане населением. И эта неоднородность придавала Тбилиси тот особый колорит и своеобразие, которое дошло почти до наших дней.

Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилисиВместе с другими этносами и религиозными группами в Тбилиси проживали и армяне. Исторически так случилось, что армянская община Тбилиси на протяжении веков была и остается одной из крупнейших в городе и играла значительную роль в его жизни. Конечно, это не случайно, так как Армения и Грузия являются соседями, а исторические катаклизмы часто вынуждали жителей Армении переселяться в другие края.

Одна из древнейших армянских колоний в Грузии находилась в Тбилиси. В 631 году в городе была основана церковь Сурб Геворг (Святого Георгия) на месте, которое впоследствии получило название «Мейдан» (площадь). К этому времени небольшие армянские общины существовали и в других населенных пунктах Грузии. Например, по данным историка X века Ухтанеса, в Цуртави существовала армянская колония.

После вторжения арабских войск халифата и завоевания ими Закавказья в середине VII века в регионе также происходили массовые переселения людей. Историк Гевонд описывает переселение части армянского населения в Грузию, в частности в район Западной Грузии, которая тогда находилась под властью Византии. Тот же историк сообщает еще об одном крупном переселении армян в соседнюю страну в 774 г., когда некоторые жители Армении во главе с Артаваздом Мамиконяном восстали против власти халифата и были вынуждены бежать в Грузию. В следующем 775 году опять произошло восстание в Багреванде (Армения), и часть армянских восставших также переселилась в Грузию после поражения в борьбе с превосходящими силами арабов.

Известный арабский историк Табари сообщает сведения о ситуации в Тбилиси и о борьбе жителей города, в том числе грузин и армян, против войск арабского халифата. Как известно, в 851-853 гг. в Закавказье происходили выступления за освобождение от власти халифата. В ответ на это халиф Мутавакиль направил военачальника Бугу для подавления восстаний в Грузии и Армении. После победы над восставшими в Армении Буга направился в Грузию и осадил город Тбилиси. Из сведений Табари видно, что в рядах защитников города были и армянские воины, выходцы из Западной Армении. «Этот город (Тбилиси) построил царь Ануширван, а Исхак укрепил, вырыл огромный ров вокруг него, а внутри города поставил войска хутинцев и иных воинов» (Собрал и перевел Б. Халатянц, Вена, 1919, стр. 100).

Средние века Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилиси

После падения царства армянских Багратидов поток армянских переселенцев в Грузию усилился. Появились армянские колонии в Дманиси, Самшвилде, увеличилось армянское население Тбилиси. К 70-м годам XII века в Грузии уже жило столько армянских беженцев, что возникла необходимость в основании епархии для приверженцев Армянской Апостольской Церкви. Центром главы епархии стал город Тбилиси. В летописях сохранились даже упоминания некоторых глав этой епархии, например епископа Барсега, который участвовал в церковном съезде как делегат города Тбилиси (М. Чамчян, История Армении, III, стр. 132).

В Средние века, несмотря на тяжелые условия во время вторжений монголов, тюркских, кызылбашских племен, Османской и Иранской империй, армянское население Тбилиси продолжало увеличиваться, и строились церкви. Например, в записях знаменитого путешественника Марко Поло о Тбилиси говорится следующее: «В этой стране (т.е. в Грузии. – Авт.) есть один замечательный город Тбилиси, окруженный предместьями и многочисленными крепостями. Жители – христиане: армяне и грузины, есть и саракиносцы и малочисленные евреи» (Путешествие Марко Поло, перевод И. Минаева, СПб, 1873, стр. 30). В XVIII в. французский ботаник и путешественник Турнефор в Тбилиси насчитывает 20 тысяч жителей, из которых 12 тысяч были армяне (М. Полиектов и Г. Натадзе. Старый Тифлис в известиях современников. Тбилиси, 1929, стр. 30).

Присоединение Закавказья к Российской империи позволило получить более точные сведения об этноконфессиональном составе Тбилиси (Тифлиса). По данным 1864-1865 гг., армяне составляли 47,2% населения города, являясь крупнейшей группой. Такая же ситуация выявилась по итогам первой всеобщей переписи населения в Российской империи, которая была проведена в 1897 году: тогда армяне составили 31,8% населения (русские – 28,1%, грузины – 26,4%, а прочие национальные группы – 13,7%). Как видим, национальный (а также конфессиональный) состав населения показывает достаточно большое разнообразие.

Советский и постсоветский периоды Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилиси

Кажется удивительным, но в советский период этнический состав населения Тбилиси становился все более однородным, хотя интернационализм был официальной идеологией Советского Союза. Особенно это стало заметно с 50-х годов: начиная с этого времени, стабильно и постоянно возрастает численность грузинского населения (происходит массовый приток сельских жителей в город), а численность других этнических групп растет медленно либо показывает стагнацию или даже падает. В результате сокращается их процентная доля. Например, если в 1926 году армяне составляли 34% населения, к 1989 году эта цифра упала ниже 15%. То же самое касается практически всех других национальных меньшинств, проживающих в Тбилиси.

После распада Советского Союза и последовавшего хаоса, разгула национализма, гражданской войны и экономического кризиса произошло фактическое обрушение многонациональной структуры населения Тбилиси. Большинство русских, осетин, греков, езидов и др. покинули Грузию и переселились в другие страны. Численность армянской общины также резко сократилась: к 2002 году процентная доля уменьшилась до 7,6%. Одновременно доля грузинского населения увеличилась до 84,2%.

Этот процесс продолжается, хотя не такими быстрыми темпами. Появились и новые тенденции – резко увеличилась эмиграция самого грузинского населения, притом что нарастает поток из сел в столицу страны. В результате деревни лишаются жителей, а в Тбилиси увеличивается масса вчерашнего сельского населения, которое в значительной степени чуждо городской культуре, этническому и конфессиональному разнообразию.

Город уже с трудом может «переварить» этих жителей, потому что их удельный вес резко повысился за последние годы и десятилетия, а доля жителей, которые были носителями городской культуры, уменьшается.

Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилиси

Богатая история и неясные перспективы

Правда, в Тбилиси появились «новые мигранты»: жители некоторых арабских и африканских стран, в основном студенты, беженцы из зон военных конфликтов, мелкие бизнесмены. Однако они пока не стали органической частью городского социума. Значительная часть местного населения агрессивно настроена к приезжим. Учитывая эти настроения, правительство Грузии в 2014 году ужесточило визовую политику страны, в результате число иностранцев, проживающих в Тбилиси, резко уменьшилось.

Неудивительно, что эта категория людей воспринимается маргиналами и чужаками в современном Тбилиси, если даже этнические и конфессиональные общины, жившие здесь веками, все больше изолируются от основного населения либо вынуждены полностью ассимилироваться. Это касается и армянской общины, которая по-прежнему сокращается в численном отношении.Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилиси

Значительная часть молодежи не видит своей перспективы в столице Грузии и намеревается уезжать. 15-летняя Ариадна Манусаджева, которая в свободное время поет в хоре церкви Св. Эчмиадзина, говорит, что после окончания школы собирается продолжить учебу в Москве или Ереване, так как считает, что уровень среднего или высшего образования в этих странах выше, чем в Грузии. Постоянное сокращение среднего образования в Тбилиси на русском языке и языках национальных меньшинств (в том числе армянском) остается еще одной проблемой.

Положение армянской общины могло бы облегчить оживление их церковной и религиозной жизни в Тбилиси. Однако здесь наблюдаются еще большие проблемы, чем в других сферах. Вопрос возвращения церквей тбилисской епархии ААЦ обсуждается уже давно, но практически не трогается с места. Грузинские власти, руководство ГПЦ и большая часть общественности почему-то враждебно воспринимают идею передачи армянских церквей местной общине. В результате определенное количество древних церквей не используется, приходит в упадок и разрушается. Хотя совсем недавно наконец было принято решение начать реставрационные работы в некоторых зданиях до решения вопроса об их принадлежности.

На данный момент в Тбилиси действуют всего две армянские церкви, из них одна – Сурб Геворг на Мейдане – сейчас ремонтируется. Местная община и руководство епархии просят возвратить им пять древних церквей, которые были конфискованы в годы советской власти: Сурб Норашен Аствацацин, Сурб Ншан, Мугнецоц Сурб Геворг, Ереванцоц Сурб Минас, Шамхорецоц Кармир Аветаран.

Возвращение некоторых церквей Тбилиси армянской общине могло бы позитивным образом сказаться на самочувствии этой общины и замедлить процесс ее размывания и маргинализации в обществе.

Источник

Вклад армян в грузинскую историю

Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилисиАрмяне у истоков грузинской промышленности, культуры, дипломатии и истории в целом.

Армяне-основатели первых в Тифлисе (Тбилиси) промышленных предприятий.

• мыловаренного завода — К. АЛИХАНОВ и И. ТАИРОВ.

• бумагопрядильной фабрики — Г. МИРЗОЕВ. • табачной фабрики — А. ЭНФИАНДЖИАНЦ и Н. БОЗАРДЖЯНЦ.

• кожевенного завода — Г. АДЕЛЬХАНОВ (есть версия, что он и есть биологический отец Сталина).

• Первый директор Тбилисского авиационного завода — С.М. АГАДЖАНОВ.

• Один из создателей Тбилисского метрополитена, главный инженер проекта — В.К. ДАНДУРОВ.

• Один из создателей первого электровоза в Грузии, главный конструктор — Э. АМИРАГОВ.

• Один из основных создателей знаменитой чаеуборочной машины «Сакартвело» и всех ее последующих модификаций — Г. О. ОГАНЕЗОВ.

• Организатор строительства первой Тбилисской телевизионной вышки и Руставского металлургического завода — Н.П. ЯВРИЯН.

• Основоположник чугунного производства в Грузии — И.Н. МИРЗОЕВ.

• Один из основоположников грузинской гидроэнергетики, пионер электрификации Грузии — И.Н. МЕЛИК-ПАШАЕВ.

• Основоположник грузинской сейсмологии, создатель научной школы грузинских сейсмологов, первый доктор технических наук в Грузии — К.С. ЗАВРИЕВ.

• Основоположник грузинской теоретической физики, создатель научной школы грузинских физиков ядерщиков — В.О. МАМАСАХЛИСОВ.

• Один из организаторов советского здравоохранения в Грузии — И.С. ФРАНГУЛЯН.

• Один из организаторов советского здравоохранения в Грузии — Д.А. ХУТУЛАШВИЛИ (ТЕР-ПЕТРОСЯН).

• Организатор службы скорой помощи в Тбилиси — О. А. ТЕР-ГРИГОРЯН.

• Первый в республике доктор медицинских наук по микрохирургии — И.И. КУЗАНОВ.

• Один из организаторов Грузинского научного общества отоларингологов — А.Н. ОНАНОВ.

• Составитель первой грамматики грузинского языка — З. ШАНШОВАНИ (ШАНШОЯН).

• Один из организаторов советского просвещения в Грузии — С.И. ШАВЕРДОВА.

• Организаторы первого народного детского сада в Тбилиси — С. БАБОЯН и Г. ИОНИСЯН.

• Основатель первого общеобразовательного среднего учебного заведения в Тбилиси — Н. АШТАРАКЕЦИ.

• Один из основателей первой музыкальной школы в Тбилиси — К.М. АЛИХАНОВ.

• Один из организаторов пяти народных музыкальных школ Тбилиси — Б. АМИРДЖАН.

• Основатель первой детской библиотеки Тбилиси, одна из первых переводчиков грузинской классической литературы на русский язык — С.В. АМИРАДЖЕБИ (АРГУТИНСКАЯ-ДОЛГОРУКОВА (Аргутян-Еркарабазукян)).

• Один из первых исследователей памятников грузинского искусства, автор первого систематического очерка грузинского искусства — И.А. ОРБЕЛИ.

• Автор первой работы о грузинской профессиональной музыке — В.Д. КОРГАНОВ.

• Первый в Грузии композитор, создавший произведения крупной формы для кларнета-соло (концерты в сопровождении симфонического оркестра) — Ш. ДАВИДОВ.

• Один из основоположников камерного вокального образования и исполнительства в Грузии, первая исполнительница многих грузинских камерных сочинений — М.К. КАМОЕВА.

• Основатель и первый руководитель Грузинской филармонии, один из организаторов грузинской эстрады — Т.А. ТАРУМОВ.

• Основатель Государственного ансамбля народных инструментов Грузии — Л. КАРАХАН.

• Основатель первого в Грузии ансамбля дудукистов — Х. ТАЛГАУГОВ.

• Основатель первого в Грузии детского вокально-инструментального ансамбля «Мзиури» — Рафаэл КАЗАРЯН.

• Роберт Бардзимашвили (1934 г., Тифлис — 2003 г., Тифлис) — основатель и художественный руководитель легендарного грузинского ансамбля «Орэра» (1958 по 1975 гг.), заслуженный артист Грузинской ССР, народный артист Грузии.

В 1975 году организовал «ВИА-75» — группу, тяготевшую к стилям фьюжн и хард-рок. В постсоветские годы Р. Бардзимашвили руководил Тбилисской оперой, а позже работал руководителем детской музыкальной студии «Лахти» в Тбилиси.

• Один из основателей профессионального грузинского театра — Г. ТУМАНОВ.

• Основатель первого в Грузии театра юного зрителя и первого русского драматического театра — К.Я. ШАХ-АЗИЗОВ.

• Один из создателей театра марионеток в Тбилиси — В. БОЯХНЯН.

• Один из первых грузинских драматургов, первый грузинский драматург, отразивший в своих пьесах жизнь демократических слоев населения и создавший образы людей из народа — З. НАНТОНОВ.

• Один из основоположников грузинской архитектуры, воспитатель первой плеяды грузинских архитекторов и проектировщиков, один из первооткрывателей стиля модерн в Тбилиси — К.А. САРКИСЯН.

• Основоположник грузинского курортного строительства, первый проектировщик и организатор строительства чайных фабрик в Грузии, курортов Менджи и Цхалтубо, автор генеральных планов курортов Кобулети, Боржомии Бахмаро — М.В. БУЗОГЛЫ.

• Автор первых в Грузии железобетонных мостов — Н. РОТИНОВ.

• Один из основоположников кинопроизводства в Грузии, первый директор и художественный руководитель киностудии «Грузия-фильм», первооткрыватель грузинских кинозвезд — А. БЕК-НАЗАРОВ.

• Один из основателей грузинского кинематографа — Г. А. МАКАРОВ.

• Основатель первого кинотеатра г. Кутаиси — Г. ЧАРЕКОВ.

• Основательница художественной гимнастики в Грузии — С.С. ЛИСИЦИАН.

• Один из первых в Грузии капитанов дальнего плавания торгового флота и первый в республике обладатель почетной грамоты «Герой труда» — К.И. ХЕЧИНОВ.

• Первый среди военных юристов Грузии обладатель почетного звания «Заслуженный юрист Грузии» — В.А. АДЖИМАМУДОВ.

• Организатор строительства абхазского участка Закавказской железной дороги, Тбилисского аэропорта и автовокзала — А.Т. ЦАТУРОВ.

• Автор проекта и застройки уникального Пицундского курортного комплекса — А.А. МНДОЯНЦ.

• Один из организаторов Батумского мореходного училища — Э. ОГАНЕЗОВ.

• Основатель первой в Абхазии табачной фабрики — Н. БЕДРОСОВ (ПЕТРОСЯН).

• Изобретатель первой в Абхазии низальной машины табачного листа — А.П. КИРЕДЖЯН.

• Первый организатор в Абхазии разработки самшитовых, буковых и тисовых лесов с последующим экспортом их древесины за рубеж — В.С. БУЗОГЛЫ.

• Организатор культивирования чая в Аджарии — АМИРАГЯН.

• Багратиони — Багратуни, Орбеляни, Мхаргрдзели (Мхаргрдзели-Закаряны — Долгорукие-Еркарабазукян)

• Закаре Мхаргрдзели (Аргутинские — Долгорукие-Еркарабазукян) — армяннский княжеский род в Армении и Грузии (11 — 12 вв). Закарэ при царице Тамаре был амирспасаларом — главнокомандующим объединенными войсками Восточной Армении и Грузии. В 12 веке объединил всю Грузию и часть восточных армянских земель.

• Иванэ Мхаргрдзели (брат Закарэ). Правитель (премьер-министр, «Атабек» Грузии) при царице Тамаре (12 век).

• Саргис Тмогвели — родоначальник классической грузинской поэзии. Автор грузинского эпоса «Далариани» и романа «Висраини»

• «Висрамиани» — выдающееся произведение грузинской литературы XII века, повествующее о трагической любви Вис и Рамина.

• Перевод с древнегрузинского С. Иорданишвили.

• А. Гвахария и М Тодуа пишут: «Грузинский перевод — прозаический пересказ поэмы Горгани «Сказа о Вис и Рамине», появился в середине XII века, спустя лишь столетие после создания персидского оригинала. Традиция приписывает авторство «Висрамиани» политическому деятелю Саргису Тмогвели, тому самому, который упоминается в эпилоге «Витязя в барсовой (тигровой) шкуре»

• Шушаник (6 век.) — одна из главных святых Грузии. Дочь армянского полководца князя Вардана Мамиконяна.

• Георгий Саакадзе — «Великий Моурави», главнокомандующий грузинскими войсками (17 век), представитель армянского княжеского рода начиная от Исаака Комнина. Возглавлял грузинские войска при царе Луарсабе, руководил освободительной войной Грузии против Ирана. Грузинский народ обязан ему самосохранением. Во главе армянских и грузинских войск победил крымского хана.

• Давид-Бек — полководец грузинской армии при царе Вахтанге VI (12 век). Впоследствии руководил национальной борьбой армянского народа протв турок и персов. Победоносно завершил освобождение всей Восточной Армении, Арцаха, Нахичевана, Айрарата и других областей. В конце войны погиб.

