Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

По святым местам. Спасо-Преображенский собор, с. Холмогоры

Аудио

Сотрудники храма, местные жители и батюшка, который приехал на Русский Север из Северной Македонии, помогут нам больше узнать о Холмогорах и местных храмах.

Мария Евгеньевна Попова, звонарь:

– Здесь на колокольне находилась первая на Русском Севере обсерватория, созданная архиепископом Афанасием (Любимовым).

Священник Николай Павлов, клирик Архангельской епархии:

– Мы пытаемся молиться, как наши предки молились здесь.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокольне более 330 лет, она сейчас частично отреставрирована; по крайней мере, позволяет осуществлять какие-то звоны.

Места здесь просто дышат историей, поэтому, чтобы не заблудиться в калейдоскопе событий и исторических лиц, начнем по порядку. Первое письменное упоминание о Холмогорах мы встречаем еще в грамотах XIV века, а в XV веке Холмогоры уже торговали с Данией. В XVI веке были установлены торговые отношения с Лондоном. В общем, экономическая жизнь кипела.

Священник Николай Павлов:

– То, где мы находимся, – искусственный холм, который образовали в XI веке. Значит, это было городище. На этом месте люди собирались и торговали, то есть здесь был торговый порт. Можно сказать, это был такой базар, рынок, где люди обменивались продуктами, ценностями, знаниями, общением.

Был в Средние века здесь и деревянный храм, но в XVII веке произошла церковная реформа. Те, кто ее не принял (старообрядцы), уходили на Урал, в Сибирь. Немало их селилось и в Поморье; именно здесь, в Холмогорах.

Священник Николай Павлов:

– По указу патриарха Иоакима сюда отправляется человек, который родом с Урала, из Тюменской губернии, Афанасий Любимов. Именно ему дано послушание, чтобы возродить церковную жизнь, так как на Севере было много старообрядцев – людей, которые придерживались старообрядческого чина, то есть не все таинства признавали.

Владыка Афанасий становится первым епископом Холмогорской епархии и принимает решение строить собор.

Священник Николай Павлов:

– Он не теряет времени, начинает строить колокольню. Уникальность ее строительства в том, что она четырехгранная, а сверху, до половины колокольни, восьмерик. То есть восьмерик на четверике.

Есть данные, что стены колокольни в свое время даже были расписаны разными красками узорочно, а неподалеку владыка Афанасий повелел возвести архиерейский двор. Но главной архитектурной доминантой, центром духовной жизни и одним из самых больших каменных храмов Русского Севера становится Преображенский собор. Через два года после освящения собора здесь побывал Петр I. Тогда на устройство иконостаса он пожертвовал 300 рублей, по тем временам это были очень большие деньги.

В начале царствования Петра I Россия имела выход только в Белое море, но для того, чтобы торговать с иностранными государствами, надо иметь и хорошо оснащенные, а также прочные корабли. И вот Петр I решил сам побывать на Двине и посмотреть, как идет строительство верфей и судов на них.

Священник Николай Павлов:

– Петр I, по историческим данным, приезжал трижды в Холмогоры; однажды присутствовал на литургии, однажды забрал самого архиепископа с собой, когда отправлялся на Соловки. То есть он ехал через Холмогоры, забрал архиепископа; тогда здесь шли большие корабли, которые потом отправились на Соловки. И когда третий раз он приезжал в Холмогоры, именно Афанасий (Любимов) встречал его в архиерейских палатах.

Рядом с Преображенским собором вскоре появился и Успенский женский монастырь, его первой настоятельницей стала мама архиепископа Афанасия. Главный храм обители в честь Успения Божией Матери до нас не дошел, но зато сохранилась Духосошественская церковь. Храм Сошествия Святого Духа – это надвратная церковь. Правда, сейчас, глядя на это здание, догадаться об этом сложно, но вот посмотрите внимательно на эту арку – сейчас она застроена, но когда-то здесь было свободное пространство. И здесь осуществлялся проезд в Успенский монастырь.

В XVIII веке здесь была надвратная церковь в честь Иакова, брата Господня. В тот же период на территории монастыря жил и был похоронен Антон Ульрих – принц, генералиссимус, супруг свергнутой с престола правительницы Анны Леопольдовны.

Мария Евгеньевна Попова:

– Они были заключены в архиерейском доме, здесь у нее родилось двое детей – Петр, Алексей.

Всего в семье было пятеро детей. Старший – российский император Иоанн VI – официально правил лишь несколько месяцев, будучи еще младенцем. Государственный переворот 1741 года привел к тому, что на престол взошла дочь Петра I Елизавета, а брауншвейгское семейство было выслано на Север. Их поселили в Холмогорах в архиерейских палатах.

А вот это архиерейские палаты. Сейчас здание стоит немного отдельно, но когда-то крытой галереей оно соединялось с главным храмом Успенского монастыря. Следующая галерея уже вела к церкви Сошествия Святого Духа. В замкнутом пространстве, под строгим домашним арестом, в суровых условиях они и жили. Шестнадцать лет Иоанн VI, изолированный от семьи, был заточен в Шлиссельбургской крепости, а позже убит. Его мать, Анна Леопольдовна, умерла от родильной горячки, а муж, оставшись без супруги, как говорят современники, явил пример самоотвержения, достойной родительской нежности – он воспитал своих детей и умер в их окружении слепой, страдающий цингой, подагрой и водянкой. Его останки были преданы земле близ церкви Успения Пресвятой Богородицы на левой стороне от алтаря. Но не только опальный принц нашел свой приют здесь, у Преображенского собора.

Священник Николай Павлов:

– В 1919 году начались смуты. Когда пришли большевики к власти, здесь был организован концентрационный лагерь, самый жестокий по своей сущности, можно так сказать. В 1921 году этот лагерь начинает функционировать официально.

…Только за одну ночь погрузили 7 000 человек в баржу и по Северной Двине в направлении Белого моря отвезли их. Факты, данные говорят, что их утопили в самом море. Много среди них было молодой интеллигенции, много было из белой армии.

А когда заключенных расстреливали, была такая практика – считали каждого десятого, а потом – каждого второго, чтобы у людей было больше страха…

Если сравнивать этот лагерь и лагерь Освенцим, который находился в Европе, где истребляли определенное количество людей расовой категории, то они ничем не отличаются. Там были газовые камеры, там из-за определенной национальной идеологии убивали других людей, потому что не считали их людьми, а здесь русские убивали русских. Настолько может лукавый вселиться в человека и превратить его в такого зверя…

Позже лагерь был перенесен на Соловки, а здесь, в Холмогорах, до сих пор находят останки убитых людей. В память о них здесь установлен Поклонный крест. Сейчас местные жители молятся не в Преображенском соборе, а в рядом стоящем храме Двенадцати апостолов.

Татьяна Егоровна Сергеева, прихожанка:

– Этот храм – мой самый любимый, потому что здесь мои самые любимые иконы, здесь был мой духовный отец игумен Леонтий. Здесь много старых икон, которые немножко расположены не так, как в свое время, но они все остались. Из новых современных икон на иконостасе наша Богородица (Она тоже очень чувствует, помогает, слышит) и икона двенадцати апостолов – храмовая икона.

А на колокольне на одном из этажей находится музей, где вам подробно расскажут и об истории этого места, и о том, что здесь была первая на Русском Севере обсерватория, основанная архиепископом Афанасием. А на самом верху, как и прежде, звучит колокольный звон.

Мария Евгеньевна Попова:

– Звонницу приобрели в 2008 году, и на престольный праздник храма Двенадцати апостолов, 13 июля 2008 года, эти колокола были водружены на колокольню. Даже несколько организаций боролись за право их поднимать – всем очень хотелось принять в этом участие, но выбрали одну из многих претендентов. Подняли эти колокола; самый большой весит 500 килограммов. У нас (даже для удобства, может быть) подписаны ноты, которым соответствует их звучание. Самый большой колокол называется Исцеляющий. Почему Исцеляющий? Потому что организаторами движения по сбору средств были выпускники Архангельского медицинского института 1972 года выпуска.

Родительский, Преображенский, Объединяющий, Семейный, Ломоносовский, Заутра услыши глас мой – вот такие интересные названия у других кампанов.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокол Счастливый. Как вы думаете, почему он так называется?

– Кто-то по фамилии Счастливый?

Мария Евгеньевна Попова:

– Вы просто зрите в корень событий. Действительно, фамилия семьи Счастливцевых и дала название этому колоколу.

Хотите позвонить в колокол Счастливый? Приезжайте в Холмогоры. Если вы соберетесь ехать туда после Пасхи, то на Светлой седмице на колокольню пускают всех желающих. А может быть, вы уже сейчас, в дни Великого поста, готовы отправиться в паломничество? Тогда мы пожелаем вам доброго пути, а сами отправимся дальше – исследовать святые места Русского Севера.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

Холмогоры. Успенский Холмогорский женский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть картинку Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Картинка про Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

Статьи

Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора. Первоначально обитель находилась в ином месте, в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме, возможно, после 1636 г., так как при извещении о пожаре, уничтожившем весь посад, в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.

При учеждении Холмогорской епархии прибывший первый епископ новой епархии в 1882 г. застал уже обветшавшую Сретенскую церковь с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 г. Успенскую странноприимницу. В 1687 г. Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 г. было заложено основание деревянной Успенской церкви – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.

Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688 г.). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз горели и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине, страдал от затопления и льда. При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиереи нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов в 1764 г. Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь), был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.

Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 г. при монастыре был открыт приют для девочек-сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.

На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 гг. кроме пожертвования деньгами и вещами многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий. Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была закрыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг. С 1914 по 1920 г. монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 г. отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.

Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения. В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.

Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.

Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. Стр.518-562. П.П. Сойкин. Православные русские обители. А.А. Куратов. Утраченные монастыри Архангельской епархии. http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/kholmogorskij_monastyr/0-58

Первый женский монастырь существовал в Холмогорах уже в середине XVII в. Успенский женский монастырь был основан в 1687 г. архиеп. Афанасием на южной окраине города. В 1798 г. монастырю переданы строения бывшего архиерейского двора, расположенные рядом с Преображенским собором и с 1744 г. использовавшихся для казенных нужд, в которые в 1802 г. обитель и была переведена. От архиерейского двора уцелел главный корпус 1680-х гг. Большинство новых корпусов выстроено во 2-й половине XIX в., к началу ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1920 г., занят под тюрьму, потом передан под совхоз. Большая часть построек сохранилась, занята жильём, племзаводом и проч.

Фирсов А. Историческое описание Холмогорского Успенского монастыря. // Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1894, N 22-24

Источник

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть картинку Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Картинка про Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть картинку Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Картинка про Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

Холмогорский район запись закреплена

17 фактов о Холмогорском районе Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть картинку Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Картинка про Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.

1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».

2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).

3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.

4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.

5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».

6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.

7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.

8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.

9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.

10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.

11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.

12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.

13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.

14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.

15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.

16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.

17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!

Источник

Старинные монастыри Холмогорской земли

Опубликовано 8 июня 2012 · Обновлено 4 марта 2021

Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Смотреть картинку Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Картинка про Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым. Фото Что появилось первым на территории холмогорского монастыря первым

Ивановский Емецкий монастырь.

Ивановский монастырь находился примерно в 180 километрах от Архангельска (в бывшем Холмогорском уезде, теперь Холмогорский район Архангельской области) на реке Ёмце, впадающей в Двину. Время основания не мизвестно. Первое упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, перенесённые в 1686 г. в Зачаческую волость, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский.

Об Иоанно-Предтеченском монастыре упоминалось в писцовой книге князя Василия Звенигородского от 1587 г., где было написано: «В Емецком стану, у большого села, на р. Емце монастырь девичий, а на монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная-же, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и всё церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий» («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». Вып. 1 — Архангельск, 1894. — С. 337). У этого монастырька была также своя, хотя и небольшая вотчина – «четыре деревни живущих, а в них пашни четыре обжи…. та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощевой горе». Монастырь был очень беден, поэтому ему оказывалась помощь от казны. Царскою грамотою государя Федора Ивановича велено было «Двинским холмогорским данщиком давать в монастырь милостины из государевых данных денег на Колмогорах по двенадцати рублев с половиною на год». Эта милостинная грамота хранилась в Сийском монастыре.

Монастырь был закрыт в 1613 году в связи с трагическими событиями того времени. В 1613 году остатки разбитого польского войска из корпуса Лисовского, разбитого под Москвой, уходили к границам Русского государства, по пути обрастая и русскими лихими людьми. Они нападали на мирные поселения, в том числе и монастыри, убивали, грабили, бесчинствовали. Когда тревожная весть о их приближении достигла Холмогор, то двинской воевода Петр Иванович Пронский решил укрепить подступы к городу, устроив острог, на месте Емецк ого монастыря, используя его постройки, так как строить что-то вновь было уже некогда. Монахинь переселили в ближайший мужской Покровский монастырь,а монахов оттуда предварительно перевели в Сийский). История Емецкого Иоанновского монастыря на этом закончилась, он больше не возобновлялся. На месте женского монастыря впоследствии были поставлены две часовенки в память о стоявших на том месте храмах.

Кривецкий Успенский монастырь.

Кривецкий Успенский монастырь располагался на левом берегу реки Северная Двина в 42 верстах от Холмогор вверх по течению. Современное местоположение: МО «Копачевское»(с. Кривое, ныне Демидово), Холмогорский р-н, Архангельская обл.

Точное время основания монастыря не известно, вероятно XIX век. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г., Кривецкий монастырь был передан в ведение Сийского монастыря. Даже в конце XIX века оставались заметными следы от монастырских построек (погребов), а пахотные поля, находившиеся близ приходских церквей, назывались «монастырскими» и некоторые места за Двиной — «монастырской поскотиной». Когда монастырь был обращен в самостоятельный приход, неизвестно, так как все церковные документы сгорели в пожаре 1799 г. Если принять во внимание, что первый приходской священник Иоанн Вакорин служил до 1770 г., то, вероятно, образование прихода относится к 1764 г., т.е. ко времени упразднения многих монастырей по случаю отобрания у них вотчин.

Монастырскими церквями были деревянные — Успенская и Трех святителей, перестроенные в XVIII веке. О них упомянуто в грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г. Уже приходская церковь во имя Успения Божией Матери — деревянная, холодная — строилась с 1775 г. вместо прежней монастырской. Освящена в июне 1786 г. протоиереем Холмогорского собора Феодором Шешениным. Эта церковь была значительно повреждена пожаром в начале 1799 г. и, после ремонта, вторично освящена тем же протоиереем в марте 1799 г. В 1888 г. церковь была покрыта железом на средства крестьянина Афанасия Павозкова.

Каменная теплая церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – была построена взамен одноименной деревянной которая сгорела в 1799 г вместе с Успенской. Вместо сгоревшей по указу Архангельской духовной консистории от 23 марта 1803 г. за №44 была заложена каменная церковь. Освящена 21 ноября 1806 г. Преосвящ. Евлампием при приходском священнике Ферапонте Таратине. В 1880 г. на средства крестьянина Александра Шарпалова деревянная крыша была заменена новой железной.
Особым почитанием у прихожан не только описываемого прихода, но и других приходов, пользовалась резная икона вмч. Георгия. Наиболее древней книгой было Евангелие 1657 г., в конце XIX века обложенное медными посеребренными дсками. Также среди церковных древностей указывались деревянная дарохранительница и слюдяной выносной фонарь о девяти главах.

Четыре иконы Успенского Кривецкого монастыря, в советское время были вывезенные из закрытых храмов и занимают центральное место в иконной экспозиции Третьяковской галереи говоря о высоком иконописном искусстве Севера.

Николаевский Чухченемский монастырь.

Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).

Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.

На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт «чернецких” и церковных старост и т.п.

Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел «старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.

При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.

К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный — в теплой трапезе — в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.

Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница — выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.

Покровский Емецкий монастырь.

Время появления и основатель монастыря неизвестны. Первое достоверное упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский. Покровский монастырь, в отличии от женского Ивановского (приписной к Сийскому монастырю) был самостоятельным до 1616 году.

в связи с угрозой нападения, которые устремились на север. Когда в Холмогорах стало известно, что поляки из корпуса Лисовского, разбитых под Москвой, опустошают Важский уезд и намереваются то же сделать с двинскими жителями, то Холмогорский воевода Пётр Иванович Пронский устроил в 1613 г. на месте Иоанно-Предтеченского монастыря деревянную крепость (острог), пустив монастырские здания на строительство укреплений и переселив монахинь в Покровский мужской монастырь, а иноков из него — в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Педтеченсий монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский и отдан в 1616 г. в ведение Сийского мнастыря, которому принадлежал и упразднённый Иоанно-Предтеченский монастырь. Этот монастырь в 1760 г. сгорел вместе со всем острогом и с приходской Богоявленской церковью, упоминаемой еще в 1513 г. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а сгоревший Покровский более не возобновлялся.

После пожара крестьяне — прихожане сгоревшей Богоявленской церкви — построили новую Богоявленскую церковь, а бывшие монастырские крестьяне — три церкви: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) во имя Иоанна Предтечи и 3) во имя вмц. Параскевы. Крестьяне, бывшие монастырскими, вошли в состав Емецкого прихода. Все прихожане сали делиться на две части — Богоявленскую и Покровскую. Богоявленская церковь стала называться соборной, а старшие члены причта — протоиереями и ключарями (в некоторых документах упоминались протопоп Иоанн Розанов, служивший до 1775 г., протопоп Алексей Вальнев и ключарь Иоанн Коротаев). Церкви были небогаты утварью. Так, в описи от 1771 г. говорилось, что во всех четырёх церквях было только два экземпляра оловянных богослужебных сосудов.

Все церкви сгорели в ночь на 22 сентября 1773 г. Тогда емецкие прихожане обеих половин устроили одну церковь с двумя престолами — Богоявленским и Покровским. В ночь на 1 октября 1808 г. сгорела деревянная Богоявленско-Покровская церковь. В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два — главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный — во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г. На месте Покровского монастыря располагалось приходское кладбище.

Холмогорский Успенский монастырь.

Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Холмогорский район Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора.

Первоначально обитель находила в ином месте в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретенья иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме возможно после 1636 года, так как при извещении о пожаре уничтожившего весь посад в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.

При учеждении Холмогорской епархии прибывший превый епископ новой епархии в 1882 году застал уже обветшавшую Сретенскую церковь, с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 году Успенскую странноприимнецу. Этого оказалось недостаточным. В 1687году Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 году было заложено основание деревянная Успенская церковь – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.

Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688г). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз сгорали и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине страдал от затопления и льда.

При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиерее нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов 1764 году Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь) был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены были в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.

В 1798г. император Павел дал приказ: «повелеваем Синоду, находящемуся в Холмогорах бывший архиерейский дом принять в свое ведомство и поместить в нем монастырь…» Так Успенский женский монастырь был переведен в архиерейский дом и получил каменное строение. После его ремонта сестры обители с августа 1802 г. переселились туда. В 1803 г. из старого Успенского храма были принесены престол и иконостас в Новый каменный храм Успения Богородицы. Главная церковь монастыря, Успенская, была пристройкой к восточной стене бывшего архиерейского дома. Она была холодной, не отапливаемой. Теплые придельные церкви — Никольская и Тихвинская — были в крестовой палате архиерейского дома. Второй храм — в честь Св. Духа. Дважды в году здесь совершаются крестные ходы: первый 15 августа и второй — в 4 воскресенье Великаго поста, когда отправляется из Холмогор в Красногорский монастырь Грузинская икона Божией Матери.
В храмовый праздник Успения Божией Матери число богомольцев в монастыре достигало несколько сот. В этот день бывал крестный ход в монастырь из собора с местными святынями.

Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 году при монастыре был открыт приют для девочек- сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.

На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 годов кроме пожертвования деньгами и вещами, многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий.

Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была зарыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг.

С 1914 по 1920 год монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 году отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.
Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения Архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.
Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *