Что предпочитал руссо общение с природой или людьми
Ж.Ж. Руссо о природе человека и его воспитании
Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) в своем творчестве старался выразить интересы беднейших слоев французского общества, и поэтому в центре его внимания оказалась тема человека и проблема социального неравенства. В истории общественной мысли Руссо известен также своими трактатами по проблемам общественной морали и теории воспитания(роман «Новая Элоиза», трактат «Эмиль, или О воспитании»), интересными суждениями о противоречивости исторического процесса, литературными произведениями. Так, он был убежден в том, что наука, культура и промышленность в своем развитии испортили нравы людей, нарушили естественную гармонию между человеком и природой. Как и все просветители, Руссо полагал, что народы останутся несчастными до тех пор, пока власть и мудрость не вступят наконец-то в союз друг с другом.
В своем произведений «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми» Руссо проанализировал источники социального неравенства в обществе. По мнению философа, он появилось не сразу и не на пустом месте. Происходило совершенствование орудий труда и распределение социальных функций в нем. Сформировалась семья, а позже и племена. Затем зародилась частная собственность, принесшая с собой раздор и вражду между людьми. Частная собственность на землю привела к имущественному неравенству, к появлению богатых и бедных и острому соперничеству между ними. Сформировалась социальная поляризация в обществе, сопровождаемая постоянной войной за передел собственности. Появилось и государство как инструмент силы в руках богатых слоев.
Что же нужно сделать, чтобы человек вновь смог обрести свободу? По убеждению Руссо, требуется достижение «гражданского» состояния, основанного на добровольном соглашении (договоре) людей, и правовой организации общества. В этом состоянии должно быть узаконено право каждого индивида на частную собственность, а государство следует превратить в инструмент защиты этого права. Государство должно быть республикойи не допускать существования ни богачей, ни бедняков. Сувереном в этом государстве станет народ; а его права будут неотчуждаемы и неделимы ни с кем.
Высшим органом волеизъявления народа явится народное собрание, решения которого будут обязательны для правителя и органов власти. Идея народного суверенитета стала ключевойв социальной философии Ж.Ж.Руссо. Под этим суверенитетом он понимал власть народа, власть для народа и осуществление власти самим народом. Излагая такой подход, Руссо тем самым выступал как предшественник Великой французской революции, идеолог революционно-демократических преобразований.
Будучи просветителем, Ж.Ж.Руссо уделял значительное внимание проблеме воспитания, поиску новых педагогических технологий и рекомендаций. Воспитание рассматривалось им как важнейшее средство формирования и развития у индивида высоких гражданских качеств и добродетелей. Французский мыслитель подчеркивал особую роль семейного воспитания, где ребенок мог бы быть огражден от воздействия негативных сторон социальной среды. Воспитание призвано готовить человека в качестве труженика, семьянина и гражданина, способного свято блюсти «гражданское» состояние общества. «У вас будет все, если вы воспитаете граждан», — подчеркивал Руссо. По убеждению философа, цивилизация развращает нравы людей, и спасение от нее возможно лишь через возврат к «естественному состоянию» общества. Руссо выдвинул лозунг «Назад, к природе!», — призывая воспитывать в людях нравственную неиспорченность, естественность и добродетель, другие положительные качества.
Философия природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания Мельник Наталья Борисовна
Содержание к диссертации
Глава 1. Место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века 13
1. Жизненные истоки мировоззрения Ж.-Ж. Руссо: опыт историко-философского понимания 13
2. Просветительство или романтизм: проблема историко философской идентификации учения Ж.-Ж. Руссо 30
Глава 2. Философская концепция Ж.-Ж. Руссо: человек перед лицом природы 52
2. Антропология Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания
Глава 3. Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и её современное значение 107
1. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо 107
Актуальность исследования. В условиях переоценки духовных ценностей на рубеже тысячелетий по-новому видятся достижения философской мысли предыдущей эпохи. Мировоззрение, сформировавшееся в условиях краха империй, государств, партий, в ситуации глубокого культурного, национального и экологического кризиса, пытается переосмыслить принятые в прошлом представления о месте человека в мире, о его отношении к природе и самому себе.
В связи с этим особенно актуальной оказывается необходимость пересмотреть сложившиеся подходы к исследованию классических историко-философских тем, к каковым относится и философия Жана-Жака Руссо. Его творчество сыграло значительную роль в развитии не только философии, но и реальной исторической практики. Традиционно творчество Руссо связывают с философией Просвещения, Однако в эпоху преобладания рационалистических ценностей в хоре оптимизма и прославления разума, призыва к познанию законов природы и использования ее благ для достижения счастья голос великого французского философа звучит по-особому
Степень научной разработанности проблемы. Творчеству Ж.-Ж. Руссо
посвящена обширная научная литература. Можно выделить два основных направления исследования философского наследия Ж.-Ж. Руссо.
К первому направлению относятся работы историко-философского характера, в которых исследуются социально-политические взгляды Руссо. Особенно это характерно для работ русских философов советского периода, считавших Руссо «проповедником эпохи возникновения общества социалистического типа, эпохи строительства коммунизма». В этих работах и концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо рассматривается как метод формирования гражданина, то есть интерпретируется как прикладная педагогическая часть его социально-политической теории. К этому блоку следует отнести работы АС. Алексеева, B.C. Алексеева-Попова, В. Ф. Асмуса, Б.М. Бернадинера, Д. Бихдрикера, М.К. Борисенко, И.Е. Верцмана, В.П. Волгина, Л. Германа, Г. Гефдинга, В. Гольдшмидта, Г. Грэхэма, А.Т. Дворцова, В. Засулич, И.Е. Зиневича, А.А. Златолольской, Н. Карелина, Е. Кассирера, А.Ф. Кобеко,В.Н. Кузнецова, А.З. Манфреда, А. Окомби, А. А. Орлова, Б. Прадо. В этих работах проблема взаимодействия человека и природы в творчестве Ж.-Ж. Руссо отдельно не рассматривалась.
Второе направление исследований посвящено рассмотрению проблемы воспитания в творчестве Ж.-Ж., Руссо, его педагогической концепции. К этому направлению следует отнести работы следующих авторов: А. Валлон, СИ. Данелиа, Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринский, В.М. Кларин, А.А. Коменский, Компере, Т. Мисава, А. Фортунатов, Ж. Шато, 3. Равкин, В. Пряникова, СИ. Гессен, Ф.А. Ротарь.
В перечисленных работах обсуждаются проблемы физического развития, естественного и трудового воспитания. Авторы обращают внимание не только на чисто педагогические, но на психологические и социальные аспекты его концепции, однако не уделяют особого внимания
экологическому аспекту воспитательной концепции Руссо.
Другие исследователи, вопреки устоявшемуся определению Ж.-Ж. Руссо как яркого представителя философской традиции Просвещения, исследуют его творчество с позиции принадлежности к романтической традиции (Д. Антисери, Е.А. Воротилин, Ж. Вуазин, Н. Гилье, А.В. Луначарский, Б. Прадо, Б. Рассел, Д. Реале, К. Роше, Г. Скирбекк, Р. Тарнас).
Этот обзор показывает недостаток в отечественной историко-философской литературе исследований, в которых главным предметом анализа стали бы воззрения философов в аспекте отношения человека и природы. Философские взгляды Ж.-Ж. Руссо остались предметом спора в вопросе принадлежности к определенной философской традиции. Эти споры напрямую связаны с его концепцией человека и природы. И, наконец, практически нет исследований, где бы философия Ж.-Ж. Руссо увязывалась с принципам и современной экологической педагогики. Ни в одной из работ не предпринят непосредственный анализ значения философского и педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо для осмысления современных
Целью диссертационного исследования является рассмотрение философии природы и человека Ж.-Ж. Руссо как основания концепции естественного воспитания. Поставленная цель определила следующие задачи: во-первых, рассмотреть место философии Ж.-Ж. Руссо в философской культуре XVIII века;
во-вторых, изучить содержание философской концепции Ж.-Ж. Руссо природы и человека в их взаимопроникновении;
в-третьих, определить значение философии Ж.-Ж. Руссо в контексте принципов взаимодействия человека и природы в современной педагогике.
