Что предлагалось в проекте ордин нащокин
ГДЗ история 8 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2018-2019-2020 Задание: § Стр 17
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел». Появилась Немецкая слобода на окраине Москвы, где жили выходцы из западноевропейских стран. Приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. В ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Появилась мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей царя Алексея Михайловича?
Самуил Петровский-Ситнианович, выходец из Белоруссии, окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда прозвище – Полоцкий). Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов при Заиконоспасском монастыре. Симеон Полоцкий дал Федору и Софье, детям царя Алексея Михайловича, образование с элементами западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Это способствовало тому, что Федор Алексеевич и царевна Софья пытались проводить реформы по западному образцу.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Что из них ему удалось воплотить, а что нет и почему?
А. Л. Ордин-Нащокин предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, что должно было привести к постепенному переходу к постоянно действующей армии, элементы самоуправления по европейскому образцу. Данные цели достигнуты не были, так как в 1671 г. А. Л. Ордин-Нащокин был подвергнут опале. Он отменил привилегии иностранных компаний, предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.). По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина-Нащокина «государственным человеком»?
А. Л. Ордин-Нащокин был одним из самых известных политических деятелей России в XVII в. Он сделал многое для России не только внутри страны, но и во внешней политике. Он подписал союзный договор с Курляндией, перемирие со Швецией. Он понимал необходимость реформ, его предложения во многом опередили реформы Петра I.
5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
Князь Василий Васильевич Голицын проводил политику поддержки отечественной торговли и ремесел, главным направлением внутренней политики предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Голицын прекрасно понимал вред крепостного права и предлагал освободить крестьян от помещиков. Ему принадлежит идея введения «поголовной» подати, которую впоследствии ввел Петр I. Он также выступал за замену дворянского ополчения на армию по западному образцу.
Однако царь и высшие представители общества выступали против курса, намеченного В. В. Голицын, так как это шло против их интересов.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Реформаторской деятельностью представителей власти были недовольны многие слои населения. Верхние слои общества, царское окружение выступало против реформ, так как они угрожали их позициям в обществе и лишали ряда привилегий (в частности, предложение Голицына об отмене крепостного права). Против реформ выступало духовенство, так как они были против привнесения западноевропейских нравов и обычаев, видя в этом угрозу своего могущества и влияния на общество.
В реформах были заинтересованы часть царского окружения, которое было образованным и видело преимущества в реформах, а также купечество, которое было заинтересовано в поддержке со стороны государства.
18. А. Л. Ордин-Нащокин
18. А. Л. Ордин-Нащокин
Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, развитие которых стимулировалось задачами, стоящими перед экономикой страны, нуждающейся в протекционизме со стороны сильной государственной власти.
С одной из подобных теорий выступил в середине XVII в. псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605—1680), видный политический деятель и дипломат при дворе Алексея Михайловича.
В 1665 г. Ордин-Нащокин был назначен воеводой Пскова. За участие в заключении мирного договора с Польшей в 1667 г. (Андрусовское перемирие) он был пожалован чином боярина и возглавил Посольский приказ. В том же году им была предложена реформа городского самоуправления, и тогда же был принят Новоторговый устав, в составлении которого он принимал активное участие. В 1669 г. при его содействии была учреждена Государственная палата.
Главной задачей своей деятельности Ордин-Нащокин считал развитие промышленности и торговли в стране, как внутренней, так и внешней. Он стремился к принятию законодательных мер, освобождающих страну от импорта тех товаров, которые могут в ней производиться с целью поддержки российского промышленника и торговца. В отечественной промышленности он видел источник процветания государства. Ордин-Нащокин сам принимал участие в организации металлургических и металлообрабатывающих предприятий, а также кожевенных, бумажных и стекольных фабрик. По его инициативе было организовано почтовое сообщение.
Псковский воевода предложил царю начать строительство флота на Балтийском и Каспийском морях, в связи с чем и был назначен во главе «корабельного дела», кроме того, он способствовал построению каналов и других путей водного сообщения.
Ордин-Нащокин считал необходимым срочное укрепление «порубежных городов». С одной стороны, такое укрепление служило бы преградой от проникновения в Россию беспошлинных товаров, а с другой — непосредственно укрепляло бы границы (особенно западные), поскольку в соседстве со Швецией (а в ней он видел главного врага России) без «хорошего строя в пограничных местах. порубежные края в силе не удержать».
Вместе с тем он предостерегал царя от чрезмерного увеличения расходов на армию, особенно в мирное время, утверждая, что для государства выгоднее «половину рати продать, да промышленника купить», потому что даже если людей много и богатство в стране есть, «да промышленника нет, так ничего и не выйдет».
Основной целью всей его деятельности было осуществление государством системы мероприятий по руководству экономикой страны, способствующих развитию частной инициативы и всемерному поощрению предпринимательства.
В организации промышленности и торговли он считал необходимым заимствование опыта передовых западноевропейских стран. «Не стыдно доброму навикать со стороны», — утверждал он, но вместе с тем полагал, что целиком перенимать чужие порядки и переносить их на нашу почву бесперспективно и даже вредно.
В 1665 г. Ордин-Нащокин предложил реформу городского самоуправления в Пскове. Для решения внутригородских дел необходимо выбрать Земскую избу, состоящую из двенадцати «лучших» псковских людей, поручить ей управление городом (административные и финансовые функции) и передать судебные полномочия, принадлежащие в это время воеводам. Судя по тексту Послания Алексею Михайловичу, Ордин-Нащокин не ограничивал свои планы Псковом, а намеревался провести подобные мероприятия и в других городах. Однако он встретил активное сопротивление со стороны ряда видных государственных деятелей (Б. И. Морозова, Ю. А. Долгорукова и др.), которые практически провалили его псковскую реформу. Потерпев неудачу, Ордин-Нащокин пошел по пути частичного ограничения административных и судебных функций воевод.
В Новоторговом уставе он провел ряд идей своей псковской программы. Этот устав был первым государственным законом, который содержал правила торговли для русских и иностранных купцов. В нем рассматривался комплекс проблем, связанных со сбором таможенных пошлин, порядком въезда в Россию и выезда за рубеж, условиями создания торговых центров и правилами торговли в них и т. д.
Принципиально новым было установление правил торговли иностранцев в России. Регулирование взаимоотношений русского и иностранного купечества ставило их в равное правовое положение. Вместе с тем отечественным торговцам оказывалось государственное покровительство в организации торгов и продвижении своих товаров на внутреннем и внешнем рынке. Устав предусматривал также создание Купеческого «пристойного приказа», который бы «во всех городах от воеводских налог людям был бы защитою и управою». Предлагался также и порядок разрешения «обидных дел» между русскими и иностранными купцами.
А. Л. Ордин-Нащокин первым в русской политической мысли разработал протекционистские идеи, имевшие широкое распространение в странах Западной Европы.
Внешнеполитические взгляды Ордина-Нащокина ориентированы на установление мирных добрососедских отношений с окружающими странами, из которых он особенно выделял славянские государства, настаивая на заключении более тесных экономических и военных союзов с ними под руководством России. Он полагал, что такой союз будет содействовать развитию славянских стран, а также поможет им сплотиться, опираясь на помощь России в случаях, требующих совместной обороны от врагов.
Будучи искусным и удачливым дипломатом, сумевшим заключить для России ряд выгодных соглашений, Ордин-Нащокин придавал большое значение деятельности дипломатической службы, считая, что «от многих кровавых ратей посольскими трудами Господь Бог успокоит». Беспокоился он и о правовой защите мирного населения во время войны.
В 1671 г. он отошел отдел.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Реформы Ордин-Нащокина А. Л.: даты, суть, основные направления
Во второй половине XVII века Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин реформами попытался осуществить преобразования, необходимые для Московского государства. В русскую историю он вошел в первую очередь как один из выдающихся дипломатов своего времени. Однако этот дворянин проявил себя и на других поприщах. Он известен как экономист, видный специалист в военном деле, а также как организатор почтовой службы.
Ранние годы А. Л. Ордин-Нащокина
Если дата и место рождения будущего реформатора покрыты тайной, то о его образовании можно сказать с большей определенностью. Он хорошо разбирался в математике, а также владел немецким и латинским языками. Приблизительно с 20-х гг. он несет военную службу в Пскове. В этот период он завязывает контакты с окружением царя Михаила Федоровича.
С 40-х гг. начинается дипломатическая деятельность Ордин-Нащокина. Под 1642 годом его подпись впервые встречается в официальных документах. По окончании войны со Швецией требовалось установить новую границу между двумя государствами, и в качестве эксперта был привлечен именно псковский дворянин.
Русско-шведская война 1656-1658 гг.
Благодаря участию в работах по пограничному размежеванию, Ордин-Нащокин стал известен в столичных кругах. Еще больше его заслуги были оценены в период очередной войны Московского царства со Швецией. Ордин-Нащокин в этот период исполнял обязанности воеводы города Друя (современная Белоруссия), лично водил войска на Динабург и возглавлял штурм Дриссы. В эти годы Ордин-Нащокин фактически руководил Ливонией. За все заслуги в 1658 году он был произведен в думные дворяне, что впоследствии позволило ему инициировать программу реформ. Ордин-Нащокин также находился в составе дипломатического корпуса, заключавшего мир со Швецией. Во многом благодаря именно его усилиям России удалось оставить за собой большую часть завоеванных территорий.
Реформаторская деятельность и последние годы жизни
На 1665-1667 гг. приходится воеводство Ордин-Нащокина в Пскове. В этот период он впервые приступает к преобразованиям в системе управления. За участие в заключении Андрусовского перемирия (1667) получил боярский чин и возглавил Посольский приказ. Это означало, что деятельность Ордин-Нащокина стала общероссийской. Занимая пост канцлера, ему удалось претворить в жизнь важные реформы.
Однако не все из них пришлись по вкусу правящим кругам. Уже в начале 70-х годов реформы Ордин-Нащокина вызывают все большее сопротивление. Из-за этого царь Алексей Михайлович задумался об удалении слишком ретивого преобразователя. Его увольняют с должности руководителя Посольского приказа. Увидев, что его начинания не поддерживаются властью, Ордин-Нащокин покидает государственную службу. В 1672 году он принимает монашеский чин в Крыпецком монастыре неподалеку от Пскова. Время от времени он выступал в качестве дипломатического консультанта по просьбам московских царей, как, например, при подтверждении Андрусовского перемирия в 1679 году. В 1680 году он умер.
Экономические воззрения
Для того чтобы понять, какие реформы Ордин-Нащокина опередили свое время, необходимо ближе познакомиться с его взглядами на ведение народного хозяйства. Афанасий Лаврентьевич не оставил никакого программного труда, однако его точка зрения реконструируется из многочисленных собственноручно написанных посланий и донесений.
К концу XVII века все более очевидным становится отставание России от европейских держав. Причину этого Ордин-Нащокин видел в преобладающем среди властей подходе к торговой деятельности только как к источнику пополнения казны. С этим реформатор согласиться не мог. Он полагал, что для защиты экономики страны от иностранного засилья необходимо развивать собственные производительные силы. Это должно было происходить при непосредственном участии государства, которое при этом не ограничивало бы частную инициативу. Говоря кратко, реформы Ордин-Нащокина впервые в истории России открыли дорогу предпринимательству.
Особенно показательным с этой точки зрения в экономической программе Ордин-Нащокина является пункт об отмене торговых привилегий монастырям и иностранцам. Это позволяло допустить на рынок новые слои населения. Особенно хорошо с состоянием дел в торговле Ордин-Нащокин познакомился в свою бытность в Пскове. Он прекрасно видел, что русские купцы чаще всего выступают агентами иностранных, поскольку не имеют достаточно денег, чтобы противостоять им. Кроме того, русские торговые слои были больше озабочены внутренними проблемами и не объединялись против иностранного капитала.
Новоторговый устав 1667 года
Реформы Ордин-Нащокина вдохновлялись соображениями, находящимися в русле общеевропейского экономического течения меркантилизма. На их базе 22 апреля 1667 года при его деятельном участии и фактическом руководстве была принята новая экономическая программа, вошедшая в историю под названием Новоторгового устава.
Суть реформы А. Л. Ордин-Нащокина состояла в изменении порядка взимания торговых пошлин. Они делились на две крупные группы: внешние (на товары, которые ввозились в Московское царство) и внутренние. В число первых входили ввозные и откупные, а последние подразделялись на рублевые, перекупные и различные сборы.
Внутренние таможни не покрывали всю территорию государства. Существовали рынки, не облагаемые пошлинами, и торговля на которых велась свободно (например, точки московских ремесленников). В основном таможенные барьеры существовали для крестьян, которые привозили свою продукцию в другой город и селение. Оплатить сбор нужно было один раз, после чего выдавался специальный документ. Если же продавец не желал или не мог сбыть свой товар напрямую, то он передавал его в чужие руки, и в этом случае реформа А. Л. Ордин-Нащокина предусматривала уплату незначительного перекупного сбора.
Размер рублевой пошлины в Новоторговом уставе определялся характером сбываемого товара. Некоторые виды продукции вовсе запрещались к продаже: хлеб, пенька, шелк-сырец. Связано это было с тем, что такие сделки полностью находились в ведении государства. Градация взносов на остальные товары выглядела следующим образом: 10 % от стоимости соли, 2,5 % на пушнину, и 5 % на остальные товары.
Заграничные товары освобождались от рублевого сбора, если купец мог доказать, что они были приобретены на выручку от продажи собственной продукции или выменяны. Единственным условием была оплата пошлин на внутреннем рынке страны.
Система таможенного контроля
В реформах Ордин-Нащокина отразились основные положения политики меркантилизма. Проявились они и в организации таможенного контроля. Для проверки документов, а также качества, ввозимых в страну, товаров вводился специальный институт таможенного головы. В случае, если отдельный купец нарушал положения Новоторгового устава, должностное лицо должно было прогнать его с рынка, публично огласив причину.
На таможне пристально следили за тем, чтобы контрабандой не вывозились изделия из драгоценных металлов. Фактически только в этом сказывалось вмешательство государства в торговые операции, поскольку оно было заинтересовано в сохранении золотого запаса.
Другие экономические преобразования
О политике меркантилизма рассказывается еще в курсе истории за 7 класс. Реформы Ордин-Нащокина представляют собой ее полное воплощение. Однако, было и то, что отличало русского политика от его европейских коллег: требование поддержки отраслей экономики, не работающих прямо на экспорт. Это проистекало из представлений Ордин-Нащокина о том, что главная причина слабости русской торговли состоит в ее необеспеченности капиталом. Наряду с перечеканкой содержащих драгоценные металлы европейских монет (в особенности, иохамсталлерами) укрепление финансов могло производиться налаживанием системы внутреннего потребления.
Понимая роль государства в экономике, Ордин-Нащокин все же стремился к некоторому ее ограничению в пользу частной инициативы. Показательным является пример с национализацией в 1662 году металлургических заводов датчанина Марелиса. Казенное управление привело их на грань разорения. Ордин-Нащокин настоял на возвращении собственности прежнему владельцу, осознавая пользу от его предпринимательских способностей.
Планы административных преобразований
Как показали дальнейшие события, реформы Ордин-Нащокина легли в основу петровских преобразований. Не всегда Афанасию Лаврентьевичу удавалось довести задуманное до конца. В первую очередь это касается введения новой системы административного управления, которая была апробирована во время псковского воеводства.
В случае если вопрос, оказавшийся на рассмотрении у выборных, был слишком сложным или требовалось принятие неоднозначного решения, они должны были держать совет со всеми жителями города.
Реформаторские планы Ордин-Нащокина состояли и в формировании особого приказа, который осуществлял бы как финансовую, так и физическую защиту русского купечества от притеснений.
Однако система не приняла реформы Ордин-Нащокина. Дата подписания Андрусовского договора фактически стала отложенным концом его деятельности. Нежелание дипломата нарушать пункты подписанного им соглашения, чего требовал царь Алексей Михайлович в изменившейся внешнеполитической ситуации, стало формальным поводом для свертывания его реформ. Центральной властью было решено, что негоже Пскову управлять по особенным порядкам, и в скором времени после ухода Ордин-Нащокина в монастырь в городе были восстановлены прежние порядки.
План реформ российской армии
Дурную службу Ордин-Нащокину сыграли его неуступчивость и принципиальность. Родовитое московское боярство не принимало безвестного выскочку. Поддержку реформатору оказывал лишь царь, но столкнувшись с его нежеланием нарушать международные соглашения, Алексей Михайлович способствовал уходу Ордин-Нащокина со всех постов и прекращению его реформ. Такая же судьба постигла и планируемые реформатором преобразования в системе русской армии.
Прежде всего он настаивал на роспуске неэффективных формирований дворянской конной милиции. Вместо нее планировалось создание специально обученных по иностранному образцу пеших ополчений, которые складывались бы на основании рекрутского сбора. Фактически, Ордин-Нащокин вплотную приблизился к мысли о формировании регулярной армии.
Афанасий Лаврентьевич не только в этом предвосхитил петровские преобразования. Именно с его подачи в России всерьез задумались о создании собственного флота. Но на тот момент это были лишь мечты: Московское царство после всех потрясений начала века было еще не способно получить выход ни к Балтийскому, ни к Черному, ни тем более к Каспийскому морям.
Значение реформ и преобразовательных проектов Ордин-Нащокина
Как личные качества реформатора, так и беспрецедентность его преобразовательной программы стали причинами преждевременного прекращения его деятельности. Из всех начинаний Ордин-Нащокина прижился лишь Новоторговый устав да и то лишь потому, что в основе своей он фиксировал уже без того сложившуюся практику.
Но при этом следует отметить, что вся суть реформ Ордин-Нащокина состояла лишь в улучшении отдельных элементов существующей системы. На основания государственного строя он не покушался. Преждевременное прекращение его деятельности привело к тому, что противоречия продолжали накапливаться, и косметические меры уже не могли спасти принятый порядок. Уход Ордин-Нащокина в монастырь в 1672 году фактически предопределил решительную ломку старого порядка в петровское время.
База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ
А.Л.Ордин-Нащокин о развитии экономики — Историческая личность
Министерство образования и науки Рязанского Государственного Педагогического Университета им. С.А.Есенина.
Факультет социологии, экономики и управления.
Отдел национальной экономики.
А.Л.Ордин-Нащокин о развитии экономики.
§2. Основные события и достижения Афанасия Лаврентьевича……………….6
§3. Взгляды на управление А.Л. Ордин-Нащокина…………………..10
Глава2. Важнейшие достижения Ордин-Нащокина………………….13
§2. Таможенная реформа Ордин-Нащокина………………………………15
Глава 3.Идеи русского меркантилизма в деятельности А.Л. Ордин-Нащокина………………………………………………………………..18
В развитии системы управления хозяйственной жизнью в России XVII век положил начало новому периоду, который характеризуется фактическим слиянием областей, земель и княжеств в единое целое. Постепенно ликвидировались пережитки феодальной раздробленности. Было положено начало объединению раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. Укрепление дворянского землевладения и полное закрепощение крестьянства согласно Соборному Уложению 1649 г. означало победу дворянства над боярской знатью. Если раньше власть царя ограничивалась боярской Думой и Земским собором, то во второй половине XVII в. сословная монархия начала трансформироваться в абсолютную самодержавную власть царя. В недрах феодального общества возникали и развивались новые экономические явления, подрывавшие основы натурального хозяйства и способствовавшие неуклонному развитию простого товарного производства. Это приводило к росту городского населения и купечества. Крупные вотчины и поместья начинают производить все больше сельскохозяйственных продуктов для сбыта, одновременно организуя производство промышленных изделий. Во многих поместьях были основаны поташное, винокуренное, кожевенное и полотняное производства. Все более активно втягивались, в рыночные отношения и крестьянские хозяйства. Однако ремесленное производство уже не могло обеспечивать возрастающие запросы рынка, особенно в связи с быстрым ростом городского населения. В России появляются крупные промышленные предприятия — мануфактуры. К концу века их было уже более 30. Были построены металлургические и металлообрабатывающие заводы в Туле и Кашире. Появились стекольные и кожевенные заводы и предприятия по производству бумаги. По мере усиления общественного разделения труда и активизации обмена возникали крупные торговые центры. Быстро развивалась торговля России с Востоком и Западом. Торговые связи с азиатскими странами осуществлялись через Астрахань, а с Западной Европой — через сухопутную границу, а затем через Архангельск. Внешняя торговля почти полностью была сосредоточена в руках иностранцев, так как Россия не имела торгового флота.
Правительство стремилось к активизации торговли. Оно проводило линию на ликвидацию привилегий иностранным купцам. В 1646 г. беспошлинная торговля англичан, голландцев и других иностранцев была отменена, а после челобитной русских купцов в 1649 г. иностранным купцам было запрещено вести торговлю внутри страны, и отказано в транзитной торговле с восточными странами*.
Наряду с укреплением торговли царское правительство стремилось развить отечественное производство. Активно строились предприятия-мануфактуры. К их строительству привлекались иностранные предприниматели и русские купцы, которым предоставлялись льготы — монопольное право производства товаров, право беспошлинной продажи товаров, временное освобождение от налогов.
Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605—1680) — сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управления на местах. Ордин-Нащокин сделал попытку ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Проводя реформы в Пскове, он поставил задачу оградить и укрепить его экономические позиции в борьбе с иностранным торговым капиталом. Экономические взгляды Ордин-Нащокина наиболее четко сформулированы в составленных им в 1665 г. указных «памятах» земским старостам Пскова и Новоторговом Уставе 1667 г.**
Торговлю Ордин-Нащокин рассматривал как один из важнейших источников дохода государства и способ улучшения народного благосостояния..
Важное значение придавал Ордин-Нащокин развитию финансовой политики. Он разработал целую систему регламентации денежного обращения, целью которой было привлечение в страну благородных металлов.
§2.Основные события и достижения Афанасия Лаврентьевича.
§3. Никто из московских государственных дельцов XVII в. не высказал столько, как он, преобразовательных идей и планов, которые после осуществил Петр. Ордин-Нащокину пришлось не только действовать по-новому, но и самому создавать обстановку своей деятельности. По происхождению своему он не принадлежал к тому обществу, среди которого ему привелось действовать. Привилегированным питомником политических дельцов в Московском государстве служило старое родовитое боярство, пренебрежительно смотревшее на массу провинциального дворянства. Ордин-Нащокин был едва ли не первым провинциальным дворянином, проложившим себе дорогу в круг этой спесивой знати, а за ним уже потянулась вереница его провинциальной братии, скоро разбившей плотные ряды боярской аристократии. Впрочем, политический кругозор Нащокина не ограничивался вопросами внешней политики. Нащокин по-своему смотрел и на порядок внутреннего управления в Московском государстве: он был недоволен как устройством, так и ходом этого управления. Он восставал против излишней регламентации, господствовавшей в московском управлении. Здесь все держалось на самой стеснительной опеке высших центральных учреждений над подчиненными исполнителями, исполнительные органы были слепыми орудиями данных им сверху наказов.
Нащокин требовал известного простора для исполнителей: «не во всем дожидаться государева указа, — писал он, — везде надобно воеводское рассмотрение», т. е. действие по собственному соображению уполномоченного. Требуя самостоятельности для исполнителей, он возлагает на них и большую ответственность. Не по указу, не по обычаю и рутине, а по соображению обстоятельств минуты должна действовать администрация. Такую деятельность, основанную на личной сообразительности, Нащокин называет «промыслом». Наконец, в административной деятельности Нащокина замечаем черту, которая всего более подкупает нас в его пользу: это — при взыскательности и исполнительности — беспримерная в московском управлении внимательность к подчиненным, участие сердца, чувства человечности в отношении к управляемым, стремление щадить их силы, ставить их в такое положение, в котором они с наименьшей затратой усилий могли бы принести наиболее пользы государству. Таковы административные взгляды и приемы Нащокина. Он делал несколько попыток практического применения своих идей. Наблюдения над жизнью Западной Европы привели его к сознанию главного недостатка московского государственного управления, который заключался в том, что это управление направлено было единственно на эксплуатацию народного труда, а не на развитие производительных сил страны. Народнохозяйственные интересы приносились в жертву фискальным целям и ценились правительством лишь как вспомогательные средства казны. Из этого сознания вытекали вечные толки Нащокина о развитии промышленности и торговли в Московском государстве. Он едва ли не раньше других усвоил мысль, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления. Нащокин был одним из первых политико-экономов на Руси. Но чтобы промышленный класс мог действовать производительнее, надо было освободить его от гнета приказной администрации. Управляя Псковом, Нащокин попытался применить здесь свой проект городского самоуправления. Это единственный в своем роде случай в истории местного московского управления XVII в., не лишенный даже некоторого драматизма и ярко характеризующий как самого Нащокина, так и порядки, среди которых ему приходилось действовать. Приехав в Псков в марте 1665 г., новый воевода застал в родном городе страшную неурядицу. Он увидел великую вражду между посадскими людьми: «лутчие», состоятельнейшие купцы, пользуясь своей силой в городском общественном управлении, обижали «средних и мелких людишек» в разверстке податей и в нарядах на казенные службы, вели городские дела «своим произволом», без ведома остального общества; те и другие разорялись от тяжб и приказной неправды; из-за немецкого рубежа в Псков и из Пскова за рубеж провозили товары беспошлинно; маломочные торговцы не имели оборотного капитала, тайно брали у немцев деньги на подряд, скупали дешево русские товары и как свои продавали, точнее, передавали их своим доверителям, довольствуясь ничтожным комиссионным заработком, «из малого прокормления»; этим они донельзя сбивали цены русских товаров, сильно подрывали настоящих капиталистов, должали неоплатно иноземцам, разорялись. Нащокин вскоре по приезде предложил псковскому посадскому обществу ряд мер, которые земские старосты Пскова были обсудить с усердием. Здесь при участии воеводы выработаны были «статьи о градском устроении», своего рода положение об общенародном управлении города Пскова с пригородами в 17 статьях. Положение было одобрено в Москве и заслужило милостивую похвалу царя воеводе за службу и радение. Важнейшие статьи положения касаются преобразования посадского общественного управления и суда и упорядочения внешней торговли, одного из самых Деятельных нервов экономической жизни Псковского края. Нащокин видел главные недостатки русской торговли в том, что «русские люди в торговле слабы друг перед другом», неустойчивы, не привыкли действовать дружно и легко попадают в зависимость от иностранцев. Главные причины этой неустойчивости — недостаток капиталов, взаимное недоверие и отсутствие удобного кредита. На устранение этих недостатков и были направлены статьи псковского положения о торговле с иноземцами. В этом уставе Нащокин сделал еще шаг вперед в своих планах устроения русской промышленности и торговли. Уже в 1665 г. псковские посадские люди ходатайствовали в Москве, чтобы их по всем делам ведали в одном приказе, а не волочиться бы им по разным московским учреждениям, терпя напрасные обиды и разорение. В Новоторговом уставе Нащокин провел мысль об особом приказе, который ведал бы купецких людей и служил бы им в пограничных городах обороной от других государств и во всех городах защитой и управой от воеводских притеснений. Этот Приказ купецких дел имел стать предшественником учрежденной Петром Великим Московской ратуши или Бурмистрской палаты, ведавшей все городское торгово-промышленное население государства.
Его преобразовательная программа сводилась к основным требованиям:
1. к улучшению правительственных учреждений и служебной дисциплины;
2. к выбору добросовестных и умелых управителей и к увеличению казенной прибыли и государственных доходов посредством подъема народного богатства путем развития промышленности и торговли.
Важнейшие достижения Ордин-Нащокина.
Так, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, бывший в эпоху царствования царя Алексея Михайловича ближним боярином и воеводой, известным московским дипломатом, по свидетельству очевидцев “был боярином высоких достоинств, неутомимым исполнителем царской воли во всем, что касалось пользы отечественной”. Именно ему принадлежит заслуга в вынашивании идеи о создании регулярного флота в России и постройки первого боевого корабля. Будучи воеводой, в Ливонии Афанасий Лаврентьевич завел флотилию на Западной Двине, но после мира в Кардифе эта флотилия вместе с Ливонией была потеряна для русских. Однако вскоре мысль о воссоздании флота вновь овладела Ординым-Нащокиным, так как было принято решение об открытии судоходства на Волге и на Каспии. Постройка кораблей велась на Оке в селе Дединово Коломенского уезда. Строить корабли тогда на Руси не могли, и поэтому, очевидно, должны были пригласить иностранцев. Выбор пал на голландцев. Несмотря на энергию и влияние Ордын-Нащекина, препятствия делались на каждом шагу. Всякий, от кого требовалось содействие, кажется, ставил себе в обязанность не исполнять распоряжений и указаний прежде нескольких подтверждений. Все делалось только по особым царским указам. Нельзя не удивляться после этого, что корабль, названный “Орел”, заложенный в половине ноября 1667 года, был все-таки спущен через полгода; вскоре поспели еще яхта, бот и две шлюпки. Корабль “Орел” размерами был очень мал: длиной 80 футов*, шириной 21 фут и сидел на 5 футов в воде. Постройка всех этих судов обошлась с небольшим в 9 тысяч рублей. На корабле было 20 иностранцев, и к ним прибавилось в Казани 35 нижегородских стрельцов для охраны во время пути. Свое название корабль получил в честь русского Государственного герба.
Судьба по-своему распорядилась с первенцем Российского флота. Летом 1669 года «Орел», яхта, вооруженный струг, и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 года сожгли все суда.
И, хотя «Орлу» не суждено было выполнить задачу по охране отечественного судоходства на Хвалынском (Каспийском) море, роль его в истории отечественного судостроения достаточно велика.
§ 2. Таможенная реформа Ордин-Нащокина.
В XVII в. в России начала складываться специализация мелкотоварного ремесленного производства, промыслов и сельского хозяйства. Шел процесс территориального разделения труда. Это способствовало росту внутренней торговли. Появились крупные торговые центры, постоянно действовали торговые ярмарки, где велась оптовая и розничная торговля. Развивалась и внешняя торговля, но большую часть доходов от нее получали иностранные купцы. На Севере торговым центром был Архангельск с английскими и голландскими торговыми дворами. Через Астрахань, где находились персидские и индийские торговые дворы, устанавливались торговые связи со странами Востока.
Россия перешла к накоплению капитала, прежде всего в сфере торговли. Расширялся обмен товарами между отдельными регионами. Рост экономических связей укреплял политическое единство государства. Однако происходящие в стране позитивные процессы тормозились отсутствием всероссийского рынка, единой государственной таможенной системы и правового обоснования таможенных процедур на всей территории страны. Экономика не выходила за рамки народных промыслов, а внешнеторговые связи в большинстве случаев контролировались иностранцами, которые не выполняли установленные таможенные правила и препятствовали торговле местных купцов.
В стране назрела необходимость таможенной реформы. В Соборном уложении 1649 г. были изложены нормы, предшествующие реформированию таможенного дела. Завершением первого этапа таможенной реформы явилось принятие Новоторгового устава 1667 г. Таможенная реформа продлилась до середины XVIII в., до ликвидации внутренних пошлин. Завершение таможенной реформы было закреплено в Уставе таможенном 1755 г. Он стал поворотным пунктом в истории таможенного дела. В него вошли статьи, как о внешних, так и о внутренних таможенных сборах, об устройстве таможен и таможенных формальностях. В исторической литературе этот законодательный акт был назван первым Таможенным уставом России. Подготовка Новоторгового устава осуществлялась под руководством А.Л. Ордин-Нащокина.
Ордин-Нащокин, покровительствовавший торгово-промышленному классу и видевший в его благосостоянии залог благосостояния государства, провел ряд новых статей, регулировавших торговлю псковичей с иностранцами. Идеи о реформе торгового дела были развиты законодательным порядком в проведенном им в Новоторговом уставе 1667 г. Ордин-Нащокин, знакомый с положением дел в Западной Европе, сравнивая с этим положением состояние дел в России, заметил, что главный недостаток московского управления заключается в том, что вся финансовая политика московского правительства была направлена исключительно на эксплуатацию народного труда в интересах фиска, «государевой казны», что интересы народа приносились в жертву фискальным интересам. В Новоторговом уставе политико-экономические взгляды Ордин-Нащокина нашли дальнейшее выражение. Он находился под влиянием господствующей тогда в Европе меркантильной системы и покровительствовал ввозу в Россию и сосредоточению в ней возможно большего количества иностранной монеты. Ордин-Нащокин внес существенный вклад в проведение таможенной реформы.
Введение в действие положений Новоторгового устава способствовало решению задач образования всероссийского рынка, служило источником пополнения казны и укрепления экономики государства.
Допуская свободный ввоз заграничных товаров в страну, правительство было заинтересовано в расширении торговли России с Западной Европой. В Россию шли драгоценные металлы и другие, необходимые для нее товары.
Таможенные правила стимулировали рост таможенных доходов и развитие народных промыслов. Успехов добились такие производства, как сыроваренное, винокурение, варка меда и пива, добывание селитры, металлическое, пушечное, шелкоткацкое и кожевенное дело и др.
Историческое значение Новоторгового устава как основы таможенной реформы состояло в том, что были подготовлены условия для осуществления экономических реформ Петром I и дальнейшего развития России.
Идеи русского меркантилизма в деятельности
В России идеи меркантилизма получили развитие в ХVII – XVIII вв. До XVII столетия для них не существовало условий, поскольку в ту пору господствовало натуральное хозяйство, торговля оставалась локальной и ограниченной. Процесс колонизации постоянно расширялся. Количество сельскохозяйственных продуктов возрастало, создавалась материальная база для развития торговых местечек и городов. Больше того, в XVII в. началось формирование всероссийского рынка. Однако если в странах Западной Европы в связи с Великими географическими открытиями важную роль в переходе к капитализму играла внешняя торговля, то в России занять такое же место в этом процессе она не могла. Внешняя торговля имела для развития экономики значительно-меньшее значение. До завоеваний Петра I Россия оставалась практически отрезанной от морской торговли. Все это предопределяло своеобразие меркантилизма в стране.
Впервые идеи меркантилизма высказывались на Руси выдающимся дипломатом 60-х годов XVII в. Афанасием Лаврентьевичем Ордин-Нащокиным (ок. 1605—1680). Он был псковским дворянином, крупным землевладельцем, и этим определялась классовая позиция первого русского меркантилиста, верно служившего абсолютизму.
Ордин-Нащокин был высокого мнения о торговле, считая ее «положительным делом», благородным. Подчеркивая важность перемирия с Польшей (1667), он писал, что в договоре предусмотрена статья о торговле, от которой России «прибытки неоценные будут». Речь шла о внешней торговле. Ордин-Нащокин полагал, что «торговыми промыслами государства богатеют». Став в 1665 г. воеводой Пскова, он предложил ввести купеческое самоуправление в этом городе, оставив за воеводой лишь функции общего надзора. Купцы освобождались, по проекту, от других «градских служб» и обязанностей по финансовому ведомству. Этот план был изложен в трех «Памятках» (письмах) купеческим старостам Пскова. Ордин-Нащокин предлагал установить две ярмарки в Пскове (январскую и майскую), во время которых торговля с иностранцами могла бы контролироваться надлежащим образом и вестись только в это время. На выборных администраторов Пскова возлагалось таксирование цен. Иноземцы обязывались платить 1/3. цены закупленных ими товаров в казну, и непременно серебром, в иностранной валюте. Ставилась задача перевести мелких скупщиков, заготовлявших товары для иностранцев, на службу русским купцам (оптовикам), дабы только с ними имели дело иностранцы. Правда, реформа полностью не была реализована. В 1667 г. Ордин-Нащокин составил Новоторговый устав, согласно которому иностранцы должны были платить пошлину в размере 6% продажной цены и проезжую пошлину в размере 10%. Некоторые товары (предметы; роскоши) облагались еще выше (с вина 15%). Поскольку « пошлинное серебро взималось по заниженной цене, то в целом платежи иностранцев оказывались на уровне 20%. Между тем с русских купцов взималась лишь «рублевая пошлина» в размере 5%. Розничная торговля иностранцам запрещалась. Не могли они торговать и между собой. Определялись места их оптовой торговли (Архангельск, Новгород, Псков). Лишь по специальным разрешениям допускались поездки иноземцев за пределы этих городов. Платить пошлины следовало серебряными ефимками (иоахимсталерами). Любопытно ограничение ввоза предметов роскоши. Русские купцы одобрили устав и поставили свои подписи.
Отмеченные проекты и мероприятия были разновид-
ностью практического меркантилизма, который брался на
вооружение русским абсолютизмом. Об этом свидетельствуют
попытки усилить приток в Россию серебра, ограничить сферу деятельности иностранных купцов, усилить позиции русского купечества, дать ему некоторые «послабления», попридержать ввоз предметов роскоши, использовать пошлины в фискальных целях. В этом сказывались, элементы теории «торгового баланса». Вместе с тем, выступая за развитие торговли и кредитных отношений, Ордин-Нащокин обращал внимание на развитие отечественной промышленности. Он принимал активное участие в организации различных мануфактур: бумажных, стекольных, кожевенных, а также в создании металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Однако если западноевропейские меркантилисты рассматривали национальную промышленность только с точки зрения экспорта, то Ордин-Нащокин связывал развитие промышленности с удовлетворением потребностей населения собственной страны, с уменьшением импорта товаров из-за границы. В стремлении расширить торговый оборот главным образом внутри страны – особенность идей его меркантилизма.
При всех дипломатических качествах Ордина – уме, красноречии, жизненной цепкости – лавирование в водоворотах политической жизни России давалось ему к старости все трудней. Прямота в суждениях приблизила его опалу. В 1671 он был отстранен от службы в Посольском приказе, возвратился на родину и постригся в монахи под именем инока Антония. Однако черная ряса послушника Крыпецкого монастыря не смогла отгородить его от мирских дел. В стране не было лучшего знатока польских реалий, и в 1679 царь прислал за Ордином верных людей, приказав им облачить бывшего канцлера снова в боярское платье и доставить в Москву для участия в переговорах с польскими послами. Ордин чувствовал себя уставшим и не стал прилагать усилий к тому, чтобы закрепиться вновь в столице. Советы его в отношении поляков были признаны устаревшими, самого Ордина отстранили от переговоров и возвратили в Псков. Там он и скончался через год, в 1680 в Крыпецком монастыре в возрасте 74 лет. Ордин-Нащокин во многом предупредил Петра, и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь. Это был смелый, самоуверенный бюрократ, знавший себе цену, но при этом заботливый и доброжелательный к управляемым, с деятельным и деловым умом; во всем и, прежде всего он имел в виду государственный интерес, общее благо. Он не успокаивался на рутине, всюду зорко подмечал недостатки существующего порядка, верно, соображал средства для их устранения, чутко угадывал задачи, стоявшие на очереди. Обладая сильным практическим смыслом, он не ставил далеких целей, слишком широких задач. Умея найтись в разнообразных сферах деятельности, он старался устроить всякое дело, пользуясь наличными средствами. Но, твердя без умолку о недостатках действующего порядка, он не касался его оснований, думал поправлять его по частям. В его уме неясные преобразовательные порывы Алексеева времени впервые стали облекаться в отчетливые проекты и складываться в связный план реформы; но это не был радикальный план, требовавший общей ломки: Нащокин далеко не был безрасчетным новатором. Будучи сторонником усиления власти, монарха, Ордин-Нащокин, отлично понимал, что развитие экономики возможно только при условии сохранения известной самостоятельности местных торгово-промышленных центров. Он предлагал предоставить городам самоуправление, возвращающее выборный авторитет земским избам и ущемляющее всевластие воевод. Нащокин полагал, что такая система обеспечит наибольшие возможности подъема экономики на местах и не причинит ущерба центральной власти. В своих предложениях А. Л. Ордин-Нащокин предпринял попытку объединить систему мероприятий, осуществляемых государством по руководству экономикой страны, с требованиями развития частной инициативы и всемерного поощрения предпринимательства. В организации промышленности и торговли он считал необходимым заимствование опыта передовых западноевропейских стран. «Не стыдно доброму навыкать со стороны»,— утверждал он. Предложенный Нащокиным проект Новоторгового устава (1667 г.) содержал правила, регламентирующие внешнюю торговлю. Городам предоставлялась определенная свобода в ведении торговых операций, русским купцам — равное юридическое положение с иностранными купцами, откупщиками, гостями и прочими владельцами иммунитетов Государству рекомендовалось субсидировать развивающиеся отрасли промышленности.
Внешнеполитические взгляды Нащокина ориентированы на установление мирных добрососедских отношений с окружающими странами, из которых он особенно выделял славянские государства, настаивая на заключении более тесных экономических и военных союзов с ними под руководством России. Мыслитель полагал, что такой союз будет содействовать развитию славянских стран, а также поможет им сплотиться, опираясь на помощь России, в случаях, требующих совместной обороны от врагов. А.Л.Ордин-Нащокин принадлежал к когорте русских реформаторов, умевших сочетать интересы патриотизма и обновления. Он стремился оградить отечественное производство путем протекционистских мер и обновленной фискальной политики. Большую роль на посту главы государства сыграло и его покровительство развитию торговли и флота, налаживанию торговых связей России со многими странами. Ордин поднял значение посольской службы, дав ей экономическое и политическое обоснование. Высокообразованный человек своего времени, Ордин-Нащокин выделялся среди придворных живым умом, блестящим риторическим талантом, эрудицией. Его разносторонняя деятельность оставила глубокий след во многих областях жизни России, подготовив страну к реформам Петра I.
1. Ключевский В. О. Сочинения. М., 1957. Т. Ш, с. 334—351.
2. А. Л. Ордин-Нащокин, московский государственный человек ХVIIв., «Научное слово» Кн. Ш. М., 1904. С.121—138.
3. www. peter-club. spb. ru/point/kluzevskii. html, Точка зрения – портрет либерала, статья.
5. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России. Кн. 1. / Под общ. ред. М.В. Ванина. – М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 338 с.
6.Таможенное дело России. Т. I.
9.Изюмов Е.А. «Их имена забыться не должны». Л., 1989
10.В.А.Дыгало. «Откуда и что на флоте пошло»
11.Иконников B.C. Ближний боярин А.Л.Ордин-Нащокин. – В кн.: Русская старина. 1883, № l0–11
12.Галактионов И.В., Чистякова Е.B. А.Л.Ордин-Нащокин – русский дипломат XVII века. М., 1961
14. Русский биографический словарь, С-Пб., 1905, с.294.
Министерство образования и науки Рязанского Государственного Педагогического Университета им. С.А.Есенина. Факультет социологии, экономики и управления. Отдел национальной экономики. Тема: А.Л.Ордин-Нащокин о развитии эконом