Что появилось раньше философия или мифология
Истоки философии. Мифология, религия и философия.
Истоки философии. Мифология, религия и философия.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.
Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.
Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
Философия Древней Индии.
В философии индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.
Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.
Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.
Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.
Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.
Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.
3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Элейская философская школа.
Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.).
Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.
Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.
Сократ и его учение.
Философия экзистенциализма.
Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.
Немецкий экзистенциализм ( К.Ясперс, М. Хайдеггер)
В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др.
Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)
Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.
Учение З. Фрейда.
Фрейд (Фройд) (Freud) Зигмунд (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).
В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.
Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.
Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.
Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.
В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.
Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.
Творчество и познание.
Творчество в общем смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Виды и функции творчества
Вид творчества Функция (цель) Объект (результат)
Художественное творчество Создание новых эмоций Произведения (искусства)
Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения
Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы
Спортивное творчество Создание[достижение] новых результатов Сила, Скорость, Выносливость
Творческое воображение, фантазия — необходимые средства развития способности человека изменять, преобразовывать мир. С их помощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.
Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности.
Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.
На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Эстетическое сознание.
Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.
Нравственное сознание.
Религиозное сознание.
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религия значительно уступает свои позиции. Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки воздействовать на эти силы. С помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности.
Истоки философии. Мифология, религия и философия.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.
Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.
Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
GN1100: Философия
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через олицетворение в образах богов, пред которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами Богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Люди переносили на богов самые причудливые сексуальные ориентации, приписывая им неуемное любвиобилие, нескончаемые измены, любовные распри.
Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.п. В качестве неразделенного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства, в том числе и всевозможных форм словесного искусства: сказок, героического эпоса, легенд, исторического предания и пр.
Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все — вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) — крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов.
Начинается уже «историческая» полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса — «олимпийцев», а отсюда – романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы; это упоительная череда любовных приключений богов.
Мифология как система, уходящая своими корнями во времена первых цивилизаций и служившая им духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — смыслового, который по мере эволюции логического мышления и продвижения тенденции рационализации становился все более важным. Со временем в определенном месте этот глубинный уровень мифологии прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.
Когда говорят, что философия — высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens. Вид «человек разумный» по современным антропологическим данным возник примерно 100 тыс. лет назад, но философию он создал только 2,5 тыс. лет назад. Известный афоризм французского философа Р. Декарта (1596—1650) «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода.
Примерно 2500 лет назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа. и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена и он стал элементом рефлектирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывается новое, рациональное содержание. Например, миф повествует о том, что, желая обеспечить людям возможность совместной жизни, боги решили поселить на земле «стыд и правду», но что это такое, определяется уже по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия оставалась своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.
Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи — слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, некой бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в своем философском выражении. А в понятии идеи как образца для всех вещей — отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику.
Философия вышла из мифологии, но ее становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили жизнью. И первым такую жертву принес Сократ. Его имя стало нарицательным и служило для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сведения о его воззрениях историки философии черпают из исторических источников, главным образом из “сократических” сочинений Платона и Ксенофонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном с удивительным художественным мастерством, навеки вошел в сознание всех последующих поколений как замечательный пример кристально чистого, независимого, ироничного, уникальнейшего мыслителя, ставящего искание истины путем диалога, споров выше всяких иных побуждений души.
Становление философии. Философия и мифология
Принято считать, что философия возникла примерно в VI в. до н.э. Это тот период, в который и на Западе, и на Востоке появляется совершенно новый вид теоретических знаний, который идёт в разрез представлениям традиционной мифологии. Этот период немецкий мыслитель Карл Ясперс обозначает как время формирования особого типа сознания, которое требовало новых форм и вариантов решения проблем, связанных с воззрениями людей.
Карл Ясперс называет это время «осевым».
Новое восприятие сформировалось в силу того, что человек стал иначе воспринимать действительность и бытие, а также по-другому понимать себя и свои границы. Тем самым оголив его беспомощность и ужас мира. Последствием стало то, что человек ставил перед собой серьёзные вопросы, касающиеся самого себя. Более того, занялся поиском трансцендентных и абсолютных идеалов. Новый характерный для того времени тип сознания появился практически одномоментно в нескольких странах: Китае, Греции и Индии.
Решение мировоззренческих проблем посредством философии
Совершенно понятно, что мировоззренческие проблемы существовали ещё в дофилософском периоде. Более того, науке известны примеры, когда некоторые цивилизации вовсе не создали ничего подобного на философию.
Египетская, вавилонская, цивилизация майя, ацтеков и инков являются ярким примером народов, которые не занимались разработкой философского знания.
Но стоит отметить, что даже представители этих цивилизаций задумывались о вопросах мира и человека, жизни и смерти. Однако их ответы и пояснения носили нефилософский характер.
Исторически так сложилось, что самая первая форма мировоззрения – это мифология. Согласно суждениям Г. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Мифологическая форма присуща первоначальным ответам на вопросы, касающиеся мироздания, появления культуры и человека. Мифология – это комплекс мифов, в которых повествуется о происхождении и устройстве мира, о появлении социума и человека. Также в ней проигрываются ситуации, в которых ежедневно участвует человек.
Миф – это начало человеческой культуры, начальная форма реальной культурной деятельности человека.
Вместе с тем, миф – это специфический тип представления о действительности и повествования о ней. Для древних людей миф был реальность, в которой они жили. Благодаря мифам формировалась устойчивая система ценностей, которые служили законами и примерами для поведения людей. Иначе говоря, мифы стали тем, что стабилизировало социальную жизнь и гарантировало единство социума.
Современная наука находится в постоянном споре о том, насколько соотносятся обряд и ритуал с мифологическим повествованием. Этот вопрос по сей день остаётся открытым и до конца не исследованным. Одно можно точно утверждать, что огромная часть различных ритуалов, которые сформировались ещё в древние времена, окрашены мифологическим повествованием. Однако не всем обрядам и ритуалам есть точные соответствия в мифах и развитой мифологии, например, древнегреческой. Указать на точную связь мифа и ритуала пока остаётся невозможным.
Мифологическое сознание, его особенности и свойства
Синкретичность является основным свойством мифологического сознания. В нём не разделяется объект и субъект, познание и переживание, человек и природа. Особенность мифологического сознания в том, что в нём всё может быть всем. Понятие «синкретичность» имеет ещё одно определение в контексте мифа в неразделённой форме, где могли сосуществовать начала объективного знания о мире, зачаточные мысли религиозных верований, а также истоки искусства. После всего этого в ходе развития культуры эти формы переродились из мифа, тем самым приобретая чёткие границы собственного вида.
Ещё одной характерной особенностью мифологического сознания является отсутствие восприимчивости к противоречиям. Мифологическое сознание равнодушно к объективным связям действительности. Здесь имеется в виду, что согласно мифологической интерпретации всякий предмет или явление может быть чем угодно. В качестве источника мифологических ассоциаций выступает человеческая фантазия и мышление, а не как считалось ранее опыт или интеллект.
Среди характерных особенностей мифологического сознания выступает и установление особого типа связей между явлениями, которые не вмещаются в модель причинно-следственных отношений. Тем временем миф может предложить типы связей на выбор:
Метаморфоза значит превращение. Предметы, люди и явления могут превращаться друг в друга посредством фантазийных представлений древнего человека. Связи по ассоциации представляют собой соотношение дыхания и души, сна и смерти, к примеру. Теологические связи – это связи между явлениями в мифе, которые поясняются не с помощью целей, а с помощью причин. Миф построен таким образом, что все события и явления всеми силами стараются достичь изначально поставленной цели. Она является своеобразным двигателем всего действия.
Символичность также является характерной особенностью мифологического сознания. Древний человек использует символы и образы, пренебрегая понятиями и категориями. Стоит заметить, что в отличие от абстрактных понятий символы всегда имеют конкретное значение и чёткую характеристику. Одним из важнейших свойств символичности является принцип олицетворения или иными словами персонификации. Здесь происходит интересное одушевление и наделение природных явлений, культурных достижений и даже человеческих чувств душой. В таком контексте они выступают в качестве живых персонажей и личностей.
Греческой мифологии характерно явление богов, гдк бог солнца – Гелиос, богиня земли – Гея, бог времени – Хронос, Эмоций и страха – Фобос.
Также одной из характеристик мифологического сознания является коллективность. Миф создаётся коллективно, это вовсе не индивидуальное творчество. Насыщенность и суггестивность присущи таким текстам.
Заключительной особенностью мифологического сознания является авторитарность. Это значит, что миф не оставляет возможности проявиться личности или свободной мысли индивида, при этом не допускает изречения критических воззрений, оставляя за человеком лишь возможность трансляции формул и воспроизведения точных норм.
Миф и философская наука
Миф полностью не искореняется с развитием культуры. Современное массовое коллективное сознание, а также индивидуальное обыденное наполнены чертами первобытного мифа. В силу этого, можно говорить, что миф только укрепляет своё положение, принимая более модифицированную форму и приспосабливаясь к современным условиям. Первобытный миф серьёзно отличается от современного, но эти отличия не упраздняют его специфических особенностей, которые дают возможность выделить его из других типов произведений.
Бытует мнение, что миф вернулся в XX в., но скорее он продолжает своё существование и на протяжении всей истории человечества он существует в религии, искусстве и политической сфере.
Вновь обращаясь к древней мифологии и к проблематике генезиса философского знания, можно говорить, что поэтапно в синкретическом комплексе развивается религия, искусство, философия и мифологическое сознание. Чуть позднее из этого теоретического знания происходит вычленение конкретно-научных дисциплин.
Становление философской науки
Философия перенимает у мифологии мировоззренческий характер, при этом способы решения проблем меняются. Философские воззрения на мир и человека – это объективное и достоверное мнение, разумная точка зрения. Философия формируется в условиях поиска истинной мудрости, которая означает гармонию знаний о мире в купе с жизненным опытом. Образ и символ, которые присущи мифу, заменяются в философском знании рациональными понятиями и категориями. Ранняя философия характеризуется причудливыми образами, и обозначаются началом нового теоретического, объективного знания и мифологическими представлениями. Ярко выражено это в древнегреческой натурфилософии.
Классическая философия Платона наполнена отпечатками мифологического сознания.
Отличия мифологического от философского сознания заключаются в том, что ключевые понятийные особенности разнятся во взглядах на мировоззренческие вопросы. Для того, чтобы уяснить эти отличия на живом примере, достаточно всего лишь сравнить философию и мифологию по свойствам, которые перечислены выше.
Сравнение философского и мифологического
Философское сознание не синкретично. В философии существует чёткое противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и коллектива.
Философия не принимает понятие противоречия, она стремиться к исключению их. Однако, стоит отметить, что философские взгляды нескольких мыслителей могут разниться, но в пределах одной философской системы противоречия непозволительны.
Философская наука не допускает пояснения связей между явления в ходе преобразования или по принципу ассоциации. Некоторым философским системам характерен телеологический способ объяснения, но признать его ведущим невозможно. Философия образует причинно-следственные связи для того, чтобы объяснить культурные и природные явления.
Философскому мышлению не характерна символичность. Скорее это строгое мышление, которое строится на чётких понятиях и категориях, где образное мышление допускается только как вспомогательное средство изображения или в качестве формы подачи материала, при этом никогда не является основой философского содержания.
Ещё одним отличием философии от мифологии является авторитарность последней. При этом философское знание носит критический характер.
В заключении стоит сказать, что в философском учении всегда можно проследить авторство определённой идеи. Философии характерен личностный контекст, это касается и появления идей, и направленности. Таким образом, можно говорить о том, что философия формируется посредством индивидуального творчества и направлена на изучение личности.