Что построят в шакше
«Требование основано на скотском отношении» — жители Шакши хотят отделиться от Уфы
Петицию подписали более 600 жителей микрорайона
Жители уфимского микрорайона Шакша потребовали отделения от Уфы или преобразования в Шакшинский район. Соответствующую петицию на имя главы республики Радия Хабирова подписали уже свыше 620 человек. В тексте обращения шакшинцы обращают внимание на то, что столичные власти практически не уделяют внимания развитию их микрорайона, отдавая предпочтение другим территориям Уфы. Что хотят изменить авторы петиции, все ли жители Шакши их поддерживают, а также что планирует предпринять в ответ на эти заявления уфимская администрация — в материале «Реального времени».
«Требование основано на скотском отношении»
Автор петиции Андрей Евстигнеев разместил ее на сайте Change.org еще 16 сентября. От имени жителей Шакши он просит выделить микрорайон из состава Калининского района Уфы в отдельный район города или республики.
— Наше требование основано на скотском отношении к жителям столицы, которыми мы также являемся! Так, основной въезд в многотысячный микрорайон Шакша осуществляется через скотопрогон, а второй проходит через технологические «красоты» «Кроношпана», который также не соответствует требованиям: дорога постоянно разбита, отсутствует ее освещение. В Шакше нет кинотеатра, бассейна, больницы, полноценных парков и скверов, других благ, доступных для жителей остальной Уфы. Финансирование микрорайона осуществляется по остаточному принципу, а руководство города, видимо, даже не знает о его существовании! — возмущен Евстигнеев.
Его петицию сейчас активно обсуждают в соцсетях. Немало жителей Шакши обратили внимание, что по части благоустройства район действительно выглядит обделенным.
— Почему мы должны детей вывозить в город покататься на каруселях, в парки, в скверы, в бассейны — это вообще беспредел какой-то, — возмущается Альбина Хунафина.
— Надо было брать квартиру в Сипайлово, а не в Шакше. Даже по карте Уфы понятно, что Шакша — это край, гетто, — сетует Регина Сабирова — Непонятно, как это [подписание петиции] поможет, но пойду подпишу на всякий случай, поддержу место, где выросла.
Подписал петицию и депутат Госсобрания Башкортостана Рустам Хафизов, который сам проживает в Шакше. Он рассказал «Реальному времени», что авторы петиции таким образом пытаются обратить внимание на проблемные вопросы, но, вместе с тем, считает отсоединение вполне целесообразным:
— Конечно же это один из способов привлечь внимание властей к проблемам Шакши. При этом выделение микрорайона в отдельный район Уфы или республики позволит сконцентрировать бюджет на проблемах Шакши и самостоятельно администрировать полномочия.
«Не надо за всю Шакшу говорить»
Однако немало и тех шакшинцев, кто идею отделения от города не поддерживает совсем:
— Не надо за всю Шакшу говорить! Кто уполномочил делать такое заявление? Только недавно этот бред прочла. Жители этого не хотят! Нам нужно лишь улучшить условия жизни и досуга, — выражает мнение Анна Демидова.
— Да кто воду мутит? Зачем отделяться? Такси потом будет стоить до Шакши как до другого города! — опасается Ильдус Хабибуллин.
Альфия Султанова — коренная жительница Шакши. Здесь она родилась, хотя какое-то время жила в других городах, а выйдя на пенсию, вернулась в родные края. Женщина поделилась с «Реальным временем» своим мнением, которое с позицией авторов петиции не совпадает.
— Это неправильно, выделить Шакшу отдельно — невозможно. Я не поддерживаю. Кто будет содержать Шакшу? На какие деньги район будет благоустраиваться? Это не сделает ситуацию лучше, чем она сейчас есть, — считает Альфия Султанова.
Но озвученные в петиции проблемы, по мнению пенсионерки, действительно острые и их предстоит решить.
— Первая наша проблема — это транспортная доступность. Платим в два раза больше, чем остальные жители Уфы. У нас только 35-й государственный маршрут, и на линии всего три автобуса. Чтобы доехать до центра, нам нужно делать пересадку. Чиновники рассказывают про карту «Алга» и «счастливый час» с бесплатной пересадкой, но это работает только с государственными автобусами. А в Шакше ездят в основном все коммерческие, «счастливый час» там не действует. Даже до Инорса не доехать без пересадки. Утром маршрутки забиты, а вечером перестают ездить — и «Башавтотранс», и частники. А лет 10 назад в 11 вечера можно было спокойно уехать.
Одна из проблем Шакши — транспортная доступность. Фото: yandex.ru/maps
Альфия Султанова многократно обращалась и в «Башавтотранс», и в администрацию Уфы с требованием увеличить количество государственных автобусов в Шакше, однако ее просьбы так и остались без ответа. Точно также без внимания осталось и письмо в региональный Минздрав, куда женщина писала об отсутствии узких специалистов в местной поликлинике. Чтобы попасть на прием, необходимо ехать в другой район — более чем за восемь километров:
— Мы как забытый район. Что бы ни было — нужно ехать в город. И с транспортом беда, и даже на машине въезд в Шакшу через скотопрогон под железной дорогой. Там ширина в одну машину. В результате ни въехать, ни выехать. Молодежь нашу жалко. Ни бассейнов нет, ни кинотеатров. Ходить вообще некуда.
В проекте бассейн, торговый центр и новые скверы
В администрации города в ответ на запрос «Реального времени» сообщили, что в муниципалитет обращения от жителей Шакши об отделении микрорайона от города не поступали.
Чиновники мэрии рассказали, что прикладывают усилия по благоустройству Шакши. За последние 2 года отремонтировано шесть дворов, утеплены фасады восьми домов, а в 20 домах произведен ремонт лестничных площадок. Создаются площадки для воркаута и появилось новое футбольное поле на улице Зеленой. Пресс-служба администрации города акцентирует внимание на продолжении озеленения микрорайона:
— В микрорайоне Шакша за последние 3 года благоустроено четыре сквера — сквер «Памяти» по улице Зеленой, где также установлены детская игровая и спортивная площадки; сквер «Желаний» по улице Мелеузовской, вблизи дома 17/2; сквер «Детства» по улице Сельской, вблизи дома 8, где установлены детская игровая и спортивная площадки и сквер «Аленький цветочек» по улице Касимовской.
Сквер «Желаний» в Шакше. Фото: yandex.ru/maps
Что касается строительства бассейна и торгового центра, то в проекте эти сооружения уже есть:
— Согласно проекту планировки жилого района Шакша-Южная предусмотрено строительство следующих объектов: спортивно-оздоровительный комплекс литер 57 в мкр. Шакша-2а; многофункциональный торговый центр литер 1в мкр. Шакша-3б; культурный центр литер 1 в мкр. Шакша-6; спортивный центр литер 2 (стадион, спортплощадки, спортзал, бассейн) в мкр. Шакша-6.
Между тем, когда проект воплотится в реальность, не уточняется. Быть может создание петиции, если и не приведет к отделению Шакши от Уфы, то может способствовать ускорению решения вопроса.
Мэр Уфы рассказал о порядке строительства мостов в городе
Стал известен порядок и примерный срок сдачи семи мостов в Уфе, которые на данный момент либо уже строятся, либо ждут очереди на реконструкцию. Как сообщил мэр Уфы Сергей Греков на пресс-конференции с журналистами, в 2024 году будет запущено движение по мосту через реку Уфа — Восточный выезд, который соединит трассы М-7 и М-5. Также к 2024 году планируется завершить реконструкцию старого Бельского моста через Белую, который требует капитального ремонта.
Между тем, к юбилейному для Уфы 2024 году реконструкция Южных ворот еще не завершится. Что касается мостов в Шакше и в Затоне, то, по словам Грекова, на данный момент выбираются источники финансирования для начала реконструкции объектов. Похожая ситуация и с мостом через реку Белая в районе улицы Интернациональная.
— Я уверен, что федеральное финансирование позволит нам попасть в ту программу, которая обеспечит этот мост финансированием, Сергей Греков
Тем временем мост в Нижегородку «очень дорогостоящее мероприятие» и пока власти просто «имеют его в виду».
— Там необходимо сначала построить дамбу, расселить много домов. Это очень дорогостоящее мероприятие. Поэтому пока мы его имеем в виду. Мы его ни в коем случае не упускаем. Как только будет федеральная программа, которая позволит реализовать это решение, то обязательно ей воспользуемся, сообщил мэр Уфы.
Напомним, что в начале декабря антимонопольная служба приостановила тендер на ремонт Бельского моста за 4 миллиарда рублей, а после и вовсе отметила итоги конкурса. Причиной этому послужила жалоба компании «Пелискер» на организатора торгов из-за того, что те требуют подтверждение опыта по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Жители отдаленного микрорайона Уфы обиделись на мэра
Сергей Греков обещал приехать к ним еще в сентябре, однако слова не сдержал
После того как жители микрорайона Шакша опубликовали петицию об отсоединении от Уфы, глава городской администрации выразил намерение пообщаться с авторами обращения и лично посетить проблемные точки. Но подписавшие петицию шакшинцы (в символическом количестве 666 человек) так и не дождались мэра в гости. Продолжение истории — в материале «Реального времени».
«В нашей Шакше застой уже лет 25»
История с «сепаратизмом» шакшинцев началась еще в сентябре. Они пожелали отделиться от Уфы из-за недостаточного внимания к своей территории и «скотского отношения». Мэр города Сергей Греков встречался по этому поводу с журналистами 24 сентября. Тогда он заявил, что уже в ближайшее время встретится с шакшинцами:
— Я уверен, что если мы увидимся с жителями Шакши, написавшими эту петицию, поговорим, объясним и расскажем, когда в ближайшее время туда придем. Это даже хорошо. В городе открывают скверы, парки, люди видят это, сравнивают со своим районом, и им кажется, что им недодали, — говорил тогда уфимский градоначальник.
Однако на дворе уже середина декабря, а визит мэра так и не состоялся. Проблемы в микрорайоне тем временем никаким чудесным образом не решаются.
24 сентября мэр заявил, что уже в ближайшее время встретится с шакшинцами. Фото: ufacity.info
Ирина Сидорова живет здесь уже давно. Женщина поделилась с «Реальным временем» мнением, что на протяжении последней четверти века в Шакше почти ничего не меняется и выглядит все не очень эстетично:
— Почему в нашей Шакше застой уже лет 25? Дома облезлые, молодежи пойти некуда. Только маленькая спортивная школа есть по улице Гвардейской. Стоят полуразрушенные здания 70 годов, какие-то пустыри, напротив заправки — болото вонючее, куда сваливается мусор. Две площадки сделали детские. За 25 лет — это все.
Быть может, Сергею Грекову не хотелось приезжать в столь неживописные края. А возможно, причиной, по которой мэр так и не добрался до Шакши, является слабая транспортная доступность микрорайона.
— Самая большая проблема — транспорт. Вечером очень проблематично приехать после работы в Шакшу. Летом и зимой стоим в пробках. Мы не можем выехать из Шакши, очень мало транспорта. Маршрутки ходят ровно до семи вечера. Позже уже добираемся, кто как может. Сколько просили, писали люди, чтобы 35-й автобус пустили хотя бы до Колхозного рынка, — живописует проблемы жителей злополучного микрорайона Ирина Сидорова.
«Обещать не значит делать»
Активная жительница Шакши Альфия Султанова неоднократно обращалась в «Башавтотранс» с требованием продлить время работы автобусов государственного перевозчика, однако положительного ответа так и не дождалась:
— Ответ дали, как и раньше. Никаких изменений. Чиновники рассказывают про карту «Алга» и «счастливый час» с бесплатной пересадкой, но это работает только с государственными автобусами. А в Шакше ездят в основном все коммерческие, «счастливый час» там не действует. Даже до Инорса не доехать без пересадки. Утром маршрутки забиты. А вечером перестают ездить все. И «Башавтотранс», и частники.
Самая большая проблема в Шакше — транспорт. Фото: yandex.ru/maps
Задать свои вопросы Альфия Султанова хотела бы напрямую мэру Уфы, но пока такой возможности ей не представилось. Она сомневается, что вообще представится:
— Обещать не значит делать. Сомневаюсь, что он к нам вообще приедет. Не понимаю, почему чиновники не хотят знать свой город, какие проблемы у жителей.
А вот ее соседка по микрорайону Ирина Сидорова говорит: несмотря ни на что, жители Шакши мэра очень ждут. И надеются, что, если он все же соберется приехать, о встрече будет известно заранее:
— Как жительница Шакши предложила бы собраться где-нибудь в помещении спортивной школы. Можно выбрать место, куда бы люди пришли. И не в час дня, и не в одиннадцать утра, когда все на работе. И главное, чтобы заранее люди знали. Но пока ни о чем таком не слышали, ничего нам не предлагают.
«Видимо, нужно держаться»
Депутат Госсобрания Башкортостана Рустам Хафизов сам живет в Шакше. Нашумевшую петицию он тоже поддержал и ждал мэра в гости. Он напомнил «Реальному времени» о самых важных проблемах, решения которых требуют жители микрорайона:
— Конечно же, про строительство полноценного въезда в микрорайон Шакша вместо скотопрогона, строительство бассейна, кинотеатра, больницы, парка в микрорайоне. Получаю постоянные отписки, что это все очень нужно для жителей, но денег нет. Видимо, нужно держаться!
Говоря о не всегда качественной работе коммунальных служб, депутат Хафизов отметил, что в местной управляющей компании существует проблема с задержками заработной платы:
— Также в микрорайоне уже более трех месяцев не платят зарплату сотрудникам «ЖЭУ-Шакша». Думаю, снова готовят его к очередному банкротству!
Не порадовал депутата и список объектов, которые будут построены или реконструированы к 450-летию Уфы — Шакшу стройки вновь обойдут стороной.
Ранее в мэрии рассказывали, что усилия по благоустройству микрорайона все-таки прикладываются. За последние два года отремонтированы 6 дворов, утеплены фасады 8 домов, а в 20 домах произведен ремонт лестничных площадок. Создаются площадки для воркаута и появилось новое футбольное поле на улице Зеленой. Пресс-служба администрации акцентирует внимание на то, что здесь уже запроектированы бассейны и даже торговый центр:
«Согласно проекту планировки жилого района Шакша-Южная предусмотрено строительство следующих объектов: спортивно-оздоровительный комплекс литер 57 в мкр. Шакша-2а; многофункциональный торговый центр литер 1в мкр. Шакша-3б; культурный центр литер 1 в мкр. Шакша-6; спортивный центр литер 2 (стадион, спортплощадки, спортзал, бассейн) в мкр. Шакша-6».
Ранее в мэрии рассказывали, что усилия по благоустройству микрорайона все-таки прикладываются. Фото: 102-reg.ru
Но сроки реализации этих благих начинаний пока неизвестны. А на вопрос «Реального времени» о том, планирует ли Сергей Греков посетить Шакшу в ближайшее время, в администрации Уфы на момент написания материала не ответили.
Цикл о микрорайонах Уфы. Часть 1. Шакша
На этот клочок земли возлагали большие надежды: на месте пастбищ и покосов выросли многоэтажки, промышленные корпуса, школы и детские сады, какое-то время микрорайон считался бурно развивающимся, но что-то пошло не так.
Разве что парковка стала больше, и новая детская площадка появилась. Мне бы такую в мое постсоветское детство, когда вместо песка в песочнице были камни, а вместо качелей – сваренные буквой П трубы.
В глаза бросается местечковость благоустройства. Ощущение, что кто-то разбросал в поле детские качели, парковку, асфальт. И такая обстановка почти во всех дворах: есть площадка, но дойти до нее без резиновых сапог трудновато.
Еще одна боль шакшинцев – Касимовский пруд. Местные жители давно просят облагородить его и сделать здесь если не парк, то хотя бы пляж. Про этот водоем мы уже писали: несколько раз здесь прорывало искусственную дамбу, из-за чего пруд мельчал, а рыба гибла. Власти латали трубу и дамбу, но о какой-то большой реконструкции речи не шло. А ведь могло получиться неплохое место отдыха для жителей северной части.
Гулять с детьми здесь определенно негде, тем более с колясками. Единственный выход – школьный двор. Наверное, поэтому территория СОШ №137 больше напоминает сад. Портит картину только кирпичный фундамент прямо посередине двора. Сколько себя помню, он всегда там был. В детстве мы считали, что это фундамент будущего бассейна, но это мало похоже на правду. Очень надеялась, что непонятную конструкцию (ох, сколько коленок здесь было разбито) разобрали, но нет, стоит и продолжает портить вид.
За время моей прогулки я заметила несколько молодых семей, кто-то даже только-только переезжал и завозил мебель в свою новую квартиру. Неудивительно, здесь самая дешевая недвижимость в городе. Квадратный метр стоит 40-50 тысяч рублей при среднем ценнике по городу 60-65 тысяч.
Сюда даже автобусы ездят неохотно: проезд из Черниковки до Шакши стоит на 5-10 рублей дороже, чем из Черниковки до Телецентра, хотя расстояния примерно одинаковые. Неудивительно, что местные жители чувствуют себя неуютно в своем же городе.
Сравнительная оценка вариантов жилищного строительства. Потенциальные возможности районов нового освоения
Корректировкой генплана проведена сравнительная оценка вариантов размещения жилищного строительства в Шакше, Затоне, Деме.
При этом учитывались – природные, эстетические, гигиенические, архитектурно-исторические качества районов предполагаемого строительства, расстояния и затраты времени на использование средств массового транспорта до центра города; возможные расходы и потери на отчуждение под застройки сельскохозяйственных земель; общая стоимость освоения и инженерного обустройства территории
В результате оценки выявилось минимальное расхождение в стоимости инженерной подготовки территории в районах Шакши, Затона, Демы.
Для освоения любого из этих районов потребуется строительство электрической подстанции 220кВ.
По условиям электроснабжения район «Затон–Дема» является более благоприятным, так как на территории лучше развита как питающая сеть напряжением 220кт, так и распределительная сеть 110-35кВ.
По условиям теплоснабжения район Затона предпочтительнее, по крайней мере, на первую очередь строительства – отопительные котельные в Деме и Затоне большей производительности и имеющие значительный резерв мощности, котельная в Шакше более загружена. Резерва мощности котельной НГДУ в Деме может быть достаточно для обеспечения теплом нового жилого образования, расположенного севернее Демы.
По условиям газоснабжения районы равноценны – имеются газораспределительные станции и отводы на них от проходящих вблизи магистральных газопроводов.
По условиям водоснабжения район Шакша является более предпочтительным. Производительность рядом расположенного Шакшинского подземного водозабора, являющегося и в настоящее время источником водоснабжения, может быть значительно увеличена после окончания берегоукрепительных работ в излучине реки, проводимых для предотвращения размыва берега и разрушения скважинного водозабора.
Подача воды питьевого качества в Затон и Дему осуществляется из открытого Ковшового водозабора на р.Уфе. Вода подвергается очистке, обеззараживанию и цепочкой насосных станций (по условиям рельефа) подается потребителю. Увеличение расходов воды по этой схеме автоматически приводит к удорожанию себестоимости воды за счет дополнительного расхода электроэнергии на подъем воды.
Распределение расчетных объемов жилищного строительства (реконструкции) по районам города Уфы
№ пп. | Районы | Существующее положение | I очередь(2003-2015) | Расчетный срок(2016-2025) | ||||||||||
Население (2002г) тыс.чел | жилищный фонд, тыс. м2 общ.площ. на 01.01.2003г | Средняя жилобеспечен-ность, м2/чел. | население, тыс. чел. | Средняя жилобеспечен-ность, м2/чел. | Убыль тыс.м2 общ.площ | Объемы нового строит-ва,тыс.м2 общ.площ | жилищный фонд, тыс. м2 общ.площ. на 01.01.2003г | население, тыс. чел. | Средняя жилобеспечен-ность, м2/чел. | Убыль тыс.м2 общ.площ | Объемы нового строит-ва,тыс.м2 общ.площ | жилищный фонд, тыс. м2 общ.площ. на 01.01.2003г | ||
1 | 1089 | 18159* | 16.7 | 1100 | 21 | 400 | 5341 | 23100 | 1130 | 25 | 400 | 5550 | 28250 |
Условия водоотведения в Шакше наименее благоприятны. Отвод сточных вод от района будет производиться проектируемой насосной станцией по дюкерному переходу через р.Уфа с подъемом стоков на высоту более 30м с дальнейшим направлением их на городские очистные сооружения.
Совпадение генерального направления трассировки магистральных коллекторов Дема-Затон – очистные сооружения канализации с общим уклоном местности значительно сокращают высоту суммарного подъема сточной жидкости канализационными станциями Дема и Затон, что потребует меньших энергозатрат по сравнению с вариантом расширения жилищного строительства в Шакше.
Территория Нижегородки, требующая особо крупных затрат для освоения массовым жилищным строительством, рекомендуется к застройке (преимущественно многоэтажной) за пределами первоочередного периода. Распределение расчетных объемов жилищного строительства (реконструкции) по районам города Уфы приведено в таблице 4.
Главным стимулирующим фактором для реализации нового крупномасштабного жилищного строительства в районах Затона и Демы будут являться сооружение мостового перехода через реку Белую в районе Нижегородки, позволяющее облегчить кратчайший выход территорий новой застройки к Центру города.
Прирост жилой площади города Уфы произойдет в основном за счет многоэтажной застройки.
Доля малоэтажной застройки (включая одноквартирную) на новых территориях будет составлять от 20 до 30%, Кооперативной Поляне и в районах Зубово, Нагаево – до 100%.
Потенциальные возможности районов нового жилищного строительства 1
Преимущественный тип застройки
Структурная реорганизация сложившейся застройки Уфимского полуострова включает в себя:
Типы застройки и параметры городской среды в районах перспективного строительства (реконструкции) жилья в г. Уфе будут меняться в зависимости от потребностей разных социальных групп населения.
В то же время нельзя однозначно определить, что наиболее состоятельные граждане выберут для проживания центральные районы Уфы, а менее состоятельные – периферию.
Определяющими станут стиль жизни разных социальных групп населения и ценностные характеристики территории.
Богатые граждане предпочтут территории наиболее высокой градостроительной ценности, интенсивность их использования (плотностные характеристики) будут ограничиваться только градостроительными регламентами.
Категории людей среднего класса будут выбирать жилье, соответствующее их финансовым возможностям и предпочтениям к тому или иному району города, т.е. не только в зонах высокой градостроительной ценности.
Категории малоимущих, будучи не в состоянии построить собственное жилье, могут рассчитывать на социальное жилье в районах относительно низкой градостроительной ценности, с обязательным предоставлением минимального стандарта повседневных услуг (включая обеспечение школами и детским дошкольными учреждениями).
Для данной социальной группы норма жилищной обеспеченности будет минимальной (не ниже 18м2 на человека).
При корректировке генплана ставилась задача выравнивания различий в условиях жизни жителей всего города – в границах основной застройки и ближайших окраин – Дема, Затон, Шакша и других, что будет способствовать снижению ежедневных миграционных потоков.
Основные резервы организации второго жилья жителей Уфы, объектов коммунально-бытовой инфраструктуры, мест массового отдыха будет концентрироваться в пригородных районах, тяготеющих к столице республики, и, в первую очередь, в Уфимском районе.