Что появилось раньше папирус или пергамент

Что появилось раньше папирус или пергамент

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Папирус и пергамент

С самого начала своего существования люди стремилось основные моменты истории запечатлеть в письменном виде. При этом неважно было, какие будут использованы символические знаки. Предполагалось, что потомки смогут все прочесть. Однако, важен был материал, на котором будет все написано.

Современное человечество, пользуясь в нынешнее время бумажной промышленностью, мало задумывается о его прошлом происхождении, а ведь до появления удобной бумаги для печати, блокнотов, тетрадей и т.д. был пройден не малый путь. Кроме глиняных табличек, служивших первоначально для записи, человечество научилось использовать более легкие материалы для письменности — папирус и пергамент.

Собственно, ПАПИРУС (лат. papyrus, от греч. papyros) — это многолетнее водное растение семейства осоковых. В тропической Африке, по берегам рек и озер. Из стеблей (высота до 5 м) в древности изготовляли ткани, обувь, плоты, челноки и т. п. Изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале. Тексты папирусов изучаются папирологией, египтологией, семитологией.

Обширные заросли папируса в долине Нила с древних времен использовались египтянами в самых различных целях. В Древнем Египте папирус считался царским растением, его специально выращивали. Стебли папируса шли в пищу, из них изготавливали ткани, циновки, плоты. В начале третьего тысячелетия до н. э. из папируса стали делать писчий материал. Для его изготовления стебли папируса разрезали на узкие продольные полосы, которые выкладывали в виде листа, и спрессовывали. Высушенные листы склеивали в свиток. Папирус имел почти белый цвет, но со временем темнел и терял прочность.

Боле прочным материалом для письма служил пергамент. ПЕРГАМЕНТ (нем. Pergament, от греч. Pergamos — название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), — это кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Он использовался не только для письма, но и для изготовления музыкальных инструментов (напр., барабанов), некоторых деталей машин (напр., гонков ткацких станков), а также как жиронепроницаемая бумага для упаковки и технических целей.

Пергамент — материал для письма из недубленой кожи животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в 5 веке до н. э. кожа животных употреблялась в качестве материала для письма у персов. Из Персии секреты изготовления пергамента пришли в Грецию, где для письма стали использоваться обработанные овечьи и козьи шкуры. Как материал для письма, пергамент отличается удобством использования, прочностью и долговечностью. Именно на пергаменте традиционно записывались священные книги иудеев и христиан. Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.

Источник

На чем люди писали в древности

«В начале было Слово…» — это известная всем библейская цитата, отражающая реальную ситуацию. Сначала человек долгие тысячелетия учился выражать свои мысли звуками, а позже возникла необходимость сохранения и передачи информации, передаваемой устно. Так, шаг за шагом, современная цивилизация пришла к совершенно иному уровню письменности, без которого нынешний человек себя не представляет. Но интерес к тому, на чем и как писали люди в древности, не пропадает, а, наоборот, подогревается все новыми открытиями в этой области.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

На чем писали люди в древние времена, человечество узнало и узнает по сохранившимся историческим находкам, из упоминаний в древних рукописях.

Рисунки на камнях и скалах

Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.

На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Рисуночное письмо появилось позже, когда отдельные предметные изображения объединяли одним сюжетом, передавая этапы развития событий. Путь от рисунков к знакам и символам занял не одно столетие.

Таблички из глины

Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Свидетельства этому найдены в Ираке и Иране (Месопотамия).

Пока табличка была влажной, на ее поверхности заостренной палочкой (грифель, стилиус) наносились знаки, затем ее сушили на солнце. Такой способ письма получил название клинопись. Считается, что родилась она в Шумерской цивилизации.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Громоздкие рисунки постепенно трансформировались в знаки и символы – писать их было быстрее и удобнее, да и места они занимали меньше.

Из всех найденных табличек с клинописью последняя относится к 75 году н. э.

Таблички из воска

Глиняные таблички громоздкие, хрупкие, неудобны для транспортировки, с них невозможно стереть написанное, поэтому на смену им пришли таблички из воска.

На специальные деревянные дощечки или дощечки из слоновой кости наносили слой воска – писать на нем можно было острым грифелем. Другим закругленным концом ненужный знак затирали, стирали.

Изготовить таблички было несложно, поэтому в античные и средневековые времена ими пользовались в быту для пометок по хозяйству, применяли как записные книжки и в обучении письму.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

По мере использования качество воска ухудшалось, его соскабливали и наносили новый слой. Нынешнее выражение — «с чистого листа», когда нужно начать все сначала, корнями уходит именно в те времена.

Потом применение табличек усовершенствовалось – их соединяли ремешками из кожи, получалась книга. Упоминания о восковых табличках встречаются у Гомера, Цицерона.

Пользоваться ими продолжали до 19 века, хотя давно уже писали на бумаге. Например, восковой табличкой удобно пользоваться на некоторых производствах для занесения текущих данных.

Письмо на папирусе

Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. На территории античных государств он появился примерно в VII веке до н. э. Описание технологии его изготовления есть у Теофаста.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Лист папируса по толщине был примерно таким же, как современный бумажный лист, а гладкой его поверхность делали с помощью полировки камнем или кусочком дерева твердых пород. Свитки из папируса хранить было проблематично, так как материал легко впитывал влагу, ломался, края листов быстро «мохнатились».

Писали на папирусной бумаге палочками из тростника, один конец которой был косо срезан. Линии разной толщины получались при наклоне палочки на разный угол. Для написания применяли черные чернила, на приготовление которых шла сажа и липкая сыворотка из крови. Чтобы писать заголовки, готовили красные чернила из красного мела и сыворотки. Оттуда и пришло название «красная строка».

Пергамент

Примерно во II веке до н. э. появился новый, более практичный, чем папирус, материал. В городе Пергама на создание библиотеки понадобилось много папируса, а Птолемей V, правивший в то время Египтом, запретил вывозить его. Заменил папирус пергамент, изготавливать который начали ремесленники из Пергама.

На его изготовление шла телячья, баранья, козлиная, воловья кожа, которую обрабатывали с обеих сторон. Материал получался двухсторонний, эластичный, прочный, светло-желтого цвета, хранить его было гораздо удобнее и проще.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

К тому же, обрезанные по одному размеру и скрепленные листы позволяли создать другой формат, который и послужил прототипом книги.

Пергамента требовалось все больше и больше, а возможности изготовления были ограничены, поэтому приходилось применять его вторично, стирая, соскабливая написанное ранее. Придумали даже состав для стирания чернил и специальный отбеливатель. Но качественной поверхности уже не получалось – оставались следы прежнего текста.

Писали на пергаменте остро заточенными прочными гусиными перьями. Для правшей брали перья из левого крыла, а для левшей – из правого.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

С появлением бумаги применение пергамента постепенно прекратилось.

На чем писали в Древней Руси

Славянские народы научились чтению и письму еще до христианских времен. На чем и как писали в Древней Руси мы знаем из дошедших до нас рукописей, из записей летописцев, путешественников.

Самобытная письменность, которой пользовались предки, называлась «черты и резы». Кириллица и глаголица сменила эту письменность в IX веке. Грамотность на Руси носила не единичный характер, а массовый. Судить об этом можно по найденным на раскопках старинных городов письмам, принадлежащим перу простых людей.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Для письма использовали доступные для тех времен материалы: глина, береста, кожа, воск.

Пергамент на Руси был известен, изготавливать его умели, но стоил он очень дорого. Например, чтобы выпустить книгу средней толщины, требовалось около 200 шкур! Да и квалифицированных мастеров было не так много.

На пергаменте записывали законы, указы, официальные грамоты, летописи, так же его применяли для издания Библии, важных книг. Для более широкого применения он был баснословно дорог.

В народе нашли замену дорогому материалу – стали использовать бересту, которой в достатке в любом лесу. Первые берестяные грамоты были обнаружены на раскопках в Великом Новгороде, а появились они на Руси в IX-X веках.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Писали на них похожими на толстые спицы палочками (15-18см) с заостренным кончиком– писалами. Другой конец костяной, деревянной или железной палочки был резной.

Слово «писали» здесь не совсем подходит, поскольку буквы на бересте выдавливали или выцарапывали. Чернила готовили из сажи, сока бузины, черники и других подручных природных материалов.

Берестяные грамоты использовались повсеместно как доступный всем материал. Из бересты составляли книги, соединяя несколько берестяных листов кожаными ремешками.

Наряду с берестой в ходу был и воск. Им заливали небольшие деревянные прямоугольные дощечки (9х12см) с приподнятыми краями (чтобы воск не скатывался) – церы. На дощечке делали насечки для лучшего закрепления воска. Чаще всего, использовали черный воск – он был дешевле. Церы удобно было носить с собой в кармане или на ремешке, можно стереть письмо и написать новое на этой же дощечке.

История развития письменности таит в себе еще много неизвестного и интересного, но уже имеющиеся достоверные факты говорят о том, что человек всегда стремился к знаниям и не останавливался на достигнутом.

Источник

Как создавались и выглядели рукописи Евангелий

Новый Завет: от свитков до книг

Приблизительное время чтения: 13 мин.

В какой форме первоначально существовал текст Нового Завета, каким изменениям он подвергался с течением времени и по каким причинам? Знать эти общие сведения необходимо для понимания особенностей тех источников, с которыми имеет дело всякий, кто берется за исследование жизни и учения Иисуса Христа.

Этот текст — фрагмент из новой книги известного богослова и проповедника митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая вышла в издательстве Сретенского монастыря. Данная книга — первая в серии «Иисус Христос. Жизнь и учение», которая, как планируется, будет состоять из шести томов. (Заголовок и подзаголовки статьи даны редакцией).

Свитки и кодексы

Все дошедшие до нас древние рукописи имеют форму либо свитков, либо кодексов. В эпоху Ветхого Завета у иудеев существовали только свитки — длинные листы папируса (до 7–10 м), которые сворачивали в рулон и накручивали на специальный ролик или на два ролика: текст читался по мере развертывания рулона. Когда Иисус вошел в назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, начал читать по ней. Затем, закрыв книгу и отдав служителю, Иисус сел и начал проповедовать (Лк 4:17, 20). Читая это, мы представляем себе книгу, сшитую из отдельных листов, которую можно открывать или закрывать на той или иной странице. Между тем книга, которую держал в руках Иисус, представляла собой свиток, который Он сначала развернул в нужном месте, а потом свернул. Кодексов в Его время у евреев не было.

Лишь впоследствии, уже в христианскую эпоху, всеобщее употребление получили кодексы — книги, состоящие из отдельных сшитых между собой листов. При этом в иудейской традиции употребление свитков сохранилось вплоть до наших дней. Кодексы же были заимствованы христианской Церковью из античного мира (книги в форме кодексов существовали в Греции и Риме). Из дошедших до нас пяти с половиной тысяч рукописей Нового Завета лишь около сотни являются свитками, все остальные — кодексами. В III–IV веках свитки были фактически полностью вытеснены кодексами.

Постепенное вытеснение свитков кодексами может быть объяснено причинами практичес­кого характера: кодексы удобнее в обращении, лучше сохраняются, меньше портятся. Однако есть в этом и некая богословская значимость. Свитки оказались в числе других атрибутов ветхозаветной религии, считавшихся в иудейской традиции священными и неприкосновенными, но отвергнутых христианами. Впрочем, произошло это не сразу.

Первые Евангелия, надо полагать, были написаны именно на свитках. Заметим, что евангелисты на древних иконах иногда изображались со свитками, а не с кодексами в руках; в византийскую эпоху, однако, евангелистов стали изображать с кодексами.

Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть фото Что появилось раньше папирус или пергамент. Смотреть картинку Что появилось раньше папирус или пергамент. Картинка про Что появилось раньше папирус или пергамент. Фото Что появилось раньше папирус или пергамент

Библейские пророки, напротив, и в византийской иконографии всегда изображаются со свитками. Что же касается Иисуса Христа, то на всех известных нам иконах, где Он изображен держащим Евангелие, в Его руках находится кодекс, а не свиток. Таким образом, свиток символизирует Ветхий Завет, а кодекс — Новый.

