Что православие говорит о коронавирусе

У всех на слуху – коронавирус

Беседа с духовником Киевской академии и семинарии архимандритом Маркеллом (Павуком)

Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть фото Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть картинку Что православие говорит о коронавирусе. Картинка про Что православие говорит о коронавирусе. Фото Что православие говорит о коронавирусе

– Батюшка, весь мир охвачен паникой в связи с эпидемией коронавируса. Но различные эпидемии нередко случались и раньше. Как Церковь реагировала на них, к примеру, в XVIII–XIX веках?

– История – учитель жизни. В 1770-м году в Киеве возникла страшная эпидемия моровой язвы. Были введены жесткие меры карантина, везде стояли военные патрули, которые в город и из города никого не впускали и не выпускали. Несмотря на принятые меры, из 20 000 жителей Подола (в то время город был сосредоточен именно здесь, где шла бойкая торговля) за два осенних месяца умерло 6 тысяч человек. Тела умерших лежали на улицах, потому что их не успевали погребать. Конечно, была паника. Поразительно, что в это время в городе сохранял спокойствие и хладнокровие, пожалуй, лишь один человек – это священник Успенской подольской церкви Иоанн Леванда.

Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть фото Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть картинку Что православие говорит о коронавирусе. Картинка про Что православие говорит о коронавирусе. Фото Что православие говорит о коронавирусе Священник Иоанн Леванда

Он продолжал служить в храме, не оставлял проповеди, не боялся отпевать умерших. В своих проповедях он называл вещи своими именами. Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи:

Он смело говорил, что моровая язва – это наказание Божие за грехи

«Отвратил от нас, грешных, лице свое Всевышний! Стрелы, которые прежде метало Небо на поражение врагов Божиих, ныне вонзаются в нас, в сердца наши… Там лежит мертвый отец, и дети не могут ему отдать последнего целования, бежат от него, чтобы не заразиться от трупа его. Тут лежит мертвая мать, возле нее рыдает младенец, простирает руки к мертвой благодетельнице своей, требуя от нее помощи; бедный, думает разбудить её от страшного сна! Страх смерти превратил людей в зверей, и человеки бегают подобных себе… Горе граду, который разоряется неприятелями, огнем и мечем, но горее горе тому граду, на который вооружился Бог… Бессловесные животные, самые презренные насекомые благополучнее нас в это ужасное время… Великие бедствия напали на нас, но они несравненно меньше грехов, которыми наполнили мы град сей, дома наши, наполнили тело и душу нашу… Давит на нас бремя грехов наших, а мы и не думаем свергнуть с себя этого тяжелого бремени; разит нас гнев Божий, а беззакония наши растут и укрепляются. Не прекратилось еще пьянство. Много пьяных вселилось уже в муку вечную, но оставшиеся не видят сего и упиваются… Не прекратилось еще лакомство и страсть любостяжания… Вопиет на небо гордость града сего, презрительство церковных и Божиих уставов, притеснение сирот, осуждение неповинных, ненависть к ближним, зависть, клевета, обман, убийство, чародейство, прелюбодеяние, и блудилища – не дома, а содомы – вопиют и требуют истребления. Мука вечная готова для некающихся, готова».

Хотя это были горькие слова обличения, жители города не восстали на священника, а наоборот, полюбили его, ибо он говорил о них правду. И призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни. После прекращения эпидемии почти каждый киевлянин старался иметь в своем доме портрет бесстрашного пастыря, которого императрица Екатерина II наградила палицей и митрой.

Призыв к покаянию в проповедях отца Иоанна не остался бесплодным – люди начали менять свой образ жизни

Такие награды в то время могли носить лишь члены Святейшего Синода. А после кончины отец Иоанн удостоился чести быть погребенным в приделе древнего Софийского собора, что заслужили даже не все киевские Митрополиты. В память отца Иоанна одна из улиц Киева названа Левандовской.

Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть фото Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть картинку Что православие говорит о коронавирусе. Картинка про Что православие говорит о коронавирусе. Фото Что православие говорит о коронавирусе Киев, гравюра XYIII век

В XIX веке также были массовые или эпизодические вспышки эпидемий. Если посмотреть списки учащихся Киевской духовной академии той поры, то можно заметить, что каждый год здесь недосчитывались 2–3 студентов, а иногда и преподавателей, умиравших от чумы. Среди них известный профессор Я. К. Амфитеатров – родственник киевского святителя Филарета (Амфитеатрова). Первыми лечебными средствами в то время, когда медицина была еще в зачаточном состоянии, также были молитва и покаяние.

Несколько смущает чумной бунт, который возник в 1771-м году в Москве, когда восставшими был убит архиепископ Амвросий. Скорее всего, это было следствием жестких ограничительных мер, без должной молитвы и отеческого наставления пастырей Церкви.

В 1866-м году другой святитель, Филарет Черниговский, ценой своей жизни вымолил прекращение эпидемии холеры. Чтобы ободрить павших духом прихожан, он предпринял объезд Черниговской епархии. В пути сам заболел холерой и скончался в Конотопе. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), от Конотопа до Чернигова на протяжении 180 верст люди, сменяя один другого, сопровождали гроб любимого архипастыря. При этом не было ни одного случая заболевания холерой. Забыли все об этом страшном биче. Холера не дошла до Чернигова и прекратилась.

– Что о таких явлениях говорит Священное Писание?

– Еще на заре человеческой цивилизации Бог через пророка Моисея предупреждал всех:

«Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь, целитель Твой» (Исх. 15, 26).

Священное Писание определенно говорит, что когда чаша весов в мире склоняется в пользу зла, неизбежно происходят потрясения в виде войн, эпидемий, болезней, наводнений, землетрясений и др.

«И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6, 12–13).

Массовая эпидемия поразила израильтян за их связь с дочерьми язычника Моава и поклонение идолу Ваал-Фегору (ср. Чис. 25, 1–9). В Новом Завете Господь говорит, что в конце мира «восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 10–11).

Когда мы читаем в Священном Писании эти пророчества, то склонны думать, что это не о нас, что это когда-то было или когда-то ещё будет. Но на самом деле, если воспринимать мир не с материалистической и секулярной позиции, а с церковной, то все люди очень тесно связаны между собой, а потому являются непосредственными творцами истории.

– Сегодня благодаря средствам коммуникации, Интернету у человека складывается мнение, что он владеет полной информацией о происходящем во всем мире. В данном случае – о коронавирусе. Что бы вы посоветовали верующим людям в условиях объявленной в стране эпидемии, как реагировать на рекомендации медицины?

– Библия не запрещает христианам прибегать к помощи медицины (ср. 4 Цар. 20, 7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии:

«Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы Он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 9–14).

Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть фото Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть картинку Что православие говорит о коронавирусе. Картинка про Что православие говорит о коронавирусе. Фото Что православие говорит о коронавирусе Архимандрит Маркелл (Павук)

Главное, что у каждого человека должно в это время появиться, – это покаянный настрой

Это не может не вызвать нравственный шок. А это влечет за собой то, что ныне многие молодые люди боятся регистрировать свои отношения, и получается, что, по сути, постоянно живут в блуде, в нем рождают детей и таким же распутным способом их воспитывают. На почве развала семьи быстро набирает обороты пропаганда содомских грехов. Как из-за этого беззакония не отвратит Свое Лицо от нас Господь, как не быть пандемиям?! Но еще более ужасает то, что мало кто это осознает. Большинство говорит о профилактике болезни, запасается продуктами, а об исправлении своей жизни никто даже не заикается. Кто из пастырей или политиков активно к этому призывает, того сразу объявляют безумцем, маргиналом, ретроградом, обвиняют во всевозможных грехах.

– Батюшка, сейчас идет Великий пост. Нужно ли к молитвенному правилу прилагать какие-то особые молитвы? И какие употреблять духовные рекомендации?

– Пост – самое благоприятное время для покаяния. Лишь бы оно было не формальным, а с твердым желанием исправить свою жизнь. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил к молитвенному правилу присоединять чтение одной кафизмы из Псалтири. Сейчас, когда многие люди вынужденно сидят дома на карантине, есть прекрасная возможность увеличить свое молитвенное правило. Святая вода, освященное масло – это также прекрасные духовные лекарства, об использовании которых мы иногда забываем.

Господь милостив, и, как говорит в своем слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст, «Он и намерения целует». Он готов принять под Свое промышление всех: и постящихся, и непостящихся; и трудолюбивых, и ленивых; и смелых, и малодушных. Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу.

Главное – сделать хотя бы маленький первый шаг к Нему навстречу

– Отче, а если человека настигла паника в связи с эпидемией? Как быть?

– Паника – не только в случае опасности заразиться болезнью, но и в любых других случаях – является прямым следствием маловерия и неверия, чрезмерной занятости, суетности, отсутствия покаяния и молитвы. О причинах паники лучше всех пишет преподобный Макарий Египетский:

«Как пшеница в решете у просевающего бьется и, взбрасываемая, непрестанно в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, гнусным пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя, смущая, уловляя весь грешный род Адамов».

Если паника настигла нас, то, даже если сильно не хочется, надо заставить себя молиться, просить о помощи, и мы сразу почувствуем облегчение, наступит в душе мир и спокойствие. Если паника коснется наших ближних, то надо усугубить свои молитвы о них. Особенно действенно чтение книги Псалтирь с упоминанием имен паникующих.

– И, если можно, несколько слов о духовных приоритетах, о душевном и духовном настрое в эти святые дни Великого поста.

– Неслучайно искушение с коронавирусом настигло христианские страны во время Великого поста, когда, как мы знаем, всегда усиливаются разного рода искушения. Это напоминание, что у Господа все под контролем, ничего просто так не бывает. Господь через допуск пандемии хочет, чтобы не только мы, православные христиане, но и весь мир очистился от грехов и всех беззаконий и обновился. Поэтому нашим главным духовным приоритетом должно быть не отчаяние и страх, а благодарение, соединенное с покаянием. Даже если дойдет до того, что на какое-то время закроются храмы, каждый из нас может стать храмом Духа Святого, как призывает апостол. Однако это случится, если только мы на самом подходе не допустим в сердце дурные, горделивые, тщеславные, блудные, сребролюбивые мысли, а будем стараться всех любить и всем помогать до последнего своего вздоха.

Источник

«Не принуждай, не осуждай, не раскалывай»: Страсти по вакцинации затронули Русскую Церковь

Различие позиций в отношении антиковидной вакцинации не просто разделяет наше общество, но уже вносит раздоры в Русскую Православную Церковь. Почему каждый человек имеет право на свободу выбора и не должен осуждать того, кто поступил иначе? И в чём скрыты не медицинские, но социальные и даже церковно-общественные опасности COVID-19? Предлагаем разобраться.

Большое количество «фейковых» новостей и банальных слухов и сплетен всегда сопровождали любые общественные потрясения. И распространение коронавирусной инфекции, а в последние недели – его нового «индийского» штамма, множит информационный шум с небывалой скоростью. Любое значимое публичное обращение по этому поводу сопровождается его неизбежной скандализацией как пресловутыми сетевыми «троллями», так и профессионалами информационных войн. Причём в случае с коронавирусной тематикой прежние политические позиции смешались. Порой былые ультраконсерваторы выглядят либералами, иные же либералы – убеждёнными этатистами, сторонниками жёстких государственных мер и ограничений.

COVID-19 и информационная война

Не обошла стороной эта сетевая война и Русскую Православную Церковь. Как стало известно, её Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ещё в марте 2021 года вакцинировался, хотя и не стал призывать верующих последовать его примеру. Позднее, в мае, участники круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения», прошедшего в Сретенской духовной академии, распространили документ, который можно считать мнением Русской Церкви, хотя он и не был принят соборно:

Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.

При этом в тексте принятого документа отдельно оговаривается, что «обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер». К сожалению, в последние месяцы эти слухи и тревожные настроения стали только нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и весьма хаотичные ограничительные меры, связанные с действием тех же QR-кодов, и то самое «манипулятивное принуждение» с практическим игнорированием медотводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.

В итоге в начале июля появились не имеющие никаких оснований и, скажем предельно мягко, откровенно бредовые слухи, будто в Серафимо-Дивеевской обители один из самых известных архипастырей Русской Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отказался причащать невакцинировавшихся христиан. «Фейк» сразу же опровергли, но, как говорится, «осадочек остался». И этот «осадочек» продолжают использовать против Церкви.

С другой стороны, 18 июля антицерковно настроенные сетевые «паблики» и ряд СМИ уцепились за откровенно неудачное и научно не обоснованное обращение наместника Соловецкого монастыря епископа Порфирия (Шутова) «в связи с постановлением об обязательной вакцинации в Архангельской области». В этом обращении владыка Порфирий сделал ряд сомнительных заявлений. В частности, заявив, что элементы вакцин «встраиваются в геном человека, изменяют его, модифицируют его, редактируют его». И основываясь на этом, задался вопросами, для многих прозвучавшими как утверждение:

А что такое генно-модифицированный человек? Или, если угодно, человек с генетически отредактированным геномом? В какой степени образ Божий остался в нём неповреждённым? И кто может гарантировать, что это вмешательство не повлекло за собой повреждений в нашем образе Божьем?

Эти слова епископа Порфирия тут же были подняты на щит радикальными противниками вакцинации. Вплоть до того, что в некоторых блогах и социальных сетях зашла речь о зарождении нового церковного раскола. В итоге уже на следующий день, 19 июля, наместник Соловецкого монастыря принял решение удалить скандальное обращение с интернет-ресурсов обители, сопроводив это следующим заявлением:

Владыка Порфирий, сожалея о том, что в своих суждениях он обратился к аргументам, выходящим за рамки его знаний, и тем самым породил ошибочные рассуждения среди верующих, благословил удалить это видео. При этом Преосвященный епископ Порфирий вновь подчёркивает, что считает недопустимым принуждение к вакцинации, проведение которой должно сопровождаться полным согласием человека, выраженным без какого-либо давления на него.

Нет сомнений: коронавирус мы преодолеем. Но куда опаснее не он сам, а его последствия. И в том числе уже упомянутая возможность церковного раскола. И именно поэтому Первый русский телеканал Царьград обратился к епископу Порфирию с больным и острым вопросом: «Ваша проповедь в либеральных соцсетях уже восторженно названа «сопротивлением светским властям и Патриарху». И здесь возникает опасение возможности церковного раскола. Того, что враги нашей Церкви могут использовать слова этой проповеди для антицерковной пропаганды, а может, и создания некоего нового раскола». На что владыка ответил:

Монастырь и Русская Православная Церковь – мой родной дом, делу процветания которого я служу по мере своих сил. Использование моих слов со злыми намерениями в отношении моей Матери-Церкви может быть только на совести совершенно не известных мне людей.

Хочется пожелать, чтобы этих «неизвестных людей» было как можно меньше. Тем же, кого они пытаются смутить, порекомендовать одно: обращаться не к слухам и сплетням, а к ответственным источникам. Как медицинским и естественнонаучным, так и церковно-богословским. В том числе помня, что официальную позицию Церкви может высказывать только её Предстоятель, Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод и официальные представители Церкви, причём исключительно в рамках своей компетенции.

«Россию погубила сплетня»

И здесь стоит обратиться к словам митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), который говорит, что в настоящий момент «ничто эту болезнь не остановит, кроме вакцинации». Так, в своём обращении к Псковской пастве от 3 июля сего года владыка рассказал о своём личном опыте, а также опроверг ряд сплетен, связанных с вакцинацией. Обращение, уже вызвавшее негативную реакцию радикальных противников вакцинации.

Как правящий архиерей Псковской епархии и глава Псковской митрополии, он предупредил священнослужителей об ответственности священников, в том числе и канонической, в случае смерти от ковида прихожан, которых конкретный священник отговорил от профилактической вакцинации. Но вместе с тем митрополит Тихон особо подчеркнул и то, что вакцинация – дело сугубо добровольное:

Сейчас у нас вакцинация добровольная. И это – позиция государства. Это надо принимать как данность. И принуждать никого нельзя. Но убеждать, конечно же, можно, нужно и обязательно.

И эти слова сторонника профилактической вакцинации полезно обратить к тем из чиновников и подчиняющихся им медицинских работников, кто игнорирует даже официальные медицинские отводы, подвергая угрозе жизнь людей, кому вакцинация противопоказана. Ведь несмотря на то, что богословски грамотные эксперты отвергают опасность «утраты образа Божия» вследствие «генной модификации человека» посредством вакцинации (последнее категорически опровергают специалисты), опасность побочных явлений никто исключить не может. Утрачиваем же образ Божий мы исключительно из-за своих грехов. В том числе распуская сплетни, которые, по слову Ивана Солоневича, и погубили Россию в 1917 году.

А потому наиболее верной представляется срединная позиция: «невакцинировавшиеся да не осуждают вакцинировавшихся, вакцинировавшиеся же да не ущемляют невакцинировавшихся». И конечно, в пропаганде ли, в критике ли самой вакцинации должна использоваться исключительно проверенная информация со ссылками на источники, которые можно проверить. Нельзя априори считать большинство людей глупее себя, нельзя проявлять неуважение к ближним.

Коронавирусная инфекция – наша общая беда, и распространение в сегодняшних условиях панических настроений, слухов и фейковых новостей столь же опасно, как и на войне. И митрополит Тихон (Шевкунов) неслучайно применил в отношении COVID-19 образ «третьей мировой войны». Кто-то скажет: преувеличение. Но многие возразят: лучше перебдеть, чем недобдеть.

И в заключение хочется ещё и ещё раз повторить. По слову поэта, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», а потому каждый из нас просто обязан в сегодняшних условиях максимально осторожно относиться ко всему сказанному. Проверять любую информацию и ни в коем случае не осуждать своих ближних. И именно бережное, подлинно христианское отношение друг к другу поможет нам преодолеть сегодняшнюю беду, частью которой является информационная война. В том числе против ключевой основы Государства Российского – Русской Церкви.

Источник

Уроки коронавируса

Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть фото Что православие говорит о коронавирусе. Смотреть картинку Что православие говорит о коронавирусе. Картинка про Что православие говорит о коронавирусе. Фото Что православие говорит о коронавирусе

Все мы под Богом ходим. В этом году эту простую истину осознали даже люди неверующие. Я с ностальгией вспоминаю время до начала этого года. Можно было ехать, куда хочешь, разговаривать, с кем хочешь, и не думать об опасности заразиться воздушно-капельным путем смертельно опасной болезнью.

Похоже, таким беспечным мир уже не будет долго.

Коронавирус учит людей осторожности, но это, конечно же, не главный его урок. Уроки коронавируса становятся особенно очевидными, когда ты им заболеешь. Поэтому хочу поделиться этими уроками с теми, кто еще не болел.

Все мы знаем, что тяжелые эпидемии и войны происходят по попущению Божию для вразумления людей. Когда чаша грехов человеческих переполнена, Господь посылает нам шоковую терапию. Грехи совершаются под действием гордости, которая закрывает ум пеленою и человек становится в некотором смысле безумным. Вразумление Божие преследует одну цель: человек должен прийти в себя, отряхнуть морок безумия, пересмотреть приоритеты своей жизни и привести их в соответствие с Заповедями Христовыми.

Все мы, люди церковные, знаем это. Тем не менее быт и невнимательное отношение к духовной жизни приводит к охлаждению в вере. Да, мы продолжаем ходить в храм, участвовать в Таинствах, исполнять домашнее правило. Это охлаждение не таково, чтобы человек стал атеистом, хотя и такое бывает. Но обычно результатом этого охлаждения является подмена краткосрочных целей в жизни. Если нас спросить, то все мы, конечно же, хотим спастись и наследовать Царство Небесное – это в долгосрочной перспективе.

Но если спросить о цели конкретного дня, конкретного часа, то наша большая благородная цель распадается на множество мелких земных желаний: поесть, пойти на работу, сходить в магазин, почитать новости, посмотреть вечером кино. А перед сном и с утра мы возвращаемся – на полчаса – к нашей великой и благородной цели спасения.

К сожалению, так не спасешься. И четко это понимаешь именно при потрясении – как, например, при ковиде. Когда целыми днями и даже неделями лежишь с температурой и такой слабостью, что ни о каком правиле не может быть и речи, начинаешь понимать, что связь с Богом не должна измеряться получасом или часом, а должна быть непрестанной.

Связь с Богом не должна измеряться получасом или часом, а должна быть непрестанной

Невозможно любить с паузами. Любовь подчиняет человека всецело, а любовь к Богу – особенно.

Я переболел не очень тяжело, слава Богу. С воспалением, правда, но дома. Уже почти месяц не был на богослужении. Надеюсь, что дело идет на поправку. Могу сказать одно: когда болеешь, все ненужное, чем мы занимаем свое время и развлекаемся вроде бы невинно, начинаешь видеть по-другому. Все наши развлечения начинаешь воспринимать, как оковы, которые мешают богоугождению. Они становятся грузом, который обременяет ум помыслами, сердце – мечтаниями, тело – страстями. Лежа на постели, с которой при ковиде есть вероятность не встать, понимаешь, что тонны времени жизни истрачены впустую, когда можно было их потратить на молитву и добрые дела.

Генеральный пересмотр своей жизни – вот главная цель возникновения коронавируса в мире. Мы с вами живем в мире иллюзий, и самая главная из них – что мы живем по-христиански. Друзья, будем искренны сами с собой: это не совсем правда. Как говорит апостол Павел: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12: 4). Он говорит это не монахам, потому что тогда еще не было монашества. Он говорит это обычным мужчинам и женщинам, которые работали, женились, растили детей.

Апостол Павел говорит о крови тем христианам, которые могли каждую минуту стать мучениками и пролить свою кровь за Христа. Что же тогда сказать о нас? Мы погружены в мир комфорта и неги. Для нас катастрофа – отключение электричества. Мы не то что «не до крови сражались», мы еще и не начинали сражаться. Мы, поколение конца ХХ века, превратились в каких-то хлюпиков, в тепличные растения, в аморфную греховную массу. И мы надеемся своим получасовым утренним и вечерним правилом достичь «спасения душ» (ср.: 1 Пет. 1: 9)?!

Коронавирус все расставляет на свои места. Страшно умирать? – Значит, ты еще совсем не готов. А почему, веря в Бога и участвуя в Таинствах, мы не готовы? Потому что не победили в себе страсти. А почему не победили? Потому что плохо с ними сражаемся. Лениво как-то, вполсилы. Потому что в глубине души не хотим с ними расставаться. Ведь каждая страсть приносит животное наслаждение, неважно, о какой страсти идет речь. И наша плоть помнит это.

Все эти мысли пронзают, когда ты находишься в смертельной опасности. Плохо переболеть коронавирусом, еще хуже – заразиться вторично. Поэтому страх смертный становится остаточным эффектом заболевания. Начинаешь особенно четко понимать, что все наши дни сочтены и они сокращаются. Сокращается время, чтобы победить страсти и грехи, чтобы очистить себя, обрести благодать, хоть какую-нибудь. Прописные истины христианства, которые блекнут от нашей нерадивой жизни, во время тяжелой болезни проявляются ярко и контрастно, как будто с пыльного экрана тряпкой убрали грязь.

Что делать, чтобы спастись, мы все знаем прекрасно, но исполнять не хотим. Только во время Великого поста наша совесть пробуждается и велит нам жить и подвизаться по-настоящему. Оттолкнуть от себя удобоприятельный грех, застыть в богоугождении и молитве, подстегивать себя бичом поста. Что же, теперь экстраполировать Великий пост на весь год? Экстраполировать! Но не Великий пост, а великопостную ревность, которая жарко влечет нас на подвиг ради Бога. И самый главный подвиг, который мы должны освоить в течение своей жизни, – это память Божия. Непрестанное памятование о Боге, которое возникает от непрестанного покаяния и молитвы, которое сохраняет наш ум и сердце от пустых помыслов, празднословия, моментального пленения греховными прилогами. Это как первая линия обороны, которая не позволяет нечистым духам нагло и беспрепятственно приступать к нам и помыкать нами.

Понятно и очевидно, что все мы с вами – не отшельники-исихасты. Однако не бывает христианства без Христа. А когда в нашем уме память о Христе возникает лишь на малое время, получается, что 90% нашего времени наш помысл блуждает где угодно, а 10% – посвящает Богу. И это в лучшем случае. В каком-то смысле это становится вынужденной жертвой, компромиссом с совестью, дабы она нас не обличала, что мы живем по-язычески. Хотя, по сути, это и есть язычество, только в легкой форме. Так сказать, язычество «лайт». Да, мы не совершаем кровавые жертвоприношения, но живем не в духе христианской кротости и любви. Над нами царствуют осуждение, гнев, сребролюбие, тщеславие, похоть. Осуждение всех и вся, нетерпимость к чужому мнению, объедение, невнимательность к себе – мы прочно погрузились в это болото. Поэтому периодически нас охватывает тоска. Она проходит после храмового богослужения, потому что там благодать изливается водопадом. Но мы все меньше становимся достойными этой благодати.

Коронавирусная лихорадка четко обличает погрешности в духовной жизни. И болезнь от меня стала отступать только тогда, когда я возблагодарил Бога за нее. Если бы не болезнь, я бы еще долго занимался самообманом и не хотел бы видеть правду. А правда состоит в том, что остановка в духовной жизни означает движение назад. Мы должны непрестанно толкать себя вперед, непрестанно совершать усилие над собой, непрестанно подвизаться. И для многих из нас усилие и подвиг состоит для начала в том, чтобы не всунуть свой нос в общее осуждение на работе, уклониться от просмотра пустого фильма, сделать что-то доброе (хотя бы уделить свободное время своему ребенку) вместо того, чтобы посидеть в соцсетях.

Остановка в духовной жизни означает движение назад. Надо все время толкать себя вперед, постоянно совершать усилие над собой

Итак, братья и сестры, «время начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4: 17). Уйдет ли коронавирус, будут ли изобретены эффективная вакцина или лекарство – нам неизвестно. Зато прекрасно известно, что заразиться вирусом может каждый. И умереть от него может каждый из нас. Поэтому, пока Господь дает нам время на покаяние, постараемся использовать его максимально эффективно. Сейчас – время молитвы. Апостол Павел говорит, словно живет одновременно с нами: «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29–31).

Заболеем мы или нет – это дело Божие. Наше дело – соблюдать предписания врачей – это по-человечески. А по-христиански – соблюдать заповеди Божии. Не формально быть христианином, а наполнить каждый день и каждый час маленькой целью преображения души. Превратить каждую минуту жизни в отстаивание чистоты своей души, в борьбу с рассеянием, блужданием помыслов, в усвоение памяти Божией. Сражаться Иисусовой молитвой с подступающими к нам каждый миг греховными помыслами, толкающими нас на осуждение, гнев, объедение, похоть и прочее. Так из множества мелких пазлов труда над собой произрастет древо непрестанного покаяния и внимательного отношения к себе. Только так и можно «достигнуть наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1: 9).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *