Что появилось раньше сознание или речь
Связь речи и сознания человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознание — это высший уровень отражения действительности, который характеризуется способностью индивида отдавать себе ясный отчет об окружающем в настоящем и прошлом времени. С помощью сознания человек принимает решение и в зависимости от ситуации управляет собственным поведением.
Возникновение и развитие сознания и речи
Возникновение сознания можно отнести ко времени формирования на планете новой формы человеческого бытия, субъект которой имеет способность, выйдя за рамки своего собственного одиночного существования:
Со временем человек приобретает способность рефлексии к окружающему миру и к собственной жизни. Все это дает возможность в полной мере осознать окружающий мир, различные его объекты и связи, возникающие между ними.
Особую роль в развитии человеческого сознания играет познание и поиск истины. Опора на субъективное (чистое) знание позволяет сформировать целостную картину мира, что в еще большей мере расширяет возможности сознания. Например, человек понимает, что не только он может испытывать боль или голод, но и другой человек испытывает точно такое же чувство. Люди стали догадываться, что не только они могут построить у себя в голове хитрые планы, но и другие имеют аналогичную способность и возможность.
Исключительное значение в становлении специфического человеческого сознания имеет речь, позволяющая людям «навешивать ярлыки» на объекты и действия. Именно по этой причине мы получили возможность обмена между собой сведениями, включая чистое знание (размышления о бытии). Речь позволяет рассуждать строго, последовательным и логичным образом.
Готовые работы на аналогичную тему
Связь между развитием сознания и речи
Речь и сознание напрямую связаны между собой. Так, задатки речи можно отметить уже у животных. Например, большая синица имеет способность издавать около сорока вариантов звуков, каждый из которых интерпретируется в качестве отдельного сообщения. Известно, что домашние животные (кошки и собаки) могут понимать много слов, произнесенных человеком. Сами они также произносят различные звуки.
Сознание в психологическом плане реально выступает в качестве процесса осознания человеком окружающего мира и себя самого в нем. Наличие у людей сознания значит, что у них в процессе жизни, общения и обучения складывается система обобщенных знаний, которые объективированы в слове. С их помощью он осознает окружающее и самого себя, опознает явления действительности посредством соотношения с данными знаниями.
Мышление людей неразрывно связано с речью, поскольку с помощью последней сообщаются мысли. Речь представляет собой средство общения между людьми. Обратная сторона состоит в том, что человек мыслит с помощью речи, то есть она является орудием мышления.
Если спросить у человека о том, на каком языке он думает, то он не удивится нисколько и сразу ответит: «на русском», «на английском», «на французском» и т.д. Люди, которые очень хорошо владеют 2-3 языками, могут и думать то на одном, то на другом из них, поскольку человек мыслит с помощью слов.
Язык, речь и сознание
Язык представляет собой средство, орудие, с помощью которого происходит общение между людьми, обмен мыслями и достижение взаимного понимания. Язык, будучи напрямую связан с мышлением, регистрирует и закрепляет в словах и в их объединении в предложения результаты работы мышления, успехи познания. Таким образом, язык делает возможным процесс обмена мыслями в человеческом обществе.
Для проявления в виде средства общения, речь должна обладать внешним выражением, которое будет доступно слуху или зрению других людей. В отличие от подобной внешней речи такой внутренний беззвучный речевой процесс, через который мыслит человек, называется внутренней речью.
Человеческое мышление нельзя представить без участия второй сигнальной системы. Еще Павлов писал, что человек отличается от животных, так как у него произошло появление, развитие и чрезвычайное усовершенствование сигналов второй степени в виде слов, которые он произносит, слышит и видит. Такие новые сигналы в итоге стали обозначать все то, что непосредственно воспринималось людьми как из внешнего, так и из внутреннего мира. Их употребление происходило не только при взаимном общении, но и наедине с самими собой.
Речь в качестве второй сигнальной системы не может сама по себе обеспечивать познание действительности. Ученый обратил внимание на бесплодность мышления того человека, который оперирует лишь словами и хочет без соприкосновения с действительностью вывести из них все познание.
Павлов также отмечал, что слова были и остаются только вторыми сигналами действительности, так как слово, которое потеряло собственную связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно призвано обозначать, перестает быть сигналом действительности, теряя познавательное значение. Это означает, что чисто словесное знание, заучивание словесных формул без ясного понимания того, отражение каких именно сторон действительности в них происходит, представляет собой чисто формальное и бесполезное знание.
С точки зрения физиологии это значит, что нормальное мышление проявляется только при неразрывном участии первой и второй сигнальной системы. Речь представляет собой важное орудие мышления, из чего следует, что процесс мышления можно свести к речи. Мыслить означает проговаривание вслух или про себя.
Различие между самими мыслями и их словесным выражением проявлено в том, что одинаковую мысль можно выражать на разных языках. Мысль в этом случае остается неизмененной, хотя производится замена всех слов. Для одной и той же мысли характерна разная речевая форма, но без нее нельзя говорить о ее существовании у человека.
Возникновение мышления и речи
Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.
Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов предоставляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д. Только комплексное рассмотрение всех этих материалов под углом зрения трудовой теории антропогенеза Энгельса помогает наметить основные вехи в истории человеческого мышления и развития речевой функции.
Совершенно очевидно, что мышление и речь — две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. Поэтому неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и
простейшая форма передачи информации — звуковые символы.
Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном, спокойном состоянии, звуки, которые получили наименование «жизненные шумы». Некоторые ученые, как, например, советский антрополог В. В. Бунак, считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но в целом пока еще трудно определенно сказать, аффективные ли сигналы или жизненные шумы послужили основой формирования речевой функции. Ясно только, что она, как и простейшие представления, возникла на заре развития праобщины вместе с началом трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудий труда. Как уже отмечалось выше, на слепках внутренней полости черепов синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человека находятся центры, управляющие правильным течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропов свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а следовательно, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладением ими огнем, ролью коллективной загонной охоты в их жизни, одним словом, с относительно высоким уровнем развития их производственной жизни.
Есть, однако, веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При описании древних гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо более примитивной, в частности лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них расположены центры высших функций мышления — ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно достаточно определенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.
Сознание и речь
Определение понятий «сознание» и «речь». Структура сознания, его возникновение и становление. Взаимосвязь развития сознания и речи как фактора, влияющего на его развитие. Понятие речи и её виды. Аспекты развития сознания под влиянием речи и общения.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.01.2017 |
Размер файла | 28,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1.1 Понятие и структура сознания
1.2 Проблемы возникновения сознания
Глава 2. Взаимосвязь сознания и речи человека
2.1 Понятие речи. Её виды
2.3 Сознание и речь
Список использованной литературы
сознание речь общение
— отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям,
— подчинять свою жизнь обязанностям,
— нести ответственность за содеянное,
— ставить перед собой задачи,
— не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир.
Постепенно человек обрел способность к рефлексии на окружающий мир и на собственную жизнь. Это позволило осознать в полной мере окружающий мир, разные объекты этого мира и связи между объектами.
Особое место в становлении сознания человека отводится познанию и поиску истины. Опора на чистое, не субъективное знание позволило создать целостную картину мира, что еще сильнее расширило возможности сознания. Например, человек стал понимать, что не только он испытывает чувство боли или голода, но и другие люди испытывают точно такое же чувство, человек стал догадываться, что не только он может строить хитрые планы у себя в голове, но и другие люди тоже этим занимаются.
Исключительное место в развитии специфически человеческого сознания занимает речь. Речь позволяет людям «навешивать ярлыки» на объекты и действия, поэтому мы имеем возможность обмениваться между собой информацией, в том числе чистым знанием (размышлениями о бытии), речь дает возможность рассуждать строго, последовательно, то есть логично.
В психологическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя в этом мире. Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая совокупность (или система) объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через их соотношение с этими знаниями.
1. Рассмотреть определение понятий «сознание», «мышление», «речь»;
2. Дать характеристику процессам и механизмам сознания;
3. Выявить взаимосвязь развития сознания и речи как фактора, влияющего на развитие сознания.
1.1 Понятие и структура сознания
Приведем характеристику или структуру сознания.
Различают несколько этапов развития сознательной деятельности, неразрывно связанных со зрелостью ума и соответствующим уровнем общественного сознания и развития психики: психика животного и предчеловека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и появление самосознания.
Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на развитие сознания индивидуального.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).
Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе общественного производства.
1.2 Проблемы возникновения сознания
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникли новые факторы формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним называется интериоризацией (превращение во внутреннее). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.
Глава 2. Взаимосвязь сознания и речи человека
2.1 Понятие речи. Ее виды
Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он думает словами. Неразрывная связь речи и мышления появляется в значении слова. Каждое слово относится к определенному предмету и называет его. Называя предметы, слово как бы изменяет их и тем самым создает условия для специальных действий и операций над предметами в их отсутствие, т.е. над их заместителями или знаками. Слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи.
Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи, опасности и т.д. Голосовые реакции животных не являются общением и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.
Различают следующие виды речи: письменная и устная. Последняя подразделяется на диалогическую и монологическую.
В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и решающими какие-либо вопросы.
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать.
Кроме экспрессивной речи, выделяется внутренняя импрессивная речь. Можно сказать, что это речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регулировании поведения. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но ее нельзя отождествлять с мышлением.
Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем громкая речь, в ней большую роль играют чувственные представления.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
2.3 Сознание и речь
Чтобы служить средством общения, речь должна иметь внешнее выражение, доступное слуху или зрению других людей. В отличие от такой внешней речи этот внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
Человеческое мышление невозможно без участия второй сигнальной системы. И.П. Павлов писал, что «…в отличие от животных у человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени… в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой».
Речь (вторая сигнальная система) не может сама по себе обеспечить познание действительности. И.П. Павлов обращал внимание на бесплодность мышления тех людей, «которые, оперируя только словами, хотели бы, не сносясь с действительностью, из них вывести и все познание». «… Слова были и остаются только вторыми сигналами действительности…» ( И.П. Павлов). Это значит, что слово, потерявшее свою связь с теми реальными предметами и явлениями, которые оно обозначает, пересмтавшее быть сигналом действительности, теряет свое познавательное значение. Это значит, что чисто словесное знание, заучивание словесных формулировок без ясного понимания того, какие именно стороны действительности в них отражаются, является чисто формальным и бесполезным знанием.
Как же объяснить состояние, знакомое каждому, когда чувствуешь, что понимаешь какую-нибудь мысль, но не можешь выразить ее словами? Может возникнуть предположение, что подобные случаи представляют собой исключение из общего правила, что здесь имеется «мысль без слов», для которой не удается найти никакого речевого выражения.
Находя себе выражение во внешней речи, наша мысль совершенствуется, развивается, уясняется.
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
«Ядром» сознания, способом его существования является знание.
Осознанный опыт играет большую роль в определении нашего отношения к действию.
Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Сознание человека не представляет собой чего-то неизменного. В ходе исторического развития отдельные психические процессы могут перестраиваться. Поэтому сознание нужно рассматривать в его изменении и развитии, в его существенных зависимостях от образа жизни людей, которое определяется общественными отношениями и местом, которое занимает данный человек в этих отношениях.
Возникновение сознания вне общества невозможно. Основным условием возникновения и развития сознания является соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.
Язык и речь не тождественны. Речь является вторичным образованием языка. Это способ использования языка. В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта; наблюдения, и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.
Список используемой литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998
14. Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 1999
15. Немов Р.С. Психология., Т.1- М., 1997
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Происхождение сознания и речи. Понятие и структура сознания. Ощущения, понятия, восприятия и мышление. Проблема возникновения сознания. Разделение предмета деятельности и ее мотивов. Понятие речи и ее основные виды. Процесс общения между людьми.
курсовая работа [49,3 K], добавлен 18.02.2012
Особенности человеческого сознания. Переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Возникновение и развитие сознания человека. Психология как наука и ее кризис. Творческая деятельность сознания. Переход от восприятий и представлений к понятиям.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 24.06.2009
Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.
контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010
Определение сознания как субъективно переживаемой последовательности событий, противопоставляемых бессознательным процессам. Понятие сознания и речи, их связь с деятельностью центральной нервной системы человека. Электрическая активность мозга человека.
реферат [1014,9 K], добавлен 17.12.2010
Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.
презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014