Папирус и пергамент

При изготовлении книг в древности употреблялись два материала — папирус и пергамент. Как правило, свитки делали из папируса, кодексы — из пергамента. Папирус производился из растения семейства осоковых (оно и дало название этому писчему материалу); пергамент же, обладающий большей проч­ностью, представлял собой особым образом обработанную кожу животных.

Среди дошедших до нас кодексов Нового Завета некоторую часть составляют так называемые палимпсесты — пергаментные рукописи, в которых первоначальный текст соскабливали или смывали и на его месте писали другой. К числу таковых относится, например, знаменитый Ефремов кодекс (V в.): в нем поверх первоначального греческого текста был написан сирийский перевод Евангелия. При помощи инфракрасных лучей ученым удается в некоторых случаях восстанавливать первоначальный текст.

Унциальные и минускульные

Все дошедшие до нас рукописи Нового Завета, написанные на греческом языке, по типу письма разделяются на унциальные и минускульные. Унциальный шрифт состоит только из прописных букв (он получил свое название от унции — мелкой монеты, размеру которой приблизительно соответствовали буквы), минускульный — только из строчных. Все древние рукописи Нового Завета — унциальные; начиная с IX века преобладают минускульные рукописи.

При письме обоих типов, будь то унциал или минускул, не употреблялись многие вспомогательные приемы организации текста, которые характерны для со­временной эпохи. Так, не было отличия между прописными и строчными буквами: все буквы были или прописными (в унциале), или строчными (в минускуле). Отсутствовало деление текста на абзацы. Практически полностью отсутствовала пунктуация: между предложениями не ставились точки, между частями предложения — запятые; отсутствовали вопросительные и восклицательные знаки, кавычки и другие привычные для нас формы организации текста.

Более того, текст писался без промежутков между словами. Древняя рукопись — это сплошная вязь букв, либо крупных, либо мелких. Правил переноса не существовало. Многие священные имена и некоторые наиболее употребительные слова писались сокращенно. Все это затрудняло понимание текста и становилось причиной многочисленных различий в толковании отдельных мест Священного Писания, а также появления разночтений при переписывании текста.

Невмы и миниатюры

Вообще книжная культура древности коренным образом отличалась от той, что привычна нам. В древности имело место благоговейное, трепетное отношение к письменному слову. Сегодня, беря в руки газеты, мы просматриваем их, пробегая глазами тысячи, десятки тысяч слов, нередко даже не вникая в их смысл. Во времена же, когда создавалось Священное Писание, письменное слово ценилось очень высоко — не только потому, что писчий материал был дорогим и работа писцов трудоемкой: было вообще не принято писать только для того, чтобы высказаться. Если человек садился за стол и брал в руки стило, предполагалось, что он напишет что-либо весомое, значимое. Потому и отношение к книге было иным; потому книги не читали про себя, а только вслух — неспешно, вдумчиво, благоговейно.

Священное Писание было неотъемлемой частью раннехристианского богослужения. Для литургического употребления создавались специальные списки Евангелия — так называемые Евангелия–пракосы, или лекционарии: в них текст размещался не в обычной последовательности, а в той, в которой он читался за богослужением.

Литургическое употребление рукописей Ветхого и Нового Заветов стало причиной появления в них различных вспомогательных знаков, облегчающих чтение вслух. Эти знаки — невмы — ставились в тексте над строкой и указывали, с какой интонацией нужно прочитать определенное слово или фразу. Впоследствии при помощи невм стали записывать мелодии богослужебных песнопений: так развилась в Византии невменная нотация, унаследованная и Русью (на Руси она получила название крюковой).

Многие рукописи Нового Завета содержат миниатюры — иллюстрации, облегчающие понимание текста. По миниатюрам можно судить, как понимали тот или иной священный текст в эпоху, когда создавалась конкретная рукопись.

Диатессарон и перикопы

Довольно рано сплошной текст Евангелий начали делить на тематические отрывки. Впервые такое деление осуществил сирийский писатель II века Татиан. Он составил из четырех Евангелий одно — Диатессарон (буквально — по четырем). Татианов Диатессарон был широко распространен в Сирийской Церкви: в IV веке на него написал толкование преподобный Ефрем Сирин. Однако в византийской традиции Диатессарон не получил распространения. Более того, некоторые византийские церковные деятели всячески боролись с распро странением Диатессарона: святой Епифаний Кипрский, в частности, систематически разыскивал рукописи этого произведения и сжигал их.

Более долговечным оказался труд александрийского диакона III века Аммония, который, не сводя четыре Евангелия в одно, разделил евангельский текст на так называемые перикопы — отрывки разной длины (самые короткие перикопы включали лишь одну фразу).

Современное деление евангельского текста на главы восходит к архиепископу Кентерберийскому Стивену Лэнгтону (ум. в 1228 г.). Что же касается деления глав на стихи, то оно было впервые осуществлено парижским книгоиздателем Робером Этьеном (Стефанусом) в 1551 году. Эту традицию заимствовали и русские издания Нового Завета. В славянских же рукописях текст был разделен на «зачала», необходимые для литургического употребления.

Лишь в XIX веке в изданиях Библии появились ссылки на так называемые параллельные места: они печатаются почти во всех современных изданиях Нового и Ветхого Завета на полях. Параллельные места помогают нам сравнивать изложение одного и того же события в разных Евангелиях, находить первоисточники ветхозаветных цитат в Новом Завете. В III–VI веках в этом, по-видимому, потребности не было, так как Библию знали гораздо лучше, чем теперь.

Читая отцов Церкви, мы не можем не поразиться тому, с какой виртуозностью они оперировали библейскими текстами, приводя параллели из самых разных частей Библии. А ведь они пользовались рукописями, в которых не было ссылок на параллельные места. Но для современного читателя параллельные места оказываются большим подспорьем.

Ошибки глаза, памяти, суждения

Говоря о судьбе Евангелий, нельзя обойти молчанием вопрос о так называемой коррупции (порче), которой в течение столетий подвергался предполагаемый первоначальный текст в рукописной традиции. Многочисленные ошибки появлялись в рукописях по вине переписчиков; некоторые из них впоследствии исправлялись другими переписчиками, некоторые оставлялись без исправления и постепенно начинали восприниматься как норма. Различия касаются не только отдельных слов и предложений, но и целых фрагментов, которые присутствуют в одних рукописях, но отсутствуют в других. Так, например, вторая половина 16-й главы Евангелия от Марка (Мк 16:9–19) отсутствует в ряде авторитетных древних кодексов. Во многих древних рукописях Евангелия от Иоанна отсутствует рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин 8:1–11).

Ошибки в рукописях могли быть как случайными, так и намеренными. К первым относят так называемые ошибки глаза, ошибки памяти и ошибки суждения (п одробнее об этом см.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета. С. 181–190).

Ошибки глаза появлялись из-за несовершенства письма, неудобства чтения сплошного текста, в котором многие слова сокращались, некоторые могли быть неудачно перенесены или стерты, отдельные слова визуально оказывались похожими на другие; иногда текст был настолько мелким, что переписчик не мог его как следует разглядеть.

Ошибки памяти возникали, в частности, в результате того, что, взглянув на фразу, переписчик не вполне точно ее запоминал, а скопировав, не сличал заново с оригиналом.

Ошибки суждения возникали, когда при спорном чтении из двух вариантов выбирался худший. Так, если перед глазами переписчика два кодекса, из которых один содержит правильное чтение, а другой неправильное, он может выбрать второе, поскольку по каким-то причинам именно оно представляется ему верным.

К намеренной порче текста следует отнести, в частности, те искажения, которые предпринималась еретиками для оправдания своих лжеучений. Так, например, Маркион при переписывании Евангелия от Луки сознательно изменял или исключал из текста те места, которые не соответствовали его гностической системе. Однако нужно отметить, что тексты, испорченные еретиками, Церковь быстро распознавала и изымала из употребления.

Наконец, укажем на ту разновидность намеренной порчи текста, которую современная наука называет гармонической корректировкой — когда текст одного Евангелия исправлялся так, чтобы он более соответствовал тексту другого Евангелия. В качестве примера можно привести разницу между версиями молитвы «Отче наш» в Евангелиях от Матфея и от Луки. В привычном для нас синодальном переводе Нового Завета это почти идентичный текст, тогда как в критическом издании, основанном на наиболее древних рукописях, приведены два разных текста: молитва «Отче наш» у Луки короче, чем у Матфея. Если исходить из того, что избранный для синодального перевода оригинал отражает развитие, которое евангельский текст претерпел в течение многих столетий, а критическое издание восстанавливает текст, максимально приближенный к первоначальному, то становится очевидным, что в оригинальной версии Евангелия от Луки молитва «Отче наш» была дана в сокращенном виде, однако последующие переписчики дополняли ее за счет Евангелия от Матфея: в результате различия стерлись и текст получился идентичным.

Какая рукопись правильная?

До XVI века Новый Завет существовал только в рукописях. Первое печатное издание — так называемая «Комплютенская полиглотта» — появилось в 1514 году: в нем были напечатаны параллельными столбцами греческий и латинский тексты Нового Завета. Затем появилось пять изданий Эразма Роттердамского в Базеле (1516–1535). В 1624 году греческий текст был напечатан братьями Эльзевирами. В одном из последующих изданий братья сообщили читателю, что публикуемый ими текст — лучший, самый авторитетный из всех: они назвали его «textus abomnibus receptus» — буквально «текст, всеми принятый», то есть получивший всеобщее признание. С их легкой руки этот текст действительно стал считаться самым авторитетным и печатался под названием «textus receptus».

Однако в XIX веке все большее внимание стали обращать на древние рукописи Нового Завета, в которых содержались многочисленные разночтения с textus receptus. В середине XIX века немецкий библеист К. Тишендорф издал несколько таких рукописей, среди которых наиболее знаменитым был Синайский кодекс V века, найденный им в библиотеке монастыря Святой Екатерины на Синае.

Постепенно количество известных науке рукописей возрастало, и в конце XIX века стали появляться критические издания, в которых греческий текст Нового Завета, восстановленный на основе рукопис­ной традиции, печатался с подстрочными примечаниями, содержавшими основные разночтения. Эти издания известны под именем Нестле — Аланда*.

С середины ХХ века к работе по изданию критического текста Нового Завета подключились Объединенные библейские общества, в составе которых трудились католические, протестантские и православные ученые. В результате совместными усилиями был подготовлен тот греческий текст Нового Завета, который стал закономерным результатом последовательного охвата все большего круга рукописных источников, развития методов текстологического исследования и совершенствования приемов филологической и богословской критики ( Алексеев А. А. Текстология Нового Завета и издание Нестле — Аланда. С. 81).

Текст, содержащийся в 3-м издании греческого Нового Завета, подготовленном Объединенными библейскими обществами, идентичен тексту, содержащемуся в 26-м издании Нестле-Аланда (различия между двумя изданиями касаются только критичес­кого аппарата, но не самого текста). Это свидетельствует об определенном консенсусе, достигнутом ведущими мировыми учеными относительно основных разночтений в тексте Нового Завета.

Тем не менее работу по совершенствованию критического текста Нового Завета, максимально приближенного к предполагаемому архетипу, не следует считать законченной. Она продолжается, подходы к тексту меняются, принятые за аксиому мнения исследователей (в том числе те, на основе которых отдавалось предпочтение тем или иным вариантам текста) пересматриваются.

Работа над критическим изданием Нового Завета выявила его уникальность в качестве литературного памятника, равного которому по числу рукописей в истории человечества не было. В то же время, учитывая беспрецедентное количество рукописей, неудивительно и количество разночтений между ними. Из более пяти тысяч известных науке манускриптов нет двух, которые были бы полностью идентичны ( Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. P. XXIV).

* Работу по составлению критического текста Нового Завета начал крупнейший немецкий специалист по библейской текстологии Эберхард Нестле (1851–1913). После его смерти работу продолжил его сын Эрвин Нестле (1883–1972), которому с середины ХХ в. помогал другой выдающийся знаток новозаветной текстологии, К. Аланд (1915–1994).
26-е изд. критического текста Нового Завета, вышедшее в 1979 г., получило название Нестле — Аланда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *