Что появилось первым на территории холмогорского монастыря

По святым местам. Спасо-Преображенский собор, с. Холмогоры

Аудио

Сотрудники храма, местные жители и батюшка, который приехал на Русский Север из Северной Македонии, помогут нам больше узнать о Холмогорах и местных храмах.

Мария Евгеньевна Попова, звонарь:

– Здесь на колокольне находилась первая на Русском Севере обсерватория, созданная архиепископом Афанасием (Любимовым).

Священник Николай Павлов, клирик Архангельской епархии:

– Мы пытаемся молиться, как наши предки молились здесь.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокольне более 330 лет, она сейчас частично отреставрирована; по крайней мере, позволяет осуществлять какие-то звоны.

Места здесь просто дышат историей, поэтому, чтобы не заблудиться в калейдоскопе событий и исторических лиц, начнем по порядку. Первое письменное упоминание о Холмогорах мы встречаем еще в грамотах XIV века, а в XV веке Холмогоры уже торговали с Данией. В XVI веке были установлены торговые отношения с Лондоном. В общем, экономическая жизнь кипела.

Священник Николай Павлов:

– То, где мы находимся, – искусственный холм, который образовали в XI веке. Значит, это было городище. На этом месте люди собирались и торговали, то есть здесь был торговый порт. Можно сказать, это был такой базар, рынок, где люди обменивались продуктами, ценностями, знаниями, общением.

Был в Средние века здесь и деревянный храм, но в XVII веке произошла церковная реформа. Те, кто ее не принял (старообрядцы), уходили на Урал, в Сибирь. Немало их селилось и в Поморье; именно здесь, в Холмогорах.

Священник Николай Павлов:

– По указу патриарха Иоакима сюда отправляется человек, который родом с Урала, из Тюменской губернии, Афанасий Любимов. Именно ему дано послушание, чтобы возродить церковную жизнь, так как на Севере было много старообрядцев – людей, которые придерживались старообрядческого чина, то есть не все таинства признавали.

Владыка Афанасий становится первым епископом Холмогорской епархии и принимает решение строить собор.

Священник Николай Павлов:

– Он не теряет времени, начинает строить колокольню. Уникальность ее строительства в том, что она четырехгранная, а сверху, до половины колокольни, восьмерик. То есть восьмерик на четверике.

Есть данные, что стены колокольни в свое время даже были расписаны разными красками узорочно, а неподалеку владыка Афанасий повелел возвести архиерейский двор. Но главной архитектурной доминантой, центром духовной жизни и одним из самых больших каменных храмов Русского Севера становится Преображенский собор. Через два года после освящения собора здесь побывал Петр I. Тогда на устройство иконостаса он пожертвовал 300 рублей, по тем временам это были очень большие деньги.

В начале царствования Петра I Россия имела выход только в Белое море, но для того, чтобы торговать с иностранными государствами, надо иметь и хорошо оснащенные, а также прочные корабли. И вот Петр I решил сам побывать на Двине и посмотреть, как идет строительство верфей и судов на них.

Священник Николай Павлов:

– Петр I, по историческим данным, приезжал трижды в Холмогоры; однажды присутствовал на литургии, однажды забрал самого архиепископа с собой, когда отправлялся на Соловки. То есть он ехал через Холмогоры, забрал архиепископа; тогда здесь шли большие корабли, которые потом отправились на Соловки. И когда третий раз он приезжал в Холмогоры, именно Афанасий (Любимов) встречал его в архиерейских палатах.

Рядом с Преображенским собором вскоре появился и Успенский женский монастырь, его первой настоятельницей стала мама архиепископа Афанасия. Главный храм обители в честь Успения Божией Матери до нас не дошел, но зато сохранилась Духосошественская церковь. Храм Сошествия Святого Духа – это надвратная церковь. Правда, сейчас, глядя на это здание, догадаться об этом сложно, но вот посмотрите внимательно на эту арку – сейчас она застроена, но когда-то здесь было свободное пространство. И здесь осуществлялся проезд в Успенский монастырь.

В XVIII веке здесь была надвратная церковь в честь Иакова, брата Господня. В тот же период на территории монастыря жил и был похоронен Антон Ульрих – принц, генералиссимус, супруг свергнутой с престола правительницы Анны Леопольдовны.

Мария Евгеньевна Попова:

– Они были заключены в архиерейском доме, здесь у нее родилось двое детей – Петр, Алексей.

Всего в семье было пятеро детей. Старший – российский император Иоанн VI – официально правил лишь несколько месяцев, будучи еще младенцем. Государственный переворот 1741 года привел к тому, что на престол взошла дочь Петра I Елизавета, а брауншвейгское семейство было выслано на Север. Их поселили в Холмогорах в архиерейских палатах.

А вот это архиерейские палаты. Сейчас здание стоит немного отдельно, но когда-то крытой галереей оно соединялось с главным храмом Успенского монастыря. Следующая галерея уже вела к церкви Сошествия Святого Духа. В замкнутом пространстве, под строгим домашним арестом, в суровых условиях они и жили. Шестнадцать лет Иоанн VI, изолированный от семьи, был заточен в Шлиссельбургской крепости, а позже убит. Его мать, Анна Леопольдовна, умерла от родильной горячки, а муж, оставшись без супруги, как говорят современники, явил пример самоотвержения, достойной родительской нежности – он воспитал своих детей и умер в их окружении слепой, страдающий цингой, подагрой и водянкой. Его останки были преданы земле близ церкви Успения Пресвятой Богородицы на левой стороне от алтаря. Но не только опальный принц нашел свой приют здесь, у Преображенского собора.

Священник Николай Павлов:

– В 1919 году начались смуты. Когда пришли большевики к власти, здесь был организован концентрационный лагерь, самый жестокий по своей сущности, можно так сказать. В 1921 году этот лагерь начинает функционировать официально.

…Только за одну ночь погрузили 7 000 человек в баржу и по Северной Двине в направлении Белого моря отвезли их. Факты, данные говорят, что их утопили в самом море. Много среди них было молодой интеллигенции, много было из белой армии.

А когда заключенных расстреливали, была такая практика – считали каждого десятого, а потом – каждого второго, чтобы у людей было больше страха…

Если сравнивать этот лагерь и лагерь Освенцим, который находился в Европе, где истребляли определенное количество людей расовой категории, то они ничем не отличаются. Там были газовые камеры, там из-за определенной национальной идеологии убивали других людей, потому что не считали их людьми, а здесь русские убивали русских. Настолько может лукавый вселиться в человека и превратить его в такого зверя…

Позже лагерь был перенесен на Соловки, а здесь, в Холмогорах, до сих пор находят останки убитых людей. В память о них здесь установлен Поклонный крест. Сейчас местные жители молятся не в Преображенском соборе, а в рядом стоящем храме Двенадцати апостолов.

Татьяна Егоровна Сергеева, прихожанка:

– Этот храм – мой самый любимый, потому что здесь мои самые любимые иконы, здесь был мой духовный отец игумен Леонтий. Здесь много старых икон, которые немножко расположены не так, как в свое время, но они все остались. Из новых современных икон на иконостасе наша Богородица (Она тоже очень чувствует, помогает, слышит) и икона двенадцати апостолов – храмовая икона.

А на колокольне на одном из этажей находится музей, где вам подробно расскажут и об истории этого места, и о том, что здесь была первая на Русском Севере обсерватория, основанная архиепископом Афанасием. А на самом верху, как и прежде, звучит колокольный звон.

Мария Евгеньевна Попова:

– Звонницу приобрели в 2008 году, и на престольный праздник храма Двенадцати апостолов, 13 июля 2008 года, эти колокола были водружены на колокольню. Даже несколько организаций боролись за право их поднимать – всем очень хотелось принять в этом участие, но выбрали одну из многих претендентов. Подняли эти колокола; самый большой весит 500 килограммов. У нас (даже для удобства, может быть) подписаны ноты, которым соответствует их звучание. Самый большой колокол называется Исцеляющий. Почему Исцеляющий? Потому что организаторами движения по сбору средств были выпускники Архангельского медицинского института 1972 года выпуска.

Родительский, Преображенский, Объединяющий, Семейный, Ломоносовский, Заутра услыши глас мой – вот такие интересные названия у других кампанов.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокол Счастливый. Как вы думаете, почему он так называется?

– Кто-то по фамилии Счастливый?

Мария Евгеньевна Попова:

– Вы просто зрите в корень событий. Действительно, фамилия семьи Счастливцевых и дала название этому колоколу.

Хотите позвонить в колокол Счастливый? Приезжайте в Холмогоры. Если вы соберетесь ехать туда после Пасхи, то на Светлой седмице на колокольню пускают всех желающих. А может быть, вы уже сейчас, в дни Великого поста, готовы отправиться в паломничество? Тогда мы пожелаем вам доброго пути, а сами отправимся дальше – исследовать святые места Русского Севера.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

История Холмогор

Холмогоры — одно из древнейших русских поселений на Беломорском Севере, возникшее во времена новгородского владычества. Но тем не менее были обнаружены каменные орудия времён неолита. Нет никаких свидетельств о времени основания города. Лишь в уставе новгородского князя Святослава Ольговича за 1137 г. упоминается Иваньковский посад, позднее вошедшей в состав Холмогор,также есть скандинавская легенда

Летописцы и краеведы XVIII-XIX вв. утверждают, что первыми поселениями на этом месте были Курцево, Качковка и Падрокурья. Между ними и вокруг постепенно возникали новые слободы, впоследствии переименованные в посады. К семнадцатому веку таких посадов стало семь. Расположены они были в таком порядке, если начинать с верхнего течения реки — со стороны Матигор: Курцевский, Куропольский, деревня Качковка, Никольский посад, Глинcкий, Иванский, Падрокурский. Расстояние от начала Курцева до конца Падрокурьи измерялось пятью верстами.

В десятом веке так называемое Заволочье принялись усердно осваивать новгородцы. подробнее. Включив в свои владения столь огромную территорию, они не расставались с нею до конца пятнадцатого века. В 1471 году значительная часть Двинских земель отошла к Москве, а с 1500 года полностью управлялась присылавшимися с Москвы наместниками.

В 1557 году наместничество было заменено выборными от земского самоуправления, а в 1587 году было учреждено Двинское воеводство.

Местное население, так называемая чудь белоглазая, еще до появления новгородцев имело торговые сношения, в виде товарного обмена, с соседними племенами и народами. В шестнадцатом веке установились прочные торговые связи с Западной Европой. подробнее. После появления Ченслера в 1553 г. англичане стали обзаводиться на Двине — преимущественно в Холмогорах — своими домами, строили складские помещения, конторы, фабрики и заводы. Именно в шестнадцатом веке в Холмогорах была построена первая в Московском государстве канатная фабрика.подробнее

Основывая свои производства, европейцы использовали местную рабочую силу и здесь же заготовляли все съестные припасы. Не удовлетворяясь постоянной закупкой молочных продуктов, они стали заводить свои животноводческие фермы, скупали у населения скот и даже прибыльно перепродавали его под видом «немецкого». Двиняне не раз обращались к Ивану Грозному с челобитными на произвол иноземцев. Но царь вынужден был терпеть иноземное засилье и даже предоставлял англичанам новые льготы, чтобы привлечь иностранный капитал к развитию своего государства. Основание Архангельска ускорило поражение в Ливонской войне и окончательную утерю Балтики. Архангельск стал единственным «окном в Европу», морским окном.

В 1613 году, опасаясь нападения разгромленных под Москвой польско-литовских интервентов, шайками рыскавших по всей стране, построили первый деревянный острог вокруг Холмогор. Три дня стояли поляки под Холмогорами отрядом до семи тысяч человек, не решились на штурм и пошли дальше к Архангельску и в поморские волости.

Острог, построенный наспех, скоро разрушило ледоходом, и в 1621 году на деревне Качковке, между Курцевским и Глинским посадами, был возведен новый острог. Северная стена крепости проходила от берега реки по современной улице Октябрьской; примерно в районе улицы Механизаторов проходила западная стена. Территория крепости заканчивалась у самого озерка, перед племзаводом «Холмогорский».

В 1656 году крепость усилена была двойной рубленой стеной. В 1674 году в деревянном городе построена была казенная каменная палата, где воевода с дьяком творили суд и расправу; ранее этого в Холмогорах каменных строений не было.

В 1692 году, перед приездом Петра I в Холмогоры, двинской воевода Матвеев повелел разобрать обветшавшую крепость, перестроил заново и укрепил новыми башнями. Именно с обновленных стен крепости палили пушки, салютуя в честь прибытия монарха.подробнее можно узнать здесь

В 1685 году первым архиепископом Холмогорским и Важеским Афанасием (Любимовым), по образцу Московского Успенского собора был выстроен Спасо-Преображенский кафедральный собор. Рядом с собором стоит интересная по архитектуре колокольня, выстроенная ранее собора на два года; к западу от собора находился Успенский женский монастырь, в здания которого помещены были с 1924 года школа крестьянской молодёжи и Холмогорская зоотехническая станция, открытая 6 ноября 1927 года. На этой же территории, стоит 2-этажный каменный корпус, архиерейский дом, построенный при Афанасии в 1686-1689 гг. В этом доме жила в заточении семья одной из правительниц России в XVIII веке Анны Леопольдовны, известная в русской исторической литературе под названием Брауншвейского семейства. 23 (12) марта 1781 года здесь открыта первая в России мореходная школа, готовившая судоводителей для торгового флота, в 1786 году переведена в Архангельск.подробнее.

Холмогоры расположены на двинском острове. Сегодня это трудно заметить, потому что опоясывающая Холмогоры река Оногра обмелела, стала почти непроточной, а летом производит впечатление застойной канавы с неприятно пахнущей темной водой.

Расстояние от Холмогор до Белого моря немногим более ста километров — в старину указывали на 112 верст. Протяженность острова, на котором расположены Холмогоры, пять верст в длину и около двух с половиною в ширину. Слева и справа Оногры богатые травами заливные луга — все это владения Холмогорского племзавода. Когда начинается сенокос, трудно сыскать картину живописнее, холмогорской поймы, цветущих лугов и необъятных просторов. За холмогорским островом еще остров, вдвое превышающий размеры своего собрата. В старину назывался он Курейско-Матигорским, поскольку опоясывался с одной стороны рекой Матигоркой, с другой — рекой Курьей, соединяющихся протоками и старицами. Если брать в расчет и эти острова, то Северная Двина в районе Холмогор разветвляется по ширине до двадцати с гаком километров. Самый большой в этой луке остров Кур, как он назывался в глубокой древности, или, по-современному Куростров.

Нигде больше на всем течении Северной Двины не встречается столь диковинного разветвления, столь богатых разнотравьем заливных лугов, такого изобилия протоков, рукавов и озерков. Сочетание богатейшего запаса кормов с изобилием чистой питьевой воды и принудило основать здесь многие поселения, не взирая на затопляемость значительной части поймы во времена больших весенних паводков.

Среди множества островов в Холмогорской луке наиболее значительные после Курострова — Нальостров, Чухченемский, Ухтостров. Всего же островов — больших и малых — насчитывается более сорока. Нальостров отделяет от Курострова Ровдогорка, переходящая в нижнем течении в Курополку, или Холмогорку. Холмогорка, опоясывая Холмогоры с востока, переходит в верхнем течении в Быстрокурку. За Куростровом река Ухтостровка, а там еще множество рукавов и пролоев.

Относительно самого названия «Холмогоры» существует множество толкований, но, согласуясь с пояснениями М. В. Ломоносова и также с описаниями его земляка историка В. Крестинина, «толь прекрасные виды естества, без сумнения подали причину назвать описуемое здесь селение Холмогорами, речением, сложённым из «гор» и «холмов».подробнее.

В 1687 году в Холмогорах был основан Успенский женский монастырь, настоятельницей которого стала мать архиепископа Афанасия. В 1913 году в этом монастыре проживало 59 монахинь и 155 послушниц. Монастырь существовал за счет пожертвований и бесплатного труда богомольцев.

Как и все старые города со скученными деревянными постройками, Холмогоры много раз горели. Так, в 1636 году оба Нижние посады сгорели, в огне погибли: съезжая изба, таможенная изба, воеводский дом, гостиный двор, ряды торговых лавок и многие дома посадских людей. В 1698 году, 10 и 11 октября, весь Глинский посад опустошился большим пожаром; сгорели две деревянные церкви, таможня, пять изб питейных, 48 амбаров хлебных и соляных, 216 торговых лавок и множество посадских домов. Этот пожар, можно сказать, ликвидировал к тому времени остатки былого процветания Холмогор. Торговое значение Холмогор уже давно перешло к новому городу на Двине – Архангельску, а в 1702 году туда же было переведено и административное управление краем.

В качестве глухого уездного города Холмогоры в прежнее время служили местом ссылки опальных людей разного звания: так сюда в монастырь постоянно присылались «на увещание и смирение» разные раскольницы, а с половины прошлого столетия, когда началась политическая ссылка на Север, в Холмогорах перебывало много политических ссыльных; между прочим в 1907-1909 гг. в Холмогорах жил в ссылке товарищ Ворошилов.

В июле 1920 года Холмогорский уезд был переименован в Емецкий с уездным центром в Емецке. До 1 августа 1921 года в Холмогорах существовал горисполком. В конце 1923 года Холмогоры были переименованы в село. 15 июля 1929 года Холмогорам был возвращен статус уездного, теперь уже районного центра Холмогорского района.

С осени 1930 года в Холмогорах открылся техникум молочного племенного животноводства. Чуть раньше, а именно 6 ноября 1927 года, была открыта Холмогорская зоотехническая станция.

В Холмогорах всегда была на сравнительно высоком уровне грамотность населения. В бытность в Холмогорах архиепископа Афанасия здесь была организована книгописная школа. Книги переписывались вручную на высоком техническом уровне.

В 1787 году в этом же, архиерейском, доме было открыто гражданское уездное училище, в котором обучались дети дворян, чиновников, мещан, разночинцев и крестьян.

В 1895 году на Набережной было построено специальное здание для школы. В настоящее время этот дом находится под № 30 между районным отделом милиции и универмагом. Это здание стало историческим еще и потому, что здесь в 1937 году останавливались на несколько дней участники экспедиции к Северному полюсу.

В 1912 году местные власти потратились на строительство новой школы в каменном исполнении. В настоящее время здесь находится Холмогорский военный комиссариат. В 1926 году на территории сегодняшнего племзавода в бывшем монастырском доме открыли школу крестьянской молодежи.

В 1936 году было построено двухэтажное деревянное здание для школы по улице Набережной, затем — в 1940 году — по улице Октябрьской. В 1977 году вступило в строй новое типовое здание на 900 ученических мест, в котором находится школа до сегодняшнего дня.

На всем протяжении истории своего села холмогорцы стремились к высокой культуре и грамотности. Здесь были развиты многие промыслы и ремесла. Именно здесь получило развитие на Беломорском Севере каменное зодчество.

Богатейшая окружающая Холмогоры природа послужила нашим предкам хорошим стимулом для развития кораблестроения, мореплавания, морского промысла, для разведения высокопродуктивного скота. Морской промысел давал, в свою очередь, изобилие дешёвого материала для косторезного промысла.

Есть сведения, что в Холмогорах при Афанасии Холмогорском существовала «астрономическая обсерватория». Холмогоры были торговым центром не только Севера, но и всей России. Город был намного ближе к культуре Европы, чем сама Москва, Через Холмогоры постоянно следовали в Москву зарубежные послы со своими многочисленными свитами; отсюда вышли ученые с мировыми именами — М. В. Ломоносов, Ф. И. Шубин, М. Е, Головин

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря. Смотреть фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря. Смотреть картинку Что появилось первым на территории холмогорского монастыря. Картинка про Что появилось первым на территории холмогорского монастыря. Фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря

История Холмогор

В XV веке при московском правлении, когда другой связи с морем у русского государства не имелось, из Холмогор выходили русские суда в страны Европы, а сюда прибывали английские и голландские торговые корабли.

Только по причине мелководного рейда в XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье Северной Двины, был основан другой морской порт – Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск. Поэтому сейчас, глядя от переправы на маловыразительную береговую панораму или гуляя по улицам с их однообразной поздней застройкой, трудно даже вообразить, насколько интересна и богата событиями была древняя история Холмогор.

Куростров впервые упоминается в грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1397 года. Уже в XVI веке он был густо населен, здесь стояло сто семьдесят девять дворов «черносошных» (государственных) крестьян. Во второй половине XVII века их число увеличилось до двухсот двадцати. Большая часть земли находилась в крестьянских хозяйствах, лишь отдельными угодьями владел крупнейший в низовьях Двины Антониев-Сийский монастырь. В начале XIX века многочисленные мелкие деревни, разбросанные по острову, были объединены в одно большое село Ломоносовское. От дороги и сейчас все время видны жилые усадьбы, хозяйственные постройки, сложенные по-северному добротно, крепко. На одном из домов широченные свесы кровли раскрашены в несколько цветов. Хотя дом новый, эта деталь напоминает нам о древних традициях, долго сохранявшихся на Севере.

Первые уважаемые купцы обосновались в деревнях Курцево, Качково, Порокурье, находящихся недалеко от Матигор и Ухтострова, резиденции новгородских начальников. В Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича (1137 г.) упоминается Иван-погост, который позднее под наименованием Ивановского прихода вошел в состав Холмогор – древнейшее поселением новгородцев в Двинской земле. В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится древняя книга “Паремейник”, написанная в 1271 году “Матигорьцам за Волок”, которая принадлежала матигорской церкви Бориса и Глеба.

Как географическое название Холмогоры упоминаются в первой половине XIV века в грамоте великого князя Ивана “К Двинскому посаднику на Колмогоры”.

В отношении даты основания столицы Двинской земли Холмогор мнения историков расходятся. В XII-XIII веках, видимо, все официальные документы шли к посадникам на Матигоры и Ухтостров. Первое письменное упоминание о Холмогорах относится к XIV веку: “От Великого князя Ивана, от посадника Даниила, от тысяцкого Авраама и от всего Новгорода — к Двинскому посаднику на Колмогоры и к боярам Двинским. ” — таково предисловие новгородской грамоты.

Нет и точного источника происхождения наименования села. М.В. Ломоносов категорически отвергал мнение немецких историков о происхождении названия своего родного города Холмогоры от скандинавской Голльмгардии. Мнение что “имя сего знатного места” возникло как сложение слов “холм” и “гора разделяли многие историки.

Центром обширной Холмогорской и Важской епархии Холмогоры стали с 1682 года. Первым владыкой был поставлен архиепископ Афанасий (Любимов), один из образованнейших людей своего времени, знавший 24 языка. Им в Холмогорах была собрана большая библиотека на немецком, греческом, латинском и других языках – в большинстве из рукописных книг по самым различным областям знаний.

Преосвященный Афанасий не только собирал и обменивался книгами, но и сам писал их. Еще у владыки была своя астрономическая обсерватория, он вел ежедневные наблюдения за погодой, которые записывались в журнал. Был он к тому же выдающимся общественным деятелем и строителем. В его архиерейство в Холмогорах построены почти все каменные храмы, архиерейские палаты и другие подсобные сооружения, а также кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, который и поныне является одним из самых больших храмов на Русском Севере. Сам владыка был и архитектором большинства сооружений. В 1687 году он основал в Холмогорах Успенский женский монастырь, первой игуменьей которого стала мать архиепископа.

Вместе с культовыми сооружениями возводились и архиерейские палаты. Активный сподвижник Петра I, владыка Афанасий во все три приезда царя в Холмогоры и Архангельск с почестями встречал молодого монарха и оставлял ночевать в своих архиерейских палатах.

По иронии судьбы всего через 16 лет после смерти Петра архиерейский дом стал тюрьмой для его правнучатых племянников: полуторагодовалого императора Иоанна Антоновича и его четырехлетней сестры Екатерины вместе с их свергнутыми с престола родителями – принцессой-правительницей Анной Леопольдовной, внучкой Петра, и ее супругом генералиссимусом Антоном-Ульрихом Брауншвейгским.

Почти сорок лет царское семейство содержалось в полной изоляции и великой тайне. Даже тюремщики, охранявшие царских узников, не знали, кого они стерегут. Под страхом смерти никто к ним не допускался. Печальна участь всего семейства. Принцесса Анна скончалась в тюрьме в 1746 году во время родов. Прах ее впоследствии был перевезен в Петербург и захоронен в усыпальнице Романовых. Генералиссимус Антон-Ульрих после своей смерти был тайно похоронен ночью на территории Успенского монастыря, в нескольких метрах от своей «тюрьмы». А Ивана Антоновича с сестрой Екатериной выслали и заточили в Шлиссельбурскую крепость. При попытке освобождения в 1764 году он был убит. В середине 18 столетия императрица Елизавета Петровна направила сюда «секретных арестантов». Только спустя годы стало известно, что здесь томилась семья царственной особы Анны Леопольдовны.

В Спасо-Преображенском соборе, ставшем усыпальницей холмогорских архиепископов, были захоронены владыка Афанасий и еще девять архиепископов, где они до сих пор и почивают под спудом. После закрытия в 1920 году Успенского монастыря собор подвергся разорению, места упокоения владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения.

Холмогоры с 17 века известны резьбой по кости. Ныне в Холмогорах расположена фабрика художественной резьбы по кости, естественно, имени Ломоносова.

Еще один любопытный факт из истории Холмогор. В апреле 2002 г. исполнилось 115 лет образования метеорологической станции Холмогоры. Метеорологические наблюдения в селе Холмогоры начали проводиться в апреле 1887 г. по программе станции III разряда. В январе 1896г. была образована метеорологическая станция II разряда.

С 1923 года город Холмогоры был снова переименован в село. Сейчас это районный центр с пятитысячным населением, вторая кафедра епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, уникальный памятник истории.

В 1997 году в Холмогорах было открыто подворье Антониево-Сийского монастыря и началось возрождение старинных монастырских храмов. Первая Божественная литургия состоялась 7 апреля 1998 года на Благовещение Пресвятой Богородицы в храме Святого Духа, восстановленном на третьем этаже бывшего надвратного монастырского храма. Сейчас в Холмогорах зарегистрирован свой приход.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *