Что практически важно рассматривать как результат проекта
Что практически важно рассматривать как результат проекта
Если по окончании неуспешного проекта попытаться выяснить причины неудачи, вы получите список очень конкретных событий, которые помешали воплощению ваших замечательных планов. Например: заказчик в середине проекта изменил требования, заболел ведущий разработчик, подрядчики подвели и т.п. Разнообразие уникальных причин затрудняет их систематизацию и устранение. Создается впечатление, что это сплошной форс-мажор, с которым ничего нельзя сделать. Некоторые дыры затыкаются, но как говорится: «на каждый чих не наздравствуешься». А поскольку трудно понять, что нужно изменить в процессе, последующие проекты продолжают давать не самые лучшие результаты. Эта статья поможет понять, что больше, а что меньше влияет на успех и провалы проектов. Это позволит сконцентрировать внимание и ресурсы на более значимых факторах улучшения вместо того, чтобы тратить деньги и время впустую.
Что означает «успешный проект»
Показательно, что за последние 8 лет процент успешных проектов вырос всего на 10%, а доля провальных проектов практически не изменилась.
Что отличает успешные проекты
Работает самостоятельно, не отвлекая руководство от более важных дел. Отправляет требуемые отчеты.
Рассматривает спонсора проекта, как высокооплачиваемого члена команды. Вовлекает его в принятие важных решений. Управляет его ожиданиями. Договаривается и передоговаривается.
Не лезет к пользователям, после того, как с них сняты показания требования. Любое их вмешательство, расценивает как помеху проекту. Из способов общения предпочитает переписку. Если никто не требует, доставку делает только в конце проекта.
Правильно идентифицирует все заинтересованные стороны, включая пользователей. Выстраивает с ними отношения, управляет их ожиданиями, регулярно получает обратную связь, учитывает ее в ходе проекта.
Старается укомплектовать команду проекта лучшими из доступных специалистов.
Знает плюсы и минусы каждого сотрудника. Учитывает не только квалификацию, но и стоимость каждого специалиста. Недостаток квалификации учитывает, как риск и управляет им. Развивает членов своей команды, даже если команда непостоянная.
Считает себя недостаточно квалифицированным. Постоянно прокачивает себя, читает книги, обучается, перенимает опыт коллег. Ищет причины своих ошибок в себе, делает выводы и не повторяет ошибок.
Использует принятый в компании подход к разработке.
Знает плюсы и минусы различных методологий разработки. Применяет ту, которая в текущей ситуации даст лучший результат.
Понимает какую бизнес-проблему необходимо решить. Решает ее. Доносит проблему и суть решения, до каждого члена команды.
Выполняет имеющиеся правила и политики. Требует того же от подчиненных.
Принимает участие в формировании действующего порядка.
Использует те инструменты, которые приняты в компании.
Использует те инструменты, которые соответствуют решаемой задаче. Способствует внедрению более эффективных инструментов.
Этап подготовки проекта в теории
В данной статье рассмотрены теоретические основы важнейшего этапа в управлении проектами – именно его подготовки. Это должно быть интересно как новичкам в таком непростом деле, как менеджмент проектов, так и начинающим стартаперам, и возможно, опытным менеджерам.
Что же такое проект?
Проект – одноразовая, неповторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.
В определенном смысле все проекты одинаковы. У всех есть потребитель (и) и \ или покровитель (и), которые ждут от реализации проекта достижения в определенное время результатов. Проекты часто реализуются с целью создания чего-то нового или осуществления больших изменений, которые можно рассматривать как завершенный вид деятельности. Проект может возникнуть исходя из новых запросов потребителей или пользователей услуг, либо из возможности получить выгоды для организации, либо на основании новых потребностей организации.
Не существует единственно «правильного» способа управления проектом. Традиционные подходы к управлению проектами сфокусированы на технических аспектах, и влиянию людей на реализацию проекта нередко уделяется меньше внимания. Однако именно люди заказывают и поддерживают проекты, поэтому лидерство, мотивация и управление вовлеченными в проект людьми так же важны, как и использование подходящих методов планирования, контроля и мониторинга.
Часто встречающиеся недостатки в реализации проектов:
На основании своих исследований Элбейк и Томас указали 10 факторов, которые многие определяют как критические для успеха проекта (расположены в соответствии с приоритетами):
Определение границ проекта
Проект начинается с идеи и возникает с целью удовлетворения потребностей человека. Идея состоит в том, чтобы сделать что-то, что кажется необходимым. Преобразование идеи в проект начинается с понимания природы потребности как движущей силы. Поэтому потребности являются основной движущей силой проекта.
Проблемы недостаточно точного определения потребностей:
Для того, чтобы понять масштабы проекта необходимо иметь следующую информацию:
ЗС и их потребности
В зависимости от особенностей проекта многие другие группы или отдельные люди могут быть заинтересованы в нем:
После того, как установлены основные ЗС, эту информацию необходимо использовать для того, чтобы обеспечить проекту максимально возможную поддержку. Обязательно нужно проверить, как реагируют на проект люди до того, как в процессе планирования будут исключены другие варианты его реализации. Если эту возможность использовать в полной мере, то команда проекта узнает о многих потенциальных препятствиях и будет хорошо информирована о приоритетах каждой группы. Один из способов понять реакции разных ЗС является анализ их точек зрения на каждое из ключевых измерений проекта – бюджет, время и качество.
Определение предназначения и целей проекта
Предназначение проекта является широким понятием и может быть соотнесено с миссией и ценностями организации, тогда как цели проекта определяют более точно, чего стремятся достичь, реализуя проект, и каким образом можно определить его успех.
Цели должны соответствовать критериям SMART:
Поставленные цели дают возможность определить шаги, с помощью которых может быть реализовано предназначение проекта и не позволить сбиться с правильного пути; использоваться для того, чтобы убедиться, что проект хорошо вписывается в деятельность организации.
Ясность целей важна для понимания того, что должно быть сделано. Если поставлены четкие цели, то это значит, что имеется определенная система взглядов на конечный результат. На основании поставленных целей происходит структурирование проекта с тем, чтобы его можно было эффективно контролировать и управлять им. Однако иногда возникает необходимость в пересмотре целей, поскольку в процессе осуществления проекта могут возникнуть новые обстоятельства, неизвестные на стадии планирования. Поэтому цели не должны быть «каменными».
Возможности и угрозы
Исследование возможностей и угроз на начальной стадии проекта может быть важным для определения его масштаба. Постоянные обсуждения с ЗС могут выявить многие потенциальные возможности и угрозы, связанные с проектом. Управление рисками (возможными угрозами проекту) будет рассмотрено ниже.
Проверка осуществимости проекта
Затраты и выгоды для оценки проекта
Риски и ситуационное планирование
Существует несколько способов выявления риска. Это в первую очередь обсуждение проекта с ЗС и рассмотрение различных перспектив, в ходе которых отдельные ЗС могут увидеть угрозы их интересам. Очень важно оценивать риск на каждом этапе реализации проекта и планировать возможные способы уменьшения его влияний. Там, где риск можно предвидеть, необходимо разработать ситуационный план, который можно применить, если ситуация риска реализуется.
Оценка риска и анализ влияния: ключевые вопросы
Основание для действий по проекту
Как достичь заданный результат и привести проект к успеху?
Елена Филиппова, сертифицированный специалист Project Managment Institute, квалификация Project Managment Professional (PMP), руководитель Проектного офиса «Адванта Консалтинг»
В процессе работы над проектом команда погружена в работу по созданию конкретных результатов. А поскольку ответственность за достижение целей проекта часто не фиксируется, результаты могут меняться, исходя из внутренних или внешних условий без учета влияния на цели. К сожалению, часто можно видеть «успешные» проекты, результаты которых не используются или используются не по назначению, при этом цели таких проектов так и остаются недостигнутыми.
Как проект должен быть инициирован, как должна строиться его реализация, какие ресурсы должны быть задействованы, чтобы не свернуть с выбранного курса, прийти к нужным показателям, и по каким критериям считать проект успешным?
Когда решение о проекте основано на целях компании
Определение целей и результатов проекта, его границ и условий должно происходить еще на прединвестиционной фазе. Тогда, когда решение о старте проекта еще только готовится. Уже тогда важнейшей работой Заказчика или инициатора проекта является четкая формулировка возможных выгод от проекта, определение значимых результатов, которые обеспечат достижение поставленных стратегических или тактических целей. Ведь решение о целесообразности проекта и выделении для его выполнения необходимых ресурсов должно строиться на четком осознании выгод проекта и сравнении этих выгод с другими предложениями или проектами. Именно конкуренция между целями проектов в связке с пониманием влияния проектов на выполнение задач топ—менеджмента может обеспечить лучший подбор объектов для инвестиций.
Корректная формулировка целей и результатов проекта имеет огромное значение, прежде всего, в процессе формирования и согласования Устава. На эту работу наибольшее влияние оказывают три самых заинтересованных стороны проекта: Заказчик, Руководитель и Куратор.
Как взаимодействуют эти участники? В чем основной интерес каждого из них?
Куратор. Куратор отвечает за достижение стратегических целей, а, значит, ему важно использовать обещанные проектом бизнес-выгоды для их достижения. Кроме того, он отвечает за соответствие проекта текущей стратегии и экономное выделение ресурсов для его выполнения. При согласовании Устава Куратор дает свое согласие, что цели проекта соответствуют утвержденным стратегическим и тактическим целям компании, и что необходимые проекту ресурсы действительно можно выделить в указанные сроки, не затронув интересы других проектов портфеля.
Заказчик. Именно Заказчик, чаще всего, является инициатором проекта, и именно он собирает доказательства его необходимости: обосновывает выгоды, защищает перед руководством его целесообразность, готовит технико-экономическое обоснование (окупаемость). Тот, кто заказывает проект, отвечает перед Куратором за достижение бизнес-выгод и за отдачу выделенных инвестиций (ресурсов). Получается, что Куратор выделяет необходимые ресурсы за то, что Заказчик обязуется вернуть их в виде выгод проекта.
Руководитель проекта. Руководитель проекта отвечает перед Заказчиком за поставку требуемых результатов, их качество и расходование выделенных ресурсов. То есть Заказчик должен четко определить требуемые результаты и сформулировать конкретные критерии их качества для гарантированной приемки. Изменение требований к результатам проекта лежит в зоне ответственности Заказчика, а просрочка поставки утвержденных результатов, перерасход бюджета или их несоответствие содержанию и описанным критериям качества – в зоне ответственности Руководителя.
Все взаимодействие построено, исходя из достижения именно бизнес-целей компании, а не конкретно целей Заказчика. Куратор утверждает цели проекта в соответствии с выполнением стратегии, Заказчик на основе утвержденных целей формулирует результаты и отвечает за достижение бизнес-выгод при их использовании, а Руководитель отвечает за поставку результатов в соответствии с требованиями Заказчика.
Как договариваться о результатах
В зависимости от компетенции, опыта, взглядов, выгоды Заказчика или Руководителя проекта, каждый из них будет понимать результат проекта по-своему. Это мина замедленного действия, которая ожидает завершения работ. А в момент завершения могут выявиться скрытые требования к результатам, обнаружиться разное понимание одних и тех же формулировок, что может привести к задержкам завершения работ, переделкам, трате дополнительных ресурсов и разного рода другим конфликтам. К сожалению, совсем избежать таких конфликтов не получится, но сократить их, уменьшить риск их возникновения можно, если формулировать результаты правильно. Недостаточно сформулировать результаты общими словами:
Даже в таком верхнеуровневом документе, как Устав, формулировка результатов должна быть конкретной и прозрачной для понимания всех заинтересованных сторон. И это должно быть объективно.
Что для этого стоит предусмотреть:
Примеры корректной формулировки результатов:
Включение мотивации на результат
Если Руководитель проекта отвечает за результаты и их качество, то Заказчик – за использование результатов и получение бизнес-выгод. Для того, чтобы корректно мотивировать команду проекта, нужно строго отделять эту ответственность и определять мотивацию каждой роли.
Наиболее простой вариант, когда руководитель проекта сам же и является Заказчиком его результатов. Тогда Руководитель и Заказчик в одном лице стремится к получению бизнес-выгод и рассматривает этапы получения основных материальных результатов как промежуточные вехи на пути к главной цели. Совсем другая ситуация возникает в проектах, в которых есть выделенный Руководитель проекта, задача которого предоставить Заказчику все необходимые результаты. При этом он не может отвечать за бизнес-выгоды, так как ответственность за использование этих результатов, управление ими лежит на Заказчике. Примером таких проектов часто выступают ИТ-проекты, в которых, как правило, есть подрядчик, который организовывает внедрение программного продукта и Заказчик, который использует продукт в своих целях.
Как же определить мотивацию такого Руководителя так, чтобы и он был ориентирован на бизнес-выгоды проекта? Для этого можно включать в Устав критерии, которые могут характеризовать степень успешности проекта по его результатам – критерии успеха проекта.
Что же такое критерий успеха и как его определить?
Основные подходы к формулировке критериев успеха:
Шаги для старта управления по целям
Как правило, выстраивание систем управления сложное и длительное дело. Но наладить управление по целям не так сложно, для этого нужно сделать ряд простых, но важных шагов:
Итак, если в каждом проекте вы четко определите требуемые результаты и критерии успеха по приведенным правилам, команде будет проще ориентироваться на цели проекта, качество результатов и удовлетворенность Заказчика. Заказчик будет более удовлетворен, результаты будут отвечать бизнес-выгодам. А, значит, и бизнес-выгоды будут более вероятны и достижение целей компании будет быстрее и успешнее.
Проектное управление: как сохранить проект и мотивировать команду
«Проектный Руководитель» — конкурс, направлен на развитие проектной культуры в учреждениях и организациях Российской Федерации
Что такое проектное управление и в чем его важность для бизнеса
Проектное управление — набор методов и инструментов, которые позволяют достигать результатов, представляющих ценность для их потребителя, в условиях неопределенности и с соблюдением некоторых формальных ограничений. В бизнесе проекты — главный, а сегодня, наверное, единственный способ эффективного развития и сохранения конкурентоспособности.
Через проекты реализуется разработка новых продуктов, модернизация оборудования, внедрение новых производственных и организационных технологий. При этом неопределенность, в которой реализуются проекты велика, а ее источники очень разнообразны: от макроэкономики и рыночной конъюнктуры до внутренней среды самой организации.
И в этих условиях в проектах необходимо получать результаты более высокого качества, быстрее и дешевле, чем это делают ваши конкуренты.
С чего начать проект и как его закончить
Традиционную идею жизненного цикла проекта можно представить в виде более или менее стандартного сценария. Сначала общая идея или концепция, далее проектирование, потом реализация и наконец сдача готового объекта. Такая логика, конечно, во многих случаях работает и сегодня, но в условиях высокой неопределенности ее эффективность падает.
Именно поэтому начали развиваться альтернативные подходы к построению жизненного цикла проекта — инкрементальные, итерационные, гибкие, гибридные. Эти подходы позволяют успевать за изменениями и создавать результаты до того, как они перестанут представлять ценность для заказчика.
Первым шагом — еще до начала проекта — должна быть оценка бизнес-выгод этого проекта, а заключительным — анализ достижения этих выгод.
Почему в проектном управлении часто используется роудмап
Дорожная карта (или план по вехам) фиксирует ключевые события и моменты промежуточных и итоговых результатов проекта. Такая картина очень удобна для координации различных направлений работ внутри проекта.
Еще одна важная область применения плана по вехам — управление портфелями и программами проектов, в которых этот инструмент позволяет определять возможные сроки запуска проектов, связанных по результатам или используемым ресурсам.
Как собрать необходимую команду и мотивировать ее до финала
Прежде всего, вы должны понять, какие именно люди вам нужны — специализация, уровень профессионализма, опыт. Для некоторых типов проектов важна психологическая совместимость членов команды. Значительную часть нужных вам людей вы найдете без особого труда — в своей организации или на рынке. Но вот с заполнением определенных позиций, как правило, наиболее значимых для проекта, могут возникнуть проблемы. Подбор таких людей следует начинать заблаговременно, не рассчитывая на то, что все как-нибудь устроится.
И конечно, чем серьезнее и сложнее проект, тем более продуманной должна быть система мотивации для его участников. Просто интересной задачи для сохранения мотивации на длинной и даже средней дистанции недостаточно. Конечно, важно соблюдать баланс материальной и нематериальной мотивации, но универсальных рецептов здесь нет.
Как справляться с выгоранием сотрудников
Работа в проектах часто требует экстраординарных усилий от команды. Если есть риски того, что это станет повседневной жизнью команды, нужно заранее подготовиться к подобной ситуации. Тут важно не только удержать сотрудника в проекте до его завершения, но и не отбить у него желание и дальше работать в проектах, и не спровоцировать его уход из организации.
Основные решения здесь лежат в области создания рабочей среды, способствующей эффективной работе.
Что может повысить эффективность:
Почему дедлайны это важно и как их соблюдать
Чаще всего в проектах красивое слово дедлайн означает всего лишь срок завершения работы. Если он нарушен, может возникнуть эффект домино, когда по цепочке сдвигаются все последующие процессы, появляются дополнительные риски задержек для параллельных работ и в результате нарушаются обязательства по сдаче проекта или его этапов перед заказчиком. Конечно, такие ситуации плохо сказываются на имидже исполнителя, а для заказчика это влечет серьезные убытки.
Люди по-разному относятся к дедлайнам. Самая комфортная для руководителя проекта категория — это люди, которые хорошо организованы, аккуратны и ответственны. Для них естественным поведением будет выполнение основной части работы заблаговременно, и дедлайн они не нарушат ни при каких обстоятельствах.
Вторая категория — люди, которым свойственен «студенческий синдром». Они все сделают и сделают неплохо, но всю работу выполнят в последний момент. Риски для проекта в этой ситуации достаточно высоки. Самое простое решение в этой ситуации — назначать для таких людей искусственные опережающие дедлайны. Им с их «студенческим синдромом» все равно, а проектные риски снижаются.
Еще одна категория — люди, для которых дедлайн вообще ничего не значит. Они просто не думают о нем, работают так, как им комфортно. Для таких людей нужно дробить задачу на мелкие части и назначать множество мелких дедлайнов.
Важно понимать, что в «неправильном» отношении к дедлайнам нет какой-то злонамеренности, просто разные люди по-разному устроены, и это обязательно нужно учитывать.
Как договориться с заказчиком и не сойти с ума
Приходится признать, что сегодня изменение ожиданий и требований заказчика в ходе проекта становится неизбежной реальностью. Это не его капризы, это не проявление его непрофессионализма или иррациональности. В подавляющем большинстве случаев такое поведение — следствие высокой неопределенности на старте проекта и не менее высокой изменчивости окружения проекта в ходе его реализации.
Эту новую реальность нужно принять и научиться жить в ней. Гибкие и гибридные подходы — это те инструменты, которые позволяют создавать ценность для заказчика в условиях неопределенности и изменчивости. Родившись как инструменты управления ИТ-проектами, сегодня эти методы (самые известные — скрам, канбан) широко применяются и в других областях.
Но не нужно забывать и о социальных навыках. Очень важна работа с заинтересованными сторонами, ведение переговоров, демонстрация эмпатии.
В целом нужно признать, что современный руководитель проекта не может рассматриваться как технический менеджер, что часто встречалось в прошлом. Сегодня он должен быть не просто настоящим профессионалом в области управления проектами, но и разносторонней гармоничной личностью
Как планировать бюджет и ничего не забыть
Если вы понимаете, что и как вы будете делать, и какие вам понадобятся для этого ресурсы, рассчитать бюджет проекта не составит большого труда. Это всего лишь вопрос аккуратности и опыта. Даже для инфраструктурных мегапроектов удается делать такие расчеты с очень высокой точностью.
Но тут самое время еще раз вспомнить о неопределенности и изменчивости. Расчет, сделанный в начале проекта, может стать неактуальным очень скоро и при том по независящим от вас причинам.
Чтобы избежать этих неприятностей, есть две возможности. Во-первых, нужно подумать об этих рисках заранее и предусмотреть в бюджете необходимый резерв. Во-вторых, использовать гибкие контракты, в которых определяется только рамочная стоимость работ, а состав работ и их стоимость фиксируются в ходе проекта дополнительными соглашениями.
Конечно, обе эти возможности имеют серьезные ограничения, и реальный эффект достигается только при создании по-настоящему партнерских отношений заинтересованных сторон.
Как стать руководителем, за которым пойдут
Понятие лидерства в стандарте Международной ассоциации управления проектами (IPMA) включает множество элементов. В их числе: инициативность, ответственность, заинтересованность в результате, адекватное применение власти, авторитет и влияние. Кроме лидерства, в стандарте определены и еще восемь элементов, составляющих личностную характеристику правильного руководителя проекта.
Другой вопрос, сможете ли вы проявлять себя таким образом, даже если вы знаете все эти девять заповедей и даже владеете соответствующим инструментарием. Это точно необходимо, но, на мой взгляд, все-таки недостаточно. Некоторые качества должны просто быть неотъемлемой частью вашей натуры. Вам должно быть интересно работать с людьми, их проблемы должны быть вашими проблемами, вы должны понимать и уважать их ценности.
Как закрывать сделки и ставить красивую точку в проекте
О завершении проекта часто забывают, особенно в организациях, где проектная деятельность поставлена на поток, и люди переходят из проекта в проект практически без перерывов.
Завершение проекта обязательно нужно праздновать, и это должно стать заметным событием в жизни каждого участника проекта. А значит, нужно понять, что имеет значение для команды и искать правильные решения. Чем менее шаблонными они будут, тем больший эффект приверженности общему делу они создадут.
9–11 июня в Казани состоится финал всероссийского конкурса «Проектный руководитель 2021». В последний этап прошли 28 специалистов из 500 заявившихся. Мероприятие пройдет в казанском технопарке «ИТ-парк».