Методология исследования. Теоретико-методологическим основанием исследования являются принципы единства и многомерности историко-философского процесса, взаимодетерминации личностного и социокультурного компонентов в историко-типологической процедуре реконструкции философской традиции.
Для определения места Ж.-Ж. Руссо в истории философии был востребован метод культурно-исторической типологизации. Исследование эволюции философских взглядов Ж.-Ж. Руссо потребовало обращения к психоаналитической методологии интерпретации биографии. Основными методами исследования можно назвать метод сравнительного анализа и герменевтический метод, позволивший реконструировать целый ряд концептуально важных положений философии Ж.-Ж. Руссо. Последовательное применение указанной методологии к конкретному историко-философскому материалу позволило прийти к новым научным
Научная новизна исследования состоитв том, что, во-первых, в научный оборот впервые вовлечены актуальные исследования французских, немецких и американских авторов, изучающих философию Ж.-Ж. Руссо. Широкий выход в международный контекст исследуемой темы дал возможность по-новому представить антропологические взгляды французского мыслителя.
В-третьих, впервые обоснована близость философии Ж.-Ж. Руссо к философской традиции романтизма в аспекте его концепции природы и человека.
В-четвертых, впервые на основе сопоставления представлений «естественного человека» и цивилизованного человека, биографического исследования, анализа педагогической концепции осуществлена реконструкция взглядов мыслителя на перспективы развития человека. Проект человека будущего впервые заявлен как целостное основание концепции естественного воспитания.
В-пятых, впервые в практике историко-философского исследования философия Ж.-Ж. Руссо соотнесена с тенденциями современного образования; показана актуальность взглядов мыслителя в аспекте принципов взаимосвязи человека и природы в современной педагогике.
Научно-практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории западной философии, в спецкурсах по истории философской антропологии и философии
образования для студентов философского факультета. Поскольку работа имеет междисциплинарное значение, её материалы и основные идеи могут быть востребованы и специалистами в области экологического образования. Настоящее исследование может служить предпосылкой для дальнейшего историко-философского исследования проблемы человека и природы. Результаты исследования нашли отражение в тексте ГОС (НРК) общего среднего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.99 г. №897-пп.
Библиография включает 185 наименований.
Просветительство или романтизм: проблема историко философской идентификации учения Ж.-Ж. Руссо
Именно в это время состоялась встреча Руссо с горничной гостиницы Терезой Левассер, которую он защитил от оскорблений постояльцев. Встреча с этой девушкой поразила воображение Жан-Жака. Уставший от светских условностей, не нашедший сердечности, ощущающий свою неполноценность в среде аристократов, он наслаждался обществом простой бесхитростной добросердечной девушки, не попавшей под развращающее влияние цивилизации. Тереза воплотила для него в одном лице образ любви и природы. Соединив с ней свою судьбу, Руссо как будто поставил сам на себе эксперимент, апробируя свои взгляды на своей собственной судьбе.
Осуждая культуру, Руссо довольствовался тем, что в Терезе господствует одна природа, что она добра, трудолюбива, смиренна. Но уже через некоторое время он решает развить её ум. Однако его старания не имели успеха. Именно поэтому, резкий в своём осуждении культуры, Руссо впоследствии значительно изменил свою позицию, не отрицая культуру, а лишь критикуя её недостатки и обнаруживая негативные последствия развития цивилизации. В результате и педагогическая концепция Руссо строится не на отрицании разума, а на приоритете чувств и признании обусловленного природой времени для наилучшего развития разума.
Полноценной семьи с Терезой Левассер Руссо создать не смог. Появлявшихся детей, несмотря на слезы и мольбы Терезы, он относил в приют.
Этот факт его биографии приводит всех исследователей в негодование, но никто не пытается объяснить его, довольствуясь объяснениями самого Руссо, приведенными в «Исповеди». На наш же взгляд такое поведение вполне объяснимо отсутствием в детстве полноценного общения с отцом. Налицо перенос детского жизненного опыта во взрослую жизнь. Детская память сохранила радостные, но очень короткие и непостоянные встречи с отцом, запечатлела ускользающий образ отца. В подростковый возраст, когда происходит активное освоение социальных ролей, Жан-Жак вообще был лишен общения с отцом и не мог нигде наблюдать полноценного выполнения этой роли. Может быть, этим и объясняется тот парадокс, что, создав целую философско-педагогическую концепцию и с нежностью вспоминая собственного отца, сам он не смог выполнить этой социальной роли.
В Париже Руссо повстречался с Дидро, Д Аламбером и другими философами, сплотившимися вокруг проекта по изданию «Энциклопедии наук и ремесел». Дружба с Дидро, интенсивное интеллектуальное общение с будущими светилами французского Просвещения, «Философские письма» Вольтера, причастность к самой идее издания «Энциклопедии», задуманной Д Аламбером и Дидро программным выражением нового, передового мировоззрения, ввели Руссо в круг идей просветительской философии. Хотя Руссо был предложен отдел музыки, поскольку к тому времени он получил признание в парижском обществе как музыкант, он участвовал в обсуждении и других статей «Энциклопедии».
Философский дебют Руссо состоялся в 1750 году выходом в свет «Рассуждения о науках и искусствах». Тридцативосьмилетним Жан-Жаком руководило жгучее желание утвердиться, самовыразиться, доказать свою состоятельность. Этому способствовали сформированные в горниле возрастных кризисов инициативность и трудолюбие. В тоже время в нём окрепло позитивное отношение ко всему природному, естественному, простому и гармоничному; тогда как город, цивилизация, социальное устройство вызывали отторжение и неприятие.
Антропология Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания
Таким образом, теологическое понимание природы у Руссо связано со всеми существующими тогда представлениями просветителей о сущности взаимодействия в категориальной паре Бог-Природа, но не совпадает ни с одним из них. Однако воззрения на природу Руссо ближе всего оказываются к романтической философской традиции.
Здесь можно обнаружить совмещение смысловых полей таких понятий, как «природа», «сущность», «потребность». Сущность «естественного человека» как природного модуса определяется его потребностями. Потребности продиктованы природой. Природные потребности отражают природу человека. Так появляется толкование природы как сущности. Например, под природой вещей понимается именно характеристика их сущности. Но Руссо явно различает эти понятия. Для его философии нелепо было бы выражение «социальная природа» человека, так как в этом термине отражается социальная сущность человека, по Руссо до определённой степени противоположная природе (природной сущности) человека, сближающей его с миром живых существ.
В естественноисторическом понимании природы Ж.-Ж. Руссо особое место занимают «естественные законы». Однако следует помнить, что во времена Руссо в слова «естественный», «природный» вкладывался совершенно иной, отличный от современного, смысл. Они противопоставлялись понятиям: «неразумный», «варварский», «основанный на предрассудках, на обычаях, на традициях». Lois naturelles («естественные законы») обозначали веления самой природы относительно устройства человеческих обществ, неведомые невежественным предкам, но теперь открытые просвещенным разумом того или иного философа.
Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо
На основании «Общественного договора» можно утверждать, что в человеке будущего, образ которого пытается создать Руссо, соединяются его природная добродетель и общественная разумность, что в таком обществе не существует противоречий между природой человека и общественными установлениями, между отдельным индивидом со всеми его потребностями и человеком как ответственным гражданином, частью общества. Поэтому сочувствие продолжает оставаться для людей в их гражданском состоянии, как и в естественном, основой отношений. Можно определить сущность будущего человека через понятие «гармонизации», проявляющейся в стирании противоречий между его природной сущностью и социальными установлениями.
Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и принципы взаимосвязи человека и природы в современной педагогике
Проблема образования относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё особенностями социально-экономического, нравственного и культурного развития испытывает потребность в личности с определённым уровнем и характером образованности. Для формирования такой личности каждая эпоха создает соответствующие педагогические системы. При этом влияние философской культуры на педагогические системы может быть различным. Педагогические концепции являются прикладным аспектом, дополнительным элементом, логично продолжающим и воплощающим основные антропологические и гносеологические положения той или иной философской теории при непосредственном влиянии философского учения, становящегося тогда методологическим основанием педагогической концепции. Если же эти педагогические концепции к тому же реализуются в конкретной педагогической практике, находят воплощение во всем комплексе элементов педагогического процесса, приобретают признаки педагогической технологии, можно говорить о прямом и непосредственном влиянии философской культуры на образование.
Однако примеров такой тесной связи философии и педагогики не так уж много. Философия прагматизма Дж. Дьюи264 и антропософия немецкого философа-мистика, последователя натурфилософии Гёте и приверженца философии жизни Ницше Рудольфа Штейнера265, стали методологической основой целых направлений в педагогической мысли Запада.
Однако даже если не наблюдается прямая связь определенной философии с педагогической практикой, последняя, так или иначе, выражает какую-либо философскую традицию. Достаточно предпринять философский анализ с использованием метода реконструкции при рассмотрении конкретной педагогической теории или практики, чтобы выявить в качестве методологической основы вполне определенную философскую теорию или обнаружить влияние тех или иных философских учений.
Природа в просветительской педагогике предстала в виде объекта, подлежащего изучению по схеме, почти полностью повторяющей логику и методы научного познания. Живые объекты и жизнь вообще не рассматривалась как уникальное и самоценное явление окружающего мира, а воспринимались лишь как часть огромного и сложного природного механизма, как утилитарная ценность, требующая изучения для дальнейшего использования на благо человека.
Однако в силу диалогичности философии возникла и оппозиция к просветительскому мировосприятию в виде философии романтизма. Руссо, хотя и принадлежал к той эпохе, когда в культуре сознательно ставятся цели борьбы с природой, достижения максимальной свободы от неё, сформулировал своеобразную философию, альтернативную общей просветительской традиции. Неотъемлемой частью его философии является концепция естественного воспитания. Ж.-Ж. Руссо заложил в основу этой концепции принципы, которые обнаруживают близость с современными педагогическими принципами взаимодействия человека и природы: футурологическим, холистическим, экоцентрическим, принципом сознательного и добровольного ограничения потребностей, принципом отказа от авторитаризма, принципом витальности. В той или иной степени эти принципы отражены в работах современных исследователей, посвященных философским проблемам обоснования новых перспектив развития человека в ситуации экологического кризиса266.
Руссо не мог предвидеть глобального экологического кризиса, хотя был уверен в возможности и неизбежности локальных личностных кризисов, что и заставило его сформулировать опережающий характер образования. Он предполагал, что образование должно подготовить ребенка к жизни не в современном ему обществе, а в будущем обществе. Поэтому саму педагогическую концепцию Руссо создал как элемент футурологической системы, включающей представление о человеке будущего и о будущем обществе.
I.2. Ж.Ж.РУССО О ЕСТЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ
Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.) – великий французский просветитель, мыслитель, создатель оригинальной теории естественного воспитания. Его основное педагогическое сочинение «Эмиль, или О воспитании» (1762), которое Гете назвал «естественным евангелием воспитания», принесло автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового буржуазного общества. Появление романа вызвало негодование у аристократии и духовенства. Вот что гласил тогда приговор французского парламента: «сжечь книгу на одной из площадей Парижа». Автор вынужден был бежать сначала в Швейцарию, а затем в Англию.
Основную цель воспитания Руссо определил следующим образом: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком. и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда на своем месте».[3]
В своей книге Руссо разработал утопический план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой.
Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.
Руссо считал, что современные учебники и науки уводили человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. Только в природе он видел образование людей. «Все, чего мы не имеем при рождении, дает нам воспитание… Это воспитание мы получаем от природы… Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей».[4]
Воспитание по Руссо – великое дело, оно может создавать свободного человека. Воспитание можно организовать на основе принципа природосообразности. Руссо понимает этот принцип как следствие законам природы при воспитании ребенка, как естественный процесс развития его природы.
Идеализируя природу ребенка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребенка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений. Руссо выдвигает идею предупредительного воспитания, т.е. воспитание только на положительных примерах, до тех пор, пока ребенок не станет способным к самостоятельному критическому осмыслению фактов и явлений.
Только свободное воспитание может сформировать естественного человека, который по Руссо гармоничен: хорошо развит физически, свободен от эгоизма, трудолюбив. Его мысли и чувства не противоречат поведению.
Руссо выступал против изнеженности в воспитании, рекомендуя жесткую постель, определенные часы для сна. Ребенок должен быть приучен сам просыпаться и вставать в необходимое время. «Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями.
Вот правила природы. Зачем вы ей противоречите?… Опыт показывает, что детей, получивших изнеженное воспитание, умирает больше других… Приучайте детей к невзгодам, которые им предстоит со временем выносить».[5]
В возрасте от 2 до 12 лет дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. При этом Руссо настаивает на необходимости формирования у детей реалистических представлений о предметах природы без суеверий и страхов. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, причудливых животных, но не иначе, как постепенно, исподволь, пока он не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и, выросши без отвращения будет смотреть на какое угодно животное. Нет предметов ужасных для того, кто видит их каждый день».[6]
Сенсорное и умственное воспитание должно осуществляться в единстве. Для этого Руссо рекомендовал, чтобы дети постоянно измеряли, считали, взвешивали, сравнивали. При этом дети пусть предварительно выскажут свое суждение о результатах, потом проверят опытным путем правильность своего суждения. Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Руссо признает лучшим источником приобретения знаний. Вот почему его воспитанник Эмиль под руководством воспитателя ищет и находит ответы на возникающие у него вопросы. Так у него развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес. Познавательный интерес в учении Руссо называет «великим двигателем», который «ведет верно и далеко».
«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы заметите в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения».[7]
Большое внимание уделял Руссо роли воспитателя. «Воспитатель! – какая возвышенная тут нужна душа!… Поистине, чтобы создавать человека, нужно самому быть отцом или больше, чем человеком».[8] Руссо высказывал мысль о том, чтобы воспитатель был молод, как только может быть молод человек умный. «Я желал бы, чтоб он сам был ребенком, чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе доверие, разделяя с ним забавы его. Дети ласкаются иногда к старикам, но никогда их не любят…».[9]
Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. По мнению французского педагога, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее» общения с людьми.
Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека.
Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII веке играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе, формировать у них представления о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
Итак, Руссо подчеркивал значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1. Сформулируйте основную цель воспитания по Руссо.
2. В чем заключается принцип естественного воспитания по Руссо?
3. Какие основные факторы воспитания выдвигает Руссо?
4. С какой целью Руссо привлекает ребенка к огородничеству, посильным сельскохозяйственным работам?
5. Каковы взгляды Руссо на воспитателя?
6. Почему план воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера оказался утопическим?
7. Как Вы понимаете выражение Руссо «естественный человек – это не дикарь, а человек, управляемый и направляемый законами собственной природы?
8. Что предпочитал Руссо: общение с природой или людьми? Почему?
9. Прокомментируйте выражение Руссо: «Природа человека неотделима от природы, в которой он существует».
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 925 | Нарушение авторских прав