Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь

Великая история малой Вавчуги

РУБРИКИ
Великая история малой Вавчуги

Пишу по просьбе жителей деревни Вавчуга Холмогорского района. 6 июля деревня отметила 320-летие первой русской коммерческой судоверфи, основанной купцами Бажениными братьями Фёдором и Осипом. С их лёгкой руки и под покровительством Петра I началась история отечественного торгового флота.

Незамеченным прошло 320-летие судоверфи, построенной при поддержке Петра Первого

Братья Баженины имели в Вавчуге водяную пильную мельницу. Весть о лесопильном производстве докатилась до Петра Великого. Будучи в Архангельске в 1693 году, Пётр 21 сентября посетил Вавчугу. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабельного леса.

17 мая 1694 года Пётр I вторично посетил Вавчугу. Увидел, как быстро растёт верфь благодаря его покровительству и расторопности братьев Бажениных.

В 1702 году Пётр третий раз был в Вавчуге. В его присутствии братья Баженины спустили со стапелей два фрегата: «Курьер» и «Святой дух». В это время на судоверфи строился ещё один фрегат «Андрей Первозванный». В присутствии Петра был заложен четвёртый фрегат. (От редакции. Ещё в ряде публикаций эти корабли называют фрегатами, хотя фрегат это трёхмачтовый военный корабль, а в Вавчуге строили суда торговые).

Спуск на воду первых кораблей Пётр I отмечал с братьями Бажениными на острове Сахарная Головка (по преданию, остров этот насыпан по приказу Петра). Вокруг острова плавали в лодках девушки, собранные из близлежащих деревень, пели песни. По старым сказам, передаваемым из уст в уста, Пётр выбирал себе понравившуюся девушку и вёз её в место под названием Крапивки. Из-за этого по холмогорской земле гуляет легенда, что М.В. Ломоносов сын Петра Великого.

В официальной прессе и литературе версия эта всегда пресекалась цензурой. Но народ намотает сказ на ус, несёт через века. Нет у сказа цензоров. Слыхала я его от жителей Вавчуги. Русская деревня и в царском глазу грех отыщет!

Литераторы, писавшие о Русском Севере, считали своим долгом побывать в Вавчуге. О местной судоверфи писали С. Максимов (в книге «Год на севере»), В. Крестинин, А. Грандилевский, А. Морозов, П. Челищев, Б. Шергин, Н. Жернаков. Многие из историй, описанных ими в литературе, я не раз слыхала от старожилов деревни.

Зимой в Вавчуге нет жителей. А летом полная деревня народа, нет ни одного пустого дома. В этом году 6 июля собрались на подворье Маргариты Павловны Чертополоховой жители деревни: Пугины, Галушины, Назаровы, Осинины, Фёдоровы, Верещагины, Негодяевы, Бутаковы, Пекишевы, Сундушниковы, Архиповы, Колчины, Марковы, Мышовы, Неумоины, Кочневы, Токаревы. Более 50 человек за большим общим столом! «Обчажный стол», сказали бы в старину.

Немало приехало на деревен-ский юбилей молодых выходцев из Вавчуги. Радует, что они неплохо знают историю деревни. Благо в интернете много материала.

Очень жаль, что такая дата 320-летие судоверфи, основанной по велению Петра, не заинтересовала прессу, депутатов и чиновников.

В ужасном состоянии сегодня дом Бажениных, который якобы находится под охраной государства.

За два дня до юбилея исторический дом едва не сгорел! В трёх метрах от него пылала сухая трава. Спасибо двум престарелым жительницам Вавчуги, бабушкам 80 лет они потушили огонь, спасли дом.

Состояние дома Бажениных хорошо видно на видео «Путешествие из Усть-Пинеги на Вавчугу», выложенном в интернете. Весь мир это может посмотреть неужели не видят чиновники и депутаты, отвечающие перед русским народом за охрану исторических ценностей?!

Об этом безобразии ещё в 2004 году писал известный журналист Алексей Гундоров в статье «Брошенные у «окна в Европу». Не так давно, в апреле 2012-го, о состоянии дома Бажениных писала и газета «Правда Северо-Запада».

Плотину на озере (построенную по указу Петра братьями Бажениными) удалось восстановить благодаря обращению к С.К. Шойгу и Н.Я. Калистратову. Появились на берегу у плотины три гостевых домика, так что сейчас в Вавчугу могут приехать художники, литераторы, рыбаки и просто туристы. Природная красота здешних мест не может оставить равнодушным никого.

Мне посчастливилось выйти замуж в Вавчугу и родить здесь двух сыновей. Три года работала я бригадиром в совхозе имени М.В. Ломоносова. Я в эту деревню влюбилась. Описать красоту Вавчуги не хватит слов, только большой художник смог бы передать её на холсте. Да и ему для этого целый вагон красок понадобится.

За общим столом вавчужане попросили меня написать в газеты, чтобы власть услышала сохранила и отреставрировала дом Бажениных.

А ещё у нас большая просьба отремонтировать дорогу от Луковецкого до Вавчуги.

Славной истории этой деревни могут позавидовать большие города. Неужели её проблемы не волнуют местные и областные власти?! Неужели останутся в стороне, не откликнутся судостроительные предприятия Северодвинска?! А может, и Москва нас услышит?

История Вавчуги не просто история одной деревни. Это история России, история отечественного флота.

Хоть бы приснился грозный Пётр I губернатору, а лучше Владимиру Владимировичу Путину. Может быть, они и навели бы у нас порядок.

Деревня Вавчуга входит в МО «Сельское поселение Ломоносовское» Холмогорского района. Известна с середины XVI века. Расположена на правом берегу Северной Двины при впадении в неё реки Вавчуги.

Выходцы из Новгорода братья Осип и Фёдор Андреевичи Баженины построили здесь первое в России лесопильное предприятие водяную пильную мельницу и стали продавать доски иностранным купцам. Пётр I поддержал Бажениных, дав им 10 февраля 1693 года жалованную грамоту, в которой указал «мельницами в старинной деревне Вавчуге построенными и заводами владеть, и на тех мельницах хлебные запасы и лес растирать и продавать на Холмогорах и у Архангельска города русским людям и иноземцам». 2 февраля 1700 года Баженины получили жалованную грамоту на сооружение верфи и строительство кораблей и яхт. Энергичные братья в 1700 году построили в Вавчуге верфь, заложили на ней два торговых судна, завели канатный, прядильный и парусный заводы для производства такелажа. Первые суда были спущены к весне 1702 года.

В 1704 году Баженины получили разрешение рубить лес по Двине. Вавчугская верфь братьев Бажениных стала первым в России купеческим судостроительным предприятием. Вавчужские суда пользовались славой даже за границей. Всего здесь было спущено на воду более 120 торговых и промысловых судов.

В 1711 году Петр назначил Ф.А. Баженина помощником вице-губернатора Архангельской губернии А.А. Курбатова и экипажмейстером Архангельского Адмиралтейства. С учреждением в 1723 году в Архангельске магистрата он занял должность его президента.

Лесной и корабельный промысел Бажениных прекратился в 1863 году, после смерти последнего представителя купеческого рода Никифора Степановича.

Сохранился дом Бажениных двухэтажный, с мезонином, обшитый тёсом. Лежащую в его основе постройку датируют 1720-ми годами. В этом доме, по преданию, бывал Пётр I во время своих приездов в Вавчугу и беседовал с братьями Бажениными «с очи на очи». Как минимум дважды бывал Пётр в этой деревне в 1693 и 1702 годах.

В начале 1970-х годов на доме Бажениных, взятом тогда под государственную охрану как памятник регионального значения, была установлена мемориальная доска, но в настоящее время текст уже плохо читается. В 2004 году на фасаде появилась новая памятная доска: «Морская дорога на Балтику начиналась здесь, на корабельной верфи Бажениных, в 1692 году завершением строительства фрегатов „Курьер“ и „Святой дух“, участвовавших в сражении за реку Неву. Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи „Звёздочка“, июнь 2004 г.» Но этот текст не вполне согласуется с историческими фактами.

В настоящее время дом в аварийном состоянии и не используется.

Начальник отдела социальной деятельности и информации САФУ Иван Попов считает, что в регионе необходимо создать новый туристический бренд «Вавчуга колыбель частного коммерческого судостроения России».

По словам И. Попова, государство, объявив дом купцов Бажениных памятником культуры, ничего не сделало для его сохранения. В 2010 году совместными усилиями администрации Холмогорского района, местных жителей и руководства ПГУ (ныне САФУ) был организован студенческий трудовой десант в рамках акции «Сохраним историю Поморского Севера». Студенты провели работы по консервации дома купцов Бажениных, очистили от мусора внутренние помещения, убрали разрушающиеся подсобные строения, подлатали крышу. «В дальнейшем необходима организация работ по восстановлению дома Бажениных. Тогда станет возможным создание уникальной историко-культурной и туристской точки на карте региона, отметил И. Попов. Но для создания бренда Вавчуга необходимо объединение усилий регионального сообщества: губернатора, администрации Холмогорского района, предпринимателей и современных судостроителей».

Источник

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь

Холмогорский район запись закреплена

17 фактов о Холмогорском районе Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь

Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.

1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».

2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).

3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.

4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.

5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».

6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.

7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.

8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.

9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.

10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.

11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.

12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.

13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.

14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.

15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.

16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.

17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!

Источник

«Впервые корабли строились на море»: какую роль сыграл Архангельск в развитии российского флота

У истоков российского флота

История судостроения на территории России восходит ещё к дославянским временам. Учёным известны созданные несколько тысяч лет назад наскальные изображения охоты с гарпуном на морских обитателей. Князья Древнерусского государства располагали мощным ладейным флотом — весьма значимой силой в черноморском бассейне. Однако верфей в современном смысле этого слова в Средние века на Руси не существовало. Строились единичные суда, достаточно простые по конструкции, дальние походы на которых были делом чрезвычайно сложным и опасным.

По мере освоения русскими Севера, с ростом рыболовства и объёмов добычи пушнины, увеличивалась потребность местного населения в промысловых судах, поэтому на берегах Белого моря начали создавать верфи, предназначенные для строительства лодок такого типа. А уже в XVII веке, после Смутного времени, Россия ощутила недостаток современных военных кораблей.

Первым известным вооружённым парусным кораблём, построенным на территории России, стал «Фредерик». Правда, под российским флагом он не ходил. Его построили в 1636 году в Нижнем Новгороде специалисты, сопровождавшие голштинское посольство, следовавшее в Персию. Корабль спустился вниз по Волге, вышел в Каспийское море, однако сильно пострадал в шторм и был оставлен командой в районе Дербента.

«Первым российским кораблём западноевропейского типа стал «Орёл», построенный в 1668 году по голландским образцам в Дедино по указу царя Алексея Михайловича», — рассказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.

Команда «Орла» была сформирована из иностранных моряков. В 1669 году он вышел в своё первое плавание и прибыл в Астрахань. Однако в 1670 году судно захватили участники восстания Степана Разина и, по одной из версий, уничтожили его, а по другой, «Орёл» был заброшен и со временем пришёл в негодность.

«Следующим этапом развития российского флота стало начало строительства парусных кораблей молодым царём Петром I в Переяславле в 1688—1689 годах», — отметил Кротов.

По его словам, вплоть до 1693 года корабли по иностранным технологиям в России строились и использовались только в замкнутых водоёмах.

«Максимум они выходили в Каспийское море, которое также часто классифицируется учёными как озеро», — подчеркнул историк.

Соломбальская верфь

«В 1693 году начался третий этап в истории развития российского флота. В июле Пётр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение», — рассказал Павел Кротов.

Выбор места для будущей верфи был неслучайным.

«Царь остановился на Архангельске потому, что тогда этот город был единственным портом, через который можно было напрямую торговать по морю с Западной Европой», — пояснил в беседе с RT заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев.

Считается, что верфь под Архангельском была основана 18 августа 1693 года. Однако учёный называет эту дату условной, отмечая, что она привязана к назначению Фёдора Апраксина двинским воеводой и поручению ему надзора за постройкой первого казённого корабля.

В 1693 году, ещё до того, как была заложена верфь в Архангельске, для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Пётр», на которой монарх в августе вышел в море и дошёл до восточных берегов Кольского полуострова.

«В сентябре 1693 года Пётр I провёл в Архангельске совещание по вопросам судостроения и лично участвовал в закладке 24-пушечного корабля «Святой Павел» на острове Соломбала, который стал в наши дни одним из районов Архангельска. Сама верфь, построенная несколько позже, стала называться Соломбальской. Все эти события и являются началом регулярного морского судостроения в России», — рассказал Гостев.

По словам Павла Кротова, с Архангельском связаны сразу несколько важных вех в истории российского флота.

«Именно в Архангельске началось российское казённое морское судостроение. Впервые корабли строились на настоящем море. Это уже не озеро и даже не Каспий. Кроме того, у Архангельска был образован первый военно-морской отряд из кораблей, охранявших порт и верфи», — отметил он.

В дальнейшем, по словам эксперта, Соломбальская верфь продолжила бурно развиваться.

«В 1699 году там было построено по голландской технологии шесть больших океанских торговых кораблей, совершавших затем плавания в Западную Европу. А с 1708 года в Архангельске началось строительство военных кораблей для Балтийского флота. В 1710-м имена «Святой Пётр» и «Святой Павел» получили уже новые российские фрегаты. А с 1713-го года на Соломбальской верфи строилась серия кораблей, названная в часть архангелов. Получилось очень символично: корабли с именами архангелов рождались в Архангельске», — рассказал Кротов.

До 1725 года в Архангельске было построено 126 современных парусных судов различных типов.

Значимый вклад

По мнению Павла Кротова, Архангельск внёс значимый вклад в создание и развитие военно-морского флота России.

«Хотя сам по себе полноценный флот появился всё-таки не в 1693 году, а несколько позже — его возникновение было связано с боевыми действиями в районе Азова и на Балтике», — добавил эксперт.

По его словам, значительную часть первых корабельных экипажей составляли жители Русского Севера — поморы, с детства занимавшиеся морским промыслом и имевшие богатый опыт судоходства.

«Случалось даже так, что матросы-поморы могли чему-то научить и своих офицеров, которые ещё недостаточно хорошо ориентировались в новых для себя условиях», — отметил Кротов.

По мере развития российского судостроения Архангельск стал одним из основных кораблестроительных центров в стране. При этом историки отмечают, что в последнее время роль Архангельска в создании российского парусного флота почему-то недооценивалась, хотя она была огромной и после XVII века.

«70% кораблей Балтийского флота были построены именно на Соломбальской верфи — на тот момент самой большой в стране», — подчеркнул Гостев.

В ходе Северной войны и после её завершения несколько раз поднимался вопрос о переносе северных судостроительных мощностей в Санкт-Петербург, однако в 1732 году Воинская морская комиссия провела исследование и пришла к выводу о перспективности развития Соломбальской верфи. С 1724 года и до начала XIX века на ней были построены 104 линейных корабля, 32 фрегата и 62 малых судна. В 1825 году в Архангельске был спущен на воду один из первых российских пароходов — «Лёгкий». В середине XIX столетия объёмы строительства кораблей на верфи сократились, а в 1862-м она была упразднена. За все годы её существования на ней был построен 481 корабль.

«В ХХ веке и до наших дней судостроительные традиции, заложенные ещё мастерами Соломбальской верфи, продолжили корабелы архангельской «Красной кузницы» и военных судостроительных заводов Северодвинска», — заключил Гостев.

Источник

Там, где Пётр верфь заложил

В феврале исполняется 315 лет с момента основания первой в России купеческой кораблестроительной верфи

Верфь эта была основана ни где-нибудь, а именно на Архангелогородчине, в деревне Вавчуга. Об истории верфи и самого населенного пункта нам рассказала архангельский краевед Алена Иванова.

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым в россии судоверфь

Вавчуга. Архангельская область. Дом купцов Бажениных. Постройка XVII века. Фото автора

Как оказалось, свою известность Вавчуга обрела еще во второй половине XVII века. Изначально село принадлежало землевладельцам Поповым. Но именно во второй половине XVII века оно перешло к холмогоскому посадскому человеку, потомку выходцев из Новгорода Андрею Баженину. По одной из версий, Баженин получил село в приданое за женой, по другой – купил его за 300 рублей.

Люди исключительного положения

Были здесь и рыбные ловли и пахотные и сенокосные земли, были и мельничные пруды. От них тот и пошла вскоре слава Вавчуги. Сыновья Андрея Баженина Осип и Федор ставят в 1680 году на месте мукомольных мельниц невиданную в этих краях «водиную пильную мельницу», на которой круглый лес «растирали» на доски. «Пильная мельница» принесла Бажениным не только доходы, но и репутацию умелых и предприимчивых людей, так высоко ценившихся в эпоху петровских реформ. Современников удивляло, что предприятие, построенное на уровне заморских образцов, создано усилиями русских умельцев.

Известно, что Петр I дважды бывал в Вавчуге и беседовал с братьями «с очи на очи». О чем шли беседы, неизвестно, но уже в 1693 оду, после первого же визита царя, Баженины приезжали в Соломбалу, где присматривались к секретам корабельного дела. В ответ на просьбу разрешить им строительство кораблей «против заморского образца» Баженины получили в 1700 году жалованную грамоту, ставившую их в исключительное положение, которое можно сравнить разве что с положением знаменитых Строгановых или Демидовых. Грамота разрешала им не только строительство и вооружение кораблей и беспошлинный ввоз материалов, но и бесконтрольный свободный наем работников. Любопытно, что грамота запрещала избирать Бажениных на выборные должности, дабы не отвлекать от основного государева дела – строительства торговых судов.

Первое капиталистическое

В 1702 году Петр I в третий раз приехал в Вавчугу. Здесь в его присутствии были спущены на воду два первых фрегата: «Курьер» и «Святой дух», построенные по государственному заказу. Первый торговый корабль с русскими товарами был отправлен Бажениными в 1703 году в Англию и Голландию, и с того времени непрерывно отправляли они суда и в заграничное плавание, и для нужд местных морских промыслов. Так родилось это частное судостроительное предприятие, действовавшее до 1783 года.

Вавчужская корабельная верфь – не только первая верфь в России. Это еще и первое в России предприятие капиталистического типа, где работали не крепостные, но наемные рабочие, в основном, конечно, крестьяне близлежащих волостей.

Поблизости от верфи раньше находились дочерние предприятия вавчужской верфи – канатный и парусный заводы. Рядом гремели молоты нескольких кузниц. Сама же верфь располагалась дальше за плотиной, у просторных песчаных отмелей, где каким-то чудом сохранились остатки могучих лиственничных свай. Возле дома Бажениных стоит наковальня, на которой, по одной из версий, ковал сам Петр Великий. А в расположенном поблизости Вавчугском озере есть искусственный остров – Сахарная головка. Она якобы насыпана по указу Петра, для того чтобы государь мог спокойно пить чай под открытым небом, а назойливых комаров сдувал бы разгулявшийся над озером ветерок.

Забытый дом

Цифра в тему

120 торговых и промысловых судов спустили Баженины за время существования Вавчужской верфи. В основном это были флейты, галиоты, пинки, лихтеры и трехмачтовые гукоры.

Сегодня Вавчуга – это небольшая, на первый взгляд, ничем не примечательная деревенька в Холмогорском районе, расположившаяся, как и сотни других, на берегу реки. И мало кто знает, что в ней до наших дней сохранился дом Бажениных – двухэтажный, с мезонином, обшитый тесом. Лежащую в его основе постройку датируют двадцатыми годами XVII столетия. Именно в этом доме, по преданию, бывал Петр I во время своих приездов в Вавчугу и беседовал с братьями Бажениными.

В начале 1970-х на доме Бажениных, взятом тогда под государственную охрану как памятник регионального значения, была установлена мемориальная доска. Со временем, правда, текст на ней изрядно поистерся. А в 2004 году на фасаде появилась новая памятная доска: «Морская дорога на Балтику начиналась здесь, на корабельной верфи Бажениных, в 1692 году завершением строительства фрегатов «Курьер» и «Святой дух», участвовавших в сражении за реку Неву. Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи «Звездочка», июнь 2004 г.»

К сожалению, в настоящее время дом находится в аварийном состоянии и не используется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *