Что предпочитал руссо общение с природой или людьми почему
Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста
Карина Пчелинцева
Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста
Актуальность идей Ж. Ж. Руссо в современном экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Ж. Ж. Руссо дал теоретическое обоснование понятию «природосообразность».Он представил его как целостное учение о единой матери- природе. Он предполагал, что воспитывать природосообразно- значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.
Первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, о важности ее для становления личности.
Целью умственного воспитания он считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний.
Данная идея в современном развитии педагогики на мой взгляд очень актуальна. Притом можно даже сказать что она не привязана непосредственно к дошкольному возрасту, а имеет большое значение на всех этапах образования человека. Так как речь ведется о познавательном интересе, который является движущей силой, стимулом в образовании человека. Если у ребенка не сформирован данный интерес, то весь процесс познания предмета того или иного не имеет своего развития и динамики.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный процесс, когда ребенок самостоятельно осязает, слушает, наблюдает мир.
Руссо выдвигает требования – учить детей овладевать не самими знаниями, а способами их приобретения.
По моему мнению данная идея так же актуальна в современном воспитании.
так как если мы дадим ребенку готовые знания, то по своей сути это будет передача ребенку данного знания через призму нашего, субъективного восприятия. А если мы дадим начальное представление, и научим механизмам овладения знаниями, то ребенок получит свое субъективное знание. свой опыт о том или ином объекте или явлении.
«Эколята-дошколята». Фотоотчёт об экологическом воспитании детей раннего возраста Наш детский сад – железнодорожный. Поэтому, работая по требованиям ФГОС, мы не забываем о своём непосредственном заказчике. Активно включаясь.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Игра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании.
Консультация для педагогов «Игровые технологии» в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся.
Мультимедийные видеоролики как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин. Руководитель международной.
Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.
Реферат «Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании» Дизайн – это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по.
Семинар — практикум для педагогов на тему «Актуальность работы с родителями в оздоровлении детей дошкольного возраста». Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии».
Ж.-Ж. Руссо о роли природы в развитии личности ребенка
Разрабатывая принцип свободного воспитания Жан Жак Руссо(1712—1778) развил идею о том, что педагог должен не навязывать ребенку свои взгляды, а предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно.
В книгах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды, в основе которых лежит теория естественного воспитания.Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук творца Вселенной, все вырождается в руках человека». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому воспитывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».
Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приобретет естественный, природосообразныйхарактер. Он полагал, что такое развитие обеспечивается совокупностью трех факторов: природы, людей, вещей. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими пользоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.
Заслуга французского педагога состоит в показе ценности природы для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непосредственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.
Каковы же основные пути познания ребенком природы по Ж.-Ж. Руссо? Это не рассказ или объяснение педагога, и не учебник или книга. Ж.-Ж. Руссо был противником словесных методов ознакомления с природой. Ибо как бы ни воодушевленно, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Единственной книгой, с которой можно было бы ознакомить ребенка, это «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей жизни среди природы (а это соответствовало идеалам Ж.-Ж. Руссо).
Наблюдение— вот один из основных путей познания природы. Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был противником замены их другими средствами наглядности, типа картинки, карты, модели и т. д.
Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т. п. География должна изучаться на окружающей местности. Педагог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, чтобы ребенок мог собрать как можно больше фактов. Не накопление суммы знаний, а развитие умения приобретать их — такова, по мнению Ж.-Ж. Руссо, цель обучения. «Фактов, фактов», — непрерывно повторяет Ж.-Ж. Руссо, указывая, что при обычном, неправильном воспитании своею болтливостью мы создаем только болтунов. Педагог должен лишь наталкивать ребенка на вопросы, а если они у него не возникают, то самому ставить их перед ним.
Однако этой столь привлекательной системе обучения присущ существенный недостаток. В ней личный опыт ребенка выступает основным источником знаний, эмпирия довлеет над теорией. А главное — опыт ребенка отрывается от накопленных человечеством знаний.
Третий путь познания природы — труд. Ж.-Ж. Руссо проанализировал различные виды труда и выстроил их в определенную иерархию в зависимости от их роли в развитии личности ребенка. И на первое место им было поставлено земледелие. Оно является самым первым занятием человека и самым почетным. Именно с ним ребенок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум. Выращивая растения, ребенок захочет узнать все до конца (что появится из семян, какие будут цветы, плоды), захочет знать причину происходящего (зачем растению вода, солнце, почва). Педагог должен предусмотреть, чтобы ребенок работал не механически, а обдуманно. Он должен работать, как крестьянин, и думать, как философ. Здесь Ж.-Ж. Руссо высказывает важную мысль о том, что труд в природе должен быть наполнен интеллектуальным содержанием.
То возвеличивание природы, ее роли в жизни человека, которое свойственно Ж.-Ж. Руссо, во многом определило и художественные достоинства его романов-трактатов и романа в письмах. В художественной прозе Ж.-Ж. Руссо создал великолепные картины природы, показав прелесть и красоту гор и долин старой Гельвеции. Он описал пейзажи гор Вале и неповторимую красоту Женевьевского озера. Это было первооткрытие в европейской прозе. Ж.-Ж. Руссо чувствовал красоту природы и понимал огромное ее значение в воспитании людей в духе гуманизма, гармонии, целостности. В своих работах философ призывал бережно относится к природе, сохранить ее для будущих цивилизаций, предостерегал от варварского истребления природных богатств. «Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля и виноградники, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего же еще требуется от них? И какая ярость ведет вас к совершению стольких убийств, — вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?» 1
Таким образом, Ж.-Ж. Руссо выступает за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Ж.Ж. Руссо о природе человека и его воспитании
Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) в своем творчестве старался выразить интересы беднейших слоев французского общества, и поэтому в центре его внимания оказалась тема человека и проблема социального неравенства. В истории общественной мысли Руссо известен также своими трактатами по проблемам общественной морали и теории воспитания(роман «Новая Элоиза», трактат «Эмиль, или О воспитании»), интересными суждениями о противоречивости исторического процесса, литературными произведениями. Так, он был убежден в том, что наука, культура и промышленность в своем развитии испортили нравы людей, нарушили естественную гармонию между человеком и природой. Как и все просветители, Руссо полагал, что народы останутся несчастными до тех пор, пока власть и мудрость не вступят наконец-то в союз друг с другом.
В своем произведений «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми» Руссо проанализировал источники социального неравенства в обществе. По мнению философа, он появилось не сразу и не на пустом месте. Происходило совершенствование орудий труда и распределение социальных функций в нем. Сформировалась семья, а позже и племена. Затем зародилась частная собственность, принесшая с собой раздор и вражду между людьми. Частная собственность на землю привела к имущественному неравенству, к появлению богатых и бедных и острому соперничеству между ними. Сформировалась социальная поляризация в обществе, сопровождаемая постоянной войной за передел собственности. Появилось и государство как инструмент силы в руках богатых слоев.
Что же нужно сделать, чтобы человек вновь смог обрести свободу? По убеждению Руссо, требуется достижение «гражданского» состояния, основанного на добровольном соглашении (договоре) людей, и правовой организации общества. В этом состоянии должно быть узаконено право каждого индивида на частную собственность, а государство следует превратить в инструмент защиты этого права. Государство должно быть республикойи не допускать существования ни богачей, ни бедняков. Сувереном в этом государстве станет народ; а его права будут неотчуждаемы и неделимы ни с кем.
Высшим органом волеизъявления народа явится народное собрание, решения которого будут обязательны для правителя и органов власти. Идея народного суверенитета стала ключевойв социальной философии Ж.Ж.Руссо. Под этим суверенитетом он понимал власть народа, власть для народа и осуществление власти самим народом. Излагая такой подход, Руссо тем самым выступал как предшественник Великой французской революции, идеолог революционно-демократических преобразований.
Будучи просветителем, Ж.Ж.Руссо уделял значительное внимание проблеме воспитания, поиску новых педагогических технологий и рекомендаций. Воспитание рассматривалось им как важнейшее средство формирования и развития у индивида высоких гражданских качеств и добродетелей. Французский мыслитель подчеркивал особую роль семейного воспитания, где ребенок мог бы быть огражден от воздействия негативных сторон социальной среды. Воспитание призвано готовить человека в качестве труженика, семьянина и гражданина, способного свято блюсти «гражданское» состояние общества. «У вас будет все, если вы воспитаете граждан», — подчеркивал Руссо. По убеждению философа, цивилизация развращает нравы людей, и спасение от нее возможно лишь через возврат к «естественному состоянию» общества. Руссо выдвинул лозунг «Назад, к природе!», — призывая воспитывать в людях нравственную неиспорченность, естественность и добродетель, другие положительные качества.
I.2. Ж.Ж.РУССО О ЕСТЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ
Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.) – великий французский просветитель, мыслитель, создатель оригинальной теории естественного воспитания. Его основное педагогическое сочинение «Эмиль, или О воспитании» (1762), которое Гете назвал «естественным евангелием воспитания», принесло автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового буржуазного общества. Появление романа вызвало негодование у аристократии и духовенства. Вот что гласил тогда приговор французского парламента: «сжечь книгу на одной из площадей Парижа». Автор вынужден был бежать сначала в Швейцарию, а затем в Англию.
Основную цель воспитания Руссо определил следующим образом: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком. и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда на своем месте».[3]
В своей книге Руссо разработал утопический план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой.
Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.
Руссо считал, что современные учебники и науки уводили человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. Только в природе он видел образование людей. «Все, чего мы не имеем при рождении, дает нам воспитание… Это воспитание мы получаем от природы… Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей».[4]
Воспитание по Руссо – великое дело, оно может создавать свободного человека. Воспитание можно организовать на основе принципа природосообразности. Руссо понимает этот принцип как следствие законам природы при воспитании ребенка, как естественный процесс развития его природы.
Идеализируя природу ребенка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребенка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений. Руссо выдвигает идею предупредительного воспитания, т.е. воспитание только на положительных примерах, до тех пор, пока ребенок не станет способным к самостоятельному критическому осмыслению фактов и явлений.