• Овсеп Корганов — министр финансов и права при грузинском царе Ираклии II (18 век). • Арабян (18 век) — первопечатник Грузии. Открыл первую печатную типографию при дворе грузинского царе Ираклии II.

• Гурген Ениколопов (Ениколопян) («Мешок языков») (18 век) — из армянского княжеского рода Мамиконян. Главный дипломат грузинского царя Ираклии II.

• Априам Ениколопов (18 век) — половник, министр внутренних дел при царе Грузии Георгии XII. Сын Гургена Ениколопова.

Источник

Свентицкий: чего греха таить, Тбилиси строили армяне

— Чем живет Грибоедовский театр в Тбилиси в последние годы?

— Театр занимает твердую нишу в театральной культуре Грузии. Мы несем свою миссию — 95% репертуара Грибоедовского театра является исключительно русской классикой. Мы не театр, обслуживающий диаспору, мы исключительно грузинский театр — одна из гаечек огромного грузинского театрального мира, который говорит на русском языке.

Нашим огромным достижением является то, что 98% наших зрителей — этнические грузины. Слава Богу, наш театр сегодня востребован и нас любят в Грузии, ведь мы стояли, стоим и будем стоять рядом с нашим народом, как в радости, так и печали.

На днях в театре состоится премьера спектакля «Игроки» по Гоголю. Кстати, кроме «Ревизора» мы бы с удовольствием привезли в Ереван наш роскошный, сенсационный мюзикл для детей «Маугли».

Мы хотим приезжать чаще, но, к сожалению, не все от нас зависит, ведь гастроли, в первую очередь, связаны с большими расходами. А в Армению не хочется привозить рядовой спектакль. Мы хотим показать армянской публике наши шедевры (простите, за такое слово, но я так думаю), а это недешевое удовольствие. В последний раз мы были в Ереване с «Холстомером» Льва Толстого.

— Из армянских театральных деятелей, кто Вам близок по духу?

— Я с большим уважением и почтением отношусь к художественному руководителю русского театра имени Станиславского Александру Григоряну, который является моим старшим другом и отчасти учителем. Он, безусловно, выдающийся театральный деятель всего постсоветского пространства, который не только креативен, но и чувствует пульс времени.

— Что Вас больше всего роднит с Арменией?

— Я очень люблю Армению, ведь она близка мне по духу. Не понаслышке знаком с древнейшей армянской культурой, ведь сам родился в городе, где армяне — составляют больший процент населения.

Я тбилисец и горд, что мои лучшие друзья — армяне. Чего греха таить, наш город — Тбилиси, строили армяне, которые считают его таким же родным, как и Ереван. Поэтому, мне всегда приятно приезжать в Армению, Ереван. Я желаю этой стране и многострадальной нации мира и счастья, которого она заслужила.

— Как Вы оцениваете новый проект РЦНК в Ереване под названием «Русская сказка»?

— Я счастлив, что был приглашен для участия в этом проекте, ведь это очень интересная работа, которую задействовало Россотрудничество. Я часто и много разъезжаю по разным странам в силу того, что являюсь председателем Координационного совета российских соотечественников в Грузии. Поймите, я далек от комплементарности, но такого объема работы, которое осуществляет Россотрудничество в ежедневном режиме, я нигде не видел. Особо радует то, что эта деятельность вызывает большой интерес у титульной нации, что заслуживает особое уважения к армянам и к этому городу.

Сама тематика «Русской сказки» подобрана мудро. Ведь не секрет, что все мудрое и значимое скрыто в наших фольклорах. Сказка — это народная мудрость. Нам будет легче общаться друг с другом и строить мир, если мы будем знать сказки народов мира.

— Какие совместные проекты осуществляете с Россотрудничеством?

— С Россотрудничеством размышляем над новым проектом: в этом году, в рамках юбилейной даты со дня рождения Николая Гумилева, хотим привезти моноспектакль «Я Николай Гумилев». Это замечательная работа армянского режиссера Левона Узуняна, который, несмотря на то, что работает в армянском театре (Тбилисский армянский драматический театр имени Шаумяна — ныне имени Петроса Адамяна — ред.), тем не менее сотрудничает и с нашим театром. Узунян — достойный, креативный режиссер, работу которого мы бы хотели показать в Армении с большим удовольствием.

— Возвращаясь в Грузию, что заберете с собой?

— Глоток армянского воздуха, печаль этой земли и улыбки армян, которые, несмотря на трагическую историю страны, не разучились улыбаться и радоваться гостям.

Источник

Почти все мэры Тбилиси были армянами

Что построили армяне в тбилиси. Смотреть фото Что построили армяне в тбилиси. Смотреть картинку Что построили армяне в тбилиси. Картинка про Что построили армяне в тбилиси. Фото Что построили армяне в тбилисиПод таким заголовком было напечатано интервью историка Левана Тактакишвили в тбилисском журнале «Тбилиселеби» (Тбилисцы), N31. Редколлегия «Нораванка» решила привести текст интервью без редактирования, снабдив его комментарием эксперта фонда Т. Варданян.

Опубликованное в нашем журнале письмо с заглавием: «Как армяне построили Тбилиси», вызвало большое волнение, а так как нашей целью не было раздражение нашего читателя и тем более распространение дезинформации, мы решили распространить выше упомянутую тему, во-первых, для того, чтобы лучше понять недавнее прошлое города и, что самое главное, полезно использовать исторический опыт во избежание возможных ошибок.

Заместитель директора национальной библиотеки по фондам и переработкам Леван Тактакишвили, несмотря на то, что это не входит в его компетенцию, владеет информацией о прошлом столицы и о правилах ее управления.

Как оказалось, пост мэра города и опыт его избрания не являются новостью для Тбилиси (этот пост раньше занимал глава города, или моурав). Еще в те времена, когда Тбилиси был российской губернией, в столице существовал избранный городом совет, называемый городской администрацией, который в свою очередь избирал мэра города.

По словам Левана Тактакишвили, Тбилиси помнит не одного мэра, которые преданно служили своему городу и, как не удивительно, в большинстве своем были этническими армянами.

— С какого века в истории Тбилиси появляется глава города?

— С начала 19 века, но тогда его назначала царская власть России. Первый глава Тбилиси носил фамилию Измиров и был назначен в 1876 году. Хотя с 1876 года главу города избирали и первым избранным мэром был Дмитрий Кипиани. Интересно, что главу города избирал городской совет, тогда его называли администрацией.

Многие считают, что единственным грузином среди глав города был Дмитрий Кипиани, что неверно, так как в 1905-1910 гг. избрали Васила Черкезова (Черкезишвили) и он был настолько хорошим главой города, что его имя вошло в историю – в Тбилиси даже существует улица с его именем. Окончание фамилий не должно вводить нас в заблуждение, так как в те времена, несмотря на происхождение, фамилии всех жителей оканчивались на «ов».

— Почему абсолютное большинство городских глав были армяне?

— Этому факту не надо удивляться, ведь тогда большинство жителей Тбилиси были армяне. В «Дроеба» от 29 ноября 1874 года опубликовано письмо Серго Месхи, в котором написано: «Насколько бы истинные грузины не обижались, все же должны признать, что некогда престольный город грузин Тбилиси стал сегодня собственностью армян.

Половину населения сегодняшнего Тбилиси составляют армяне. Торговля в их руках. Городская земля принадлежит им. Почти все дома, построенные на этих землях, принадлежат армянам.

Лишь немного мегрелов и имерелов можно было встретить среди должностных лиц или мелких торговцев, основная часть торговли принадлежала армянам. Те, кто хотел стать депутатом городского управления, заявляли о своем желании, а потом жители выбирали среди них хмоснеби, которые делились на три класса.

При этом национальная принадлежность не имела значения, все решали деньги. Депутатом мог стать лишь тот, кто имел имущество и платил налоги за это имущество. Это имущество обязательно должно было быть зарегистрировано.

Самое большое имущество имели хмоснеби первого класса, именно они и принимали решения, так как составляли большую часть городского правления. Остальную часть правления составляли хмоснеби 2-го и 3-го классов.

Тот, кто не имел имущества, не мог стать депутатом. Депутатом не могли стать только евреи, так как не имели права голоса, но так было не только в Грузии, но и в других губерниях.

— И это было требованием российского царя?

— Да. В городском управлении грузины и русские составляли меньшинство, так как грузины или имели имущество и не были заинтересованы в его регистрации, или же их не интересовало избрание в городское управление.

Одним словом, большинство Хмоснебов в Тбилиси были армяне, которые, конечно же, избирали главой города армянина. Исключением был Дмитрий Кипиани: во время его выборов в 1876 году в управлении было 72 депутата.

Из них на заседании присутствовали 64 депутата, которые в основном были армянами. Дмитри Кипиани получил 36 «тетри» (за) и 28 «шави» (против). Тогда его соперником был Еремия Арцруни, армянин по национальности, который получил 35 «тетри» и 29 «шави». Представьте, один голос решил все.

