Что предлагает человеку буддистская философия
Кратко об основных идеях буддизма
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ. Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.
Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.
Немного истории
Буддизм, также как и как мусульманскую и христианскую веры, считают мировой религией. Ее исповедуют люди на всех краях нашей необъятной планеты, вне зависимости от национальности, цвета кожи, государственной принадлежности. При этом из истории мы знаем, что буддийская философия – древнейшая из этих трех религий.
Ее рождение восходит к южной части Древней Индии и датируется VI-V столетием до нашей эры. Она получила свое имя благодаря принцу Сиддхартхе. Но путь становления учения, равно как путь самого великого Учителя, был тернист.
На протяжении шести лет Сиддхартха Гаутама вел образ жизни аскета, беспрестанно медитировал, освобождая свой разум, отказывался от телесных желаний, пока, наконец, не достиг просветления, духовного пробуждения. С этих пор бывший принц стал Пробужденным, или Буддой Шакьямуни.
У Будды появилось множество учеников, жаждавших пойти по его стопам. Для них он стал Учителем, передавал знания, философский взгляд, учил самоотречению. Даже после паринирваны Будды последователи остались верны заложенным традициям.
Буддийское учение достигло пика в III-м столетии до нашей эры благодаря усилиям и вере могущественного индийского правителя Ашоки.
Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.
Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.
Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.
Основные идеи
Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.
Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.
Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись. Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.
Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.
Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений. Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием. Выйдя из сансары, можно навсегда избавиться от него.
Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – карма. Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем. Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.
С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия. Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.
Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат. Плохая причина – плохой результат. Моя причина – мой результат».
Философия определяет основные ценности:
На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:
Буддийская традиция придерживается главных идей:
Истины
Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:
Заповеди
Заповеди содержат в себе непременные табу, которым должен следовать верующий:
Срединный путь
Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.
Восьмеричный путь
Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:
Священные книги
Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».
Школы
Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.
В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.
Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.
Тхеравада
Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.
Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.
Махаяна
Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».
Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.
Ваджраяна
Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.
В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать. Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
Почему буддизм – самая мирная религия?
Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.
Краткое изложение идей и философии буддизма
Кратко об истории возникновения буддизма
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Основные понятия и идеи буддизма
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.
Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.
В буддизме выделяют три драгоценности
Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
Восьмеричный путь спасения предполагает:
Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).
Направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Представление о Боге в буддизме
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
О природе сострадания и его месте в Учении Будды
Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях
Индуизм – разбираемся в истории, основных принципах и течениях религии
Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии
Комментарии 50
1. В статье: “Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь”.
Немного подкорректирую текст статьи, и да простит меня автор…
2. Далее по тексту: “Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни”.
Более верным было бы сказать: “Срединный путь” – это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть “отказ от всяческих благ человечества” – простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.
3.”Восьмеричный путь спасения предполагает:” …
(седьмая часть пути) “правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий”
4. “правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения”.
Восьмая составляющая восьмеричного благородного пути “правильная сосредоточенность” – это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения – “самадхи”. Именно оно и будет “правильной состредоточенностью”.
5. “Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая”.
Это не совсем верно сказано, поскольку в суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных “раев” разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную “святость” никто не афишировал.
Таня, большое спасибо за такой развернутый и познавательный комментарий к нашей несовершенной статье. Конечно мы не могли вместить в нее даже самые основные идеи буддизма, не говоря о том, что многие факты спорны и уже не подлежит проверке. А ваши слова раскрывают вас как человека, глубоко понимающего суть этой темы. Если вам интересно стать автором рубрики про будддизм, мы с удовольствием отведем вам колонку, естественно, с указанием вашего авторства.
Моё уважение и благодарность вам за то, что разместили статью о буддизме! Спасибо за то, что не удалили мой комментарий. Готова всячески помогать вам и без указания моего авторства.
Видите ли, всё это, как и Веды, создали русские люди, и читается правильно, всё только по русски….
“Достичь Просвещения”? А что есть Просвещение?- Вот в этом вопросе (по моему разумению) и есть слабость позиции Буддизма. Вполне возможно,что
понятие Просвещение Буддисты принимают ситуацию,когда с ново просвещённым начинают вести беседы им непонятные энергетические сущности. Это духи,ангелы,боги,сатаны,демоны и прочие. Но это ещё не есть Просвещение. Уровень реального просвещения наступает после больших усилий и труда по изучению знаний по многим направлениям наук.Это религиозные учения,философия, многие науки и опыт жизни. Вот тогда и наступает состояние просвещения.
Хочу особо отметить, что каждому человеку можно и нужно поклоняться и исповедовать все религиозные учения. Эти учения от Бога, гармонично добавляют и усиливают понимание и важность религии в жизни человека.
Александр, спасибо за Ваш комментарий, но в статье идёт речь о “Просветлении”, а не о “просвещении”, как Вы пишете. Хотя, насчет усилий для достижения чего-либо ценного, Вы абсолютно правы)
Статья и комментарии заслуживают всяческой похвалы.Автор статьи изложил доступным языком для людей, которые мало понимают или вообще первый раз задались вопросом о буддизме,а Таня все же явно погрузилась в детали. Спасибо всем за повествование.
