Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Компью А рт

А.Ю. Самарин, докт. ист. наук

Статистические исследования в сфере книжного дела, проведенные в последние годы, показывают, что в настоящее время негосударственные структуры составляют основу издательской системы России. На их долю приходится более 2/3 названий выпускаемых книг и брошюр и около 90% совокупного тиража. Однако путь к возникновению частного российского книгоиздания был долгим. Начиная с середины XVI века, когда в Московском государстве появилось книгопечатание, на протяжении более чем двух веков на территории России функционировали только государственные типографии.

Конечно, ростки частнопредпринимательской деятельности иногда пробивались, несмотря на строгий государственный контроль. Так, историки спорят по поводу статуса Верхней типографии (1679­1683), организованной под руководством писателей и просветителей Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева. Есть мнение, что работавшая в петровское время (с 1705 года) Гражданская типография В.А.Киприанова являлась первым опытом частного издательского дела, хотя основную часть ее печатной продукции составляли учебные пособия для государственных учебных заведений, оплачиваемые из казны.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Изготовление бумаги. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

В послепетровское время частная инициатива в книжном деле проявлялась в форме заказов на отдельные издания, поступавших от авторов и переводчиков и выполнявшихся в государственных типографиях (Академии наук, Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, Московского университета и др.).

Многолетняя монополия государства на владение печатным станком закончилась 1 марта 1771 года, когда появился сенатский указ «О даче иноземцу Гартунгу привилегии на заведение в Санкт­Петербурге вольной типографии и словолитной, для иностранных языков». В нем говорилось, что, получив прошение иноземца, словолитного мастера Иоганна Михеля Гартунга «о дозволении ему завести здесь вольную Типографию и словолитное художество», а также соизволение Екатерины II положительно решить этот вопрос, Сенат нашел это «делом нужным и для общества полезным». А потому дал разрешение открыть И.М. Гартунгу частную типографию «для печатания на иностранных языках книг и других сочинений», а при ней словолитную мастерскую для изготовления шрифтов. Правда, деятельность типографии была ограничена рядом условий. И.М. Гартунг мог печатать книги на всех иностранных языках, а «на российском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было». Вся издательская продукция должна была проходить через цензуру, которую для книг должна была осуществлять Академия наук, а для объявлений — полиция. Таким образом, должны были быть пресечены попытки выпуска изданий, «кои противны либо Христианским законам, или Правительству, или же добронравию». Нарушение данных условий грозило конфискацией отпечатанной продукции и лишением привилегии.

В области изготовления шрифтов И.М. Гартунгу дозволялось «всякие литеры, как Российские, так и иностранные лить, и в России продавать свободно во все казенные Типографии, а не кроме сих мест».

Важным обстоятельством следует считать тот факт, что в документе особо оговаривалось: привилегия И.М. Гартунгу «не может препятствовать другим в заведении во всякое время таковых же приватных Типографий, а оставляется каждому воля равномерно приобретать право, какое сим Ее Императорского Величества указом и самому ему, Гартунгу, дано». Следовательно, оговаривалась принципиальная возможность появления новых частных типографий 1.

О Иоганне Михаеле (Михеле) Гартунге как первом владельце частной типографии в России упоминается практически во всех обобщающих трудах и учебниках по истории книги, а также во многих научных статьях. Однако о его личности и судьбе известно до обидного мало. Мы не найдем сведений о нем не только в общих энциклопедиях, но и в специализированных справочных изданиях: энциклопедическом словаре «Книговедение» (М., 1982), энциклопедии «Книга» (М., 1999), энциклопедии «Немцы России» (Т. 1. М., 1999). Не знаем мы и каким был облик первого частного типографа России, поскольку до нас не дошел его портрет.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Книгопечатание. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Правда, исследовательнице С.Р. Долговой удалось найти и опубликовать прошение И.М. Гартунга к Екатерине II от 20 мая 1771 года, в котором он благодарил за разрешение завести частную типографию и просил ссуду в 6 тыс. руб. на 10 лет для ее обустройства. В прошении, в частности, говорилось, что И.М. Гартунг намерен «в России остаться и свою фамилию из Майнца сюда вывезти». Из этого свидетельства С.Р. Долгова сделала вывод, что «Гартунг – уроженец Майнца, одного из старейших немецких городов, известного как родина изобретателя книгопечатания Гутенберга» 2.

Автору настоящей статьи посчастливилось обнаружить в Российском государственном архиве древних актов новые материалы о деятельности И.М. Гартунга в России 3. Из них, в частности, следует, что до заведения собственного полиграфического предприятия он работал мастером словолитного дела в Сенатской типографии.

В XVIII веке Сенат являлся в России высшим государственным органом по делам законодательства, управления и суда. В 1721 году в Петербурге при нем была создана специальная типография, а в 1728­м особая Сенатская типография появилась и в Москве. Эти типографии представляли особое явление в издательской сфере России XVIII века. По образному выражению историка Д.Д. Шамрая, они были «механизированной частью канцелярии, по­скольку печатали текущие указы, паспорта и т.п.». Объемы работ были весьма значительными, ведь указ от 17 марта 1764 года «О признании публикуемых указов действительными, когда они будут печатные» вводил обязательность печатной формы распространения всех законодательных актов. Помимо указов, манифестов и других законодательных материалов, в Сенатских типографиях печатались штаты учреждений, формуляры делопроизводственных документов, паспорта, патенты, объявления казенных учреждений и частных лиц и др. Кроме того, здесь производилось изготовление гербовой бумаги и печатание бумажных денег (ассигнаций).

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Переплетение книг. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

Большие объемы ежегодно выпускаемой печатной продукции требовали постоянного обновления шрифтового хозяйства, которое быстро изнашивалось из­за интенсивного использования. В связи с этим руководство Сената стремилось заполучить в типографию лучших мастеров словолитного дела из Европы. Так, в 1767 году здесь служили два выходца из Англии — Осип Симкенс и Иоганн Ульрих Наттер. Однако довольно быстро выяснилось, что они не знают основ создания шрифтов и даже не умеют варить гарт (сплав для их изготовления). И вот тогда, в августе 1767 года, в Сенатской типографии объявился «словолитного художества мастер Яган Гартунк», прибывший незадолго до этого в Россию, который обещал изготовить из казенных материалов до 100 пудов гарту, взяв за его производство по два рубля за пуд. Приготовленный Гартунгом к 3 сентября 1767 года сплав оказался высокого качества, а потому он решил проситься на постоянную службу в Сенатскую типографию.

Прошение И.М. Гартунга было очень кстати, поскольку мастер О. Симкенс совершенно не выполнял своих обязанностей. В рапорте от 15 октября 1767 года обер­прокурор М.Ф. Соймонов сообщал генерал­прокурору Сената А.А. Вяземскому, что «словолитец Симкенс не только ничего не делает, но и в словолитную редко является палату», а тем временем в типографии может оказаться недостаток в шрифтах, поскольку, например, «самонужнейшей азбуки, называемой миттель, литер набором не более четырех листов осталось». Соймонов предлагал принять И. Гартунга в типографию на место О. Симкенса.

Несмотря на очевидную профессиональную непригодность, О. Симкенс не пожелал оставить свое место без борьбы, а потому по его настоянию между ним и И. Гартунгом был проведен своеобразный конкурс. Образцы сплава, изготовленные обоими мастерами, были направлены на экспертизу в Академию наук. Из нее 13 декабря 1767 года было получено письменное свидетельство, подтверждавшее качество работы И. Гартунга, а «Симкенсова ж варения литерной состав признан совсем не годным».

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Словолитец. Гравюра из издания «Зрелище природы и художеств» (СПб., 1784)

После еще двух месяцев проволочек, 25 февраля 1768 года, генерал­прокурор Сената А.А. Вяземский подписал приказ об увольнении О. Симкенса из Сенатской типографии и зачислении на его место И. Гартунга. В тот же день с ним был заключен контракт на четыре года. По нему он был обязан обеспечивать все потребности Сенатской типографии в шрифтах, обучать словолитному делу русских учеников, соблюдать правила пожарной безопасности во время работы. За труды ему полагалось жалованье в 350 руб., а также «на житье две камеры с казенными дровами и свечами».

Из различных документов, появившихся в ходе определения И.М. Гартунга в Сенатскую типографию, можно выявить новые факты из его биографии. Так, в одном из доношений директора Сенатской типографии С.С. Волчкова он характеризуется как «цесарец», то есть подданный Священной Римской империи. Эту информацию дополняет один из рапортов обер­прокурора Сената М.Ф. Соймонова, в котором говорится, что И.М. Гартунг «сказывает», что в искусстве словолитного дела он «упражнялся тринадцать лет в собственной типографии Римского императора, откуда и аттестат имеет». Сам И.М. Гартунг сообщает о себе: «Художеству своему обучался я у искуснейших мастеров, и во оном упражняюсь двадцать четыре года в чем и свидетельствован».

О том, насколько успешной была работа И.М. Гартунга в Сенатской типографии, можно судить по рапорту корректора Василия Троепольского от 10 июля 1770 года. В нем говорится: «Но как в два года почти с половиною им вылито российских литер только три да французских один шрифт, а ученики только знают лить и литеры чистить, а матризы пробивать и гарт варить, что всего нужнее, совсем не умеют, то не соблаговолено ли будет как ему Гартунгу, так и пуансонному мастеру Наттеру (ибо и сей в обучении никакого успеха не имеет) оставшее по контракту время употребить как можно на обучение всего того, чем они контрактом обязались, данных им учеников, так же и на вылитие других российских литер гартов, а для лучшего усмотрения их успеха подавали б они каждой месяц в типографию репорт, что ими сделано».

В итоге появился строгий приказ А.А. Вяземского от 23 июля 1770 года, предписывавший брать с И. Гартунга еженедельные рапорты о проделанной работе.

Окончание в следующем номере

1 Одну из последних публикаций полного текста указа см.: Русская журналистика в документах: История надзора. М., 2003. С. 46-47.

2 Долгова С.Р. О первых владельцах частных типографий в России (И.М. Гартунг и И.К. Шнор) // Книга: Исследования и материалы. М., 1976. Сб. 32. С. 178-179.

3 Самарин А.Ю. 1) Новые документы о первом владельце частной типографии в России И.М. Гартунге // Федоровские чтения, 2005. М., 2005. С. 517-528; 2) Первая в России частная типография И.М. Гартунга // Книга: Исследования и материалы. М., 2006. Сб. 85. С. 187-200.

Источник

История книгопечатания в Поморской Церкви

История книгопечатания в Поморской Церкви

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Более двухсот лет издание и распространение староверческих книг в России считалось уголовным преступлением. Однако, потребность, как в богослужебной, так и в полемической литературе, необходимой для укрепления верующих и проповеди «древлего благочестия» требовала создания типографий.

Все эти годы, собственно старообрядческая, печатная продукция изготавливалась либо в нелегальных типографиях, либо в типографиях находящихся за пределами России. В 1869 году русский изобретатель М.И. Алисов (ок. 1830-1898) изобрел новый, упрощенный способ книгопечатания с помощью гектографа. Изобретение гектографа сразу же было взято старообрядцами на вооружение, а гектографические типографии получили широкое распространение.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Только вчитайтесь в эти строки, каким необыкновенным способом происходило тиражирование книг: сначала готовили печатную форму с применением желатина и глицерина, затем бумагу с текстом, написанным анилиновыми красками, накладывали на застывшую желатинную массу. Текст отпечатывался на желатине, и с помощью валика получалось до сотни оттисков. Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово «гекатон» означает «сто»).

Технику работы с гектографом можно проиллюстрировать данной схемой:

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

1. Текст или иллюстрацию, подлежащие размножению, наносят пером на бумагу специальными гектографическими чернилами, в состав которых входят анилиновый краситель, глицерин и спирт.

2,3. Изготовленный таким образом оригинал прижимают к поверхности массы в гектографе.

4,5. Изображение с оригинала передается на желатиновый слой. Лист оригинала убирают, а желатиновый слой превращается в матрицу для копирования.

6,7,8. При последующем прижимании чистой бумаги к поверхности матрицы на бумаге получаются отпечатки текста или иллюстрации.

Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики, полемики, исторические и канонические сочинения, даже певческие книги.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Пример старообрядческого гектографированного издания

В России были известны следующие Поморские гектографические типографии:

1. В жизнеописании Дионисия Васильевича Батова говорится, что в период жизни в Саратове (1875-1880 гг) он познакомился с работой на гектографе. Возможно, что это была типография кого-то из поморских деятелей.

2. Собственная типография Дионисия Васильевича (1825-1910 гг). Располагалась в г. Туле. Выпустила около 300 гектографированных изданий, среди которых были певческие, уставные и полемические книги, сочинения поморских начетчиков, большую часть которых составили его собственные сочинения по отдельным вопросам церковной жизни. Каталог изданий Д.В. Батова опубликован в «Деяниях Второго Всероссийского Собора». Оригиналы для своих изданий Д. В. Батов писал как сам, так и прибегая к помощи своей внучки, а также Ф.П. Кондратьева.

3. Типография Мельнова Александра Трофимовича (1868-1935 гг). Располагалась в г. Златоусте Уфимской губернии.

4. Типография Зыкова Ивана Ивановича (1837-1913 гг), г. Орехово-Зуево. И.И. Зыков был поморским наставником, активным участником многих собеседований о вере, автором полемических произведений, некоторые из которых издавал сам на гектографе. Из них известны: «Беседа И.И. Зыкова с игуменом Павлом Прусским… 3 октября 1876 г», «Вопросы И.И. Зыкова, данныя Московскому братству миссионерского общества … 29 сентября 1893 г», «Духовные ответы И. И. Зыкова на вопросительное письмо членам Московского Миссионерского братства. 1891 г».

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Старинный печатный станок

Интересно, что заботясь о сохранении и долговечности своих творений, Прокопий Максимович пишет в конце некоторых изданий следующее «Предостережение»:

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

6. Типография при Преображенском кладбище и существовавшем при нем с 1808 года богодельном доме — была одной из крупнейших старообрядческих типографий в Москве. Типография здесь возникла в конце XIX – начале ХХ в. и первоначально, скорее всего, работала нелегально. После получения старообрядцами возможности легально заниматься книгоизданием в России в 1905 году, председатель Совета Преображенского кладбища Г.К. Горбунов на средства, завещанные кладбищу одной из состоятельных прихожанок — казанской мещанкой Е. Челышевой, — открывает типографию в 1907 году. Изначально при типографии была создана переплетная мастерская. За десятилетний период существования типографии с ее станков сошло свыше 80 изданий. Здесь с первых лет печатаются объемные издания, среди которых, например, недатированные Евангелие толковое или известные «Поморские ответы» братьев Андрея и Семена Денисовых, напечатанные с подлинного оригинала 1723 г.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Страсти Христовы. Москва, Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 7419 (1911 год).

7. Особое внимание хотелось бы уделить старообрядческой типографии, которая действовала в г. Саратове.

В опрос о необходимости создания собственной типографии у старообрядцев-поморцев впервые прозвучал на первом Всероссийском соборе в мае 1909 году. Еще более остро он был поставлен на первом Всероссийском съезде старообрядческих учителей и учительниц, проходившем летом 1911 году.

Наряду с изданием книг, съезд признал необходимым выпуск собственного журнала и одобрил предложение саратовцев и двинцев издавать периодику. Саратовские поморцы незамедлительно приступили к исполнению решений съезда. В 1912 году на базе типографии товарищества «Энергия» начал печататься журнал «Щит веры». Первым редактором, а с 1913 году и издателем, сменив на этом посту председателя общины П.И. Соколова, который, вероятно, до этого был и владельцем типографии, стал В.З. Яксанов.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

В том же году при редакции журнала был открыт книжный и писчебумажный магазин «Сотрудник школы». Как отмечалось в рекламе, «при магазине имеется старообрядческая типография и переплетная» мастерская. О какой типографии идет речь пока не ясно: либо типография товарищества «Энергия» перешла к Яксанову, либо он открыл свою собственную. Более реальной представляется первая гипотеза.

Все это объединение по производству и распространению книг стало называться «Книгоиздательство В.З. Яксанова», которое находилось по адресу: ул. Большая Горная, д. 164. Торговля велась не только в Саратове. Склад с торговой лавкой был открыт на Нижегородской ярмарке. Книгоиздательство занималось продажей как своей продукции, так и других старообрядческих типографий.

Главным каналом распространения старообрядческой литературы, подготовленной к публикации книгоиздательством Яксанова, был журнал «Щит веры». Некоторые книги, как, например, трехтолковый Апокалипсис, печатались прямо в журнале.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Ежемесячный журнал старообрядцев поморского согласия «Щит Веры» №1, январь 1912 года

В 1912 году Яксанов совместно с одним из авторитетнейших деятелей поморского старообрядчества Т.А. Худошиным подготовил и издал «Учебное пособие по Закону Божьему для детей христиан-старообрядцев» в трех частях. В том же году был напечатан «Устав церковный» с цветными гравюрами, выполненными в литографии Немирова. Издательством были выпущены «Кормчая трехтолковая» и «Библия», «Исторический словарь Павла Любопытного» и «История Выговской пустыни Ивана Филиппова», «Азбука веры» Дионисия Батова под редакцией Яксанова и многое другое. В 1915 году в типографии были изданы «Восьмидневные беседы Андрея Александровича Надеждина с миссионерами господствующей церкви в Сызрани».

Во время первой мировой войны издательством выпускались книги для старообрядцев-военных. Так, в 1916 году вышли из печати: «Спутник воина-христианина» и «Походная книга для солдат и офицеров старообрядцев». В состав последней вошли: чин 12 псалмов, домашнее правило, скитское покаяние и некоторые псалмы. Издательство выпускало книги, напечатанные как кириллическим, так и гражданским шрифтом.

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Каталог Саратовской старообрядческой типографии

Период свободного книгоиздательства был недолгим. Большевики закрыли все старообрядческие издательства и типографии. А многие печатники оказались в тюрьмах и лагерях. Только в 1990-х годах старообрядцы получили возможность печатать богослужебную и учительную литературу.

Другими словами, даже в те, прежние, такие непростые времена, действовало несколько старообрядческих поморских типографий.

Исходя из своего опыта издательства небольших духовных книжиц и брошюрок, скажу, что печатное Слово — это тоже Слово, и порой оно действует эффективнее устного. Даже будучи не понятым с первого раза, отлежавшись в пыльных столах, или «вдруг попавшись на глаза», оно помогает найти ответы на забытые вопросы, осознать ранее неосознанное или услышать неуслышанное, указывает дорогу в Церковь, заставляет задуматься о спасении своей души.

Особое внимание хочется уделить изданию детской литературы.

Когда-то христиане воспитывались в семьях, где соблюдался традиционный уклад, ныне утраченный. Однако, с гибелью христианского уклада семьи, созданием нового, «современного человека», разрывом поколений, общим оскудением веры, разрушилось и традиционное воспитание в семье. Вековые способы передачи церковного писания и предания от старшего поколения младшему были сломаны. Вот и не остается теперь молодому поколению иного пути узнать богатство церковного учения, кроме как через чтение подлинных вероучительных и канонических книг.

Да, знание сейчас доступно, но оно завалено целыми горами надменной лжи, искажений, фальсификаций. П одлинное же учение Церкви люди попросту не знают…

Дай Бог, чтобы в нашей Церкви, опираясь на свой собственный потенциал (а не на потенциал других людей, из других согласий) типографское и книгоиздательское дело стало развиваться, расширяться, помогать проповеди истинной веры, наполнять сухие сердца «живой водой» Слова Божьего…

Источник

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Холмогорский район запись закреплена

17 фактов о Холмогорском районе Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря 1 в россии типография

Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.

1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».

2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).

3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.

4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.

5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».

6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.

7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.

8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.

9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.

10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.

11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.

12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.

13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.

14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.

15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.

16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.

17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *