Что предполагает экономическая культура
Тема 2. Экономическая культура
Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Экономическая культура предполагает:
– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху; – неприятие настроений уравниловки;
– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.
Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.
Соотношение экономической культуры личности и общества
В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.
Основой экономической культуры личности является сознание. Экономические знания – совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.
Накопленные знания человек активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей его экономической культуры выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.
Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности , интересыи мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.
Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в экономической деятельности с большим интересом.
Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.
По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.
Тема 2. Экономическая культура
Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Экономическая культура предполагает:
– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;
– неприятие настроений уравниловки;
– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.
Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.
В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.
Основой экономической культуры личности является сознание.
Экономические знания – совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.
Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.
Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.
Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.
По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Экономическая культура
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — часть общей культуры общества и личности, проявляющаяся как в процессе хозяйствования (в рамках фирмы, региона, страны), так и в экономических отношениях между людьми и в экономическом мышлении. Главная составляющая экономической культуры — процесс гуманизации, гармонизации связей общества и природы, обращение к человеку. Экономическая гуманизация как стержень экономической культуры предполагает наиболее полное удовлетворение растущих потребностей и интересов людей в рамках тех ограничений, которые призваны сохранить при-роду и общество в целом.
В пространстве экономической культуры человек рассматривается как источник, субъект не только физиологических, материальных, но и социальных, высоких духовных потребностей, которые он удовлетворяет как в экономической сфере, так и вне ее.
Требования социального и экономического развития очень часто образуют два основных несовпадающих вектора исторического прогресса. Часто социальные и экономические интересы выступают конкурентами, т. к. удовлетворяются из единого фонда рабочего времени и отношений собственности. Это противоречие как раз и сглаживается экономической культурой, большую роль в которой играет мораль и право. Экономика в конечном итоге призвана способствовать социальному развитию.
Чем больше человек в рамках экономической системы получает свободы распоряжаться капиталами, имуществом, своими трудовыми и интеллектуальными ресурсами, плодами своего труда, тем большую социальную ответственность он несет перед обществом и перед будущими поколениями. Свобода и ответственность — критерии экономической культуры. К составляющим элементам экономической культуры относятся: уважение к собственности;
строгое следование договорной (контрактной) основе тех или иных экономических отношений; готовность решать конфликтные вопросы исключительно на правовой основе, на основе предпринимательской, трудовой, потребительской этики; эффективное управление хозяйственным процессом, ориентирующееся на глубокое знание социально-психологических качеств человека;
— эстетика и высокая экологичность производства и его результатов;
— безупречная юридическая основа производства и предпринимательства;
— гибкость системы материального и морального поощрения работников;
— постоянная творческая деятельность руководителя и организатора производства:
— наукоемкость производства, его насыщенность информационными системами и технологиями;
— меценатство как способ соучастия в развитии культуры социальной среды и способ духовного самовыражения предпринимателя, фирмы, как способ выражения своего процветания.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 463-465.
Урок по теме: «Экономическая культура»
Тема: Экономическая культура
1. Что такое экономическая культура?
— это общепринятая система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение;
2. Что предполагает экономическая культура?
— уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;
— неприятие настроений уравниловки;
— создание и развитие социальной среды для предпринимательства
// 3. Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключается в следующем:
— экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое ( положительное или отрицательное) влияние;
— особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления;
— экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.
// 4. Функции экономической культуры:
— ТРАНСЛЯЦИОННАЯ ( ИЗ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОСТЬ ТРАНСЛИРУЮТСЯ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ, составляющие содержание экономического сознания, экономического мышления и экономического поведения);
— селекционная ( она связана с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы ( полезны) для решения задач последующих этапов развития общества;
— инновационная ( проявляется в обновлении социальных ценностей и норм выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур.
Полнота и качество выполнения этих функций определяется регулятивными возможностями экономической культуры.
// 5. Экономическая культура предприятия.
— Это система норм, правил и образцов поведения коллективного хозяйствующего субъекта, которая играет роль социального механизма регуляции его экономической деятельности. При этом предполагается, что вырабатываемая хозяйствующим субъектом тактики формируется на основе преимущественно рационального выбора экономических альтернатив, в совокупности способствующих сохранению и развитию предприятия в целом.
Включает в себя правила ведения бизнеса, взаимоотношения с партнерами, четкость и точность исполнения взятых на себя обязательств, ритуалы ведения деловых переговоров, деловой стиль жизни и общения и т.д. Сложилось устойчивое представление о деловой этике, имидже предпринимателя. К примеру, деловой стиль в одежде предполагает консерватизм и строгость, исключает экстравагантность покроя и тонов.
// 6. Подсистемы экономической культуры предприятия:
— техническая подсистема ( объединяет два компонента – вещественно – технический: орудия труда, строения, сырье и технологические процессы и социально – организационный: инженерное, конструкторское и технологическое обеспечение производства. Органическое взаимодействие названных компонентов составляет базу функционирования и развития технической подсистемы, цель которой – техническое и технологическое обеспечение производства);
— экономическая подсистема предприятия ( состоит из производственно – экономического компонента, включающего производственно – организационные структуры: предприятие – цех – смена – бригада – звено и системы обеспечения экономической эффективности производства, а также социально – организационного компонента, к которому относятся функциональные действия представителей трудового коллектива по обеспечению работы первого компонента экономической подсистемы. Социально – организационный компонент складывается из профессиональной деятельности различных экономических служб – службы главного экономиста, главного бухгалтера, маркетинга и т.п. Взаимодействие двух компонентов экономической подсистемы призвано обеспечить экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятия в контексте производственно – экономического развития отрасли и макроэкономической системы в целом);
— социальная подсистема предприятия ( включает как социальные отношения внутри трудового коллектива, так и его отношения с внешней средой в процессе хозяйственной деятельности. Эта подсистема, подвергаясь воздействию материально – вещественных компонентов всей системы предприятия, способна сама оказывать мощное влияние на техническую и экономическую подсистемы).
7. Экономическая культура личности
— Это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.
В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.
Основой экономической культуры личности является сознание.
Экономические знания – совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.
— Это важная составляющая экономической культуры личности. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.
Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально – психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.
Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.
По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.
Экономические отношения и интересы.
Экономическая свобода и ответственность.
Связь экономической культуры и деятельности.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – система ценностей и мотивов, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также традиции и нормы, регулирующие экономику. Она определяет направление экономической деятельности, распределения и потребления.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС – стремление человека получить блага, необходимые для обеспечения жизни, а также пути и способы их получения.
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА – нормы морали, искусство, религия, воздействующие на сознание всех людей, осуществляющих экономическую деятельность (работа не за страх, а на совесть; не только для получения прибыли, а на благо общества).
ПРОТИВОРЕЧИЕ: получить максимальную прибыль, НО учитывать интересы общества. Чтобы не разориться, бизнес должен проявить СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ – особое отношение личности к обществу, выраженное в выполнении нравственного долга и правовых норм.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ – развитие, которое позволяет удовлетворять текущие потребности общества, без ущерба для существования будущих поколений. СПОСОБЫ: развитие технологий; восстановление природы; уменьшение отходов; вторичная переработка; снижение потребления.
5. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (разумность, осмысленность) – выбор решений, дающих наибольшие результаты при минимальных затратах. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – сопоставление результатов действий с затратами.
извлечение максимальной выгоды из приобретения.
ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ: получение максимальной прибыли.
ОГРАНИЧЕНИЕ: семейный бюджет; цена; ассортимент.
ОРГАНИЧЕНИЕ: спрос-предложение; конкуренция; ограниченность финансовых ресурсов; необходимость капиталовложений.
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ – право самостоятельного принятия решения. Семейный бюджет состоит из частей: приобретение товаров и услуг; сбережения (10-20%). Материальное благополучие зависит от рациональности использования. «ЗАКОН ЭНГЕЛЯ» — чем больше доход, тем меньше тратится на продукты.
СРЕДСТВО СБЕРЕЖЕНИЙ: депозит (деньги + %); покупка ценных бумаг (риск, но больший процент); покупка недвижимости (доход от аренды, экономия на съеме жилья); страхование от риска потери.
СРЕДСТВО: снизить затраты на производство; экономия; новые технологии; вторичная переработка; увеличение выпуска продукции (количество или качество); новые рынки сбыта; грамотный маркетинг и менеджмент; исполнение законодательства РФ; профессионализм работников; самообразование, саморазвитие владельца бизнеса.