Только свободное воспитание может сформировать естественного человека, который по Руссо гармоничен: хорошо развит физически, свободен от эгоизма, трудолюбив. Его мысли и чувства не противоречат поведению.
Руссо выступал против изнеженности в воспитании, рекомендуя жесткую постель, определенные часы для сна. Ребенок должен быть приучен сам просыпаться и вставать в необходимое время. «Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями.
Вот правила природы. Зачем вы ей противоречите?… Опыт показывает, что детей, получивших изнеженное воспитание, умирает больше других… Приучайте детей к невзгодам, которые им предстоит со временем выносить».[5]
В возрасте от 2 до 12 лет дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. При этом Руссо настаивает на необходимости формирования у детей реалистических представлений о предметах природы без суеверий и страхов. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, причудливых животных, но не иначе, как постепенно, исподволь, пока он не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и, выросши без отвращения будет смотреть на какое угодно животное. Нет предметов ужасных для того, кто видит их каждый день».[6]
Сенсорное и умственное воспитание должно осуществляться в единстве. Для этого Руссо рекомендовал, чтобы дети постоянно измеряли, считали, взвешивали, сравнивали. При этом дети пусть предварительно выскажут свое суждение о результатах, потом проверят опытным путем правильность своего суждения. Повседневную практику, личный опыт ребенка, его наблюдения Руссо признает лучшим источником приобретения знаний. Вот почему его воспитанник Эмиль под руководством воспитателя ищет и находит ответы на возникающие у него вопросы. Так у него развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес. Познавательный интерес в учении Руссо называет «великим двигателем», который «ведет верно и далеко».
«Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы заметите в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения».[7]
Большое внимание уделял Руссо роли воспитателя. «Воспитатель! – какая возвышенная тут нужна душа!… Поистине, чтобы создавать человека, нужно самому быть отцом или больше, чем человеком».[8] Руссо высказывал мысль о том, чтобы воспитатель был молод, как только может быть молод человек умный. «Я желал бы, чтоб он сам был ребенком, чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе доверие, разделяя с ним забавы его. Дети ласкаются иногда к старикам, но никогда их не любят…».[9]
Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. По мнению французского педагога, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее» общения с людьми.
Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека.
Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII веке играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе, формировать у них представления о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
Итак, Руссо подчеркивал значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1. Сформулируйте основную цель воспитания по Руссо.
2. В чем заключается принцип естественного воспитания по Руссо?
3. Какие основные факторы воспитания выдвигает Руссо?
4. С какой целью Руссо привлекает ребенка к огородничеству, посильным сельскохозяйственным работам?
5. Каковы взгляды Руссо на воспитателя?
6. Почему план воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера оказался утопическим?
7. Как Вы понимаете выражение Руссо «естественный человек – это не дикарь, а человек, управляемый и направляемый законами собственной природы?
8. Что предпочитал Руссо: общение с природой или людьми? Почему?
9. Прокомментируйте выражение Руссо: «Природа человека неотделима от природы, в которой он существует».
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 925 | Нарушение авторских прав
Принципы природосообразности Ж-Ж Руссо. Возрастная периодизация.
Принцип природосообразности. Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», — писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей.
Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств;
Воспитание людьми — приучение человека использовать развитие этих способностей и органов;
Воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют.
Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.
В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию.
Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
В области воспитания Руссо является создателем теории свободного воспитания. В 1762 году выходит его роман-трактат «Эмиль, или о воспитании». Этот роман принес ему всемирную известность. Однако официальный режим его не принял. Руссо был изгнан из Парижа, а книга публично сожжена. Чем же так неугодна была книга Руссо?
1) В ней он провозглашает, что человек свободен. Он рождается свободным, а между тем он весь в цепях.
3) Руссо считает, что общество дворян настолько безнравственно, что детей надо воспитывать вне его, индивидуально, на лоне природы.
4) Руссо считает, что воспитывать нужно только детей дворян. Дети крестьян, ремесленников и так воспитаны, т.к. трудятся с раннего детства. А труд – основа формирования положительных качеств. Всякий праздный человек, по Руссо, плут.
Предлагает Руссо в книге интересную периодизацию детского развития:
От 0 до 2 лет – период младенчества. Главное – закалять ребенка физически.
От 3 до 12 лет – период воспитания чувств. Главное – воспитывать чувства ребенка. С этой целью достаточно дать ему лишь одну книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо».
От 13 до 15 лет – период умственного воспитания. В этот период важно ставить ребенка в положение исследователя окружающего мира. Он должен получить знания: 1)от природы; 2)от окружающих людей; 3)от вещей.
От 15 до 16 лет – период нравственного становления личности. Нравственное становление детей происходит под воздействием труда. Труд – основа нравственного развития личности и важное условие свободы человека.
Говорит в книге Руссо и о воспитании женщины. (гл. «София»). Важно воспитать очень аккуратную хозяйку дома. Она должна быть умна, образована в пределах, чтобы разделить и поддержать мнение мужа. Она должна уметь вести себя в обществе, быть элегантной, петь, рисовать, быть хорошей матерью.
При жизни идеи Руссо не были признаны нигде. Но лозунг свободного воспитания был взят на вооружение многими последующими педагогами, философами, психологами.