Что поют в опере
Виды оперного пения
Изучая виды оперного пения, важно изучить сложную терминологию и понять, в чем заключается такой жанр исполнения. Существует женское, мужское и детское пение, но существуют различия в классификации, тембре, скорости вибрации и разновидность диапазона.
Что такое оперный жанр пения
Опера – определенный жанр искусства, где важно не только техника исполнения, но также соблюдение рамок и канонов. Чтобы получилось качественное пение, необходимо соблюдать все критерии. Оперный певец – это профессионал, который имеет рабочий диапазон в две октавы, звучащий однородно. Здесь важна плавность перехода между регистрами и только практика и опыт позволят их правильно сглаживать. Диапазон в две октавы – это только база. Дополнительно исполнитель должен уметь брать самые высокие и низкие ноты, а также уметь контролировать плавность перехода. Способность петь высоко и низко как раз и является оперным пением. Основные виды жанра: предел высоты и половая принадлежность, ведь женский голос разительно отличается от мужского. Вибрато, вибрация, тремоляция в переводе с латинского языка именуется, как колебание. Изменение касается высоты пение, силе голоса и тембру. Существует различия по скорости вибрации, когда определяется высокая частота чередования периодов в секунду и степень отклонения от нормы. Оперный норматив – скорость пения вибрации в 6—7 периодов. Такая частота позволяет обогатить звуковой тембр. Голос становится более эмоциональным, в нем чувствуется динамика. Если голос певца обладает такими показателями, то его можно назвать певческим или оперным. Когда увеличивается темп исполнения, к вибрато добавляется тремоляция, а когда скорость падает и появляется размах в пении, теряется устойчивость интонации и происходит «качание» звука.
Женские голоса
Женское пение бывает трех видов. Голос различается в порядке понижения высотности голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. Сопрано – это исполнение на высоких нотах, где диапазон доходит до третьей октавы. В оперных школах выделяют несколько разновидности этого вокала. Выступления в стилях: лирика, драма, смешенная вариация исполнения. Классификация сопрано – это тонкий анализ исполнения. Здесь важна окраска голоса и его насыщенность эмоциями. Если поется драматическое произведение, то сопрано будет плотным, громким и даже атакующим. Этим видом оперного пения поют исполнители главных ролей. Драматическое сопрано – это страсть, чувственность и лирика. Персонаж – мягкий, воздушный, нежный, страстный. Женский сопрано магическим образом действует на слух мужчин. Его исполняют хрупкие дамы, поэтому сила голоса создает дополнительный эффект из-за визуальной противоречивости. Меццо-сопрано напротив – напористый, плотный, сильный. Таким тембром поют женщины в возрасте и играют на сцене дам с волевым характером. Контральто – это редкость в опере, когда на переходах вверх-вниз голос продолжает звучать бархатно. Певиц с таким оперным исполнением можно встретить только в знаменитых концертных залах.
На заметку! Детский голос: альт — низкий женский или детский голос.
Мужские голоса
Мужское исполнение – это тенор. Голос высокий, сильный, но наполненный лирикой и драматургией. Когда говорят, что исполнение характерное, значит, в пении присутствует переливные нотки с дребезжанием. Такой голос предназначен для пения в паре, роли – яркие персонажи: мудрые старцы или храбрецы. Другой вид – баритон, когда пение звучит бархатно. Предел: Ля большой октавы – ля первой октавы. Певцы-универсалы с баритоном в опере исполняют главные партии. Чаще всего, их герои – сильные, мужественные: патриоты своей страны или романтичные любовники. Низкое исполнение – это раскатистый голос обладает своей уникальностью. Встречается встретить одинаковое пение. Такой голос жесткий, раскатистый с гудящим, колокольным звучанием. Герои: отцы, волевые персонажи, герои-любовники с доминантным характером.
На заметку! Дискант — самый звонкий, как у мальчика. Самый редкий дар, когда мужчина может менять стили и петь: тенором, баритоном, басом и дискантов.
Как слушать оперу
10 вещей, которые стоит знать об опере, если вы не знаете о ней ничего: для кого она создавалась, о чем рассказывает, что и где слушать, как одеваться и когда хлопать — и многое другое
Опера, самый сложноустроенный театральный жанр, полна парадоксов и противоречий, которые одновременно восхищают и отпугивают. Но чтобы понимать и любить оперу, может быть достаточно усвоить базовые знания об истории и специфике жанра и посмотреть несколько образцовых спектаклей.
1. С чего начать
Классический набор оперных названий невелик: он включает канонических 20–25 опер. В разных частях света он разнится минимально и исключительно в силу местных предпочтений. К примеру, в России «классическими» и «широко известными» считаются несколько опер, которые за ее пределами появляются в репертуаре не так уж часто. Если сузить этот список до пяти-десяти опер, в него обязательно войдут сочинения Верди («Травиата», «Риголетто»), Пуччини («Богема», «Тоска»), Моцарта («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») и Бизе («Кармен»).
Многие названия из оперного хит-парада увековечены в экранизированных версиях классических спектаклей, созданных режиссерами в 1970–80-х годах — Жан-Пьером Поннеллем, Франко Дзеффирелли, Франческо Рози, Гетцем Фридрихом, Отто Шенком. Эти фильмы-оперы до сих пор не утратили свежести и благодаря участию выдающихся певцов стали образцовыми в музыкальном отношении. А вот многие постановки следующих десятилетий требуют знания сюжета конкретной оперы и некоторого зрительского опыта.
Альтернативный путь «вхождения в оперу», не ограниченный представленным выше списком, предполагает хорошую ориентацию в смежных видах искусств и литературы. Любители театральной драматургии первой половины ХХ века наверняка с удовольствием откроют для себя Яначека, Берга, Пуленка и Стравинского. Романтизм в живописи и литературе, особенно английской, созвучен эстетике бельканто Бельканто — одновременно техника пения и обширный период в истории оперного искусства. Для вокальной техники бельканто характерна естественная, нефорсированная манера звукоизвлечения, основанная на свободном владении дыханием и предполагающая ровное звучание голоса во всех регистрах, интонационную точность, безукоризненное владение виртуозными приемами пения и выразительную дикцию. Эпохой бельканто принято считать период с конца XVII столетия вплоть до середины XIX века, хотя чаще всего этот термин употребляется по отношению к периоду в оперном искусстве Италии, представленному творчеством Россини, Доницетти, Беллини и их современников (примерно 1810–1845 годы). (Беллини, Доницетти, серьезные оперы Россини); более ранний европейский сентиментализм — французской лирической опере (Гуно, Массне, Тома). Шекспиром, Гюго и Шиллером вдохновлены многие опусы Верди; от барочной и классицистской драматургии — кратчайший путь к операм Монтеверди, Генделя, Вивальди, Рамо, Люлли, Глюка и раннего Моцарта.
2. Как появилась опера
Оперу называют самым элитарным и дорогим театральным жанром. Второе определение абсолютно точно отражает реальность: стоимость оперного спектакля не идет ни в какое сравнение с другими зрелищами, он значительно дороже драмы и балета, уступая только мюзиклу. При этом с первым утверждением можно и нужно спорить.
Первый оперный спектакль, как считают историки, состоялся в 1598 году. Это было закрытое представление, организованное во Флоренции кругом итальянской аристократии. Уже через 40 лет после этого опера стала народным достоянием: в 1637 году в Венеции открылся первый публичный оперный театр, и на спектаклях могли присутствовать все, кто купил билет. Только что изобретенная архитекторами ярусная система постройки зала (в отличие от прежней амфитеатральной, когда зрительские ряды располагались веером вокруг сцены) позволяла разместить все социальные классы по разным этажам, то есть ярусам. Центральная ложа принадлежала монарху, ложи на том же или соседних уровнях были выкуплены близкой к нему знатью; чем дальше от монарха — тем скромнее было социальное положение зрителя.
До конца XIX века опера занимала в системе развлечений фактически то же место, которое сейчас занимает кино. Чем больше был успех той или иной новинки, тем больше представлений давал оперный театр. Высокие сборы позволяли финансировать дальнейшие постановки, существовала система звезд, в оперу приходили семьями, публике предлагались напитки и еда, при желании в ложу можно было заказать ужин и там же уединиться с дамой сердца. Оперный театр являлся местом встреч высшей знати и высокопоставленных гостей, поэтому здесь назначались деловые встречи, обговаривались важные сделки и заводились новые полезные связи. И все это — параллельно тому, что происходило на сцене. Лишь в конце XIX — начале ХХ века опера стала уходить в элитную резервацию, становясь высокоинтеллектуальным развлечением, жанром со сложной драматургией и еще более сложным музыкальным языком: развлекательную функцию она оставила оперетте и позже — мюзиклу. Но классический оперный репертуар — от Генделя и Моцарта до Верди и Пуччини — был и остается рассчитан на самую разную публику.
3. О чем рассказывает опера
Возникнув как вестник новой барочной эстетики с ее подчеркнутой театральностью, опера возвела условность в абсолют, создав свою собственную реальность — мир оптической и слуховой иллюзии. И сохранила ее на долгие века вперед, вплоть до двадцатого. В опере свои законы коммуникации и свой отсчет времени: герои изъясняются между собой с помощью пения, размышляют вслух (арии и сольные сцены), могут говорить друг с другом в параллель об одном и том же или о разном (ансамбли), в массовых сценах единодушно поют хором, иногда взаимодействуют с непоющими персонажами (балет или миманс Миманс — мимический ансамбль, группа артистов, участвующих в различных сценах оперных и балетных постановок. ). Даже в ХХ веке опера, восприняв эстетику реализма, не утратила любовь к сюжетным источникам, которые питали этот жанр в прошедшие века, — сказкам («Турандот» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), античному мифу («Царь Эдип» Стравинского; «Ариадна на Наксосе», «Дафна» и «Любовь Данаи» Рихарда Штрауса), библейской тематике («Моисей и Аарон» Шёнберга), историческим и псевдоисторическим сюжетам («Диалоги кармелиток» Пуленка, «Глориана» Бриттена).
4. Зачем нужно либретто
Литературная основа оперы — либретто — в отсутствие музыки не имеет самостоятельной художественной ценности. Поэтический или прозаический текст полностью подчинен музыкальным законам жанра. Законы эти могли меняться или корректироваться с течением времени. Но они всегда подразумевали наличие сольных и ансамблевых сцен и определенную субординацию между главными и второстепенными персонажами. Кардинально важен музыкальный пульс оперы, выражающийся в чередовании эпизодов, драматически более насыщенных (где происходят некие события либо о них идет рассказ) и более нейтральных (где внешнее действие фактически останавливается и герои получают возможность осмыслить его и дать ему некую эмоциональную оценку). Сугубо второстепенная роль драматической составляющей оперы объясняется тем, что, как и в балете, перед началом спектакля вы уже осведомлены о самом сюжете и его развязке — как и в XVII, в XXI веке к вашим услугам краткое содержание оперы и полный текст либретто. Оперного зрителя гораздо меньше интересует, о чем опера, гораздо важнее — как реализован конкретный сюжет. Различия в интерпретации (музыкальной, сценической) оперных текстов позволяют много раз пересматривать одну и ту же оперу и открывать новые грани уже знакомого произведения.
5. Кто главный в опере
Как и сегодня, публика ценила в певцах красоту тембра, широту диапазона (когда голос звучит ровно и без изменений и в низком грудном регистре, и на самых высоких нотах), контроль дыхания и плавность вокальной линии (легато), подвижность и чистоту голоса (проявляющуюся в колоратурах и фиоритурах — спетых в быстром темпе и на одном дыхании многочисленных украшениях), а также драматическую выразительность и хорошую дикцию.
Пожалуй, только начиная с Верди и Вагнера, успех оперного спектакля стал определяться именем не певца, а композитора — музыкально-драматическое содержание вышло на первый план, опередив индивидуальные достижения отдельно взятых исполнителей. Культ певца был окончательно повержен Вагнером и Рихардом Штраусом: вокальный голос при всей своей исключительности воспринимается в эстетике этих авторов как непременная, но не доминирующая составляющая звукового облика оперы. Исключительно важную роль начинают играть оркестр и дирижер, ведущий за собой всех участников спектакля, создающий в реальном времени его структуру и задающий ему определенный музыкальный темпоритм.
6. Что произошло с оперой в конце XX века
В последней четверти ХХ века в оперной эстетике произошла еще одна революция. Приход в оперу из смежных театральных жанров нового поколения режиссеров-экспериментаторов (Патрис Шеро, Питер Селларс, Роберт Уилсон) ознаменовал кардинальное переосмысление жанра. Во многих классических оперных сюжетах режиссеры увидели актуальные смыслы, стали смело переносить действие в современность или в принципиально другой исторический или социальный контекст; к певцам начали предъявлять требования как к драматическим актерам. Классическая опера приобрела остроту актуального искусства. Нескольким выдающимся режиссерам разных поколений наследовало множество эпигонов (особенно в немецкоговорящих странах, где и родился «режиссерский театр»), превративших актуализацию классических опер в клише. Эти постановки стали не менее обыденными, чем «концерт в костюмах», как называли оперу ее критики в дорежиссерскую эпоху.
Хорошим оперным спектаклем считается тот, в котором идеально выдержан баланс между всеми его составляющими — певцами, оркестром, режиссурой, сценографией, светом, костюмами. Подобное идеальное (или близкое к идеальному) сочетание всех элементов оперного спектакля Рихард Вагнер называл емким термином Gesamtkunstwerk («гезамткунстверк») — совокупное художественное произведение.
7. Что происходит с оперой сейчас
8. Где слушать оперу
Легионы оперных записей на дисках и сотни DVD в крупнейших магазинах Европы и США, как и регулярные кино- и интернет-трансляции из крупнейших театров мира (нью-йоркская Мет, лондонский Ковент-Гарден, Парижская национальная опера), легко доступны, но живых впечатлений от спектакля не заменит ничто. Навигация по оперным театрам, учитывая их количество, не самая легкая, но традиционно все оперные театры США, во главе с Метрополитен-опера, считаются оплотом традиционализма — консервативной в большинстве случаев режиссуры и больших голосов, так же как и Венская государственная опера и большинство итальянских театров (Турин, Венеция, Неаполь, Палермо). Крупные оперные дома Европы (лондонский Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, Баварская государственная опера, театры Цюриха, Мадрида, Барселоны, Брюсселя, Амстердама, Лиона) предпочитают актуальные и модные имена — как певцов, так и режиссеров. Оперные фестивали (Глайндборн, Экс-ан-Прованс, Оранж, Санта-Фе) особое внимание уделяют общему качеству спектакля — певцы подбираются индивидуально, в соответствии с режиссерской концепцией, которая, в свою очередь, рассчитана на фестивальную публику, состоящую из множества знатоков и ценителей.
Получить представление о спектакле, еще не купив билет (и, соответственно, принять решение, покупать ли его) сегодня достаточно легко: даже самые маленькие театры в немецкой или французской провинции размещают на своих сайтах или ютьюбе трейлеры, создают подкасты с фрагментами сценических репетиций и интервью с певцами, режиссером и т. д. Дальше — дело вкуса и определенный процент везения: даже в небольшом провинциальном театре можно увидеть очень качественную постановку, так же как и нарваться на дорогой и бессмысленный спектакль в одной из признанных оперных столиц. Громкое имя певца на афише не всегда гарантия превосходного результата, а радикальное и новаторское режиссерское прочтение не всегда лучше консервативного и традиционного «концерта в костюмах».
9. Как одеваться
Времена норковых манто и обязательных смокингов ушли в прошлое — более или менее парадно принято выглядеть только на премьерах в самых крупных театрах мира и на нескольких престижных фестивалях (Глайндборн, Зальцбург). Оптимальный вариант — smart casual, причем чем дальше вы сидите от партера и лож бенуара, тем менее обязательны галстук и костюм-тройка. Во многих театрах система кондиционирования оставляет желать лучшего, поэтому надевать на себя три слоя одежды излишне. На летних фестивалях под открытым небом (Брегенц, Оранж, веронская Арена) можно запросто прийти в шортах и майке — но тут как раз лучше запастись теплым, чтобы не промерзнуть к финалу.
10. Когда аплодировать
Доверьтесь большинству: в публике всегда есть процент профессионалов и знатоков. По окончании увертюры (оркестрового выступления), арии или дуэта принято награждать исполнителей аплодисментами — иногда продолжительно и бурно, с криками «bravo» («brava» — если аплодисменты относятся к даме, или «bravi» — если к группе исполнителей). Не очень вежливо аплодировать поверх музыки, если она продолжает звучать, но после некоторых популярных арий (в которых композиторы «не предусмотрели» паузу для аплодисментов) регулярно случается и такое. Дирижера и оркестр принято награждать овацией перед последним актом спектакля: свет софитов в этот момент направлен на оркестровую яму. Знаменитое оперное «бу», выражающее неодобрение того или иного исполнителя (или чаще — режиссера), имеет место только на финальных поклонах и чаще всего на премьерах; особенно любят «буканье» в Италии (этим славится миланский Ла Скала) и Германии (везде).
P. S. 25 опер, с которых советует начать Михаил Фихтенгольц
Жорж Бизе, «Кармен»
Джузеппе Верди, «Травиата»
Вольфганг Амадей Моцарт, «Свадьба Фигаро»
Джакомо Пуччини, «Богема»
Вольфганг Амадей Моцарт, «Дон Жуан»
Джузеппе Верди, «Риголетто»
Джакомо Пуччини, «Тоска»
Вольфганг Амадей Моцарт, «Волшебная флейта»
Джоаккино Россини, «Золушка»
Петр Чайковский, «Пиковая дама»
Рихард Вагнер, «Лоэнгрин»
Рихард Штраус, «Саломея»
Гаэтано Доницетти, «Лючия ди Ламмермур»
Рихард Вагнер, «Тристан и Изольда»
Шарль Франсуа Гуно, «Фауст»
Георг Фридрих Гендель, «Ариодант»
Клаудио Монтеверди, «Коронация Поппеи»
Бенджамин Бриттен, «Поворот винта»
Рихард Штраус, «Кавалер розы»
Альбан Берг, «Воццек»
Франсис Пуленк, «Диалоги кармелиток»
Дмитрий Шостакович, «Леди Макбет Мценского уезда»
Жюль Массне, «Вертер»
Игорь Стравинский, «Царь Эдип»
Джузеппе Верди, «Дон Карлос»
Опера
Музыка, подарившая надежду узникам Шоушенка
Ария Розины, «Севильский цирюльник». Помните, что пела Фрося Бурлакова?
« | И гремела та самая опера, Где Кармен свово бросила опера… | » |
— Александр Галич |
« | Слов не слышно, непонятно, Непонятно — и плевать! | » |
— Юрий Энтин (вымарано цензурой из мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой») |
Опера — самый древний, пафосный и сложный (как для исполнителя, так и для слушателя) вид музыкального театра. (А ещё так называется один браузер, но это отдельный разговор.)
Самыми первыми операми обычно считают либо «Дафну» и «Эвридику» Якопо Пери (1598 и 1600), либо «Орфея» Клаудио Монтеверди (1607). Из оперы выросли остальные, более «лёгкие» жанры музыкального театра — оперетта, мюзикл и рок-опера. Оперы пишутся до сих пор, но основной костяк традиционного оперного репертуара приходится на XIX век с некоторыми вкраплениями XVIII и XX.
Фактически опера первоначально задумывалась как возрождение древнеафинской драмы (той самой, Эсхила и Софокла), но поскольку от греческой оперы остались одни либретто (не придумали тогда нотной записи), сходство не всякому заметно.
Главные оперные композиторы: Моцарт, Россини, Верди, Вагнер, Пуччини, из наших — Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков. Самые крутые оперы, из которых всё время тащат музыку, и на которые ходят персонажи, когда автор хочет показать их культурность и образованность:
Больше среднему человеку знать необязательно, но ежели хотите прослыть по-настоящему образованным, вот вам ещё пять наводок:
Содержание
Что есть в опере [ править ]
Поединок крутого контральто и контратенора. На кого поставите?
А вот если в ней есть Призрак — она уже не опера, а мюзикл (именно Призрак, а не призрак вообще — подсказывает призрак графини из «Пиковой дамы»). Ещё меньше относится к теме мыльная опера, названная по аналогии с полузабытым сегодня определением вестернов эпохи немого кино «лошадиная опера», от которого образовано также название «космическая опера» (хотя пафос некоторых образцов может их сделать достойными собственно оперы музыкальной).
Распространённые штампы и стереотипы об опере [ править ]
Далеко-о-о не все. Певцы и певицы бывают любых форм, цветов и размеров. Толстые тоже попадаются, но отнюдь не все певцы имеют формы Лучано Паваротти или Монсеррат Кабалье. В современном театре такое вообще не одобряется: певцам часто приходится одновременно с пением активно перемещаться по сцене, а иной режиссёр вообще разденет и прямо в дезабилье петь заставит. Так что обычно певцы и певицы стараются держать себя в форме не хуже голливудских звёзд, к тому же оперное пение само по себе — нехилая спортивная тренировка. Большинство же толстяков — классические тенора и драматические сопрано, и ожирение — скорее их профессиональное заболевание: повышенное напряжение диафрагмы вызывает ложное чувство голода и, при недостаточном стремлении поддерживать спортивную форму, хроническое переедание. [4]
Тоже неправда, по крайней мере, для современного театра. Манера «стой и пой» стала изживать себя уже к 1980-м годам, а сейчас её и вовсе почти не встретишь. Оперные постановки сейчас затейливые и весьма живенькие, и мизансцены выстраиваются достаточно сложно.
Виды и техники оперного пения
Вокал в оперном жанре – это подвид вокального искусства, который отличается от других стилей исполнения широтой диапазона. Иногда его называют классическим или академическим. Дело в том, что академическое пение используется преимущественно с классической музыкой, которая является неизменной частью оперетт, романсов и мюзиклов. Например, в эстрадном исполнении, голос певца поддерживает аппаратура, его обрабатывают и усиливают, а вот в академическом пении исполнителю приходиться звучать на весь зал только лишь за счёт собственного голоса. Это целое искусство, в котором задействовано буквально всё тело.
Виды оперного пения
Манеры исполнения подразделяются на: певучий стиль, декламационный и колоратурное пение.
Певучий стиль или кантилена
Данный тип исполнения отличается мелодичностью. Звуки в нём тянутся, что добавляет мягкости и плавности. Именно кантилена позволяет певцу полностью раскрыть выразительное звучание своего голоса.
Декламационный или речитатив
Уже исходя из названия можно предположить, что речитатив включает в себе элементы разговора. Это симбиоз речи и песни. Исполнитель читает нараспев, но вместе с тем, сохраняется интонация: вопросительные ноты, побудительные, восклицательные. Обычно такую манеру используют в промежутках между ариями, как переходный элемент.
Речитатив под аккомпанемент только клавесина, называют «секко» (дословно, сухой). А вот сопровождение чтение оркестром гораздо мощнее и звучит богаче.
Колоратурное
Исполнение, требующее от исполнителя великолепного технического овладения высокими нотами. Это пении наполнено сложными приемами. Голос певца во всех регистрах звучит мягко и одновременно мощно, переходы плавные, что создаёт впечатление легкости исполнения. Колоратура, это сложная мелодия, но и здесь есть категории для разных голосов. Так лирические колоратуры пишутся для лёгких голосов, а драматические – более крупных. Отнесение к той или иной категории зависит от диапазона голоса, его цвета.
Типы голосов в опере
Существует множество классификаций оперных голосов. Однако чаще всего все категории сгруппированы в 7 типов и делятся они по полу и высотности.
Женский оперный вокал:
Мужское оперное пение:
В оперном пении по вокальным номерам выделяют следующие формы: сольные и коллективные. К первым относится ария – монолог певца или певицы, которые выражает его душевное состояние. Это целое отдельное и законченное произведение.
А вот ансамбль и хор исполняются более чем одним лицом. В ансамбле могут петь двое (дуэт), трое (трио) и так далее. Хор же в отличие от других форм пения используется для создания нужной атмосферы, например, стихийных бедствий или битв. В оперном пении у коллективного характера есть своя мощь. Хор нередко становится даже главным действующем лицом всего представления.
История и развитие
Жанр оперного пения появился относительно недавно – пятьсот лет назад между XVI-XVII вв. Родиной оперы считается Италия. В то время были популярны театральные постановки, где музыка являлась фоном. Первые авторы, которые сделали попытку создать новый жанр, поначалу называли его «drama per musica» (драмой на музыке). Коллективное стремление композиторов возродить древнегреческую трагедию, привело к тому, что они сами того не зная стали основоположниками совершенно нового вида искусства, пусть первоначально их пьесы значительно отличались от классической оперы.
Видные деятели в оперном искусстве
В 1607 году опера «Эвридика» Мантуе К. Монтверди была наполнена драматизмом и художественностью. А уже в 1639 был введен новый термин «опера».
С того момента как зародилась классическая опера, она постоянно видоизменялась. Разные итальянские школы меняли звучание, устанавливали новые правила и формы. Происходило разделение вокальных номеров. Наиболее значимые изменения в опере принадлежат К. Глюку, где он сумел в своих трагедиях («Альцеста», «Орфей и Эвридика» и др.) соединить лучшие достижения итальянской оперы.
Нельзя не отметить влияние В. Моцарта, который создал уникальные произведения, наполненные выразительными образами и яркими эмоциями. Ему удалось вобрать лучшее от итальянских школ разных эпох и создать сложные и многогранные образы, конфликты и трагедии в своих произведениях.
Романтизм XIX века принёс в оперу новые взаимоотношения с другими жанрами, что было популярно в то время. Именно тогда огромное влияние на её развитие оказали: Дж. Верди, Р. Вагнер, М. Глинка, М. Мусоргский.
В наши дни понятие оперы в её традиционном понимание устаревает. Сегодня наряду с оркестром, режиссеры добавляют современные звучания, например, электронную музыку, накладывают городские звуки или переносят действия классических опер в нынешнюю эпоху. Опера, как и когда-то, является синтезом, музыки и театрального представления. Нельзя сказать, что изменения коснулись современного пения – оперные исполнители стали значительно моложе, однако техники и методики их обучения, правила постановки голоса и его звучания остались неизменными даже спустя пятьсот лет.
Как научиться оперу — необходимые основы
Невозможно дать однозначный ответ на вопрос, как правильно научиться за короткий срок пению в оперном жанре.
Академический вокал, это искусство оперного пения, которое требует отточенного мастерства и упорства. Певцы годами отрабатывали технику владения своим голосом, добиваясь чистого и мощного звучания. Самостоятельно обучиться технике можно, однако без опытного педагога есть риск уже с самого начала сформировать неправильную привычку, от которой в будущем будет сложно избавиться.
Опытные преподаватели оперного вокала утверждают, что научиться петь можно всем и в любом возрасте. Бывают психологический проблемы, если человек не уверен в себе или же какие-то физиологически особенности, которые могут мешать. В остальных случаях всё зависит от стараний и усилий.
Развитие голоса и слуха идут рука об руку. Без одного невозможно другое. Основы вокала укладываются обычно до года максимум. В отдельных случаях человек может начинает петь даже на втором индивидуальном уроке вокала с педагогом, потому что интуитивно чувствует голос, понимает, как дышать.
Важно помнить, что для того чтобы просто красиво петь, понадобиться пару месяцев. Для развития профессионального оперного вокала этого недостаточно. Опытные певцы посвящают ежедневным практикам не один год, чтобы добиться мастерства в своём деле. Уникальные вокальные данные это редкое стечение. У всех индивидуальные особенности артикуляции, выносливости связок, силы мышц, а также слуха и чувства ритма.
Особенности классического вокала включают в себя:
Первое, на чём базируется весь вокал, это: правильное дыхание, артикуляция и резонаторы.
Дыхание
База, с которой начинает любой педагог. Правильное дыхание во время пения, это основа. Нужно учиться дышать животом. Благодаря способности певца опускать диафрагму ниже, становится возможно взять большой объём воздуха. А чтобы он резко не закончился нужно контролировать его выдыхание. Вот несколько упражнений, для того чтобы научиться правильно дышать животом:
«Книга»
Необходимо лечь на спину. После нескольких глубоких вдохов-выдохов, положить книгу потяжелее на живот и стараться с дыханием опускать и поднимать её.
«Свеча»
В этом упражнение можно научиться контролировать выдох. Нужно сесть перед горящей свечой и, сделав вдох животом, медленно дуть на неё, но при этом не тушить. Чем дольше пламя будет дрожать, тем лучше.
Правильное дыхание помогает не только в вокале. Речь людей, регулярно занимающихся такими упражнениями, становится мелодичнее. Они хорошо контролируют свой голос и умеют расходовать воздух при разговоре.
ВНИМАНИЕ! С осторожностью делать упражнения на дыхание особенно в начале обучения. Не допускать головокружения.
Опора
Данный термин означает устойчивый звук и в пении и голосообразование. Опертый голос округлый, чистый и свободный. Это характеристика очень важна при постановке голоса для пения.
Следующее упражнение поможет с развитие опоры. Оно одно из самых эффективных, несмотря на сложность.
Ноги необходимо расставить широко. Корпус наклонить вперед и свесить руки. Затем втянуть воздух животом и медленно выдыхать, при этом опуская руки вниз. Выдох должен быть бесшумным.
А ещё можно 30 раз посвистеть. Для этого нужно набрать воздух и непрерывно выдыхать звуком «с». Когда весь воздух кончиться, повторить заново.
Резонаторы
Это полости, которые находятся чуть ниже голосовых связок. Их функция – усиливать звук. Считается, что существует два вида резонаторов: головной (высокие звуки отражаются в голове) и грудной (звуки резонируют в трахее и бронхах).
ВНИМАНИЕ! Не путать голосовой регистр и резонатор! Первое, это отрезок диапазона голоса, и он позволяет петь выше или ниже. Второе – пустоты в теле, что ощущаются физически. Именно за счёт отражения звука и происходит его усиление.
К работе с регистрами следует обращаться после того как человек научился дышать животом и опускать диафрагму.
Для усиления голоса нужно обращать внимание на гортань. Она должна быть свободной. Мужчины при этом опускают кадык, а женщины делают это мысленно. Голос будет максимально звонким если резонанс пойдет через голову. Нужно представить, как поток попадет туда.
Наилучшее упражнение — это «мычание». При этом необходимо слушать и постараться уловить чувство, когда в голове проявится это самое «мычание», тогда и будет верный резонанс.
Гортань
Многие замечают, что певцы и певицы при исполнении опускают гортань. У мужчин это больше заметно из-за кадыка. Это хорошо ощущается при зевке. Задача вокалистов сделать так, чтобы звук шел не за счёт широкого открытия рта, а опускания гортани. Причём, чтобы это происходило естественно, а не насильно, иначе звук будет блеклым и невыразительным.
Чтобы опустить гортань необходимо делать следующее:
ВНИМАНИЕ! Гортань, как и всё горло, должна во время пения быть максимально расслабленной.
Артикуляция
Разговор и опера, это совершенно разные вещи по артикуляции. Когда певец расслабляет горло, опускает гортань, звуки, которые он начинает издавать должны быть разборчивыми. Для этого необходимо тренировать артикуляцию. На помощь придут скороговорки, гимнастика, а также старое упражнение с использованием постороннего предмета во рту, как тренируются дикторы.
Кстати именно поэтому у многих возникает вопрос, почему во время пения певцы и певицы странно артикулируют, будто гримасничают. Это потому, что артикуляция при разговоре и пении совершенно разные. Исполнители уделяют большое внимание правильной работе рта и голосовых связок, чтобы звук был не только чистым и мощным, но и зритель понимал текст.
Распевка
Распевки очень важны для того, чтобы подготовить голос к усиленным нагрузкам. Начинающим певцам курса обучения вокалу взрослых советуют петь с закрытым ртом. Нужно использовать только звук «хм». Челюсти должны быть разжаты. Исполнив таким образом пару нот, нужно продолжать упражнение, но уже с открытым ртом, используя звуки «ма» «мо», «му» и тд. Достигнув максимальной высоты, постепенно опускаться назад.