Сергей, спасибо за лестный отзыв. А Татьяна, всё-же, очень хорошо разбирается в теме, чтобы не заметить мелких недочетов в статье.
какие цари смерти? какие ещё боги? разве есть кто то кроме Меня?
а не могли бы вы сказать, где почитать о правильной аскезе в буддизме? и что еще об этом говорил Будда (первый или другие)? спасибо!
Lun Brite, о самом аскетизме Будда говорил – как сказано в Палийском каноне – что аскетизм не ведёт к просветлению, а ведёт (если его выбрать как метод) в последующем воплощении к рождению в одном из уровней ада. Будда исследовал путь аскезы и нашёл его непригодным, бесполезным и не приносящим благо, приносящим вред, о чём прямо сказал своим ученикам. Так сказано в суттах Палийского канона, и это не моё личное мнение, я руководствовалась текстами. Например в МН 45 Куладхаммасамадана сутта («Короткое поучение о типах духовных практик») говорится о четырех типах духовных практик. в частности о практике аскезы: “Так, разными способами он привержен к практике аскетизма и умерщвления плоти. С разрушением тела, после смерти, он попадает в худший мир, в мир лишений, или в мир голодных духов, или в ад”. Есть и другие сутты в подтверждение моих слов. Будду умом не понять, как Вы сказали, но всё же есть его учение, которое понять можно. А Вам, друг, советую читать тексты Палийского канона, чтобы Ваше мнение не было излишне субъективным.
Таня, приятно читать, когда пишет человек с серьезным подходом. Балаболить могу все, а вот разобраться в сути, не многие. Некоторые даже не пытаются.
Я прочитал все это и у меня возникло много сомнений о правильности теорий буддизма.
Алекс, согласна с Вами, спасибо за комментарий. Я полагала, что одинока в своём видении мира и отношении к религиям. Даже уже стала думать, что заблуждаюсь, не веря в бога и решила узнать о буддизме, пытаясь найти в нём те же истины, которым доверяю я. Ошиблась, там тоже всё не то. Нужно верить не идолам, а в самого себя и тогда нет никаких зависимостей – сюда не ходи и это не делай. Моё мнение, что все религии – это глобальные секты, в которые вступили очень и очень многие люди. Даже провожу аналогию с сетевым маркетингом – уговори двух своих друзей покреститься и тебе там на небесах воздастся после смерти, будешь там почитаем и уважаем. Это не что иное, как алчность, люди пытаются купить себе комфорт в загробном мире. Люди настолько боятся смерти и самой жизни, совершают ошибки, что ищут во всём оправдание высших сил. И пусть меня закидают тухлыми помидорами все супер-верующие, пытаясь доказать, что есть бог, карма и прочее и лишний раз докажут, что они хотят подписать меня и привести в секту. Это лишь доказательство того, о чём написано выше. Никому ничего не доказываю и не склоняю других поверить в то, во что верю сама в отличие от окружающих, которые хотят подписать на христианство. Просто знайте, что есть люди, которые не верят в религии. Можно сказать, что это тоже религия – отказ от всяческих религий. Приятно осознавать, что есть люди с тобой схожие, таких меньшинство.
Если Бог умер, то это не Бог: Бог не может умереть, у Него не может быть могилы, и наше подсознание об этой истине знает. Умереть может только человек и у него есть могила. Бог есть Любовь и только любовь к Богу и единение с Ним наполняет наше сердце любовью. И аскетизм, и нравственные поступки – это все способствует росту любви в душе человека. Поэтому человек должен жить осознанно и знать, когда погружаться в мирские дела и удовольствия, а когда от них воздерживаться, соблюдать посты.
Елена, абсолютно с Вами согласна. Не выношу религиозных фанатиков, следующих определенному набору догм, слепо верящих в невидимого бога, зашоренных и костных в своих убеждениях. Особенно тех, кто безапелляционно навязывает свои убеждения окружающим и считающих всех, кто иного мнения, еретиками, которых не жаль и на костре сжечь. Религиозный фанатизм – это лишь прикрытие собственных комплексов, слабости, трусости, глупости в конце концов. В средние века религия была средством поддержания порядка, попыткой удержания под контролем необразованных и примитивных людей. Сейчас 21 век, а многие по-прежнему живут взятыми с потолка заповедями. Это ужасно, какая деградация общества! Почему наука не стоит на месте, а такое замшелое понятие, как религия, до сих пор не искоренено? Видимо, увы, потому, что большинство не хотят свободно мыслить и развиваться; им удобно жить в своем “религиозном мирке”, в который они прячутся от действительности; из-за нежелания признавать необходимость здравого смысла в восприятии жизни, боязни перемен.
Алекс! Походу твоя религия это – истина в последней инстанции.
По твоим четырём пунктам:
1. “Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! ” Ты так сказал, будто у тебя есть неопровержимые доказательства обратного.
2. О карме – поступай с другими так, как ты хочешь чтоб другие поступали с тобой. И этим всё сказано.
3. Душа или дух – это энергия, информация, которая от перерождения к перерождению наделяет нас сознанием, разумом..
4. “все религии и верования созданы силами тьмы” Серьёзно. Докажи!
Если все религии – дубинка управления сущностями, которых с большим трудом можно называть людьми. И если к примеру твои родители верующие люди, то получается что и их ты затрудняешься назвать людьми, да?!
Я никого не хотел обидеть или в чём-то обвинить. Просто уважайте мнения других, чтоб и другие тоже вас стали уважать. И творите больше добрых дел.
Алекс! У Вас возникли сомнения потому, что вы не потрудились как следует изучить вопрос. Прочитав, не двести статей, а одну лишь статью, не составите верное мнение. Не разобравшись в теме, не зная предмета, сразу же делать поспешный вывод… Ну-ну! Вы пишете: “Заявляет, что все, что создано-исчезает… Это и вовсе не так! Ничто не создается и ничто не исчезает-а все трансформируется из одной материи в другую, это-истина в последней инстанции”.
Но истина именно такова: всё, что сотворено, всё, что состоит из частей – подвержено разрушению и распаду: будь то глиняный горшок или Ваше тело – это всё подвержено разрушению. Глиняный горшок перестанет быть таковым, перестанет быть “глиняным горшком”, распадётся на элементы и уже не будет тем, чем был. Поэтому и сказано о том, что всё, что сотворено, подвержено разрушению. Так же и тело конкретного человека разрушится, не будет больше того, что называется “это тело”. Оно распадётся на элементы. Будут атомы, электроны, но тела не будет. И атомы, на которые распадётся “это” тело станут принадлежностью другого тела, но это будет уже не “это тело”. В свою очередь, конкретные атомы, из которых состоит конкретное тело (на момент его распада) также однажды перестанут существовать. Более того, эта конкретная вселенная также однажды перестанет существовать. Появится новая, но именно ЭТА никогда уже не будет существовать. Вот о чём речь. Что тут ещё объяснять?
..Алекс! Согласна с вами полностью! Еще эти сущности, любят нагадить, и бегут сразу к батюшке челом бить и креститься до отпущения грехов!
Вы все правы. Всем вам хорошо.
Сам Будда заявлял что его учение – результат его личного практического опыта. Поэтому буддизм не дает глубоких знаний и не ведет к Освобождению – ЛИШЬ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАДАНИЙ. Но познать и понять ВЕДУ ленивому обывателю весьма сложно! В основе буддистского мировоззрения мир, где все взаимосвязано и все меняется, так невозможно существовать ПОТОМУ ЧТО НЕТ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ и наступил бы хаос. ПРАВИЛЬНЫЙ АСКЕТИЗМ основа освобождения – ибо это качество богов но он безполезен без истинного знания это лишь метод а не цель
НИРВАНА буквально – НИ ОДИН потеря личности АТМА и растворение в пустоте = ШУНЬЯТА потому буддизм ловушка души для глупцов
КТО НЕ НАЙДЕТ БОГА В СЕБЕ ТОТ НЕ НАЙДЕТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕБЯ
Большое спасибо за статью! В ней вполне доступно объясняется, что такое Буддизм. Для людей, которые просто интересуются религиями – этого достаточно! Спасибо огромное! Успехов!
Сколько людей, столько и мнений. И каждый прав – для себя. У каждого свои боги и своя вера. Зачем придумывать одну веру и одну религию? Только загонять человека в чужие рамки. Будда мог думать одно, а его могли понять по-другому. Никто уже не сможет подтвердить, так ли все было. Легенды перевираются с веками очень жестоко. Но вот что можно сказать о буддизме как о собрании мыслей последователей этого течения: своя мудрость в нём есть. И её даже больше, чем во многих других учениях. Стоит только отделить зерна от плевел, здравые мысли от некоторых перегибов вроде жесткого аскетизма. Намеренное причинение себе страданий не ведет к просветлению, а ведет к борьбе за жизнь и волю. Я считаю, что человеку полезно себя радовать, не важно чем – походом в кино или хорошей едой. Главное, не делать это постоянно и воспринимать как подарок самому себе, как праздник. Главные противники жизни – это пресыщенность, скука и нужда. Путь посередине – самый лучший. Когда ты не нуждаешься, но и не пресыщен, то есть время размышлять о высоком и духовном. И еще – пускай меня заплюют религиозные люди – но перестаньте обманываться. Нет бога. Вот нет и все. Есть невероятные стечения обстоятельств, совпадения, которые иногда да случаются. Может статься, что и человек получился случайно. Смиритесь с этим. Некому разгребать ваше д*ерьмо, некому решать ваши проблемы и “отпускать грехи”, как и некому наказывать. Ваш мир – это вы сами. Вы сами своя награда и свое наказание. Так что про карму – это правда. Ну а вот прибавление и убавление очков к карме – это уже дурость и влияние капитализма :/ Нельзя измерить вину и доброту в каких-то там очках… Уф, сложно и много, простите, просто писала, как мысль шла)))
Ирина, Ваше мнение тоже имеет право на жизнь. Спасибо за него.