Интересно было то, что среди имеющих право голоса был и сын Еремии Арцруни – Григор, который проголосовал не за своего отца, а за Дмитрия и это было логично: Григор Арцруни, несмотря на то, что он был сыном своего отца, не поддержал его. Он поддерживал небогатых армян, которые представляли второй и третий классы хмоснебов.

Эти армяне не любили городского главу и не поддерживали его, так как его избирали хмоснеби первого класса и поэтому глава выполнял их желания. А хмоснеби первого класса имели узко буржуазные интересы и, в отличие от хмоснебов второго и третьего классов, они уделяли мало внимания национальным интересам.

Хмоснеби первого класса имели европейскую ориентацию и говорили, что Тбилиси должен быть европейским городом. Поэтому они не инвестировали издание армянской газеты и не финансировали армянские школы.

Сын Еремии Арцруни Григор говорил, что они должны поддержать армянское просвещение, публиковал армянскую газету, помогал армянским школам. Кроме этого, армян низкого класса поддерживала Григоранская церковь. Они имели в Тбилиси большую церковь, которую разрушили в 1937 году.

Состоятельные же армяне лоббировали свои деньги, строили в Тбилиси европейские дома, чистили город. Конечно же, и они имели национальные интересы, но особый шовинизм был характерен для второго и третьего классов, именно поэтому Григор поддержал не своего отца, а Дмитрия Кипиани.

— Почему? Он думал, что Дмитрий позаботится об интересах низшего класса?

— Дмитрий Кипиани, стоял, конечно же, на позициях грузинского национализма, но армянам тогда именно это и было нужно. Все его союзники, кроме Зубалова, были армянами. Дмитрий Кипиани был главой города в 1876-1879 гг. и многое сделал для грузин.

Именно он основал общество распространения чтения и письма. Кстати, Дмитрий Кипиани привел на работу в управление двух очень интересных людей – Матинова и Измаилова, которые думали о городе и так хорошо работали, что после Дмитрия Кипиани были избраны главами города.

К примеру, во времена Матинова началась постройка нынешнего здания мэрии, Веринского рынка, водоканала города, постройка которого завершилась в течение года, он увеличил количество фонарей в городе от 825 до 1 575 (тогда фонари имели такое же значение как сегодня асфальтное покрытие), построил мосты…

Матинов увеличил финансирование образования от 18 000 до 65 000 рублей, и не подумайте, что это касалось только армянских школ. Кстати, именно Матинов потребовал строительства Кавказского университета. Я не хочу рекламировать Матинова, но он очень многое сделал для города: рядом с собой поставил таких бизнесменов, как Питоев, про которого сегодня никто ничего не знает.

Именно дом Питоева является нынешним зданием театра Руставели. Матинов построил театры и ставил в них не армянские представления, а приглашал театральные труппы из Европы. Матинов построил также здание оперного театра.

Хотя Матинов и был армянином по национальности, он поддерживал развитие и основание Тбилиси как европейского города. Хотя и не исключено, что он втайне поддерживал и армянские дела, но он этого не афишировал.

— Что же делали в это время грузины? Смотрели, как строился «армянский город» в Тбилиси?

— Одна часть старого Тбилиси – территория, прилегающая к Анчисхати, принадлежала грузинам, в частности Орбелиани. Они хорошо проводили время, пировали. В конце концов, как пишет Григол Орбелиани, армяне отняли у них все, и Орбелиани переехали в деревню. В тот период грузин в основном интересовали районы Грузии.

К примеру, если пролистать тогдашние газеты «Иверия», «Дроеба» и «Цнобис пурцели», почти невозможно найти данные о городских главах или городском самоуправлении. Грузины уже свыклись с тем, что потеряли Тбилиси. Хотя потом, в 1921 году, мы действительно вернули Тбилиси, и он вновь стал грузинским городом.

— В какой период Тбилиси не был грузинским городом?

— С 1840 по 1917-1918-ые года, хотя и после признания Грузии независимым государством Тбилиси оставался армянским городом. Что же важней всего, грузины не выгоняли отсюда армян, они сами отсюда убежали, так как имели деньги и хотели их спасти. Между прочим, они эти деньги привезли не в Ереван, а в Париж, в Европу. Все хмоснеби первого класса переехали в Европу.

— Почему же они не уподобляли Ереван европейскому городу?

— Ереван был провинциальным, замкнутым городом, где не было ни одного красивого дома. Кстати, армяне тогда в Ереване не составляли большинство населения: там жили люди разных национальностей.

Главной ошибкой армян было то, что они разделились на две части – на националистов, которых поддерживала армянская церковь и армян первого класса, которые думали о европеизации. Знаете, каков был результат всего этого?

Уже было сказано, что Григор Арцрунский не проголосовал за своего отца, но потом Хмоснеби первого класса не поддержали его самого, прекратилась публикация его газеты «Мшак». Григор взял займ (кредит) в грузинском помещичьем банке, который возглавлял Илья Чавчавадзе.

Он думал, что банк обанкротится, но произошло обратное: не банк, а Григорий обанкротился, обнищал. Илья написал ему, что если Григор не заплатит долг банку, то ему придется продать с общественного аукциона все свое имущество и родовое кладбище. Все именно так и случилось.

Территория кладбища составляла нынешнюю территорию универмага «Тбилиси» и государственной канцелярии. Там были захоронены предки Григора, которые уехали из Армении в 1801 году. Что же должен был сделать Григор? Он выкопал останки своих предков и перезахоронил их на общем кладбище.

Армяне не смогли сплотиться: они разбежались кто куда. Итак, армянские фамилии глав города не означали их армянской ориентации. Хотя было несколько городских глав, которые были ужасными для города.

Они всячески унижали грузин. Их выбирали хмоснеби второй и третьей категории. Вместе с этим следует отметить, что грузины и русские вместе выступали против армян. Грузины знали, что лишь в союзе с русскими они смогут справиться с армянами. Они выступали против хмоснеби второй и третьей категории, так как хмоснеби первой категории не интересовали ни грузинские, ни армянские проблемы.

На месте политиков я заглянул бы в эту историю, исследовал бы, как был избран Дмитрий Кипиани. В одной из программ принесли даже его фото, что значит то, что они дошли до Дмитрия, но потом они не изучили процесс его избрания, то есть то, что его избрало Сакребуло, а не простой народ.

Но это ясно и последовательно нигде не указанно и требует конкретного изучения. Но не думайте, что только хмоснеби второго и третьего классов боролись против грузин, хмоснеби первой категории также иногда ошибались.

К примеру, когда скончался Григол Орбелиани, городская гамгеоба не послала ни одного венка на похороны и ни один хмосани не пошел туда. Тбилиси был для них армянским городом, и они даже смеялись, когда грузины называли город грузинским. Между прочим, Фуникулер также построен на армянские деньги. Они делали это ради своего удовольствия.

— Откуда имели деньги армяне хмосани первой категории?

— Армяне деньги зарабатывали не в Тбилиси. Для хмоснеби первого класса основным бизнесом была бакинская нефть. Хмоснеби армяне второго и третьего классов старались сблизиться с грузинскими дворянами, но армяне хмосани первой категории даже не подходили к грузинским женщинам.

Они приводили в жены самых красивых русских женщин из России. Случилось так, что дочь Тамамшева, хмосани армянина первой категории, Екатерина влюбилась в грузинского эристава, во внука сестры Григола Орбелиана, сына сестры Николоза Бараташвили.

Екатерина была единственной дочерью своего отца, и все имущество отца принадлежало ей. Армяне сошли с ума от этой новости, они не хотели, чтобы деньги Тамамшева попали бы в руки грузина и придумали, будто бы этот эристав был неполноценным как мужчина.

Григол Орбелиани специально пригласил врачей, дабы те осмотрели внука его сестры и официально опровергли всякие сомнения о его здоровье. В конце концов, они поженились и очень любили друг друга.

Екатерина Тамамшева после смерти мужа вложила 30 000 рублей в издание полного сборника сочинений Николоза Бараташвили. Грузины проели эти деньги, и лишь в 1922 году, уже в период коммунистов, Самсон Пирцхалава из оставшихся денег все же издал эту книгу.

Труд и старания Екатерины Тамамшевой были оценены грузинами, и они выбрали ее уважаемым гостем общества по распространению и развитию чтения и письма. Она скончалась в 30-ые годы прошлого века в довольно преклонном возрасте в Тбилиси. У грузин был Зубалашвили, который построил здание нынешнего театра им. Марджанишвили. Этот дом обокрали.

Сын Зубалашвили вспоминает, что когда его отец бежал из Грузии, там какой-то грузин обокрал его дом, поэтому Зубалашвили передал все свое имущество одному из музеев Франции, хотя и хотел оставить свои деньги Грузии.

Наша победа в том, что для богатых армян советское правление было неприемлемо и они, дабы спасти свои деньги, убежали в зарубежье. Русские же поселили на их месте грузин, живущих в горах. Как видите, судьба все же была благосклонна к нам, и Тбилиси вновь стал грузинским городом. Хотя нельзя забыть и тех людей, которые довольно-таки многое сделали для этого города.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *