Вместо сероватого и «грузного» здания мэрия планировала возвести малоэтажный деловой квартал. Планы пока так и остались планами: за прошедшие семь лет удалось только разобрать «Россию». Ну а пустырь площадью 13 гектаров, образовавшийся рядом с Кремлем, теперь скрывается за гигантским рекламным плакатом.
Вместо сталинской высотки
Первая масштабная реконструкция Зарядья, одного из древнейших районов города, доминантой которого предстояло стать «России», началась в 1930-х годах. На тот момент район вдоль Москва-реки, между улицей Разина (сейчас Варварка) и Москворецкой набережной, был застроен двух- и трехэтажными каменными домами. На нижних этажах находились лавки и склады, а на верхних жили ремесленники, торговцы и мелкие служащие. Реконструкция квартала была включена в Генплан развития столицы, который в 1935 году утверждал Иосиф Сталин. В итоге за несколько лет большую часть строений в Зарядье уничтожили.
Очередная стройка в Зарядье сорвалась из-за смерти Сталина. К проекту вернулись спустя 6 лет, когда Чечулин предложил построить на готовом стилобате гостиницу. Старожилы архитектурного сообщества говорят, что архитектор специально ездил за рубеж, чтобы перенять зарубежный опыт строительства гостиниц, и даже консультировался с представителями компании Hilton.
После этого стальной каркас начали разбирать и строить на его месте новое здание. В строй оно было введено только в 1967 году, когда весь советский народ праздновал 50-летие Октябрьской революции.
«Россия» состояла из четырех 12-этажных корпусов, построенных из железобетонных конструкций и ориентированных по сторонам света. Корпуса были поставлены замкнутым прямоугольником и образовывали внутренний двор. В центре северного корпуса гостиницы была надстроена 21-этажная высотная часть. Гостиница была рассчитана более чем на 2700 номеров различных категорий. В комплекс зданий также входили рестораны, библиотека, парикмахерская, комнаты отдыха и даже автосервис. В 1971 году в южном корпусе открыли крупнейший в стране концертный зал «Россия» и двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест. До середины 1970-х годов «Россия» значилась в Книге рекордов Гиннеса как самая большая гостиница Европы. Ну а ГКЦЗ «Россия», в свою очередь, также стал престижнейшим залом страны, который уступал только сцене Государственного Кремлевского Дворца.
«Россия» сразу после открытия получила почетное звание «гостиницы №1», заселиться в которую, как правило, можно было только по большому блату или по разнарядке сверху. Основной контингент отеля составляла элита советского общества, особо отличившиеся труженики и иностранцы из дружественных стран. В 1977 году «Россия» вновь установила рекорд, но на этот раз в негативном плане. 25 февраля 1977 года в северном корпусе гостиницы возник пожар, вошедший в историю как один из крупнейших пожаров ХХ века не только в России, но и в мире. Писатель-полярник Владимир Санин написал об этом целый роман, а режиссер Алексей Тизенгаузен снял документальный фильм. Кроме того, возгорание увековечили в виде мозаики на здании ГОЧС Москвы. В результате пожара, в тушении которого участвовали 1400 пожарных, погибли 42 человека, более 1000 человек удалось спасти.
После распада СССР представители новой политической элиты, российские предприниматели, зарубежные бизнесмены и туристы также предпочитали останавливаться именно в «России». В общей сложности за годы своей работы советская «гостиница номер 1» приняла более 10 миллионов гостей. Однако в последние годы, когда в столице появились отели всемирно известных гостиничных операторов, «Россия» утратила свой суперпрестижный статус.
Ожидаемое решение
Для участников рынка итоги конкурса сюрпризом не стали, так как Чигиринский входил в группу девелоперов, близких к столичным властям. Наверняка, в курсе этого были и другие участники конкурса, однако на результаты торгов отреагировали они по-разному. Зарубежные инвесторы, в очередной раз подивившись загадочной русской душе, решили не ссориться с мэрией, а вот «Монаб» пошла на принцип, втянув горадминистрацию в длительный судебный процесс. В ходе сотен заседаний в различных судах компания оспаривала буквально все, что касалось проекта: процесс формирования конкурсной комиссии, итоги конкурса, законность выделения участка, заключение инвестконтракта с «СТ Девелопмент». В итоге дочка «Еврофинанс Моснарбанка» добилась локального успеха – многие ее претензии были признаны обоснованными. Впрочем, руководители компании получили лишь моральное удовлетворение, так как мэрия нашла способ сохранить проект за собой.
Сделано это было следующим образом. В 2006 году мэрия возобновила деятельность созданного в 1996 году ОАО «Россия» (100 процентов акций принадлежат правительству Москвы), которое являлось собственником гостиницы «Россия». Смысл этого шага был в том, что имущество коммерческой организации не является государственным или муниципальным, а потому на него не распространяется законодательство, обязывающее выбирать инвестора строительства или реконструкции на аукционе или конкурсе. То есть, проведение новых торгов, на которых настаивала «Монаб», стало невозможным.
Вынужденный уход
Разборка гостиницы «Россия» в центре Москвы, на месте которой должен появиться новый гостиничный комплекс, должна была завершиться еще в 2008 году, однако впоследствии срок продлили до 2009 года. А потом в дело вмешался финансовый кризис.
Осмысление
По его словам, сейчас мэрия «осмысливает» два варианта застройки участка – парламентский центр или первоначальный проект по возведению нового квартала.
Сколько времени займет это осмысление, градоначальник не уточнил. В контексте мучительной истории проекта никто не удивится, если этот процесс затянется на неопределенное время. Тем более что инвесторов, желающих помочь мэрии в этом проекте, пока не наблюдается, да и, в конце концов, у столицы других проблем хватает, причем более насущных.
Комментарий эксперта
О сносе гостиницы «Россия» рассуждает начальник отдела коммерческой недвижимости компании «ИНКОМ-Недвижимость» Оксана Косолапова:
Никто не скажет, что «Россия» отличалась особо интересной архитектурой. Но на ее месте не возникло достойной альтернативы.
Вместо сноса можно было обновить здание, не вкладывая большие деньги. И получить в самом центре очень популярное место, где приезжие могли бы останавливаться по средней цене с нормальным качеством услуг.
Так было при СССР, а сейчас этого нет. С исчезновением «России» город лишился целого пласта гостиничной недвижимости. У нас огромная страна, в Москву приезжают не только гастарбайтеры, но и командировочные, масса туристов из других городов. Им не по карману переплачивать за ночлег, а найти гостиницу эконом-класса почти невозможно. Поэтому приезжие снимают квартиры подешевле, а не живут в больших муниципальных отелях. Нецивилизованно как-то. Можно сказать, что для столицы огромного государства это непростительный пробел.
Полвека «России»: история самой известной советской гостиницы
Осенью в Москве завершится строительство «Зарядья» — первого крупного парка, созданного в столице за последние полвека. Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость».
Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной (восьмой) сталинской высотки в старом московском районе Зарядье, почти полностью уничтоженном в 1940-е годы. 275-метровая башня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, заложенная после войны, должна была стать самым грандиозным зданием в столице (о проекте Дворца Советов к тому времени уже успели забыть), однако осуществить задуманное так и не удалось.
Чечулин был в то время главным архитектором Москвы и работал над проектами сразу двух высоток — на Котельнической набережной и в Зарядье. Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа. Однако после смерти Сталина проект был заморожен.
«Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок.
Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, предназначенной в первую очередь для делегатов Верховного Совета. Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер. Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма.
Строительство гостиницы «Россия» продолжалось пять лет — с 1962 по 1967 год. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье (металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники»). «При Сталине Кремль был закрыт для иностранцев, а в Зарядье планировалось построить административное задние МГБ — самого мощного и устрашающего государственного органа СССР. Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер.
Изначально здание задумывалось десятиэтажным, однако по личному распоряжению Хрущева высоту сооружения увеличили на три этажа. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. номеров. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной. Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс. мест, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1,5 тыс. мест. Еще один корпус, выходивший на Варварку, не имел подобного основания и был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.
Чечулин сознательно заложил в образ здания диалог с Кремлем: белый камень и золотистый металл — колористическая гамма сердца Кремля, его соборов. Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. «До этого десятилетиями слово «Россия» выкорчевывалось из памяти. Страна называлась СССР, а исторические территории ядра Европейской части страны назывались РСФСР. Россия осталась в прошлом. Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер.
«Россия» — первая московская гостиница, которая была открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека, магазины, доступные всем москвичам, — рассказывает Наталья Самовер. — Словом, это была гостиница, которая соответствовала мировым стандартам качества. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов».
«Гостиница «Россия» была адекватна своему времени — если посмотреть, что в те годы проектировали в Берлине, Стокгольме, Копенгагене и других городах, мы увидим, что это та же самая архитектура. К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок.
Ей принадлежал рекорд Гиннеса, как самой большой гостинице мира. Она была воплощением современности, роскоши и доступности одновременно. Гостиница «Россия». Как её строили и почему теперь её нет? Давайте разбираться.
Вместо Сталинской высотки.
После сноса большей части исторического Зарядья, большевики долго не могли определиться, что здесь будет. Даже Генплан 1935 года ясности не внес. Сначала думали, что возведут второй дом Совнаркома, но помешала Великая Отечественная война.
После ее окончания решили, что здесь будет ещё одна Сталинская высотка. Архитектором стал Дмитрий Чечулин. Здание должно было получиться масштабным. 23 этажа, 275 метров. А учитывая, что Дворец Советов к тому времени строить уже отказались, эта башня могла бы стать самой высокой из всех.
Проект восьмой Сталинской высотки в Зарядье.
Параллельно Чечулин занимался строительством соседней высотки – на Котельнической набережной. Говорят, что архитектор очень торопился. Ведь главным зданием для него была высотка на месте Зарядья. В итоге возвели фундамент и каркас первых 15 этажей. Но после смерти Сталина проект заморозили. А позже и вовсе – разобрали всё, что успели построить. Историки утверждают, что Чечулин всю жизнь жалел, что так и не удалось воплотить проект в жизнь.
Здесь будет гостиница.
Целых 10 лет место пустовало. Снова возник вопрос: а что здесь построить? Тогда и возникла идея гостиницы. В первую очередь в ней бы останавливались делегаты Верховного Совета. Дело в том, что во время партийных съездов депутаты размещались в гостинице «Москва». Занимали все этажи. Говорят, что даже заслуженные артисты и деятели культуры порой не могли «отвоевать» себе номер. Тем более, в 1961 заработал Кремлевский дворец съездов.
Строительство гостинцы «Россия», 1965.
Поэтому требовалось помещение, которое бы вместило не только более тысячи делегатов, но и всех остальных. Архитектором стал…Дмитрий Чечулин. Он ассоциировался у многих, прежде всего, со сталинским ампиром. Но ему удалось удивить всех.
Строительство гостиницы «Россия», 1965-1967.
Для строительства будущей гостиницы решили использовать фундамент той самой восьмой высотки. Изначально планировали, что этажей будет 10. Однако по личному распоряжению Хрущева, цифру увеличили на 3. Это позволило добиться большей вместимости. Три корпуса, обращенные к Москворецкой набережной расположились на высоком гранитном стилобате. Еще один, выходивший на Варварку, был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.
«Россия» в СССР? Как так?
По словам архитекторов, Чечулин заложил в образ здания диалог с Кремлем. Якобы белый камень и золотистый металл – это колористическая гамма сердца Кремля и его соборов. Честно говоря, на мой взгляд, связь не прослеживается…Но, специалистам, наверное, виднее…
Необычным стало и название гостиницы – «Россия». Это слово вообще после революции 1917 старались не употреблять и забыть. Страна называлась СССР, главная республика РСФСР. Вроде как причиной наименования гостиницы стала Хрущевская «оттепель». Об историческом наследии начали вспоминать. Но точных данных на этот счет нет.
Самая-самая.
Строительство гостиницы завершили за рекордные 3 года. Для посетителей она открылась в 1967 году. И сразу стала самой известной и любимой практически у всех. Здесь были красивые номера с прекрасными видами не столицу, в том числе и на Красную площадь.
Вид на Васильевский спуск из окон одного из номеров.
В отделке использовались самые современные на тот момент материалы. Например, металл и пластик. Есть версия, что именно они поспособствовали распространению огня в 1977 году. Тогда в гостинице произошел очень серьезный пожар. Кстати, его реальная причина не установлена до сих пор. Хотя официально считается, что все произошло из-за возгорания паяльника.
Но это было потом…А сразу после открытия обстановка номеров больше напоминала идеальную квартиру в представлении людей того времени. Было не так много мебели, отсутствовали шикарные гардины. Зато во многих номерах были кондиционеры. А в башне располагались трёхкомнатные люксы. Там проживали только самые известные и высокопоставленные гости.
Интерьер гостиничного номера, 1967.
Ресторан «Звездный», 1969.
Новые гости и закат гостиницы.
После пожара 1977 году гостиницу восстановили за три месяца. Очень хотели успеть к Съезду профсоюзов в мае того же года. По официальным данным, реконструкция строила 20 млн рублей. По неофициальным – в два раза больше.
Гостиница «Россия», 1986.
Перестройка внесла изменения в работу гостиницы. Помимо знаменитостей там стали селиться криминальные авторитеты и проводили там свои сходки. В 1998 году убили директора гостиницы «России». Версий было несколько. Но если кратко, то он не поделил сферы влияния с преступными группировками.
Гостиница «Россия», 1992.
Многие считают, что после этого события судьба гостиницы была решена. К тому же санитарное состояние становилось все хуже. Требовалась реконструкция. Но вместо этого в 2004 приняли решение гостиницу снести. Через два года начались работы по демонтажу, которые длились несколько месяцев. Потом здесь не было ничего.
Снос гостиницы «Россия», 2006.
Конечно, с точки зрения архитектуры, она не вписывалась в историческую застройку. К тому же, тогда посчитали, что состояние гостиницы не позволяет её отреставрировать. Легче построить новую.
Всё-таки на фоне исторической застройки выглядит не очень красиво.
Но возвести гостиницу или бизнес-центр, по словам специалистов, было невозможно. Ведь, например, сделать подземную парковку просто бы не смогли. Гостиницу «Россия» возвели на фундаменте, который предназначался для сталинской высотки. Он настолько прочный, что убрать его нельзя. А без парковки сейчас ничего не строят:) Поэтому в 2012 году местность решили переоборудовать в парк.
Но сама по себе гостиница была очень хорошей. Многие до сих пор вспоминают её с теплотой. И считают, что можно было восстановить. Ведь для большого количества людей это один из символов эпохи СССР.
Владимир Ресин: «Мы поторопились снести гостиницу «Россия»
Владимир Ресин — один из последних членов администрации Юрия Лужкова, кто до сих пор остается в системе власти. После ухода из московского правительства в 2011 году он занялся проблемами дольщиков и развитием строительной индустрии в Госдуме. Одновременно Ресин курирует городскую программу строительства храмов шаговой доступности.
В интервью «РБК-Недвижимости» бывший руководитель московского Стройкомплекса рассказал о том, как изменился город за последние десять лет, и о том, чему сегодняшним властям можно поучиться у Юрия Лужкова.
— В этом году девять лет, как вы ушли из московского правительства. Не скучаете по большой политике?
— Я, наоборот, только сейчас пришел в большую политику. Работая в правительстве, занимался хозяйством: строительством, развитием города. Политиком у нас был мэр Москвы, а мы — исполнители. Если каждый в правительстве будет заниматься политикой, город будет хуже, чем он был в конце 80-х годов. В Думе интереснее: я возглавил экспертный совет по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства, занимался организацией строительства парламентского центра.
— Жалеете, что проект не получился?
— С одной стороны, жалею, а с другой — рад: будущие поколения это сделают. Тогда ведь только денег не хватило. Земля под строительство отведена, техническое задание есть, вся инженерия сделана.
— А какой в нем смысл сегодня? В этом году должна начаться реконструкция здания Госдумы, на Петровке строится новый корпус Совета Федерации — на это в общей сложности планируется потратить больше 7 млрд руб. И потом, в городе достаточно готовых площадок: часть министерств, например, переехала в «Москва-Сити».
— Это разные вещи. Министерства — это исполнительная власть, они переехали и у них блестящие условия. Между прочим, про «Москва-Сити» нам в свое время тоже говорили, мол, зачем это нужно, а вот видите, оказалось, что нужно.
— Район «Москва-Сити» получился совсем не таким, каким задумывался. Вам нравится результат?
— Проект блестяще реализован. В таком крупном мегаполисе, как Москва, появился настоящий деловой центр, который соответствует всем канонам не то что сегодняшнего дня, а еще и завтрашнего. Никто не предвидел, что туда переедет правительство. Благодаря этому центру все, что рядом находится, очень здорово выросло в цене. Из расположенных рядом хибар, которые мы не успели снести, уже никто не хочет уезжать. Мы провели туда несколько станций метро, сделали въезды и выезды, обеспечили всей инфраструктурой.
— Тут другая проблема: агрессивная застройка этих территорий, причем высотная. Под угрозой оказались Бадаевский завод, фабрика Сакко и Ванцетти, вся набережная Тараса Шевченко.
— В Москве ничего просто так не делается. Есть генплан, есть проект планировки территорий, все это запланировано. Все утверждено в генплане, и ничего сверх генплана там не будет. Почему? Потому что это преступление. Проект застройки Бадаевского завода прошел общественные слушания, все взвесили, работали профессионалы. Уже даже другое поколение, не мое, утверждало этот генеральный план.
— Почему Москва до сих пор не получила статуса исторического поселения?
— И все-таки.
— Во-первых, у нас в Москве есть объекты, охраняемые ЮНЕСКО, — тот же Кремль. А объект исторического наследия имеет мало того что свои границы памятника, так далее идут охранные зоны и зоны регулируемых регламентов градостроительной застройки. И все это подчинено федеральному закону об охране культурного наследия и соответствующему постановлению федерального правительства. В Москве вся центральная часть города накрыта историко-культурным опорным планом, и все территориальные зоны с особыми условиями регулирования застройки находятся под контролем сразу двух законов — Градостроительного и Земельного кодексов. Последние изменения, я уверенно говорю, принимались уже при моем участии как депутата Госдумы. Чего еще надо?
— Не сносить историческое наследие. Как бы это сделать?
— Нужно просто следовать этим законам и исполнять утвержденный ими порядок, не допускать нарушений. А новое строительство необходимо. Бюджет города — больше 3 трлн руб. Когда я временно исполнял обязанности мэра Москвы и сдавал этот пост Сергею Собянину, у меня был около 1 трлн руб. Он за девять лет увеличил его в три раза. Все это дает возможность строить такими высокими темпами.
— Это ведь не только вопрос денег, но и планирования. Какими, например, были параметры градплана, на которые вы опирались в 90-е? Есть ощущение, что власти тогда не были готовы к тучным нулевым.
— Тогда мы об этом не думали. Стояла только одна задача — удержать город и наметить элементарные программы, чтобы выйти из сложившегося тупика. А выйдя из него, мы начали прорабатывать вопросы дальнейшего развития города, чтобы снова не попасть в этот тупик. Уже тогда было понятно — та территория, которая имелась у Москвы, не даст возможности городу развиваться. Для какого-то маневра требовалась новая земля. Но пробить этот вопрос удалось только в 2012 году, когда за счет присоединения Новой Москвы город вырос в 2,5 раза.
— А в 90-е что этому помешало?
— Не было политической воли. Руководство Московской области выступало против, да и высшее руководство нас не поддержало.
— Сейчас, спустя почти восемь лет, это решение кажется вам оправданным? По сути, Москва получила еще один большой спальный район, который плохо интегрирован в городскую ткань.
— Откуда такое мнение?
— Большинство построенных объектов — жилье и сопутствующая инфраструктура, тогда как драйвером развития всей территории должен был стать парламентский центр.
— Парламентский центр — сотая часть того, что там планировалось построить.
— Но смыслообразующая.
— Не преувеличивайте. В Новой Москве появится целых 12 точек роста. Например, офисный парк «Комсити» в Румянцево. Будет и тот же административно-деловой центр в Коммунарке, в составе которого на первом этапе рассматривали вероятность строительства парламентского центра, а позже от этой идеи отказались. Выделили для него землю в Мневниковской пойме.
Новая Москва — пример принципиально нового — комплексного освоения территории, когда сначала создаются рабочие места, прокладываются дороги, появляется вся социалка, а уже потом строится жилье. То, о чем мы мечтали, случилось в Новой Москве. Но Боже упаси переселять туда людей силой. Люди что, быдло, что ли? В 1960-е года я был начальником участка и видел, как жителей центра Москвы выселяли из сносимых хибар и переселяли в Медведково, в Отрадное, в Свиблово — это деревни были. Метро тогда туда не доходило, ездили на трамвае. Я сам жил в районе ВДНХ и каждый день ездил в Горный институт. Сначала на троллейбусе, потом у Ботанического сада садился на метро и ехал до «Октябрьской», дальше шел пешком. Лужков, кстати, учился в соседнем здании, в нефтяном институте. Но ему легче было, он с Павелецкого вокзала ехал.
— Вы тогда уже познакомились?
— Нет, мы пять лет учились в одном здании. Как все студенты, ходили в одни и те же пельменные, в парк Горького — и ни разу не пересеклись. Познакомились только в 1986 или 1987 году, работая в Моссовете. Он возглавлял Агропром, а я курировал строительный сектор. С тех пор почти не расставались.
— В последние годы тоже?
— В последнее время мы не общались.
— Как вам кажется, Москве сегодня не хватает Лужкова?
— Он был нужен и хорош для того времени. Не мы выбираем время, а время нас выбирает. Его тогда время выбрало, он блестяще справился с теми задачами, которые перед ним стояли, вывел Москву на другой уровень. Сегодня Москва привлекательный во всех отношениях город, фундамент этого заложил Лужков.
— Сегодняшним властям есть чему у него поучиться?
— Мне кажется, все хорошее, что он делал, и так сохраняется. Никто ничего не ломает, а наоборот. Повторюсь, фундамент всего, что происходит сегодня, был заложен нами в 90-е и нулевые. Если фундамент плохой, дом рухнет, а если хороший, дом будет стоять гораздо больше положенного. Вот мы ругаем, и правильно ругаем пятиэтажки, а они вместо 25 лет прослужили больше полвека, а первые серии — 70 лет. И сегодня город заменяет это устаревшее во всех смыслах жилье на новое и комфортное, которое соответствует всем современным стандартам и нормам строительства. Время этого требует. И в основе этой работы используется накопленный опыт тех же 90-х.
— Лужков любил архитектуру, дружил с архитекторами, не стеснялся высказывать собственные предпочтения, а Собянина все это, кажется, не интересует. По-вашему, какая позиция лучше для города?
— Собянина архитектура тоже интересует, он лично всем занимается. Сегодня Собянин — главный строитель Москвы.
— Но мы его вкусы мало знаем.
— «Зарядье», например. Чем плохой вкус?
— Это проект Путина, как известно.
— Да, конечно, но за его реализацию отвечал Собянин. Просто он более сдержанный человек, чем предыдущий мэр, не пиарится. Посмотрите на детский парк в Нагатино. Мы говорили, говорили, да так и не сделали в Мневниках детский парк, хотя земля была отведена еще в 80-е годы. Денег, правда, не было. А Собянин не говорит, но делает. Столько метро, как сейчас, не строилось и в советское время. Я не принижаю роли Лужкова, все-таки я 18 лет был его правой рукой. Кто-то называл эти башенки ресинскими, кто-то — лужковскими. А это не ресинские и не лужковские, это от голода архитекторов, которым Ресин разрешил что-то поменять.
— Не жалеете, что разрешили?
— Не о чем жалеть, все было сделано правильно.
— Так не бывает.
— Мы с Юрием Михайловичем поторопились снести гостиницу «Россия» — я считаю это ошибкой.
— В смысле, вообще не надо было сносить?
— Сносить нужно было в любом случае, но сначала — подготовиться, решить, что будет на ее месте. Мы это не сумели сделать. За это время Москва смогла настолько подняться, что стало возможным открыть в центре города парк, а не торговый комплекс. Парк с концертным залом лучше, чем любое здание, которое могло бы появиться на этом месте. Но и у этого проекта есть критики. Недовольные будут всегда.
Вы знаете, что нам останавливали строительство Поклонной горы? У меня из-за этого даже микроинсульт случился. Я был начальником «Главмоспромстроя», это генподрядчик строительства, в какой-то момент Ельцин позвонил мне по «кремлевке» и попросил остановить проект из-за протеста «зеленых». А теперь Поклонная гора — символ Москвы. Лужковская Москва — это не башенки, это Поклонная гора, Гостиный Двор, храм Христа Спасителя, Третье транспортное кольцо, Манежная площадь и многое другое.
— Манежная площадь — так себе символ, нет?
— Это первый пример использования подземного пространства, помимо подземного перехода и метро. А эстетика — эстетика дело вкуса каждого. Моей жене эти зверьки тоже не нравятся, а мне нравятся.
— Есть другие, не менее одиозные проекты — от «Европейского» до театра Et Cetera. Вы готовы к тому, что их снесут?
— Нет, конечно — мы строили на века. Какие-то временные конструкции можно и снести, а капитальное строительство надолго. Если что-то делаешь всерьез, надо делать надолго. Например, мы сейчас будем ставить памятник Потемкину в Севастополе.
— Кто — мы?
— Вы еще курируете программу строительства храмов шаговой доступности в московских спальных районах. Как она продвигается?
— Москва снова становится золотоглавой. Мы приближаемся к сотне построенных храмовых комплексов, причем каждый храм не менее чем на 500 человек. Они строятся в тех районах, где на миллионы жителей не было ни одного храма.
— Вместе с тем мы видим, что люди активно протестуют против строительства храмов, особенно если их планируется возводить на территории парков.
— С этим надо считаться. Там, где мы ошиблись, меняем планы.
— А где ошиблись?
— Я напомню, подавляющее большинство современных районов Москвы были спроектировано в то время, когда храмы разрушались. В итоге с подбором подходящих для возведения храмов участков работали в условиях повышенной сложности. На этапе поиска свободных площадок от 27 участков пришлось отказаться вовсе. Районы столь плотно застроены и густо заселены, что превращали поиск участка в заведомо сложный ребус. По разным причинам где-то обилие инженерных коммуникаций не позволило вести строительство, где-то не учли настроения жителей. А ведь из-за высокой плотности населения храм в таком районе просто необходим.
Сейчас говорить об этом уже не имеет смысла, потому система тщательно отлажена и выбор места расположения определяется в утвержденных проектах планировок. Этот порядок определен, строго контролируется и не единожды обсуждается на ГЗК под руководством мэра. Если видим протесты, идем навстречу, но все равно стараемся людей убеждать. Иногда получается. Из последних примеров — храм святой Ольги в Останкино на Новомосковской улице и храм Николая Чудотворца на Лодочной.
— Что надо сказать человеку, которому нужен парк, а не храм, чтобы заставить его передумать?
— По-разному. Например, на улице Бажова в Ростокино достраивается храмовый комплекс, у которого были противники. Среди них — и провокаторы, но с ними легче. Я пригласил одну из активисток к себе в Госдуму, принял в своем кабинете. Она хотела, чтобы из ее окна сохранился вид на скульптуру Мухиной «Рабочий и колхозница». Митрополит Марк, который тоже присутствовал на встрече, пригласил ее к себе для беседы. Он встал перед этой женщиной на колени и объяснил, что людям нужен храм. Это произвело на нее такое впечатление, что она из противников превратилась в ярую защитницу строительства храма. Сейчас там ни одного протестующего. Три года строится уже, деньги на завершение строительства собирает все мордовское землячество в Москве, республика Мордовия подключилась. С людьми всегда надо разговаривать, даже если их мнение ты не разделяешь.
— Как вам кажется, власти сегодня достаточно разговаривают с людьми?
— Там, где я сталкиваюсь, достаточно. Это видно, например, по тому, как идет программа реновации. Я один из авторов программы сноса пятиэтажек, и первой, и второй. Тогда она реализовывалась по понятиям, а сейчас — по закону.
— Что значит «по понятиям»?
— Закона не было. Было постановление, но не закон. Мы делали программу на свой страх и риск. И делали так: меняли квартиру на квартиру в пределах одного района. Это была вынужденная мера. Денег у города не было. Тем не менее за 20 лет расселили 1722 дома, дали новые квартиры 350 тыс. людей. Но всем не угодишь. Теперь те, кто голосовали против реновации, просятся, но уже не могут попасть в программу. Критиков у нас везде хватает, они и в Думе (Мосгордуме. — Прим. ред.) у нас сидят.
— Вам нравится такая Дума?
— Я вообще люблю, когда можно с кем-то поспорить.
— О чем сейчас спорите?
— Да обо всем. Например, утвердили двухлетний бюджет — принципиальный вопрос. Одни настаивали на том, чтобы больше денег на образование, другие — на здравоохранение, третьи — на инфраструктуру, четвертые — на пенсионеров. Сейчас гораздо большие средства направлены на инфраструктуру. И это оправданно — идет работа на опережение. А в наше время больше тратилось на социалку. К нам тогда толпами приходили, правда, за горло не брали. Москвичи терпеливые.
— Сейчас тоже?
— Терпеливые — что тогда, что сейчас. Ко мне же часто приходят на прием, но меркантильных, личных вопросов почти нет. Чаще всего обращаются с общественными вопросами: построить детскую площадку, сделать парк, организовать парковку, провести метро.
— Летом еще были массовые протесты за честные выборы в Мосгордуму — тоже общественный вопрос, не личный.
— Я за свободу высказывания, но эту кампанию превратили в чисто политическую игру.
— Зато мы получили Думу, где, как вы говорите, есть с кем поспорить.
— Ее можно было получить и без этих игр, без перекрытия дорог и прочих неудобств.