Что появилось раньше велосипед или самокат
Что первее изобрели: самокат, скейтборд или велосипед?
Велосипед изобрели в самом начале 19 века. Считается, что впервые он появился в России в 1801 году, сконструирован крепостным кузнецом Артамоновым (это легенда, которая многими оспаривается). Второе рождение велосипеда состоялось в Париже в 1808 году, но это был двухколесный самокат с педалями, без руля. Считается, что самокат Дреза был первым в истории самокатом, который назвали дрезиной в честь изобретателя. Артамоновский же был с рулем. В 1817 году немец Дрез установил рулевое управление, а в 50-е немец Фишер додавил к нему педали с шатунной передачей как у Артамонова. Велосипед родился вновь!
Ну а скейтборд появился в 50-е годы 20 века. Считается что его изобрели серферы, которые не могли кататься на волнах по причине их временного отсутствия (а хотелось).
Ни мой ребенок, ни соседские ребятишки не носили шлемов при езде на велосипеде, самокате или беговеле. Не буду говорить за всю страну, но до нашего городишки пока еще не дошла мода (или техника безопасности) на ношение шлемов. Наверное, это не совсем правильно (вернее совсем неправильно), но факт есть факт.
Не признается. Транспортным средством считается то движимое имущество, которое подлежит регистрации в органах ГИБДД ( ГАИ ) гостехнадзора, и т.п., с выдачей регистрационных номерных знаков установленного образца, и требующее для своей эксплуатации наличия водительского удостоверения. Ни велосипед, ни самокат, таким транспортом не являются. Понятное дело, что под это попадают автомобили. Однако, не только они одни. Так же попадает подвижной состав железной дороги. И потому, если Вы задумаете угнать электровоз, или тепловоз, деяние будет квалифицироваться именно как угон, а не кража. Ровно то же самое и с самолетами. В чем смысл такой квалификации. Поскольку данные транспортные средства не простые, а являются транспортом повышенной опасности, то для управления всем этим требуется определенная квалификация. В противном случае, управляющий транспортом представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья окружающий, если управляет данным транспортом не надлежащим образом. Иными словами, если Вы угоните, автомобиль, самолет, поезд, то это может стать причиной гибели или увечий посторонних лиц, не причастных к происшествию. Тогда как если Вы угоните самокат, к примеру, вероятность таких событий ничтожна. Потому кража самоката это именно кража, а не угон. Похищено имущество, и статья квалифицируется именно таким образом. В то время, как угон автомобиля, поезда, самолета, не всегда связан именно с присвоением данного имущества. Ибо оно громоздкое и специфическое. Если машину еще можно угнать для перепродажи в будущем, то угнать для этой цели тепловоз, это утопия в чистом виде. Следовательно угон транспортного средства, далеко не всегда может быть использован злоумышленником для личного обогащения.
Считается что первый в мире велосипед построил русский крепостной изобретатель Ефим Михеевич Артамонов в 1801 году. Называлось его детище самокатом.
История создания самокатов
Самокат — очень популярное средство передвижения, которое за последнее десятилетие завоевало сердца не только детей, но и взрослых. Однако мало кто знает, каким был самокат 10-20-100 лет назад. Сегодня мы и рассмотрим историю создания и развития самоката.
Кто придумал первый самокат?
Существует несколько неофициальных версий изобретения самоката. Так, по некоторым данным, еще в 1671 году каретный мастер Михаэль Касслер изобрел некое устройство, которое состояло из двух колес, соединенных между собой деревянной балкой. К сожалению, до наших дней документальное подтверждение этому изобретению не дожило.
Также часто всплывает упоминание некоего графа де Сиврак, который в 1791 году изготовил идентичное по конструкции устройство. Но подтверждений этому также нет.
Официально годом создания первого самоката считается 1817. Тогда Карл фон Дрез представил свою «машину для ходьбы». Принципиально она была абсолютно идентична самокату — человек также приводил ее в движение силой ног, отталкиваясь от земли. А вот конструкционно она больше походила на велосипед без педалей.
«Машину для ходьбы», изобретенную Карлом фон Дрезом, в свое время называли по-разному — «машина Дреза», Draisine, dandy horse (в Англии), velocipede (во Франции), «самокат» (в России).
Интересен тот факт, что именно «машина для ходьбы» служила вдохновением для других изобретателей. Так, изобретение Дреза получило три вектора развития:
Таким образом, «машина для ходьбы» стала прародительницей сразу нескольких современных транспортных средств.
История развития самоката и его преображений
Период самых активных преобразований «машины для ходьбы» пришелся на первую половину 20 века. Именно тогда она претерпела множество модификаций и усовершенствований.
Например, в 1917 году был запатентован трехколесный самокат со складной конструкцией. В 1925 г. миру было представлено двухколесное средство передвижения с удлиненной и суженной декой. В 1941 г. дека стала еще короче и был предложен новый способ крепления колес.
Подобные метаморфозы продолжались вплоть до конца 20 века — именно тогда появился самокат, к которому мы все привыкли сегодня.
Самокат: современная история изобретений
Изобретателями современного скутера (от англ. to scoot – «бежать стремглав») стали сразу три человека:
Столь высокая популярность скутеров в сравнении с классическими самокатами была обусловлена по большей части двумя факторами:
Эти характеристики скутеров обеспечивались за счет использования в их производстве авиационного алюминия — легкого сплава, который способен выдерживать значительные нагрузки.
Самокаты сегодня
Сегодня понятие «самокат» описывает целую категорию средств передвижения, в которую входят следующие их виды:
Отдельного внимания достойны самокаты с электромоторчиком — их называют электросамокатами. Они подходят для городской езды, неспешных прогулок и даже поездок на средние дистанции, например в другой конец города или район.
Главное преимущество электросамокатов в том, что для езды вам не нужно прикладывать никаких усилий — достаточно держать равновесие и вовремя поворачивать.
Новое в блогах
История велосипеда.
Наверное каждый слышал выражение «изобретать велосипед» и понимает вкратце его суть, но только зная «историю изобретений» (aka эволюцию) велосипеда – можно понять многогранность этого фразеологизма.
Однажды Леонардо, как всегда, поднялся на балкон, глотнул крепкого папиросного дыма, и стал, по своему обыкновению, изобретать…
Однако безмятежность на его лице вскоре уступила место смятению: «вертолёт, подводная лодка, беспроводные наушники» – лихорадочно перебирал в уме да Винчи – все полезные вещи он уже придумал. Неужели не осталось ничего!? Маэстро оказался заложником собственного гения. Холодок пробежал по спине, и глубокая печаль охватила Леонардо…
Но тут взгляд его упал на очки с большими круглыми линзами (которые он изобрёл чтобы читать газеты) – «как похоже на… Велосипед!» – его мастер ещё не изобретал сегодня! И великий мыслитель вновь погрузился в работу – на Земле шла эпоха Возрождения…
Возможно, впрочем, что всё было совсем не так. И если некоторые изобретения – водка, десептиконы, пенициллин – сразу появились в привычном для нас виде. То другие (к их числу относится и велосипед) прошли долгий путь развития и становления. И путь этот не был гладким – т.к. в то время люди не создали ещё пневматические колеса, амортизаторы и асфальтовые дороги.
На самом деле существуют предания о древних велосипедах «божественной» конструкции (религиозные изображения различных эпох), сборки Ефима Артамонова и т.д… но сведения о них весьма туманны. Ещё есть средневековые свидетельства о механических тележках… Подробнее о всех этих «мифических и доисторических» велосипедах, трициклах и квадрациклах будет рассказано ниже, а начнем мы с истории велосипедов конструкции которых подтверждены патентами или подобными документами (подлинность которых не вызывает сомнений… по крайней мере на данный момент).
Официальная история велосипеда
Первые «двухколёсники» являлись, по сути, «беговелами» – они были снабжены седлом, имели 2 колеса и были выполнены преимущественно из древесины (а вот руль был не у всех).
Первым запатентовать «велосипед» догадался изобретательный (или предприимчивый) немецкий барон – в 1817 году профессор Карл фон Дрез собрал макет, а в 1818-м зафиксировал документально свои права на «машину для бега», которую впоследствии прозвали «дрезиной».
Есть так же данные о том, что в 1808 году в Париже уже использовался 2-колесный беговел (но без руля) – человек сидел на нем и отталкивался от земли ногами.
Возможно именно эту примитивную конструкцию и доработал Дрез (оснастил рулевым управлением). А так же доказал на практике эффективность созданного им механизма (совершив путешествие длиной 13 км менее чем за час, а это приличная скорость по сравнению с пешим ходом).
Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.
Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам.
В частности, английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла (здесь уже появляется термин «велосипед»). А сама машина получила народное название «денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).
Так совпало, что в 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай (в Европе и Северной Америке). В результате существенно сократилось поголовье лошадей.
Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).
К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе сформировалась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня (что так же располагало к передвижению колёсным транспортом).
Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега».
Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Очевидно, что культура вождения велосипеда была ещё не высока, да и конструкция не совершенна. Дошло до того, что власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… в результате – интерес к велосипеду как ярко вспыхнул, так же быстро и угас.
1820 — 1860 года
В свете «вышесказанного» не удивительно, что распространение получили более устойчивые 3-х и 4-колесные транспортные средства. В частности, успешное производство квадрациклов организовал англичанин Уиллард Сойер.
Однако 2-колесные велосипеды (бициклы, бициклеты), езда на которых требует меньше усилий – не были забыты и продолжали совершенствоваться. В середине XIX века изобретатели экспериментировали над конструкцией. В частности, появляется такой важный механизм, как привод от педалей.
В 1839 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан оснастил заднее колесо приводом через шатуны. Педали нужно было не вращать, а по очереди нажимать. Изобретатель даже попал в ДТП и был оштрафован (однако есть мнение, что протокол был сфальсифицирован его сыном)… Как бы то ни было – известности в свое время эта конструкция не получила.
Такой же велосипед в 1845 году собрал Гэвин Дальцелл для своих хозяйственных нужд (вероятно позаимствовав идею). Впрочем он и не заявлял никаких прав. Эта модель выставлена в Глазго, в музее.
И точно такую же машину изготовил Томас Макколл, который занимался производством и ремонтом повозок. Это произошло в 1869 году, когда уже был известен велосипед Мишо (о нем – далее). И кто из этих шотландцев действительно «изобрел очередной велосипед» – не понятно.
1860 — 1880 года
Однажды в 1862 году 19-летний француз Пьер Лалман собирал, как всегда, детскую коляску (поскольку такая у него была работа)… Пиво уже изобрели и, к тому же, молодой Пьер в свое время прогулял большую часть занятий по механизации – поэтому коляска получилась, мягко говоря, нестандартная: приглядевшись, Лалман сообразил, что он «изобрел велосипед»… В следующем году конструктор перебрался в Париж, где «официально собрал» изобретённый им механизм.
В 1864 году предприимчивые братья Оливье наладили массовое производство такого бицикла. Главным специалистом стал Пьер Мишо (каретный инженер). Есть мнение, что название «велосипед» популяризировал именно он.
А в 1866-м Лалман перебрался в США, где получил патент на свою идею… либо Лалман, который работал на братьев Оливье, украл изобретение Мишо и запатентовал его в Америке (как говорится, мнения разнятся).
Не смотря на наличие рессоры, этот механизм всё равно получил прозвище «костотряс» – которое закрепилось за ним вплоть до появления пневмоколес.
В последствии Мишо заменил деревянную раму (она порой трескалась) на чугунную, а затем – на кованую железную (как и у появившихся к тому времени многочисленных конкурентов).
Технические решения этого периода: педали закреплены на ступице переднего колеса (как на детском велосипеде – ведь Лалман был мастером колясок для малышей), а седло базируется на рессоре поверх изогнутой рамы.
1880 — 1900 года
С такой кинематической схемой, как у велосипеда Мишо, для повышения скорости нужно увеличивать диаметр ведущего колеса (или уменьшать рычаг педалей – что тоже не удобно). Да и давить ногами легче вниз, а не вперед… Таким образом, появилась схема «пенни-фартинг» (монеты разного размера), или же «паук».
Но за «скорость» пришлось не мало заплатить:
Тем не менее, облик «высокого велосипеда» стал классическим.
Технические решения второй половины XIX века (конструкцию год от года совершенствовали, запатентовано много деталей и механизмов):
А между тем, военные (как у них это водится), находят боевое применение новым технологиям – в 1870 году французы применяют велосипеды при осаде Бельфора…
Вооруженные силы других государств также берут «железного коня» на вооружение: 1878 – Италия; 1884 – Венгрия; 1886 – Германия; 1888 – Бельгия…
Королева Виктория, кстати, в то время была обладательницей трехколесного Royal Salvo (да-да трициклы и квадрациклы тогда были популярны среди тех, кто не желал сломать себе шею).
Однажды в 1884 году Джон Кемп Старли взобрался по стремянке на высокий «пенни-фартинг» и поехал кататься. Спустя некоторое «расстояние ÷ время» он обнаружил, что стремянка осталась далеко позади, и слезть с велосипеда не представляется возможным… так он и ездил, пока бензин не кончился.
Впоследствии, обдумав сложившуюся ситуацию, конструктор скомпоновал велосипед «Скиталец» (Rover). Эта машина имела уже современные очертания.
В 1880≈90-е годы было разработано несколько моделей «безопасного» велосипеда с цепной передачей, Rover – наиболее удачный и коммерчески успешный. Позже фирма перешла на выпуск автомобилей.
В 1888 г. Роберт Уильям Томсон совершил велопрогулку и почувствовал себя «как после вчерашнего» – от тряски очень разболелась голова. Тогда инженер «поднапрягся» и придумал каучуковые пневматические шины.
А Джон Бойд Данлоп, который также был сторонником комфорта, и вместе с тем противником дискомфорта – сконструировал велосипедный клапан.
Таким образом, появились нормальные шины – и динамическая нагрузка на велосипедиста уменьшилась «на порядок».
В 1898 году увидел свет механизм свободного хода и педальные тормоза. Отпала необходимость крутить педали постоянно, появилась возможность тихо и праведно двигаться накатом.
Практически тогда же сконструировали и ручной тормоз…
Кроме того, после каждой поездки, машину нужно было чистить и смазывать (впрочем, это и сегодня будет не лишним).
В 1890-е годы женщины также получили приспособленный именно для них велосипед (особая конструкция позволяла ездить юбке – дама в брюках тогда вызвала неодобрение).
В то же время стали появляться «необычные» модели:
К 1889 году английская армия имела 30 батальонов военных велосипедистов (в т. ч. использовались и складные велосипеды).
XX век
В целом к двадцатому веку компоновка велосипеда достигла уже определенного технического совершенства, но прогресс не замер на месте.
Разрабатывались и совершенствовались механизмы переключения скоростей – в основном для удовлетворения потребностей спортсменов.
Во второй половине столетия популярность набирают облегченные скоростные модели… велосипеды (оснащенные двигателями) превращаются в мопеды, а затем «деградируют» в усиленные трюковые (BMX) и горные велосипеды.
В целом же по отрасли – осваиваются новые материалы, технологии и варианты компоновки.
Технические решения XX века:
В Советском Союзе «не отвлекались» на «потребительские эксперименты», а производили замечательные «неубиваемые» классические ве́лики.
В США, к середине XX столетия, в связи с «взрывным» распространением автотранспорта, интерес к велосипедам угас (в основном только дети и катались) … но в 1970-е популярность велосипедов опять возросла – здоровый образ жизни, экономия энергии и т.п. тренды (на самом деле арабы вдруг пожадничали нефть, а свою добывать американцы тогда ещё не научились ).
В Европе велосипеды пользовались стабильным спросом: и для туризма, и для велоспорта, и в качестве обыденного средства передвижения.
А китайский «Летящий голубь» – стал самым массовым механическим ТС в мире. В период с 1950 по 2007 года одна только модель Pigeon PA-02 выпущена в количестве 500 млн. экземпляров. В КНР «Flying Pigeon» – синоним слова «велосипед» (в 80-е годы китайцы стояли за ними в очереди, как советские граждане за «Жигулями»).
Во время Первой и Второй мировых войн велосипеды (односкоростные модели) применялись противниками с обеих сторон.
Использовались, в качестве транспорта, и во Вьетнамской войне.
В швейцарской армии велосипеды были «сняты с вооружения» лишь в 2003 году.
А войска Шри-Ланки и сейчас имеют велосипедные подразделения.
Кратко проиллюстрировать историю велосипеда можно с помощью этой картинки:
Влияние велосипеда на развитие автопрома
Многие автомобильные системы и детали были впервые применены и «доведены до ума» именно на велосипедах:
Так же и не мало автопроизводителей начинали с производства велосипедов:
История велоспорта
Спортивные состязания с применением велосипедов появились сразу после изобретения оных. Например, упомянутый выше, Карл фон Дрез – сразу же поспешил установить «велорекорд» (гарантированный, т.к. первый в своём роде), а заодно доказать, таким образом, состоятельность своего изобретения.
Гоночные «пенни-фартинг», в отличие от обычных, оснащались первыми шариковыми подшипниками – для обеспечения легкости хода.
В 1885 г. Джордж Смит выиграл велогонку (100 миль) на Rover II с цепной передачей.
Следующий прорыв – пневмошина.
Чарльз Терронт в 1891 г. стал чемпионом веломарафона Париж – Брест – Париж на шинах Michelin.
В 1903 г. был разработан редуктор с возможностью переключения скоростей, но применять его в велогонках разрешили только в 1930-х годах.
До этого спортсмены имели право использовать лишь вариант «2 звездочки на ведущем колесе» – справа и слева. Они снимали колесо, переворачивали его и, таким образом, «переключали» передачу.
В 1950-е годы, велогонщик и изобретатель, Туллио Кампаньоло (Италия) разработал современный механизм переключения передач.
А в 1990-е получили распространение индексные переключатели скоростей.
В 1934 г. участие лигерадов в гонках было запрещено… и лишь спустя 70 лет для них разрешили свои, отдельные, соревнования.
Легенды о изобретателях велосипедов
Согласно преданию, Леонардо да Винчи совместно со своим учеником Джакомо Капротти выполнил чертеж современного велосипеда.
Но здесь есть несостыковка – известно, что Леонардо был умный человек, т.е. он наверняка знал, что «изобретать велосипед» это моветон. Таким образом очевидно, что он не стал бы этого делать… к тому же ученые (не только британские) и историки, в большинстве своем, утверждают, что «эскиз велосипеда Леонардо да Винчи» – подделка.
В Нижнетагильском Краеведческом музее хранится велосипед Ефима Артамонова якобы 1800 года выпуска. Говорят, что на нем крестьянин-умелец по велению Акинфия Демидова совершил марафон длиной 2 тыс. верст до Москвы – чтобы удивить царя…
Но вот неувязочка – анализ железа показал, что механизм изготовлен не раньше 1870 г. Впрочем это легко объяснить – старое-доброе уральское железо (теперь такого не делают), потому вот оно и выглядит, как новое. Однако имеются и другие противоречия: дороги в России до сих пор местами еще «не изобретены» – стало быть, не было их тогда. Т.е. велопробег крестьянину пришлось бы совершать через болотные топи и лесной валежник… К тому же, транспорт не оборудован катафотами – как бы Ефим в таком виде посмел показаться на глаза царю?
Рассказывают также, будто граф де Сиврак любил проехаться на самокате 1791 года изготовления. На самом же деле, графа путают с однофамильцем – импортером 4-колесных экипажей (в 1817 году) Джином Генри Сивраком.
Есть и другие загадочные свидетельства о «древних предках» современного велосипеда…
Двухколесные транспортные средства:
… при желании можно найти еще больше упоминаний о «доисторическом велосипеде».
Также есть данные о различных тележках, которые приводились в движение мускульной силой (не по принципу «тяни/толкай», а именно посредством механизмов):
Так был ли велосипед вообще когда-нибудь изобретен? Возможно, он является самодостаточной сущностью… А может быть, велосипед реален лишь в границах нашего восприятия!?
История создания самоката
Люди давно искали способы увеличить скорость своего передвижения. Лошади, собачьи упряжки, кареты – всё это демонстрация желания человека перемещаться быстрее, чем просто ходьба. Конечно, если вы сейчас поедете по делам на лошади, это будет выглядеть очень эффектно. Однако содержание лошадей дело весьма затратное, дешевле купить машину или пользоваться такси. Собаки тоже очень милые, но не всесезонные, а собачья упряжка не очень предназначена для передвижения в условиях города.
На ниве поиска максимально быстрого и удобного средства передвижения и появился самокат. Как учит нас википедия, Самокат – это средство передвижения, приводимое в движение путём отталкивания ногой от земли в положении стоя. История его слегка запутана, так как порой, хорошие, годные идеи приходят не в одну светлую голову, а в несколько.
По одной из версий первый «самокат» появился в 1761 году в Германии и его изобрёл каретный мастер Михаэль Касслер. Как нетрудно догадаться, с современным самокатом у него было мало общего и даже отсутствовало рулевое управление. Выглядел он как-то так:
Следующей вехой развития самоката стало творение немецкого изобретателя Карла фон Дреза (где-то здесь начинается велосипед), именуемое, в честь автора, «Дрезиной». Он представил своё творение в 1817, а в 1820 усовершенствовал, добавив рулевое управление.
Дрезина обладала деревянной рамой и 30-дюймовыми колёсами, а вместо покрышек были жесткие металлические обода. Вес вундервафли составлял 30 килограмм. По сути это был самый что ни на есть «беговел» и приводился он в движение путем поочередного отталкивания ногами от земли.
Активно развиваться самокат начала в начале 20 века. Небезызвестный Джон Бойд Данлоп в 1887 придумал нормальные камеры, а в 1888 году запатентовал и стал заниматься их выпуском. Помимо велосипеда камеры и покрышки перекочевали и на самокат.
Появлялись и странные экземпляры, которые были весьма популярны, например, самокаты с втулкой, находящейся не в центре заднего колеса. Принцип действия напоминает современное катание на памптреке, самокат необходимо «прокачивать», чтобы ехать вперед. Ниже есть небольшое видео, о том, как он работал.
Самокат был весьма популярным у детей и родителей, так как был доступен и достаточно недорог. Куча ребятни катались на самокатах, и даже устраивали соревнования.
В начале 90-х кто-то совместил колёса от скейта с самокатом, где-то здесь зародились самокаты-кикборды. Поворачивали на таких самокатах при помощи наклона тела, как и на современном кикборде.
А вот в 1990 году, швейцарец Вим Оуботер, увидел потребность в легком и маленьком самокате. У его сестры были ноги разной длины, и она не могла кататься на велосипеде, но у неё неплохо получалось кататься на самокате. И в 1996 году на рынок вышел его известный скутер «Бритва» (англ. Razor), который сначала покорил рынок Японии, а затем и США.
Самокат был сделан на легкой алюминиевой раме, со складным механизмом и колёсами с роликовых коньков. Прям как те, что продаются сейчас.